Методическое пособие «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»
методическая разработка (младшая группа)
Адаптационный период в детском саду – серьезное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ребенка.
Очень важно, чтобы переход из семейной стабильной среды в другую, а именно, в детский сад, был плавным, мягким, без травмы. В этот период необходимо заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Надо стремиться создать такую игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забылся бы о своих переживаниях и, играя, последовательно совершенствовался.
В связи с вышеизложенным, предлагаю, наряду с традиционными приемами, использование методического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка», которое, считаю, способствует созданию условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornaya_yu.docx | 378.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»
Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, воспитателям в работе с детьми раннего возраста.
Для изготовления юбки требуется: материал четырёх цветов красный, желтый, синий и зелёный.
На юбку нашиваются:
— карманы, пуговицы разных размеров и цветов;
— атласные ленты разной длины, ширины и цвета;
— колокольчики, различные по звучанию.
А также дополнительно:
— геометрические фигуры разные по цвету и размеру;
— мешочки с наполнениями (орехи, вата, греча и т.п.);
— катушки для наматывания ленты;
— бусинки разных цветов и размеров;
— перья;
— ароматичекие баночки;
— тактильные дощечки.
Задачи:
1.Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.
2.Развитие эмоционально-волевой сферы.
3.Развитие психических процессов у детей (восприятия, внимания, памяти).
4.Развитие творческих способностей, воображения, речи.
5.Развитие познавательной и исследовательской активности.
7.Развитие мелкой моторики.
8. Развитие коммуникативных способностей.
Правила, при создании юбки:
1.Юбка должна быть обучающей и развивающей.
2.Юбка должна быть многофункциональна.
3.Юбка должна быть привлекательна для детей.
4.Юбка должна соответствовать гигиеническим требованиям.
5.Юбка должна быть удобна для детей и педагога.
Юбка изготовлена из ткани четырех цветов: красный, зеленый, желтый, синий. Это способствует изучению цвета детьми.
Юбка проста в изготовлении, многофункциональна.
1.Яркая, нарядная всегда привлекает к себе малышей.
2.Все детали можно снять, поменять, добавить.
3.Одновременно несколько детей могут на ней играть.
4.Если снять юбку и разложить ее на полу, она превращается в развивающий коврик.
5.Сенсорные юбки полны сюрпризов и секретов.
Игровые приемы с сенсорной юбкой
«Дифференциация по цвету»
Ребенку предлагается разложить разноцветные орешки, геометрические фигуры по карманам, соответствующего цвета. В зеленый кармашек – зеленые предметы, в желтый – желтые, в красный – красные, в синие — синие.
«Дифференциация по размеру»
Ребенку предлагается разложить фигуры по размеру в большой карман- большие , а маленькие –в маленький .
«Что в мешочках?»
Наполните полотняные мешочки гречкой, ватой, орехами, фасолью, шишками и предложите детям на ощупь найти одинаковые. И парами повесить на пуговицы.
«Угадай на ощупь»
Форма. Положите в кармашки юбки различные детали деревянного конструктора (кубик, шарик, треугольник, «кирпичик»). Предложите детям на ощупь определить, какая фигурка лежит в кармашке. Затем обсудить, что из них можно построить, например, гараж для машинки, домик для куклы.
Фактура. Приготовьте дощечки с разной поверхностью (искусственный или натуральный мех, наждачная бумага, фланель или байка, застывшие капли воска, кусочек веревки, большие и маленькие палочки, клеенка или фольга, бархат, вельвет или джинсовка). Разложите их по кармашкам. Предложите детям потрогать дощечки. Объясните, что у всех дощечек разная поверхность (шершавая, гладкая, мягкая и т. д.).
» Какой овощ, фрукт… »
Наполните кармашки юбки муляжами овощей (фруктов), фигурками животных, маленькими игрушками и т. д. Предложите детям их обследовать, а затем угадать, кто или что спряталось в кармашке. После этого вместе с детьми сочинить историю, где главным героем будет угаданный предмет.
«Разноцветные прищепки»
Предложите ребенку тремя пальцами прицепить прищепки на ленту.
Прицепить правой рукой,а отцепить левой .
Прицепляя прищепки чередовать по цвету.
«Заплети косички»
Предлагаем малышу заплести косичку из лент.
«Звонарь»
Предложите ребенку позвонить в колокольчики и с сравнить по звучанию.
«Катушка»
На катушку ребенок может наматывать веревочку.
« Шнуровки» и « Молнии»
Предложите ребенку поиграть в различные виды шнуровок, и молний.
«Разложи фигуры»
Детям предлагается разложить набор фигур в карманы по заданному образцу.
«Большие и маленькие»
На ленту поочередно нанизываются бусины большие и маленькие.
«Ветер»
Малышу предлагается дунуть на перо, которое висит на веревочке.
«Ароматические баночки»
Изучаем запахи, угадываем, ищем одинаковые
Юбки служат не только пособием для сенсорно-моторного развития. Действуя с предметами, он приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравившийся предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.
Юбка помогает собирать вокруг себя детей и увлечь их интересной игрой. Особенно это актуально в период адаптации детей к детскому саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этот куб помогает решать множество задач, и по математике, и по развитию речи, и для развития мелкой моторики, и правильного дыхания и многого другого.
Цель: развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качества предметов; воспиты.
«Сенсорная, адаптационная юбка» это необычное дидактическое пособие для развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. Сенсорная юбка состоит из большого количесва детелей. Это кар.
В наше время существует огромное множество необычных, нестандартных и довольно специфических методов обучения и воспитания ребёнка. И при этом такие способы являются не менее эффективными, чем традици.
Цель: Создание развивающе-игровой среды для успешной адаптации детей к условиям ДОУ, сенсомоторное развитие детей, создание благоприятногопсихологического климата в процессе адаптации.Задачи: Ра.
Пособие предназначено для успешной адаптации детей к условиям ДОУ, для создания благоприятногопсихологического климата в процессе адаптации.
Учебно-наглядное пособие «Сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка» МАДОУ «Детский сад» №8 г. Энгельс, 2020 Методическое пособие «Сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка». Введение Познани.
Источник
Адаптационно-дидактическая юбка в работе с детьми раннего возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Направленность: действуя с предметами, ребенок приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравившийся предмет, прикрепить его, снять, убрать на место. Юбка помогает собирать вокруг себя детей и увлечь их интересной игрой. Особенно это актуально в период адаптации детей к детскому саду.
Актуальность: период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи использование методического пособия «Адаптационно-дидактическая юбка», связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
Предпосылки:
— успешная адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
— обогащение материально – технической базы и предметно — пространственной развивающей среды.
Вид: учебно–методическое пособие.
Предназначение: от 1года до 3-х лет.
Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ, создание условий, способствующих успешной адаптации детей к дошкольному учреждению, активизации и совершенствованию познавательно — исследовательской сферы, ориентировочной деятельности.
Задачи:
1. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей при знакомстве и действий с пособием, включая все виды восприятия.
2. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, величину; побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства и действия с ним.
3. Развивать познавательную, исследовательскую активность.
4. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.
5. Развивать коммуникативные способности детей раннего возраста.При изготовлении «Адаптационно-дидактической юбки» соблюдались:
- Принцип развивающего образования;
- Принцип практической применимости;
- Принцип интеграции содержания.
При изготовлении «Адаптационно-дидактической юбки» выдержаны следующие условия создания:
1.Юбка обучающая и развивающая.
3.Юбка привлекательна для детей.
4.Юбка соответствует гигиеническим требованиям.
5.Юбка удобна для детей и педагога.
Достоинства пособия:
— дает возможность использовать пособие в различных видах игр при работе с детьми;
— участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей.
Юбка проста в изготовлении, многофункциональна:
- Яркая, нарядная всегда привлекает к себе малышей.
- Все детали можно снять, поменять, добавить.
- Одновременно несколько детей могут на ней играть.
- Если снять юбку и разложить ее на полу, она превращается в развивающий коврик.
- Сенсорные юбки полны сюрпризов и секретов.
Игровые упражнения с «Адаптационно-дидактической юбкой»
«Бусы»
Цель: формировать у детей ориентировку на форму, цвет, размер (величину) предметов, развивать мелкую моторику.
Ребенку предлагается перебирать бусы, обращается внимание ребёнка на цвет и форму бусин.
«Варежка-болтушка»
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие творческих способностей.
Проявите свои творческие способности, активно побуждайте детей к общению в различных ситуациях.
Варежка-болтушка может рассказать стихотворение, потешку, сказку, спеть песенку, рассмешить.
«Мини-театр» (пальчиковый)
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие творческих способностей.
Положите в кармашек в виде домика героев и начинайте своё представление для детей.
Можно разыграть сказку «Теремок».
«Заплети косички»
Цель: развивать мелкую моторику рук, формировать ориентировку на цвет.
Предлагаем малышу заплести косичку из лент.
«Катушка»
Цель: развивать мелкую моторику рук и быстроту рук.
«Молнии»
Цель: учить детей застегивать молнии, формировать навыки самообслуживания.
Предложите ребенку застегивать и расстёгивать молнии.
«Ветер»
Цель: упражнять детей в дыхательной гимнастики.
Ребенку предлагается дунуть на пёрышки и снежинки, которые висят на юбке.
«Собери цветочки»
Цель: упражнять в умении приобретать навыки самообслуживания, формировать ориентировку на цвет.
Предложить ребенку собрать (отлепить) цветочки.
«Волшебная рыбка»
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие эмоционального и мышечного напряжения, побуждение детей к двигательной активности, развитие общей моторики, моторики рук.
Проявите свои творческие способности, активно побуждайте детей к общению и играм в различных ситуациях.
Подвижные игры: «Рыбки плавают», «Волна».
«Солнышко»
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие эмоционального и мышечного напряжения, побуждение детей к двигательной активности, развитие моторики рук.
Пальчиковая игра «Солнышко»
Прослушивание песни, стихотворения.
«Геометрические фигуры»
Цель: формировать у детей ориентировку на форму, цвет.
Знакомим детей с геометрическими фигурами в игровой форме через ассоциации (круг – Божья коровка, квадрат – окошко, треугольник – ёлочка).
«Погремушки»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие слухового сосредоточения.
Отвлекаем детей, привлекаем их внимание.
«Волшебный мешочек»
Цель: развитие мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения.
Предложите детям потрогать ручками волшебный мешочек, потрясите им, обратите внимание на звук, который исходит от него.
Активизация словаря:
Существительные: солнышко, снежинка, пёрышко, рыбка, медведь, заяц, волк, лиса варежка, дерево, ёлочка, мышь, колобок, груша, яблоко, цветок, бусы, тучка, ленты, домик.
Прилагательные: большой, маленький, пушистый, мягкий, желтый, зеленый, синий, белый, красный, новогодняя, холодный, мокрый.
Глаголы: играть, летать, плавать, дуть, пищать, катиться, светить.
Описание пособия: материал четырех цветов: желтый, красный, синий, зеленый; на юбку нашиваются: карманы, атласные ленты разной длины и ширины и цвета, катушки для наматывания ленты, шнуровки.
Ожидаемый результат: расширятся непосредственный чувственный опыта детей при знакомстве и действий с пособием, включая все виды восприятия. Обогащается познавательная, исследовательская активность, эмоционально-волевая сфера и коммуникативные способности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
img_4424.rar | 2.64 МБ |
img_4387.rar | 2.72 МБ |
img_4418.rar | 2.54 МБ |
img_4430.rar | 2.74 МБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра — один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения.
Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр.
Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: «Цыплята на лугу».
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на.
Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич.
Дети раннего возраста требуют особой заботы и внимания. Воспитателю на группе необходимо заменить маленькому ребенку маму, чтобы ребенок быстрее адаптировался к новым условиям.
В статье представлен опыт работы в Службе ранней помощи.
Источник
Методическое пособие «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»
Ирина
Методическое пособие «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»
Меня, как воспитателя, всегда угнетало состояние маленьких детей, впервые переступивших порог детского сада, как помочь им адаптироваться? Чем их отвлечь от грустных мыслей о маме?
Поступление ребенка в детский сад — важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая стрессовую ситуацию.
Адаптация – это процесс, требующий особого внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения и родителей. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о внешнем мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. То, что заложено в ребенке в раннем и дошкольном возрасте, останется на всю жизнь.
Предметная деятельность становится ведущей в этом возрасте, именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Поэтому очень важно сохранять любопытство, максимально ослаблять психологические препятствия, сдерживающие его, такие как адаптация к детскому саду.
Очень важно, чтобы переход из семейной стабильной среды в другую, а именно, в детский сад, был плавным, мягким, без травмы. В этот период необходимо заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Надо стремиться создать такую игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забылся бы о своих переживаниях и, играя, последовательно совершенствовался.
Опираясь на выше изложенные факты и мой опыт предлагаю, наряду с традиционными приемами, использование методического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка», которое, считаю, способствует созданию условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Юбка притягивает внимание малыша своим ярким цветом, множеством привлекательных элементов, прикрепленных к ней. Самое главное – происходит ненавязчивое общение ребенка и педагога через манипуляции с компонентами юбки, что способствует положительному настрою для налаживания доверительных отношений между взрослым и малышом.
Дидактическая юбка выполняется из яркой цветной ткани четырех цветов (красный, желтый, синий, зеленый, привлекающей внимание детей. На юбке может быть занимательный рисунок, который можно использовать для формирования положительных эмоций ребёнка в период адаптации. На юбке присутствует несколько сюрпризных кармашков.
На юбку нашиваются:
— карманы (можно прикрепить на липучки) с выполнением разных функций (на молнии, липучке, на завязках, на пуговице, пуговицы разных размеров и цветов;
— атласные ленты разной длины, ширины и цвета;
— пуговицы, замочки, шнуровки и пр.
Процесс изготовления юбки подчинен следующим обязательным требованиям:
1. Привлекательность для детей.
2. Многофункциональность, мобильность.
3. Обучение и развитие.
4. Соблюдение гигиенических требований.
5. Удобство для детей и педагога.
Цели: создание развивающее – игровой среды для успешной адаптации детей к условиям ДОУ, развитие способностей детей.
Задачи, которые поставлены при создании пособия:
1. Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Совершенствование психических процессов у детей: восприятия, внимания, памяти, ощущения, мышления.
4. Развитие творческих способностей, воображения, речи.
5. Развитие познавательной и исследовательской активности.
7. Развитие мелкой моторики.
8. Развитие коммуникативных способностей.
Ребенок учится различать, сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам: по качеству материала, по цвету, форме, величине, звучанию.
Действуя с предметами юбки, он приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: закрыть и открыть замочки, завязать и развязать ленточки; зашнуровать и расшнуровать шнурки; расстегнуть и застегнуть пуговки, достать понравившийся предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.
Сенсорная юбка полна сюрпризов и секретов. С восторгом и увлечением малыши обследуют юбку в поисках новых открытий. А самое главное – сокращают адаптационный период и ослабляют его стрессовое воздействие.
Еще много дидактических упражнений можно придумать. Вы увидите эффективность сенсорной адаптационно – дидактической юбки и сможете дальше использовать ее и на занятиях в других возрастных группах. Родителей можно подключить к оформлению сенсорной юбки: со шнуровкой, молнией, пуговками, кнопками, липучками.
Игры с сенсорной юбкой можно сопровождать стихами и потешками, и песенками.
Я предлагаю одну из таких песенок. (Приложение 1).
Песенка для сенсорно-адаптационно дидактической юбки
(Воспитатель расправляет одну из граней юбки)
Наше солнышко проснулось
И ребятам улыбнулось
Лучики свои расправит
И ребяток позабавит
(расправляются лучики и пристёгиваются на пуговки)
Тучка следом прилетела
Песенку свою запела
(дети повторяют за воспитателем ударяя по ладошкам)
Поливает дивный сад
И грибочки, и цветы
Убегай скорее ты
(воспитатель поворачивает грань юбки с домиком)
Домик наш ты открывайся
Сказка дальше продолжайся
(воспитатель поворачивается гранью с деревом)
Что за чудо тут стоит
Это осень к нам стучит
Вы ребята помогите
Урожай весь соберите.
Всё собрали мы с утра
По играем детвора
Соберём мы пирамидку
И порадуем Никитку
(воспитатель может заменить имя ребёнка, который капризничает)
А пока мы туту играли
Новый год стучится в дверь
Наряжайте ель скорей
И немножечко устали
Палочки возьмём в ладошки
Поиграем мы в дорожки
А дорожки не простые
А дорожки все цветные
По дорожкам мы гуляли
На полянку выбегали
По полянке мы пошли
И жука на ней нашли
Мы с жуком все поиграли
В небо вместе отпускали
(воспитатель может поиграть в потешку «Божья коровка»)
Вот и к солнышку вернулись
(Воспитатель может поворачивать юбку или поворачиваться сам)
Как показала практика хорошо подобранная, с выразительностью пропетая песенка или потешка помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.
Яркая, широкая юбка с разноцветными карманами, ленточками, игрушками собирает вокруг себя всех ребят. Даже заплаканный малыш, скучающий по маме, увидев воспитательницу в таком наряде, перестает капризничать.
Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка Адаптационный период в детском саду – серьезное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго.
Дидактическая игра «Волшебная юбка» Дидактическая игра «Волшебная Юбка» Для эффективной работы с детьми раннего возраста я использую Волшебную Юбку. Она многофункциональна.
Дидактическая юбка-трансформер Хочу поделится моей новой работой, для многих это не ново. Но я создала свою дидактическую юбку, юбку — трансформир. В состав моей юбки.
Источник