Меню

Что скрывается под хиджабом



А что под хиджабом? Как одеваются арабские женщины дома, и что они делают, чтобы оставаться привлекательной для мужа на долгие годы

Мы, женщины России, Европы и Америки (чей быт весьма схож) часто задаемся вопросом о том, какой же секрет кроется под непомерно длинным хиджабом арабских красавиц. А вообще, красавицы ли они? Ведь мусульманки полностью скрывают свое лицо и тело под черными тканями. Мы решили приоткрыть занавесу этой тайны и рассказать о некоторых тонкостях жизни женщин в Восточных странах.

Прежде всего, это культура и воспитание

Между Востоком и Западом можно провести четкое различие в плане того, как ведут себя и одеваются женщины. Разница будет прямо противоположной, и, как мы полагаем, в этом и кроется секрет, и в этом же заключается проблема. Так вот, мы, западные женщины, покупаем уйму дорогой одежды, украшений, сумочек и туфель. Но все это мы носим на работу, на светские приемы, на встречи с друзьями. В то же время для домашней носки у нас выделены старые футболки, джинсы, спортивки и прочие растянутые вещи или запятнанные.

Мусульманские дамы также ходят в бутики, покупают себе там и белье кружевное, и платья, даже самой минимальной длины, и роскошные украшения, и туфли на шпильках. Вы думаете — зачем, ведь они все время в своем хиджабе? А затем, чтобы носить все это дома и представать во всей этой красе пред своими мужьями.

Есть чему поучиться

Данная проблема не просто поверхностная, она глубинная. Дело в том, что мусульманок с пеленок воспитывают именно по такому шаблону, так делают их мамы и бабушки, так делали их далекие предки. У нас же быт формировался иначе, и мы просто не привыкли к такому. Поэтому будет немного глуповато, если вы вдруг наденете дома вечернее платье, расшитое бриллиантами и начнете танцевать перед мужем. Но если вы постепенно выбросите все растянутые вещи и начнете по дому ходить в новых брюках простого кроя, в чистых и опрятных свитерах, в атласных маечках, то и муж начнет смотреть на вас совсем иначе.

Уход за собой

Статистика доказывает, что мусульманки куда чаще посещают салоны красоты, куда тщательнее следят за своим лицом, волосами, руками, и телом в целом. Они вкладывают в себя очень много средств, а окупается им все это долговечным и верным браком.

Каждый день дома мусульманская женщина выглядит настолько привлекательно и завораживающе, что муж и не может думать о том, чтобы найти себе любовницу. Благодаря грамотному уходу также в течение более длительного времени сохраняют свою молодость кожа, волосы, ногти.

Регулярные посещения спа-салонов возвращают мусульманкам духовное здоровье, психологический баланс и равновесие. Вот так — размеренно, уверенно и очень красиво они радуют своих мужей изо дня в день.

Макияж и аксессуары

Мы уже выяснили, что дома, специально для мужа, мусульманка будет всегда носить самую привлекательную и соблазнительную одежду. Но помимо этого она не забывает про шикарные и интригующие украшения. Тут в ход идут и нательные цепи (а мы, западные женщины, все думаем, куда еще их носить, если не на пляж), и ожерелья из бриллиантов, и большие серьги, и даже колье, которые надеваются на голову. Все это смотрится невероятно красиво, богато и соблазнительно. И именно в таком виде не просто можно, а обязательно мусульманской женщине представать пред мужем.

Также дома мусульманка всегда будет носить макияж. В дневной период она будет краситься слегка — подчеркивая свои длинные ресницы и густые брови, выразительные скулы и пухлые губки. К романтическому ужину макияж может стать либо более блестящим, либо более дерзким и ярким. Вот почему бы нам не краситься дома, чтобы всегда быть красивыми?

Перед домочадцами

Пред глазами других членов семьи мусульманка имеет полное право не представать в хиджабе. Она может носить обычную одежду, открывающую лицо, руки, ноги ниже колена, ключицы, плечи и даже часть спины. Конечно же, только откровенные наряды, которые предназначены для мужа непозволительно надевать перед детьми и родителями, но и черные балахоны уже необязательны.

Источник

Что скрывают под хиджабом?

Многие европейцы абсолютно искренне не понимают зачем мусульманские женщины носят платок или хиджаб. Что скрывается за этим элементом одежды и зачем прятать себя с ног до головы. Разумеется, это просто традиционный элемент одежды, и его ношение женщины и мужчины оправдывают тем, что красоту надо показывать только мужу. Однако мир не стоит на месте, и глобализация так или иначе захватывает мир. И даже мусульманские женщины (чаще с позволения мужей) изменяют традиционным предметам одежды.

Часто это ситуации спортивных соревнований или светские выходы. И скажу я вам выглядят мусульманки очень достойно. Не удивительно, что некоторых мужья хотят скрыть от посторонних глаз.

Существуют даже целые движения «мусульманки без хиджаба» и они все больше набирают популярность. Эти женщины борются за свои права даже в самых религиозных регионах. Одна из них иранская журналистка Масих Алинеджад, которая еще в 2004 году основала движение.

А еще в этом деле фигурируют и настоящие королевы. Например, Рания аль-Абдулла, влиятельная и прогрессивная женщина. Или жена саудовского шейха Дина Абдулазиз, поистине шикарная женщина. Она обходится без громких заявлений, но обладает утонченным вкусом и чувством стиля. Глядя на нее точно забываешь о традиционных представлениях.

Так что мир меняется, и сейчас мы можем увидеть, что скрывать мусульманским женщинам в общем-то нечего. Среди них очень красивые представительницы прекрасной половины.

Источник

Что скрывает хиджаб

Мусульманская мода — это новое направление, которое активно осваивают дизайнеры и крупные бренды. Если раньше вопрос мусульманской моды касался только арабских стран, то с процессами глобализации он затронул всех.

Глянец разделился и постоянно противоречит: то «давайте больше снимать моделей в хиджабах», «мы за разнообразие», то «хиджаб вредит волосам». Но возникает один вопрос: этично ли СМИ лезть в чужую культуру? В арабских журналах хиджабы спокойно соседствуют с непокрытыми девушками и совсем не вызывают обсуждения. Во-первых, вопрос, носить ли его и какой тип покрытия выбирать женщине, зависит от окружения и решения семьи. В самых консервативных мусульманских странах женщины обязаны покрывать голову и иногда лицо. В тех, что поддались влиянию глобализации, решение о покрытии головы принимает отец девушки, а затем муж. В ОАЭ уже можно встретить много женщин, чьи мужья и отцы не видят в этом необходимости.

Читайте также:  Обряд когда свекровь снимает фату с невесты

Коран утверждает, что мусульманские женщины должны одеваться скромно и скрывать свои самые деликатные места. На самом деле Коран не требует от что женщины ношения вуали на лице, прикрытия всего тела буркой или чадрой. В Коране вообще не упоминается хиджаб, только необходимость скрывать обольстительные части тела и быть скромной. Все, что мы видим, — это традиция, созданная для безопасности женщин от местных мужчин, в которых под жарким солнцем играют гормоны. Консервативные одежды — это безопасность женщины и ее персональный комфорт. Исторически это также связано с солнечными лучами и песком.

Согласно шариату, одежда не должна демонстрировать излишества и расточительность, но должна быть чистой и красивой. А как быть, если ты носишь абайю (абайя — длинное традиционное платье) или джильбаб (цельная одежда, покрывающая все тело)? Надевать все самое интересное вниз. Все самое красивое, прекрасное и лучшее доступно только мужу, человеку, который близок женщине больше всего. Многие люди полагают, что мусульманские женщины одеваются как старые кочевники, но это огромная ошибка.

Представьте себе, что вы заходите в дамскую комнату в Дохе или Абу-Даби… Что же вы видите? Женщина поправляет свой хиджаб или бурку, но что же под черной тканью .. Chanel, Dior, Dolce&Gabbana, Balenciaga, Louis Vuitton и другие модные бренды. Конечно же, это последние коллекции, то, что еще вчера было на подиуме. И кто это увидит? Только я в туалете, ее семья, муж и дети. Зато перед подружками есть чем похвастаться. Кто бы мог подумать, что под неприглядной черной массой скрывается так называемая it-girl? Икона моды и стиля только для своих. Неожиданно?

Из западных дизайнеров первыми рынок мусульманской одежды охватили Dolce&Gabbana, выпустившие очень красивые и стильные абайи. И как бы не критиковали итальянских дизайнеров за расизм и шовинизм, мало кто последовал их примеру.

В целом этот тип одежды в странах Персидского залива обходится совсем недешево: цена на абайю стартует от 100$, а средние кутюрные варианты стоят около $1000 в зависимости от декора. Верхней одежды нужно много: пачкается она быстро, да и хочется разнообразия (разная вышивка, разные камни, разная кайма, цвет строчки). Но как Вы понимаете, не у всех есть средства на индивидуальный пошив и люксовые вещи, а в обычной Zara ту же абайю не найдешь.

В России почему-то считается, что мусульманские женщины могут довольствоваться и мешком из-под картошки. По сути вся индустрия выезжает на Firdaws Айшат Кадыровой (дочка Рамзана Кадырова возглавила модный дом после матери) и Araida, оба бренда создают качественную и стильную одежду. Все остальные творят что-то на грани церковых ряс, или же местные дизайнеры ударяются в полную безвкусицу. Ситуация с мусульманской модой остается на очень кустарном уровне развития, либо это связано с массовым неуважением к культурным традициям, либо отсутствуют экономические условия для работы начинающих талантливых дизайнеров. Спрос на мусульманскую одежду растет во всем мире, а вот предложение пока совсем не радует.

Источник

Жизнь«Снимите это немедленно»: Всё, что вы хотели знать
о хиджабе

Почему головной убор вызывает столько споров и что об этом думают сами мусульманки

Вряд ли существует предмет гардероба, который вызывает более яростные споры, чем головной убор мусульманок. Хиджаб никогда не был «просто платком», а глобализация и вовсе превратила кусок ткани в культурный, религиозный и политический символ, который олицетворяет мусульманский мир и прежде всего представления европейцев о нём. В России о разрешении и запрете на платок неистово спорят федеральный министр образования и глава Чечни — а родители учениц оспаривают право на ношение хиджаба в суде, во Франции только-только утихли скандалы вокруг запрета буркини, из-за которого представителей власти обвинили в исламофобии, а буквально на днях в Австрии решили запретить бурки и никабы, закрывающие лицо.

Пока одни призывают «освободить женщин Востока», сорвав с них покрывала, другие выступают за право выбора для каждой, независимо от того, хочет женщина загорать топлес или прятать своё тело от любопытных взглядов. У части светских европейцев хиджаб (например, в школе) вызывает аллергию уже сам по себе, как напоминание о чужой религиозности, а радикальные правые просто убеждены, что полная ассимиляция — это правило общежития, которое не оспаривается.

При этом рынок мусульманской моды растёт так стремительно, что не считаться с ним уже невозможно: мусульмане-миллениалы имеют огромное влияние на современную культуру, где традиции плавятся в одном котле, но вопрос о гуманности и символической ценности хиджаба возникает снова и снова.

Разбираемся, что значит хиджаб сегодня и какие точки зрения существуют среди исследователей и самих верующих.

Не просто платок

Хиджаб в переводе с арабского значит «преграда» или «покрывало», и часто так называют сам платок, которым мусульманки покрывают голову. Однако на самом деле значение термина гораздо шире: хиджаб — это не только головной убор, но и вся одежда, соответствующая мусульманским представлениям о том, как выглядит достойная женщина (то есть любое непрозрачное одеяние, открывающее только лицо и кисти рук и не облегающее фигуру). Существует и «внутренний хиджаб» — под этим подразумевают душевные качества, например целомудрие и уважение к богу, но «внутренний хиджаб», в отличие от покрытой головы, в глаза не бросается, поэтому и вопросов не вызывает.

Основные принципы мусульманского дресс-кода содержатся в Коране и довольно однозначно интерпретируются богословами. В аяте 24:31 сказано, что мусульманкам стоит «оберегать свои половые органы», «прикрывать покрывалами вырез на груди» и не показывать свою красоту никому, кроме мужа и других близких, относящихся к категории махрам — так называются все родственники, за которых женщина по закону не может выйти замуж. В аяте 24:60 уточняется, что пожилые женщины, которые уже не собираются замуж, могут не так строго следовать предписаниям о хиджабе, но всё-таки лучше от них не отклоняться. И наконец в аяте 33:59 есть требование о головном уборе: мусульманкам советуют «сближать на себе свои покрывала», чтобы другие люди их не приняли за «рабынь или блудниц», то есть относились с уважением. Девочки обязаны носить хиджаб с начала пубертата — первой менструации.

Читайте также:  С чем носить клетчатую черно белую юбку

В большинстве нынешних мусульманских стран традиция покрывать голову существовала задолго до ислама, который появился лишь в VII веке

В Коране нет описания конкретных видов скромной одежды, поэтому и цвет хиджаба, и фасоны сильно отличаются от региона к региону. Например, в ОАЭ и Саудовской Аравии и мужчины, и женщины одеваются похоже и покрывают голову, но традиционный цвет женского платья — чёрный, а мужской — более подходящий к местному климату белый. Существует любопытная версия, связывающая такое распределение с военной историей: якобы сражения между арабскими племенами часто происходили ночью, и женщина, одетая в чёрное, могла незаметно скрыться, а мужчины специально одевались так, чтобы их было видно издалека.

В большинстве нынешних мусульманских стран традиция покрывать голову существовала задолго до ислама, который появился в VII веке. Привычное платье лишь адаптировалось к требованиям новой религии, не растворяясь в них окончательно, что породило множество разновидностей национального мусульманского костюма. В арабских странах женщин чаще всего можно увидеть в чёрных абайях с вышивкой, в Индии мусульманки носят яркие сари или сальвар-камизы (комплекты из широких брюк, длинной туники и шарфа или платка), а иранки из деревень вокруг Персидского залива прикрывают лицо расшитыми бисером или металлическими масками, напоминающими накладные усы.

«Хиджаб, никаб, паранджа и так далее — это всё местные традиции: как принято в регионе и как разрешает муж. Разрешит муж ходить с открытым лицом — можно, разрешит ходить в платке и джинсах — можно, — объясняет доцент Центра изучения религий РГГУ Светлана Бабкина. — Всё зависит от либерализма страны и либерализма мужа в пределах либерализма страны».

Хиджаб

В узком смысле слова — обычно четырёхугольный платок или комбинация из пары платков, которые прикрывают голову и шею, но оставляют открытым лицо. Это самая «светская» форма мусульманского платья, которую вы наверняка часто видите на улице. Молодые мусульманки носят хиджаб даже с джинсами и трениками.

Чадра (чадор)

Длинная накидка, обычно чёрного или белого цвета. Закрывает всё тело с головы до ног, кроме лица, и запахивается спереди, носится преимущественно вне дома. Чадру часто закалывают под подбородком или держат руками, чтобы она не упала во время ходьбы. Чаще всего встречается в Иране и Афганистане, но есть и в других странах Ближнего Востока.

Никаб

Покрывало с прорезью для глаз, полностью закрывающее практически всё тело с головы до ног. Больше всего распространён в странах Персидского залива, но всё чаще встречается и в западных странах, где такой вид мусульманской одежды не приветствуется (никаб запретили в нескольких странах, последней это сделала Австрия).

Паранджа (бурка)

Самое строгое из всех мусульманских одеяний, которое широко распространено лишь в Афганистане и Пакистане. Паранджа закрывает абсолютно всё тело, включая лицо и глаза: они прикрыты сеткой так, что разглядеть их снаружи невозможно. Такое одеяние было обязательно для всех женщин во время правления талибов, из-за чего стало символом рабского положения афганских женщин.

Буркини

Удобный купальный костюм, который изобрела австралийка ливанского происхождения Ахида Занетти и подхватили светские бренды вроде Marks & Spencer. Ещё одно нововведение последних лет — спортивные хиджабы, в которых спортсменки-мусульманки впервые участвовали в Олимпиаде-2016: именно в Рио был сделан исторический кадр с египетской и немецкой волейболистками.

Символ угнетения или феминистский жест

Хиджаб тянет за собой огромный багаж негативных ассоциаций: неудивительно, что эмансипированный Запад считает покрытую голову символом бесправия, в котором до сих пор живут миллионы женщин. В той же Саудовской Аравии гражданки не могут водить автомобиль и появляться на публике без сопровождающего-мужчины, а в Афганистане можно и вовсе поплатиться жизнью, отправившись за продуктами в одиночестве. Западным политикам, приезжающим на переговоры в мусульманские страны, приходится выбирать между данью уважения местным традициям (Валентина Матвиенко, например, для визита в Саудовскую Аравию обзавелась зелёным хиджабом) или наглядной демонстрацией европейских ценностей: покрывать голову даже для встречи с королевскими особами отказываются Ангела Меркель и её министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен, и, конечно, так же поступает французская представительница ультраправых Марин Ле Пен.

Выступления европейских политиков против мусульманского дресс-кода вряд ли можно назвать смелыми: одно дело, когда ты руководишь мировой державой и приехала в консервативную страну с дипломатическим визитом, и совсем другое — когда ты выросла в этой культуре и выступаешь против системы, реально рискуя свободой и жизнью. Тем не менее в странах, где отсутствие хиджаба карается по закону, появляются протестные группы, выступающие за право на выбор: например, сторонницы иранского движения My Stealthy Freedom публикуют в социальных сетях свои фотографии с непокрытой головой, в джинсах и с макияжем. Мужчины-профеминисты, наоборот, надевают хиджаб, чтобы поддержать своих жён и подруг.

Ещё один пример — сирийки, побывавшие в плену у боевиков ИГИЛ (организация признана террористической, её деятельность на территории РФ запрещена. — Прим. ред.): оказавшись на свободе, женщины демонстративно сжигают чёрные бурки, которые на них надели террористы-фундаменталисты. Трудно тут не вспомнить западных феминисток, которым приписывают сжигание лифчиков в знак протеста против патриархата — но, как и любая яркая медийная картинка, этот пример не отражает сложную действительность.

На русскоязычных мусульманских ресурсах часто осуждают девушек, у которых из-под платка видны волосы или нижняя часть подбородка: богословы считают, что эта область не является частью лица, а значит, должна быть закрыта, как и шея. «Правильный» хиджаб полностью закрывает всё, кроме лица, из-под него может торчать специальная облегающая шапочка, но волосы должны оставаться внутри. Например, ресурс «Ислам.ру» сообщает, что девушки, у которых видна шея, волосы и часть головы, «попадают под грех», если их видят посторонние мужчины. Вообще, на мусульманских форумах можно найти ответ на любой волнующий вопрос, в том числе из сферы бьюти: например, можно ли мусульманке красить ногти или нет (правильный ответ — нельзя, иначе омовение перед намазом не засчитывается).

Запрет или разрешение

Обозревательница DW Сабине Фабер уверена, что тотальный запрет паранджи, которую считают символом угнетения даже прогрессивные мусульманки, не решит проблему, а только усугубит её: когда такой закон вступает в силу, религиозные мужья просто запрещают жёнам выходить на улицу, и консервативное мусульманское сообщество ещё больше замыкается в себе. Та же ситуация с хиджабами в школах: запрещая девочкам приходить на уроки в платке, власти, по сути, лишают их возможности получить светское образование и сделать осознанный выбор. И если запрет на головные уборы, полностью или частично закрывающие лицо, ещё можно объяснить заботой о безопасности, то боязнь хиджаба, прикрывающего только волосы и шею, больше похожа на проявление нетерпимости, чем на борьбу с террористической угрозой.

Читайте также:  Жакеты без пуговиц для женщин

Большинство демократических стран вынуждены постоянно балансировать между светскостью и свободой вероисповедания — и тут всё не совсем очевидно. Французские власти пошли дальше других, отвергая любую религиозную атрибутику, поэтому в школах платки запрещены, а право находиться на пляже в буркини мусульманкам удалось отстоять только через Верховный суд. В России такой запрет действует не везде: после недавнего скандала в сельской школе в Мордовии, где учителям запретили носить платки, парламент Чечни принял специальную поправку к закону об образовании, разрешающую школьницам приходить на занятия в хиджабе. Впрочем, ношение хиджаба в республике практически обязательно, а сам вопрос о платке для руководства Чечни — ещё и вопрос политического влияния.

Большинство россиян относятся к хиджабам спокойно: в этом году 50 % респондентов опроса ВЦИОМ сказали, что нужно отменить запрет на ношение головных уборов, чтобы девочки-мусульманки могли спокойно учиться. Практика показывает, что запрет хиджаба порождает множество бытовых проблем — например, до официального разрешения фотографироваться на документы в головном уборе многие мусульманки в Татарстане просто отказывались получать паспорт.

Хотя в религиозных семьях хиджаб воспринимают как обязанность, многие женщины принимают решение «покрыться» самостоятельно — для них хиджаб становится своеобразным манифестом самостоятельности, идентичности и верности принципам. Для молодых мусульманок, живущих в западных странах, это и вовсе становится делом чести. После теракта 11 сентября и последовавшего за ним расцвета исламофобии в любой девушке в платке по умолчанию усматривают террористку — мусульманки считают своим долгом разрушить этот опасный стереотип.

В мире, где женское тело воспринимают как товар, желание скрыть свою красоту от посторонних кажется радикальным

У прогрессивных молодых мусульман, которых Шелина Джанмохамед окрестила «поколением М», есть свои ролевые модели — люди, которые разрушают стереотипы, не отказываясь от своей культуры: например, фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад, которая первой среди американок выступила на Олимпиаде в хиджабе, или лауреатка Нобелевской премии Малала Юсуфзай. У мусульманского комьюнити есть свои мемы, паблики и каналы на YouTube, свои марки одежды и халяльные стартапы, музыка и модные клипы в духе «хиджаб-свэга»: например, певица Мона в своём зажигательном треке заявляет, что плевать хотела на хейтеров и не собирается ни перед кем отчитываться за свой хиджаб.

Исламская мода давно вышла за пределы тусовки «мипстеров» и укрепляет свои позиции во всём мире: Marks & Spencer взялись за буркини, DKNY, Uniqlo, Mango и Tommy Hilfiger выпускают капсульные коллекции к Рамадану, Dolce & Gabbana делают специально для мусульманских стран линию абай, а «курс на скромность» взяли на подиумах в Милане, Париже и Нью-Йорке.

Если телевидение скорее демонизирует ислам, то социальные сети делают мусульманскую культуру ближе и понятнее: например, на видеоблог Айдан Мамедовой, которая с юмором отвечает на вопросы о своей религии, тестирует косметику и делится рассуждениями о жизни, подписано почти 150 тысяч человек, и далеко не все они мусульмане. Хиджаб-активистки предлагают женщинам примерить платок, чтобы почувствовать себя на месте мусульманок: как правило, девушки, впервые покрывшие голову, чувствуют себя на удивление комфортно.

Как бы парадоксально это ни звучало, хиджаб может быть и феминистским жестом: в своём популярном обращении Ханна Юсуф объясняет, что представление об «угнетённых восточных женщинах» — продукт снисходительного колониализма, а хиджаб может быть не только религиозным символом, но и способом выступить против культуры насилия. Желание скрыть свою красоту от посторонних — своеобразный ответ миру, где женское тело сексуализируют и воспринимают как товар. И все же радикальные феминистки считают привязанность к хиджабу проявлением стокгольмского синдрома. А умеренные просто поддерживают право женщин носить то, что им нравится — будь то брюки, крошечное бикини или чёрное покрывало. «Нет ничего освобождающего в том, чтобы покрываться, как и в том, чтобы показывать любые части своего тела. Настоящая свобода — в возможности выбирать», — резюмирует Юсуф.

Нурия

Я выросла в Уфе в семье хирурга и гинеколога, в школе училась в физмат-классе, слушала панк и хардкор, выросла на американских фильмах, европейских книгах. О религии, о национальности тогда даже не задумывалась. Потом поступила в НИУ ВШЭ на факультет социологии, и в

Москве мне постепенно дали понять, что я «не русская». Только тут я поняла, что татарка. Наверно, в этот момент я могла «обрусеть», сменить имя, слиться с большинством, но так получилось, что я, наоборот, начала интересоваться своими корнями, историей и религией народов Поволжья.

Начав изучать Коран, я была в шоке: там написано, что наша Вселенная расширяется, что наши небо (атмосфера) и земля изначально были единым «облаком», а потом были разделены, там описан процесс появления зародыша и ещё много всего. Тогда я почувствовала и поверила, что это учение не может быть творением человека, что это нечто несравнимо большее. Так я обрела веру, произнесла Шахаду, стала мусульманкой, начала читать намаз. Вопрос о хиджабе я восприняла как заботу Творца обо мне. Начала молиться, чтобы Всевышний помог мне покрыться так, чтобы это стало благом для моей нынешней жизни и следующей после смерти.

Сперва я надела тюрбан и начала носить закрытую одежду, потом постепенно закрыла шею платком. Тогда я ещё училась и жила в общежитии. Я там со всеми хорошо общалась, и моё решение «покрыться» восприняли нормально. Я рада, что училась именно во ВШЭ, там учатся и работают люди с большим кругозором. Понимают, что образ жизни человека необязательно должен совпадать с их собственным.

Источник