Меню

Что значит для обломова халат



Образа халата у Пушкина, Гоголя, Вяземского, Языкова, Гончарова

Описание домашнего халата

В романе Гончарова именно халат играет роль символа, олицетворяющего праздность и бессмысленную жизнь. Об этой вещи сказано, что она старая и поношенная, при этом автор называет её шлафроком. В переводе с немецкого schlafrock означает «спальный халат» — это говорящая деталь, которая обозначает главную черту личности. По мере развития сюжета внешний вид одежды изменяется, и читателям кажется, будто вещь разделяет с героем его судьбу.

В самом начале истории приводится описание халата Обломова. Спальный атрибут выглядит роскошно, он ещё сохранил прочность ткани и яркость расцветок. Вещь настолько мягкая и гибкая, что повторяет малейшее движение тела, при этом складки перенимают беспечность, запечатлённую на лице человека. Тело почти не ощущает эту одежду, и кажется, будто халат и Илья Ильич — двойники. Как на лице героя, так и на ткани появились первые признаки «поношенности», а естественный лоск местами сменился тем, который бывает от долгого использования.

Гончаров подчёркивает, что Обломов и его одежда похожи не только внешне: автор наделяет бытовой предмет чертами, присущими человеку. Вот как он описывает характер Ильи:

Таким же предстаёт перед читателем и неодушевлённый объект — халат, хотя по отношению к нему Иван Александрович не использует этих эпитетов. Образ одежды вырисовывается благодаря описанию складок, модного фасона и необъятного размера: обладатель шлафрока мог бы спокойно завернуться в него дважды.

Как и барин, халат был ненавязчивым, незаметным и уютным. Гончаров подчёркивает, что Илья укутан не только снаружи — вся душа его как бы спрятана в невидимое одеяние, в котором ей хорошо и спокойно.

Кто такой Обломов

Обломов – главный герой одноименного романа Гончарова. Читатель наблюдает его жизнь с малолетства до зрелого возраста, почти до сорока лет. Его образ уходит корнями в характеры таких литературных героев, как гоголевские Подколесин, старостветские помещики, Манилов и Тентетников. Однако основные свои черты Обломов взял у Гончарова. Только автор, в отличие от своего персонажа, отличался талантом и трудолюбием.
Фамилия у героя говорящая. Обломов – от «обломиться», «ломаться». Илья Ильич сломлен жизнью, подавлен ею, отступил перед лицом накативших проблем и неприятностей. Ему проще забиться в своем доме в угол дивана и лежать до бесконечности.

В связи с этим в романе возникают основные атрибуты лени этого героя: диван, халат и домашние туфли. Особую значимость имеет образ-символ халата. Его корни восходят к стихотворению Языкова «К халату».

Халат – любимое и главное одеяние главного героя гончаровского романа. В нем-то читатель как раз и видит Илью Ильича посреди его кабинета. Халат «восточный, … весьма поместительный, так что наш герой мог дважды завернуться в него», — такова характеристика главной детали, становящейся приметой обломовской лени. Гончаров акцентирует внимание читателей на деталях с целью более глубокого раскрытия образа героя. Для Обломова его халат — символ защищенности от внешнего мира с его бесконечными проблемами.

Символика одежды в образе Ильи

Каждый новый день барина был похож на предыдущий. Обломов бездействовал, предпочитая строить планы, но ничего не делать для их реализации. Его фантазия рисовала прекрасные картины, а в жизни этот человек ходил в одной и той же одежде, в которой телу было комфортно. Внешний вид Ильи Ильича показывал, что этот человек не придаёт значения моде и красоте, главное — удобство.

Роль халата в жизни Обломова можно назвать первостепенной. Вещь, хоть и дорогая, но без каких-либо украшений, отлично дополняет образ героя, ведь Илья тоже лишён примечательных черт внешности. Кроме шлафрока, у Обломова был и другой любимый предмет туалета, вернее, целых два: мягкие и широкие туфли, настолько длинные, что утром, спустив ноги с кровати, герой безошибочно попадал ступнями в предназначенное для них место.

Отсутствие в гардеробе галстука и жилета тоже красноречиво свидетельствует о стремлении к простору и уюту. Таким образом, вещи в романе «Обломов» помогают раскрыть характер человека, но это только на первый взгляд. При вдумчивом прочтении читатель заметит, что с помощью одежды и обуви герой стремится создать маленький мирок, где всё напоминало бы родную Обломовку. Там всё вертелось вокруг Ильи и его желаний. Гончаров сумел показать типичного барина из провинции, в личности которого преобладают такие черты:

  • отрешённость;
  • уход в иллюзии;
  • нежелание сталкиваться с реальными сложностями;
  • апатичность;
  • стремление к постоянству и размеренности.

Когда автору нужно показать переход Ильи от «обломовщины» к активной жизни, он снова использует вещественный символ — обувь. Молодому барину приходится носить сапоги, в которых ногам тяжело и неудобно, они «так и зудят».

Непривычная обувь символизирует городскую жизнь. Вынужденная активность и смена образа были обусловлены тем, что Обломов полюбил Ольгу Ильинскую. Ему пришлось собраться с силами и на некоторое время попрощаться с привычным укладом. Но сразу после расставания с возлюбленной барин вновь погружается в трясину «обломовщины», и теперь уже окончательно, поскольку он разочаровался в реальной жизни. Почему отношения не сложились, можно понять по такой цитате: «Жизнь есть жизнь, долг, обязанность, а обязанность бывает тяжела». Илья никак не может этого принять. В его понимании жизнь — череда телесных удовольствий.

Впервые роман был опубликован в 1859 году. Когда он приобрёл популярность, в обиход вошло слово «обломовщина», которым стали называть стремление к бездействию. В широком значении термин подразумевает несколько связанных между собой явлений:

  • отсутствие жизненной позиции;
  • застой в делах;
  • нежелание развиваться;
  • страх перед переменами;
  • лень, праздность;
  • душевная пустота;
  • старинный патриархально-поместный уклад.

В произведении термин впервые употребляется во 2 части, а олицетворяет обломовщину главный герой. Халат Обломова как символ эпохи вводится в произведение с первых страниц.

Литература, 10 класс

Старый домашний халат Ильи Ильича Обломова является очень важной деталью в романе Гончарова «Обломов». Халат Обломова в романе называется шлафроком (в пер. с немец. «schlafrock» — «спальный халат»). Старый, поношенный халат является по сути отдельным персонажем романом. Эта вещь живет своей жизнью и проходит определенные этапы, как и сам Обломов. Халат Обломова — это символ «обломовщины», скучной, пустой и ленивой жизни. Снять этот халат для Обломова значит радикально переменить жизнь: «…сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара и Тарантьева…» Автор подробно описывает халат Обломова, как будто это — живое существо: «…На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него…» Халат Обломова — это по сути двойник героя. Уютный, домашний халат Обломова олицетворяет уютный, спокойный, тихий характер героя. Обломов любит свой халат за то, что он мягкий, гибкий, незаметный и ненавязчивый. Сам Обломов очень похож на свой халат, будучи мягким, незаметным, ласковым человеком. : «…Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…» Беспечность Обломова передается его халату (шлафроку): «…С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока…» Обломов носит халат не только снаружи. Его душа и ум тоже укутаны в «невидимый» халат: «…Идти вперед – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума…» Халат Обломова переживает несколько «жизненных» этапов в романе так же, как и сам Обломов. История халата Обломова начинается на Гороховой улице, в квартире Обломова. Илья Ильич Обломов носит свой халат очень давно. Его гости замечают, что такие халаты уже давно не носят. Обломов переживает романтические отношения с Ольгой Ильинской. В этот период Обломов обретает смысл жизни в лице Ольге. Благодаря любви к Ольге ленивый Обломов оживает и просыпается от своей долгой спячки. В этот период он забывает о своем старом халате: «…Встает он в семь часов, читает, носит куда‑то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки […] Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами…» После разрыва с Ольгой Ильинской Обломов продолжает жить в доме Агафьи Пшеницыной. Хозяйственная Пшеницына достает из чулана старый халат Обломова, чтобы починить его: «…Еще я халат ваш достала из чулана, – продолжала она, – его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит…» До конца своих дней Илья Обломов так и не расстается с любимым халатом, как и со своей ленью и апатией: – …что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах! – Привычка, Андрей; жаль расстаться» Таким образом, уютный и удобный халат сопровождает Обломова долгие годы и становится печальным символом «обломовщины». (462 сл.) если много, то можно первые абзацы убрать и оставить со слов история… Вариант 2 (сокращенный) Старый домашний халат Ильи Ильича Обломова является очень важной деталью в романе Гончарова «Обломов». Халат Обломова — это символ «обломовщины», скучной, пустой и ленивой жизни. Снять этот халат для Обломова значит радикально переменить жизнь: «…сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара и Тарантьева…» Халат Обломова — это по сути двойник героя. Уютный, домашний халат Обломова олицетворяет уютный, спокойный, тихий характер героя История халата Обломова начинается на Гороховой улице, в квартире Обломова. Илья Ильич Обломов носит свой халат очень давно. Его гости замечают, что такие халаты уже давно не носят. Обломов переживает романтические отношения с Ольгой Ильинской. В этот период Обломов обретает смысл жизни в лице Ольге. Благодаря любви к Ольге ленивый Обломов оживает и просыпается от своей долгой спячки. В этот период он забывает о своем старом халате: «…Встает он в семь часов, читает, носит куда‑то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки […] Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами…» После разрыва с Ольгой Ильинской Обломов продолжает жить в доме Агафьи Пшеницыной. Хозяйственная Пшеницына достает из чулана старый халат Обломова, чтобы починить его: «…Еще я халат ваш достала из чулана, – продолжала она, – его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит…» До конца своих дней Илья Обломов так и не расстается с любимым халатом, как и со своей ленью и апатией: – …что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах! – Привычка, Андрей; жаль расстаться» Таким образом, уютный и удобный халат сопровождает Обломова долгие годы и становится печальным символом «обломовщины». (267 сл.)

Читайте также:  Моделирование юбки бантовая складка

Олицетворение личностного застоя

Текст художественного произведения был написан Гончаровым незадолго до отмены крепостного права. Автор и его современники ощущали перемену настроений в умах людей, принадлежавших к разным классам. Активная борьба только зарождалась, и пережитки крепостничества были ещё довольно сильны.

Россия была технически отсталой, деревни жили преимущественно натуральным хозяйством. Помещики не хотели и слышать об увеличении производительности труда, обороте капиталов и любых действиях, которые сопровождались тратами. Покупка любого инструмента или приспособления, необходимого в хозяйстве, вызывала у помещиков «стоны, вопли и брань».

Единственным способом производить продукцию была грубая эксплуатация крестьян. Отчасти ситуация компенсировалась тем, что в стране было много природных богатств, в то время ещё не растраченных. Используя халат Обломова в качестве одного из центральных символов романа, Гончаров показывает пережитки эпохи и всё отрицательное, что было присуще не только Илье Ильичу, но и другим представителям высших сословий:

  • примитивность отношений;
  • умственную косность;
  • классовый паразитизм;
  • социально-экономическую отсталость.

Отсутствие смысла жизни

До Ивана Александровича Гончарова в прозе и поэзии уже фигурировали «лишние люди». Но если раньше герои изображались мятежными, не разделяющими ценности общества и талантливыми натурами, то теперь стало ясно, что за пустыми разговорами ничего нет. Прекрасные одежды оказались старым халатом, пьедестал почёта — диваном, а нежелание следовать общепринятым моральным устоям — стремлением обеспечить себе максимально комфортное существование.

То, как проводит свои дни Обломов, нельзя назвать полноценной жизнью. Но если вспомнить «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени», окажется, что главные герои этих произведений тоже не горели желанием приносить пользу обществу и трудиться для чьего-то блага, хотя бы и для своего. Разница — в отношении общества, которое за несколько десятков лет значительно изменилось.

Автору удалось передать неприязненное отношение к знати, у которой главными задачами в жизни были еда, питьё, отдых и развлечения. Во многом это получилось благодаря выразительному символу — домашнему халату, который подчёркивает неопрятный внешний вид, изнеженность и вялость, охватившую не только тело, но также душу и ум молодого барина.

Источник

Честное сердце Обломоffа: история одного халата

Илья Ильич задумчиво водит по пыльному столу. Мысли блуждают где-то неподалеку, но никак не попадаются на удочку сознания. В голове хозяйствует абсолютная пустота. Вдруг движение пальцев приостанавливается и вместе с тем движение внутренней жизни, он с удивлением смотрит на слово, собранное из пылинок: «обломовщина»…

Иван Гончаров писал один из самых известных своих романов, который вошел в трилогию наряду с «Обыкновенной историей» и «Обрывом», более десяти лет. Срок достаточно большой, впрочем, он как нельзя лучше коррелирует с атмосферой самого художественного произведения: писался медленно, читается тоже, все время хочется отложить книгу, чтобы обдумать только что прочитанный эпизод… Писатель наступает на самые больные мозоли русского человека, не отрицая и собственную причастность к этой загадочной и богатой оттенками по своей семантике «обломовщине» (так, в финале появляется образ уставшего литератора с ленивым взглядом и апатичными движениями, который, внимательно выслушав Захара, передал в своей книге историю Ильи Ильича Обломова). Что же это все-таки такое и почему стало именем нарицательным после публикации произведения Гончарова и осталось в нашем языке до сих пор?

Читайте также:  Модные футболки с подплечниками 2020

Литература знает тип «лишнего человека», восходящий к байроническому герою и имеющий родственные связи с Чайльд-Гарольдом. Это Евгений Онегин, который ищет свое место в жизни в светских развлечениях, каждый его сегодняшний день похож на вчерашний, а завтрашний – на сегодняшний. Он не смог обрести счастье с Татьяной, потому что слишком поздно осознал собственные чувства по отношению к ней. Это Григорий Александрович Печорин, разбивающий женские сердца, становящийся «палачом» для тех людей, с которыми случайно сходится. Он страдает потому, что изначально не стремился быть таким: «Я хотел любить весь мир, но меня никто не понял, и я выучился ненавидеть». У него нет родного дома, где можно было бы отдохнуть и телом, и душой, набравшись силы для нового пути. Нет, это одинокий скиталец, который не может задерживаться где-либо надолго, потому что жизнь начинает давить его плечи неподъемным грузом.

Обломов – это не вполне тот «лишний человек», о котором писали Пушкин и Лермонтов, но лишний в прямом смысле этого слова. Да, у него есть квартира на Гороховой, откуда ему совсем не хочется съезжать (а надо), удобная постель и самое главное – восточный халат «без намека на что-либо европейское». Он настолько удобен, что мужчина примерно 34 лет не сможет с ним расстаться, хотя и впоследствии на нем появятся многочисленные заплаты. В общем, тот самый домашний очаг, о котором не смели и мечтать «лишние люди» первой половины XIX века, у Обломова имеется, ему совсем не хочется вылезать наружу из своего ковчега. Можно тогда вспомнить и такой литературный тип, как «маленький человек», также довольствовавшийся малым. Например, Акакий Акакиевич, который видел в своей работе, переписывании бумаг, почти поэтический процесс, а для полноценного счастья ему нужна была лишь хорошая шинель. Чеховский «человек в футляре», ограниченный выдуманными самим собой рамками, тоже интересный персонаж. Чем футляр не халат? Но Обломова и «маленьким человеком» язык не повернется назвать. Нельзя сказать, что он полностью принимает собственное существование, заключающееся в блаженном «лежании», его постоянно волнуют почти экзистенциальные вопросы: а кто он? почему он такой, а все вокруг совершенно другие?

В начале романа к Обломову приходят разные посетители, которые не слишком пытаются его «расшевелить», скорее, им просто необходимо похвастаться своей «прекрасной» жизнью. Однако беспрестанные светские развлечения Волкова, помешательство на карьерном росте Судьбинского, неладно скроенные литературные произведения Пенкина, собственный опыт службы коллежским секретарем повергают Илью Ильича в ужас и он совершенно не понимает, а когда же в таком случае успевать жить: « Раза два его поднимали ночью и заставляли писать записки, несколько раз добывали посредством курьера из гостей – все по поводу этих же записок. Все это навело на него страх и скуку великую. «Когда же жить? Когда жить?» – твердил он». Что делать, если шум и суета мира, в котором мы существуем, противны нашему духу и нарушают наш покой?

Обломов действительно не может быть таким, как остальные, возможно, потому что воспитан по-другому: в отличие от товарища Штольца, который мог не появляться по несколько дней дома, маленький Илья и шагу не ступал без нянек. Родители холили и лелеяли сына, который только и делал, что слушал русские народные сказки, а главный герой в них, как известно, чаще всего Емеля, что лежит на печи, или Иванушка-дурачок… Но почему-то именно с такими людьми, которые палец о палец не ударят, чтобы изменить свою жизнь, происходят волшебные превращения, именно они оказываются по-настоящему добрыми и за свою доброту вознаграждены. Каким вырастет юноша, когда Емеля – его пример для подражания, а еда – самая главная забота его родственников, праздник – день великой радости, труд – нарушение покоя, источник страданий и даже болезней? Что если один из главных симптомов болезни для родителей Обломова – его осунувшиеся щечки после пребывания в доме Штольца?

Он не ходил на светские вечера, не писал книги, забросил имение, потому что всякая деятельность вступала в противоречие с его представлением о настоящей жизни. Обломов – мечтатель, у него есть идеал, он хочет жить в тишине и покое, обязательно с женой, которая в его воображении очень напоминает любящую мать. Илья Ильич действительно находится в поисках материнского начала жизни, но это не побуждает его встать, чтобы тотчас же попасть ногами в туфли и выйти за пределы дома; он только переворачивается с одного бока на другой и все время размышляет, его мысль не останавливается никогда, даже во сне…

Илья Ильич – человек образованный, который неплохо разбирается в книгах (когда их, конечно, читает, чаще по принуждению), сердце его не чуждо прекрасному, оно восприимчиво к музыке, которая в его системе ценностей становится апогеем подлинной красоты. Но самое главное достоинство Обломова – его честное сердце, за которое его полюбил Андрей Штольц, за которое его не смогла разлюбить Ольга Ильинская. Та самая «голубиная нежность», вызывавшая отклик в сердце человека, однажды узнавшего Обломова. Илья Ильич действительно выделялся из ряда других своей «инаковостью». «Обломовщина» – эта пассивность, апатия, неумение жить в обществе, по его законам, бесконечное лежание на диване и пр. – была названа впоследствии «русской национальной болезнью», но главный герой романа Гончарова – это ее лицо, ее портрет во всех типичных чертах, максимально заостренных; это ответ на вопрос: что если отдаться обломовщине сполна, не думая о последствиях? Впрочем, немногие смогли бы прожить жизнь, как Обломов, хотя абсолютное большинство мечтает об отдыхе, тихой, мирной, обеспеченной жизни где-нибудь в глуши с близкими людьми. Но если бы все было так просто, началась бы эра великой скуки и неизлечимой депрессии. Почти каждому из нас нужно делать хоть что-то, чтобы поддерживать в себе жизнь. Обломов, в общем-то, тоже пытался и на какой-то момент даже поверил в возможность сближения с «остальными», но… «Да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас». Печорин не знает названия своей болезни и считает собственное состояние несправедливостью, постоянно вопрошая, для какой цели он родился и зачем вырос. Обломов тем и отличается, что все прекрасно понимает, он даже знает, как называется его существование и вполне соглашается с Андреем Штольцем, который выносит другу приговор: «Да ты погиб, Илья!» Герой Гончарова ничего не отрицает, он смиренно принимает свою участь, не ропщет на Бога и вообще выглядит совершенно адекватным человеком. Только душевнобольной не признает в себе душевной болезни, но Обломов не из их числа, он «барин», не способный пойти против своей природы. Возможно, просто родился не совсем в свое время, но эпоху, в которой нам жить, мы, к сожалению, не выбираем.

Читайте также:  Мембранные вейдерсы с носками

Ольга Ильинская – достаточно самолюбивая девушка, возомнившая себя Пигмалионом. Она действительно помогла Илье Ильичу на какое-то время сбросить халат и даже возродила в нем интерес к жизни. Обломов принимает фальшь за истину и идет ради Ольги на значительные жертвы: почти каждый день ходит к Ильинским (встает с кровати, одевается и выходит из дома!), посещает театр (скучное для него занятие – слишком много людей вокруг шепчутся за спиной), читает сложные книги и готовит их к обстоятельному пересказу, даже пишет письмо (по-настоящему художественное произведение!), где ни разу не столкнулись вместе «который» и «что». Он предпринимает попытки найти квартиру для совместного проживания с будущей женой и действительно начинает переговоры с Мухояровым, так что едва ли можно обвинить в чем-то «проснувшегося» героя, делающего гораздо больше, чем он способен. Любовь Ольги, в которую верит Обломов, на самом деле более похожа на вопль раззадоренного эгоизма; в романе отмечается, что ранее с девушкой особенно никто не считался, она всегда ставила себя ниже приятельницы Сонички, успешной в плане построения отношений, но теперь почувствовала такую силу, которая может изменить другого человека. Цель, заведомо обреченная на крушение, потому что заставить человека меняться не под силу никому, тем более, если он сам этого не хочет; любовь все-таки подразумевает терпимость к чужим недостаткам, но для Ольги принятие личности Обломова невозможно, и последний это очень хорошо понимает: «Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить, которая, за недостатком, настоящей пищи, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах или в истерических припадках». Любовь Ильинской к Илье (тоже символично) Обломов называет «ошибкой», но можно ли утверждать, что настоящее счастье она обрела потом с Штольцем, немцем только наполовину, оттого и не лишенным свойств русского характера? Впрочем, и саму Ольгу начинает грызть непонятная тоска, которая лишает ее взгляд прежней живости, на что у Штольца, как у врача, тоже появляется ответ: не значит ли это, что Ольга вошла уже в ту пору зрелости, когда чаша жизни выпита до дна? Не та ли эта обломовщина, которая исподволь начинает разрушать даже якобы счастливого человека?

Нельзя точно сказать, чья история оказывается счастливее; Обломов достигает своего идеала и находит в хозяйственной, но необразованной женщине, Агафье Матвеевне Пшеницыной, Мать, которую искал прежде в собственных мечтах. Его жизнь обрывается в сорок лет, но он даже не сожалеет, потому что иначе она пройти и не могла, чем на Выборгской стороне, где всегда тишина и покой, где быт засасывает человека так же, как в Обломовке. Ольга тоже находит свой идеал, она постоянно в движении, благодаря интеллекту Штольца всегда имеет пищу для размышления, правда, о «голубиной нежности» забыть никак не может. Может быть, нигде нет той истинной жизни, о которой все время вопрошал лежащий Обломов, и на практике воплощенные идеалы оказываются слишком шаткими и уже не такими идеальными, как мнилось воображению.

История Обломова не оставляет человека в покое и в XXI веке. Современная драматургия порождает такое интересное явление, как «пьеса-ремейк». Такие ремейки представляют собой пародийный, сниженный вариант классических сюжетов, разрушают стереотипы, связанные с пониманием классики и ее героев («Вишневый садик» А. Слаповского, «Поспели вишни в саду у дяди Вани» В. Забалуева и А. Зензинова, «Чайка спела» Н. Коляды). Одна из подобных пьес посвящена пародийному переложению «Обломова» и называется «Смерть Ильи Ильича» (М. Угаров). На субъективный взгляд, она дополняет образ героя новыми оттенками и, может быть, даже позволяет взглянуть на роман под другим углом. Вначале кажется, что пьеса представляет собой краткое содержание романа Ивана Гончарова; М. Угаров берет некоторые куски из классического произведения и вставляет в свой текст почти в неизменном виде, но в «новой драме» работа с цитатами невозможна без иронии. Обломоff в ремейке – инфантильный мужчина, не представляющий свою жизнь без детских игр. Один из важных персонажей пьесы – молодой психиатр Аркадий – застает пациента сидящим под столом. Это такая своеобразная альтернатива дивану, хотя способность к действию уже значительно выше, чем у классического героя. Свое желание спрятаться Илья Ильич объясняет самой простой фразой, известной каждому с детства: «я в домике». Подобная защита отменяет необходимость отвечать на вопросы и вообще делать что-нибудь полезное, Обломов скрылся от мира, найдя несерьезную, но все же отговорку. Если вернуться к классическому произведению и посмотреть на лежание героя с другого ракурса, то можно отметить, что это и есть его «домик», из которого совсем не хочется выбираться. Лежание – это пассивное, но именно противостояние обществу, где честному сердцу сложно найти пристанище; лежание – это защитный механизм «не трогайте меня, оставьте в покое, не заставляйте…» Действительно похоже на ребячество: так ведут себя подростки, вдруг почувствовав стену между собой и старшим поколением. Аркадий Михайлович в «Смерти Ильи Ильича» находит научное название болезни пациента: TOTUS.

Обломов. Как вы говорите, она называется? Эта болезнь? Totus? Заморочили вы меня своей латынью… Непонятно мне. Что есть Totus?

Аркадий. Целый. Целый человек. Такой жить не может.

Обломов (после паузы). Понятно. Спасибо. Хорошо, что не врете. Так лучше. И эти глупости с врачебной тайной… Хорошо, что не соблюдаете. Тоже спасибо. (Пауза. Усмехнулся.) Значит, Pele-mele жить будет? И Tutti-frutti – тоже? Пол-человека, четверть-человека, осьмушка и одна шестнадцатая – все живы… А бедный Totus – нет?

Обломов. Я же говорил – человек умер… (Дрогнувшим голосом.) Ну и ладно.

В приведенном выше диалоге можно наблюдать игру с известным изречением философа Ницше «Бог умер». В современном мире с умершим со времен Ницше Богом исчерпал себя и венец творения. Человек, который представляет собой цельную личность, в пьесе Угарова становится пациентом психиатра; то есть психически здоровый оказывается неизлечимо больным. Может быть, потому, что мир тоже утратил целостность и распадается на неоднородные частицы, а человек – зеркало, отражающее хаос обломков? В пьесе делается намек на смерть классического литературного персонажа (а вместе с ним и «голубиной нежности», и честного сердца?); в современном мире нет таких, гончаровских, Обломовых, они эволюционировали и изменились почти до неузнаваемости. Обломоffы прячутся уже не в халатах, а в «домиках», созданных из гиперссылок, живут по ту сторону экранов, той альтернативной реальности, где каждый может построить собственный мир. Впрочем, и Обломовы ли это вообще, раз уж смогли найти себя.

Totus – это почти первоматерия, космос, положивший начало распаду; обломовщина – это первосостояние, пребывание человека в круге, выход из которого – вступление в жизнь как в хаос противоречий; следовательно, обломовщина = totus, к которому нас так тянет по вполне понятным причинам, но который может оказаться губительным в силу своей противоестественности для вечно изменяющегося мироздания.

Источник