Меню

Футболки с коллаборациями что это



Коллаборация: что это значит простыми словами (ТОП-7 примеров из моды, спорта и бизнеса)

Слово «коллаборация» стремительно ворвалось в современную русскую речь и начало звучать даже в разговорах подростков. Причем еще совсем недавно, в 2010 году в «Историческом словаре галлицизмов русского языка» указывается, что коллаборация – это сотрудничество, с пометкой «устаревшее».

И вдруг со слова стряхнули пыль времен и вернули его в активный лексикон. Что же послужило поводом для такого возрождения? Что называли коллаборацией раньше и какое значение вкладывают сегодня в это понятие? В нашей статье ответим на эти вопросы и рассмотрим примеры удачных коллабораций в разных областях деятельности.

Немного этимологии

Кто-то ошибочно предполагает, что коллаборация – это сокращенное словосочетание «коллектив лабораторий», т.к. в научном мире взаимодействие между учеными из разных учреждений и государств давно и широко распространено. Но это просто совпадение.

Коллаборация – слово, пришедшее из французского языка, в дословном переводе это работа с (кем-то), или сотрудничество.

Но до недавних пор оно имело скорее негативный смысл. Так называли предательское сотрудничество с врагом. Явление получило распространение в 40-е годы XX века, когда французское правительство Виши содействовало немецким оккупантам.

Сегодня стараются разграничить понятия коллаборация – в нейтральном значении совместной деятельности, и коллаборационизм – в значении умышленного сотрудничества с врагом в ущерб своему государству. По сути, коллаборационизм – это государственная измена.

Французское слово в переводе на английский collaboration также употребляется в значениях:

  • сотрудничество;
  • совместная работа;
  • участие;
  • взаимодействие;
  • кооперация.

В современном русском языке коллаборация – это совместная деятельность людей или организаций, которая направлена на достижение определенных взаимовыгодных результатов.

Синонимом слова можно назвать сотрудничество.

В мире коллаборации начали завоевывать популярность в начале двухтысячных в модной индустрии. Уже несколько лет наблюдается настоящий бум этого явления, которое из мира моды распространяется в другие области.

Арт-коллаборации

История коллабораций в мире моды начинается еще в 30-е годы XX века, только тогда у этого явления не было названия.

Дизайнер одежды Эльза Скиапарелли, дружившая с Сальвадором Дали, создала провокационное платье с лобстером, взяв за основу рисунка скульптуру знаменитого художника.

Выгода от такого взаимодействия была очевидна для обоих – Скиапарелли вместе с Дали привлекли внимание к себе. Сегодня такие совместные работы художников и дизайнеров или модных брендов называют арт-коллаборациями.

Корпорации привлекают известных современных, а в некоторых случаях и старинных, художников, деятелей искусства для дизайна своих изделий или для организации нетривиальных, ярких презентаций.

Мода давно претендовала на более высокий статус, стремилась стать частью высокой культуры.

Попытки соединить моду и искусство предпринимались многократно, но на новый уровень вышли в 2001 году, когда бренд Louis Vuitton создал совместную коллекцию сумок с художником-граффитистом Стивеном Спраузом.

Эта старинная фирма со своей элитарной клиентурой таким эпатажным ходом привлекла новых покупателей и почитателей, заработав на продаже коллекции с граффити Спрауза около 300 млн. $.

Коллаборации с другими художниками – теперь визитная карточка бренда.

Это явление стало очень популярным и вышло за пределы мира моды.

Арт-коллаборациями славятся такие гиганты как BMW, Samsung и др.

Например, автомобильный бренд Cadillac на первом этаже своего нью-йоркского офиса создал открытое арт-пространство, где проводятся выставки, программы с участием модных дизайнеров и т.п.

Успешность такого взаимодействия бизнеса и арт-сообщества зависит от ряда факторов:

  1. Четкое понимание целей создания коллаборации, зачем она нужна бренду или художнику.
  2. Насколько пересекаются интересы бренда и арт-сообщества. Возможность найти точки соприкосновения этих интересов.
  3. Готовность разрабатывать стратегию долгосрочной работы с миром искусства.
  4. Уважение к искусству и творческому процессу, привлечение экспертов из этой сферы.

Коллаборации брендов

Первый случай сотрудничества универмага одежды с топовым дизайнером произошел еще в 1983 году в США.

Американский модельер Рой Халстон выпустил серию вещей для обычных магазинов. Но в то время ни покупатели, принявшие прохладно коллекцию, ни представители торговли, решившие, что это дискредитация высокой моды, не оценили эксперимента.

Должно было пройти целых 20 лет, прежде чем все стороны созрели для положительной оценки коллабораций.

Кооперация брендов, обслуживающих совершенно разную аудиторию, получило массовое распространение в 2004 году с первой коллаборации H&M с Карлом Лагерфельдом.

Коллекцию, созданную великим модельером для общедоступного магазина одежды, раскупили за два часа.

С тех пор участие люксовых брендов в создании капсульных коллекций для масс-маркета стало настоящим бумом в мире моды. Покупатели ждут начала продаж, на лету расхватывают все вещи линейки, позже перепродают их тем, кому ничего не досталось.

Капсульная коллекция – небольшая линейка одежды и аксессуаров, в которой все вещи хорошо сочетаются друг с другом.

Такой тандем оказался взаимовыгодным для представителей разных полюсов фэшн-индустрии.

Потребители массовой моды получили возможность прикоснуться к миру Haute Couture, магазины одежды для простых смертных увеличили продажи, а знаменитые модные дома, взявшие курс на демократизацию моды, смогли продавать свои коллекции немыслимыми для них тиражами и создавать громкий информационный повод в СМИ.

Например, дизайнер Верджил Абло, основатель марки Off-White, за очень короткую историю существования своего бренда благодаря революционным коллаборациям с известнейшими компаниями типа Nike совершил настоящий прорыв. Его марка одежды по популярности превзошла известнейшие модные дома.

Читайте также:  Как правильно измерить футболку по плечам

Это общая тенденция. Неизвестные или же, наоборот, признанные дизайнеры кооперируются для создания ограниченных коллекций с гигантами не только модной индустрии, но и, например, спортивной (Adidas) или мебельной (IKEA) отрасли.

Совместная работа по формуле «бренд+бренд» сейчас на пике популярности, причем, взаимодействуют не только компании, занимающие разные ценовые или даже отраслевые ниши, но и конкуренты, находящиеся в одном сегменте.

Такие тандемы обогащают мир моды уникальными вещами, комбинируя свои достижения, совмещая разные идеи и стили.

Например, бренд высокотехнологичной одежды Стон Айленд (Stone Island) организовывал коллаборации со спортивной маркой Адидас, создав кроссовки, с дизайнерским бюро Zanotta, сделав кресло-мешок, напоминающий их куртку.

Бренд для скейтеров Supreme сам инициировал кооперацию с Stone Island для выпуска лимитированной серии спортивных костюмов.

Апофеоз происходящего бума коллабораций пришелся на коллекцию весна-лето 2017 грузинского дизайнера Демны Гвасалия.

Она полностью была составлена из вещей других брендов, которые модельер немного видоизменил. Теперь такой формат нельзя назвать плагиатом, т.к. изначально было объявлено о том, что это коллаборации.

Сотрудничество брендов со знаменитостями

Тренд создания коллабораций с селебрити разного уровня известности тоже стал набирать популярность в начале XXI века.

Слава очень хорошо продается, звезды притягивают внимание к маркам, использующим их имя в создании коллекций. Сейчас уже никого не удивляют актрисы-парфюмеры, певицы-дизайнеры одежды или спортсмены, создающие свою линейку обуви.

Иногда такие коллаборации оказываются настолько продуктивными, что перерастают из разовых акций в долгосрочное сотрудничество.

Некоторые звезды так поднимают продажи маркам, с которыми взаимодействуют, что за них начинается нешуточная борьба среди именитых брендов. Например, певица Рианна создает удивительно удачные коллаборации с модными домами и косметическими марками, принося своим партнерам внушительные прибыли. Ее талант, креативность и армия фанатов способствуют такой успешности.

Часто от звезд требуется не столько сотрудничество и прямое участие в создании коллекций, сколько простое продвижение марки – важно только звучное имя на лейбле и реклама с известным персонажем. Сама знаменитость в реальности может вообще не иметь отношения к созданию продукта, который представляется как совместное творчество.

Тренд на совместную работу в разных областях деятельности

Бум коллабораций в фэшн-сообществе не остался незамеченным и в других сферах деятельности.

Наука

В мире ученых подобные взаимополезные проекты давно осуществляются между исследовательскими группами различных организаций и государств.

Часто это обусловлено наличием узких специалистов и оборудования в одном месте и ученых, которым необходимы их исследования, в другом.

Так возникают международные или межвузовские коллаборации, результатом которых становятся научные открытия.

Это взаимодействие людей науки настолько ценно, что на подобные совместные проекты выдаются общие гранты, и даже в условиях политических разногласий научные международные коллаборации стараются не трогать.

Искусство

В мире искусства коллаборации также давно и прочно занимают свою нишу.

Совместное творчество музыкантов, театральных деятелей, художников – эти проекты хорошо принимает публика, они становятся очень популярными.

Например, удачный музыкальный дуэт может вытащить из небытия старых подзабытых исполнителей или их творчество.

Коллаборации музыкантов призваны расширить аудиторию слушателей. Совместные выступления на концертах, туры, написание и исполнение общей композиции и другие способы взаимодействия помогают молодым музыкантам стать более узнаваемыми и известными.

Бизнес

Мода на коллаборации не прошла мимо бизнеса, этот метод активно внедряется в систему управления. Такое решение получило название Collab, и это совершенно иная система управления, нежели та иерархическая, к которой мы все привыкли.

В этой системе важен обмен информацией, взаимодействие. Вместо монолитных должностей у каждого появляется своя роль, которая трансформируется по ходу работы над задачей.

Помимо системы управления коллаборации возникают и во внешних связях бизнеса.

На этом поле вчерашние конкуренты, объединившись, могут разработать стратегию успешного сотрудничества. Конечно, такие объединения требуют детального анализа, не всегда они приносят ожидаемую пользу для компаний.

Коллаборации блогеров

Говоря о коллаборациях, невозможно пройти мимо блогеров разных мастей – в Инстаграмме, на YouTube и других площадках.

Задача каждого блогера – увеличить количество подписчиков, ради этого они готовы на различные ухищрения. В плане борьбы за аудиторию блогер блогеру враг, но ситуацию можно кардинально изменить, объединившись со своим конкурентом. В случае удачной «хайповой» коллаборации оба участника смогут заполучить часть подписчиков друг друга.

Например, в сети сейчас очень популярны совместные вайны Насти Ивлеевой и Иды Галич. Хотя их блоги раскручены и сами по себе, девушки все-таки создали коллаборацию и повысили свою известность. Публика ждет их совместные ролики, обсуждает, с удовольствием комментирует.

ТОП-7 примеров из моды, спорта и бизнеса

Удачных, громких коллабораций за последние годы создано немало. Назовем семерку одних из самых знаковых в разных сферах деятельности, хотя лучшие из лучших выделить невозможно в этом многообразии.

Источник

Коллаборации — это. суть коллаборации между брендами: опыт мировой модной индустрии и локального российского бренда.

С точки зрения терминологии «коллаборация» не является новым понятием и в глобальной модной индустрии присутствует уже не первый год. К примеру, сотрудничеству Канье Уэста с adidas в этом году исполняется уже 7 лет, а платью с вышивкой лобстера авторства художника Сальвадора Дали и модельера Эльзы Скиапарелли уже около 90 лет.

Читайте также:  Худи мужские с капюшоном сшить самой

Какие цели преследует творческая синергия, и все ли коллаборации создаются только ради коммерческого успеха? Стоит разобраться подробнее.

Кто и с кем создает совместный продукт?

Самой изведанной стратегией коммерческого партнерства в привлекательной упаковке «творческого союза» можно считать совместные проекты брендов и звезд . Простота модели заключается в четком и понятном разделении ролей каждого участника: компания отвечает за дизайн и концепцию, медийный персонаж продвигает продукт своим именем. Безусловно, история приводит немало примеров, когда селебрити участвовали в создании продукта. Модельер Джереми Скотт, вдохновленный обложкой альбома A$AP Rocky с черно-белым американским флагом, создал лимитку Wings для adidas. Сам рэпер оказал влияние на выбор цвета — модель стала полностью черной, а также привнес идею уникальной объемной вышивки и использованию различных фактур. Но в большинстве случаев непосредственной задачей представителя индустрии масс-медиа является именно промоушен и реклама. Коллаборационная сущность заключается в том, что покупатель, приобретая товар с именем кумира, становится ближе к нему, выказывает свое уважение, причастность и преданность, а селебрети, в свою очередь, спускается в толпу своих фанатов, манифестируя: «Привет! Я Джиджи Хадид, и у нас с тобой одинаковые джинсовые куртки от Tommy Hilfiger – это круто!»

Однако потребитель склонен привыкать к любым бизнес-моделям, использованным несколько раз, от чего существенно уменьшается «вау» эффект. Партнерство со звездой, безусловно, расширяет целевую аудиторию, а также обеспечивает рост продаж, но ни для кого не является секретом, что зачастую персона, чье имя используется для продвижения капсулы/товара, не имеет никакого отношения к процессу создания самого продукта. Если само по себе явление «коллаборация» уже не является чем-то уникальным, и практически каждый бренд партнерит со звездами, возникает закономерный вопрос: «Что тогда предложить потребителю, чтобы завладеть его вниманием?» Брейнсторминг маркетингового отдела достаточно быстро формирует план «Б» и заключает, что стоит изменить вектор поиска партнеров. Новое главенствующее правило можно сформулировать следующим образом:

«Чем менее потенциальным для бренда является партнер, тем эффективнее возможный результат коллаборации».

Следует немного пояснить. Конечно, данное правило не гарантирует абсолютный успех совместно выпущенному вопперу от Burger King с узнаваемым узором на булочке от Gucci (хотя абсолютно очевидно, что целевая аудитория рынка фастфуда настолько обширна, что включает в себя, в том числе, самых обеспеченных потребителей). За любым партнерством стоит не только творческий порыв, но и четко выработанная стратегия с расчётом целого ряда показателей. Да, коллаборация должна удивить, но в итоге органично вписаться в историю брендинга каждого участника.

Премиальный бренд + андеграунд

Такой союз ставит перед собой цель показать, что компания может себе позволить выйти из зоны комфорта и готова пробовать нечто радикально отличное. Премиальный бренд «стряхивает» с себя консерватизм и заходит в новый сегмент аудитории, потребности которой несколько отличаются. Да, они также хотят быть причастными к премиальности и статусности, которой обладает Dior, но не находят для себя желаемую форму исполнения, которая отвечала бы духу нового времени.

Андеграунд площадка всегда отличалась бойким норовом и протестными манифестами, каждый раз формируя новые стилистические приемы. Но, какими бы антагонистами не выступали Vans, Nike или Supreme, идея о союзе с известными домами мод рано или поздно была бы реализована. Это партнерство не только носит протестный характер, разрушая устоявшееся представление об игроках модной индустрии, но и позволяет выйти на абсолютно новую арену ценообразования, в которой 500 долларов за пару кроссовок уже не кажутся чем-то сумасшедшим. Примеров таких коллабораций уже набралось немало:

Supreme x Louis Vuitton

Бренды разных ценовых сегментов + художник

Уже каноничным стало сотрудничество Louis Vuitton и Джеффа Кунса. Сумки с изображением «Моны Лизы» кисти Леонардо Да Винчи, реплик Ван Гога, Рубенса и других художников с мировым именем вдохнули вторую жизнь в модели основной коллекции, а также приблизили высокое искусство к обывателю (пусть и с достаточно высоким доходом).

Другим успешным кейсом можно заслуженно считать линейку футболок UT от Uniqlo. Идеи «массовости» поп-арта удачно переформатировались в принты масс-маркета. Серия с самыми запоминающимися и выдающимися художниками всего мира получила название SPRZ NY и включила работы Энди Уорхола, Жана-Мишеля Баския и других значимых фигур.

Кроссиндустриальное сотрудничество.

Отличным примером сотрудничества представителей разных индустрий заслуженно можно назвать IKEA x Offwhite. Шведский бренд демократичной и функциональной мебели и предметов интерьера в стилистике скандинавского минимализма сформировал крайне неожиданную пару с дизайнером Верджила Абло. Совместная коллекция нацелена на только формирующуюся аудиторию миллениалов, начинающих самостоятельную жизнь и желающих стильно (хоть и не так дешево, как принято в IKEA) обустроить свои первые апартаменты.

Что из себя представляет колларборация для конкретного российского бренда?

Развивая производство и формируя собственную идентичность, мы постепенно накопили достаточно знаний и практического опыта, в том числе, в такой форме партнерства, как коллаборации. На самые важные вопросы мы постарались дать максимально понятные ответы:

Читайте также:  Жилет спицами резинкой для мальчика

1. Что нужно для того, чтобы создать совместную капсулу/коллекцию/продукт? Какими качествами должен обладать бренд/художник/дизайнер, чтобы вы рассмотрели возможность творческого партнерства?

Влад (основатель бренда) : Это, безусловно, должна быть уникальная творческая единица со своим фирменным стилем и собственным визуалом, который мы можем дополнить или же создать нечто новое в синергии.

Полина (бренд-менеджер): В первую очередь, авторство. Если бренд позиционирует себя как дизайнерский, то имеется интерес в создании предложения, альтернативного основному, увеличивая частоту обновления ассортимента (не только сезонные коллекции) и повышая узнаваемость.

2. Важно ли, чтобы коллаборация попадала в существующие потребности или формировала новые?

Влад: С коллаборациями не так все просто, как кажется на первый взгляд. Зачастую выстреливают те партнёрства, на которые не делалось больших ставок. Да, это важно и необходимо при создании проекта просчитывать потенциальный спрос своей аудитории и охват, однако с точностью предсказать успех не получится.

Полина: В этом случае, важно дифференцировать бренды по степени узнаваемости и удельном весе в мировой модной индустрии. Если коллаборацию создают хэдлайнеры, к примеру, H&M, то спрос возникнет сам по себе только за счет эксклюзивности предложения. Бренд зарекомендовал себя в сегменте базовых вещей, поэтому капсульные коллекции с известными модными домами обеспечивают потребителям взрыв мозга. Что касается небольшого бренда, то, безусловно, стоит ориентироваться на существующий спрос или трендовость.

3. Какие цели может ставить перед собой творческое партнерство?

Полина: Во-первых, обмен аудиторией. Партнерство сейчас – основной инструмент пиара, который позволяет увеличить охваты и получить прирост новых покупателей. Во-вторых, закрытие болей потребителя. Коллаборация может удовлетворить существующие потребности. И, в-третьих, они создаются ради имеджевой стороны. Бренд не всегда может точно спрогнозировать потенциальную прибыль, очень непросто угадать, какое партнерство зайдет аудитории полностью, поэтому основной упор делается на повышении узнаваемости бренда, работы над имиджем.

Антон (исполнительный директор): Коллаборации, в целом, можно разделить на те, что своей целью ставят создание инфоповода, решение определенных маркетинговых задач и те, что наделены более сакральным смыслом и транслируют нашу миссию. Это принципиально разные партнерства, потому что второй вариант не всегда может обеспечить коммерческий успех. К примеру, при работе с различными благотворительными фондами большую часть расходов на себя берет именно бренд и самостоятельно организовывает не только само производство, но основной объем маркетинга. Но нематериальная отдача от реализации коллаборации будет существенно выше.

Другой пример. Партнёрство с модным домом Яниса Чамалиди для нас стало интересным опытом. Мы решили посмотреть на новую аудиторию и выпустить соответствующий ее запросам продукт. Нам также было важно представить коллекцию в магазинах, чтобы собрать обратную связь от наших лояльных покупателей, отследить их реакцию и понять, какую цену можно установить на продукт, чтобы он одновременно привлек к нам аудиторию Яниса и не оттолкнул нашу.

Коллаборация с Math Studio дала возможность опробовать постепенно набирающий популярность тип товара – мужская стильная сумка. Для себя мы увидели, насколько востребован этот продукт и будет ли актуально смотреться в нашей основной линейке.

В целом, любая коллаборация – это больше обмен опытом и толчок к развитию, нежели коммерческая история. Но для брендов совместная работа точно имеет значение и принесёт пользу.

4. Почему для бренда важно участвовать в социально значимых проектах?

Влад: Люди ожидают от компаний помощи в решении социальных вопросов. У одного человека слишком ограничены возможности для изменения ситуации, а государство и крупные коммерческие игроки не всегда своевременно могут обнаружить локальные боли общества. У небольших брендов, в свою очередь, есть более точечная связь с аудиторией и минимально необходимый набор ресурсов для оказания какого-либо рода помощи. Это стоит учитывать при разработке долгосрочной маркетинговой стратегии.

Полина: Бренд, который обладает чувством стиля и проецирует это на благотворительность, получает большую лояльность от своих покупателей. Наша целевая аудитория заинтересована в проявлении социальной ответственности, однако не все люди обладают соответствующими ресурсами. Со своей стороны мы не только закрываем существующую потребность в приобретении аксессуара, но и даем возможность внести вклад в различные социальные проекты. Это способствует введению благотворительности в безусловно полезную бытовую привычку каждого человека.

5. Какие наиболее успешные коллаборации бренда Arny Praht и почему?

Влад: Больше всего для меня откликнулась совместная работа с Анной Симак, потому что мы не только создали новый уникальный продукт, но и привлекли внимание к работе фонда помощи детям с очень «непопулярным» заболеванием – Спина Бифида. В этом партнерстве для себя мы достигли все запланированные цели.

Полина: Проведя аналитику результатов коллаборирования, чтобы выявить наиболее перспективные векторы развития, я пришла к выводу, что наибольшую отдачу имеет сотрудничество с сильной информационной стороной партнера. К примеру, совместная работа с журналом Flacon – выпуск косметички для их проекта, дала возможность получить новую аудиторию, на которую было непросто выйти самостоятельно.

Источник