Меню

Как появились футболки с надписями



Как появилась футболка: из истории вещей

13 августа 2018

Ещё сто лет назад появление в футболке вне стен дома считалось моветоном , а сегодня без неё нельзя представить ни мужской , ни женский гардероб. Как футболка стала модной — наш исторический экскурс.

Сегодня футболка — самый универсальный и демократичный предмет гардероба. Хотя часто словари и определяют её как «спортивную трикотажную рубашку без рукавов», мы надеваем футболку далеко не только в фитнес-зал или на пробежку. В истории футболки, кстати, даже нельзя выделить такого этапа, во время которого она использовалась бы только для занятий спортом! А с футболом её название оказалось связано только в русском языке… Но обо всём по порядку.

Эпоха до футболок

«Прародителем» футболки принято считать мужской комбинезон — цельный предмет, использовавшийся как нижнее бельё, на пуговицах, с длинными рукавами и штанинами. В XIX веке комбинезон был разделён на верхнюю и нижнюю части. Получившаяся нательная рубаха впоследствии и эволюционировала в то, что ныне на английском называется «T-shirt», а на русском — «футболка».

Какие футболки в моде этим летом: топ-5 вариантов

Появление футболки

Морские пехотинцы в футболках

Хотя футболка в современном виде появилась не так давно, имени её изобретателя история не сохранила. Да и о моменте появления ведутся споры.

Согласно одной из версий, «датой рождения» футболки можно считать 1913 год: тогда появилась модель нижней сорочки без пуговиц и воротника, с короткими рукавами. Сначала её носили морские пехотинцы и подводники.

По другой версии, футболка стала таковой, когда ей было дано имя — «T-shirt», «Т-образная сорочка». Хлопковую фуфайку без ворота с короткими рукавами назвали так из-за её формы, напоминающей букву «Т». Название появилось в 1920-х и почти сразу было зафиксировано словарями.

Во время Второй мировой войны «тишотка» как часть обмундирования получила широкое распространение — теперь она стала элементом униформы не только флота, но всех западных армий. Популярности ей добавил журнал Life, в 1942 году поместивший на одну из своих обложек фотографию курсанта стрелковой школы ВВС в Лас-Вегасе в такой футболке.

Вернувшись домой после войны, солдаты продолжили носить «тишотку» и «на гражданке». Футболку носили также представители рабочего класса. Став довольно популярной, «тишотка» была символом единения, мужественности и труда, сильна была память о ней как о части военной формы. Однако модным этот предмет гардероба пока назвать было нельзя.

Обложка журнала Life — первое сохранившееся фото футболки с принтом

Как украсить футболку своими руками

Футболка становится модной

Постер к фильму «Трамвай «Желание»

Вознесению «тишотки» на модные пьедесталы помог кинематограф. В фильме «Трамвай «Желание», вышедшем в 1951 году, герой 27-летнего Марлона Брандо появляется на экране в простой белой футболке, подчёркивающей фигуру. Картина имела огромный успех и стала классикой, та же судьба ждала и футболку. Продажи «тишоток» резко пошли вверх. Если раньше выйти из дома дальше пределов сада в футболке считалось дурным тоном, теперь «тишотки» всё чаще стали появляться и на экране, и на сцене. Футболки носили и музыканты-бунтари, и модники, и хиппи, и политики.

Лайфхак: как незаметно зашить дырку на футболке

Футболка как высказывание

Фотограф Саймон Баркер и модель Джордан в одежде от Вивьен Вествуд

Только появившись, «тишотка» была однотонной, белого цвета. Но вскоре на неё начали наносить надписи и символы. Первым сохранившимся фото футболки с принтом считается как раз тот самый снимок курсанта с обложки Life. Хотя есть сведения о том, что принты на футболках печатались и раньше. Например, в 1933-м в спортивном магазине в Мичигане продавались футболки фирмы Champion с надписью Michigan, а в 1939 году Компания «Бифи Ти» выпустила первую рекламную футболку, анонсируя фильм «Волшебник страны Оз». В 1948 году футболка впервые стала «площадкой» для политической агитации: американский губернатор Томас Эдмунд Дьюи использовал этот предмет одежды для своей предвыборной кампании.

Настоящую популярность надписи на футболках получили в 60-е — и дальше она только росла. Названия спортивных команд и музыкальных групп, забавные (или не очень) рисунки и символы, агитационные или провокационные изображения и высказывания, логотипы и слоганы брендов, портреты, фотографии, абстракция… Футболка стала универсальным «холстом», способом высказывания, выражения себя, формой пропаганды, знаком отличия и принадлежности — и исключительно модной вещью.

Читайте также:  Как сшивать новогодние носки

Эволюция платья: из истории вещей

Футболка в СССР

Футболисты клуба «Динамо»

Считается, что «тишотку» в Советский Союз «завезли» с Запада отечественные спортсмены. Удобная фуфайка без ворота и рукавов стала одеждой для тренировок и игр наших футболистов, и вскоре её начали носить также болельщики и другие спортсмены. Слово «футболка» в русском языке появилось в 1920-е, а в словаре оно впервые было зафиксировано в 1940 году.

История дефиле и Недель мод: от частных показов — до грандиозных шоу

Футболка в женском гардеробе

Кэмерон Диас, начало 90-х

В женский гардероб футболка пришла в 1960-х годах, однако настоящую популярность обрела в 80-е. Тогда в моде был как классический белый, так и яркие цвета, оверсайз и подвёрнутый рукав, контрастные надписи, лого и рисунки, разрезанный в «лапшу» подол и короткие майки, открывавшие талию… Постепенно футболки «успокоились» и помимо категорий молодёжной одежды-высказывания или спортивной одежды вошли в список вещей базового гардероба. Сегодня футболку можно надеть в спортзал, на вечеринку, в офис и даже на торжественное мероприятие — грамотно подобранная и скомбинированная, футболка уместна почти везде.

Бриджит Бардо в фильме «Частная жизнь», 1962

Джейн Биркин, 1974

Линда Евангелиста в Chanel, 1991

Промо к сериалу «Беверли Хиллс 90210», 1990-е

Источник

Краткая история принтов на футболках

50-е. Чистый белый

В 1951 году на больших экранах вышел фильм «Трамвай „Желание“», в котором Марлон Брандо, исполнивший главную роль, неоднократно появляется в кадре в белой обтягивающей футболке. После этого предмет одежды, который раньше носили только рабочие и военные, вошел в моду. Поспособствовал росту его популярности и Джеймс Дин, который в 1955 году появился в белой футболке в фильме «Бунтарь без причины».

60-е. Первые лозунги

Следующее десятилетие стало расцветом культуры хиппи, и белые футболки в прямом смысле слова впитали в себя все цвета радуги. Этой же субкультуре принадлежит мысль сделать футболки оружием в политической борьбе и с их помощью выражать свои идеи. Как знак протеста против войны во Вьетнаме на футболках появляется знаменитый значок пацифик и лозунги за мир, как, например, ставший культовым Make love not war.

70-е. Эпатаж

Расцвет рок-культуры в 1970-х вывел футболки на новый уровень популярности. Первыми футболку с символикой своей группы сделали Rolling Stones, напечатав знаменитый принт с языком, нарисованный художником Джоном Паше. До сих пор разные марки одежды периодически наносят этот принт на футболки новых коллекций. Примеру Rolling Stones последовали и другие рок-группы — и футболка стала способом продемонстрировать миру свои музыкальные предпочтения, не произнося ни слова.

Тогда же весь художественный потенциал футболок оценила дизайнер Вивьен Вествуд, использовав их в коллекциях в стиле панк. Многие из них вызвали настоящую полемику в обществе — так, в 1975 году в городе Челси за непристойное поведение арестовали человека в футболке, на которой были изображены два ковбоя, соприкасающиеся пенисами.

Фото: Taylor/Unsplash

80-е. Против СПИДа и наркотиков

В 1980-е в мире резко выросло число людей, зараженных СПИДом. В 1987 году американские активисты, обеспокоенные как самой проблемой, так и бездействием властей, пытались привлечь внимание к тому, что замалчивание проблемы и стигматизация гей- и би-сообществ, на которые общественность возложила ответственность за распространение инфекции, только усугубит ситуацию. Чтобы начать диалог, активисты выпустили серию футболок с перевернутым розовым треугольником, которым в концентрационных лагерях нацисты отмечали геев, и надписью «МОЛЧАНИЕ = СМЕРТЬ».

В те же годы начинается история принта D.A.R.E To keep kids off drugs, в футболках с которым до сих пор регулярно появляются американские актеры, блогеры и другие знаменитости. Аббревиатурой, которая расшифровывается как Drug Abuse Resistance Education (Образование для противостояния злоупотреблению наркотиками), обозначалась социальная программа, принятая администрацией США в ответ на рост количества несовершеннолетних наркозависимых. По приблизительным подсчетам, за первые десять лет на нее потратили больше 200 миллионов долларов. Кампания оказалась неэффективной, а вот футболка американцам приглянулась. Надпись на ней воспринималась как ирония: dare переводится с английского как «рискни, отважься», и этот посыл многим казался остроумным.

Читайте также:  Бордовые трикотажные жилетки для школы

Во второй половине 80-х в СССР начинается перестройка, и одновременно набирает популярность советская символика в поп-культуре. Знамена с серпом и молотом, передовицы «Правды» и другие символы советской власти становятся модными принтами для футболок. В 1988 году в Зеленом театре парка им. Горького прошел первый международный музыкальный фестиваль «Музыканты за мир», где многие исполнители выступали в футболках с надписью «Перестройка» и символами Союза.

90-е. Ирония

Помимо принта D.A.R.E., который оставался популярным несколько десятилетий, в моду входят футболки с другими ироничными надписями и картинками. Тогда же на пике популярности оказываются вещи с портретом Че Гевары. Изображение революционера, боровшегося с капитализмом, становится одним из самых продаваемых в мире. Бывший товарищ Че Гевары Орландо Боррего так объяснил феномен «Че-мании»: «В мире свирепствующей конкуренции и консюмеризма части человечества необходим герой с истинными ценностями». Майкл Кейси, автор книги Che’s Afterlife: The Legacy of an Image, напротив, находит сложившуюся ситуацию скорее ироничной и прекрасно отражающей ситуацию в мире после холодной войны, чем воодушевляющей: «Как продемонстрировала Куба, “революция” — это, скорее, бренд, чем реальная цель».

Фото: Pexels

2000-е. Социальные кампании

Дизайн футболки «Я люблю Нью-Йорк» придумали еще в конце 70-х в рамках программы по развитию туризма. В начале нулевых, после трагедии 11 сентября, люди со всего мира надели футболки с этой надписью, чтобы выразить сочувствие тем, кто потерял родных и близких из-за теракта. Так сувенир для туристов превратился в знак солидарности и скорби. После этого футболки и толстовки со схожей символикой разных городов стали приобретать дополнительное значение, если там случались трагедии. Это произошло с футболками «Я люблю Мадрид» после терактов в 2004-м и «Я люблю Лондон» в 2005 году.

В конце нулевых дизайнеры с мировыми именами стали все чаще использовать футболки как способ привлечения внимания к общественно значимым явлениям и идеям. Так, Марк Джейкобс принял участие в масштабной кампании против рака кожи, выпустив коллекцию футболок со слоганом Protect the skin you’re in и изображением обнаженных американских знаменитостей. Благодаря участию таких звезд, как Виктория Бэкхем, Вайнона Райдер, Ева Мендес, Джейсон Томпсон, Хайди Клум и многих других, кампания привлекла огромное внимание, а дизайн стал культовым. Для одной из этих футболок обнаженным снялся и сам Марк Джейкобс.

2010-е. Феминизм и кириллица

В 2014 году новый креативный директор Dior Мария Грация Кьюри в своей первой коллекции для этого модного дома выпустила футболку с цитатой из речи нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи: We all should be feminists. После того как в таких футболках появились на публике певица Рианна и актриса Натали Портман, принт приобрел огромную популярность. Тогда и другие производители одежды стали наносить на футболки разные феминистские лозунги. Любопытно, что одна из самых популярных надписей — Future is female — появилась гораздо раньше: серию футболок с ней выпустили в США еще в 70-х в честь открытия первого в Нью-Йорке книжного магазина с феминистской литературой Labyris Books.

Streetwear и андерграунд-мода 2010-х годов запомнятся нам футболками с надписями кириллицей. Начало этому тренду положил дизайнер Гоша Рубчинский. Его коллекция футболок и других вещей с надписью «Рассвет не за горами», вышедшая в 2014 году, закрепила за кириллицей статус нового символа стритстайла во всем мире. В 2016 году тренд распространился и на масс-маркет: испанская компания Zara выпустила собственную коллекцию футболок с надписями на русском языке.

Компания «ИванычЪ GROUP» оказывает услуги пошива трикотажных изделий на заказ и нанесения принтов как на футболки, так и на любую другую одежду.

Источник

От протеста до логомании: как менялись надписи на футболках

Мода на надписи зародилась еще в 1960-е годы, во время массовых митингов против войны во Вьетнаме. Тогда молодежь носила футболки с уже легендарным слоганом «Make love not war». Несколько лет спустя миролюбивые призывы сменил яростный бунт: экономический кризис 1970-х годов породил панк-движение, а дизайнер Вивьен Вествуд и ее партнер Малкольм Макларен стали рупорами протестной моды.

Читайте также:  Юбка с подтяжками выкройка

В их магазине «Sex» на Кингс роуд продавались нарочито порванные и испачканные вещи, латексные юбки, фетишистские аксессуары, а одним из самых востребованных товаров была футболка со свастикой и надписью «Destroy». Кроме того, дизайнер ввела моду на DIY – преображение вещи своими руками. Так что поклонники ее творчества сами наносили надписи на одежду.

В 1980-е годы на лондонскую арену вышла Кэтрин Хэмнетт, к слову, вернувшаяся после долгого молчания в моду в 2017 году. Она выпускала футболки с остроактуальными слоганами. В 1984 году Хэмнетт встретилась с премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер. «Я не хотела идти на это мероприятие. Никто не хотел. Но потом поняла, что там будет много фотографов и футболка станет моим голосом», — вспоминает дизайнер. Так и получилось: на мероприятие, посвященное лондонской Неделе моды, Хэмнетт пришла в футболке с надписью «58% против першингов» (ракеты НАТО). По ее словам, увидев слоган, премьер-министр «закудахтала, как курица» и бегала от дизайнера весь вечер. «Это напоминало нелепую игру в кошки-мышки»,— рассказывала она в интервью The Guardian.

1990-е годы и начало 2000-х протекали относительно мирно. Разве что Вивьен Вествуд запустила кампанию «Climate revolution» и стала уделять много времени экологическим проблемам, вынося слоганы на вещи из своих коллекций. Во время церемонии закрытия Паралимпийских игр в Лондоне в 2012 году дизайнер вышла с огромным флагом, украшенным надписью «Climate revolution».

Приблизительно в это же время Вествуд выпустила другую, не менее известную футболку – «I’m not a terrorist, please don’t arrest me». Так дизайнер выразила негодование из-за убийства невинного Жана Шарля де Менезеса, принятого полицией за разыскиваемого террориста.

Сегодня мода снова вернулась к протесту. Кэтрин Хэмнетт с сожалением заметила, что «теперь слоганы звучат актуальнее, чем десятилетия назад». Дизайнеры затрагивают социальные, политические и экологические проблемы. Так, на последнем показе Balenciaga были представлены худи и свитеры с эмблемой WFP (World food programme) – организации, занимающейся проблемой голода. Кроме того, бренд не только пожертвовал продовольственной программе $ 250 тыс., но будет отчислять 10% от продажи вещей с их логотипом.

Британский дизайнер Ашиш Гупта говорит об иммиграции. Его футболки «Immigrant» были настоящим бестселлером в 2017 году, а при создании осенне-зимней коллекции 2017-го он «вдохновлялся» Дональдом Трампом. Надписи «Pussy grabs back», «Love sees no color» и «Nasty Woman» украшали футболки и платья, расшитые пайетками.

Футболка «We should all be feminists», представленная на дебютном показе Марии Грации Кьюри для Dior, стала отправной точкой моды на феминизм. Автор этого слогана – нигерийская писательница Чимаманда Нгози Адичи. Так назывался ее феминистский манифест, зачитанный на конференции TED в 2014 году.

Практически в каждой коллекции Dior присутствуют вещи с громкими слоганами вроде «Why have there been no great women artists», а последний показ бренда открывала модель в свитере с надписью «C’est non non non et non!» (нет – значит нет).

Настроение подхватил и Прабал Гурунг, представивший футболки «The future is female». Слоган был придуман в 1970-е годы для Labyris Books — первого книжного магазина для женщин, открывшегося в Нью-Йорке в 1972 году.

Другой отличительный тренд, все еще сохраняющий свои позиции, — логомания. «I don’t speak Italian but I do speak Moschino», «Fashion sinner D&G», «Wangover» и огромные надписи Versus, Off-White все еще присутствуют в коллекциях. Ироничнее всех эту историю в свое время обыграл креативный директор Vetements​ Демна Гвасалия. Он выпустил желтую футболку DHL, стоимость которой составила почти $ 300. Шалость удалась: футболка произвела фурор, и сильные мира моды платили деньги за курьерскую футболку с логотипом.

Работают ли все эти призывы и лозунги сегодня – остается только гадать. Как говорит Кэтрин Хэмнетт: «Хорошая футболка должна заставить задуматься, но куда важнее – действовать». Впрочем, сам факт, что мода не обходит неудобные темы стороной, а громко говорит о современных проблемах, иронизирует и действительно привлекает внимание общественности – уже серьезный шаг.

Источник