Меню

Аварийный спасательный жилет для самолетов



ВСЁ про аварийно-спасательное оборудование самолета

Аварийно – спасательное оборудование воздушного судна

В кабине экипажа размещаются аварийные топоры 4, которыми вырубаются в специальных местах выходы в обшивке фюзеляжа в случае заклинивания аварийных выходов.

Переносные ручные огнетушители 5 служат для ликвидации возникшего в пассажирской кабине пожара. Пассажиры спускаются на землю по надувным трапам 6 и матерчатому желобу 7. При аварийной посадке на воду пассажирский самолет держится на плаву до нескольких десятков минут, причем плавучесть самолета значительно увеличивается при аварийном сливе топлива перед посадкой, так как водоизмещение топливных баков почти равно весу самолета без топлива.

За это время пассажиры и экипаж размещаются на спасательных плотах 8, рядом с которыми в кабине (или в них) хранится НАЗ — неприкосновенный аварийный запас, включающий в себя средства обнаружения и обеспечения выживания потерпевших бедствие пассажиров и экипажа (радиомаяки, фонари, аптечки, запас питания, опреснители морской воды и т. д.).

Современные трапы, контейнеры с аварийным оборудованием и плоты с большими рабочими объемами (до 10 м3) в сложенном состоянии имеют очень небольшие размеры и могут размещаться в зависимости от конструкции и размеров у выходов на потолке, на полу кабины или на двери, через которую ведется эвакуация пассажиров.

Примечание: Надувной трап ТНО — задача трапа обеспечить безопасную эвакуацию из аварийного самолета всех пассажиров. Трап готов принять пассажиров спустя не более 6 секунд с момента открытия двери самолета. Наполнение и установка трапа обеспечивается при ветре любого направления со скоростью до 16 м/сек.

Изготовленный из газонепроницаемых эластичных материалов трап наполняется сжатым газом автоматически при открывании двери.

Трап в рабочем состоянии представляет одно-, двух- или трехдорожечный желоб, одним концом закрепленный на борту самолета, а другим свободно опертый на землю частью своей поверхности. Такая конструкция и выбираемое оптимальное значение угла наклона трапа обеспечивают быструю эвакуацию и уменьшают вероятность травмирования спускающихся пассажиров независимо от их массы и физических данных.

Для аварийной эвакуации на суше предназначены надувные трапы, матерчатые желоба и

спасательные канаты. Эти средства применяются, когда самолет приземлился на нормально

а). Надувной трап — предназначен для быстрого и безопасного спуска пассажиров и членов

экипажа на землю в аварийной обстановке. Для использования трапа необходимо выполнить

  • трап, уложенный в чехле, положить на порог дверного проема;
  • закрепить наконечники лямок трапа в узлах дверного проема и вытолкнуть с чехлом наружу;
  • выдернуть тросиком шпильки из штырей чехла, после чего чехол раскроется, а трап вывалится на землю;
  • повернуть рукоятку затвора баллона;
  • спуститься по трапу одному — двум членам экипажа или выделенным пассажирам и страховать пассажиров при спуске их с трапа.

Примечание. При сильном боковом ветре один — два члена экипажа или выделенных

пассажиров спускаются по канату трапа на землю и перед заполнением оттягивают трап (за

низ) от самолета, не допуская сноса его под фюзеляж.

б). Матерчатый желоб — предназначен для быстрой и безопасной эвакуации из самолета при

вынужденной посадке на сушу. Для использовании желоба необходимо выполнить следующее:

  • желоб вынуть из чехла;
  • закрепить наконечники желоба в узлах дверного проема;
  • укрепить профильную накладку желоба на пороге двери и вытолкнуть желоб со спасательным канатом наружу;
  • двум—четырем выделенным пассажирам спуститься по спасательному канату, оттянуть желоб за петли внизу и страховать пассажиров при спуске по желобу.

в). Спасательный канат — предназначен для спуска на землю пассажиров и членов экипажа при аварийной эвакуации через аварийные люки и форточки кабины экипажа. Для использования спасательного каната необходимо выполнить следующее:

  • открыть аварийный люк или форточку кабины экипажа;
  • открыть крышку футляра каната, вынуть канат;
  • развернуть канат и выбросить наружу в аварийный люк или форточку.

В руководствах по летной эксплуатации пассажирских самолетов содержатся указания и рекомендации, определяющие конкретные правила летной эксплуатации, технику и методику выполнения каждым членом экипажа всех этапов подготовки к полету и пилотирования самолета на всех возможных режимах полета, в том числе и в аварийных ситуациях.

В соответствии с международными правилами перед началом полета пассажиров знакомят с правилами поведения при аварии и использования аварийно-спасательного оборудования. Аварийно — спасательное оборудование включает в себя средства спасения экипажа и пассажиров при покидании самолета в воздухе, а также при вынужденной посадке на сушу и водную поверхность.

Типовой перечень АСО применяемого на ВС (тип Ан-32):

  1. Жилет спасательный АСЖ-63П — место установки — два в карманах спинок кресел летчиков и один в кармане перегородке шпангоута №7, слева от кресла штурмана.
  2. Надувные спасательные плоты ПСН-6АК (СП-12)
  3. Топор аварийный — на этажерке в грузовой кабине.
  4. Скоба для зацепления карабина фала коллективных средств спасения (парашютов и надувных спасательных плотов) — одна — около входной двери и две — около бортовых аварийных люков.
  5. Бортовые аварийные люки.
  6. Аварийные съемные табло «ВЫХОД» с автономным питанием.
  7. Аптечка АБ-50 — на этажерке в грузовой кабине.
  8. Аптечка АБ-3 — в кабине экипажа.
  9. Электрифицированная кассета с сигнальными ракетами (для стрельбы четырьмя штатными сигнальными ракетами) — по правому борту между шпангоутами №1 и 2, стрингерами №12 и 13 (пульт управления установлен на панели рабочего места штурмана).
  10. Огнетушитель.
  11. Две аварийные радиостанции Р-855УМ.
  12. Аварийный радиомаяк АРМ-406АС1.
  13. Радиостанция Р-861 «Актиния»
  14. Инструктивные надписи о порядке открытия аварийных люков пользования плотами и маркировка мест вскрытия обшивки в аварийной обстановке.
Читайте также:  Летние юбки платья 2021

В случае аварийной посадки самолета и заклинивания створок входного люка покидание самолета может производиться через аварийные люки, расположенные по правому и левому бортам.

Над аварийными люками установлены панели, на которых смонтированы табло «ВЫХОД» с легкосъемными плафонами для подхода к съемным фонарям, которые предназначены для освещения местности во время эвакуации пассажиров при аварийном покидании самолета в ночное время.

Аварийный топор предназначен для открытия заклинившихся дверей и люков, а также для вырубания стекол и проемов в борту фюзеляжа в местах, обозначенных метками желтого цвета на наружной поверхности фюзеляжа. Топор установлен в чехле в кабине экипажа между креслами.

Аварийные топоры предназначены для вскрытия обшивки стен кабины экипажа и пассажирского салона, кресел членов экипажа и пассажиров в случае появления под ними дыма и огня, для расчистки проходов к аварийным выходам, для вскрытия обшивки самолета при заклинивании дверей и аварийных люков.

При пользовании топором важны ритм и точность ударов. Предварительно необходимо расчистить подход к месту прорубания или вскрытия. Следует помнить, что при неосторожном обращении топором можно ранить себя и окружающих людей.

Переносной огнетушитель ОР-1-2

Переносные огнетушители предназначены для тушения пожара при загорании электропроводки в кабинах самолета, а также небольших очагов пожара на борту самолета. На самолетах установлены два(4) ОР-1-2 с надписью «ХЛАДОН» («ФРЕОН»), ‘заполненные жидким хладоном (фреоном); один ОР-1-2 с надписью «ВОДА», заполненный водоэтиленгликолевой смесью, и один ОУ, заполненный углекислотой.

Свисток

Служит для подачи звуковых сигналов и поддержания связи при плохой видимости. Дальности слышимости свистка примерно вдвое больше дальности слышимости голоса.

Сигнальное зеркало

Сигнальное зеркало служит для подачи световых сигналов кораблям или самолетам в солнечную погоду. Целесообразно посылать солнечный луч от зеркала вдоль всего горизонта даже в тех случаях, когда не слышно шума моторов поискового самолета. Схема пользования зеркалом изложена на его крышке. Дальность обнаружения «зайчиков» малого сигнального зеркала — 14 км., большого — 37 км. (при высоте полета поискового самолете 1-1,5 км).

Отмечено, что экипажи поисковых самолетов хорошо видят отраженные от сигнального зеркала солнечные лучи. Нередко экипаж ПСС обнаруживает этот сигнал раньше, чем терпящий бедствие увидит или услышит звук двигателей самолета

Сигнальный порошок

Сигнальный порошок (Уранин) предназначен для окраски воды в целях облегчения поисков местонахождения приводнившегося летчика (пассажиров).

Порошок, растворяясь в воде, окрашивает ее в желто-зеленый цвет и дает большое пятно, которое ориентирует поисковый самолет на местонахождение терпящего бедствие, кроме того, в ночное время, вода окрашенная порошком флуоресцирует.

Порошок может использоваться для окрашивания снега. Правила пользования: с пакета с уранином, срывается верхняя герметичная оболочка и, содержащиеся в марлевом мешочке краситель выбрасывается за борт лодки (в случае приводнения), оставаясь привязанным к лодке, или рассыпается по снегу.

В случае, если порошок затвердел комками, то перед пользованием его нужно хорошо размять. Пакет с порошком привязан к одному из поручней плавсредства. Пятно от порошка сохраняется на воде несколько часов.

Патрон сигнальный

Патрон сигнальный ПСНД-30 применяется в ночное и дневное время. Инструкция по прави­лам пользования нанесена на корпусе. Следует помнить о том, что на крышке ночной сторо­ны патрона имеется углубление, а на дневной стороне крышка гладкая. В светлое время суток подавайте сигнал «дневным» концом патрона. При горении, он в течение 30 сек. дает густое облако ярко-оранжевого дыма, которое обнаруживается за 8 — 10 км с высоты 500 м (в зависимости от характера местности).

В пустыне оранжевый дым маскируется фоном мест­ности и виден не более, чем на 200 — 300 м. Над водной поверхностью с корабля — дальность обнаружения 6 км. «Ночной» конец патрона дает ярко-малиновое пламя, которое обнаружи­вается на расстоянии до 25 — 30 км (с высоты 500 м), над водной поверхностью с корабля — до 20 км.

При подаче сигналов следует стать спиной к ветру (на плавсредстве разместиться с подветренной стороны), держа патрон в вытянутой руке (на воде — за бортом лодки). Для подачи сигналов выбирайте открытые участки местности (поляну, просеки и др.), в против­ном случае дым ПСНД будет задерживаться кронами деревьев и с воздуха не будет виден.

15 мм – сигнальный патрон

15 мм сигнальные патроны и приспособление для их отстрела. Десять 15 мм СП красного огня с приспособлением для отстрела предназначены для подачи сигналов поисковым группам и самолетам с целью более быстрого обнаружения местонахождения экипажа терпящего бедствие.

Приспособление для отстрела представляет собой металлический стержень размером с авторучку, на одном конце которого имеется резьбовое отверстие для навинчивания сигнальных патронов, на другом конце — зажим, позволяющий закрепить стреляющий механизм к карману снаряжения.

В корпусе механизма смонтирована боевая пружина с ударником и приспособление для взведения. Патроны и стреляющий механизм укладываются в коробку. Для производства выстрела 15 мм сигнальным патроном необходимо:

  • взять приспособление для отстрела в руку и завести кнопку курка в верхний вырез на корпусе;
  • отвернув предохранительный колпачок патрона, плотно до отказа ввернуть его в резьбовое гнездо приспособления;
  • завести кнопку курка в нижний вырез на корпусе механизма, взведя боевую пружину; — удерживая прочно приспособление с патроном в вытянутой вверх руке (под углом 80-90°), произвести выстрел, для чего кнопку курка отвести в сторону (влево) большим пальцем руки. Для надежного срабатывания патрона не допускать какого-либо торможения кнопки курка в момент выстрела.
Читайте также:  Жилетка для пирата для мальчика своими

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • перекрывать рукой верхний срез патрона при ввертывании его в резьбовое гнездо приспособления;
  • направлять патрон заряженного приспособления на себя, людей, строения и др. предметы;
  • производить стрельбу ближе 100м от легковоспламеняющихся предметов.

Высота заброса ракеты при выстреле — не менее 50 метров, время горения — не менее 5 сек.

Дальность видимости ночью 7-8 км.

Сигнальные патроны следует применять при приближении самолета, когда слышен шум

двигателей или виден самолет. 15 мм СП могут применяться и не по прямому назначению:

  • для разведения костра (с известной долей осторожности);
  • для самообороны (с близкого расстояния), когда израсходованы все боеприпасы и т.п.

Инструкция по правилам пользования нанесена на внутренней стороне крышки коробки с 15 мм СП.

Спасательные жилеты, спасательные плоты и аварийные радиомаяки (elTs) при длительных полетах над водной поверхностью

Комплекс средств аварийной эвакуации и спасения включает средства, обеспечивающие быстрое покидание пассажирами потерпевшего бедствие самолета и средства выживания на водной поверхности и в безлюдной местности.

Надувной плот СП-12 (на 12 человек)

Плот СП-12 изготовлен из прорезиненной ткани и разделен на три изолированных отсека.

Плот состоит из днища, бортов и тента. Тент предназначен для защиты от солнца, ветра и брызг. Плот имеет два входа, которые изнутри закрываются фартуками из проре- зиненного материала. После надувания плота на воде пассажиры и члены экипажа влезают в плот или непосредственно из самолета — через дверь (люк), или из воды — с помощью ленточного трапа и матерчатых поручней, укрепленных по бортам плота. По борту плота (снаружи) укреплен леер (веревка), который позволяет пассажирам и членам экипажа, плавающим в воде, держаться за плот перед влезанием в него из воды. Плот, система газонаполнения, ручной мех, плавучий якорь, мягкий баллон для воды, 2 весла, соединительный конец, 11 мешков для дополнительного снаряжения, аварийный запас, аварийная радиостанция

Надувной плот ПСН-25/30

Спасательный надувной плот вместимостью 25—30 человек предназначен для спасения

пассажиров и членов экипажа при вынужденной посадке самолета на воду.

Плот обеспечивает поддержание на плаву в течение 10 суток расчетного количества людей,

предохраняет их от непогоды и резких колебаний температуры.

В комплект плота ПСН-25/30 входят:

  • оболочка плота;
  • система аварийной сигнализации и освещения;
  • вспомогательное снаряжение (плавучий якорь, спасательное кольцо с фалом, плавающий нож);
  • мешок с ремонтными материалами;
  • системы газонаполнения камер плавучести;
  • радиомаяк;
  • аварийный запас;
  • упаковочный чехол.

Основные технические данные:

  • Масса плота в упаковочном чехле, кг, не более. 72
  • Время наполнения плота при температуре окружающего воздуха (25± 10) °С, с 60

Плот, система газонаполнения, кольцо плавучее с линем, мешок со вспомогательным снаряжением, аварийный запас в чехле, аварийный поисковый электроогонь АПЭ-65, плавучий якорь, черпак

Спасательный жилет: АСЖ-63П

Авиационный спасательный жилет АСЖ-63П является индивидуальным спасательным средством и предназначен для поддержания человека на плаву после аварийного покидания летательного аппарата над морем или после вынужденной посадки летательного аппарата на воду. В пассажирских самолётах обычно располагается под креслом.

Обеспечивает одно устойчивое положение людей на плаву в положении лицом вверх, каким бы образом человек ни попал в воду.

Переворот в устойчивое положение происходит не более 5 секунд, органы дыхания находятся выше воды.

1. Технические данные:

Вес снаряженного жилета -1 кг.

Время наполнения жилета газом — 20-30 секунд.

Допустимая температура окружающего воздуха при эксплуатации — от +50 до — 30*С

Жилет изготавливается одного размера и одевается поверх одежды.

Прочность жилета и его крепление обеспечивают условия катапультирования с самолета при скорости полета до 1100 км/час.

Описание конструкции: Общие сведения

Жилет представляет собой герметическую камеру из прорезиненной ткани, состоящую из двух самостоятельных отсеков, разделенных между собой перегородкой. При проколе одного отсека внутренняя перегородка выкладывается по проколотой оболочке, чем обеспечивается дальнейшая работа жилета при поддуве через трубку полого отсека.

Жилет может наполняться двумя способами:

  • от баллончика с углекислотой;
  • ртом через трубки с клапанами для поддува жилета.

Для закреплении на человеке жилет одевается через голову и на теле человека закрепляется при помощи тесьмы.

Средства аварийной сигнализации

На жилете имеются следующие средства аварийной сигнализации:

  • аварийно-поисковый электроогонь типа АПЭ-65 который работает от водоналивной батарейки «МАЯЧЕК-1»;
  • свисток сигнальный.

Применение

АСЖ-63П одевается поверх одежды. После попадания в воду включить систему газонаполне -ния жилета, для чего в момент приводнения необходимо дернуть за колпачок пусковой головки баллона. При этом, перед одеванием, из жилета необходимо тщательно отжать воздух. При дли- тельном плавании в жилете возможно падение давления газа в отсеках и, следовательно, уменьшение плавучести. Для устранения этого необходимо жилет поддувать ртом. В случае прокола или прострела стенки одного из отсеков жилета можно сохранить почти полностью плавучесть жилета, наполняя ртом второй отсек через клапаны поддува.

Аварийно-спасательный радиомаяк АРМ-406АС1

Аварийно-спасательный радиомаяк АРМ-406 АС1 (ELT(S) предназначен для определения координат терпящих бедствие воздушных судов (ВС) с помощью передачи информации через ИСЗ системы КОСПАС-САРСАТ, а также обеспечения привода поисковых средств к месту аварии. АРМ размещается в салоне ВС с возможностью быстрого использования в аварийной обстановке.

Читайте также:  Жилеты для работников цветов

Описание:

Аварийно-спасательный радиомаяк АРМ-406 АС1 представляет собой моноблок, состоящий из защитного кожуха, устанавливаемого в салоне ВС и помещенного в него герметичного моноблока АС1. Моноблок АС1 — собственно переносной радиомаяк, включающий два передатчика ПРД 406 и ПРД 121, программно-временное устройство (ПВУ), блок управления (БУ), блок автономного питания (БАП) и антенну (АНТ). Моноблок АС1 легко извлекается из кожуха при покидании аварийного ВС. Включение осуществляется вручную.

Характеристики:

Несущая частота: ПРД-406 — 406,025 МГц / ПРД-121 -121,5 МГц

  • мощность: ПРД-406 — 5,0 Вт на f = 406,025 МГц / ПРД-121 — 0,1 Вт на f = 121,5 МГц
  • нестабильность частоты: долговременная — ± 5 КГц (в течение 5 лет) кратковременная — 2×10-9 за 0,1 сек
  • период излучения посылок ПРД-406 — 50 сек
  • длительность посылки ПРД-406 — 440 мс
  • диапазон рабочих температур -40°С (-55°С* ). +55 °С (+85°С* )
  • время непрерывной работы:
  • не менее 24 часов на f = 406,025 МГц
  • не менее 48 часов на f = 121,5 МГц

*) предельное значение температур

Габарито- массовые характеристики:

  • в сборе — 91x110x220 мм; вес — 2,4 кг
  • переносной моноблок АС1 — 77x82x190 мм с АНТ — 165мм; вес -1,6 кг

Назначенный ресурс изделия 30 000 летных часов в течение назначенного срока службы 15 лет, в том числе срок хранения в складских помещениях 15 лет.

Гарантийный срок — 2 года с даты технической приемки ПЗ при соблюдении режимов и условий эксплуатации, правил хранения и транспортировки.

Радиостанция Р-855УМ

Предназначена для связи потерпевшего бедствие или совершившего вынужденную посадку, с самолетами и вертолетами спасательной службы и привода их к месту нахождения. В режиме «маяк» пеленгуется космической поисковой системой КОСПАС-САРСАТ.

Р/станция является ультракоротковолновой, симплексной, переносной, малогабаритной,

Виды работ : радиотелефон, радиомаяк с прерывистой тональной модуляцией.

Источником питания является ртутно-цинковая батарея «ПРИБОЙ-2С».

Р/станция обеспечивает двухстороннюю связь с самолетными р/ст. УКВ диапазона на частоте 121,5 МГц в любое время года и суток. Дальность связи с самолетом и привода зависят от высоты полета и чувствительности бортового приемника:

Р/станция рассчитана на эксплуатацию в следующих условиях:

  • в интервале температур окружающей среды от +50 до -50 С (при отрицательной температуре батарея размещается под одеждой оператора);
  • в условиях относительной влажности 98% при температуре до +40 С;
  • р/станция устойчива к циклическим изменениям температур, а также к воздействию инея и росы;
  • р/станция является водонепроницаемой и сохраняет параметры после пребывания в морской воде на глубине не более 1 метра в течение не более 1 часа;
  • р/станция выдерживает механические нагрузки, оговоренные в технических условиях на нее; вибрацию, удары, сбрасывании.

Назначение

Радиостанция Р-855У предназначена для обеспечения радиотелефонной связи членов экипажа самолета при аварии или вынужденной посадке с самолетами аварийно-спасательной службы, а также для подачи сигналов бедствия в режиме тонального телеграфа.

Радиостанция Р-855У в упаковке размещена в верхнем шкафу над входом в передний багажник вместе со спасательными жилетами членов экипажа.

Описание

Радиостанция состоит из блока приемопередатчика и батареи питания. Микротелефон, обеспечивающий телефонную радиосвязь, встроен в корпус приемопередатчика. Радиостанция работает на одной фиксированной аварийной частоте и обеспечивает следующую дальность радиосвязи с поисково-спасательным самолетом (ПСС):

Высота полета ПСС, м Дальность радиосвязи, км

Правила пользования:

  • соединить блок приемопередатчика с батареей питания;
  • повернуть фиксирующую головку антенны против часовой стрелки и развернуть антенну на полную длину;
  • расфиксировать кнопки управления, для чего рычаг верхнего фиксатора передвинуть вверх, нижнего фиксатора — вниз;
  • для передачи тональных сигналов нажать кнопку «ПЕРЕДАЧА» и зафиксировать ее;
  • манипулируя кнопкой «ТОН», посылать тональные сигналы бедствия;
  • при появлении поисково-спасательного самолета установить с его экипажем радиосвязь;
  • для ведения радиосвязи нажать кнопку «ПЕРЕДАЧА» и через микротелефон передать необходимую информацию; для приема сообщений от экипажа поисково-спасательного самолета нажать кнопку «ПРИЕМ», прослушивая сообщение через микротелефон радиостанции.

Радиостанция Р-861 «Актиния»

Аварийно-спасательная коротковолновая р/ст. Р-861 предназначена для обеспечения двусторонней связи экипажа самолета потерпевшего аварию, с базами и самолетами (вертолетами) спасательной службы в телефонном и телеграфном режимах. Следует уточнить что все передачи сигналов бедствия пользуются безусловным приоритетом при всех радиопередачах.

Основные ТТД и общие характеристики.

Р/ст является коротковолновой, симплексной и имеет фиксированные рабочие частоты : 2182, 4182, 8364, 12546 кГц.

  1. телеграфия при работе ключом;

2. телеграфия при работе автоматического датчика сигналов бедствия;

3. радиотелефония. Р/станция обеспечивает связь с самолетными KB р/ст. и аварийно-спасательными р/ст. на соответствующих частотах и режимах.

Источником питания р/ст. является батарея, состоящая из 10 аккумуляторов КНПЗ — 7, соединенных последовательно.

Номинальное напряжение аккумуляторной батареи при работе р/ст. 12,5 В.

Продолжительность непрерывной работы р/ст. от одной свежезаряженной батареи в нормальных условиях при отношении времени приема ко времени передачи 6:1 не менее 48 часов.

Антенна р/ст. представляет собой телескопический штырь длинной 5,5 ± 0,5 м, стеклопластиковые звенья которого металлизированы.

Антенна устанавливается на опору, которая состоит из трех опорных телескопических лучей, ввинченных в основание стойки и расположенных относительно друг друга под углом 120°. К приемопередатчику антенна подключается кабелем.

Источник