Обложка журнала

   

УДК 550.8:347

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕХОДА ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ ПРИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НЕДР

В.Д.Мельгунов (Институт горного и энергетического права РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М.Губкина, Москва), М.С.Бесланеева (ФГКУ “Росгеолэкспертиза”, Москва)

 

Виталий Дмитриевич МЕЛЬГУНОВ, директор, профессор, кандидат юридических наук, доцент

Марьят Сергеевна БЕСЛАНЕЕВА, аспирант, ведущий юрисконсульт

 

Рассматриваются вопросы правового регулирования перехода права пользования недрами при применении процедур несостоятельности (банкротства) пользователей недр, а также переоформления лицензий на пользование недрами в этих случаях. Проводится анализ существующего правового регулирования и формулируются предложения по совершенствованию законодательства о несостоятельности (банкротстве).

 

 

Признание пользователя недр несостоятельным (банкротом) зачастую порождает проблемы, связанные с возможностью продолжения работ на предоставленном участке недр в соответствии с требованиями рационального использования и охраны недр, безопасного ведения горных работ. При этом дальнейшее осуществление деятельности по пользованию недрами заинтересованным лицом на участке недр, предоставленном юридическому лицу, в отношении которого ведется процедура банкротства, возможно только после переоформления лицензии на пользование недрами.

В настоящее время правовое регулирование вопросов приобретения имущества пользователя недр – банкрота и переоформления лицензии на пользование недрами осуществляется на основании Закона РФ "О недрах" и Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о несостоятельности).

По мнению ряда исследователей, существует проблема "отсутствия должного регулирования этого вопроса, в первую очередь на законодательном уровне: в Законе о банкротстве нет отсылок к Закону РФ "О недрах", и, соответственно, регулирование некоторых ключевых аспектов вопроса переоформления лицензии при банкротстве не решено".

Указанные нормативные правовые акты относятся к разным отраслям права, не содержат корреспондирующих отсылок, не определяют особенностей применения Закона о несостоятельности при банкротстве пользователей недр. При этом нормы этого закона, регламентирующие механизм признания должника банкротом, имеют в большей степени процедурный характер (определяют порядок, последовательность, сроки осуществления той или иной процедуры в ходе признания должника банкротом), в то время как нормы Закона РФ "О недрах" и подзаконных актов регулируют вопросы, связанные с переходом права пользования недрами и переоформления лицензий, без учета особенностей процедур, предусмотренных Законом о несостоятельности.

Как известно, согласно статьям 1.2 и 17.1 Закона РФ "О недрах", недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, находятся только в государственной собственности. Более того, участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Права пользования недрами также исключены из гражданского оборота и могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Специфической особенностью установленного Законом РФ "О недрах" правового режима недр и прав на участки недр является отсутствие возможности применения гражданского законодательства к отношениям недропользования. Данная особенность отличает правовое регулирование пользования недрами от правового регулирования пользования другими природными ресурсами, предусмотренного Земельным кодексом РФ (ч. 3 ст. 3), Водным кодексом РФ (ч. 2 ст. 4), Лесным кодексом РФ (ч. 2 ст. 3), в которых гражданское законодательство подлежит субсидиарному применению к имущественным отношениям, возникающим в указанных природоресурсных сферах.

Принимая во внимание то, что недра не являются объектом гражданского оборота, можно отметить особенность их правового режима, заключающуюся в установлении Законом РФ "О недрах" исчерпывающего перечня оснований предоставления права пользования недрами (ст. 10.1) и перехода данного права по решению государственных органов (ст. 17.1). В отношении лицензии на пользование недрами следует отметить, что в соответствии со ст. 11 Закона РФ "О недрах" лицензия является специальным государственным разрешением, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Конституционный Суд РФ в определении от 06.10.2015 г. № 2314-О и других актах неоднократно отмечал, что Закон РФ "О недрах", определяя правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, устанавливает в целях обеспечения защиты интересов государства и граждан РФ, а также прав пользователей недр разрешительный режим пользования недрами*.

Вышеуказанные нормы Закона РФ "О недрах" и толкования Конституции РФ, данные Конституционным Судом РФ, свидетельствуют о публично-правовом характере правового режима недр и прав на участки недр. Подобный вывод подтверждается также предусмотренным Законом РФ "О недрах" способом оформления прав на пользование участком недр: а именно выдачей лицензии на пользование недрами.

Такой подход обосновывается и судебной практикой по разрешению экономических споров. В частности, арбитражные суды не раз признавали особенность регулирования использования недр, которое во многом является публично-правовым, учитывая, в том числе, обязательность оформления специального государственного разрешения в виде лицензии (например, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ №13728/13 от 04.02.2014 г., постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.12.2016 г. № Ф02-7070/2016 по делу № А74-10352/2015). К такому же выводу приходит и Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 18.10.2016 г. № Ф09-8934/16 по делу № А60-62170/2015, в котором отметил, что отношения в сфере лицензирования недропользования носят самостоятельный публично-правовой характер, в связи с чем правовые последствия связанных гражданско-правовых отношений должны распространяться на них с учетом требований специального законодательства, в данном случае – в соответствии с требованиями Закона РФ "О недрах"**.

 

* СПС "КонсультантПлюс".

** Ранее судебно-арбитражная практика складывалась иначе, подробнее см.: Фонарьков К.В., Мельгунов В.Д. Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с пользованием недрами // Комментарий судебно-арбитражной практики. – Вып. 10. – М., 2003. – С. 144.

 

В постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.09.2015 г. № А66-7477/2014 также обращается внимание на то, что предоставление права пользования недрами путем выдачи лицензии не носит гражданско-правовой характер и осуществляется уполномоченным органом в рамках его публично-властных полномочий. При этом на отношения недропользования, в силу требований ч. 3 ст. 2 ГК РФ, не распространяются нормы гражданского права. Кроме того, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 г. № 09АП-18846/2012-ГК по делу № А40-138061/2012 (оставленным Постановлением ФАС Московского округа от 24.10.2013 г. без изменения) подтверждается, что выдача лицензии – это административный акт, т.е. основанное на законе юридически властное решение уполномоченного органа, принимаемое в одностороннем порядке с соблюдением определенной формы и процедуры и направленное на установление, изменение либо прекращение административных правоотношений.

Как было указано выше, возможность перехода права пользования недрами исчерпывающим образом ограничена Законом РФ "О недрах". Согласно частям 7, 8 ст. 17.1 данного закона право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ "О недрах" или иными федеральными законами. Лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование (ч. 8 ст. 17.1). Таким образом, единственным законным способом предоставления права пользования участком недр по лицензии, принадлежащей пользователю недр, в отношении которого ведется процедура банкротства, является переход права пользования участком недр и переоформление лицензии в порядке абз. 8 ст. 17.1 Закона РФ "О недрах".

Данный переход права пользования недрами осуществляется в административном порядке в соответствии с процедурой, предусмотренной утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 г. № 315 Административным регламентом Роснедр по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения в них изменений и дополнений, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр. При этом переоформление лицензии осуществляется после процедуры проверки специальной правоспособности претендента на основании решения органа управления государственным фондом недр о соответствии претендента требованиям, предъявляемым к пользователям недр.

Особо следует отметить, что претенденту на получение права пользования недрами в этом случае необходимо в числе прочего представить документы, подтверждающие приобретение имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр.

Вместе с тем требует внимания и то обстоятельство, что Закон РФ "О недрах" не регулирует отношения, связанные с приобретением имущества должника, во взаимосвязи с Законом о несостоятельности. По этой причине в настоящее время остается нерешенным вопрос о том, на какой из стадий процедуры банкротства допустимо приобретать имущество пользователя недр. В частности, Законом о несостоятельности предусмотрено 4 стадии признания должника банкротом: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство. Отсутствие в указанном законе запрета свидетельствует о возможности приобретения имущества пользователя недр на любой стадии, но с учетом требований этого закона.

Однако можно отметить, что непосредственно механизм реализации имущества пользователя недр при проведении процедуры банкротства регламентирован Законом о несостоятельности для этапов внешнего управления или конкурсного производства.

В первом случае осуществляется продажа имущества в соответствии со ст. 110 Закона о несостоятельности. При этом при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на средства индивидуализации должника, его продукцию (работы, услуги), коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

В рамках конкурсного производства согласно п. 2 ст. 131 Закона о несостоятельности из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное, предусмотренное данным законом, имущество.

На основании вышеизложенного можно заключить, что заинтересованное лицо вправе приобрести имущество пользователя недр, необходимое для продолжения деятельности по пользованию недрами, при проведении указанных процедур. При этом применительно к самой лицензии на пользование недрами необходимо отметить, что она не может быть реализована в рамках процедуры признания пользователя недр банкротом.

Вышеуказанное подтверждается судебной практикой. В частности, арбитражные суды не раз отмечали, что лицензия на пользование недрами не может входить в состав конкурсной массы предприятия-банкрота, поскольку не является имуществом и не подлежит самостоятельной оценке*.

Между тем судебной практике известны случаи, когда при проведении процедуры признания пользователя недр банкротом возникали споры из-за того, что конкурсный управляющий при инвентаризации в инвентаризационные акты не включал лицензии на пользование недрами в качестве актива должника. При разрешении указанных споров арбитражные суды правомерно отмечают, что лицензия на пользование недрами не подлежит включению в конкурсную массу. Вместе с тем арбитражными судами сделан вывод, что в силу положений ст. 110, 139 Закона о несостоятельности в процедуре конкурсного производства может быть принято решение о продаже предприятия должника вместе с указанной лицензией**. Подобное толкование в разрыве от ст. 17.1 Закона РФ "О недрах", по мнению авторов, является ошибочным.

В частности, несмотря на то, что понятие "имущество" довольно многогранно и обширно***, право пользования недрами не охватывается правовой категорией "имущество", учитывая это лицензия на пользование недрами не может быть включена в имущественный комплекс (предприятие).

 

* См., например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.06.2017 г. № Ф09-2903/17 по делу
№ А47-1760/2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2016 г. № 09АП-54082/2016 по делу № А40-107669/16, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 г. № 09АП- 11310/2017 по делу № А40-224671/16, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.08.2016 г. по делу № А33-15895/2014.

** См., например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.06.2017 г. № Ф09-2903/17 по делу
№ А47-1760/2014, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2016 г. № 08АП-4005/2016 по делу № А46-17551/2014.

*** Понятие "имущество" особенно широко трактуется Европейским судом по правам человека. См., например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Статья 1 Протокола №1. Право на собственность: учеб.-метод. пособие / М.Карсс-Фриск, А.Н.Жеребцов, В.В.Меркулов, А.Г.Эртель. – М.: Российская академия правосудия; Совет Европы, 2002. – С. 4. URL: http://www.echr.ru/documents/manuals/HandbookJudges/HandbookJudg.pdf).

 

Иными словами, включение лицензии на пользование недрами в имущественный комплекс и последующая его реализации означает продажу данной лицензии третьему лицу, что не допускается Законом РФ "О недрах".

Следовательно, поскольку в силу статей 1.2, 17.1 Закона РФ "О недрах" участки недр и права на них изъяты из оборота, а переход права пользования и переоформление лицензии на право пользования недрами допускается только в установленных законом случаях в административном порядке, то включение лицензии на пользование недрами (специального государственного разрешения) в имущественный комплекс должника для реализации его путем проведения торгов не представляется возможным. В противном случае будет иметь место нарушение установленных законодательством о недрах запретов и ограничений, а также наличие оснований для признания сделки недействительной.

Так, согласно ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Содержание "публичного интереса" раскрыто в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. №25 "О применении судами некоторых положений раздела I ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации"*: "Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы".

Таким образом, правовая природа права пользования недрами объясняет необходимость исключения лицензий на пользование недрами из состава предприятия и из конкурсной массы как самостоятельного имущества.

Проблемным вопросом является также отсутствие в Законе о несостоятельности положений, корреспондирующих абз. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона РФ "О недрах". С одной стороны, может показаться, что имущественные комплексы, создаваемые при пользовании недрами, представляют интерес только для недропользователей или соискателей права пользования недрами. Вместе с тем имущество недропользователя-банкрота может оказаться в руках лиц, не заинтересованных в продолжении деятельности по пользованию недрами, которые приобретают его в целях дальнейшей перепродажи. В результате того, что приобретатель имущества не заинтересован в переоформлении лицензии, а претендент на получение права пользования недрами по данной лицензии лишается соответствующей возможности (в то время как работы на участке недр прекращены), возникает экономически невыгодная для государства ситуация.

В поисках решения рассматриваемой проблемы можно обратиться к законодательству о недрах Республики Казахстан.

В настоящее время в Казахстане действует Закон Республики Казахстан от 24.06.2010 г. № 291-IV "О недрах и недропользовании"**. Вместе с тем отметим, что в стране принят новый законодательный акт, регулирующий отношения в области пользования недрами, – Кодекс Республики Казахстан от 27.12.2017 г. № 125-VI "О недрах и недропользовании" (далее – Кодекс), который вступит в силу по истечении 6 месяцев после дня его первого официального опубликования*** (за исключениями, предусмотренными ст. 277 Кодекса). При этом со вступлением в действие Кодекса утратит силу Закон РК "О недрах и недропользовании" (за исключением статей, указанных в ч. 14 Кодекса).

 

* СПС "КонсультантПлюс".

** Информационная система "КОНТИНЕНТ" // URL: http://continent-online.com/

*** Казахстанская правда от 28.12.2017 г. № 249 (28628).

 

Законом РК "О недрах и недропользовании" в п. 5 ч. 1 ст. 36 предусмотрена возможность передачи права недропользования и (или) объектов, связанных с правом недропользования, путем отчуждения права недропользования, объектов, связанных с правом недропользования, в процессе процедуры банкротства. В соответствии со ст. 41 указанного Закона реализация имущественной массы при осуществлении процедур банкротства производится путем проведения публичных торгов. Аналогичная процедура реализации имущественной массы при банкротстве недропользователей предусмотрена ч. 1 ст. 109 Кодекса. При этом требование о получении разрешения компетентного органа на участие в торгах для допуска заинтересованных лиц к участию в таких торгах, предусмотренное абз. 2 ч. 1 ст. 41 Закона РК "О недрах и недропользовании", сохранено в абз. 2 ч. 1 ст. 109 Кодекса.

Иными словами, правовое регулирование реализации имущественной массы при осуществлении процедур банкротства не претерпело коренных изменений с принятием Кодекса РК "О недрах и недропользовании".

Вместе с тем преобразование правового регулирования рассматриваемой проблемы путем заимствования вышеуказанных положений Закона РК "О недрах и недропользовании" не представляется возможным в силу разного подхода к вопросу об обороте прав на недра и применении норм гражданского законодательства, а именно недопустимости продажи права на пользование недрами на торгах. В частности, для российской правовой действительности одновременное получение права пользования недрами и объектов, связанных с недропользованием, кажется революционным положением. Однако в целом механизм, предусмотренный Законом РК "О недрах и недропользовании", представляется прогрессивным, что позволяет рассматривать его в качестве ориентира для усовершенствования российской модели перехода права пользования недрами при проведении процедур банкротства в отношении пользователя недр.

Решение исследуемой проблемы предлагается путем совмещения аукциона (конкурса) на получение права пользования недрами и аукциона по продаже имущества*. При этом вместо устоявшегося порядка переоформления лицензии после приобретения имущества пользователя недр автором предложено сначала провести конкурс на получение права пользования недрами, по его результатам определить претендента на получение права недропользования, которому в результате будет предоставлено право покупки имущества. После приобретения имущества претендент может обратиться с заявкой о переоформлении лицензии в компетентный орган.

 

* Дудиков М.В. Банкротство горных предприятий: проблемы правового регулирования и перспективы их решения // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 2017. – № 1. – С. 47-50.

 

Данное предложение представляется интересным, но подобный механизм предполагает введение еще одной процедуры для получения права пользования недрами, что несколько усложняет получение права пользования недрами по такому основанию.

В настоящее время, наряду с указанными выше проблемами, остается неурегулированным вопрос, заключающийся в приобретении имущества пользователя недр- банкрота, обладающего лицензией на геологическое изучение полезных ископаемых, в отношении которого ведется процедура банкротства. В частности, на практике пользователи недр зачастую не обладают собственными техническими средствами, необходимыми для безопасного проведения работ по геологическому изучению недр. В связи с этим, недропользователи привлекают подрядные организации, имеющие такие средства.

В силу отсутствия у недропользователя имущества, связанного с пользованием недрами, переоформление лицензии по основанию, предусмотренному абз. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона РФ "О недрах", становится невозможным. Возникновение указанной проблемы объясняется тем, что для переоформления лицензии на пользование недрами по данному основанию, согласно пп. 6 п. 69 Административного регламента, претенденту необходимо представить документы, подтверждающие приобретение имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр. И в случае отсутствия таких документов в переоформлении лицензии будет отказано.

Вместе с тем переоформление лицензии на геологическое изучение недр в случае банкротства недропользователя представляется гибким механизмом по сравнению с прекращением права пользования недрами по этой лицензии и предоставлением права пользования недрами на соответствующий участок недр новому лицу в заявительном порядке, предусмотренном Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения, утвержденным приказом Минприроды России 10.11.2016 г. № 583).

Еще одним дискуссионным вопросом является использование законодателем в абз. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона РФ "О недрах" термина "предприятие", поскольку гражданским законодательством под предприятием понимается имущественный комплекс (ст. 132 ГК РФ, ст. 110 Закона о несостоятельности). При этом банкротом признается не имущественный комплекс, а пользователь недр, отвечающий требованиям ст. 9 Закона РФ "О недрах". Кроме того, в рамках рассматриваемой проблемы следует отметить, что приобретение имущества возможно на различных стадиях проведения процедуры банкротства, в том числе до признания пользователя недр арбитражным судом банкротом. Учитывая вышеизложенное, для достижения терминологической ясности, определенности, целесообразней изменить конструкцию "предприятие-банкрот (пользователь недр)" на более конкретное понятие – "пользователь недр".

Таким образом, в целях сближения процедур признания пользователя недр банкротом и переоформления лицензий на пользование недрами необходимо детализировать механизм правового регулирования приобретения имущества и переоформления лицензии на пользование недрами. На наш взгляд, было бы целесообразным включить в гл. IX Закона о несостоятельности параграф 8, который предусматривал бы особенности несостоятельности пользователей недр и включал бы порядок, а также сроки приобретения заинтересованным лицом необходимого для продолжения деятельности по пользованию недрами имущества, а также порядок переоформления лицензии на пользование недрами.

В частности, представляется необходимым предусмотреть в Законе о несостоятельности следующие требования:

проведение торгов в форме конкурса по продаже имущества пользователя недр;

информирование федерального органа управления государственным фондом недр о проведении торгов и согласовании с ним условий их проведения;

включение в условия проведения торгов положения о представлении документов, подтверждающих соответствие лица требованиям, предъявляемым к пользователям недр;

обязанность приобретателя имущества обратиться в уполномоченный орган с заявкой на переоформление лицензии на пользование недрами.

Вышеуказанные предложения позволят учесть специфику правового регулирования недропользования, отличающегося от правового регулирования использования других природных ресурсов, при применении Закона о несостоятельности и проведении соответствующих процедур в отношении пользователей недр.

 

Ключевые слова: законодательство о недрах; горное право; переход права пользования недрами; переоформление лицензий на пользование недрами; признание несостоятельным (банкротом) пользователя недр.

 

Л и т е р а т у р а

Агафонов В.Б. Правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности в сфере недропользования. – М., 2014.

Басыров Р.Н. Правовое регулирование обустройства участков недр: дисс... канд. юрид. наук. – М., 2016.

Басыров Р.Н. Правовое обеспечение выполнения недропользователями завершительных мероприятий // Экологическое право. – 2015. – № 1.

Гончаров П.П. О понятии и классификации горного имущества // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 2016. – № 3. – С. 55-63.

Дудиков М.В. Банкротство горных предприятий: проблемы правового регулирования и перспективы их решения // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 2017. – № 1. – С. 47-50.

Лысенко А.Н. Имущество в гражданском праве России. – М.: Деловой двор, 2010. – 200 с. // СПС "КонсультантПлюс".

Мельгунов В.Д. Теоретические основы горного права России. – М., 2018. – С. 262.

Мельгунов В.Д. Реализация административно-правового, гражданско- правового и отраслевого регулирования при переходе права пользования недрами // Тр. Института государства и права РАН. – 2009. – № 1.

Право на собственность: учеб.-метод. пособие. – М.: Российская академия правосудия; Совет Европы, 2002. – С. 4.

Салиева Р.Н., Шакирова А.Н. Правовые особенности банкротства недропользователей в РФ. Снижение рисков предпринимательской деятельности в сфере недропользования// Тр. Оренбургского ин-та (филиала) МГЮА. – 2015. – № 24. – С. 55.

Сидоров И.Н. Право пользования недрами в России. Возникновение и переход / Научное издание. – М., 2016.

Цуранова А.И. Правовой механизм обеспечения рационального использования недр при геологическом изучении, разведке и добыче полезных ископаемых. – М., 2017.

 

© Мельгунов В.Д., Бесланеева М.С., 2018

Мельгунов Виталий Дмитриевич, Melgounov.V@Gubkin.ru

Бесланеева Марьят Сергеевна, beslaneeva_m.s@mail.ru

 

ABOUT THE IMPROVEMENT OF THE LEGAL REGULATION OF THE TRANSFER OF THE RIGHT
TO USE SUBSOIL WITH INSOLVENCY (BANKRUPTCY) OF SUBSOIL USERS

V.D. Melgounov (Institute of Mining and Energy Law Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University), Moscow), M.S. Beslaneeva (Rosgeolexpertiza, Moscow)

The issues of legal regulation of the transfer of the right to use subsoil in the application of insolvency (bankruptcy) procedures for subsoil users, as well as the re-issuance of licenses for the use of subsoil in these cases are being considered. The analysis of the existing legal regulation is being conducted and proposals for improving the legislation on insolvency (bankruptcy) are being formulated.

Key words: subsoil legislation; mining law; transfer of the right to use subsoil; re-issuance of licenses for the subsoil use; declaration of insolvency (bankruptcy) of a subsoil user.

Скачать статью
ГеоЕвразия-2019