Меню

Как должны быть волосы по хиджабом



Как завязать хиджаб

Хиджаб – незаменимый атрибут любой мусульманки, и он неотделим от образа благочестивой мусульманской женщины. Девушки в хиджабах вызывают неоднозначную реакцию в обществе, но не только в традиции мусульманок есть требование к девушке одевать платок – эта традиция появилась еще до зарождения ислама, и даже у многих славянских народов порицалось, если женщина не одевала платок и ходила с непокрытой головой, также таких канонов придерживается христианская религия.

Само название «хиджаб» происходит от слова «hajaba», которое в переводе с арабского языка означает «скрыться с поля зрения» или «скрыть». Изначально этот термин обозначал любую одежду, но современный мусульманский мир называет словом «хиджаб» именно женский платок, который следует завязать так, чтобы он покрывал голову, шею и плечи. Мусульманские женщины должны обязательно одеть платок, если собираются посетить общественное место.

Часто понятие «хиджаб» могут путать с такими понятиями, как «никаб», «паранджа», «чадра» и прочими названиями элементов женской одежды, которые носят на голове. Никаб – это тоже головной убор мусульманки, который носят на голове, который снабжен прорезью для глаз и покрывает не только голову, но и закрывает лицо. Паранджа – это не головной убор, а женская верхняя одежда – сделана как халат, у которого есть сетчатый элемент, который закрывает лицо.

Зачем завязывать хиджаб?

Вопрос, как завязать хиджаб, интересует не только мусульманских женщин: если вы собираетесь за границу в одну из мусульманских стран, то уроки способов правильно и красиво завязать хиджаб могут вам пригодиться, если вы ставите своей целью не просто путешествовать, но постараться понять культуру этой страны, ее традиции.

С помощью ношения хиджаба мусульманки выражают свою покорность Всевышнему Аллаху, а также скрывают свою красоту от чужих мужчин, чтобы не провоцировать к себе интерес мужчин как к сексуальному объекту. Для многих мусульманок очень важно, чтобы их воспринимали и оценивали не только по их внешности, но и по уму, интеллекту, поэтому если женщина надела мусульманский платок, то она надела его с гордостью и носит как символ самоуважения, своего достоинства.

Платок помогает мусульманским женщинам остановить обращение незнакомых мужчин с ними, как с сексуальными объектами, и быть более внимательными к их личности. Многие женщины, которые носят мусульманский платок, полны достоинства и самоуважения.

Как правильно одевать хиджаб?

Хиджаб следует завязать так, чтобы он покрывал голову мусульманки, ее шею и плечи. Размеры у хиджаба могут быть самыми разными, важно, чтобы он закрывал оголенные части тела. Необходимо подчеркнуть, что для мусульманки нет различия в том, одевает ли она хиджаб на никах или в повседневном быту, в любых случаях одежда должна закрывать все части тела, за исключением лица и кистей рук, не подчеркивая женскую фигуру. Мусульманские свадебные платья на никах также не должны стягивать талию, подчеркивать женскую грудь или открывать шею и руки. Женская просвечивающая вуаль через которую видны волосы невесты, одеваемая на никах, также не является хиджабом и запрещена в Исламе.

Чтобы правильно надеть хиджаб, мусульманке следует сначала собрать волосы в хвост или пучок и убрать их назад, завязать или заколоть на затылке. Затем хиджаб нужно уложить вдоль линии лба, а закрепить под затылком и на подбородке.

Многие мусульманки надевают сначала чепчик, и только потом сверху надевают хиджаб – чепчик используется, чтобы скрыть волосы – это правильный метод и очень удобный. Линия роста волос обязательно должна быть скрыта под хиджбом.

Женщине, которая надевает хиджаб, необходимо помнить и о том, что одежда ее также должна соответствовать определенным требованиям. Неуместно будет носить платок, если женщина одевается вызывающе и нескромно. Многие женщины, отправляясь в арабские страны, уделяют внимание приобретению платка, чтобы повязывать его в соответствие с обычаями той страны, которую собираются посетить, но не уделяют должного внимания тому, как они одеваются. Это неправильное отношение: если вы хотите завязать хиджаб, то уделите внимание и одежде, следует одеться скромно и сдержано.

Мусульманкам разрешено использовать для завязывания и украшения хиджаба красивые булавки и украшения, можно одеть заколки, броши из страз. Но такие украшения не должны быть вычурными и бросающимися в глаза, чтобы не привлекать к себе слишком много внимания.

Как красиво завязать хиджаб?

Мусульманки умеют завязывать хиджаб красиво и самыми разными интересными способами. Этому можно постепенно научиться, хоть и может потребоваться поначалу определенные усилия и время. Но если научиться делать это правильно, то можно обрамить и красиво подчеркнуть свое лицо, стать с помощью красиво завязанного хиджаба гораздо более женственной.

Первый вариант

Можно завязать хиджаб на одну сторону: закрепить хиджаб под подбородком, оставив свободно свисать концы палантина, затем перекинуть левый свободный край через левое плечо и закрепить его на затылке. Правый свободный конец также следует перекинуть через левое плечо так, чтобы платок покрыл голову. Далее правый край следует заколоть в районе виска.

Второй вариант

Можно завязать хиджаб под затылком – платок надевают на голову так, чтобы закрыть линию роста волос вдоль линии лба, но оставить один свободный край длиннее, чем другой. Концы завязывают под затылком, после чего вокруг лба оборачивают короткий край и закрепляют его на противоположной стороне. После этого под затылком вокруг шеи обводят длинный конец платка, и его закалывают на противоположной стороне под виском. Остался один свободный конец – его берут за самый кончик и закалывают на затылке, чтобы платок свободно лежал, закрывая грудь и шею, под подбородком.

Как завязать хиджаб оригинально и креативно?

Есть также интересный и смелый способ завязать хиджаб, который могут использовать самые креативные мусульманки. Этот вариант оригинальный и креативный. Нужно платок обернуть по линии лба вокруг головы, сложить вместе свободные его концы и вместе перекинуть их через правое плечо. После этого оборачиваем шею концами и край платка снова перекидываем, проведя под затылком, на правое плечо. Еще раз повторяем такой оборот, но плотно к шее платок в этот раз прижимать не нужно, чтобы он покрывал плечо свободно. Повязать платок нужно так, чтобы его свободный край лежал свободно на правом плече, и тогда на уровне плеча нужно связать его слабым узлом.

Источник

Женщины постсоветского пространства рассказывают о хиджабе: что он для них значит и как его модно носить

Согласно шариату мусульманские женщины должны носить хиджаб. Можно с уверенностью сказать, что они это делают по велению сердца, считая его красивым и актуальным. С ними соглашаются не только простые люди, но и опытные стилисты.

Что такое хиджаб

В переводе с арабского языка это слово означает «завеса» или «покрывало». Для мусульманок этот предмет означает не просто одежду, он является их жизненной позицией, демонстрацией высокого уровня нравственности, покорности, кротости, религиозности в духе ислама, а также душевной сдержанности.

Если рассматривать хиджаб как одежду, стоит сказать, что модель подразумевает полное покрытие тела за исключением лица (овала или только глаз) и кистей рук. Существует немало всевозможных расцветок и фасонов, которым отдают предпочтение при выборе хиджаба представительницы прекрасного пола исламского мира.

Правила ношения

Через хиджаб не должны быть видны очертания тела, фигуру можно демонстрировать исключительно дома так, чтобы никто из посторонних ничего не увидел. Именно поэтому для пошива хиджаба не используются прозрачные ткани. Чрезмерная яркость также не приветствуется, отдается предпочтение хоть и цветным, но ненавязчивым и не креативным вещам.

Косметикой пользоваться также не рекомендуется, исключение составляет подводка глаз сурьмой, а также узоры на кистях рук, нанесенные хной. Мусульманские женщины всегда гармоничны в своем душевном состоянии и сознательном выборе одежды. Они воспринимают хиджаб как возможность демонстрации своей чести и достоинств, а не ущемление прав и свобод. Поэтому такой вид одежды арабские женщины выбирают по доброй воле и вполне сознательно.

Современный хиджаб

Суть ношения данного предмета одежды состоит в том, чтобы максимально спрятать тело от посторонних глаз. Однако красоту и моду никто не отменял. Именно поэтому мусульманские женщины могут себе позволить сделать из хиджаба настоящее произведение искусства. Они шьют его из качественных тканей (хороший трикотаж, шифон, шелк, шерсть или полушерсть, хлопок и пр.), используют различные расцветки, слои, комбинации. Часто украшают одежду пайетками, вышивкой, люрексом, драгоценными камнями. Особенно такие нарядные одежды используются для торжественных мероприятий (например, свадьбы друзей или близких родственников). Свадебные «вуали» можно назвать настоящими шедеврами, поскольку они выглядят очень нежно, женственно и невероятно стильно.

Читайте также:  Рыболовные снасти сети накидки

Гардероб мусульманской женщины

Некоторые люди ошибочно считают, что хиджаб – это строгая мусульманская одежда, которая обязательно должна выглядеть специфически и официально. На самом деле ношение хиджаба является вполне демократическим. Речь идет об абсолютно любой одежде, которая подчеркивает причастность представительницы прекрасного пола к мусульманской религии. Достаточно надеть шарф и повязать его определенным образом (чтобы накрыть плечи и руки), и наряд станет соответствовать требованиям классического хиджаба.

Гардероб мусульманской женщины более чем разнообразен. В нем множество платьев, сарафанов, туник, костюмов, халатов, троек и пр. Главное – это чтобы голова была покрыта традиционным головным убором, гармонично сочетающимся со всей остальной одеждой.

Советы по ношению

Очень важно при надевании хиджаба учитывать два момента: во-первых, не должны быть видны волосы. Если локоны очень длинные, стоит надеть специальную шапочку, в которую их можно аккуратно поместить. Во-вторых, нужно очень крепко и надежно завязать концы, чтобы одежда случайно не развязалась и не оголила некоторые участки тела. Ради этого современным женщинам позволительно фиксировать концы оригинальными брошами, булавками, заколками и пр. Главное – это чтобы украшений не было слишком много и чтобы они не звенели при движении.

Мусульманские девочки осваивают правила надевания и ношения хиджаба к 13-15 годам. Славянские женщины не имеют таких навыков, поэтому им рекомендуется максимально освоить азы и набраться опыта (можно это сделать еще до поездки в мусульманскую страну).

Классический способ ношения хиджаба выглядит так. Палантин или платок надевают на голову, максимально опускают на лоб, фиксируют ткань в области затылка. Затем перекрещивают концы и помещают их на противоположные стороны плеч.

Вот несколько впечатлений от ношения хиджаба представительниц прекрасного пола.

Марьям Алиева, Москва, Россия, 25 лет, блогер

Марьям признается, что ношение хиджаба – это не просто религиозные требования, это ее личная воля и благодарность Господа. Девушка впервые покрыла голову в 2011 году. С тех пор она даже не мыслит о том, чтобы его снять. Она не хочет навязывать всем свое мнение, однако будет считать упущением в воспитании, если одна или обе ее дочери откажутся носить хиджаб. В выборе моделей в современной индустрии моды проблем нет, поскольку есть множество предложений от известных дизайнеров.

Алиева напоминает, что сейчас в моде шапка-балаклава, которая, по сути, является тем же хиджабом.

Салимат Алиомарова, Дагестан, Россия, 34 года, бизнес-тренер

По словам Салимат, хиджаб является ее укрытием, спасением, готовностью служить Господу и находиться под его покровительством. Впервые женщина надела эту одежду неожиданно и поздно по традиционным меркам. Раньше жила в Москве и вела вполне светскую жизнь. Затем по рабочим делам отправилась в Махачкалу и испытала необходимость одеться так, как местные женщины.

Алиомарова признается, что ей было бы грустно осознавать, что ее дочь не хочет носить хиджаб, однако она никогда бы не стала настаивать на своей точке зрения и позволила бы девушке принимать самостоятельные решения. Мода Салимат вообще не интересует, она руководствуется исключительно собственным вкусом и практичностью.

Айнура Умаева, Алма-Ата, Казахстан, управляющий партнер агентства коммуникаций «Тайный Советник»

Хиджаб для Айнуры является ее личной религиозной системой координат. Она себя чувствует в нем защищенной, смиренной, покорной и ответственной. Такая форма одежды ей очень импонирует, поскольку в ней женщина смогла понять свое истинное предназначение.

Умаева надела религиозную одежду в тридцать лет, чему многие поначалу удивились. Она признается, что очень часто и сегодня к ней обращаются как к матушке с целью узнать расписание служб или задать другой вопрос относительно христианских праздников. Если бы дочь отказалась надевать хиджаб, Айнура не стала бы настаивать. Она считает, что в веру стоит приходить по собственной воле.

Женщина также не следит за модными веяниями, поскольку мода на этот элемент одежды кажется ей неуместной, она уводит от сути.

Айзада Кыдырмышева, Бишкек, Кыргызстан, 22 года, студентка

Девушка надела хиджаб в двадцать лет, хотя многие делают это сразу после наступления совершеннолетия. Этому поспособствовали родные и близкие люди, поскольку у Кадырмышевых мусульманская семья. Такая одежда для нее символизирует скромность, гармонию между внешним и внутренним миром, спокойствие, отсутствие проблем.

По словам девушки, она ощущает умиротворение и необъяснимое чувство безопасности. Свою будущую дочку Айзада планирует воспитывать по нормам шариата. Малышка с ранних лет будет понимать, что можно и нужно, а что – нельзя. Именно поэтому проблем с тем, носить или не носить хиджаб, по мнению Кыдырмышевой, не будет. В плане моды девушка также не следит за новинками. Она считает, что чистая, аккуратная и гармонично подобранная одежда – это и есть мода.

Источник

Какой должен быть правильный хиджаб

Хиджаб – как много в этом слове…

Действительно, хиджаб сегодня принял настолько неопределенную форму, что говорить о нём можно бесконечно. Что только мы не пытаемся выдать за «покрывало», желая при этом оставаться модной и современной.

Стремление не выглядеть, как «угнетенная мусульманская женщина», конечно, понятно, но есть требования, соблюдение которых обязательно и обсуждению не подлежит.

В частности, эти требования касаются того, как должна выглядеть любая женщина (вне зависимости от возраста, социального статуса или иных факторов), покидая стены своего дома.

Всевышний Аллах в Коране дал нам на это чёткие указания:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ۚ ذَٰلِكَ أَدْنَىٰ أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ ۗ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا

(смысл): «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и остальным женщинам верующих, чтобы они опускали на себя широкие покрывала (которые скрывают их). Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный». (Сура Аль-Ахзаб, 59)

А какой хиджаб мы встречаем сегодня на улице и насколько он соответствует требованиям нашего Творца? Давайте сделаем небольшой обзор.

Это туники, надетые поверх узких брюк, облегающих и подчеркивающих форму ног. До предела обтягивающие кофты и юбки, которые демонстрируют все прелести женской фигуры. И «непонятная суета на голове» (как об этом высказалась одна моя знакомая) вместо скромно повязанногоплатка.

Назвать всё это хиджабом можно с большой оговоркой, поскольку такая одежда не выполняет главной функции «покрывала», заключающейся в сокрытии женской красоты от посторонних мужских глаз.

В понятие «сокрытие красоты» не входит банальное укрывание (а зачастую – обтягивание) тела одеждой. Должны быть скрыты и формы тела. И это должно быть сделано так, чтобы при виде женщины в хиджабе мужскому глазу не на чем было остановиться (если уж он имел совесть на неё взглянуть!).

Как об этом сказано в Коране:

وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ

(смысл): «…пусть берегут свои органы (от того, что запретил Аллах, и пусть не показывают их другим), и пусть не показывают свою красоту…» (сура Ан-Нур, 31)

Как вы понимаете, в качестве хиджаба не могут быть использованы короткие юбки, которые можно увидеть сегодня на сестрах. Они не могут быть использованы, даже если под них надевать черные и непрозрачные колготки, ввиду того, что форма ног в таком случае не скрывается.

Также не подойдут кофты, имеющие длину рукава 3/4, потому как женское запястье должно быть скрыто от посторонних глаз. И, конечно, в качестве хиджаба нельзя использовать просвечивающие вещи, не скрывающие цвет кожи.

Как вы видите, к женскому «покрывалу» предъявляется не так много требований, но соблюдение их гарантирует женщине защиту её чести и чести ответственных за неё мужчин.

Читайте также:  Цветные носки с принтом женские

Милые сёстры, не пренебрегайте этими требованиями.

Если вы оденетесь в просторную одежду или не будете носить брюки, вы не станете отставшей от жизни женщиной. Наоборот, вы будете красивой и современной, поскольку во всем мире сегодня активно провозглашается призыв к женственности и целомудрию, подразумевающий возврат к длинной и скромной одежде.

А главное, если вы будете одеваться как положено, выходя на улицу, вами будет доволен Тот, Кто даровал вам вашу красоту, которую вы пытаетесь демонстрировать, нарушая Его запреты!

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь

Источник

Жизнь«Снимите это немедленно»: Всё, что вы хотели знать
о хиджабе

Почему головной убор вызывает столько споров и что об этом думают сами мусульманки

Вряд ли существует предмет гардероба, который вызывает более яростные споры, чем головной убор мусульманок. Хиджаб никогда не был «просто платком», а глобализация и вовсе превратила кусок ткани в культурный, религиозный и политический символ, который олицетворяет мусульманский мир и прежде всего представления европейцев о нём. В России о разрешении и запрете на платок неистово спорят федеральный министр образования и глава Чечни — а родители учениц оспаривают право на ношение хиджаба в суде, во Франции только-только утихли скандалы вокруг запрета буркини, из-за которого представителей власти обвинили в исламофобии, а буквально на днях в Австрии решили запретить бурки и никабы, закрывающие лицо.

Пока одни призывают «освободить женщин Востока», сорвав с них покрывала, другие выступают за право выбора для каждой, независимо от того, хочет женщина загорать топлес или прятать своё тело от любопытных взглядов. У части светских европейцев хиджаб (например, в школе) вызывает аллергию уже сам по себе, как напоминание о чужой религиозности, а радикальные правые просто убеждены, что полная ассимиляция — это правило общежития, которое не оспаривается.

При этом рынок мусульманской моды растёт так стремительно, что не считаться с ним уже невозможно: мусульмане-миллениалы имеют огромное влияние на современную культуру, где традиции плавятся в одном котле, но вопрос о гуманности и символической ценности хиджаба возникает снова и снова.

Разбираемся, что значит хиджаб сегодня и какие точки зрения существуют среди исследователей и самих верующих.

Не просто платок

Хиджаб в переводе с арабского значит «преграда» или «покрывало», и часто так называют сам платок, которым мусульманки покрывают голову. Однако на самом деле значение термина гораздо шире: хиджаб — это не только головной убор, но и вся одежда, соответствующая мусульманским представлениям о том, как выглядит достойная женщина (то есть любое непрозрачное одеяние, открывающее только лицо и кисти рук и не облегающее фигуру). Существует и «внутренний хиджаб» — под этим подразумевают душевные качества, например целомудрие и уважение к богу, но «внутренний хиджаб», в отличие от покрытой головы, в глаза не бросается, поэтому и вопросов не вызывает.

Основные принципы мусульманского дресс-кода содержатся в Коране и довольно однозначно интерпретируются богословами. В аяте 24:31 сказано, что мусульманкам стоит «оберегать свои половые органы», «прикрывать покрывалами вырез на груди» и не показывать свою красоту никому, кроме мужа и других близких, относящихся к категории махрам — так называются все родственники, за которых женщина по закону не может выйти замуж. В аяте 24:60 уточняется, что пожилые женщины, которые уже не собираются замуж, могут не так строго следовать предписаниям о хиджабе, но всё-таки лучше от них не отклоняться. И наконец в аяте 33:59 есть требование о головном уборе: мусульманкам советуют «сближать на себе свои покрывала», чтобы другие люди их не приняли за «рабынь или блудниц», то есть относились с уважением. Девочки обязаны носить хиджаб с начала пубертата — первой менструации.

В большинстве нынешних мусульманских стран традиция покрывать голову существовала задолго до ислама, который появился лишь в VII веке

В Коране нет описания конкретных видов скромной одежды, поэтому и цвет хиджаба, и фасоны сильно отличаются от региона к региону. Например, в ОАЭ и Саудовской Аравии и мужчины, и женщины одеваются похоже и покрывают голову, но традиционный цвет женского платья — чёрный, а мужской — более подходящий к местному климату белый. Существует любопытная версия, связывающая такое распределение с военной историей: якобы сражения между арабскими племенами часто происходили ночью, и женщина, одетая в чёрное, могла незаметно скрыться, а мужчины специально одевались так, чтобы их было видно издалека.

В большинстве нынешних мусульманских стран традиция покрывать голову существовала задолго до ислама, который появился в VII веке. Привычное платье лишь адаптировалось к требованиям новой религии, не растворяясь в них окончательно, что породило множество разновидностей национального мусульманского костюма. В арабских странах женщин чаще всего можно увидеть в чёрных абайях с вышивкой, в Индии мусульманки носят яркие сари или сальвар-камизы (комплекты из широких брюк, длинной туники и шарфа или платка), а иранки из деревень вокруг Персидского залива прикрывают лицо расшитыми бисером или металлическими масками, напоминающими накладные усы.

«Хиджаб, никаб, паранджа и так далее — это всё местные традиции: как принято в регионе и как разрешает муж. Разрешит муж ходить с открытым лицом — можно, разрешит ходить в платке и джинсах — можно, — объясняет доцент Центра изучения религий РГГУ Светлана Бабкина. — Всё зависит от либерализма страны и либерализма мужа в пределах либерализма страны».

Хиджаб

В узком смысле слова — обычно четырёхугольный платок или комбинация из пары платков, которые прикрывают голову и шею, но оставляют открытым лицо. Это самая «светская» форма мусульманского платья, которую вы наверняка часто видите на улице. Молодые мусульманки носят хиджаб даже с джинсами и трениками.

Чадра (чадор)

Длинная накидка, обычно чёрного или белого цвета. Закрывает всё тело с головы до ног, кроме лица, и запахивается спереди, носится преимущественно вне дома. Чадру часто закалывают под подбородком или держат руками, чтобы она не упала во время ходьбы. Чаще всего встречается в Иране и Афганистане, но есть и в других странах Ближнего Востока.

Никаб

Покрывало с прорезью для глаз, полностью закрывающее практически всё тело с головы до ног. Больше всего распространён в странах Персидского залива, но всё чаще встречается и в западных странах, где такой вид мусульманской одежды не приветствуется (никаб запретили в нескольких странах, последней это сделала Австрия).

Паранджа (бурка)

Самое строгое из всех мусульманских одеяний, которое широко распространено лишь в Афганистане и Пакистане. Паранджа закрывает абсолютно всё тело, включая лицо и глаза: они прикрыты сеткой так, что разглядеть их снаружи невозможно. Такое одеяние было обязательно для всех женщин во время правления талибов, из-за чего стало символом рабского положения афганских женщин.

Буркини

Удобный купальный костюм, который изобрела австралийка ливанского происхождения Ахида Занетти и подхватили светские бренды вроде Marks & Spencer. Ещё одно нововведение последних лет — спортивные хиджабы, в которых спортсменки-мусульманки впервые участвовали в Олимпиаде-2016: именно в Рио был сделан исторический кадр с египетской и немецкой волейболистками.

Символ угнетения или феминистский жест

Хиджаб тянет за собой огромный багаж негативных ассоциаций: неудивительно, что эмансипированный Запад считает покрытую голову символом бесправия, в котором до сих пор живут миллионы женщин. В той же Саудовской Аравии гражданки не могут водить автомобиль и появляться на публике без сопровождающего-мужчины, а в Афганистане можно и вовсе поплатиться жизнью, отправившись за продуктами в одиночестве. Западным политикам, приезжающим на переговоры в мусульманские страны, приходится выбирать между данью уважения местным традициям (Валентина Матвиенко, например, для визита в Саудовскую Аравию обзавелась зелёным хиджабом) или наглядной демонстрацией европейских ценностей: покрывать голову даже для встречи с королевскими особами отказываются Ангела Меркель и её министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен, и, конечно, так же поступает французская представительница ультраправых Марин Ле Пен.

Выступления европейских политиков против мусульманского дресс-кода вряд ли можно назвать смелыми: одно дело, когда ты руководишь мировой державой и приехала в консервативную страну с дипломатическим визитом, и совсем другое — когда ты выросла в этой культуре и выступаешь против системы, реально рискуя свободой и жизнью. Тем не менее в странах, где отсутствие хиджаба карается по закону, появляются протестные группы, выступающие за право на выбор: например, сторонницы иранского движения My Stealthy Freedom публикуют в социальных сетях свои фотографии с непокрытой головой, в джинсах и с макияжем. Мужчины-профеминисты, наоборот, надевают хиджаб, чтобы поддержать своих жён и подруг.

Читайте также:  Носки мужские 14с2122в 902 брестские classic conte 6шт дроп

Ещё один пример — сирийки, побывавшие в плену у боевиков ИГИЛ (организация признана террористической, её деятельность на территории РФ запрещена. — Прим. ред.): оказавшись на свободе, женщины демонстративно сжигают чёрные бурки, которые на них надели террористы-фундаменталисты. Трудно тут не вспомнить западных феминисток, которым приписывают сжигание лифчиков в знак протеста против патриархата — но, как и любая яркая медийная картинка, этот пример не отражает сложную действительность.

На русскоязычных мусульманских ресурсах часто осуждают девушек, у которых из-под платка видны волосы или нижняя часть подбородка: богословы считают, что эта область не является частью лица, а значит, должна быть закрыта, как и шея. «Правильный» хиджаб полностью закрывает всё, кроме лица, из-под него может торчать специальная облегающая шапочка, но волосы должны оставаться внутри. Например, ресурс «Ислам.ру» сообщает, что девушки, у которых видна шея, волосы и часть головы, «попадают под грех», если их видят посторонние мужчины. Вообще, на мусульманских форумах можно найти ответ на любой волнующий вопрос, в том числе из сферы бьюти: например, можно ли мусульманке красить ногти или нет (правильный ответ — нельзя, иначе омовение перед намазом не засчитывается).

Запрет или разрешение

Обозревательница DW Сабине Фабер уверена, что тотальный запрет паранджи, которую считают символом угнетения даже прогрессивные мусульманки, не решит проблему, а только усугубит её: когда такой закон вступает в силу, религиозные мужья просто запрещают жёнам выходить на улицу, и консервативное мусульманское сообщество ещё больше замыкается в себе. Та же ситуация с хиджабами в школах: запрещая девочкам приходить на уроки в платке, власти, по сути, лишают их возможности получить светское образование и сделать осознанный выбор. И если запрет на головные уборы, полностью или частично закрывающие лицо, ещё можно объяснить заботой о безопасности, то боязнь хиджаба, прикрывающего только волосы и шею, больше похожа на проявление нетерпимости, чем на борьбу с террористической угрозой.

Большинство демократических стран вынуждены постоянно балансировать между светскостью и свободой вероисповедания — и тут всё не совсем очевидно. Французские власти пошли дальше других, отвергая любую религиозную атрибутику, поэтому в школах платки запрещены, а право находиться на пляже в буркини мусульманкам удалось отстоять только через Верховный суд. В России такой запрет действует не везде: после недавнего скандала в сельской школе в Мордовии, где учителям запретили носить платки, парламент Чечни принял специальную поправку к закону об образовании, разрешающую школьницам приходить на занятия в хиджабе. Впрочем, ношение хиджаба в республике практически обязательно, а сам вопрос о платке для руководства Чечни — ещё и вопрос политического влияния.

Большинство россиян относятся к хиджабам спокойно: в этом году 50 % респондентов опроса ВЦИОМ сказали, что нужно отменить запрет на ношение головных уборов, чтобы девочки-мусульманки могли спокойно учиться. Практика показывает, что запрет хиджаба порождает множество бытовых проблем — например, до официального разрешения фотографироваться на документы в головном уборе многие мусульманки в Татарстане просто отказывались получать паспорт.

Хотя в религиозных семьях хиджаб воспринимают как обязанность, многие женщины принимают решение «покрыться» самостоятельно — для них хиджаб становится своеобразным манифестом самостоятельности, идентичности и верности принципам. Для молодых мусульманок, живущих в западных странах, это и вовсе становится делом чести. После теракта 11 сентября и последовавшего за ним расцвета исламофобии в любой девушке в платке по умолчанию усматривают террористку — мусульманки считают своим долгом разрушить этот опасный стереотип.

В мире, где женское тело воспринимают как товар, желание скрыть свою красоту от посторонних кажется радикальным

У прогрессивных молодых мусульман, которых Шелина Джанмохамед окрестила «поколением М», есть свои ролевые модели — люди, которые разрушают стереотипы, не отказываясь от своей культуры: например, фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад, которая первой среди американок выступила на Олимпиаде в хиджабе, или лауреатка Нобелевской премии Малала Юсуфзай. У мусульманского комьюнити есть свои мемы, паблики и каналы на YouTube, свои марки одежды и халяльные стартапы, музыка и модные клипы в духе «хиджаб-свэга»: например, певица Мона в своём зажигательном треке заявляет, что плевать хотела на хейтеров и не собирается ни перед кем отчитываться за свой хиджаб.

Исламская мода давно вышла за пределы тусовки «мипстеров» и укрепляет свои позиции во всём мире: Marks & Spencer взялись за буркини, DKNY, Uniqlo, Mango и Tommy Hilfiger выпускают капсульные коллекции к Рамадану, Dolce & Gabbana делают специально для мусульманских стран линию абай, а «курс на скромность» взяли на подиумах в Милане, Париже и Нью-Йорке.

Если телевидение скорее демонизирует ислам, то социальные сети делают мусульманскую культуру ближе и понятнее: например, на видеоблог Айдан Мамедовой, которая с юмором отвечает на вопросы о своей религии, тестирует косметику и делится рассуждениями о жизни, подписано почти 150 тысяч человек, и далеко не все они мусульмане. Хиджаб-активистки предлагают женщинам примерить платок, чтобы почувствовать себя на месте мусульманок: как правило, девушки, впервые покрывшие голову, чувствуют себя на удивление комфортно.

Как бы парадоксально это ни звучало, хиджаб может быть и феминистским жестом: в своём популярном обращении Ханна Юсуф объясняет, что представление об «угнетённых восточных женщинах» — продукт снисходительного колониализма, а хиджаб может быть не только религиозным символом, но и способом выступить против культуры насилия. Желание скрыть свою красоту от посторонних — своеобразный ответ миру, где женское тело сексуализируют и воспринимают как товар. И все же радикальные феминистки считают привязанность к хиджабу проявлением стокгольмского синдрома. А умеренные просто поддерживают право женщин носить то, что им нравится — будь то брюки, крошечное бикини или чёрное покрывало. «Нет ничего освобождающего в том, чтобы покрываться, как и в том, чтобы показывать любые части своего тела. Настоящая свобода — в возможности выбирать», — резюмирует Юсуф.

Нурия

Я выросла в Уфе в семье хирурга и гинеколога, в школе училась в физмат-классе, слушала панк и хардкор, выросла на американских фильмах, европейских книгах. О религии, о национальности тогда даже не задумывалась. Потом поступила в НИУ ВШЭ на факультет социологии, и в

Москве мне постепенно дали понять, что я «не русская». Только тут я поняла, что татарка. Наверно, в этот момент я могла «обрусеть», сменить имя, слиться с большинством, но так получилось, что я, наоборот, начала интересоваться своими корнями, историей и религией народов Поволжья.

Начав изучать Коран, я была в шоке: там написано, что наша Вселенная расширяется, что наши небо (атмосфера) и земля изначально были единым «облаком», а потом были разделены, там описан процесс появления зародыша и ещё много всего. Тогда я почувствовала и поверила, что это учение не может быть творением человека, что это нечто несравнимо большее. Так я обрела веру, произнесла Шахаду, стала мусульманкой, начала читать намаз. Вопрос о хиджабе я восприняла как заботу Творца обо мне. Начала молиться, чтобы Всевышний помог мне покрыться так, чтобы это стало благом для моей нынешней жизни и следующей после смерти.

Сперва я надела тюрбан и начала носить закрытую одежду, потом постепенно закрыла шею платком. Тогда я ещё училась и жила в общежитии. Я там со всеми хорошо общалась, и моё решение «покрыться» восприняли нормально. Я рада, что училась именно во ВШЭ, там учатся и работают люди с большим кругозором. Понимают, что образ жизни человека необязательно должен совпадать с их собственным.

Источник