Меню

Что такое суфийская юбка



Суфийские кружения: что это и при чем тут Свами Даши

Суфийское кружение представляет собой одну из самых древних техник, она настолько мощная и глубокая, что даже единичный опыт может совершенно изменить человека.

Те, кто смотрел «Битву экстрасенсов», видели и знают, что такую технику применяет Свами Даши, победитель одного из сезонов. Она заключается в кружении вокруг собственной оси в течение определенного времени, от получаса до нескольких часов.

Среди тех, кто практикует медитации, кружение считается «королевским». Для того, чтобы устоять на ногах и продолжать крутиться продолжительное время, нужно быть действительно в потоке, уметь контролировать себя без контроля.

Устоять на ногах во время кручения можно только в случае достижения определенного, неземного состояния. Для того чтобы кружиться и не упасть, нужно чтобы в голове было «пусто», а вся энергия ушла бы вниз — в живот и ноги. Именно они будут удерживать тело в режиме «неваляшки».

Медитация — есть отключение от мыслей, но они время от времени могут свободно придти в голову, и чтобы продолжить практику нужно мысли убрать. Но с телом по сути ничего не произойдет, оно как сидело, так и продолжит сидеть/лежать.

Кружение остановится если мысли будут в голове, прерывать состояние «не в уме» не получится — как только вы «подумаете», вы упадете. Именно поэтому те, кто кружатся долго, однозначно вошли в самое глубокое и непрерывное состояние медитации. И они настоящие профессионалы — могут полностью очистить разум, освободить его от мыслей на 100%.

Выпадение из медитации при кружении влечет за собой падение, как, например, выпадение из особого состояния при хождении по углям или лежании на иголках/стекле, влечет болевые ощущения. Таким образом, суфийское кружение доступно далеко не всем, это верх мастерства.

Вы уже заметили — все кружатся в юбках, почему так — закономерный вопрос. Можно вдаваться в подробности и исследования, но вам вполне хватит вот этой информации — юбка значительно улучшает качество вращений вокруг себя, раскручиваясь с вашими движениями, она удерживает, стабилизирует тело, не дает ему отклоняться.

На самом деле, исполнить кружение в плотной и тяжелой юбке — сложно. Так же, как и начать кружиться и удерживаться в в состоянии глубокого погружения.

В чем смысл, что в итоге?

Лично я кружение не пробовала никогда, мой вестибулярный аппарат, как я считаю и знаю, что заблуждаюсь, такого не выдержит. К этой практике нужно придти, это однозначно. Поэтому то, что я напишу дальше, это не мой практический опыт, а то, что я слышала от практиков.

Во-первых, это отдых, уход от реального мира, с его заботами, проблемами, горем. Это несколько минут наедине с самим собой. Это нахождение в точке «здесь и сейчас», и никого кроме тебя нет вокруг.

Во-вторых, это несколько минут без мыслей вообще. Ты не думаешь, не анализируешь, не прогнозируешь, не боишься, не переживаешь. Для мозга эти несколько минут — бесценный отдых.

В-третьих, это расслабление для тела. Ему никто не дает приказы, за ним не следят. Оно хаотично, но в тоже время упорядоченно движется в одном постоянном ритме. Покой и умиротворенность — это отдых.

В кружении высвобождается колоссальное количество энергии. Она может быть направлена на конкретное свершение (и тогда к юбке прикалывают бумажку с точным определением того, к чему стремятся), а если это намерение не создать, энергия пойдет туда, где у вас открыто (боитесь — в страхи, нуждаетесь — в достижение цели, хотите — в получение желаемого). Одно точно — энергия пойдет в материализацию того, чем заняты ваш разум и дух. Поэтому в этой практике, как, впрочем, во всем, что связано с Тонким миром, очень-очень важна осознанность.

Источник

Суфийские танцы с юбкой – с чего начать и как их исполнять.

9515 Время прочтения

Суфийские танцы с юбкой исполняют дервиши, подобные танца называются «тануры». Через исполнение танца дервиши приближаются к Богу. Это сценическое исполнение египетского танца. Он очень популярен во многих странах Востока.

Для танца, одевают длинные юбки, одетые одна на другую, конический головной убор, аккомпанируют в танце барабаны и флейты. Одеяние достаточно тяжелое и весит более 12 килограмм. Юбки работают по принципу мандалы. Раскручивая их, они усиливают свое воздействие на танцующего и окружающих.

Дервиши во время выступления проходят мимо высокопоставленных лиц, получают от них тайные указания, затем начинают их выполнять под музыку. Танец можно практиковать самостоятельно, при этом кружиться надо с открытыми глазами.

Танец дервишей – это храмовый ритуал, для исполнения танца, монах проводит три года в монастыре, ведет очень строгий образ жизни. «Танур» — это богослужение, вращающийся парад планет, наполнение Космоса Радостью.

Во время проведения суфийских праздников, такое действие играет огромную роль. Танец дервишей, активно исполняют в Турции на сцене, так как он получил большую художественную оценку. В основе танца лежит мистическая суфийская философия.

Начинать танец надо с хлопка и топанья, для того чтобы отпугнуть шайтана. Перед исполнением танца, дервиши кланяются друг другу, прикладывая руки к груди, сбрасывают накидки и начинают кружение.

Танцующие, собираются вокруг главного дервиша, который символизирует Солнце. Одна рука дервишей обращена вверх, а другая вниз, происходит соединение Космоса и Земли.

Дервиши танцуют, кружась и запрокинув голову очень долго, входя при этом в транс. Войдя в такое состояние, танцующий соединяется с Богом. Это семейное искусство танца, переходит от отца к сыну в арабских странах. Исполнитель должен обладать хорошим равновесием, хорошим физическим здоровьем и выносливостью.

Во время танца, дервиш проявляет свое отношение к жизни, свои эмоции, показывая это в жестах. Если танцующий человек разгневан, то в танце будет присутствовать гнев. Если, человек испытывает любовь, то в танце проявится любовь.

Танец «сема» — это ритуал поклонения Небу, его танцуют в священные исламские праздники. Вращение начинается внезапно, голова слегка повернута к одному плечу. Танцоры двигают руками и кистями рук, произносят определенные слова. Постепенно дервиша окутывает энергетическая оболочка.

Источник

Суфийские юбки для кружений на заказ.

Дорогие друзья!
Мы рады сообщить, что мы начинаем шить Суфийские юбки для кружений на заказ!

Сейчас все больше и больше, на каждом нашем семинаре, нам задают вопросы где и как можно заказать юбку для суфийских кружений, и наконец, мы решились 🙂

Очень много лет мы шили юбки только для своих друзей и знакомых, узнали все нюансы, тонкости и секреты, и теперь с любовью готовы поделиться этим с вами!

Суфийские юбки для кружений на заказ. запись закреплена

Дорогие друзья!
Мы рады сообщить, что мы начинаем шить Суфийские юбки для кружений на заказ!

Сейчас все больше и больше, на каждом нашем семинаре, нам задают вопросы где и как можно заказать юбку для суфийских кружений, и наконец, мы решились 🙂

Очень много лет мы шили юбки только для своих друзей и знакомых, узнали все нюансы, тонкости и секреты, и теперь с любовью готовы поделиться этим с вами!
http://www.osho-satori.ru

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Суфийские юбки для кружений на заказ. запись закреплена
ОШО Фестиваль в России

А между тем, с 1 декабря поднимутся цены на билет участника Ошо Фестиваля — 2021!
Сейчас ещё действует минимальная стоимость билета участника — 7900 руб за все 10 Фестивальных дней!
Купить билеты можно на сайте: www.Oshofestival.ru

Осталось всего 2 дня до повышения цены! Торопитесь 😉

Елена Меркулова запись закреплена
Суфийские юбки для кружений на заказ. запись закреплена
ОШО Фестиваль в России

БЕСПЛАТНАЯ МЕДИТАЦИЯ С ДАРПАНОМ. 25 апреля в 11:00 в эфире нашего Инстаграм @oshofestival.

Мы снова приглашаем вас всех на нашу регулярную бесплатную технику медитации с Дарпаном.

Завтра тема нашего эфира: как из головы, ума двигаться к своему сердцу. Как от думания следовать к чувствованию.
Показать полностью.

Мы все живем в голове 99,9% нашего времени. Суета, дела, мысли, планы, переживания, работа, решения.

Как через технику медитации остановиться и вернуться к себе и своему сердцу. Как стать участвующим. Как снова начать жить из сердца.

Об этом мы поговорим завтра в эфире. Мы поговорим и посмотрим на то, как работает механизм нашего Ума, как мы сами того не замечая становимся его заложниками.
И сделаем красивую медитацию для того, чтобы из головы двигаться в сердце.

Встречаемся завтра в прямом эфире нашего Инстаграм в 11:00 по московскому времени.

Есть вопросы? Задавайте в комментариях и мы обязательно на них ответим.

Суфийские юбки для кружений на заказ. запись закреплена
РЕТРИТ с Дарпаном

Билет «Дуэт» на ретрит со скидкой для каждого

Если вы ещё не были на ретрите, или если кто-то из ваших друзей планирует поехать впервые, то у нас для вас небольшой, но приятный бонус!

Билет «Дуэт» для двоих участников со скидкой 1000 рублей для каждого!
Показать полностью.
Обязательное условие — чтобы хотя бы для одного из вас, этот ретрит был обязательно первым 🙂

Как зарегистрироваться и получить скидку?

1. Зайти на сайт: www.osho-satori.ru/retreat
2. Зарегистрировать сразу двоих участников (в одном заказе)
3. Ввести промокод ДУЭТ
4. Купить билеты на ретрит со скидкой 1000 рублей для каждого участника
5. Собираться в путешествие вглубь себя

Акция длится с 21 февраля по 1 марта

Есть вопросы? Пишите или звоните: +7-961-636-55-55

Суфийские юбки для кружений на заказ. запись закреплена

Сбор заказов!
Можете посмотреть на наши юбочки на этой фотографии с Ошо Фестиваля
В наличии — Белая, Бордовая, Синяя и Голубая ткань.
Стоимость юбки — 6500 руб
Срок: 1-2 недели

Суфийские юбки для кружений на заказ. запись закреплена

Новые крутые цвета для юбочек!
Кому кому кому.
К Ошо Фесту ещё успеем принять несколько заказов по вашим размерам.
Стоимость юбки зависит от цвета!
Узнавайте по телефону:

Суфийские юбки для кружений на заказ. запись закреплена
ОШО Фестиваль в России

Даже не верится, что до Ошо Фестиваля всего 3 месяца!
Уххх, какую крутую программу в этом году мы готовим 😉

Во-первых, как всегда график занятий будет мега-насыщенный. Будем начинать каждый день в 6:15 с Динамической Медитации и заканчивать в 23:30 вечерним ивентом.
Показать полностью.

Во-вторых, нас ждут очень много крутых семинаров и мастер-классов, все они уже входят в ваш билет участника. Кстати, а вы помните, что только до 1 июня на билет самая выгодная цена?
Будут семинары по самым разным направлениям: суфийские, тантрические, женские и мужские, Ошо и тибетские Пульсации, массажные и телесные, танцевальные и группы по высвобождению эмоций, випассана и дзен, музыкальные и творческие. и многое другое!
Расписание будет совсем скоро 🙂

Мы подготовили для вас 12 обучающих тренингов! Если вы хотите совместить приятное с полезным и пройти Обучение на Фестивале — то при бронировании 2-ух любых Тренингов, билет участника Ошо Фестиваля — в подарок!
И да, до 1 июня — лучшая цена!

Тренинги ведущих Ошо медитаций и медитаций из «Книги тайн»
Тренинги ведущих основных Ошо терапий: «Рождение заново» с Ватяной, «Вне ума» с Судиром, «Напоминая себе забытый язык разговора ТелаУма» с Шилой, «Самогипноз для Медитации» с Анилом
Тренинг ведущих «Социальные Медитации Вереша» с командой Ошо Хьюманиверсити (Голландия)
Массажные курсы: «Индийский массаж головы Чампи» с Дьян Премом, «Тайский фут-массаж» с Джаей, «Дивайн Хиллинг Артс» с Ранвитой
Обучающие тренинги «Интуитивное чтение таро» с Субути и «Чтение энергии» с Надином (1 часть, а также 3ь часть для тех, кто уже проходил Обучение)
Тренинг «Спонтанное творчество» с Нисарганом

А также! Впервые в России группа «Рисуя свои прошлые жизни» с Нисарганом и Анилом!

Посмотреть все тренинги можно здесь: https://oshofestival.ru/events/obuchayushchie-treningi

Все Ошо терапии, включая Ошо Мистическую Розу.
Это уникальный шанс совместить Фестиваль и этот глубочайший процесс 21-дневной Ошо медитационной терапии. Проводят «Мистическую Розу» — Шила (Греция) и Дарпан (Россия). Для всех участников Розы — билет участника Ошо Фестиваля — как всегда в подарок!

И не торопитесь уезжать раньше 😉 Ведь после Ошо Фестиваля будет Ошо медитационный Курорт! Где вы сможете оставаться, наслаждаться морем, медитациями, а также сможете пройти полные курсы и группы:
Группа «Кто внутри?» и «Сатори» с Нисарганом
Праймал.Разобуславливание с Бэлой
Группа «Гурджиевские движения» с Дьян Премом
Обучающий тренинг «Тайский Йога-массаж» с Абинавом
Группа «Радость звучания» с Рави и Лалитией
Тибетские Пульсации с Шанти
Все подробности здесь: https://oshofestival.ru/kurort

Ну и конечно, море, солнце, фрукты, детский клуб для самых маленьких, новые и старые друзья со всего света, море радости, Медитации и счастья быть собой!

Источник

Зухра Рахимова, «Одежда суфиев в поздне-гератской миниатюре»

Все известные люди блестящего гератского двора — ученые, художники, музыканты и поэты — были адептами этого учения. Под влиянием Джами и Навои даже правитель Герата — Султан Хусайн Байкара (правил с 1464 г.) — отказался от шиизма и стал приверженцем суфизма.

Яркое отражение учение суфизма получило в гератской миниатюре последней четверти XV в. в творчестве Бехзада и его школы, проявившееся в известной демократизации сюжетов, ранее отображавших жизнь придворного круга. Популярными в гератской миниатюре становятся изображения ремесленников, строителей, посетителей бани, борцов, простого люда, суфиев и дервишей, сюжеты неразделенной любви (смерть Фархада, Юсуф и Зулейха, Маджнун и Лайли).

Миниатюры на суфийскую тематику Бехзада и его школы дают уникальную возможность увидеть одежды шейхов, дервишей, аскетов, странников, тем более, что суфизм как ни одно другое религиозное учение уделял особое внимание одежде, подчеркивая символическую роль ее деталей.

Увлечение гератского двора суфизмом проявилось в изменении поздне-гератского придворного костюма, ставшего проще, в отказе от сверкающих золотым шитьем и драгоценными камнями халатов и пышно накрученной чалмы, модных в первой половине XV в. Предпочтение отдавалось скромным одеждам из гладкоокрашенных тканей, небольшим чалмам в четыре оборота.

Навои писал:
Муж не одеждой славен золотой,
Перл драгоценный славен сам собой.

Одежда была «важным внешним символом суфийской жизни и имела огромное внутреннее значение, глубокую символику». Считалось, что она хранит в себе бараку — энергетику (благодать) ее владельца, особенно сильную у святого или правителя. Обычай передавать одежду при передаче власти прежнего правителя новому правителю, от святого своему ученику обозначал передачу им и своего благословения — бараки.

Кроме того, одежда и головной убор «являются выражением измененного эго человеческого бытия. Смена одежды у суфиев символизировала изменение личности. Мистик-мученик Аль-Халладж издевался над врагами, часто меняя одежду. Порой он выглядел как воин, порой как ученый, а порой как суфий». Сжечь одежду врага означало физически уничтожить его. Смена обычной одежды на лохмотья нищего знаменовала отказ от земных радостей и вступление на путь мистического единения с Богом.
Так, Маджнун, традиционно воспринимавшийся, как образ суфия, сменив богатую одежду сына вождя племени, которую он носил будучи Кайсом, на хирку и ланг и отказавшись от головного убора (чалмы), обнажив голову и отрастив волосы, превращается в дервиша, добровольно отказавшегося от соблазнов этого мира во имя высокой любви к Богу (Лайли).

Осуждение суфиями богатства и роскоши господствующего класса со временем трансформировалось в культ бедности как идеального состояния «для спасения души». Проповедь нестяжания и добровольной бедности привела к возникновению учения о таввакуль (араб. — упование), заключавшегося в том, чтобы всецело положиться на Бога, не заботясь о пропитании. «Суфий должен был добывать средства на жизнь или личным трудом, или нищенством, но при этом, подаяние собирать только на один день, чтобы не нарушать правила таввакуля».

Судя по миниатюрам, во второй половине XV в. суфийские шейхи носили одежду обще-темуридского типа, состоявшую из:
— нижней рубахи,
— штанов,
— верхнего платья «каба» и
— верхнего халата,
— простых туфель и
— чалмы.
От светских одежд она отличалась:
— качеством ткани,
— длиной,
— шириной и
— некоторыми специфическими деталями, а также
— цветом.
Заимствовав в обще-мусульманском костюме виды и типы одежд, суфии вложили в нее свою символику.

Суфийский шейх на миниатюрах того времени изображен в таком верхнем халате:
— просторном (в то время, как у светского лица он облегает фигуру)
— однотонном,
— длинном (до щиколоток)
— распашном.

Cкромных цветов:
— коричневого,
— темно-зеленого,
— синего или
— голубого.

Длина халатов
символизировала истинность веры — чем он длиннее, тем «полноценнее вера в Бога». Из-под него иногда проглядывает каба — так же однотонная и лишенная каких-либо украшений, вроде вышивки.

Ширина рукавов
у суфиев означала, что ничто из земных благ не задержится в них
(до этого широкие со времен Халифата рукава служили как бы сумками, в них могли хранить книги, деньги и другие вещи).
Рукава верхних халатов и каба очень широкие (у светской знати — узкие в запястье).

Чалма
: вместо огромной пышной белой чалмы — основного отличия костюма шейхов, они носили чалму более скромных, чем в первой половине XV в., размеров, один конец которой опущен слева у уха, а другой проходит под шеей и, поднимаясь к вершине чалмы, спускается сверху, достигая левого плеча. Теперь достоинство шейха определяется не величиной чалмы, а его собственными духовными достижениями.

Главными отличительными атрибутами шейха являлись:
— наплечный шарф-накидка — тайласан и
— высокий посох.

Тайласан
еще со времен Халифата являлся одеждой ученых и духовенства, но в этот период он становится обязательным атрибутом суфийского шейха, символизируя причастность к тайному знанию, играя важную знаковую роль, так как на него переходит основной семиотический смысл костюма суфия. М. Горелик, впервые обративший внимание на эту деталь костюма духовенства, отметил различные способы ношения тайласана, изменения его цвета в костюме Мавераннахра середины XVI в., но он не дал каких-либо объяснений этому явлению.

В Хорасане, судя по поздне-гератским миниатюрам, тайласан в последней четверти XV — начале XVI в. был, как и мавераннахрский:
— белого, голубого, серого, темно-зеленого или песочно-коричневого цвета;
— на краях тайласана, если он коричневого, голубого или зеленого цветов, появляется широкая черная полоса;
— концы белого тайласана могли быть расшиты;
— его надевают в виде шарфа, распустив и набросив на плечи, связанным на груди узлом или один конец его висит на груди, а другой перекинут на спину.
Заимствуя в общемусульманской традиции костюма духовенства тайласан, суфии вложили в него свою семантику. Нам представляется, что разнообразные цвета тайласана и способы его ношения должны были играть определенную семиотическую роль, указывая на степень посвящения суфия, и были доступны пониманию лишь посвященных.

Важным атрибутом костюма суфийского шейха, дополнявшего его образ, был посох.
На поздне-темуридской миниатюре многие суфийские старцы изображены с посохом в руках. Джами, по словам Васифи, в руках носил ивовый посох, который на целую четверть возвышался над его фигурой. Алишер Навои на некоторых миниатюрах и знаменитом портрете Махмуда Муззахиба также изображен с посохом в руках, некоторые исследователи толковали это как признак преклонных лет. «Посох или прут в суфизме был символом силы и знака руководства, обладающим живой энергией, способной творить чудеса. Во время пятничной молитвы имам в мечети нес прут, который свидетельствовал о его власти. Многие суфийские учителя несут прут, иногда даже несколько прутьев, или же шест». Изображая посох в руках Джами и Навои, Бехзад и художники его мастерской подчеркивают их особую духовную власть в обществе. Обувью шейхам служили деревянные сандалии или туфли.

Особенно интересна одежда дервишей в плане ее семиотического значения. Дервиш — нищенствующий аскет-мистик, не имеющий личной собственности, странствующий или живущий в дервишеском общежитии ханака (завия, такия) представлял собой профессионального суфия. Таких дервишей еще называли факиры, от слова «бедняк». Они существовали наряду с суфиями, которые не оставляли своего ремесла или торговли.

Главным семиотическим знаком дервиша была хирка. По изображениям на миниатюрах мы можем предположить, что в те времена она представляла собой халат или другое одеяние из шерсти. В источниках не сообщается, как выглядела хирка, упоминается лишь, что она была сшита из лоскутков одежд суфиев, разорвавших их в порыве экстаза во время суфийского радения, поэтому считалась особенно благословенной, так как несла в себе «силу экстатического состояния его бывшего владельца. Суфии разработали многозначительный символизм не только туники, но также таких его элементов, как краешек рукава, воротники», ссылаясь на аль-Худжвири, отмечает А. Шиммель.

На миниатюрах и портретах XV в. встречаются изображения дервишей в различных ситуациях:
— просящие милостыню у порога мечети,
— спорящие о праве в исламе,
— странствующие, выпрашивая подаяние, и т.д.,
что позволяет выделить некоторые различия в их одеждах.

Представителями крайнего суфизма были аскеты, отшельники.
Отшельничество (зухд)
восходит к раннему этапу суфизма, когда его главным содержанием было аскетическое неприятие мира, осуждение богатства и комфорта.

Популярный образ суфийского отшельника — Маджнун. Он всегда изображен или в ланге — синем однотонном одеянии без рукавов, надетом на голое тело.

Хирка, следовательно, могла быть как с рукавами, так и без них. Основной ее признак — заплаты разных цветов. Однако в силу условности стиля миниатюры и, несмотря на некоторую реалистичность деталей и ее придворный характер, художник не всегда мог изобразить лохмотья и заплаты на хирке, о которых так много говорится в письменной литературе. В средневековых словарях такие заплатки из лоскутков называются хаставош/хустувона. Художник, не нарушая общего образно-декоративного строя миниатюрной живописи, изображает лохмотья в виде пятен более темных или светлых оттенков на основном цвете халатов.

Другая категория дервишей на миниатюрах — странники. Они выделяются своей одеждой:
— штаны белые или цветны;
— короткая каба, называвшаяся, по данным фархангов (персидских словарей) XIV — XV вв., кавал, или дала;
— перепоясанная кушаком;
— к которому привязаны:
— нож,
— иногда книга в футляре,
сосуд для сбора подаяний — кашкуль;
— на груди странника — диагонально подвязанный свернутый молитвенный коврик или плащ;
— на голове — высокая конусообразная шапка — кулох из меха, ткани или войлока;
— ноги босы или обуты в:
— туфли и обмотку из грубой ткани, называемую джумджум или чам/чаром,
— мягкие войлочные сапожки или туфли (кафш).

«Цель странствующего дервиша — паломничество. Нельзя пускаться в путь без заплатанного плаща (чтобы скрыть наготу), молитвенного коврика, ковша (для омовения), веревки, башмаков (кафш) либо туфель и посоха»
. Посох как атрибут у странствующего дервиша имеет уже другую семантику — средство защиты, и он меньше, чем у шейха.

Одежда и головные уборы дервишей на миниатюрах разнообразны. Например:
— у одного — темно-коричневый халат, войлочные полусапожки, плащ через плечо, на голове — пестрая в коричневой гамме чалма, два кушака, один из которых перевит вокруг основного;

— у другого — несколько одежд (рубаха, 2 каба) и пояс, имеющий спереди квадратную пряжку, на голове войлочный колпак, перевязанный полотнищем дважды;

— в миниатюре, изображающей похороны, на дервише — темно-зеленый халат, под ним — синяя в полоску каба и черный войлочный колпак, надвинутый глубоко на лоб;

— иногда дервиши, просящие подаяние, изображены или в зеленом халате, белом тайласане и в кулахе из меха леопарда, или
— в коричневом халате и чалме и сером тайласане, в туфлях на босу ногу;

— на «Портрете дервиша» XVI в., выполненном в более реалистичной манере, дервиш одет в 2 халата:
— верхний, зимний, серого цвета из грубой толстой шерсти (такой халат в фархангах называется, как и заплаты, хаставона/хустувон),
— под ним — голубой, из более тонкой ткани, по фактуре напоминающей крашеную бязь.
— нижнее платье белого цвета,
— а на голове — войлочная островерхая шапка — номади,
— вокруг которой намотана шерстяная чалма — курчук, из грубого полотна,
— перевязанная накрест небольшой чалмой в 2 оборота;

— по данным вакфной грамоты Хусейна Хорезми, составленной в Самарканде в XVI в., одежда дервиша включала:
— 4 обычных халата, из них 2 — зимних, 2 — летних,
— 2 рубашки,
— 2 штанов,
— 1 чалму из тафты длиной в 5 зар,
— кушак из хлопчатобумажной ткани рыжего цвета,
— 2 пары кафш из вывернутой кожи.

Такое разнообразие в костюмах и головных уборах дервишей, их разноцветность, на наш взгляд, связаны с многочисленностью дервишеских орденов. Известно, что каждый орден имел свой ритуал и символы, связанные с элементами одежды, их цветом и аксессуарами.
Например, символами дервишества у бекташей были:
хирка, ковер, знамя, барабан, веревка, посох и головной убор или тадж — корона.

Каждый цвет имел свою семиотику, разную для каждого ордена.
«Цветовой символизм суфийских одеяний был у каждого ордена свой:
— красный цвет предпочитался орденом Бадавийа в Египте,
— зеленый — орденом Гадрийа,
— коричневый и красно-желтоватый — орденом Чиштия в Индии,
— черно-белый — орденом бекташей; белая шапка и черная накидка,
— песочно-желтый — орденом Накшбандия».

Различные цвета, используемые в суфийском костюме, согласно трактовке А. Шиммель, «есть лишь отражения невидимого Божественного цвета, который нуждается в определенных средствах, чтобы стать видимым». Однако цветовая символика суфийских одежд на миниатюрах требует еще своего изучения.

Мы можем лишь отметить, что согласно суфийской символике цветов, разработанных в тарикате Кубравийя, каждый цвет означал достижение суфием определенной ступени на пути познания Бога:
— голубой цвет — истинную уверенность (икан),
— синий — Божественную милость, дар (эхсан),
— зеленый — устойчивый покой (итминан),
— коричневый — уподобляют коре дерева или слою земли, скрывающему тайное знание.

По другой версии:
— голубой цвет означал 1-ю стадию пути к познанию Бога — шариат,
— желтый — 2-ю стадию — тарикат,
— красный — 3-ю стадию — мистическое знание,
— белый — 4-ю стадию — истинную реальность.
— черный цвет, согласно суфийской символике, означал страстную любовь к Богу и экстатическое смятение (ханаман).

Таким образом, можно предположить, что художник-миниатюрист посредством цвета и его сочетаний в одеждах как бы раскрывает религиозную характеристику суфиев, некий знак их духовного движения на пути к мистическому познанию Бога. Так как «суфии имели обыкновение получать посвящения в практику нескольких суфийских братств, хотя сохранялась приверженность одному ордену», то этим, возможно, объясняется цветовая пестрота их одежд.

Следует отметить одну важную деталь, отличающую одежды дервишей от одежд шейхов:
халаты у дервишей короче и облегают тело, а рукава — уже.
Эти детали указывают на то, что дервиши еще не достигли «полной веры».

В одеждах дервишей особую роль в инициации играли также чалма и пояс. Подпоясывание кушаком, а на миниатюрах у суфиев это всегда кушак, означало, что он готов к исполнению обязанностей перед учителем — пиром.
Количество узлов на кушаке и чалма на голове дервиша являлись знаками того, что он овладел необходимыми профессиональными навыками и готов к жизни суфия. Кушак, как правило, на миниатюрах из цветной ткани, свернут в жгут и завязан спереди на два узла.
Чалма на голове дервиша, судя по изображениям, или небольшая и плотно прилегает к кулоху, или намотана в два оборота вокруг войлочной шапки-номади. Типы головных уборов суфиев различались по форме и цвету, указывая на его положение. Символически головной убор означал данное Богом благо, поэтому дарение головного убора шейхом суфию, особенно чалмы, игравшей в исламе полисемантическую роль, являлось семиотическим знаком благословения от наставника и признание его достижений.

Поздне-темуридские миниатюры, изображающие шейхов и дервишей, несмотря на условность стиля живописи, показывают важные различия в их одеждах и аксессуарах, подтверждая наблюдения исследователей суфизма о том, что «одежда и ее элементы были важными знаковыми указателями состояния дервиша и каждый его шаг с момента обращения в орден был отмечен какой-либо деталью одежды».
Примечательно, что суфии ничего нового в одежду не привнесли — халат, тайласан, пояс-кушак, чалма и кулох, войлочные колпаки — все они были в костюмном комплексе средневековых мусульманских народов, и даже хирка, которая до них уже существовала в качестве лохмотьев бедняка. Суфии только изменили ее семантику, наполнили новым содержанием, и через ее детали раскрыли свои мировоззренческие взгляды, и для посвященных их одежда и ее детали стали индикатором, важным знаком приобщения к мистической тайне суфия, указателем определенного этапа в их пути.

Роль одежды и ее значение в жизни исламского общества, особенно суфиев, отражены в широко распространенных на средневековом мусульманском Востоке метафорах:
— одеяние доброты,
— одеяние богобоязненности,
«одежда — это шариа, которая выпрямляет уродливые черты характера в мыслящей душе», и др.

Источник

Читайте также:  Носки для чистки стоп