Меню

Чеченский девочки для хиджаб



Длинная юбка, кеды и платок. Что носят в Чечне

С тех пор как в Грозном в 2009 году открылся модный дом «Фирдаус», которым руководит дочь Рамзана Кадырова Айшат, в Чечне появляется все больше дизайнеров и местных брендов. Чеченцы называют происходящее модным бумом. Чеченские модельеры, дизайнеры, модели и организаторы праздников рассказали «Снобу» о том, во что и почему одеваются чеченцы и как мода связана с войной

Поделиться:

Мира Висханова, модель, директор модельного агентства в Грозном:

В Чечне каждый, кто сшил десять нарядов, считает себя дизайнером. Но здесь есть всего несколько дизайнеров, которые хорошо себя зарекомендовали, участвуют в показах, делают модные съемки. Модниц чеченская одежда интересует больше, чем наряды из-за границы, потому что наши дизайнеры знают, что нужно чеченским женщинам. Они рисуют эскизы не только для продажи в магазинах, но и по индивидуальным заказам, и если женщина не соответствует стандарту 90-60-90, она может обратиться к дизайнеру и заказать понравившуюся модель своего размера.

Это главный секрет популярности чеченских модельеров. Чеченские дизайнеры не шьют вещи партиями, как делают магазины, они чаще шьют индивидуально.

Сейчас мы используем все технические возможности XXI века для привлечения внимания, и главный инструмент, конечно же, «Инстаграм». Эту платформу эксплуатируют визажисты, модели, фотографы. И людям кажется, что если они попали в эту среду, то все — корона на голове. В их глазах это легкий и быстрый доступ к славе. Делать тебе ничего не надо, не надо пять-шесть лет учиться, ты просто закинула пару красивых фотографий в инстаграм, пару неудачных или извращенных фоток — и всё: лайки, накрутка, подписчики, всем интересно, что ты за личность. Но проблема в том, что такие звезды быстро зажигаются и так же быстро гаснут. Потому что любая профессия требует много времени и сил, если хочешь быть лучшим. Мода на лайки в инстаграме пройдет, в профессии останутся те, кто прошел огонь, воду и медные трубы.

Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week

Для чеченских мужчин мода не так актуальна, как для женщин. Можно закрыть глаза на то, как девушки выставляют свои фотки и выпячивают губки, но в том, что касается мужского стиля, у нас строгий менталитет. Чеченский мужчина — это такой брутальный альфа-самец, который не может себе позволить всякие няшности. И если парень выставляет какую-нибудь нежную фотографию, другие альфа-самцы начинают его задевать, осуждать, атаковать. Его осуждают мужчины, его осуждают женщины, семья и все остальные. Иногда мне кажется, что если бы не строгие обычаи, парни реализовывали бы себя в творческих профессиях и делали бы это лучше, чем девушки. Но я понимаю, что, во-первых, нам не нужна конкуренция, а во-вторых, нам нужны мужики — мы же для них делаем себя красивыми. А какой смысл делать себя красивыми, если мальчики сами будут красивые?

Чеченские дизайнеры сейчас шьют не настолько закрытую одежду, как раньше. Их можно понять: они хотят расширяться. Они ведь могут постоянно работать только на одну аудиторию. Это неинтересно, смысла нет ограничивать себя, когда можно зарабатывать больше. Но при этом нельзя забывать о том, что у нас не носят открытое и короткое.

Если сравнивать моделей за пределами Чечни и наших, то в других странах и регионах это действительно профессия: девочки стараются, голодают, тренируются. Мы сейчас здесь только пытаемся дойти до профессионального уровня. Есть еще один нюанс, который нас отличает: в силу менталитета и каких-то обычаев рабочие и личные отношения у нас переплетаются. То есть у нас не возьмут модель на работу, если дизайнер с ней не дружит. У нас здесь может случиться так, что модели работают бесплатно, потому что дизайнер подобрала их из своего круга знакомых. Она не готова хорошо заплатить и нанять хороших моделей. Зачем, если можно сделать показ среднего качества, но бесплатно?

Нам есть куда стремиться и куда расти. Наше высокомерие и тщеславие не всегда позволяет нам произнести это вслух, но на самом деле это так.

Роза Махагова, модельер:

В чеченской семье, когда девушка выходит замуж, к ней приковано все внимание окружающих. Гости наблюдают, как она сервирует стол, соседи смотрят, во что она одета, всем интересно, какое у нее приданное и как оно было упаковано. Когда у нас не было стиральных машин, девушка стирала постельное белье вручную, и всем было интересно, как она его повесит: считалось, что это показывает, какая из девушки получится хозяйка. Для вайнахов всегда была важна эстетическая сторона всего, что они делают. А для эстета самое важное — это внешний вид. Поэтому сейчас, когда у нас есть возможность, мы окунулись в мир моды, дизайна, украшений. Есть известная поговорка — «по одежке встречают, провожают по уму», у нас же по одежке встречают, по уму разговаривают, а провожают тоже по одежке.

В чеченском языке есть понятие «йахь» — соревнование в благородстве друг с другом: нам очень важно выглядеть достойно и хорошо. И неважно, какой у человека доход, президент он или простой рабочий, — он обязан выглядеть достойно, красиво. Например, как бы голодна я ни была, я не могу сесть за стол, если на столе беспорядок. Для меня важно не просто поесть, а сделать это красиво.

В детстве я увлекалась языками и литературой. Но это были 90-е годы, сложное время, началась война, все дороги к заработку были закрыты. И мы с сестрой начали шить. Мне было 15 лет. Во время войны у нас не было света, газа и воды, но женщины все равно заказывали платья. Мы в экстренном порядке переделали все наши электрические машинки на ножные, брат соорудил на улице печку на дровах, на которой мы грели утюг с отрезанным шнуром. Люди уносили вещи с сильным запахом гари, но довольные: «Ничего страшного! Мы постираем!»

В конце концов я решила, что шитье — это профессия, которую я не выбирала, но которая выбрала меня. И сейчас у меня собственная линия одежды, свой бренд.

Читайте также:  Накидки бамбуковые для всех автомобилей

В Чечне большинство дизайнеров работает без профильного образования; в Грозном для них есть только один колледж, и чтобы получить образование в этой сфере, наши девушки уезжают в другие города и страны. А так как наш менталитет не позволяет им ехать одним, то приходится уезжать целыми семьями, и родителям нужно зарабатывать, чтобы дать достойное образование своим дочерям. Поэтому чаще всего наши дизайнеры — это люди, которые научились шить у старших: шили их мамы, бабушки, тети, они росли в этом, их рожали чуть ли не за швейными машинками.

Сейчас у нас мирно, но времени на развитие было очень мало: после каждой войны нам приходилось начинать с нуля, поэтому в дизайнерской сфере у нас нет единой базы. У российских дизайнеров были институты, и они как будто связаны одной паутиной: у всех просматривается какое-то общее направление, похожие идеи, принты, вышивки, а в Чечне у каждого свое видение. С одной стороны это хорошо, но приводит к тому, что мы совершаем много ошибок.

Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week

Фигуры кавказских женщин резко отличаются от славянских и европейских стандартов. У европейских и славянских женщин фигура напоминает перевернутый треугольник, тогда как у кавказских женщин — обычный треугольник. Брюки на европейских женщинах смотрятся намного логичнее, потому что у них широкая талия, узкие бедра, ноги длиннее. У наших женщин талия уже — когда-то считалось, что талия должна умещаться в серебряный пояс, который передавался от бабушки к внучке. Даже сейчас, когда молодые чеченки предпочитают закрытую одежду, талия подчеркивается.

Мужчины в плане моды такие же капризные, как женщины, но я пока не видела мужских коллекций, кроме тех, что выдает Дом моды «Фирдаус». Для мужской моды требуется более серьезное оборудование — там не такие парогенераторы, которыми мы пользуемся, нужны большие профессиональные прессы, — хотя есть и свои, местные причины. Я как-то купила брату футболку по своему вкусу — яркую, с принтами. Брат посмотрел на подарок и сказал: «Роза, в следующий раз, пожалуйста, купи футболку без мультфильмов». Думаю, эта фраза применима ко всем мужчинам в Чечне: они не воспринимают внешний вид и яркость, как мы. Нам это в радость, а они более сдержанные, они главы семей, и у них другие ценности. Традиций и обычаев никто не отменял.

У нас сейчас долгий период мирной жизни, мы можем себе позволить заняться любимым делом. Если нас еще лет 10–15 оставят в таком же положении, то мы сможем дойти и до Нью-Йорка, и куда угодно. В принципе, мы уже дошли! Наши девочки для многих модных домов работают, от Грозного до Парижа. Был такой случай: девушка шла по нашему грозненскому рынку, зашла в бутик, который торговал дорогими платьями из Франции, увидела платье и сказала: «О, это платье я сшила!»

Темирбулат Хасанов, модель, актер, певец:

Я работаю в театре и выступаю на сцене, и мои первые фотосессии были сделаны в 2009 году для местного глянцевого журнала. Это была реклама магазина масс-маркета, и после этого другие магазины стали предлагать мне поработать моделью. Я сразу согласился, потому что у меня не было качественных фотографий, а для актера это очень важно, ведь я публичный человек. У людей всегда есть интерес к тому, во что одеваются артисты, а у меня с детства был интерес к сцене.

Не все чеченские парни согласны сниматься в качестве модели. Я знаю много чеченских ребят, которые считают, что фотографироваться — это не мужское дело. Есть и те, кто сначала осуждал мое решение работать моделью, но, увидев фотографии, поменяли мнение.

Имея страничку в «Инстаграм», можно продать абсолютно все в кратчайшие сроки. Одеваться у нас всегда любили, и теперь, когда нет войны, когда есть возможность заниматься любимым делом и, самое главное, возможность быстро продать свою продукцию, люди используют все возможности. Фотография, мода, дизайн — это направления, которые очень быстро развиваются в Чечне. У нас даже есть шутка: в чеченском инстаграме каждый второй — дизайнер, каждый первый — фотограф, работающий на дизайнера.

Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week

Тот факт, что я чеченец, никак не влияет на карьеру модели. Я рекламирую одежду, которую привозят именно для моих соотечественников. Например, к нам не привозят шорты или слишком узкие брюки. Наши чеченские дизайнеры не предлагают ничего выходящего за рамки, а если бы такое предложение было, я бы не согласился участвовать, потому что для меня важно мнение окружающих. Однажды я был свидетелем того, как один из певцов чеченской эстрады вышел на сцену в костюме в блестках. Ничего особенного, но это смотрелось слишком нелепо на фоне строгости, которую соблюдают в одежде наши мужчины. В общем, парня все раскритиковали. Мы пока не готовы к такому.

Мужская мода в Чечне будет развиваться очень медленно. Мы живем, соблюдая традиции, которым много лет. Внешний вид мужчины напрямую связан с ними. В этом смысле нам повезло, потому что, на мой взгляд, тенденция мировой мужской моды — это возврат от коротких узких брюк к более классическому стилю. Я люблю классику, а если в моде будут только шорты, то с карьерой модели будет покончено.

Мадина Багатаева, ведущий и организатор праздничных мероприятий:

Главная тенденция в чеченской моде сейчас — это религия. Многие женщины надели хиджаб. Нельзя сказать, что абсолютное большинство девушек укрылись с головы до ног, но это все-таки главный тренд последних лет. Особенно это касается людей, которые имеют отношение к сцене — это связано еще и с требованиями, которые выдвигают организаторы публичных мероприятий. Если сравнить с тем, что происходило на чеченской сцене 10 лет назад, мы увидим огромную разницу. Сейчас все выглядит намного скромнее, красивее. Артисты, певцы, актеры — это люди, с которых прежде всего берут пример, и рынок реагирует на это. В чеченских магазинах одежды большинство нарядов — длинные яркие платья, расшитые головные уборы. Мы одеваемся так не потому, что у нас только хиджабы в магазинах продают. Наоборот, продавцы привозят то, что больше всего спрашивают. Всего несколько лет назад магазин исламской одежды в Грозном было очень сложно найти.

Читайте также:  Исландские носки спицами схема

Я сама ношу хиджаб. Я человек жизнерадостный. Люблю красиво одеваться, менять наряды, ходить на концерты, встречаться с друзьями. Хиджаб не только не мешает мне оставаться в тренде, но даже помогает. Есть масса вариантов с модными принтами на платьях, с подбором цвета и фасона.

В последние годы исламская одежда стала популярной по той простой причине, что о религии можно говорить открыто. Моя мама рассказывала, что в советское время обсуждать религию было опасно. Мы и сами помним время, когда тема ислама была табуирована. Сейчас по местному телевидению, на радио много говорят о религии. Детей все больше воспитывают по канонам ислама. Информация стала доступной. Если есть сомнения в том, правильно ли ты одеваешься, можно просто зайти в муфтият и спросить у образованного в этой сфере человека. Во время проповеди в мечети об этом рассказывают мужчинам, мужчины рассказывают своим женам, сестрам, дочерям и так далее.

Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week

При этом молодежь в Чечне такая же молодежь, как и во всем мире. У каждого свой вкус в одежде. Никакого стеснения мы не испытываем. Кто предпочитает классику, тот выбирает красивый хиджаб, в котором максимум два цвета. Кто любит более спортивный стиль одежды, тот сочетает длинные юбки с кедами или кроссовками. При этом платок не только не портит наряд, но и украшает его, если надеть соответствующим образом.

Если говорить о праздничной одежде, то, например, на свадьбах сейчас абсолютная мода на национальный стиль. В последнее время почти каждая невеста выбирает закрытое свадебное платье с национальным принтом и серебряным поясом. Спрос на традиционные наряды к праздникам так велик, что при чеченской филармонии открыли ателье для пошива спецзаказов. В одежде преобладает орнамент, вышивка, узоры в вайнахском стиле.

Вообще, религиозная тематика и желание вернуться к традициям очень заметны в том, как мы одеваемся, выглядим и ведем себя каждый день. Это видно даже по школьной форме. Например, девочки в подростковом возрасте уже не носят коротких юбок. Я помню свой выпускной вечер 10 лет назад: все девочки были в коротких юбках и с бантами. Сейчас вы этого не увидите. В выпускных классах нет девушек, которые не носят хотя бы маленькую косынку на голове. Это скромно и красиво, на мой взгляд.

Источник

Чеченские женщины: как ухаживают за собой, следуют ли моде и как к ним относятся мужчины

Чеченские женщины в большей степени консервативны: строгое воспитание, следование своим обычаям и уважение родителей (которые не менее консервативны), — всё это не дает им свободы в одежде, макияже и вообще какой-либо раскрепощенности.

Тем не менее, несмотря на такие жесткие рамки, выглядят чеченские девушки очень красиво!

Тип внешности кавказских женщин

Да, чеченка на лицо не похожа на армянку, как и армянка не похожа на азербайджанку и т.д. Но все-таки общие черты кавказской внешности имеются: широкое лицо, выступающий немного подбородок, несколько угловатый контур лица и заметный нос.

У детей и молодых кавказских людей угловатости своего типажа почти незаметны, в юности у них изящный контур лица (правильной формы), большие и выразительные глаза.

Но с возрастом черты лица становятся грубыми, причем этот стареют кавказские женщины (как и мужчины) на лицо довольно рано. Причина такого раннего визуального старения — та самая угловатость черт лица, которая быстро становится грубой, и вытянутый подбородок, потому что он от природы быстро провисает.

В принципе, филлеры способны это исправить, но не все чеченские женщины в силу своей консервативности соглашаются уделять время на антивозрастной уход и аппаратную косметологию. Что очень жаль, ведь красотой кавказских женщин восхищались лучшие локомотивы литературы и поэзии, такие как А.С. Пушкин (все помнят Черкешенку из «Кавказской пленницы») и М.Ю. Лермонтов (Бэла из «Героя нашего времени»). Да и время сейчас такое, что нет ничего постыдного перенимать интересное с разных культур, пробовать что-то новое и быть более свободным.

Как одеваются чеченские женщины

По строгим обычаям открытое и короткое — запрещено.

Длинная юбка, кроссовки или кеды, платок — вот три элемента в моде и стиле чеченских девушек. Ну и, конечно же, хиджаб. Европейские девушки пытаются из хиджаба сделать модный тренд, но на самом деле мусульманские девушки его носят потому, что по Корану каждая девушка должна прикрывать аурат — это всё, что может вызвать какие-либо плохие мысли, например, похоть. Хиджаб просто прячет девушку от внешнего мира.

Воспитание и скромность — вот что подчеркивают чеченские девушки, включая модниц, в своей одежде.

Брюки, джинсы и пижама считается мужской одеждой, и во многих семьях их носить молодым девушкам не разрешается. По дому в коротком платье ходить можно, но не по улице.

В чеченских школах заставляют носить косынки, и с наступлением совершеннолетия девушки с удовольствием переходят с этих «треугольников» на большие и яркие платки, которые смотрятся симпатично и благородно.

Очень популярен среди чеченских девушек итальянский дом моды Etro, даже несмотря на то, что появилась местная фирма Firdaws, которые, к сожалению, в качестве протеста на блокировку аккаунта Рамзана Кадырова удалили в Instagram и свой коммерческий аккаунт.

В Москве почти у каждой второй чеченки — сумочка Yves Saint Laurent.

Про макияж и уход за собой

Современные чеченские девушки наносят безумное количество макияжа, и по мнению их старшего поколения — это противоречит идее хиджаба, когда ты, наоборот, должна скрывать свою красоту от внешнего мира.

Красоту девушки могут показывать дома, семье. А полностью свою красоту имеют право показывать только мужу. Но времена меняются, и некоторые чеченские девушки начинают смотреть в сторону свободы выбора, особенно в части красоты.

Читайте также:  Подобрать узор для жилетки

Наносить губную помаду считается грехом, потому что ею можно вызвать порочные мысли. Разрешается подкрашивать брови и глаза, даже если носишь хиджаб.

Как мужчины относятся к женщинам в Чечне

Все чеченцы воспитаны в духе строго морали, и для них характерно сдержанное отношение к прекрасному полу. Отношения между мужчиной и женщиной там держатся на строжайшей горской морали и взаимном уважении. Бить девушку — это не просто позор, а клеймо на всю жизнь, а если мужчина сильно физически навредит девушке (вплоть до летального исхода), то родственники такого «мужчины» тоже встанут перед ответом.

Кстати, про кровную месть и наказание: женщина может остановить эту междоусобицу, достаточно только сбросить платок с головы. Очень уважают там женщин, особенно матерей.

У кавказских народов есть такой особенный свод традиционных обычаев, которого они придерживаются. Причем на полном серьезе. Они называются адатами.

Так вот, по чеченскому адату:

1) в знак почтения мужчина должен встать, если мимо проходит пожилая женщина, поэтому при встрече с тещей он не будет ее приветствовать, лежа на диване;

2) разборки между мужчинами не должны проходить в присутствии женщины, они просто не имеют право при ней выяснять на кулаках отношения;

3) мужчина не имеет права на жизнь женщины, а она, в свою очередь, всю жизнь находится под опекой своих родителей.

Даже в архивах фонда Ермоловых можно найти такой документ, где отмечено, что чеченским женщинам отдают должное уважение, и при них никому не нанесут увечий.

Что касается неверности жен, то как отмечает исследователь права кавказского народа Федор Леонтович, мужчина не прибегнет в таком случае к избиениям, а просто выгонит из своего дома, объяснит ее родителям причину развода и потребует обратно калым. Это очень лояльное отношение к девушкам, чем у остальных народов Кавказа. Так, например, кумыки за супружескую неверность могут и лишить жизни, при этом по адатам они имеют на это право.

И так как вы у меня самые лучшие — вы никогда не забываете поставить «палец вверх» к статье 🙂

Любые вопросы, пожелания, критика — все можете написать в личные сообщения паблика вк !

Источник

Илона Бисултанова. Что стало с чеченской моделью, снявшейся для «Дольче и Габбана»?

Нохчийн мехкарий, чеченские девушки, издавна славятся на весь Кавказ своей хазалла — редкостной красотой.

Посему чеченки нередко становятся фото- и топмоделями. Правда, показ одежды для чеченской леди подразумевает, что на подиуме она покажется лишь в строгом исламском платье, никаких тебе прилюдных демонстраций купальников или нижнего белья!

Одной из самых популярных фотомоделей Кавказа последних лет стала обворожительная Илона Бисултанова, прозванная за внешнее сходство чеченской Водяновой.

Впрочем, сама Илона такого сравнения не любит. Говорит, что Наталья Водянова это Наталья Водянова. А она — Илона Бисултанова. И сравниваться двух разных моделей все же не следует.

Наша очаровательная героиня появилась на свет в 1998-м году в старинном чеченском селении Гехи-Чу Урус-Мартановского района. Но из-за военных действий на родине родители уже вскоре вывезли девочку в Москву. Где Илона и провела первую часть детства.

В родную Чечню девушка вернулась уже в нулевые. Окончила тут среднюю школу. И внезапно стала известной моделью. Хотя мечтала о карьере учительницы или ветеринара.

В 2015-м году Илона приняла участие в первых показах, в том числе, от модного дома Firdwas, принадлежащего семье Кадыровых. Обратили внимание на чеченскую красавицу и в Европе, где из-за быстрого роста мусульманского населения велик спрос на строгую исламскую одежду. Для демонстраций которой требуются модели-мусульманки.

С Илоной связались агенты самих Dolce и Gabbana. Итальянцы предложили девушке сняться в рекламе хиджабов. Наша героиня согласилась. Однако, когда модельер Стефано Габбано опубликовали фото Илоны в своем Instagram, вспыхнул большой скандал.

Дело в том, что Дольче и Габбана принадлежат к определенной ориентации, никаких дел с которой мусульманам иметь не следует. На соцсети модельеров произошло целое нашествие разгневанных земляков Илоны, там развернулась настоящая битва в комментариях. Люди говорили, что негоже чеченке фотографироваться для таких личностей, даже в строгом хиджабе.

Сама Илона все поняла да приняла. И более с такими людьми, как Дольче и Габбана, не сотрудничает. Тщательно проверяет все свои рабочие контакты. Более того, наша героиня уже покинула модельный подиум. Вышла замуж за прекрасного чеченского парня. Чьего внешнего вида и имени, понятное дело, не раскрывает. Детей у пары пока нет.

Сейчас Илона Бисултанова постоянно живет и работает в Москве. Окончила в столице факультет искусств МГУ. Много путешествует по миру, приезжает часто в родную Чечню.

В Москве на Кутузовском проспекте у Илоны открыты собственные ателье и бутик строгой исламской одежды, что так нужна многим москвичкам мусульманской веры. В этом деле ей помог состоятельный отец-бизнесмен Бисултанов Руслан Саид-Магомедович.

Илона сама создает коллекции строгих платьев, что пользуются в Москве большим спросом. Цены на наряды там начинаются от 20-30 тысяч рублей, однако поток клиенток только увеличивается. Заработок Илоны только за 2018 год составил около 3 млн рублей, согласно официально опубликованным в интернете данным.

  • Число мусульманок в мире с каждым днем растет, — говорит в интервью Илона. — Соответственно, и спрос на исламскую одежду все больше. Все чаще модельеры начинают производить коллекции, например, хиджабов. А между тем найти качественные хиджабы и мусульманские платья непросто, даже в Париже или Милане. Как-то я пол-Милана оббегала, чтоб найти нормальную длинную юбку, соответствующую канонам ислама. Вот мы и ликвидируем такое упущение.

Кроме того, Илона в Москве усердно изучает Священный Коран, готовясь стать хафизом — знатоком главной Книги ислама наизусть. А также рисует прекрасные картины, разумеется, не изображая на своих полотнах людей (это строго запрещено мусульманской верой).

Также ныне уже 23-летняя Илона известна как одна из самых популярных чеченских блогеров — на ее аккаунт в Instagram подписано свыше 170 тысяч человек.

Источник