Чулок или чулков, носок или носков? Разбираемся с родительным падежом множественного
Добрый день всем читателям и гостям канала! После статьи о тапках и кроссовках я решил продолжить обсуждение родительного падежа множественного числа. Много чулок или чулков, пять солдат или солдатов, нет носков или носок — это и многое другое в сегодняшней публикации.
Начну с известной загадки-шутки из книги «Слово о словах» Льва Успенского, которая отражает тему сегодняшней статьи:
«Как правильнее сказать:
у рыбОВ нет зубОВ,
у рыбЕЙ нет зубЕЙ
или у рыб нет зуб?»
Как обычно, использовал орфографический словарь РАН, на который постоянно ссылаюсь, толковые словари последних лет. Рядом с нормативным написанием привожу ещё устаревшее, чтобы была понятна общая тенденция. Архаичные (устаревшие нормы) указываются в словарях Н. А. Еськовой, Л. И. Скворцова и К. С. Горбачевича.
В конце статьи — объяснение, что с этим всем происходит. Прочтите его тоже. 🙂
Амперы — 10 ампер.
Басня — сборник ба́сен Крылова. Устаревшее — ба́сней.
Вафли — коробка вафель; съесть килограмм вафель.
Волосы — много воло́с. Устаревшее — волосо́в.
Вольты — 220 вольт.
Гектары — 100 гектаров.
Зубы — нет зубо́в. Устаревшее — (нет) зуб.
Макароны — 500 грамм(ов) макарон, пачка макарон. Устаревшее — макаро́нов.
Носки — купить две пары носко́в . Однако вариант «носок» уже начинает считаться допустимым. Подробнее — чуть ниже.
Сапоги — много сапог. Устаревшее — сапого́в.
Свечи — свечей. Устаревшее — свеч. Сохраняется в поговорке «Игра не стоит свеч».
Славяне — много славя́н. Устаревшее — славя́нов.
Сокровище — сокро́вищ. Устаревшее — сокро́вищей.
Солдаты — много солдат , рота солдат , сто солдат . Устаревшее — солда́тов.
Солнце — много солнц. Устаревшее — со́лнцев.
Чулки — нет чуло́к. Устаревшее — чулко́в.
Яблоки — много яблок. Устаревшее — я́блоков.
Какие закономерности выделяются?
На протяжении всей истории русского языка окончание родительного падежа множественного у существительных менялось. Мы видим, что нулевое окончание во многих случаях побеждает, но кое-где оно уступает позиции. Как же сориентироваться в этом беспорядке? Паниковать не нужно, поскольку некоторые закономерности можно выделить.
1. Названия большинства физических величин — с нулевым окончанием. ампер, вольт, ом, микрон, герц, рентген, аршин . Но: джоуль — джоулей; кулон — кулонов, ньютон — ньютонов; (кило)грамм и (кило)граммов; гектаров.
2. Названия многих национальностей на «н» и «р» — с нулевым окончанием. Много армян, славян, грузин, осетин, башкир, татар, румын, турок, цыган, лезгин ; последний из могикан.
Но: бурят (предпочтительно) и бурятов (спорно, её только Орфографический словарь РАН фиксирует); туркмен и туркменов ; калмыков, киргизов, монголов, тунгусов, таджиков, узбеков, якутов.
3. Названия многих фруктов и овощей — с окончанием «-ов». Три килограмма апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов, абрикосов. Но: яблок, слив, груш и допустимо разговорное « баклажан».
4. Наименования предметов, которые употребляются парами — с нулевым окончанием. Две пары ботинок, валенок, сапог, погон, чулок, чувяк. Исключение — носков.
Что происходит с носками и чулками?
Мнемоническое правило: Чулки длинные, а окончание у них короткое: нет чулок . А вот носки, наоборот, короткие, зато окончание у них длинное: нет носков.
Почему? Потому что слова «чулки» и «сапоги» когда-то лишились окончания -ов , которое было им присуще в XIX в. А вот «носки» всё пытаются от него избавиться, но не получается.
В Орфографическом словаре РАН форма род. падежа «носок» уже считается допустимой. Большой толковый словарь Л. И. Скворцова фиксирует её как сниженную.
О существительных женского рода подробнее поговорим в одной из следующих статей. Ещё на канале есть публикация о слове «кочерга» .
А вы часто затрудняетесь при выборе нужной формы родительного падежа существительных? Есть ли варианты, которые вас удивили?
Источник
Пара носков или пара носок? Как правильно говорить и писать
Простое слово «носок» порой вгоняет в ступор даже образованных людей.
Как правильно сказать: купил в магазине пару носков или пару носок? В разговорной речи встречаются оба варианта, но литературная норма допускает лишь один.
Правильный вариант: пара носков
Как запомнить правильный вариант?
В школе детей учат запоминать противоречие: чем длиннее предмет, тем короче слово.
Чулки длинные, а слово короче — пара чулок.
Носки короткие, а слово длиннее — пара носков.
Можно ли сказать «пара носок»?
Традиционная литературная норма признает лишь один вариант: пара носков.
Но некоторые современные словари и справочная служба русского языка называют допустимой форму «носок» в родительном падеже множественного числа («нет носок»). Хотя предпочтительно все равно говорить «нет носков».
Склонение существительного «носок»
Посмотрим, как склоняется это слово:
Почему говорят по-разному?
Слово «носок» подчиняется общему правилу: существительные мужского рода, которые оканчиваются на согласный звук, во множественном числе и родительном падеже получают окончание -ов.
дом — много домов
кот — двое котов
пирог — мало пирогов
телефон — несколько телефонов
При этом чулки, ботинки, сапоги, погоны и прочие парные предметы обычно в родительном падеже множественного числа получают нулевое окончание:
ботинок — пара ботинок
чулок — не было чулок
глаза — не видел ее глаз
Источник
✐ КАК ПРАВИЛЬНО: пара «носок» или всё-таки «носков»?
«Море» — «морей», «груша» — «груш», «стол» — «столов» », а как быть с носками? «Носок» или «носков»?
Беда в том, что существительные в родительном падеже множественного числа, вроде бы похожие по своей морфологии, пишутся с разными окончаниями. Вообще существует закономерность, что если в начальной форме существительное имело ненулевое окончание, то в мн.числе формы родительного падежа будет иметь нулевое окончание («яблоко — «яблок», «дядя» — «дядь», «гитара» — «гитар», «коробка» — «коробок»), или наоборот — в им.п, ед.ч если у существительного нулевое окончание, то в мн.ч, р.п. — ненулевое («дом» — «домов», «портфель» — «портфелей», «арбуз» — «арбузов»).
Но этому правилу не поддаются всеми любимые «чулки» (ед.ч, им.п. — «чулок», р.п, мн.ч — «чулок») и им подобные, а также «море» (ед.ч, им.п. «море», мн.ч,р.п. «морей»).
Запомните! В 90% случаев существительное, которое обозначает принадлежность, надевающуюся на ноги, в множественном числе в форме Р.падежа употребляется с нулевым окончанием. «Чулки» — «чулок», «сапоги» — «сапог», «ботинки» — «ботинок», «колготки» — «колготок».
Но возникает проблема с «носками» — «нет носок» или «носков»? В словарях отмечен нормативный вариант «носков», но по мнению филологов идёт тенденция к введению в словари формы «носок» как второй допустимой.
Но пока единственно правильным вариантом является форма «носков». В словаре «Русское словесное ударение» даже стоит пометка [р. мн. не носок] .
Источник
Носков или носок? Как правильно: пара носок или пара носков?
Носков или носок? Данный вопрос вводит в ступор не только тех людей, кто использует эти слова в письме, но и тех, кто произносит их вслух. В связи с этим в представленной статье мы решили дать на него исчерпывающий ответ.
Общая информация
Как правильно: носков или носок? Согласно правилам русского языка об образовании множественного числа каких-либо парных предметов, данное слово должно звучать и использоваться в письме следующим образом: носков. Для тех, кто все же сомневается в представленной информации, ниже приведены исчерпывающие аргументы.
Носков или носок?
Прежде чем представить вашему вниманию правило русского языка об образовании множественного числа каких-либо парных предметов, следует сказать о том, что оба названных слова имеют полное право на существование. Для того чтобы вы в этом убедились, приведем несколько примеров:
- Потерялся носок. Где он?
- Следует взять пару носков для смены.
Как видите, оба варианта вполне приемлемы для устного или письменного употребления. Но тут возникает новый вопрос о том, как понять, в каком именно контексте следует использовать слово «носков», а в каком «носок»? Для этого необходимо вернуться к примерам и проанализировать их:
1. «Потерялся носок. Где он?» В данном предложении речь идет об одном предмете, который куда-то исчез.
2. «Следует взять пару носков для смены». В этом отрывке говорится о нескольких предметах, причем парных.
Из представленного анализа можно смело сделать вывод о том, как необходимо писать: носков или носок. Другими словами, вариант «носков» следует использовать только для множественного числа, а «носок» – для единственного. Только так ваша речь будет грамотной, а письмо, где употребляется данное выражение, будет написано верно.
Но на какое же правило мы опираемся, когда говорим о таком правописании? Представим его вашему вниманию прямо сейчас.
Закономерности образования форм множественного числа имен существительных, стоящих в родительном падеже
Пара носок или пара носков? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо изучить простейшее правило русского языка об окончании -ов в именах существительных во множественном числе, стоящих в родительном падеже. Следует особо отметить, что для этого правила характерны такие особенности:
- Оно подходит для большей части имен существительных мужского рода, которые в своей начальной форме и в единственном числе оканчиваются на твердую согласную букву. Приведем несколько примеров для наглядности: мухомор – мухоморов, носок – носков, компьютер – компьютеров и пр.
Исключения из правил
Практически ни одно правило в русском языке не обходится без исключений. И описанное выше в том числе. Чтобы правильно поставить свою речь или написать какую-либо статью, их рекомендуется запомнить или заучить.
Итак, из правила русского языка об образовании множественного числа парных предметов (имен существительных) выделяется довольно обширный ряд исключений. К ним относятся те слова (имена существительные), которые в форме родительного падежа и множественного числа имеют нулевое окончание. Приведем несколько примеров: один осетин — шестеро осетин, один чулок — нет чулок, один грамм — шесть граммов или шесть грамм и пр.
О том, что слово «носки» (мн. число) в родительном падеже имеет окончание -ов, мы узнали выше. Но какому же правилу подчиняются те выражения, у которых оно нулевое?
Нулевое окончание в именах существительных множественного числа
Чтобы понять, почему «носков, но «чулок», необходимо обратиться к следующему правилу:
- Нулевое окончание в словах множественного числа, стоящих в родительном падеже, имеется в тех случаях, когда речь идет о какой-либо национальности человека, а также о его принадлежности к воинским объединениям. Однако это касается лишь тех выражений, которые употребляются в собирательном значении. Для того чтобы представленное правило стало более понятным, рассмотрим несколько наглядных примеров: туркмены — пятеро туркмен, мадьяры — несколько мадяр, партизаны — двое партизан, гардемарины — пять гардемарин (также допустимо пяти гардемаринов), солдаты — войско солдат, человек – пяти человек и пр.
- Также представленное правило касается и всевозможных названий парных предметов. Например: глаза — глаз, сапоги — сапог, ботинки — ботинок, чулки — чулок, манжеты — манжет, эполеты — эполет, погоны — погон (но носки — носков!).
- Помимо всего прочего, нулевое окончание принято ставить у различных единиц измерения и названия мер. Приведем пример: 1000 ватт, 230 вольт, 500 гигабайт, 5 ампер. Но если такие же слова используются не в «измерительном» контексте, то к ним следует обязательно добавлять окончание -ов. Например, в таких предложениях: «Для закачивания программы на флэшке не хватает гигабайтов», «Хорошо жить без избыточных килограммов».
Примечания
Теперь вам известно о том, что правильное склонение слова «носки» подразумевает, что в родительном падеже оно имеет окончание -ов, что не скажешь о слове «чулок». Однако, используя представленное правило об образовании мн. ч. имен существительных, не рекомендуется забывать о следующих особенностях:
- Для некоторых видов имен существительных образование множественного числа и родительного падежа довольно затруднено. Например, таких слов, как башка, мольбы и мечта.
- Слова «дровец» и «щец» не имеют иных форм, кроме родительного падежа и множественного числа с нулевым окончанием.
Шуточное правило
Для того чтобы запомнить, как следует писать слова «носки» и «чулки» во множественном числе и родительном падеже, некоторые учителя рекомендуют к использованию следующее шуточное правило: носки коротки, поэтому их необходимо удлинить – носков, чулки длинны, поэтому их необходимо укоротить – чулок.
Источник
Без носков или носок? Запомните навсегда!
У некоторых русских слов родительный падеж множественного числа ( без чего? нет чего? ) образуется неочевидным для носителей способом. Так, многие сомневаются, как правильно сказать — без носков или без носок ? То же происходит со словами чулки, тапки, сапоги, рельсы, солдаты, помидоры, апельсины, бананы и некоторыми другими.
Я объединю эти слова в группы и предложу вам ассоциации , с помощью которых можно запомнить правильные варианты.
Парные предметы
Чулки, тапки, носки, сапоги, ботинки, рельсы — эти слова можно было бы объединить в группу. Однако здесь есть сложность: не все они склоняются по одному и тому же принципу. Правильно будет так:
- Чулки — без чулок
- Тапки — без тапок
- Сапоги — без сапог
- Ботинки — без ботинок
- Носки — без носков
- Рельсы — без рельсов
И вот как это запомнить? Предлагаю так:
- Чулок и так длинный, поэтому без чулок .
- Носки же, наоборот, короткие, поэтому их надо удлинить: без носков .
- Сапоги, ботинки, тапки — всё это обувь. Нет ног без сапог, нет блондинок без ботинок и лапок без тапок . Или так: слышен хлопок — это удар сапог о потолок . На поединок идут без ботинок . Перед сном ложатся набок без тапок .
Рифмы помогают легче запоминать, но самое важное — это ярко, во всех деталях воображать себе ситуацию . Причем чем страннее и забавнее она будет, тем лучше запомнится .
Солдаты и другие собирательные названия людей
Солдаты, кадеты, партизаны и другие подобные существительные склоняются по определённому правилу:
Если речь идёт о совокупности людей, подчеркивается их множество , то верно будет сказать рота солдат, училище кадет, отряд партизан . Такое употребление будет верным в подавляющем большинстве случаев.
В разговорной речи иногда подчеркивается вклад конкретных людей и тогда можно сказать: наградим этих трех солдатов/кадетов/партизанов . Однако предпочтительным остается употребление солдат/кадет/партизан, особенно в письменной форме.
Поэтому предлагаю запомнить так: если речь о родах/видах войск, то без солдат, кадет, партизан не обойтись . Или отряд солдат, одет кадет, пармезан для партизан .
Овощи-фрукты
Когда мы взвешиваем в магазине фрукты-овощи, то часто говорим, что взяли пять килограмм(ов) чего?
- Помидоров
- Апельсинов
- Мандаринов
- Бананов
- Абрикосов
- Баклажанов (баклажан только разговорное)
- Консервов
Выходит, со всеми фруктами-овощами верное окончание -ов. Можно запомнить и отдельно по словам:
- Б оров объелся помид оров .
- Ищем хозяина апельс инов и мандар инов .
- Не уйдем от (наших друзей) двух Ив анов без бан анов и баклаж анов . (Представьте себе двух Иванов, пригласивших вас к себе на дачу, где они выращивают бананы и баклажаны.)
- Отведайте кок осов ых абри косов. (Представьте себе абрикосы, обсыпанные кокосовой стружкой.)
- Из-за твоих н ервов у нас не осталось конс ервов !
Надеюсь, теперь вы лучше запомните родительный падеж множественного числа у этих существительных.
Скоро на моем канале тест : проверьте себя, насколько хорошо у вас запомнились эти ассоциации!
Спасибо , что читаете мои статьи! Лайк, комментарии, репост, подписка очень приветствуются!
Источник