Всё о минерально-сырьевой базе
и недропользовании в России
Обложка журнала
  • Возбудитель вибрации усилием 30 тс
  • Рабочий диапазоне частот от 1 до 250 Гц
  • Усилие прижима опорной плиты 29000 кг
  • Возможность работы с системами управления всех типов
  • Возможность передвижения по дорогам общего пользования при установке узких шин
  • Система видеоконтроля работы возбудителя вибрации и движения задним ходом
  • Рабочий диапазон температур от -40 до + 45 °С
  • Арктическое исполнение – для условий Крайнего Севера
  • Тропическое исполнение – для сухого и жаркого климата
  • Эвакуационный люк
  • Максимальная скорость движения 38 км/ч
  • Дорожный просвет 520 мм
  • Дополнительные опции по согласованию с заказчиком
  • Гибкие инженерные решения под индивидуальные требования
Обложка журнала

УДК 553.04(985)
Проблемы освоения минерально-сырьевых ресурсов территории и континентального шельфа Арктики

Ю.И. Важенин1, Г.И. Орденов1, Ю.П. Ампилов2, Б.В. Хакимов1

1 Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Москва
2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Москва

 

Юрий Иванович ВАЖЕНИН, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, кандидат технических наук

Геннадий Иванович ОРДЕНОВ, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Юрий Петрович АМПИЛОВ, заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических наук

Борис Васильевич ХАКИМОВ, помощник члена Совета Федерации, доктор экономических наук

 

Рассмотрены современное состояние и перспективы освоения Арктической зоны России, вопросы государственной политики и стратегии освоения ее минерально-сырьевых ресурсов, экономического и организационного обеспечения. Указывается на необходимость обновления геологической информации и комплексного геологического изучения суши и шельфа Арктики, опытно-конструкторских работ по созданию новой техники и технологий разведки и освоения месторождений углеводородного сырья.
Ключевые слова: Арктика; территория и континентальный шельф; минерально-сырьевые ресурсы; экономика; законодательство.

Арктическая зона России

К арктическим территориям и акваториям относятся пространства, расположенные севернее условного полярного круга с координатами 66,5о с.ш. В зимний период здесь полярная ночь, а летом круглосуточно полярный день. Отсутствие солнечной радиации зимой и малая доза солнечной радиации в другие сезоны объективно формируют зону с очень жесткими климатическими условиями, уникальной природой и образом жизни коренных малочисленных народов Севера.

Характерные для Арктики границы зон многолетней мерзлоты, отрицательных температур и короткого вегетационного периода (дней активного роста трав, кустарников и деревьев) в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке распространяются на 1000 км и более южнее северного полярного круга, в связи с чем отдельные субъекты РФ здесь вполне обоснованно относятся к районам Крайнего Севера. При этом население, проживающее исключительно за полярным кругом и относящееся к так называемой циркумполярной цивилизации, в России самое большое в мире.

Вследствие очень холодного климата и значительной удаленности от транспортной и энергетической инфраструктуры затраты на производство большинства видов продовольствия и промышленной продукции в Арктической зоне в несколько раз выше, чем в соседних южных территориях.

Следует отметить, что климат на 1/3 территории России в европейской части соответствует климату Канады, а 2/3 ее территории в азиатской части – климату Аляски. Поэтому Россия – самая холодная, а также самая протяженная страна в мире, что приводит к повышенной энергоемкости, материалоемкости и себестоимости большинства видов производимой в стране продукции.

Основы государственной политики и стратегия

В настоящее время в российской Арктике приступили к более интенсивному использованию Северного морского пути, а также к строительству новых нефтегазодобывающих предприятий, прежде всего на суше. При этом морская часть Арктики осваивается более скромными темпами, в силу необходимости гигантских инвестиций требуются предварительный экономический анализ и оценка целесообразности освоения*.

* Материалы парламентских мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: парламентских слушаний, круглых столов, заседаний комитетов, заседаний экспертных советов по вопросам освоения Арктики за 2010-2019 гг.

Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 "Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года" (далее – Основы) содержит множество целей, задач и путей их достижения, но без какой-либо конкретики и первоочередности.

В принятых Основах ничего не говорится о российском секторе в Северном ледовитом океане от побережья до Северного полюса, который был зафиксирован еще в 1826 г. в русско-английской конвенции, уточнен в 1867 г. в договоре об уступке Аляски, а также подтвержден постановлением ЦИК СССР от 15.04.1926. По словам А.Н. Вылегжанина (МГИМО), этот факт "является данностью международного права". Сохраняем ли мы прежние претензии России и СССР на этот сектор либо фактически от них отказываемся? Позиция США и ее союзников к "своим секторам" неоднозначна. Выступает ли Россия за мирное использование ресурсов и международное сотрудничество в Арктике, готова ли обеспечивать безопасность только Северного морского пути или всего своего сектора?

Недостаток конкретики в Основах можно объяснить отсутствием соответствующего мирового опыта освоения Арктики или аналогичных по масштабам проектов. Вместе с тем ближайшим примером освоения суши в условиях, приближенных к арктическим, является освоение углеводородного сырья (УВС) Западной Сибири с проведением масштабных работ в период с 1955 по 1970 г., когда годовой объем глубокого поисково-разведочного бурения на нефть и газ составлял около 2,5 млн м, что в 3 раза превышает современный общероссийский уровень. По признаниям руководителей и специалистов международных транснациональных нефтегазодобывающих компаний, ни одна из ТНК даже в современных условиях не способна в одиночку реализовать такой крупный проект. И для этого региона в настоящее время требуются новые усилия и решения в связи с наметившимся здесь снижением добычи [1].

Следует ожидать, что освоение суши и шельфа Арктики потребует на порядок более высоких затрат и времени, которые, по мнению многих специалистов, будут сравнимы с затратами и сложностью решаемых задач при освоении космоса. Например, проект освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море в 2010 г. оценивался в 35-50 млрд долл. (около 3 трлн р.) и был на грани рентабельности при цене нефти более 100 долл./баррель. Современные удельные затраты на глубокое поисково-разведочное бурение в Западной Сибири составляют около 100 тыс. р./м; на арктическом побережье – 1,0 млн р./м, а на арктическом шельфе – более 2,0 млн р./м.

Позитивный пример освоения УВС континентального шельфа в более благоприятных природных условиях – опыт освоения месторождений соседнего Северного (Норвежского) моря и Мексиканского залива – самого масштабного морского проекта. В Северном море имела место высокая степень геологической изученности недр сейсморазведочными профилями и разведочными скважинами, число которых в расчете на единицу площади акватории на порядок превышает показатели изученности российской части Баренцева моря. Кроме того, детальность и точность сейсмических профилей и скважинного каротажа за счет применения современных волоконно-оптических технологий и других достижений морской геофизики значительно превосходят аналогичные российские показатели.

Пример освоения УВС Мексиканского залива примечателен поэтапным развитием техники и технологий, начиная от освоения прибрежной полосы суши, затем ближайшего мелководья и выходом на большие глубины, составляющие более 2000 м.

В принятых Основах подчеркнута важность создания транспортной инфраструктуры: аэродромов, портов, железных дорог, автодорог. Однако для определения их размещения и трасс необходима информация об основных месторождениях УВС, других видов полезных ископаемых, иных экономически привлекательных объектов, объединяемых этой инфраструктурой. Вместе с тем необходимое для этого обновление имеющейся геологической информации или комплексное геологическое изучение суши и шельфа российской Арктики не предусмотрено. Для определения местоположения основных опорных пунктов в Арктике необходима также информация об ожидаемых материальных, трудовых, финансовых и временных затратах на создание различных вариантов транспортной, производственной и социальной инфраструктуры. Следует ожидать, что основные опорные пункты и магистрали совпадут с исторически сложившимися пунктами и путями сообщения, где уже есть какая-то инфраструктура и заделы прошлого строительства.

Таким образом, реализация задач по освоению Арктики, поставленных в Основы, должна базироваться на обновленных данных геологического изучения территории и шельфа, результатах научно-исследовательских работ экономической направленности для оценки требуемых затрат и ресурсов и экономической значимости освоения для государства.

Современное состояние и перспективы освоения Арктики

Реализуемое в последние годы восстановление военного присутствия вдоль побережья северных морей направлено не только на обеспечение безопасности государственных границ с северного направления, но и безопасности круглогодичного функционирования Северного морского пути – фактически новой мировой транспортной магистрали.

Создание крупного предприятия по сжижению природного газа ЯмалСПГ (ПАО "Новатэк"), поселка, аэропорта и морского порта Сабетта, обустройство на Арктическом побережье Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения и освоение на побережье и акватории Карского моря Крузенштернского газоконденсатного месторождения (ПАО "Газпром") безусловно являются уникальным примером успешного освоения природных богатств Арктики.

Создание указанных крупнейших нефтегазовых объектов позволило выявить и обосновать необходимость выполнения следующих мероприятий:

повышение доли использования отечественной техники, технологий, аппаратуры, программного обеспечения и материалов;

опережающее проведение необходимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания отечественной техники, технологий, аппаратуры, программного обеспечения и материалов;

развитие международной стандартизации и сертификации продукции, предназначенной для работы в Арктике;

предоставление льгот и преференций всем участникам освоения Арктики – от научных исследований до строительства и эксплуатации объектов в необходимых объемах и на весь срок выполнения конкретных проектов;

восстановление отечественного производства геолого-разведочной техники и горного оборудования, снаряжения и материалов [2].

Отдельно следует решить вопрос об условиях привлечения иностранных инвесторов, в том числе об использовании так называемых связанных кредитов и инвестиций в виде оборудования и материалов зарубежного производства. Пример санкций, наложенных на Россию с 2014 г., доказывает недопустимость возможной зависимости от Запада в производстве стратегических видов продукции. Например, в США и Европе участие иностранных инвесторов в крупных проектах допускается только для партнеров – участников закрытых экономических и военных блоков. Быть может, России тоже следует ограничить участие иностранных инвесторов в крупных проектах на своей территории условием наличия договора о дружбе и сотрудничестве с соответствующими странами, включая отсутствие на их территориях военных баз третьих стран, потенциально угрожающих России?

Положительным, соответствующим тренду мирового опыта освоения шельфа, является создание в мелководной части Баренцева моря в 2007 г. Варандейского нефтеналивного морского ледостойкого терминала (ПАО "Лукойл"), используемого для отгрузки на танкеры нефти, добытой на территории Тимано-Печорской нефтегазовой провинции. Важным достижением является создание в 2014 г. первой в России нефтедобывающей морской ледостойкой платформы "Приразломная" (ПАО "Газпром").

Однако указанные объекты расположены на глубинах моря около 20 м. При выходе в арктических морях на большие глубины следует учитывать усложнение ледового фактора появлением отдельных айсбергов до 1 млн т (100 х 100 х 100 м), нижняя часть которых может достигать морского дна и буквально перепахивать его, разрушая подводные коммуникации.

Как на шельфе, так и на суше мы уже сталкиваемся с непредвиденным ранее фактором – газогидратами (заледеневшее соединение метана и воды). Под действием тепла и снижения давления газогидраты непредсказуемо взрывным образом переходят в газовую фазу, что приводит к дополнительной деформации земной поверхности и морского дна с нарушением устойчивости находящихся на них конструкций, их обрушением, а также к опасности воспламенений и пожаров. Для прогнозирования таких ситуаций в Северное море (Норвегия) уже используются специальные донные станции непрерывного мониторинга состояния морского дна на основе волоконно-оптических информационных систем (ВОИС) из десятков тысяч датчиков, покрывающих до 200 км2 площади разрабатываемых залежей.

Важнейшим объектом будущей транспортной инфраструктуры является Северный широтный ход – железнодорожная магистраль от Приполярного Урала до Нижнего Енисея и далее до Якутии и Охотского моря, строительство которой было начато в 1930-х гг. и с 2018 г. продолжено практически заново. Ближайший аналог этого объекта – Байкало-Амурская магистраль (1972-1984).

Вместе с тем основными видами транспорта на ближайшую перспективу останутся водный (морской и речной) и авиационный (самолеты и вертолеты). Однако использование существующих видов самолетов и вертолетов требует наличия взлетно-посадочных полос или площадок, восстановление или строительство которых в Арктике связано со значительными капитальными вложениями и затратами времени. Возможности гидросамолетов и аппаратов на воздушной подушке – тоже ограничены. Заслуживает внимания широкое использование в США, Германии и других странах аэростатов и создание современных скоростных дирижаблей, предназначенных для полетов в более сложных погодных условиях с посадкой на неподготовленные площадки.

Геологическое изучение суши и шельфа

Как было указано выше, созданию транспортной инфраструктуры должно предшествовать обновление имеющейся геологической информации или комплексное геологическое изучение территории и шельфа Арктики [3]. Для полноценного изучения суши на все виды полезных ископаемых необходимо обновление или проведение комплексной геологической съемки масштаба 1:200 000, включая проходку горных выработок и бурение поисково-разведочных скважин. При этом современные методы космического мониторинга поверхности Земли и аэрофотосъемки способны выявлять отдельные геологические объекты и месторождения, окончательная идентификация которых требует проведения наземных геолого-разведочных работ. Вместе с тем предусмотренный государственными программами геологического изучения недр территории страны объем указанной комплексной геологической съемки составляет всего 10 % от необходимого, а план по площади закрывается более дешевой космической и аэрофотосъемкой.

Для полноценного изучения суши и шельфа Арктики на УВС необходимо сейсмопрофилирование и бурение глубоких поисково-разведочных скважин на нефть и газ. Причем сейсмопрофилирование должно выполняться с максимально высокой на сегодняшний день разрешающей способностью, обеспечиваемой при использовании современных широкополосных технологий и обновлением отработанных ранее профилей с низким вертикальным разрешением. Сейсморазведка 2D и 3D на шельфе частично ведется на наиболее перспективных блоках ПАО "Роснефть" и ПАО "Газпром" в соответствии с лицензионными обязательствами, в то время как поисковое и разведочное бурение существенно отстает, особенно в восточном секторе Арктики. Если же исходить из современных бюджетных затрат на геологическое изучение континентального шельфа Арктики в размере около 3 млрд р. в год, то этого недостаточно на бурение даже одной поисково-разведочной скважины.

Кроме того, суша Арктики чрезвычайно богата иными видами полезных ископаемых – прежде всего рудами полиметаллов, а также редких (в том числе редкоземельных) металлов, роль которых чрезвычайно быстро растет в мире в связи с энергетическим переходом [4, 5]. В то же время рентабельность нефтегазового бизнеса неуклонно падает, что негативным образом отражается на экономической оценке арктического углеводородного потенциала [6].

Для геологического изучения суши и континентального шельфа Арктики в требуемых объемах необходимы соответствующие технические средства, аппаратура и программное обеспечение, снаряжение и расходные материалы, которые в настоящее время отсутствуют, устарели или выпускаются в недостаточном количестве.

Импортозамещение

Практика приобретения и использования зарубежной техники, аппаратуры и программного обеспечения, снаряжения и расходных материалов показывает, что их стоимость, как правило, существенно превосходят стоимость отечественных аналогов, в том числе с более высокими технико-экономическими показателями. Кроме того, наложенные Западом произвольные санкции несут угрозу непредвиденных остановок и дополнительных проблем выполнения работ. Поэтому актуальным является импортозамещение – возрождение или создание заново отечественного геолого-разведочного и горного машиностроения, геофизической аппаратуры и отечественного программного обеспечения.

Важно отметить, что необходимые для освоения суши и шельфа Арктики технологии по определенным видам работ отсутствуют как в России, так и в других странах. Готовы ли мы быть первопроходцами и нести дополнительные затраты на разработку, изготовление опытных экземпляров, испытания, доработку, организацию промышленного производства принципиально новой техники и технологий?

В Государственной программе "Социально-экономическое развитие Арктической зоны до 2025 года", к сожалению, финансирование важнейшего этапа по модернизации и внедрению инновационных технологий, выполнение которого позволило бы существенно сократить технологическое отставание от мирового уровня российской продукции нефтегазового и промышленного машиностроения, запланировано лишь на 2021-2025 гг.

Формирование новых видов инновационной продукции, организация производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции для нужд геологоразведки, добычи и переработки минерального сырья, разработка стандартов и требований в промышленности, соответствующих мировому уровню, ускорение внедрения в массовое производство результатов научно-технической деятельности и другие мероприятия имеют приоритетное значение не только для Арктики, но и для экономики страны в целом. Решение этих задач требует дополнительного финансирования, причем в ближайшее время.

В настоящее время ПАО "Газпром" и ПАО "Роснефть" уже проводят испытания и сертификацию нового оборудования, разработку стандартов и требований, позволяющих обеспечивать российскому нефтегазовому и промышленному машиностроению высокую конкурентоспособность при создании оборудования для освоения минерально-сырьевого потенциала суши и шельфа Арктики. Согласно действующему приказу Минпромторга России от 31.03.2015 № 645 в разделе "Технологии и оборудование, используемое для реализации шельфовых проектов" импорт к 2020 г. предусматривалось снизить до 70 %.

Кроме того, необходимо решать проблему повышения нефтеотдачи пластов путем планомерного и системного внедрения методов увеличения нефтеотдачи (МУН), а также внедрения новых технологий при стимулирующей роли государства. К сожалению, в предшествующие три десятилетия внимание к повышению нефтеотдачи пластов со стороны государства пропало, в связи с чем коэффициент извлечения нефти (КИН) в России не увеличивался. Вместе с тем повышение нефтеотдачи до уровня, достигнутого в других странах, позволит обеспечить при умеренных затратах на внедрение МУН прирост запасов и темпов добычи на суше, которые почти вдвое превысят планируемый объем добычи нефти на шельфе Арктики. Таким образом, с добычей нефти на шельфе Арктики можно было бы не выходить еще лет 20*. А за это время разработать и опробовать отечественные современные и безопасные технологии для работы на арктическом шельфе.

* Примаков предлагает РФ сделать паузу в освоении арктического шельфа // РИА Новости, 13.01.2015. – URL: https://ria.ru/economy/ 20150113/1042426281.html

Применение МУН, предварительно усовершенствованных и опробованных на суше, позволит существенно повысить инвестиционную привлекательность шельфовых месторождений. Например, применение МУН и других новаций на месторождениях УВС Северного моря (Норвегия) позволило увеличить КИН с традиционных 0,3-0,4 до 0,7 и практически вдвое увеличить извлекаемые запасы.

Заключение

1. Освоение суши и континентального шельфа Арктики по затратам и сложности решаемых задач сопоставимо с освоением космоса, что определяет необходимость государственного планирования, координации и участия государства в создании транспортной, энергетической, производственной и социальной инфраструктуры.

2. В связи с чрезвычайно высокими затратами и сложностью освоения шельфа Арктики приоритетным на ближайшее десятилетие является освоение ее суши, которому должно предшествовать обновление имеющейся геологической информации и комплексное геологическое изучение суши и шельфа Арктики.

3. Для будущего освоения шельфа Арктики необходимо проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию принципиально новой техники и технологий разведки и добычи УВС в тяжелых ледовых условиях и на морском дне, аналоги которых в настоящее время отсутствуют.

4. Для развития новой техники, технологий и их применения в Арктике необходим комплекс стимулирующих мер, предоставляемых:

исполнителям всех форм собственности, начиная от научно-исследовательских работ, создания опытных образцов и испытаний на полигонах до логистики и производства, в том числе организациям, находящимся за пределами территории Арктической зоны;

при условии использования не менее 75 % в стоимостном выражении отечественной техники, технологий, аппаратуры и программного обеспечения, материалов и рабочей силы;

при обязательном учете вопросов охраны уникальной природной среды Арктики и интересов коренных малочисленных народов Севера.

5. Для финансирования геологического изучения суши и шельфа Арктики, создания транспортной инфраструктуры, создания новой техники и технологий, требуются огромные ресурсы, источником которых может быть рациональная, максимально полная разработка и комплексное использование УВС Западной и Восточной Сибири, в том числе совершенствование и широкое внедрение современных методов увеличения нефтеотдачи.

Л и т е р а т у р а

1. Ампилов Ю.П. Сланцевая нефть России: перспективы добычи в условиях санкций и падения цен на нефть // Oil & Gas Journal Russia. – 2015. – № 3. – С. 24-31.

2. Ампилов Ю.П. Новые вызовы для российской нефтегазовой отрасли в условиях санкций и низких цен на нефть // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 2017. – № 2. – С. 38-50.

3. Ампилов Ю.П. Освоение недр российской Арктики: углеводороды или новые тренды? // Энергетическая политика. – 2019. – № 3(141). – С. 42-53.

4. Ампилов Ю.П., Важенин Ю.И., Шмаль Г.И. Что изменилось за последние годы в наших представлениях об освоении российского шельфа?// NEFTEGAZ.RU. – 2019. – № 8. – С. 50-61.

5. Ампилов Ю.П., Старостин В.И. Геологоразведка в Арктике: нерешенные проблемы и новые возможности // В кн. Смирновский сборник-2019. – М.: Изд-во ООО "МАКС Пресс". – С. 316-333.

6. Сколько стоят месторождения шельфа Арктики в условиях кризиса? / С.М. Маммадов, Ю.П. Ампилов, В.А. Холодилов, В.Н. Хоштария // Газовая промышленность. – 2017. – № 6. – С. 16-22.

 

Problems of development of mineral resources of the territory and continental shelf of the Arctic

Yu.I. Vazhenin1, G.I. Ordenov1, Yu.P. Ampilov2, B.V. Khakimov1

1 Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, Moscow

2 M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow

The current state and prospects for the development of the Arctic zone of Russia, issues of state policy and strategy for the development of its mineral resources, economic and organizational support are considered. The need to update geological information and a comprehensive geological study of the land and shelf of the Arctic, experimental design work to create new equipment and technologies for the exploration and development of hydrocarbon deposits is indicated.
Key words: Arctic; territory and continental shelf; mineral resources; economy and organization.

Важенин Юрий Иванович, YuIVazhenin@senat.gov.ru
Орденов Геннадий Иванович, GIOrdenov@senat.gov.ru
Ампилов Юрий Петрович, ampilovy@gmail.com, yury@ampilov.ru
Хакимов Борис Васильевич, bvhakimov@yandex.ru

@ Важенин Ю.И., Орденов Г.И., Ампилов Ю.П., Хакимов Б.В.,
журнал "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление" 4-5/2020

 

Скачать статью
Issue 3/2020 (172)
Архив

В свободном доступе АРХИВЫ журнала с 2018-2005 гг.

Подписка