Меню

Чем является халат для обломова



почему автор на первой странице роман так подробно описывает халат обломова? какую роль образ халата играет в романе?

Особое внимание автора уделено описанию халата Обломова.

«Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу всё шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретённым, но всё ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.
Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. «

Каждая деталь в столь подробном описании халата важна, каждая говорит о характере, жизни, привычках и образе мыслей Обломова.

«На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу. »
Восток и запад — два разных мира, две полярно-противоположные философиии. Стремительный, прогрессивный запад с бесконечными изменениями, и размеренный патриархальный восток, отридцающий любые преобразования.
Обломов — яркий сторонник философии востока. Халат Обломова становится символом лени, сна, созерцательности.

Образ халата вырастает до символа, который как бы обозначает вехи его духовного развития. Любовь к Ольге Ильинской пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необходимостью «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума». И действительно, на какое-то время он исчезает с поля зрения, уступая своё место домашнему пальто и рубашке блестящей, как снег. Но как только любовь пошла на убыль, словно грозный предвестник, вновь мелькает халат, который новая хозяйка Обломова, Агафья Матвеевна Пшеницына, нашла в чулане и собралась помыть и почистить. Итак, слабые попытки Обломова изменить свое существование терпят крах.

Халат, возможно, является одной из основных характеристик «обломовщины» вообще и Обломова, в частности.
Эта художественная деталь становится центром композиции романа, точкой, в которую проецируется «обломовщина».

Детство Обломова прошло в атмосфере беспечности и безделья.
Родители и многочисленные няньки сверх всякой меры опекали и баловали ребенка. Взрослые волновались лишь о том, чтобы дитя было здорово и сыто. Им в голову не приходило, что Обломов вырастет неприспособленным к жизни. Вековой помещичий уклад не требовал от барина практических навыков: ведь все всегда делалось за него. Обломов рано начал жить созерцательной жизнью. Он видел, что безделье — обычное состояние взрослых, и сам привыкал ничего не делать. Природная детская живость находила себе выход в игре воображения. Обломов «страстно впивался» в нянины сказки, а после давал волю собственным фантазиям. Все это привело к тому, что взрослый Обломов превратился в мечтателя: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка» .

Источник

Образа халата у Пушкина, Гоголя, Вяземского, Языкова, Гончарова

Описание домашнего халата

В романе Гончарова именно халат играет роль символа, олицетворяющего праздность и бессмысленную жизнь. Об этой вещи сказано, что она старая и поношенная, при этом автор называет её шлафроком. В переводе с немецкого schlafrock означает «спальный халат» — это говорящая деталь, которая обозначает главную черту личности. По мере развития сюжета внешний вид одежды изменяется, и читателям кажется, будто вещь разделяет с героем его судьбу.

В самом начале истории приводится описание халата Обломова. Спальный атрибут выглядит роскошно, он ещё сохранил прочность ткани и яркость расцветок. Вещь настолько мягкая и гибкая, что повторяет малейшее движение тела, при этом складки перенимают беспечность, запечатлённую на лице человека. Тело почти не ощущает эту одежду, и кажется, будто халат и Илья Ильич — двойники. Как на лице героя, так и на ткани появились первые признаки «поношенности», а естественный лоск местами сменился тем, который бывает от долгого использования.

Гончаров подчёркивает, что Обломов и его одежда похожи не только внешне: автор наделяет бытовой предмет чертами, присущими человеку. Вот как он описывает характер Ильи:

Таким же предстаёт перед читателем и неодушевлённый объект — халат, хотя по отношению к нему Иван Александрович не использует этих эпитетов. Образ одежды вырисовывается благодаря описанию складок, модного фасона и необъятного размера: обладатель шлафрока мог бы спокойно завернуться в него дважды.

Как и барин, халат был ненавязчивым, незаметным и уютным. Гончаров подчёркивает, что Илья укутан не только снаружи — вся душа его как бы спрятана в невидимое одеяние, в котором ей хорошо и спокойно.

Кто такой Обломов

Обломов – главный герой одноименного романа Гончарова. Читатель наблюдает его жизнь с малолетства до зрелого возраста, почти до сорока лет. Его образ уходит корнями в характеры таких литературных героев, как гоголевские Подколесин, старостветские помещики, Манилов и Тентетников. Однако основные свои черты Обломов взял у Гончарова. Только автор, в отличие от своего персонажа, отличался талантом и трудолюбием.
Фамилия у героя говорящая. Обломов – от «обломиться», «ломаться». Илья Ильич сломлен жизнью, подавлен ею, отступил перед лицом накативших проблем и неприятностей. Ему проще забиться в своем доме в угол дивана и лежать до бесконечности.

В связи с этим в романе возникают основные атрибуты лени этого героя: диван, халат и домашние туфли. Особую значимость имеет образ-символ халата. Его корни восходят к стихотворению Языкова «К халату».

Халат – любимое и главное одеяние главного героя гончаровского романа. В нем-то читатель как раз и видит Илью Ильича посреди его кабинета. Халат «восточный, … весьма поместительный, так что наш герой мог дважды завернуться в него», — такова характеристика главной детали, становящейся приметой обломовской лени. Гончаров акцентирует внимание читателей на деталях с целью более глубокого раскрытия образа героя. Для Обломова его халат — символ защищенности от внешнего мира с его бесконечными проблемами.

Читайте также:  Вязание жилета реглан для детей

Символика одежды в образе Ильи

Каждый новый день барина был похож на предыдущий. Обломов бездействовал, предпочитая строить планы, но ничего не делать для их реализации. Его фантазия рисовала прекрасные картины, а в жизни этот человек ходил в одной и той же одежде, в которой телу было комфортно. Внешний вид Ильи Ильича показывал, что этот человек не придаёт значения моде и красоте, главное — удобство.

Роль халата в жизни Обломова можно назвать первостепенной. Вещь, хоть и дорогая, но без каких-либо украшений, отлично дополняет образ героя, ведь Илья тоже лишён примечательных черт внешности. Кроме шлафрока, у Обломова был и другой любимый предмет туалета, вернее, целых два: мягкие и широкие туфли, настолько длинные, что утром, спустив ноги с кровати, герой безошибочно попадал ступнями в предназначенное для них место.

Отсутствие в гардеробе галстука и жилета тоже красноречиво свидетельствует о стремлении к простору и уюту. Таким образом, вещи в романе «Обломов» помогают раскрыть характер человека, но это только на первый взгляд. При вдумчивом прочтении читатель заметит, что с помощью одежды и обуви герой стремится создать маленький мирок, где всё напоминало бы родную Обломовку. Там всё вертелось вокруг Ильи и его желаний. Гончаров сумел показать типичного барина из провинции, в личности которого преобладают такие черты:

  • отрешённость;
  • уход в иллюзии;
  • нежелание сталкиваться с реальными сложностями;
  • апатичность;
  • стремление к постоянству и размеренности.

Когда автору нужно показать переход Ильи от «обломовщины» к активной жизни, он снова использует вещественный символ — обувь. Молодому барину приходится носить сапоги, в которых ногам тяжело и неудобно, они «так и зудят».

Непривычная обувь символизирует городскую жизнь. Вынужденная активность и смена образа были обусловлены тем, что Обломов полюбил Ольгу Ильинскую. Ему пришлось собраться с силами и на некоторое время попрощаться с привычным укладом. Но сразу после расставания с возлюбленной барин вновь погружается в трясину «обломовщины», и теперь уже окончательно, поскольку он разочаровался в реальной жизни. Почему отношения не сложились, можно понять по такой цитате: «Жизнь есть жизнь, долг, обязанность, а обязанность бывает тяжела». Илья никак не может этого принять. В его понимании жизнь — череда телесных удовольствий.

Впервые роман был опубликован в 1859 году. Когда он приобрёл популярность, в обиход вошло слово «обломовщина», которым стали называть стремление к бездействию. В широком значении термин подразумевает несколько связанных между собой явлений:

  • отсутствие жизненной позиции;
  • застой в делах;
  • нежелание развиваться;
  • страх перед переменами;
  • лень, праздность;
  • душевная пустота;
  • старинный патриархально-поместный уклад.

В произведении термин впервые употребляется во 2 части, а олицетворяет обломовщину главный герой. Халат Обломова как символ эпохи вводится в произведение с первых страниц.

Литература, 10 класс

Старый домашний халат Ильи Ильича Обломова является очень важной деталью в романе Гончарова «Обломов». Халат Обломова в романе называется шлафроком (в пер. с немец. «schlafrock» — «спальный халат»). Старый, поношенный халат является по сути отдельным персонажем романом. Эта вещь живет своей жизнью и проходит определенные этапы, как и сам Обломов. Халат Обломова — это символ «обломовщины», скучной, пустой и ленивой жизни. Снять этот халат для Обломова значит радикально переменить жизнь: «…сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара и Тарантьева…» Автор подробно описывает халат Обломова, как будто это — живое существо: «…На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него…» Халат Обломова — это по сути двойник героя. Уютный, домашний халат Обломова олицетворяет уютный, спокойный, тихий характер героя. Обломов любит свой халат за то, что он мягкий, гибкий, незаметный и ненавязчивый. Сам Обломов очень похож на свой халат, будучи мягким, незаметным, ласковым человеком. : «…Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…» Беспечность Обломова передается его халату (шлафроку): «…С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока…» Обломов носит халат не только снаружи. Его душа и ум тоже укутаны в «невидимый» халат: «…Идти вперед – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума…» Халат Обломова переживает несколько «жизненных» этапов в романе так же, как и сам Обломов. История халата Обломова начинается на Гороховой улице, в квартире Обломова. Илья Ильич Обломов носит свой халат очень давно. Его гости замечают, что такие халаты уже давно не носят. Обломов переживает романтические отношения с Ольгой Ильинской. В этот период Обломов обретает смысл жизни в лице Ольге. Благодаря любви к Ольге ленивый Обломов оживает и просыпается от своей долгой спячки. В этот период он забывает о своем старом халате: «…Встает он в семь часов, читает, носит куда‑то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки […] Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами…» После разрыва с Ольгой Ильинской Обломов продолжает жить в доме Агафьи Пшеницыной. Хозяйственная Пшеницына достает из чулана старый халат Обломова, чтобы починить его: «…Еще я халат ваш достала из чулана, – продолжала она, – его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит…» До конца своих дней Илья Обломов так и не расстается с любимым халатом, как и со своей ленью и апатией: – …что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах! – Привычка, Андрей; жаль расстаться» Таким образом, уютный и удобный халат сопровождает Обломова долгие годы и становится печальным символом «обломовщины». (462 сл.) если много, то можно первые абзацы убрать и оставить со слов история… Вариант 2 (сокращенный) Старый домашний халат Ильи Ильича Обломова является очень важной деталью в романе Гончарова «Обломов». Халат Обломова — это символ «обломовщины», скучной, пустой и ленивой жизни. Снять этот халат для Обломова значит радикально переменить жизнь: «…сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара и Тарантьева…» Халат Обломова — это по сути двойник героя. Уютный, домашний халат Обломова олицетворяет уютный, спокойный, тихий характер героя История халата Обломова начинается на Гороховой улице, в квартире Обломова. Илья Ильич Обломов носит свой халат очень давно. Его гости замечают, что такие халаты уже давно не носят. Обломов переживает романтические отношения с Ольгой Ильинской. В этот период Обломов обретает смысл жизни в лице Ольге. Благодаря любви к Ольге ленивый Обломов оживает и просыпается от своей долгой спячки. В этот период он забывает о своем старом халате: «…Встает он в семь часов, читает, носит куда‑то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки […] Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами…» После разрыва с Ольгой Ильинской Обломов продолжает жить в доме Агафьи Пшеницыной. Хозяйственная Пшеницына достает из чулана старый халат Обломова, чтобы починить его: «…Еще я халат ваш достала из чулана, – продолжала она, – его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит…» До конца своих дней Илья Обломов так и не расстается с любимым халатом, как и со своей ленью и апатией: – …что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах! – Привычка, Андрей; жаль расстаться» Таким образом, уютный и удобный халат сопровождает Обломова долгие годы и становится печальным символом «обломовщины». (267 сл.)

Читайте также:  Юбка с футболкой дерзкий

Олицетворение личностного застоя

Текст художественного произведения был написан Гончаровым незадолго до отмены крепостного права. Автор и его современники ощущали перемену настроений в умах людей, принадлежавших к разным классам. Активная борьба только зарождалась, и пережитки крепостничества были ещё довольно сильны.

Россия была технически отсталой, деревни жили преимущественно натуральным хозяйством. Помещики не хотели и слышать об увеличении производительности труда, обороте капиталов и любых действиях, которые сопровождались тратами. Покупка любого инструмента или приспособления, необходимого в хозяйстве, вызывала у помещиков «стоны, вопли и брань».

Единственным способом производить продукцию была грубая эксплуатация крестьян. Отчасти ситуация компенсировалась тем, что в стране было много природных богатств, в то время ещё не растраченных. Используя халат Обломова в качестве одного из центральных символов романа, Гончаров показывает пережитки эпохи и всё отрицательное, что было присуще не только Илье Ильичу, но и другим представителям высших сословий:

  • примитивность отношений;
  • умственную косность;
  • классовый паразитизм;
  • социально-экономическую отсталость.

Отсутствие смысла жизни

До Ивана Александровича Гончарова в прозе и поэзии уже фигурировали «лишние люди». Но если раньше герои изображались мятежными, не разделяющими ценности общества и талантливыми натурами, то теперь стало ясно, что за пустыми разговорами ничего нет. Прекрасные одежды оказались старым халатом, пьедестал почёта — диваном, а нежелание следовать общепринятым моральным устоям — стремлением обеспечить себе максимально комфортное существование.

То, как проводит свои дни Обломов, нельзя назвать полноценной жизнью. Но если вспомнить «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени», окажется, что главные герои этих произведений тоже не горели желанием приносить пользу обществу и трудиться для чьего-то блага, хотя бы и для своего. Разница — в отношении общества, которое за несколько десятков лет значительно изменилось.

Автору удалось передать неприязненное отношение к знати, у которой главными задачами в жизни были еда, питьё, отдых и развлечения. Во многом это получилось благодаря выразительному символу — домашнему халату, который подчёркивает неопрятный внешний вид, изнеженность и вялость, охватившую не только тело, но также душу и ум молодого барина.

Источник

Роль халата в жизни Обломова

Содержание статьи

Кто такой Обломов

Обломов – главный герой одноименного романа Гончарова. Читатель наблюдает его жизнь с малолетства до зрелого возраста, почти до сорока лет. Его образ уходит корнями в характеры таких литературных героев, как гоголевские Подколесин, старостветские помещики, Манилов и Тентетников. Однако основные свои черты Обломов взял у Гончарова. Только автор, в отличие от своего персонажа, отличался талантом и трудолюбием.

Фамилия у героя говорящая. Обломов – от «обломиться», «ломаться». Илья Ильич сломлен жизнью, подавлен ею, отступил перед лицом накативших проблем и неприятностей. Ему проще забиться в своем доме в угол дивана и лежать до бесконечности.

В связи с этим в романе возникают основные атрибуты лени этого героя: диван, халат и домашние туфли. Особую значимость имеет образ-символ халата. Его корни восходят к стихотворению Языкова «К халату».

Халат – любимое и главное одеяние главного героя гончаровского романа. В нем-то читатель как раз и видит Илью Ильича посреди его кабинета. Халат «восточный, … весьма поместительный, так что наш герой мог дважды завернуться в него», — такова характеристика главной детали, становящейся приметой обломовской лени. Гончаров акцентирует внимание читателей на деталях с целью более глубокого раскрытия образа героя. Для Обломова его халат — символ защищенности от внешнего мира с его бесконечными проблемами.

Читайте также:  Носки женские для беременных

Обломовщина

Андрей Штольц и Ольга Ильинская – самые близкие Обломову люди – на протяжении произведения неоднократно предпринимают попытки вытащить его из халата. И на какое-то мгновение это удается. Читатель помнит, как преображается Обломов под влиянием живого чувства – некой любви к Ольге. Однако и тут лень все же берет свое, и Обломов снова облекает тучное тело в вечный восточный халат.

Вместе с хозяином халат постепенно старел, истрепывался, ветшал. Но Обломов так и не смог расстаться с приметами удобной спокойной жизни: домашними туфлями, халатом, клеенчатым диваном. В конце романа читатель вновь видит Обломова в любимом халате, правда, в другой обстановке – со вдовой Пшеницыной.

Подобное социальное явление позже было определено литературными критиками как «обломовщина». Имя главного героя теперь нарицательное. Да и обломовский халат стал образом-символом обломовщины. Он генетически сросся со своим хозяином, неотделим от него. Есть в романе момент, когда Обломов еще мог расстаться с халатом – когда влюбился в Ильинскую. Однако испытание любовью требует большого напряжения, для Обломова это оказалось непосильно.

Источник

Халат Обломова в романе «Обломов» Гончарова: описание, роль и история

Обломов и Штольц.
Художник М. М. Морозов

Старый домашний халат Ильи Ильича Обломова является очень важной деталью в романе «Обломов».

В этой статье представлено описание халата Обломова в романе «Обломов» Гончарова, история этой вещи и ее роль в жизни героя.

Халат Обломова в романе «Обломов» Гончарова

Халат Обломова в романе называется шлафроком (в пер. с немец. «schlafrock» — «спальный халат»). Старый, поношенный халат является по сути отдельным персонажем романом. Эта вещь живет своей жизнью и проходит определенные этапы, как и сам Обломов.


Халат Обломова как символ «обломовщины»

Халат Обломова — это символ «обломовщины», скучной, пустой и ленивой жизни. Снять этот халат для Обломова значит радикально переменить жизнь:

«. сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара и Тарантьева. «

«. На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него.

Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. «

Халат Обломова как двойник героя

Халат Обломова — это по сути двойник героя. Уютный, домашний халат Обломова олицетворяет уютный, спокойный, тихий характер героя.

Обломов любит свой халат за то, что он мягкий, гибкий, незаметный и ненавязчивый. Сам Обломов очень похож на свой халат, будучи мягким, незаметным, ласковым человеком. :

«. Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. «

«. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. «

«. Идти вперед – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума. «

Халат Обломова в романе «Обломов»: этапы жизни

1. Халат Обломова на Гороховой улице

История халата Обломова начинается на Гороховой улице, в квартире Обломова. Илья Ильич Обломов носит свой халат очень давно. Его гости замечают, что такие халаты уже давно не носят:

«. Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить, – стыдил он Обломова.
– Это не шлафрок, а халат, – сказал Обломов, с любовью кутаясь в широкие полы халата. «

Как известно, Обломов не любит перемены. Он привык к своему халату и не готов с ним растаться и замениться на что-то новое.

2. Халат Обломова и отношения с Ольгой Ильинской

Обломов переживает романтические отношения с Ольгой Ильинской. В этот период Обломов обретает смысл жизни в лице Ольге.

«. Встает он в семь часов, читает, носит куда‑то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки [. ] Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами. «

«. И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима. «

«. С халатом он простился давно и велел его спрятать в шкаф. «

«. Еще я халат ваш достала из чулана, – продолжала она, – его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит. «

«. Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, – сказал Захар. «

«. Скиньте да дайте скорее, я выведу и замою: завтра ничего не будет. «

«. расстилались эти одеяла и халат Ильи Ильича [. ] Агафья Матвеевна собственноручно кроила, подкладывала ватой и простегивала их. «

– . что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах!
– Привычка, Андрей; жаль расстаться.

Таким образом уютный и удобный халат сопровождает Обломова долгие годы и становится печальным символом «обломовщины».

Такова история халата Ильи Обломова в романе «Обломов»: описание и роль халата в жизни Обломова.

Источник