Меню

Как называется болгарский жилет



Народный костюм Болгарии

Болгария — страна на юге Европы, на Балканском полуострове, омываемая на востоке водами Черного моря, в древности была населена фракийцами — предками современных болгар. В VI—VII вв. ее территорию заселили славяне и булгары (пришедшие на Балканы из Причерноморья) и создали на Балканском полуострове Первую Болгарскую империю.

Приняв христианство, в VII в. воинственные булгары ассимилировались со славянами, переняли их традиции и язык. В XI—XII вв. Болгария стала частью Византии, а с XV в. началось пятивековое правление Османской империи. Болгары сохранили в своем традиционном костюме византийские и турецкие элементы декора. Женские украшения похожи на украшения народов Волго-Камья, унаследованные от общих предков — булгар.

Женский костюм

Сукман — платье-сарафан из шерстяной ткани белого, синего или черного цвета — бытовал в центральных районах Болгарии. Его часто шили короче туникообразной рубахи, чтобы показать искусную вышивку на подоле — она занимала главное место в оформлении всего костюма болгарок. Сукман мог быть коротким — до колен (на западе) или длинным — до щиколотки (на юге). В восточных областях на него надевали короткий жакет чапак и юбку в сборку. Швы сукманов в западных областях украшали цветными кантами, а на спинке к проймам пришивали длинные вышитые «хвосты» и заправляли их за пояс богато расшитого передника (Елин-Пелин). В Софии подол и вырез короткого черного сукмана обшивали широкой каймой из золотой тесьмы.

Сайя — верхняя распашная одежда туникообразного покроя типа длинной безрукавки была распространена на юге и юго-западе Болгарии. Ее шили из ткани белого, черного или синего цвета с короткими или длинными рукавами. В южной области Марица были популярны сайи в яркую полоску. Рукава и вырез сайи богато декорировали.

Две пристилки (передники) носили на Дунайской равнине (на севере Болгарии). Передняя была длинной, а заднюю, короткую и широкую, гофрировали оригинальным способом. На ткань, заложенную в складки, укладывали горячие хлеба и придавливали прессом. Женщины-мусульманки из южных районов (Родопские горы) носили простой наряд: рубаху, один передник и распашной кафтан антерию.

Украшения болгары делали из сплавов серебра или меди. Ожерелье кабулети носили на севере и западе. Гердани, составленные из монет, нашивали на одежду. Издающие при движении звон нагрудники из пластинок и монисто из голубого стекла носили на востоке и юге. Свадебными уборами служили похожие на диадемы прочелницы со свисающими на лоб подвесками и височные подвески убицы. Мониста и традиционные браслеты бытовали у болгарок вплоть до 1970-х гг.

Мужской костюм

Мужской костюм болгар представлял собой два основных комплекса: белодрешник (белосукманник — сшитый из белого сукна) и чернодрешник (темносукманник — из темного). Рубаха со стоячим воротником и цветной вышивкой на груди и по низу рукавов входила в оба комплекса.

Белодрешник, распространенный на западе Болгарии, состоял из узких длинных брюк беневреци или широких, чуть ниже колен штанов демий, которые носили с войлочными гетрами. Короткие распашные куртка или безрукавка чаще были белыми, но могли быть и темного цвета — синего или черного.

Чернодрешник включал штаны потури: широкие сверху и узкие книзу от колен (их шили из толстой шерстяной ткани черного, синего и коричневого цвета). Верхний жилет назывался «елек». Этот комплекс, вытеснив белодрешник, бытовал в Болгарии до Второй мировой войны. И штаны, и куртки, и гетры обоих комплексов обшивали по швам и выкладывали узорами из цветных шнуров — гайтанов. Они не только украшали мужской костюм, но и укрепляли швы.

Головными уборами, популярными во всех горных районах Болгарии, были овечьи шапки калпаци.

Женские тканые узорчатые пояса из красной или черной шерсти скрепляли филигранные пряжки пафти. Широкие и однотонные — красные, синие или белые — кушаки туканицы носили молодые болгарские мужчины (у стариков они были черными).

Обувь

Обувь болгар (мужчин и женщин) — древнеславянские кожаные туфли с ремнями царвули.

Источник

Болгарский национальный костюм

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Из прошлого в современность

Болгарский национальный костюм выделяется на фоне остальных европейских государств. Свой колорит жители Болгарии стали проявлять в начале XII века. Эта одежда является гармоничным сочетанием славянских, европейских и турецких нарядов. Разнообразие женских платьев и головных уборов просто завораживает.

Раньше национальный костюм Болгарии изготавливался исключительно из ткани, сшитой самостоятельно. Таким образом, мастерицы показывали своё трепетное отношение и уважение к созданию национального костюма. Интересен тот факт, что женщины шили только в определённые дни месяца. Они относились к этому процессу серьёзно.

Первым национальным одеянием был сарафан из шерстяной пряжи, который называли сукман. Его отличительной чертой являлась трапециевидная форма и глубокий вырез в области декольте. Сначала он был одинаковый во всех регионах страны, но постепенно жители каждой местности вносили что-то новое и необычное в создание национального одеяния.

Читайте также:  Пивные войска футболка вайлдберриз

Болгарская национальная одежда является богатым, красивым и оригинальным убранством. Её украшают разнообразными декорами. Эффектно смотрится символическая вышивка.

Особенности наряда

Важной частью женского национального костюма Болгарии является головной убор. Яркий, эффектный и оригинальный атрибут красивого образа позволяет внести новые краски, добавить луку необычности и неповторимости. Часто в качестве декора выступают монеты, бусы и пёстрые росписи. Головной убор позволяет создать торжественный лук.

Изюминка болгарской национальной одежды ещё заключается в наличие звука, который он издаёт при ходьбе. Он похож на мелодию благодаря перезвону огромного количества украшений. Девушки предпочитают носить серьги, ожерелья, колье, а также сказочные головные уборы, украшенные красивыми пластинами из металла, а также полудрагоценными камнями. Именно сочетание всех украшений и декоров создаёт приятное звучание.

Модели

Главным элементом национального костюма Болгарии является сарафан, который может быть представлен разными вариантами.

Самым распространённым выступает сукман. Это одеяние имеет много общего с сарафаном. Оно может быть как с рукавами, так и без них. Сукман украшается красивыми вышивками, а также декорируется изысканной тесьмой. Внимание, также всегда привлекает расписной передник, добавляя образу торжественности и нарядности.

Ещё одной разновидностью национального костюма является сайа, которая включает юбку и сорочку с разнообразными видами рукавов. Внимание привлекает изысканно расшитые манжеты и ворот сорочки.

Мужской наряд включает рубаху, жилет, брюки, украшенные тесьмой, и пояс с вышивкой. Манжеты и ворот на рубахе также всегда украшены привлекательным декором. Все болгарские мужские национальные костюмы можно поделить на две группы. Одежда в светлых и ярких тонах получила название белодрешна. Тёмный костюм называется чернодрешна.

Национальная одежда производится также для детей. Она характеризуется насыщенностью цветов. Для девочки идеальным дополнением станет пышный венок с пёстрыми цветовыми решениями. Его можно декорировать камнями и монетами, поскольку они придают образу эффектности и яркости.

Царвули – болгарская национальная обувь, которая отличается удобством и комфортом. Она представлена в виде сандалии и изготавливается из натуральной кожи.

Источник

Болгарский национальный костюм: особенности мужской и женской одежды

Национальный болгарский костюм, фото которого представлено в статье, является одним из наиболее типичных элементов болгарской народной культуры. Это традиционная одежда, которая имеет особое значение как в повседневной, так и в праздничной жизни болгар. Каждый регион Болгарии имеет свой собственный костюм с уникальными, типичными мотивами.

Общая характеристика

В украшение болгарского костюма вплетается определенный код – в прошлом болгары использовали его для получения информации о семьях тех, кто носил одежду, и регионе страны, где они жили. Каждый костюм содержал свое сообщение.

Болгарский костюм состоит из многих элементов и мотивов, корни которых уходят в языческие верования и легенды. Так, никто не носил одежду с полностью симметричными украшениями, потому что болгары считали, что полная симметрия – это дьявольское творение. Следовательно, элементы часто добавлялись и удалялись. Это считалось преднамеренной ошибкой для того, чтобы предотвращать сглаз.

Костюм с двумя фартуками

Различные типы женского национального болгарского костюма можно отличить по стилю. Эти характеристики различаются между географическими районами и зависят от конкретных исторических обстоятельств.

Главными предметами одного из видов одежды являются: сорочка, два фартука, закрепленных на талии (один спереди, другой сзади), и пояс. Прекрасная вышивка украшает большую часть рукавов, переднюю и заднюю части сорочки.

Два фартука изготавливаются из декоративной ткани домашнего производства: задняя часть ниспадает складками и сборками, передняя состоит из одной или двух частей с горизонтальной или вертикальной вышивкой. Задний фартук существует в нескольких вариантах (вульненик, бручник, тукменик, пештемаль, курлянка, завешка), характерных для отдельных географических районов. Пояс представляет собой длинный кусок ткани, обернутый несколько раз вокруг талии.

Первоначально этот древний болгарский национальный костюм был распространен во всех болгарских землях, но в более поздние времена он был, главным образом, сохранен в районе Дунайской равнины.

Платья

Платье сукман было самым широко распространенным видом женской национальной одежды. Однако его многочисленные региональные разновидности имеют некоторые общие характеристики: тип ткани, тунико-подобный разрез и декольте. Сукман чаще всего представляет собой платье без рукавов, хотя в некоторых местах оно имеет короткие или длинные рукава. Как правило, полоски ткани платья прикрепляются к пройме рукава и образуются так называемые «хвосты», уменьшенные декоративные элементы бывших рукавов, утративших свою утилитарную функцию.

Отделка этого болгарского национального костюма сосредоточена на юбке, горловине и в рукавах. Она состоит из многоцветной вышивки, декоративной ткани и аппликаций из кос, различных по размеру и стилю.

Основными тремя разновидностями сукманского платья являются:

  • касоклин с низкими клиньями, типичными для Западной Болгарии;
  • высококлин с высокими клиньями, типичными для Центральной Болгарии;
  • редкий двухкомпонентный сукман с короткой курткой, чапаком, плотно собранной юбкой и длинным поясом, типичный для некоторых восточных регионов.

Платье сукман носится с короткой, тканой лентой, закрепленной спереди пряжкой.

Платье сайя как часть болгарского национального костюма включает в себя майку-тунику как основной компонент, который всегда носится как верхняя одежда. Длина юбки варьируется (может быть до колена или голеностопного сустава), рукава короткие или длинные. Материал для платья бывает разных цветов. Преобладающими являются одноцветные белые, черные, синие платья из хлопчатобумажных или шерстяных тканей.

Читайте также:  Худи глория джинс для детей

Другим важным элементом является пояс, черный или красный, из шерстяной ткани. Фартук также шерстяной, чаще всего красный, полосатый или с несколькими ткаными орнаментами (в некоторых юго-западных регионах). Более популярным позже стал фартук, украшенный золотыми нитями, используемый в основном в праздничных торжествах. Следует отметить, что болгарский национальный костюм для девочки в целом повторяет одежду для взрослых.

В целом такой тип платья наиболее распространен в южной и юго-западной частях страны.

Костюм с одним фартуком

Этот вид болгарского национального костюма типичен для некоторых местностей на Дунайской равнине и в Родопах. Он состоит из меньшего количества предметов:

  • длинная рубашка в форме туники;
  • фартук, завязанный на поясе (узкий, из одного предмета, или более широкий из двух частей) с довольно простым орнаментом.

До первой четверти XX века это было в основном типично для болгарских мусульманских женщин в горах Родопы, поскольку он был практичным и отвечал требованиям их повседневной деятельности. В то же время было определенное желание сделать костюм богаче, добавить к нему больше предметов. Таким образом, внешняя открытая одежда (вид кафтана) была введена как часть этого платья. Характерными для женщин в регионе Родопы были их предпочтения светло-желтого и оранжевого цветов, а также зеленые оттенки травы, объединенные в текстуру фартука.

Одежда для мужчин

Национальные болгарские мужские костюмы включают два основных стиля: белодрешна (преимущественно белая одежда) и чернодрешна (преимущественно черная), в зависимости от цвета верхней одежды. Эти два шаблона не являются разновидностями, основанными на географическом отношении, а, скорее, двумя последовательными этапами развития мужского костюма.

Предполагается, что самый ранний прототип состоял из длинной рубашки с юбками, падающими над белыми шерстяными или хлопчатобумажными штанами, связанными поясом. Этот консервативный стиль был сохранен долгое время, потому что он был подходящим для самых распространенных работ в сельском хозяйстве и животноводстве.

Виды мужской одежды

Мужские костюмы белодрешна включают в себя: рубашку с туниками, брюки и верхнюю одежду из белой толстой ткани из домотканой шерсти). Брюки представлены в двух вариантах: беневреши (длинные и узкие, плотно прилегающие в нижней части) и дими (с широкими и короткими штанинами).

Элементы верхней одежды этого костюма – кушак, клашник, долактеник, голяма, дреха. Стилистически этот костюм характеризуется особыми линейными мотивами вышивки и цветным плетением кружев на вороте и на вершинах клиньев. Существенным элементом является пояс из богато украшенной ткани, преимущественно красной, плотно обмотанной вокруг талии.

Имеются убедительные доказательства того, что этот костюм имеет славянское происхождение. Его можно было найти на всей территории Болгарии.

Появление другого типа мужского костюма — чернодрешны — стало частью общенационального направления мужской одежды, ставшего особенно заметным в период болгарского Возрождения. Эта тенденция была результатом нового социального, экономического и культурного контекста. Начиная с конца XVIII века до середины XIX века, мужская одежда больше не делалась из белой шерстяной ткани (аба). Вместо этого использовался черный шаяк (шерстяная ткань).

Брюки, называемые потури, широкие, с черной отделкой. Интересным моментом является распространенное мнение о том, что, чем более сложное и плиссированное потури, тем более обеспечен его владелец.

Внешняя одежда имеет прямой разрез и длинный пояс.

Источник

Болгария 2018

Национальная одежда болгар

Национальная одежда болгар

Болгары, как и весь другой честной народ, начали с наготы, потому что они родные и послушные дети Творца и одеяние должно было пройти через испытания времен. Первые люди до грехопадения, обитая в Раю, одежды не имели. Как говорит Писание:
«И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт.2,25).
Не стыдились — потому что были духовно чисты и безгрешны. Это трудно вообразить современному человеку! Но в церковной истории есть много примеров достижения христианскими подвижниками этого духовного уровня, когда они становились нечувствительными к плотским соблазнам. Отсутствие стыда поэтому и есть либо признак святости, либо — крайней греховности, проявляющейся в бесстыдстве. Такова предыстория одежды.
Как мы выяснили, главной причиной появления у первых людей одежды была необходимость сокрытия отличий пола. И если наши предки после преступления заповеди, оделись всего лишь по пояс, то Создатель, одел их в кожаные одежды, закрывающие, по-видимому, уже всё тело. Этим было положено начало «табуизации» полового сознания и поведения: секс, можно сказать, был посажен на цепь, а через некоторое время людям дана была заповедь: «Не прелюбодействуй».
Итак, первой и главной причиной появления одежды в обиходе людей был стыд, явившийся сам по себе плодом греха. Первой же одеждой человечества, как свидетельствует Библия и историческая наука, были простые опоясания. Библия повествует и о дальнейшей истории развития человеческой одежды: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». (Быт. 3,21). Одежды (в славянском переводе «ризы»), нечто большее, чем простые опоясания из листьев, сделал людям из кожи Сам Бог и одел их, указав таким образом на необходимость одежды для людей в их новом состоянии после грехопадения. «Каждый звонит со своей колокольни». Это религиозное видение появления одежды.

Читайте также:  Юбки для школы для девочек 12 лет модные

В сравнении с этим, примитивно выглядит другое, прагматическое объяснение появления одежды: защита от холода и зноя — таково второе предназначение одежды для людей, отпавших от Бога, постепенно теряющих в последующих поколениях физическую выносливость. Одежда — это защита от внешней враждебной окружающей среды, поскольку следствием грехопадения явилось также нарушение гармонии между человеком и Вселенной.
Одежда — это внешний вид, внешнее представление, внешняя информация о предмете, его внешнее самовыражение. Это то, что мы видим. Творец создал прекрасный мир, красота которого свидетельствует о красоте самого Творца, поэтому и сказано «в лепоту (красоту) Ся облече». «Облечеся Господь в силу и препоясася» — законы Вселенной непреложны, поэтому «в силу» и «препоясася». «Ибо утверди вселенную, яже не подвижится», — гласит далее вечерний прокимен стихами 92-го псалма.
Апостол Павел пишет в послании: «Желаю, чтобы и жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию». (1Тим. 2,9).

Когда люди придумали одежду?
С библейских времен, это волновало наше воображение, ибо одежда ясно отделяет нас от прочих млекопитающих, ее изготовление требует умения, она приводит к социальному расслоению, позволяет различать своих и чужих, подает брачные сигналы.
Итак, мы не знаем, что носили наши предки: шкуры, камышовые юбки, или травяные рубашки, но уже знаем, что они стали одеваться после грехопадения.
По словам Павла Флоренского, одежда является частью тела, продолжением тела, и поэтому таинственно связана с духовным существом человека: «Одежда — часть тела. В обыденной жизни — это внешнее продолжение тела… одежда отчасти врастает в организм». Одежда отображает духовную сущность человека. Известно давнее изречение: стиль — это человек (в данном случае стиль одежды).
«Да не искушает вас сатана»… Как и искушать ему сейчас людей, если не через отрицание одежды вообще или внедрение непристойных одеяний. Слово «разврат» означает развал, разрушение, — и не только духовное, но и телесное: языческие племена, занимавшиеся профанацией пола, вырождались и исчезали с лица Земли. «И свергнула с себя земля живущих на ней» за их беззакония. «А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и не делайте всех этих мерзостей» (Левит. 18,26). Вот ради этого и надо возродить величавую и благородную одежду, узаконенную Самим Творцом.
Разные этносы прошли через эту предысторию, все оделись, но каждый из них, веками трансформировал одежду под влиянием мироощущений, мировосприятии, в виде самобытного ответа на вызовы климата, языческих представлений, религии, цивилизационных новых требований к морали, общественных норм и отношений.

Болгары, в потоке этих событий, внесли свою лепту в мировой культуре одежды. Человек как зеркало. Он внешне и внутренне отражает окружающий мир. Болгарская палитра цветов так же богата, как и окружающая их природа. Болгары сегодня не носят народную одежду, но они её надежно берегут, чтут и гордятся. Эта для них не повседневная одежда, а праздничная. Ведь всем понятно, что в праздники одевают самую лучшую одежду. Не «Пьер Карден» и всякие другие бренды, а именно самую родную, любимую народную одежду.
Народные танцы в национальных костюмах являются неотъемлемой частью всех народных гуляний. Когда-то болгарская национальная одежда была полностью самодельной, ее изготавливали исключительно женщины из таких материалов, как лен, конопля, шерсть, шелк и хлопок. Из меха делали мужские шапки — «калпаци». Кожа использовалась только для изготовления традиционных сандалий, больше похожих на мокасины — «цырвули». Их закрепляли ремешками или обували на плотный шерстяной носок. Носили такие сандалии, как мужчины, так и женщины. Сейчас эту национальную обувь можно увидеть в этнографических музеях, а также приобрести в сувенирных магазинах.

Мужская одежда
Традиционный мужской костюм — расшитая вышивкой рубашка, безрукавка, шерстяной пояс красного цвета, брюки из шерсти и цырвули. В мужской одежде различают два стиля: преобладающий белый «белодрешна» и преобладающий черный «чернодешна». Белодрешна узкие и длинные штаны с ноговицами, обхватывающими ноги, называются «беневрецы», а широкие с короткими штанинами — «димии». В чернодешна широкие штаны, в изобилии отделанные тесьмой, называются, «потури». Ширина таких штанов, особенно в основании, указывала на состоятельность их обладателя.

Источник