Меню

Части лыж носок пятка



Twintip

Анатомия лыжи

Лыжа состоит из нескольких слоев различных материалов, наложенных друг на друга и склеенных между собой. Если верхний слой представляет собой простой (не изогнутый по бокам) лист материала, то подобная конструкция называется Sandwich . Такой тип обеспечивает максимальную силу сцепления на канте.

Если же лыжа изогнута таким образом, что «крышка» закрывает по бокам нижележащие слои, то такое строение называется Cap . На сегодняшний день большинство лыж имеют именно такую конструкцию. Cap распределяет давление повышает упругость и подвижность лыж.

Сердцевина — элемент конструкции лыжи, расположенный между верхним и нижним силовыми слоями и определяющий характеристику жесткости на изгиб.

Силовые слои — слои материалов высокой жесткости и прочности, расположенные в верхней и нижней части сечения лыжи, воспринимают большую часть изгибных и скручивающих нагрузок.

Боковая поверхность — поверхность между кантом и верхним слоем лыжи, может иметь прямолинейную и криволинейную форму.

Кант — металлическая окантовка лыж, необходимая для более четкого управления и устойчивости.

Скользящая поверхность — поверхность лыжи, соприкасающаяся со снегом при движении.

Только от материала скользящей поверхности и способа ее обработки зависит, с какой скоростью вы поедете.

Материалы, которые используются при производстве современных лыж, подразделяются на 3 типа.

1 — графит (не в чистом виде, а в качестве доминирующей добавки). У него есть одно большое достоинство: поверхность из графита — самая скользкая, но есть и один недостаток: это очень мягкий материал. Обычно графит используют для изготовления спортивных PRO-моделей — он очень недолговечен и дорог.

2 — графит с добавлением менее скользких, но более твердых материалов (типа полиэтилена). Это наиболее распространенное покрытие: оно обеспечивает хорошее скольжение и долговечность. Название такого покрытия у каждого производителя — свое.

3 — полиэтилен, применяется обычно в недорогих моделях (называться этот материал может по-разному, но суть одна). Огромный плюс такой скользящей поверхности — высокая долговечность.

Запомните: графит бывает только черного цвета, но при этом если скользяк — черный, это еще не значит что он из графита. Т.е. графит может быть только черным, а полиэтилен — любого цвета.

Обратите внимание: скорость очень сильно зависит также от способа обработки скользящей поверхности. Как только температура воздуха поднялась до 0°С и выше, пользуйтесь специальными мазями и парафинами. Эти мази обязательно должны подходить под температуру окружающей среды. Если мазь выбрана неправильно, лыжи могут вообще не поехать.

Носок — загиб верхнего конца лыжи (в каталогах максимальная ширина лыжи на носке в районе загиба).

Талия — самая узкая часть лыжи в районе середины.

Пятка — загиб нижнего конца лыжи (в каталогах максимальная ширина лыжи на пятке в районе загиба).

Боковой радиус (радиус бокового профиля) — радиус воображаемой окружности, соединяющей три точки бокового профиля: носок, талию и пятку.

Под этой характеристикой подразумевается радиус дуги. Чем меньше этот показатель — тем меньше усилий придется прикладывать для поворота (и тем меньше будет его радиус). Боковой радиус определяется соотношением ширины носка и пятки лыжи к ширине средней части. У одной и той же модели лыж при разной длине радиусы разные!

Жесткость на изгиб — характеристика, показывающая, как изгибается лыжа в продольной плоскости при статической нагрузке.

Торсионная жесткость (жесткость на скручивание) — характеристика, показывающая, как скручивается лыжа относительно продольной оси при статической нагрузке.

Эти параметры зависят в основном от назначения лыж. Жесткие модели хорошо держатся на снегу и обеспечивают хорошую торсионную жесткость, влияющую на управляемость на жестком снегу. Обычно это спортивные рэйсинговые модели. Мягкие модели хороши для карвинга (freecarve) и фрирайда. Жесткость обычно зависит от толщины сердечника, сделанного из дерева или из композитных синтетических материалов. Отсутствие же деревянного слоя снижает упругость лыжи. Некоторые производители на недорогие модели в качестве сердечника ставят пористый пластик («пену»). Эта хитрость существенно снижает цену изделия, но и сокращает срок его «жизни».

Источник

Советы горнолыжнику среднего технического уровня. Часть 1

Как вести лыжи — узко или широко

При обучении начинающих горнолыжников используют широкое ведение лыж (см. рис.), придающее им уверенность в себе и устойчивость (левый рисунок). В такой стойке ноги могут рулить сильнее. Применяя широкое ведение лыж, обучаемый скорее пройдет через следующие типы поворотов: упором, из упора с проскальзыванием и простейший на параллельных лыжах. Недостаток методики обучения заключается в том, что после этого начинающий горнолыжник перестает прогрессировать. При широком ведении лыж вес горнолыжника распределяется почти поровну на обе лыжи, что приводит к неуклюжим поворотам с сильным боковым проскальзыванием. Опытные горнолыжники катаются, загружая преимущественно одну лыжу, причем держат лыжи близко друг к другу (правый рисунок). Однако во время катания они не смыкают плотно, как бы «склеивая», колени, поскольку это препятствует независимой работе ног. При узком ведении лыж отклонение тела внутрь поворота, необходимое для уравновешивания центробежной силы, не перегружает внутреннюю лыжу. Внешняя загруженная лыжа выгибается в обратную сторону и режет дугу поворота без проскальзывания.

Читайте также:  Худи с рукавами до локтя

Недостатки катания со «склеенными» ногами

Параллельное ведение лыж при плотно сомкнутых ногах в течение многих лет активно пропагандировалось инструкторами горнолыжных школ, которые стремились эффектно выглядеть на склоне. В катании со «склеенными» ногами, как будто на одной лыже, нет ничего противоественного; на глубоком снегу это вообще единственный способ выполнить что-либо. Но после входа в поворот горнолыжник только поддерживает равновесие (см. рис.), а затем пассивно выезжает из поворота (верхний рисунок) . Он чувствует себя отлично, если на склоне отсутствуют лед, бугры и на его пути нет никаких препятствий. Если же предоставить возможность ногам действовать независимо друг от друга (держа их близко, но не совсем вплотную), то это позволит горнолыжнику активно контролировать ситуацию: агрессивнее входить в поворот, боковым броском переступать с одной лыжи на другую, в конце поворота развивать сверхдавление против внешней лыжи и использовать энергию согнутой, подобно луку, лыжи, чтобы броситься в следующий поворот (нижний рисунок).

Степень загружения внешней лыжи при повороте

Вам приходилось сильнее загружать внешнюю лыжу в глубоком пушистом снегу и чувствовать, как она ныряет, в то время как внутренняя лыжа «всплывает» к поверхности? Или же падать, когда равномерно загруженные лыжи выскальзывали вбок на льду? В этом случае запомните: чем тверже снег, тем большую часть веса горнолыжник должен переносить на внешнюю лыжу; чем мягче снег, тем более равномерно должны загружаться обе лыжи. Вы сможете значительно улучшить контроль за перенесением веса на лыжи, если научитесь чувствовать то давление, которое испытывают ступни (см. рис.) Прежде всего, постарайтесь осознать разницу в величинах давления, оказываемого на одну ступню и на другую. Затем попытайтесь почувствовать более тонкую разницу между давлением на плюсну и на пятку. Благодаря этим ощущениям вы будете точнее загружать лыжи с учетом состояния снега.

Внутреннюю лыжу опускайте на снег мягко

Некоторые горнолыжники приподнимают внутреннюю лыжу во время поворота для загружения внешней лыжи для параллельной постановки лыж (см. рис.). Это приподнимание само по себе не обязательно является ошибочным, но оно может привести к возникновению трудностей, если горнолыжник приподнимает лыжу слишком высоко и ставит ее затем на снег слишком резко (верхний рисунок). Горнолыжник среднего технического уровня ставит лыжу на снег резко, чтобы скорее избавься от неустойчивого положения. При этом внутренняя лыжа загружается слишком сильно и поворот заканчивается преждевременно. Чтобы устранить этот недостаток, приподнимайте внутреннюю лыжу вверх лишь слегка (нижний рисунок) и опускайте ее на снег мягко. Старайтесь не слишком загружать ее, чтобы вращательное движение обеих лыж могло продолжаться. Повороты станут более плавными и сбалансированными.

Современная стойка горнолыжника

Современная стойка горнолыжника (см. рис.) характеризуется равномерным распределением давления между плюсной и пяткой (нижний рисунок). Такое распределение давления обеспечивает врезание лыж в снег по всей глине и дает возможность перемещать зону давления нперед или назад — в зависимости от обстоятельств. Перемещение зоны давления вперед не должно быть очень большим (верхний рисунок): передняя стойка заставляет современные лыжи слишком закручивать поворот, что приводит к забрасыванию задников вбок. Что же касается задней стойки (средний рисунок), то она вызывает напряжение мышц и таит опасность потери равновесия. Умеренное перемещение давления на задники лыж может быть полезным; оно поможет им сохранять сцепление со снегом и врезаться на последней трети

поврота. Этот эффект достигается за счет выталкивания стоп вперед в конце поворота.

Используйте всю длину лыж при поворотах

Сталкиваетесь ли вы с трудностями, когда пытаетесь заставить лыжи «дёржать» на протяжении всего поворота, особенно на жестком снегу? Если задники проскальзывают в конце поворота, значит, вы слишком загружаете носки лыж. Вот упражнение, которое поможет правильно распределить вес тела и заставит работать лыжи по всей длине (см. рис.). Во время выполнения поворота держите носок внутренней лыжи приподнятым (верхний рисунок). Для большей эффективности поставьте при этом внутреннюю лыжу в положение небольших «ножниц», то есть направьте ее носок слегка внутрь поворота (средний рисунок). Приподнимание носка внутренней лыжи заставит вас перенести часть веса на задник внешней лыжи (нижний рисунок), который при этом начнет резать снег без проскальзывания. Выполняйте это упражнение почаще, чтоб освоить правильную стойку, и применяйте ее при обычном катании.

Читайте также:  Вязанные пончо накидки палантины

Как правильно закончить поворот

Хорошие горнолыжники благодаря точной закантовке лыж катаются с большой скоростью, постоянно контролируя ее. Менее опытные горнолыжники часто испытывают трудности в конце поворота, если слишком сильно загружают носки лыж, — задники начинают мести и бесконтрольно проскальзывать. Для правильного завершения поворота в последней фазе переносите давление с плюсны на пятку. Это не означает, что следует принять «сидячую» стойку или переместить назад центр тяжести. Необходимое давление на пятки должно создаваться за счет опускания бедер в конце поворота и выталкивания стоп вперед (см. рис.). Когда вы будете сгибать ноги в голеностопах и коленях для опускания бедер, не забудьте надавливать лодыжкой на переднюю часть ботинка для выталкивания стопы вперед. В результате вы достигнете более точной закантовки лыж в конце поворота и сможете лучше контролировать скорость.

Выводите стопы в сторону при повороте

Горнолыжники среднего технического уровня удерживают стопы прямо под собой, поскольку на занятиях их учили именно так переносить вес тела на внешнюю лыжу. Однако, когда стопы располагаются под верхней частью тела, трудно заставить лыжи работать эффективно, так как они недостаточно закантованы. Иными словами, вы вынуждены держать их практически плоско на снегу и вам приходится вращать их в таком положении. Старайтесь встать как бы против выведенной в сторону внешней лыжи, а не над ней (см. рис.). Это позволит вам сильнее закантовать ее и даст возможность лыже выгнуться в обратную сторону и врезаться в снег (для чего она и предназначена). Такое катание характерно для хороших горнолыжников.

Попробуйте начинать поворот на выдохе

Если вы хорошо закончили поворот, то вход в следующий будет столь же прост, как выдох. Чтобы в этом убедиться, проделайте следующее упражнение (см. рис.). Начните выполнять повороты большого радиуса на средней скорости при довольно широком ведении лыж (левый рисунок). После пересечения линии ската медленно распрямитесь против ведущих кантов лыж и для изменения направления расслабьте мышцы голеностопов, коленей и брюшного пресса (правый рисунок). Расслаблению мышц живота будет способствовать глубокий и продолжительный выдох. Поверните голову лицом внутрь нового поворота и выполните легкое рулящее движение и ногами. Расслабление продолжайте до тех пор, пока вновь не достигнете линии ската. Когда вы научитесь попеременно напрягать мышцы для завершения поворота и расслаблять их для входа в следующий поворот, вы сможете легко и плавно входить в повороты.

Секрет ранней закантовки лыж

Горнолыжники среднего технического уровня часто жалуются, что не могут избавиться от бокового проскальзывания во время поворота. Большинство из них при постановке палки одновременно вращают стопами для входа в новый поворот. В результате во время поворота они проскальзывают, оказавшись на плоских лыжах. Вы можете справиться с этой трудностью, произнеся вслух при входе в поворот три слова: «Палка, кант, старт» (см. рис.). При этом вы невольно достигаете необходимой последовательности движений: после постановки палки перекантовываете лыжи, а затем уже начинаете поворот. Небольшая задержка дает вам время для перекантовки и позволяет таким образом с самого начала вести резаный поворот.

Направляйте колено, как луч света

Когда вы заканчиваете поворот и готовитесь к следующему, помните про внутреннюю лыжу, которая была внешней, загруженной лыжей в предыдущем повороте. Поворачивая в новом направлении, вы стремитесь, чтобы внутренняя лыжа и внутренняя нога не мешали вам. Чтобы этого добиться, разгрузите внутреннюю лыжу и направьте колено, как будто луч фонаря, в середину нового поворота (см. рис.). Теперь ваша внутренняя лыжа находится под большим углом, чем внешняя, к направлению поворота, и вы ощущаете, как она тянет вас в нужном направлении.

Как работать коленями при выполнении поворотов

Если вы не можете выполнить серию резаных поворотов небольшого радиуса, значит, вам нужно увеличить подвижность коленей в поперечном направлении, необходимую для лучшей закантовки. Следующее упражнение поможет вам улучшить работу коленей (см. рис.). На ровном склоне средней крутизны примите низкую стойку и начните выполнять крутые повороты от склона. В низкой стойке, ограничивающей подвижность верхней части тела, для выполнения серии взаимосвязанных поворотов вы будете вынуждены увеличить амплитуду движения коленей в поперечном направлении. Агрессивная работа ногами в данном направлении поможет вам входить и повороты и «резать» дугу. После того, как вы покатаетесь некоторое время в низкой стойке, слегка выпрямитесь, но продолжайте энергично работать коленями. Теперь вы сможете четко контролировать выполнение крутых поворотов.

Читайте также:  Юбки с плиссировкой 2021

Источник

Геометрия носка горной лыжи

Геометрия носка горной лыжи

При всем разнообразии геометрических параметров хотел бы особое внимание привлечь к геометрии носка лыжи. Ведь именно с носка начинается поворот и геометрия его во многом влияет не только на инициацию поворота, но и на поведении лыжи в дуге.

Начну, пожалуй, с геометрии Oversize. Такую геометрию применила фирма Rossignol в своей спортивной серии в первой половине прошлого десятилетия. Суть ее в том, что расширение лыжи по геометрии бокового радиуса переходит уже на загнутую часть носка! Подобная геометрия позволяет увеличить активную длину канта при больших углах закантовки. Это было (и остается) весьма актуально в современных спортивных карвинговых лыжах.

Надо сказать, что подобную геометрию стали использовать и другие фирмы, не акцентируя внимания на этом моменте. Вот, в частности, фотография носка цехового «гиганта» от Blizzard.

Прямой противоположностью геометрии Oversize является геометрия Pro Tip у фирмы Scott. Суть в том, что радиус лыжи начинается не от самого носка и пятки, а ближе к середине. Таким образом, носок и пятка имеют прямые участки.

Такая форма позволяет сделать короткие радиуса на длинных лыжах. Интересно и поведение лыжи. На жестком склоне работает только средняя, вырезанная часть. При закантовке носок и пятка как бы «зависают» в воздухе, что существенно укорачивает длину лыжи, повышая ее маневренность. В глубоком и разбитом снегу начинает работать вся длина лыжи, улучшая ее стабильность и проходимость.

Естественно, что такая геометрия используется в универсальных лыжах. Фирма Scott разработала также и особую «гидродинамическую» форму носка Venturi.

Не буду подробно останавливаться на этой конструкции, так как она уже была рассмотрена и обсуждена))).

Хочется остановится на различных технологиях облегчения носка.

Наряду с облегчением за счет использования различных материалов применяется и изменение геометрии носка. Подобное облегчение приводит как к улучшению аэродинамических характеристик, так и уменьшению амплитуды вибраций носка. Естественно подобные инновации нашли применение в спортивных лыжах.

Это и «срезанный» носок Slant Nose у Rossignol, приводящий к тому же и к смещению центра масс носка к внутреннему канту, что улучшает маневренность.

И Hole Nose у Fischer, который тоже был подробно рассмотрен.

Отдельно хотелось бы остановится на носках фрирайдовых лыж. Ведь именно в глубоком снегу форма носка приобретает особенно важное значение, влияя на «всплытие» лыжи.

И тут тоже не могу не упомянуть о разработках Фишера. Это в первую очередь «корабельный нос». Powder Hull.

Подобная форма, взятая из арсенала кораблестроителей, существенно улучшала всплытие и стабильность в глубоком снегу. Не могу не упомянуть, что лет десять назад похожую форму носа использовала фирма Dynastar в своей модели Big 4х4.

С широким использованием рокеров эта форма стала менее актуальна и в сезоне 2012-2013г. Фишер отказался от этой геометрии.

Однако несколько похожую форму носка стала использовать в своих парковых лыжах фирма Elan. Эта геометрия позволяет ньюскулерам не «ловить канта» при кривых приземлениях в парке и на рейлах.

Интересна геометрия обуженного носка в лыжах для глубокого снега.

Изначально подобная геометрия, когда максимальная ширина носка (и пятки) не приходится на края лыжи, появилась практически одновременно у Rossignol и Armada. Это послужило поводом для судебного иска по поводу прав на эту геометрию.

Фирма Armada даже писала в каталогах геометрию по пяти точкам! (Например, в модели JJ геометрия 126-136-115-133-121.)

Естественно такая геометрия придавала лыжам удивительную маневренность в глубоком снегу и не создавала сильного «лобового» сопротивления снега.

Интересна и «новинка» в геометрии от Salomon BBR.

Я написал слово «новинка» в кавычках, так как подобная геометрия широкого носка и узкой пятки появилась еще в прошлом веке!

Сначала Rossignol представил серию Pasha, которую в отличие от карвинга, позиционировал как «слайдинги». А затем и К2 выставила свои знаменитые Enemy.

Но и сейчас подобная геометрия широкого носка и узкой пятки, называемая Y-геометрия. Достаточно широко применяется как в универсалах, так и в женских лыжах.

Ну а кроме того, встречаются совсем уж экзотические носки, предназначение которых мне не ведомо! )))

Источник