Меню

Как они решил носит хиджаб



Махин Ибрахим работает в технологической компании. Она интересуется гендерными вопросами, а также проблемами адаптации мусульман в Америке. Она живет в городе Санта Клара, штат Калифорния.

Что больше всего беспокоит и волнует американских мусульманок на сегодняшний день? Когда я провела опрос среди своих подруг мусульманок, все единогласно выразили желание понять, почему все большее число их сверстниц предпочитает снять хиджаб (здесь говорится о головном платке). Сама я двенадцать лет как в хиджабе и к ношению его отношусь как к награде и серьезной задаче, и у меня нет конкретного ответа на вопрос, почему так происходит.

Именно поэтому для своего интервью я нашла четырёх женщин, которые проявили любезность и ответили на мой вопрос, что стало причиной такого решения и как оно отразилось на их жизни. Все эти четыре женщины носили хиджаб в среднем около девяти лет. Одна из четверых считает, что ношение хиджаба обязательно, другая так не считает, две по-прежнему не уверены; принимая во внимание обоснованность обеих сторон.

Все четыре женщины сделали самостоятельный выбор в пользу ношения хиджаба в раннем подростковом возрасте или в колледже. Большинство из них решили снять хиджаб поэтапно, начав с того, чтобы не носить его перед незнакомцами во время походов в продуктовый магазин, затем на работе, и уже потом постоянно. Часто этот процесс затягивался на годы.

Опрошенные мною женщины не отвечают за всех мусульманок, снявших свой хиджаб. Хочу сказать, что каждая из них индивидуальная личность и история каждой уникальна, это и позволяет увидеть большую глубину данной темы, нежели ширину. Все имена были изменены. Цель данной статьи не в том, чтобы осуждать или одобрять решения этих женщин, а в том, чтобы лучше их понять.

Последствия 11 сентября 2001 года стали тем важным фактором, который повлиял на решение Сафии перестать носить хиджаб. «Это действительно повлияло на меня. Как мусульманка я испугалась. Я была разочарована тем, что люди действовали якобы от имени ислама. Они берут что-то настолько красивое и разрушают». «Для меня было болезненно надевать что-то на голову, давая тем самым повод думать, что между мной и этими преступниками есть общее» добавляет она.

После сообщений о том, что преступления на почве ненависти обострились и коснулись больше чем тысячи индусов, мусульман и сикхов, оборонительная позиция Сафии рухнула. «Я все время была вынуждена объяснять ислам. И, в конце концов, хотела спокойно ходить по улицам и быть просто Сафией. Я помню, как посещала конференции, где говорилось, что «мусульманские женщины представляют ислам» и понимала, что больше так не могла. Я просто не могла».

Хотя и до 11 сентября у Сафии начинали появляться сомнения по поводу ношения хиджаба. Она носила его более десяти лет и была консервативна в выборе одежды, даже временами носила кожаные носки, но все же жаждала перемен. «У женщин моего возраста и девушек лет 20ти лучшее это их красота и молодость. Ведь ты никогда не вернешься назад, и я хотела воспользоваться этим. Я действительно хотела быть красивой женщиной и чувствовать каково это».

Я спросила, чувствует ли она себя более красивой сейчас, когда не носит хиджаб. «Не совсем». Ее ответ меня не удивил. Многие женщины приходят к осознанию того, что не хиджаб является препятствием для физической красоты, а скорее внутренняя уверенность, которая позволяет чувствовать себя красивой, и неважно как ты при этом выглядишь.

Процесс снятие хиджаба затянулся на годы, Сафии казалось, что она живет двойной жизнью, так как перед мусульманами хиджаб она носила, а перед немусульманами нет. В этот период времени ее обижал вопрос от подруги: «Ты уверена, что хочешь это сделать (снять хиджаб)? спрашивала она. «Ты же не хочешь вызвать недовольства Аллаха?»

Самый важный урок, который извлекла Сафия после того как сняла хиджаб, был перестать вести себя высокомерно. «Когда я надела хиджаб я вела себя слегка высокомерно. Я была склонна осуждать, критиковать. Я ставила себя на ступень выше тех мусульманок, которые не носили хиджаб. Я едва не считала себя лучше их».

«Однажды в колледже я увидела женщину в очень короткой юбке и почувствовала, что должна ей сказать: «Тебе стоит уважать себя больше». Откуда мне было знать каковы ее отношения с Богом? Сейчас я понимаю, что не имею права кого-либо осуждать» прибавляет она.

Сейчас Сафия живет вполне комфортно без хиджаба, но при этом говорит: «Я все еще вижу себя, надевающей хиджаб снова (в будущем)».

Она советует людям, оказавшимся в таком же затруднительном положении, обратиться к Аллаху: “Правда, будьте с Ним и делайте дуа, потому что это сильнейшая связь, которая есть между вами. Аллах так добр; Он добрее к вам, чем ваша собственная мать. Он не станет осуждать вас. Он укажет нужный вам путь”.

Зайнаб начала носить хиджаб в подростковом возрасте как внешний источник духовной силы и способ укрепить свою веру. Хотя ей и было в нем комфортно, она решила снять его, потому что больше не ощущала в нем необходимости. “Хиджаб утратил свою значимость для меня, превратившись в привычку. В какой-то момент я поняла, что мне удобно быть самой собой, со своими мыслями.

Хиджаб помог мне дойти до этого, но больше он уже не давал мне какой-либо поддержки”.

Для самой Зайнаб решение перестать носить хиджаб было естественным. Но столкновение с реакцией уммы было куда более напряженным. “Я живу в довольно большой и тесной общине, мысль о сплетнях… пугала меня”. Зайнаб предпочла бы, чтобы вместо разговоров за спиной люди лучше сразу подходили и спрашивали, почему она сняла хиджаб.

Совет, который она дает другим — учиться на историях из жизни мусульманок, попавших в такую же ситуацию. “Мы везде слышим, как хорошо носить его, но я рассматриваю хиджаб как живое существо: он растет и развивается вместе с человеком. Истории и советы от других женщин или просто откровенные разговоры без всякого осуждения были для меня лучшей поддержкой”.

Читайте также:  Что надевать под меховую жилетку

Муназа сняла хиджаб ввиду чрезвычайных обстоятельств. Обычный поход в больницу превратился в нечто иное после того как доктор обнаружил предраковые изменения в клетках на ее голове, которые усугублялись постоянным раздражением от хиджаба. Ей немедленно сделали операцию, после которой запретили носить платки, шляпы — все, что находится на голове постоянно, иначе рак мог вернуться. Когда Муназа впервые услышала диагноз, пришла в оцепенение: “Хиджаб вызывает рак. Это звучит так нелепо; я чувствовала, что никто из медиков меня не поймет”. Но она обратилась к четырем врачам: двум мусульманам и двум немусульманам. Все поставили тот же диагноз, и Муназа была вынуждена перестать носить хиджаб.

Первой мыслью Муназы была не ее безопасность, а реакция мусульманской уммы. После того, как она сняла хиджаб, люди, не знавшие про операцию или не поверившие ей на слово, называли ее “слабой, безверной и плохой мусульманкой”. В результате такого сильного отрицательного отклика она дистанцировалась от них, спрашивая себя: “Зачем мне быть частью общины, которая приносит мне только боль?” Осуждение было столь суровым, что мать попросила ее снова надеть хиджаб. В замешательстве Муназа ответила: “Ты предпочтешь это моему здоровью?”

Когда в ее исключительную ситуацию вникло больше людей, Муназа стала слышать просьбы о совете. “Некоторые женщины, желавшие снять платок, приходили ко мне; я не хотела толкать их в ту или иную сторону, их выбор был уже сделан, но они боялись. Они просто хотели узнать, возможно ли пережить такое”.

Когда ее спрашивают, будет ли она снова носить хиджаб, если здоровье ей когда-нибудь позволит, Муназа твердо отвечает “Буду”. Она вспоминает, как хиджаб помог ей найти себя в самый решающий момент: “Развитие моего характера и зрелость по большей части пришлись на то время, когда я носила хиджаб”. Ей нравилось ощущать, что она может “переубедить, даже не стараясь”, так как носила хиджаб и в то же время была политически активной, вовлеченной в вопросы уммы. Муназа чувствовала, что само ее существование рассеивало стереотип покорной мусульманки.

Прежде всего ее беспокоило, отразится ли снятие хиджаба на ее вере. Сейчас, когда Муназа больше не надевает его, она чувствует внутреннюю борьбу: “В чем цель каждого моего дня? Все, чем я занимаюсь — это учеба или работа. Из-за этого порой мне очень тягостно”.

Когда Хеба впервые начала носить хиджаб еще в колледже, ей это понравилось. «Когда я выходила на улицу, каждый знал, что я мусульманка. Я была неимоверно взволнована этим. Также хиджаб помогал мне держать себя в узде, так как я могла поддаться соблазну совершить неблаговидный поступок, если бы не носила его».

Через несколько лет она все меньше испытывала то трепетное волнение, которое сопровождало ее, когда перед тем как выйти из дома, она надевала хиджаб. Хеба понимала, что больше не хочет совершать то, что делает ее несчастной. В хиджабе Хеба чувствовала себя красивой, хотя порой и двуполой. Она считала, что женственность исходит от волос, соответственно, надевая хиджаб, иногда красивой себя не ощущала.

Ирония заключалась в том, что самая острая критика обрушилась на нее не тогда, когда она сняла хиджаб, а когда его носила. Как девушка в хиджабе, Хеба придерживалась более строгого дресс-кода. Она всегда интересовалась модой и экспериментировала с разными стилями шарфов, ее заботило то, что из-за этого она часто получала неодобрение со стороны. «Мне не нравилась реакция мусульманской уммы. Люди говорили мне: «Ты ненастоящая мусульманка. Почему ты притворяешься?» Я не чувствовала поддержки».

Хеба была подчинена двойным стандартам. Ее община заклеймила ее как «плохую девушку», потому что она носила рукава три четверти и оставляла шею открытой. «Если бы я не покрывала свои волосы, то, вероятно, была бы хорошей девушкой просто не надевающей хиджаб». Больше всех не знали, как на нее реагировать мужчины мусульмане, так как она не вписывалась в образ мусульманки, какой ей надлежало быть.

Хеба часто ловила на себе косые взгляды, когда посещала мусульманские конференции, но продолжала носить хиджаб. «Я бы хотела, чтобы это было не так ощутимо, не так заметно. Почему мы не можем иногда носить хиджаб, а иногда не носить?»

Для женщин, нуждающихся в консультации, ничего не организовано, поэтому Хеба хотела бы, чтобы было создано некое сообщество, где женщины могли бы об этом поговорить. Ведь каждая кто снимает хиджаб, просто показывается на людях без платка. При этом она переживает, но об этом никому не говорит».

Она также считает: «Необходим такой период времени, когда можешь снять хиджаб ненадолго, прежде чем сделать это окончательно. Таким образом можно понять действительно ли ты этого хочешь».

Хеба довольна своим решением снять хиджаб, но уверена, что вернется к нему в какой-то момент своей жизни: «… я бы хотела это сделать, когда буду намного старше. Это действительно очень важно для меня и занимает не последнее место в моей духовной жизни».

Это последняя из моих бесед с четырьмя мусульманками. Мне бы хотелось поблагодарить этих женщин, которые были столь искренни со мной. Когда я разговаривал с ними, я был поражена, как тонко, вдумчиво и заинтересованно они делились своим опытом. Более того, я увидела, что их стремление к скромности и укреплению веры вовсе не обязательно изменилось после снятия хиджаба. Также я поняла, что кое-кто из них все еще борется со своим решением.

В одном из интервью — с Сафией — моя собеседница сказала что-то очень важное. В конце концов, обращение к Аллаху для обретения пути — ваша спасательная шлюпка в этом беспокойном мире. Он здесь не для того, чтобы судить, но скорее — чтобы помочь вам стать самой высокодуховной,чистой и с бесконечными добрыми намерениями личностью, которой вы только можете стать.

Читайте также:  Как сделать ханьфу вэй ина

Некоторые поймут это как ношение хиджаба в течение всей жизни, даже если временами возникает мысль снять его. Другие могут предпочесть снять его, но будут вести себя добродетельно. Женщина, рассматривающая второй путь, должна знать, что однажды, прожив выбранную ею жизнь, встретит Аллаха, уже без общества и семьи. Аллах наградит вас своей любовью в надежде, что вы отдадите ему взамен свою любовь, как и Он.

В свое время пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) молился: «О Аллах, укрась нас верой и сделай нас наставниками, следующими прямым путём». Да будет ваша вера украшением, с которым вы с гордостью пойдете к Аллаху. Я молю Его простить мне ошибки, которые я сделал во время этого исследования и написания статьи, и молюсь, чтобы вы прочли ее незамутненным взглядом.

Источник

Как я стала носить хиджаб

Рубрика «Инкогнито», в которой мы публиковали анонимные истории наших читателей, оказавшихся в сложных ситуациях или имеющих свое мнение на общественные стереотипы, за некоторый промежуток времени пережила своего рода реинкарнацию и вернулась в качестве постоянной рубрики. Ее героями теперь являются люди, готовые открыто заявлять о своей жизненной позиции и о способах борьбы с человеческими заблуждениями и мнениями.

Нашей первой героиней стала Джаннат Мингазова , которая в 15 лет по собственной инициативе стала носить хиджаб. Джаннат рассказала о том, почему она добровольно надела платок, о стереотипах, с которыми ей пришлось столкнуться и о неоспоримых плюсах ее выбора.

Джаннат, 22 года

О том, как все начиналось

Мысль о том, чтобы надеть хиджаб, пришла мне в голову не без помощи родителей. Когда мне исполнилось 12 лет, папа стал ненавязчиво на это намекать. Но я поставила условие: никакого давления, я сама должна к этому прийти. Мы договорились, что он даст мне три года на осмысление.

В то время мы были довольно светской семьей, и религией первыми заинтересовались бабушки — им по возрасту было положено. А папа был в очень близких отношениях со своей мамой, и ему стало интересно, чем она увлеклась. Поэтому он тоже начал изучать ислам. Никого не трогал, тихонько читал намаз в комнате, чтобы нас не шокировать. Моя мама, в свою очередь, очень близка с папой. Она старается интересоваться всеми его занятиями, чтобы у них было как можно больше общего. А вдвоем они всегда умели заинтересовать меня.

Мне понравилась идея того, что платок бережет тебя от чужих взоров, от чрезмерного внимания мужчин на улице. Забегая вперед, могу сказать, что сейчас мне 22 года, у меня два высших образования: юридическое и психологическое. И в силу обеих профессий я изучаю много преступлений насильственного характера в отношении женщин. Ужасно, но чаще всего именно женщины своим внешним видом провоцируют мужчин на такие действия.

Поэтому мне хотелось себя от этого уберечь, теперь я понимаю, насколько верным было это решение. Я ни на секунду не хотела бы расстаться с тем ощущением безопасности, которое дарит платок.

Семь лет назад в Казани почти никто не ходил в платке. Не было ни мусульманских дизайнеров, ни мероприятий, то есть, совсем мало мотиваторов. Но у нас в семье создавалась такая атмосфера: книги, общение, поддержка со стороны родственников. Мне никто не говорил: «Не наденешь платок — выгоним из дома», ничего подобного. Наоборот, мама с папой даже отправили меня на учебу в Англию, чтобы я посмотрела, как живут в других странах, развеялась, собралась с мыслями. Мое решение должно было стать абсолютно осознанным. Соответственно, в 15 лет я спокойно надела платок.

О первом сентября в новом стиле

Тогда я еще ходила в школу, поэтому намеренно решила начать носить хиджаб с 1 сентября. Хотелось, чтобы одноклассники привыкли к моему новому образу. Они приняли меня очень спокойно, потому что накануне я почти год готовила их к этому. Многие, конечно, не верили и первое время не знали, как реагировать. Учителей мы тоже предупредили заранее. Спросили, разрешено ли носить в школу платок, на что они ответили: «Только не одевайся во все черное!».

Первый день я никогда не забуду. Я хотела, чтобы платок не бросался в глаза. Поэтому выбрала черный в белый горошек и завязала его, как тюрбан. Шею закрыла воротником от рубашки, надела кардиган, брюки и туфли. Меня в тот день просто трясло, но все оказалось совсем не так страшно. Сейчас носить хиджаб стало гораздо легче. В первые годы я очень комплексовала, потому что не было ни длинных платьев, ни красивых туник. Вся одежда была старомодная, бесцветная, единообразная. Теперь есть целая куча дизайнеров и отличных магазинов. Правда, существует спорный вопрос мусульманской моды. Кто-то считает, что в исламе она должна быть, другие — что она попросту неуместна. Но мне нравится одеваться красиво, выдерживать определенный стиль, и моя одежда точно не отвращает людей.

В свете всей этой ситуации с ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация, прим. Enter), мою сумку стали чаще досматривать в метро. С одной стороны — неприятно, потому что это какая-то дискриминация. С другой — я понимаю, что это для безопасности. Мало ли, кто как может одеться? Есть люди, которые хотят выставить нашу религию в черном цвете, надевают платок и совершают ужасные вещи.

О стереотипах, с которыми пришлось столкнуться

Первое время люди на улицах пристально на меня смотрели, даже могли выкинуть фразы вроде: «Надела платок — думаешь, ты богобоязненная теперь?» или «Татарки так не одеваются!». В основном, это говорили мужчины. Причем, возрастные — 50-60 лет. Возможно, из-за своих социалистических взглядов в прошлом, в которых не было места религии. Как ни странно, женщины никак не комментировали. А вот молодые люди относились и относятся очень хорошо, с большим уважением.

Читайте также:  Шьем футболки для мужчин

Вообще, основной стереотип связан именно с национальным моментом. Говорят, что татарки такое никогда не носили, что я вырядилась на арабский манер. При этом, я одеваюсь даже не в турецком стиле: у них своеобразные туники и необычная манера повязывать платок. Арабки вообще носят черное — и не потому, что ислам это предписывает, а из-за климатических условий: черный цвет отводит тепло от тела. Поэтому мусульманки в России не пытаются подражать кому бы то ни было, им просто нравится так выглядеть. Если кто-то захочет надеть татарский костюм — пожалуйста, это их выбор. Но мои национальные интересы стоят ниже религиозных, вот и все. А у нас пытаются объединить эти два понятия. Многие даже считают, что, если ходишь в платке, ты обязана говорить на татарском. Я так не думаю, ведь есть русские девушки, принявшие ислам. И они вовсе не должны учить татарский, чтобы их считали мусульманками.

Второй стереотип звучит так: «Надела платок — все, теперь ты угнетенная восточная женщина. Ты должна сидеть дома, отказаться от всех своих интересов, сутками читать религиозную литературу и выходить из дома только в магазин за продуктами». В общем, люди представляют себе какое-то безвольное забитое существо. И это — абсолютная ерунда! Среднестатистическая мусульманка в платке — это яркая личность, которая сама пришла к такому решению. Многие не замужем, у кого-то светские родители. А девушки просто надели хиджаб и продолжают обогащать свой внутренний мир, изучают семейную психологию, ходят на тренинги и мастер-классы, получают второе-третье высшее образование, тянутся к знаниям. Многие любят боулинг, коньки, лыжи. Они социально активны и развивают себя как внешне, так и внутренне.

Я не считаю, что жизнь девушки, надевшей платок, теряет свои краски. Мы можем даже ходить на пляж! Есть специальный купальник, который называется буркини. Он выглядит своеобразно и непривычно для многих. Но мой первый купальник от одной турецкой фирмы был таким, что кожа через него даже немного загорала. Поэтому не нужно выстраивать границ, которых не существует. Все рамки только в нашей голове. Если чего-то хочется, всегда есть альтернатива. В исламе также.

О главном плюсе хиджаба

Прежде, чем надеть платок, девушкам нужно хорошенько подумать. Готовы ли они? Изучили ли они все аспекты религии? На все ли вопросы они нашли ответы? Все ли их устраивает? И только после этого осознанно подойти к тому, чтобы носить платок. Чтобы потом не хотелось его снять, чтобы он не был ярмом. В нашей религии все поэтапно, все без принуждения, поэтому и платок нужно надевать добровольно, по собственному желанию и с полным пониманием того, для чего ты это делаешь.

Нужно быть готовыми к тому, что могут попасться люди, которые могут что-то не то сказать или начнут мешать религию со стереотипами. Услышать можно что угодно. Я не говорю, что человек со 100%-ой вероятностью с этим столкнется. Но нужно уметь отстоять свою точку зрения и свято верить в свою идею. Если человек к этому не готов, то появятся сомнения и страх. Поэтому нужно быть морально подготовленной и уверенной в себе.

Главный плюс хиджаба — отсекаются все друзья, которые общаются с вами из-за популярности, внешности или корыстных интересов. В свое время я с этим столкнулась. Люди очень быстро переставали мне писать и постепенно сводили общение на нет. Некоторые даже не добавляли меня в друзья в соцсетях. Да, было обидно, потому что я очень восприимчивая, ценю каждого человека из своего окружения и сильно ко всем привязываюсь. Но я быстро поняла: хорошо, что они ушли от меня на этом этапе, а не когда в моей жизни случилось бы что-то нехорошее, и я могла бы пожалеть по-настоящему.

О том, чего не стоит бояться

Мне нисколько не жаль, что нельзя выйти на улицу с распущенными волосами или в короткой юбке. Я считаю, что и так привлекаю достаточно внимания своими идеями и убеждениями. Веду активную социальную жизнь, как общественный деятель и блогер. В моем инстаграме около 10 тысяч подписчиков, и их количество постоянно растет. Там я выкладываю свои мысли относительно семейной психологии, делюсь моментами из жизни. Хочется в какой-то степени быть примером того, что носить платок — не так страшно, и есть жизнь после. Гораздо приятнее, когда люди интересуются моим умом, а не внешностью. Моя красота — для мужа, а не для всех подряд. Я же не рекламный плакат, чтобы за счет яркой обертки привлекать взгляды. Тем не менее, комплиментов насчет внешнего вида тоже хватает, пусть я и в платке.

Многие девушки боятся, что если наденут хиджаб, то никогда не выйдут замуж. Все, внимания больше никто никогда не обратит. К таким девушкам у меня вопрос: «Вы за что себя цените? За внешность? Или за интеллект и внутренний мир, которые и должны быть важны для вашего будущего мужа?». Я не считаю, что мужем должен стать человек, который полюбил вас только за красоту. Он должен быть с вами за то, какая вы есть внутри, а не снаружи.

Со своим мужем я познакомилась в боулинге. Это была вечеринка сообщества молодых мусульман, и председатель нашего движения привел с собой друга, который только-только вошел в ислам. Когда я его увидела, сразу поняла: мое. Так что, если бы не платок, мы могли и не встретиться. И я могу сказать со стопроцентной уверенностью: в платке выйти замуж гораздо легче. Это как ключик к тому, чтобы мужчины увидели в вас человека, готового к семье, а не легкомысленную девушку, которая еще не нагулялась.

Текст: Ольга Гоголадзе
Фото: Гузель Маликова

Источник