Меню

Как называется таджикский халат женский



Как называется таджикский халат женский

Средняя Азия — регион, который поражает своими контрастами ландшафтов. Таджикистан находится в юго-восточной части Средней Азии, где имеются низменные равнины и высокие горы. Климат этого региона обладает рядом своеобразных черт. Это прежде всего обилие тепла и света, что связано с высоким полуденным стоянием солнца над горизонтом и незначительной облачностью. Если низменности здесь считаются самими сухими, то в предгорьях н горах выпадание осадков соответственно увеличивается. Зимний период отличается изменчивостью погоды. Обычно зима резко переходит в короткую, теплую и влажную весну. Наиболее жаркий месяц — июль, а в горах — август. На равнинах осадков почти не бывает.

Суровый высокогорный климат диктовал применение для осенне-зимнего периода различных видах особых материалов — шерсти, меха и других. Продолжительные знойные дни, высокая температура воздуха способствовали образованию различных конструкций костюма. Покрой одежды конструировался таким образом, что она была достаточно лёгкой и пропускала много воздуха, чтобы не стесняла во время различных двияений. От этих причин зависел и выбор материала при изготовлении одежды. Легкие, светлые хлопчатобумажные ткани, используемые при изготовлении одедды, отражали прямые потоки лучей солнца, создавая более благоприятные условия проживания.

На формирование характера народного костюма влияли не только природные условия, но и ход исторического развития. Ансамбль народной одежды таджиков складывался в ходе многовековой истории. Бесконечные нашествия и завоевания региона в течении длительного времени, связи с другими народами способствовали появлению разнообразных покроев и фасонов в народной одежде, а также новых компонентов в комплексе костюма. Каддый исторический период оставлял тот или иной след в облике костюма. Завоевание арабами Средней Азии, сблизившее таджиков со странам арабского мира и их самобытной культурой, способствовало этому. Именно в это время входит в употребление женская головная накидка. В эпоху монгольского нашествия распространяется войлочная шапка.

Исследования народной одежды в контексте художественной культуры требует принять во внимание её связь с обрядами, верованиями я мировоззрением народа.

Народная одеяда таджиков является своеобразный олицетворением образа жизни людей, их повседневных занятий. Чтобы более наглядно представить особенности одежды, следуот обратиться к земледельческому народному календарю таджиков. Весь год делился на два периода — теплый («багор» — весна) и холодный («замистон» — зима).

В Таджикистане в каждом из районов есть свой национальный костюм. По крою он везде примерно одинаков, но отличается цветом, вышивкой, наличием украшений.

Мужская и женская национальная одежда таджиков очень похожа по крою — туникообразная, свободная, хорошо скрывает фигуру. Большинство таджиков — приверженцы ислама и излишнее облегание в одежде не приветствуют.

Таджикскую национальную одежду отличает яркость. Костюм таджиков отражает степень благосостояния. Чем роскошнее наряд, чем больше в нём дорогих декоративных деталей, тем богаче его владелец.

Таджики живут в жарком климате, поэтому предпочитают хлопчатобумажные и шёлковые ткани. К чисто национальным таджикским материям можно отнести алочу (переливчатая полосатая ткань разных цветов, состоит из хлопка и шёлка), бекасам (полушёлковая материя, в полоску или узорчатая) и парчу (шёлковая ткань с золотыми и серебряными нитями).

Среди художественно оформленных и простых кустарных тканей можно назвать примерно 40 образцов хисоры — гиссарской шелковой алачи абрового рисунка (как в материи, так и в одежде), производившейся в Гиссарском бекстве, главным образом в Каратаге. Использовалась и хлопчатобумажная ткань, иногда с примесью шелка, иногда полушелковой алачи, большей частью полосатая, реже клетчатая, тоже каратагского производства.

Значительный интерес представляют образцы старинных хлопчатобумажных и шерстяных материй, ткавшихся в Дарвазе и на Памире, а также шохи, банорас, бекасаб, адрас, подшой, алоча — шелковых и полушелковых материй из Ходжента, Бухары, Самарканда, Карши, Китабе. Эти ткани представлены либо в одежде (халаты, паранджи), либо в виде больших сшитых полотнищ, чаще на подкладке, иногда на очень тонкой стежке (полотнища использовались как чимилик — занавеска, за которой во время свадебного пира сидят невеста и жених, как дарпарда — занавески на дверные проемы и пр., причем подкладки у них сделаны из старинных русских ситцев).


Старинный костюм девушки из Дарваза (Горный Таджикистан)[1]

Поскольку традиционный костюм таджиков многослойный, нижний слой одежды, как правило, шьют из дешёвой ткани, а верхний — из более дорогой.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

В традиционный костюм мужчины-таджика входят: хлопчатобумажная рубаха — «курта», шаровары, халат и широкий поясной пояс. Рубаху шьют из одного куска ткани. Она широкая и не стесняет движений. Мужчины носят её навыпуск, подпоясывают длинной узкой тканью или специальным платком, сложенным по диагонали. Платок выполняет несколько функций: он и ремень, поддерживающий шаровары, и своего рода карман.


Старинный костюм молодого мужчины-таджика из Самарканда[2]

По поясу можно узнать о благосостоянии мужчины. Так, молодые небогатые парни носили пояса, скрученные из квадратных платков с вышивкой по краям «миёнбанд» или «бельбог». А состоятельные мужчины могли себе позволить широкие бархатные пояса («камарбанд»), вышитые золотой нитью.


Мужской пояс камарбанд. Хлопчатобумажная ткань, шёлковые нитки, бисер.
Таджики. Памир. Середина ХХ века. Фонды Музея этнографии Института истории,
археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан.

Шаровары («эзор» и «иштон») тоже шьются довольно широкими, но сужающимися к низу. Поверх рубахи мужчины надевают халат («чапан») распашного свободного покроя, как правило, полосатый. Горные таджики предпочитают чапаны из некрашеной шерсти, с вышитым орнаментом на вороте.

Халат может быть ватным стёганым, если это зимний вариант одежды. Классические чапаны стали музейными экспонатами, на их место пришли современные аналоги – из бархата. Главное достоинство классического чапана в том, что зимой он удерживает тепло, а летом — прохладу. Издревле мужчинам дарят чапан на важные мероприятия — свадьбы, дни рождения и даже похороны. На свадьбе брат невесты не разрешит сестре войти в дом мужа, пока родственники жениха не подарит ему чапан.


Старинный костюм пожилого крестьянина из Дарваза
(Горный Таджикистан)
[3]

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Повседневная одежда женщин-таджичек состояла из длинного платья-рубахи (курты), длинных двуслойных шаровар свободного покроя, шапочки с накосником — «кулута», головных платков и кожаных галош — «каш». Халаты долгое время не были характерны для женской одежды. Женщины в холодное время года обходились дополнительной рубахой.

Рубахи с расширяющимися к низу рукавами украшены вышивками и имеют разные названия в зависимости от вида воротника. В старину в такие рубахи вшивали ластовицы (вставки, клинья) другого цвета, это имело магическое значение и по приданию обеспечивало женщине плодовитость.

Форма выреза воротника зависела от того, замужем ли таджичка: молодые девушки носили платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза. А после замужества женщины начинали носить платья с вертикальным вырезом, украшенным вышитой тесьмой. В качестве нижнего белья женщины носили белые платья со стоячим воротничком. При этом у верхнего платья вырез был таким, чтобы показать вышивку на воротнике, но не более того.

Читайте также:  Крутые носки для девочек 15 лет

Верхняя одежда женщин — стёганный халат (цома) того же туникообразного покроя, что и у мужчин, или мунисак, немного отличающийся покроем (отсутствует пришивной воротник, а под рукавами имеются сборки). Пожилые женщины, начиная с 19 века, носят мунисаки без тесьмы и подкладки, их просто подшивают узкой полоской ткани другого цвета.

У таджичек-горянок были широко распространены богато орнаментированные чулки — «джурабч». При выходе из дома ко всему комплексу повседневной одежин добавлялась еще к головная накидка — «паранджа с чачваяои». Таджички носили паранджу («фаранджи») преимущественно в городах, где было много чужих. Паранджа символизировала чистоту, целомудрие, скромность и верность.


Праздничный костюм молодой женщины из Дарваза
в старинном головном уборе (Горный Таджикистан)
[4]


Традиционный женский костюм. Таджики, Каратагский район. Конец XIХ – начало ХХ вв.
Фонды Музея этнографии Института истории,
археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Согласно древним воззрениям народов Средней Азии, как мужчинам, так в женщинам запрещалось ходить с непокрытой головой. Поэтому головные уборы были непременным компонентам в комплексе одежды.

Мужской головной убор — тюбетейка. Тюбетейки из Ура-Тюбе, Исфары и Ленинабада отличаются особенно тонким и сложным узором, гармоничным сочетанием красок. Первоначально бытовали круглые с высокой тульей тюбетейки, сменившиеся четырехугольными тюбетейками с плоским верхом. Украшения старинных тюбетеек были очень лаконичными — четыре, часто двухцветные, розетки и одно­цветная плетеная тесьма по околышу. Впоследствии весь фон стали зашивать многоцветным узором, а околыш обшивать бархатной полоской или вышитой тесьмой.

В холодное зимнее время в качестве головного убора население носило и меховые шапки — «галлах». Под дорогой тюбетейкой, меховыми шапками часто носили, мягкую шапочку без подкладки — «арактан» (букв. «собиратель пота»). Также по-прежнему популярна чалма, которая надевается поверх тюбетейки или шапки «кулох».

Среди шапочек из ткани самую простую форму имела так называемая «аракчин». Более сложную конструкцию имела тюбетейка. Состоящая также из макушки и околыша, она изготовлялась с подкладкой. Тюбетейки прострачивались строчкой, а между ними при помощи спиц вставлялись жгутики из ваты. Особый покрой имел другой вид мужского головного убора — «кулох». Он представлял собой шапку, сшитую из четырех равнобедренных треугольников. Конструкция меховых шапок мало чем отличалась от покроя вышеуказанных головных уборов.

Женщины традиционно покрывают голову убором из трёх составляющих: чалмы, шапочки и «лачака» — своего рода платка.


Головные уборы таджичек равнинных районов[5]

Интересны головные платки северных районов из белой кисеи, один угол их и прилегающие к нему стороны вышиты разнообразным узором. Когда-то такие платки носили все женщины: в последнее время они стали частью ритуального костюма. Оригинальны бытовавшие до недавнего времени у таджичек Куляба широкие шарфы из белой кисеи с вышивкой на концах и платки, окрашенные техникой перевязки. По­следние встречались и в Дарвазе, но там их делали из сшитых вместе нескольких полотнищ шелкового карбоса.

ОБУВЬ

В качестве обуви у таджиков были распространены кожаные галоши — «кавш» и мягкие сапоги -«махси». Последние носили исключительно с «каввамя». Наряду с «кавшу махси» мужчины-горожане носили и сапоги на твердой подкладке — «муза», а селяне — сапоги «мукки», изготавливаемые из толстой, мягкой кожи.

Для горожан-таджиков — и мужчин, и женщин — привычной обувью являются мягкие сапожки «махси». Носили их с кожаными колошами. Довольно популярными были ичиги (лёгкие сапоги с мягким носком и жёстким задником), изготавливаемые из козлиной кожи и славящиеся своей долговечностью.

Сельские жители имели более разнообразный выбор обуви. В частности, и мужчины, женщины, помимо лёгкой обуви, носили сапоги на высоком каблуке или деревянные башмаки на трёх ножках, так называемые «кафши чубин».

Были также мягкие сапоги из ягнячьих или бараньих шкурок, сшитые мехом внутрь. Их носили в холодное время года в горных районах, преимущественно старики, причем надевали их с кауши чубин — деревянными туфлями, изготовлявшимися почти во всех горных районах республики, а в старину — и в предгорьях на северных склонах Туркестанского хребта. На Памире были пех или чамус — мужские, женские и детские мягкие сапожки, носившиеся без галош с шерстяными чулками. В горных районах в дождливую погоду носили хомак — обувь, сшитая чулком из сырых, невыделанных коровьих шкур шерстью наружу.

УКРАШЕНИЯ

Традиционно национальные таджикские украшения — кованные и чеканные, изготавливаются из серебра и отличаются некоторой массивностью.

В разные периоды истории мужчины-таджики в некоторых регионах носили бусы с подвесками наряду с женщинами. Раньше налобные повязки и серьги носили и мужчины, они указывали на принадлежность к определённой этнической группе и статус человека в обществе.


Нагрудное украшение. Бухара. Таджики. Из даров эмиров Бухарских.
Передана из Зимнего дворца в 1921 году. Фонды РЭМ


Ювелирные украшения таджичек горных и равнинных районов[6]

Источник: частично использован материал из книги: H.Н. Ершов. Собрание этнографических коллекций Института истории им. А. Дониша АН Таджикской ССР.

1. Старинный костюм девушки из Дарваза (Горный Таджикистан) , состоящий из платья с горизонтальным разрезом ворота – куртаи шоинак из кустарной хл.-б. материи местного производства, называемой куртачии вамынча. Грудь украшена нагрудником – шоинак, сделанным из белого карбоса и вышитым гладью шелковыми некручеными нитками. Обшлага рукавов – саростин украшены вышивкой крестом, а ниже локтей на рукава нашиты вышитые тоже крестом полоски – чобик, посередине которых в старину делался прорез для просовывания рук при работе. Под платье надеты шаровары-пойчома, лозимй, танбон, нижняя часть которых, видная из-под платья, сшита из местной кустарной полосатой хл.-б. материи сиях-алоча. На голову накинут платок – собаи казини, сшитый из трех полотнищ шелкового полотна местного производства, называемого казин, и окрашенный способом перевязки – гулбанди. В волосы вплетены две искусственные косы с крупными кистями из ниток-чураи каттапулкак. На шее бисерное украшение-гулубанд, в ушах серьги – гушвор. На ногах кожаные туфли – кафши чаки. (вернуться)

2. Старинный костюм молодого мужчины из Самарканда , состоящий из надетого поверх белья халата – чапон, чома бухарского покроя из полосатой китабской полушелковой алачи. Халат подпоясан модным тогда поясом – камарбанд из золотого галуна с нашитыми филигранными бляшками и пряжкой с кисточкам). Сверху надет второй халат такого же покроя тоже из китабской алачи, окрашенной способом перевязки – абрбандй. На голову повязана цветная чалма – салла (срисована с фотографии молодого самаркандского таджика из книги Крафта). На ногах модные сапоги – муза на высоком каблуке (тоже срисованы с фотографии чиновника–аксакала в той же книге). (вернуться)

3. Старинный костюм пожилого крестьянина из Дарваза (Горный Таджикистан) , состоящий из стеганого халата — чома, сшитого из местной хл.-б. материи сиях,алоча на подкладке из карбоса в ‘белую и желтую полоски – карбоси маллагй и подпоясанного платком – локй из белого карбоса. Под халатом надет яктак или актай – халат из белого в желтую полоску карбоса, а под ним — рубаха из белого карбоса с горизонтальным разрезом ворота – куртаи кифтак и глухие шаровары-эзори мардина, сшитые из такого же карбоса. На ногах сапоги с мягкой подошвой-чоруки баландак, с завязками на лодыжке-банди чорук, а вместо галош – деревянные башмаки – кафшн чубин. Сапоги надеты на орнаментированные и связанные без пятки шерстяные чулми-чураб, поверх которых от лодыжки до половины голени намотаны шерстяные обмотки-пайтоба. На голове вышитая тюбетейка из черного сатина с конусообразной тульей-ток,й, а поверх нее намотана полушерстяная чалма – саллаи мошовй. (вернуться)

Читайте также:  Как сшить халат доктора плюшевой

4. Праздничный костюм молодой женщины из Дарваза (Горный Таджикистан) в старинном головном уборе, состоящий из платья с вертикальным разрезом ворота-куртаи пешчокак, сшитого из шелкового полотна местной выработки – казин, окрашенного способом перевязки – гул-бандй. Ворот платья украшен двойным рядом шелковой тесьмы с нашитыми серебряными пластинками – ситора, имеющими форму звезды и полумесяца. Такое украшение называется мавчи ситора, т. е. «волна звезд». Под платье надеты шаровары – пойчома из хл.-б. фабричной ткани, на ногах кожаные туфли-кафши чаки. На голову накинут платок – собаи казинй, сшитый из трех полотнищ шелкового полотна местного производства-казни, размером 167 см Х 109 см, поверх которого голова обвязана вышитой налобной повязкой-мандил или сарбандак. На груди ожерелье из разноцветного бисера и бус, называемое шавгин, ворот платья скреплен металлической брошью – садафи пеш, на шее бисерная повязка-кашелак, на руке кольцо-чалла с глазком из сердолика-акнк, в ушах серьги – гушвор. (вернуться)

5. Головные уборы таджичек равнинных районов Наверху – старинная выходная головная повязка женщины средних лет: нижний белый платок – царе надвинут на лоб и заложен по краю складками – чимчима, а сверху повязан небольшой платок – дурра черного или какого-либо темного цвета, в складки платка проложена бумага.
Внизу современные способы повязывания платка в домашней обстановке пожилой женщиной (слева) и старухой (оправа). Рисунки сделаны с натуры в г. Ленинабаде. (вернуться)

6. Ювелирные украшения таджичек горных и равнинных районов Наверху слева бытующие сейчас серебряные серьги с пятью подвесками из скрученных спиралью проволочек, коралловых бус и пронизок из зерни, называемые гушвори чапарак. Приобретены в Кулябе (Южный Таджикистан).
Наверху справа старинные серебряные серьги балдок, привезенные перед революцией из Бухары и Ура-Тюбе.
В центре таблицы халкаи газалй или бушак, бибишак-украшение в форме якорей, подвешиваемое позади ушей за волосы, инкрустированное разноцветными бусинами и бирюзой и с подвесками из коралловых и стеклянных бус. Бытовало в кишлаках северных районов республики в начале XX века.
Внизу слева серебряные позолоченные серьги-халкаи яккадур с подвесками из мелкого жемчуга и крупных низкосортных рубинов и изумрудов. Были в моде в городах в начале XX века.
Внизу справа старинные серебряные серьги-халка из инкрустированных цветными стеклами и бисером двух пластинок с подвесками из перламутровых бус. Бытовали в городах на севере республики в начале XX века. (вернуться)

Источник иллюстраций: Ершов Н.Н., Широкова З.А. Альбом одежды таджиков. Душанбе. Полиграфкомбинат Комитета по печати при совете Министров Таджикской ССР. 1969 г.

Источник

Национальная одежда

О Таджикистане

Каталог

Таджикская национальная одежда

В конце 19 — начале 20 века традиционная одежда таджиков, проживавших в Заравшанском регионе, уже имела конкретную сложившуюся форму: свободный туникообразный силуэт и крой по прямой линии; одежда была свободной, широкой, скрывающей форму человеческого тела. Мужской, женский и детский костюмы были очень близки по форме и крою. При этом особое значение имели декоративные качества используемых в одежде тканей, которые являлись свидетельством богатства и своеобразия народного искусства. Особенно стоит упомянуть о яркости и выразительности колорита и тоне переливающихся цветов таких женских платьев, как «куйляк», «курта»; и халатах «мунисак», «калтача» из кустарных полушелковых тканей «адрас» — нарядных и торжественных, шелковых «шои» и «калагай» — легких и тонких, цветного бархата «бахмал», «хафтранг».
Узоры на бархатных тканях создавались также как и на шелковых, техникой «абрбанди», которая заключалась в резервации отдельных участков основы путем перевязки нитей с последующим окрашиванием.

Мужская национальная одежда.
Мужские халаты таджиков, которые называются «джома», «яктаг», существовали нескольких видов: легкие, на подкладке, теплые, стеганные; в основном их шили из яркой и пестрой ткани, покрой халата не зависел от возраста и был одинаков для всех. Халаты кроили из целого полотнища, его складывали поперек, в результате чего образовывались перед и спинка без шва на плечах. Пройма не имела выреза, к ней пришивались прямые, длинные рукава, сужающиеся книзу, под мышкой вшивалась ластовица, в боках — клинья, на полах халата с обеих сторон были вертикальные разрезы. Края бортов, подола, рукавов и ворота обшивались узкой плетеной тесьмой ручной работы — «зехи дасти», украшались завязками на груди «камарча». Основным материалом для создания повседневных мужских халатов были фабричные ткани сатин и ситец с крупным цветочным узором и сукно синего и сине-зеленого цветов.

В начале 20 века в городах вошли в моду камзолы (камзул), представляющие собой род глухого сюртука, но без разреза сзади. Зимой поверх ватного, стеганого халата, носили крытые фабричным сукном меховые шубы «пустин» и халаты «чакман» из домотканого сукна.

В комплекс мужского костюма входила нательная одежда — туникообразная рубаха, которую в этом регионе называли «куртаи мардона», «кифтаки» или «куйлак» и штаны «эзор» или «иштон». Головным убором мужчин служила чалма — «салла», навернутая на тюбетейку («токи») или шапку «кулох».

Поясами служили кушаки — «фута», сделанные из длинного куска узкой материи. У молодых людей на концах пояса были вышиты квадратные платки «бельбог» или «миёнбанд». Состоятельные мужчины и чиновники носили широкие пояса «камарбанд» из бархата, вышитые золотой нитью или крестом.

Обычной обувью городского населения, как мужчин, так и женщин были мягкие сапожки «махси», которые носили с калошами (кожаные «кауши»). Ичиги из козловой кожи назывались здесь «кайроки» («каменные», т.е. прочные). В сельской местности ассортимент обуви был более разнообразным, кроме легких сапожек, носили еще сапоги на высоком каблуке, зимой в горных районах надевали «кафши чубин» — деревянные башмаки на трех ножках.

Традиционная женская одежда.
Традиционный женский костюм некогда состоял из длинной, доходившей до щиколотки, рубашки-платья «курта» туникообразного покроя; его боковины и рукава слегка раскашивались, а квадратные ластовицы «кульфак» или «хиштак» (кирпичик) создавались из материи другого цвета, что имело магическое значение (обеспечивало плодовитость).

Девичьи платья имели горизонтальный разрез ворота «китфаки» («плечо») с легкой выемкой под горлом и завязками у концов разреза. После замужества невеста начинала носить женские платья с вертикальным вырезом ворота «пешкушо» или «пешяла». Нередко грудной разрез украшался планкой, вышитой тесьмой или «пешкуртой». На платье «пешяла» по обеим сторонам вертикального разреза ворота делали густые сборы «чим» (до начало 90-х годов 19 века). Стоячий воротничок обычно был на белых платьях, которые, при выходе на люди, выступали в качестве нижнего белья. Поверх него надевали несколько ярких шелковых или адрасовых платьев. Эти платья имели вертикальный, немного вынутый разрез, чтобы был виден лишь нарядный плиссированный воротник нижнего белого платья.
Рукава женских платьев туникообразного покроя были широкие, ровные по всей длине.

Читайте также:  Жакет крючком королевская лилия

Второй основной частью женского костюма являются глухие шаровары «эзор», «пойджома», «лозими», стягивающиеся на талии поясом из тесьмы — «гашником». Они шились в основном из двух видов ткани, нижняя их часть была из дорогого материала, верхняя — из более простой, дешевой ткани. Внизу шаровары обшивались тесьмой «зех» или «кокма» (плетеной или вышитой).
Позднее появились платья с отрезной кокеткой, которые заняли прочное место в таджикском женском гардеробе, в настоящее время они являются основной формой женских платьев.

Головной убор женщин имел три составляющие: «салля» (чалма), шапочка «кулута пушак» или «кулюта», надеваемая под чалму и «лачак» — прямоугольный кусок ткани, свешивающийся под подбородком и прикрывающий шею и грудь. Кроме того, существовал особо вышитый платок невесты «сарандоз» (накидка на голову), украшенный вышивкой. В начале 20 века его заменило покрывало из гардинного тюля — «тур», который накидывали на голову невесты, концы этого платка были украшены вышивкой, исполненной на тамбурной машинке.

Кроме платьев в комплекс старинного традиционного женского костюма этого региона (помимо стеганого халата) входили еще два вида верхней туникообразной одежды — «мунисак» или «калтача» и паранджа. Мунисак, а потом калтача, отличались от обычных халатов в покрое: отсутствовал пришивной воротник, на груди ворот был несколько вынут, имелась узкая спинка «нимча» (прутик), передние и боковые клинья слегка были раскошены внизу, под мышками собирались в один пучок складок — «чуча», по краям халат обшивался тесьмой ручного плетения «зех» и имел яркие, нарядные подполки «фаровез», на боках имелись небольшие разрезы. Мунисаки пожилых женщин не имели ни подкладки, ни тесьмы, а подшивались узкой косой полоской другой ткани (вторая половина 19 века).

В начале 20 века вместо описанных выше двух видов верхней одежды в равнинных городах и селениях вошли в моду немного прилегающие в талии халаты с короткими и узкими рукавами с вырезной проймой, с отложным воротником и карманами на боках, называемые «камзул».

При выходе на улицу горожанки на голову поверх головного убора накидывали паранджу — большой широкий халат с откинутыми на спину длинными ложными рукавами, скрепленными внизу друг с другом, которые назывались здесь «думи фаранджи» (хвост паранджи). Лицо женщины закрывали плотной сеткой прямоугольной формы «чашмбанд», выполненной из черного конского волоса, обшитой со всех сторон полосой черной материи и иногда украшенной тамбурной вышивкой или мелкими голубыми бусинками.

Паранджу носили большей частью в городе, где ее изготавливали и продавали на рынках. В сельских местностях ее покупали состоятельные семьи для приданного невесты. В основном же, здесь носили халат-накидку «джелак», сделанную из местной кустарной маты с узкими полосами, из белой бязи, или из красного сатина с вышивкой.

Фаранджи.
Паранджа, фаранджи (от арабского «фараджийя» — верхняя свободная одежда) — так в прошлом называлась халатообразная накидка для женщин, которые надевали ее в городе. Она имеет длинные ложные рукава, скрепленные концами на спине. Паранджу накидывают на голову, в результате чего она целиком скрывает фигуру женщины. У таджиков еще сравнительно недавно женщины спереди надевали закрывающую лицо черную волосяную сетку, так называемый «чачван» (от персидского «чашмбанд» — повязка для глаз).
Мусульманская религия, которая требует максимального сокрытия лица и фигуры женщины, всегда поддерживала и поддерживает обычай ношения паранджи.

Необходимо отметить, что женское покрывало типа фаранджи изначально было атрибутом наряда невесты, для которой замужество означало первый выход за пределы родительского дома. Интересно, что в живой лексике таджиков существует выражение «духтари хона» (т.е. «девушка дома» или «домашняя девушка»); с некоторыми оговорками оно соответствует русскому «девушка на выданье». Смысл выражения «духтари хона» заключается в том, что раньше до замужества ей запрещалось без острой необходимости выходить из дома, а в дом будущего мужа, как и в наше время, она отправлялась в покрывале с занавеской перед глазами. Отсюда следует вывод, что фаранджи являлся составляющей выходного женского костюма, выполняя первоначально функцию свадебного наряда невесты.

Говоря о рационалистическом смысле ношения женщинами покрывала, следует отметить, что на протяжении веков оно воплощало собой женскую скромность, чистоту, добродетель, целомудрие и супружескую верность.

Прослеживая практические функции фаранджи, нужно сказать о характерной для него подкладке. Она всегда являлась показателем приспособленности этой одежды к климатическим условиям Средней Азии. Благодаря подкладке фаранджи защищало не только от холода в зимнее время, но также от воздействия ветра на разогретое тело матери с ребенком на руках в летнее время. Таким образом, элементы интересующего нас покрывала были обусловлены природно-климатическими условиями региона. Фаранджи, в отличие от закрытых женских накидок, например в Афганистане, не натягивалось через голову, а благодаря своей халатообразной форме набрасывалось на нее. Такой способ его ношения был удобен для кормящей матери, когда она выходила из дома с ребенком на руках. Сетка «чашмбанд», спускающаяся с головы на грудь, позволяла женщине кормить младенца, не обнажая грудь при возможных посторонних.

Представление о женщине как существе, нуждающемся в защите, относилось в особенности к беременной женщине. Общество заботилось о ней, предписывая ей ношение фаранджи как охранительной меры от воображаемых темных сил. Таджики верили, что воздействие, которые эти силы оказывают на беременную женщину, наносят вред и плоду.

Поверья и представления, связанные с необходимостью ношения фаранджи, помогают раскрыть его определенные символические функции. Конечно, многие из этих поверий ныне утрачены, поэтому в настоящее время исследователям приходится выявлять их путем анализа сохранившихся образов. Как уже говорилось, в Средней Азии такое покрывало носили главным образом в городах. В сельских районах среди жизни преимущественно «своих» в нем большой нужды не было. Город же, наоборот, представлял собой мир «чужих». Поэтому при выходе на улицу, в соответствии с древним обычаем, женщины надевали накидку, скрывающую их фигуру, которая, таким образом, позволяла сохранить им неузнаваемость.

Джурабы.
У народов Кавказа, Передней и Средней Азии джурабы (также джорабы или джороп) представляли собой толстые вязаные носки.

Джурабы изготавливают из бараньей шерсти, которую обрабатывают специальным способом, а затем окрашивают. Вяжут джурабы одним крючком. По окончании работы они становятся легкими по весу, но вместе с тем очень теплыми. Вязание толстых шерстяных чулок широко распространено на Памире. Нигде, как там, не вяжут такие яркие и красивые джурабы. Умело сочетая красный, желтый, зеленый, коричневый, черный и белый тона, каждая женщина внедряет в традиционный рисунок новые мотивы. Часто встречаемыми мотивами орнамента являются грудь сокола, скорпион, трехступенчатые пирамиды и другие.

Источник