Меню

Двое носков или пара носков или носок



«Носок» или «носков» ℹ️ как правильно пишется в родительном падеже?

Методика запоминания из 2000-х

Существительное «носки» во множественном числе и родительном падеже всегда вызывало ряд вопросов. Ведь кажется, что обе формы слова звучат довольно правильно и могут быть употреблены на письме. Однако еще несколько лет назад (а если точнее, до 2002 года) так не считали. Учителя даже разработали собственную методику, которая позволяла запомнить правила написания за считаные минуты. Жаль лишь только то, что на сегодняшний день она уже не является в полной мере актуальной. Хотя кое-какую информацию из нее все-таки можно получить, дабы больше никогда не ошибаться в написании этих слов.

Так вышло, что существительное в именительном падеже «носки» всегда было связано с другим похожим словом — «чулки». Обе вещи имеют практически одно и то же значение и во многом похожи — у них идентичные корни и ударение падает на последнюю букву. Кроме того, при необходимости поставить существительное в родительный падеж оно тут же вызывало ряд вопросов. Однако, чтобы не ошибиться, учителя советовали запомнить одну методику:

  • носки — короткая вещь, значит при склонении необходимо использовать длинное слово — «носков», а не «носок»;
  • чулки — длинная вещь, поэтому при постановке в родительный падеж используется короткое — «чулок», а не «чулков».

Само собой, в эту группу существительных можно отнести и другие слова, которые могут вызывать вопросы, однако, как показывает практика, именно в этих двух ученики совершают больше всего ошибок. Кроме того, следует понимать, что если существительное стоит в единственном числе, то оно не будет вызывать вообще никаких вопросов: «Я не нашла второго чулка, поэтому решила не одевать их вовсе», «У меня не было времени на то, чтобы заштопать носок, поэтому мне пришлось прикупить в магазине новую пару».

Современные словари

До 2002 года, пока на свет не был выпущен академический «Русский орфографический словарь» (В.В. Лопатина) и «Толковый словарь русского языка» (Н.Ю. Шведова), большинство писателей и копирайтеров использовало исключительно форму слова «носков», поскольку она считалась единственно верной. Однако как только были выпущены эти книги, вопрос о том, как правильно, «носков» или «носок», отпал сам собой. Ведь в толковом и орфографическом словаре было четко сказано, что можно употреблять обе формы этого слова. Зачем было введено такое правило — не совсем понятно. Однако теперь любой преподаватель не имеет права считать за ошибку, если ученик напишет: «Я увидел дырявую пару носок».

Однако не стоит забывать, что данное изменение затронуло исключительно существительное в родительном падеже и во множественном числе. Теперь любой человек может сказать:

И все эти формы будут абсолютно верными. Однако это правило не распространяется на существительное «чулок». Ведь если сказать: «Я купил себе пару чулков», то сразу же появляется ощущение, что слово употреблено неправильно. Так что использовать суффикс «ов» в слове нельзя. Хотя нельзя и отрицать тот факт, что через некоторое время все может измениться. Ведь всего каких-то 17 лет назад люди также думали и том, что употреблять «носок» — неправильно, а учителя учили этому детей в школе.

Пример употребления в предложениях

Многие вместо того, чтобы лишний раз взглянуть в орфографический словарь, просто предпочитают заменить слово, вызывающее сомнения, синонимом. Однако чтобы запомнить правило «носок» или «носков», достаточно просто почаще читать предложения, в которых они употреблены. Ведь это позволит выработать интуицию и следовать правописанию даже в том случае, если выписка из правил будет забыта. Вот небольшая подборка предложений, прочитав которые несколько раз, получится все запомнить:

  1. «Всего один-единственный раз я купила себе пару чулок, а на меня уже смотрели так, будто бы я потратила все скопленные сбережения».
  2. «О происхождении слова „носков“ известно достаточно мало, однако я точно знаю, что его можно употреблять в разной форме — „носков“ и „носок“.
  3. „Мне пришлось появиться на публике как раз в тот момент, когда у меня был порван один чулок, однако никто даже этого не заметил, как оказалось“.
  4. „Чулок“ — именно так должно писаться слово в родительном падеже во множественном числе — запомните это, дети, и никогда не ошибайтесь».
  5. «Разве этот носок может называться хорошим, если всего через пару недель передо мной стоял выбор: выбросить его или начинать штопать».

Нетрудно заметить, что в этих предложениях присутствуют слова не только в единственном числе, но и во множественном. Это сделано специально для того, чтобы выработать интуитивное чувство при прочтении тот или иного образца. Ведь со временем средство для проверки правильного написания существительного непременно забудется. Однако если перед глазами будет часто присутствовать именно правильное употребление слов, то мозг запомнит это и будет посылать интуитивные сигналы. В результате человек даже не будет задумываться над тем, как правильно. Он просто не сможет допустить ошибки в предложении.

Читайте также:  Чулки компрессионные 2 класс компрессии без носка

Морфемный разбор

Чтобы лучше запомнить, как правильно употреблять слово «носков» или «чулок» в тексте, рекомендуется разобрать их по составу, чтобы знать, как образовывается та или иная форма. Для этого необходимо сперва выписать интересующую конструкцию на бумагу, после чего «вооружиться» карандашом и начать подбирать однокоренные существительные, дабы следить за изменением конструкции в целом. В итоге перед глазами предстанет следующая картина:

  • Корень — «нос». Многие люди забывают о том, что существительное было образовано от глагола «носить», поэтому начинают изменять лишь окончание. Однако такие действия являются ошибочными и могут приводить к неверному выделению частей.
  • Суффикс — «ов» или «ок». Как уже говорилось ранее, в этом слове их можно использовать оба. Однако благодаря именно морфемному разбору, можно запомнить это лучше. Главное, не перепутать данную часть с окончанием, особенно задание — провести морфемный разбор.
  • Окончание — нулевое. Поэтому основой будет являться все слово. Именно из-за этого многие думают, что корень слова — «носок» (если употреблено в «новой» форме). Однако стоит помнить, что основа — это далеко не всегда только корень.

Дабы не терять знания понапрасну, рекомендуется также провести морфемный разбор слова «чулок». Оно является наиболее интересным, поскольку его корень имеет чередование и может быть легко спутан с суффиксом.

  • Корень слова — «чулок». Можно подумать, что раз в слове «носок» присутствует суффикс «ок», то это значит, что и в этом примере будет наблюдаться похожая ситуация. Однако важно помнить, что для проверки правильности выделения корня достаточно просто подобрать несколько однокоренных существительных и взглянуть на изменения.
  • Суффикс — отсутствует. Поскольку корнем слова является «чулок», каких-либо суффиксов здесь не может присутствовать. Однако довольно многие выделяют «о» или «ок», поскольку при изменении существительного, например, «чулка», наблюдается исчезновение гласной. Хотя это просто чередование, которое встречается в русском языке довольно часто.
  • Окончание — нулевое. А вот эта часть здесь точно такая же, как и в предыдущем случае, поскольку основа остается неизменной, а лишь выпадает гласная из корня, но это никак не отражается на окончании. Поэтому при морфемном разборе следует оставлять пустой квадратик.

Зачем вообще проводить морфемный разбор? Многие учителя считают, что чем подробнее ученик разберется в том слове, которое его интересует, тем меньше ему придется совершать ошибок в будущем. И это действительно работает.

Ведь при таком способе обучения появляется не только интуитивный подход, но и знания, которые говорят о том, что, к примеру, суффикса «ов» в существительном «чулок» не бывает.

«Носок» или «носков»

Известно, что никакое проверочное слово «носки» для «носков» или «носок» не позволит определить, какая из форм является более правильной, ведь обе они разрешены для употребления. Поэтому можно выбирать, какое слово больше ему приходится по вкусу. Если учитель или редактор исправит форму «носок» на «носков» и посчитает это за ошибку, то автор имеет полное право оспорить это решение и будет прав. Однако стоит понимать, что редактор иногда может менять то или иное слово, подходящее под стилистику текста. Чтобы не допустить развития различных разногласий, рекомендуется следовать кое-каким рекомендациям.

«Носков» является разговорным словом и чаще всего употребляется в речи. Если кто-то услышит от другого человека фразу: «Я прикупил себе пару носок», то это будет как минимум непривычно слышать. Поэтому в любом письменном тексте, где информация преподносится в художественном или информационном стиле, лучше все-таки употреблять «носков», поскольку эта форма является для большинства людей более привычной. А вот в научных статьях (если таковые найдутся) лучше все-таки использовать слово «носок», поскольку оно является более подходящим для данного стиля. Хотя автор имеет полное право вносить в своей текст корректировки и эти рекомендации не являются правилом.

Кроме того, форму «носок» можно использовать еще и для того, чтобы похвастаться своими знаниями русского языка перед учителем или преподавателем в университете. Ведь текст, в котором употреблено большое количество сложных слов и конструкций, выглядит более профессиональным, нежели тот, где используется разговорный стиль и обороты.

Кроме того, если у писателя есть желание начать с кем-то жаркий спор, то он может также употребить слово «носок». Однако не стоит забывать, что если человек не знает о том, какая форма является правильной, не страшно, ведь это правило было введено в русский язык сравнительно недавно.

Алгоритм для самопроверки

Если интуитивный подход к делу не помогает, а проверить правописание слова все-таки нужно, рекомендуется запомнить определённый алгоритм действий и проводить по нему проверку. Вот небольшая инструкция, согласно которой следует действовать (какой-то из пунктов явно натолкнет на мысль о том, что следует написать так, а не иначе):

  • Выписать слово на листок бумаги и провести морфемный разбор.
  • Посмотреть на то, нет ли в корне чередования гласных и согласных.
  • Вспомнить негласные правила, по которым обучали в школе.
  • Прислушаться к интуиции и посмотреть, какой вариант является более привычным.
  • Обратиться к орфографическому словарю, если тот есть под рукой.

Таким образом, оба слова («носков» и «носок») являются правильными, но лишь с недавних пор. Тем не менее это не говорит о том, что похожая конструкция «чулок» может также использовать суффикс «ов». Кроме того, большинство людей привыкло к разговорной форме — «носков», поэтому предпочтительнее использовать в тексте именно ее. Хотя далеко не факт, что так будет оставаться всегда, ведь правила могут меняться, как и сам русский язык.

Источник

Чулок или чулков, носок или носков? Разбираемся с родительным падежом множественного

Добрый день всем читателям и гостям канала! После статьи о тапках и кроссовках я решил продолжить обсуждение родительного падежа множественного числа. Много чулок или чулков, пять солдат или солдатов, нет носков или носок — это и многое другое в сегодняшней публикации.

Читайте также:  Отделка крючком краев юбки

Начну с известной загадки-шутки из книги «Слово о словах» Льва Успенского, которая отражает тему сегодняшней статьи:

«Как правильнее сказать:
у рыбОВ нет зубОВ,
у рыбЕЙ нет зубЕЙ
или у рыб нет зуб?»

Как обычно, использовал орфографический словарь РАН, на который постоянно ссылаюсь, толковые словари последних лет. Рядом с нормативным написанием привожу ещё устаревшее, чтобы была понятна общая тенденция. Архаичные (устаревшие нормы) указываются в словарях Н. А. Еськовой, Л. И. Скворцова и К. С. Горбачевича.

В конце статьи — объяснение, что с этим всем происходит. Прочтите его тоже. 🙂

Амперы — 10 ампер.

Басня — сборник ба́сен Крылова. Устаревшее — ба́сней.

Вафли — коробка вафель; съесть килограмм вафель.

Волосы — много воло́с. Устаревшее — волосо́в.

Вольты — 220 вольт.

Гектары — 100 гектаров.

Зубы — нет зубо́в. Устаревшее — (нет) зуб.

Макароны — 500 грамм(ов) макарон, пачка макарон. Устаревшее — макаро́нов.

Носки — купить две пары носко́в . Однако вариант «носок» уже начинает считаться допустимым. Подробнее — чуть ниже.

Сапоги — много сапог. Устаревшее — сапого́в.

Свечи — свечей. Устаревшее — свеч. Сохраняется в поговорке «Игра не стоит свеч».

Славяне — много славя́н. Устаревшее — славя́нов.

Сокровище — сокро́вищ. Устаревшее — сокро́вищей.

Солдаты — много солдат , рота солдат , сто солдат . Устаревшее — солда́тов.

Солнце — много солнц. Устаревшее — со́лнцев.

Чулки — нет чуло́к. Устаревшее — чулко́в.

Яблоки — много яблок. Устаревшее — я́блоков.

Какие закономерности выделяются?

На протяжении всей истории русского языка окончание родительного падежа множественного у существительных менялось. Мы видим, что нулевое окончание во многих случаях побеждает, но кое-где оно уступает позиции. Как же сориентироваться в этом беспорядке? Паниковать не нужно, поскольку некоторые закономерности можно выделить.

1. Названия большинства физических величин — с нулевым окончанием. ампер, вольт, ом, микрон, герц, рентген, аршин . Но: джоуль — джоулей; кулон — кулонов, ньютон — ньютонов; (кило)грамм и (кило)граммов; гектаров.

2. Названия многих национальностей на «н» и «р» — с нулевым окончанием. Много армян, славян, грузин, осетин, башкир, татар, румын, турок, цыган, лезгин ; последний из могикан.
Но: бурят (предпочтительно) и бурятов (спорно, её только Орфографический словарь РАН фиксирует); туркмен и туркменов ; калмыков, киргизов, монголов, тунгусов, таджиков, узбеков, якутов.

3. Названия многих фруктов и овощей — с окончанием «-ов». Три килограмма апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов, абрикосов. Но: яблок, слив, груш и допустимо разговорное « баклажан».

4. Наименования предметов, которые употребляются парами — с нулевым окончанием. Две пары ботинок, валенок, сапог, погон, чулок, чувяк. Исключение — носков.

Что происходит с носками и чулками?

Мнемоническое правило: Чулки длинные, а окончание у них короткое: нет чулок . А вот носки, наоборот, короткие, зато окончание у них длинное: нет носков.

Почему? Потому что слова «чулки» и «сапоги» когда-то лишились окончания -ов , которое было им присуще в XIX в. А вот «носки» всё пытаются от него избавиться, но не получается.
В Орфографическом словаре РАН форма род. падежа «носок» уже считается допустимой. Большой толковый словарь Л. И. Скворцова фиксирует её как сниженную.

О существительных женского рода подробнее поговорим в одной из следующих статей. Ещё на канале есть публикация о слове «кочерга» .

Читайте также:  Как связать удлиненный жилет спицами 50 размер

А вы часто затрудняетесь при выборе нужной формы родительного падежа существительных? Есть ли варианты, которые вас удивили?

Источник

Без носков или носок? Запомните навсегда!

У некоторых русских слов родительный падеж множественного числа ( без чего? нет чего? ) образуется неочевидным для носителей способом. Так, многие сомневаются, как правильно сказать — без носков или без носок ? То же происходит со словами чулки, тапки, сапоги, рельсы, солдаты, помидоры, апельсины, бананы и некоторыми другими.

Я объединю эти слова в группы и предложу вам ассоциации , с помощью которых можно запомнить правильные варианты.

Парные предметы

Чулки, тапки, носки, сапоги, ботинки, рельсы — эти слова можно было бы объединить в группу. Однако здесь есть сложность: не все они склоняются по одному и тому же принципу. Правильно будет так:

  • Чулки — без чулок
  • Тапки — без тапок
  • Сапоги — без сапог
  • Ботинки — без ботинок
  • Носки — без носков
  • Рельсы — без рельсов

И вот как это запомнить? Предлагаю так:

  • Чулок и так длинный, поэтому без чулок .
  • Носки же, наоборот, короткие, поэтому их надо удлинить: без носков .
  • Сапоги, ботинки, тапки — всё это обувь. Нет ног без сапог, нет блондинок без ботинок и лапок без тапок . Или так: слышен хлопок — это удар сапог о потолок . На поединок идут без ботинок . Перед сном ложатся набок без тапок .

Рифмы помогают легче запоминать, но самое важное — это ярко, во всех деталях воображать себе ситуацию . Причем чем страннее и забавнее она будет, тем лучше запомнится .

Солдаты и другие собирательные названия людей

Солдаты, кадеты, партизаны и другие подобные существительные склоняются по определённому правилу:

Если речь идёт о совокупности людей, подчеркивается их множество , то верно будет сказать рота солдат, училище кадет, отряд партизан . Такое употребление будет верным в подавляющем большинстве случаев.

В разговорной речи иногда подчеркивается вклад конкретных людей и тогда можно сказать: наградим этих трех солдатов/кадетов/партизанов . Однако предпочтительным остается употребление солдат/кадет/партизан, особенно в письменной форме.

Поэтому предлагаю запомнить так: если речь о родах/видах войск, то без солдат, кадет, партизан не обойтись . Или отряд солдат, одет кадет, пармезан для партизан .

Овощи-фрукты

Когда мы взвешиваем в магазине фрукты-овощи, то часто говорим, что взяли пять килограмм(ов) чего?

  • Помидоров
  • Апельсинов
  • Мандаринов
  • Бананов
  • Абрикосов
  • Баклажанов (баклажан только разговорное)
  • Консервов

Выходит, со всеми фруктами-овощами верное окончание -ов. Можно запомнить и отдельно по словам:

  • Б оров объелся помид оров .
  • Ищем хозяина апельс инов и мандар инов .
  • Не уйдем от (наших друзей) двух Ив анов без бан анов и баклаж анов . (Представьте себе двух Иванов, пригласивших вас к себе на дачу, где они выращивают бананы и баклажаны.)
  • Отведайте кок осов ых абри косов. (Представьте себе абрикосы, обсыпанные кокосовой стружкой.)
  • Из-за твоих н ервов у нас не осталось конс ервов !

Надеюсь, теперь вы лучше запомните родительный падеж множественного числа у этих существительных.

Скоро на моем канале тест : проверьте себя, насколько хорошо у вас запомнились эти ассоциации!

Спасибо , что читаете мои статьи! Лайк, комментарии, репост, подписка очень приветствуются!

Источник

Пара носков или пара носок? Как правильно говорить и писать

Простое слово «носок» порой вгоняет в ступор даже образованных людей.

Как правильно сказать: купил в магазине пару носков или пару носок? В разговорной речи встречаются оба варианта, но литературная норма допускает лишь один.

Правильный вариант: пара носков

Как запомнить правильный вариант?

В школе детей учат запоминать противоречие: чем длиннее предмет, тем короче слово.

Чулки длинные, а слово короче — пара чулок.

Носки короткие, а слово длиннее — пара носков.

Можно ли сказать «пара носок»?

Традиционная литературная норма признает лишь один вариант: пара носков.

Но некоторые современные словари и справочная служба русского языка называют допустимой форму «носок» в родительном падеже множественного числа («нет носок»). Хотя предпочтительно все равно говорить «нет носков».

Склонение существительного «носок»

Посмотрим, как склоняется это слово:

Почему говорят по-разному?

Слово «носок» подчиняется общему правилу: существительные мужского рода, которые оканчиваются на согласный звук, во множественном числе и родительном падеже получают окончание -ов.

дом — много домов
кот — двое котов
пирог — мало пирогов
телефон — несколько телефонов

При этом чулки, ботинки, сапоги, погоны и прочие парные предметы обычно в родительном падеже множественного числа получают нулевое окончание:

ботинок — пара ботинок
чулок — не было чулок
глаза — не видел ее глаз

Источник