Меню

Какие юбки назывались вердугадо



В древние века не было гендерных различий в одежде. Мужчины и женщины имели подобные вещи в своем гардеробе. Это касалось и юбки.

Прототип современной юбки – набедренная повязка первобытных людей. Использовалась она исключительно с целью защиты тела. Ее носили и женщины и мужчины. Особого кроя не было. Шкуру животного просто оборачивали вокруг бедер. Позже набедренная повязка появляется в костюме древних египтян. Она атрибут мужского гардероба. Повязка-юбка (схенти) изготавливалась из льна, имела строгую геометричную форму, полученную за счет драпировки. Схенти по талии закрепляли шнуром или поясом. Особое значение имела длина. Чем длиннее юбка, тем знатнее ее обладатель.

По длине определяли, выражаясь современным языком, социальный статус человека и в костюмах Древней Греции и Рима. Женщины, наоборот, в отличие от представителей сильного пола, часто обходились без юбок. Основным видом одежды было платье.

Сегодня юбка стала предметом именно дамского гардероба. Исключение составляет лишь шотландский килт. Без нее не обходится ни одна современная женщина. Юбка наряду с рядом других видов одежды входит в состав так называемого «золотого фонда». Это те вещи, которые на протяжении ни одного столетия закрепили свою значимость и прочно «осели» в наших шкафах. Юбка позволяет подчеркнуть женственность, изящество, грацию женской фигуры. Она в зависимости от кроя, ткани, отделки может использоваться для повседневной носки, является предметом дресс кода, а также отличным вечерним вариантом в комплекте с блузой или топом.

Как и на любой другой вид одежды, особое влияние на юбку оказывало время, особенности культуры, быта, этническая принадлежность, архитектура, климат. Не всегда юбка была такой демократичной, как в настоящее время. Она претерпевала множество изменений.

Сам термин «юбка» в русский язык пришел из польского, а в польский из немецкого. Как таковая она появилась в качестве самостоятельного вида поясной одежды в 15 веке. Ее называли «готической юбкой». Именно с этого времени юбку носят отдельно от лифа. Длина была в пол, этого требовало само время. В средневековой одежде не допускалось открытых частей тела. Для того, чтобы внешне показать степень своей знатности, к юбкам пришивали шлейфы. Их длина напрямую зависела от сословия. Так, например, длина шлейфа королевы была в 11 локтей, у герцогинь в 3 локтя.

В 16 веке мода на шлейфы прошла. В то время законодателем мод была Испания. Именно в этой стране появилась юбка «вердугадо», названная так потому, что она была на обручах (на испанском языке обруч – вердуго).

Обручи значительно позволили уменьшить вес юбки, которая ранее имела несколько слоев и подбивалась конским волосом. Эта была вынужденная мера, направленная на получение модной, на тот период, объемной формы юбки. Чтобы надеть такую юбку, ее сначала ставили на пол, женщина входила внутрь, а потом юбку закрепляли на талии. Без посторонней помощи было не обойтись.

Ряд испанских исследователей связывают появление юбки «вердугадо» с именем королевы Кастилии и Леоны Жуане Португальской, которая скрывала с ее помощью свою беременность. Очень часты в истории моды подобные факты. Фантазия одного человека задает модный тон всем остальным.

К концу 16 века из-за изменения канонов красоты и пропорциональных соотношений в костюме изменили и форму юбку. Она стала еще более широкой в нижней части.

17 век «раскрепостил» дам. Юбки стали более удобными, не стало жестких конструкций. Однако, поскольку в моде остался силуэт с узкой талией и широкими будрами, стали надевать сразу несколько юбок. Зимой их количество достигало 12. Следует отметить, что нижняя юбка была всего одна. В этом столетии уже не было моветоном слегка обнажить щиколотку.

В 18 веке снова в моду вошли каркасы, задающие силуэт юбки. Каркасы изготавливали из деревянных планок, соединяли клеенкой, поэтому при ходьбе юбка издавала шорох. Такие юбки называли «крикуньями». В них было запрещено посещать храмы. У тех, кто не слушал запрета, юбку забирали и публично сжигали.

К 80-м годам 18 века чтобы еще больше расширить юбку изобрели каркас из китового уса – фижмы. Сзади ниже спины еще привязывали валик или подушку. Юбка стала огромных размеров, в ней уже невозможно было входить в дверной проем. Поэтому появился складной каркас.

В начале 19 столетия силуэт стал менее широким. Нижнюю юбку снова стали подбивать конским волосом для жесткости и придания колоколообразной формы. Уже сверху надевали несколько юбок. Их общее число достигало 6. Моветоном было носить цветные юбки. Только белые.

В середине 19 века в моде кринолин – чехол из льна, который переплетали конским волосом. Позже кринолин был заменен костяными обручами, а затем и проволочным каркасом. Кринолины стали настолько громадными, что появилось немало карикатур на дамский «туалет».

К концу 19 века вводится турнюр – специальный валик, который подкладывали сзади, тем самым создавая ультрамодный S-образный изгиб фигуры. Карикатуристы не обошли вниманием и этот писк моды.

Демократизация общества в 20 веке, борьба женщин за эмансипацию, появление класса работающих женщин внесли лепту и в форму юбки. Она стала более похожа на современную классическую юбку. Юбка была прямой, длинной и уже без корсета.

В начале века примерно в 10-14 годах появилась «хромающая» юбка. Она была длинной и очень узкой, перехваченной у щиколотки, так что передвигаться в ней было весьма проблематично. Распространению в массы она обязана актрисе Цецилии Сорель, которой согласно роли необходимо было длительное время стоять у колонны, а затем «отделиться» от нее. «Хромая юбка», разработанная домом Пакен, для этого была самая подходящая. Именно тогда после представления многие дамы захотели иметь такую вещь. Как известно «мода требует жертв». Именно такими жертвами и стали дамы в «хромой юбке».

Во многом на образ юбки повлиял театр, а еще больше танцы. В 18-19 веках приоритет был у вальса, в начале 20 века – танго, затем чарльстон, а позже рок-н-ролл. Поэтому юбки стали видоизменяться, их длина динамично стала подниматься вверх. Самыми изящными и сексуальными были юбки для чарльстона с высоким разрезом, приоткрывающим изящные женские ножки. Такой «фасон» многими был воспринят в штыки. Например, в США в штате Иллинойс законодательно хотели запретить носить юбки выше 15 сантиметров от уровня пола.

Вообще, в 20 веке юбка, впрочем, как и многие иные виды одежды, менялась почти каждое десятилетие. В первую очередь менялась длина. Знаменитая Коко Шанель прогнозировала, что юбка «остановится» на линии середины колен, но она ошиблась. Появились мини-юбки, которые достигли своего апогея в 70-х годах. Оптимальной считалась длина на уровне опущенных вниз рук. Мэри Куант – создатель мини-юбки за ее популяризацию в 60-х годах получила орден за заслуги в британском экспорте.

После мини длина снова дошла до макси, но продержалась она недолго. Помимо длины менялся и силуэт. От прямой типа «футляр» юбки до трапециевидной формы в стиле «new look».

Помимо вариации по длине, силуэту, в 20 веке менялась и конструкция юбки, средства ее формообразования. Так, появляются юбки-тюльпаны, юбка-карандаш, «американка» (petticoat), юбка-баллон, юбка-брюки (jupe culotte), юбка с запахом (wickelrock), туту, саронг и ряд других.

Читайте также:  Жилет мужской пух перо

Сегодня нет строгих канонов по длине и форме юбки. Дизайнеры, конечно, акцентируют внимание на этих аспектах, но каждая современная модница вправе сама выбирать понравившуюся модель. Уместны юбки разных стилей и направлений. Особое внимание уделено крою, тканям и сочетанию разных по структуре и текстуре материалов. Все это способствует появлению нового образа для давно зарекомендовавшего вида одежды.

Юбку вправе можно назвать центральной вещью дамского гардероба. С ней возможны любые комбинации, была бы фантазия. Длинные в пол, короткие или сдержанной длины до середины колен юбки незаменимы в различных ситуациях. Они удобны, практичны, а главное женственны. Именно поэтому, несмотря на активный ритм жизни, женщина всегда хочет оставаться женщиной и в этом ей помогает именно юбка. Она всегда на пике популярности, главное уловить модные тренды.

Автор:

О себе:
Творчество — для меня дело интересное и увлекательное. Рисую, вышиваю, шью. Хобби — коллекционирование декоративных наперстков

Источник

Вердугадо – испанское название кринолина Басквине – испанская клешевая

Вердугадо – испанское название кринолина Басквине – испанская клешевая юбка на каркасе из обручей, спереди распахнутая. В XVІ веке, когда лидерство в моде переходит к Испании, амбиции знатных дам нашли своё выражение в необычной ширине юбок, которые располагались в несколько ярусов. Юбки стали настолько тяжёлыми, что женщины не могли их носить. И тогда придумали для юбок каркас из обручей. Обруч по испански – вердуго и потому юбки на каркасе стали называть вердугадо.

Слайд 5 из презентации «История юбки»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «История юбки.ppt» можно в zip-архиве размером 4367 КБ.

«История юбки» — Готика. Отличительные черты маньеризма — манерность, надуманность, вычурность образов, изощренность форм. Возрождение или Ренессанс. История развития женской юбки. Renaissance, итал. Барокко (17- н.18 вв.). Маньеризм. Юбка. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Бидермейер (нем. Впоследствии стиль рококо сменился классицизмом.

«Требования к юбке» — В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную. В начале ХХ в . с появлением силуэта «модерн» юбка кроится расклешенная сзади с удлиненном передом . Из истории юбки. Производственная одежда – предназначена для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности.

«Конструкции юбок» — По конструкции отличают три основных покроя юбок: прямые, клиньевые и конические. Историческая справка. В течение последующих веков юбки претерпевали различные изменения. Конкурсная часть урока. Гигиенические эксплуатационные эстетические. К изделиям поясной группы одежды относятся: Тест на повторение.

«Проект юбки» — Экономическое обоснование. Оборудование. Обоснование возникшей проблемы и потребности. Юбки С оборками. Анализ и выбор лучшего варианта. Расчёт себестоимости представим в Виде таблицы(цены даны условные). Конструирование, моделирование. Безопасность труда. Клиньевые Юбки. Модели 5. Модель. Юбки в складку.

«Изготовление юбки» — Экономический расчет себестоимости. Правила снятия мерок. Творческий проект « Подарок Софье». Расчёт на затраты тканей и материалов. Прямая юбка. Инструменты и приспособления 9 – 12 стр. Манекен. Швейная машина, машина «Оверлок». Для декора также могут применяться шерстенные нитки. Правила подготовки изделий к примерке.

«Моделирование прямой юбки» — Определите, какому эскизу соответствует выполненное техническое моделирование? Односторонние складки. Раздвинуть. Тема: «Моделирование прямой юбки». Внизу подрезы. Мода от » кутюр» — высокая мода. Почему чертеж фартука можно сделать на половину фигуры? Застежка. Застежка на тесьму молния в боковом шве.

Источник

ЧАЙКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

Людям не сразу пришло в голову разделить одежду на мужскую и женскую, тысячелетиями в этом не видели нужды. У зарождавшихся цивилизаций набедренная повязка, фартук, почти не имели различий по полу, возрасту, положению. Но эволюция быта, нравственных, этических, эстетических и религиозных представлений изменили юбкоподобную одежду. У молодых мужчин древних цивилизаций она осталась короткой, у почитаемых и знатных — удлинилась. Женская одежда, став более закрытой, отличалась и более длинной юбкой.

Древние гречанки и римлянки обходились без юбок, их одежда состояла в основном из хитона или туники и плаща.

Строго говоря, юбка — это часть одежды (по современным понятиям, как правило, женской) от талии книзу (в соответствии со словарным определением).

Считается, что слово «юбка» имеет одного прародителя с «шубой»; и то и другое происходят от арабского слова «джубба», которым, называли суконную тунику без рукавов.

В русский язык слово юбка попало из польского, а в него, в свою очередь, из немецкого.

В истории юбки мы опять находим подтверждение тому, что почти все сословия не упускали случая, чтобы даже с ее помощью подчеркнуть значимость своей персоны. Очень хорошо этой цели служил шлейф, который, если верить некоторым источникам, ввела в придворный обиход возлюбленная Карла VII Агнесса Сорель (XV в.). Церковь объявила шлейфы «дьявольскими хвостами» и отказывала в отпущении грехов всем дамам, которые осмеливались их носить. Но на протяжении всего XV века они, тем не менее, остаются непременным элементом придворного костюма, выражая в какой-то мере противодействие вмешательству духовенства в светскую жизнь.

Три века спустя шлейф при европейских дворах был еще в большом почете; на этот раз им была снабжена не сама юбка, а верхнее платье — роб, к которому шлейф пристегивался. Придворный статус определял длины шлейфов: королеве — 11 локтей, дочерям королевского дома — 9, дальним королевских родственницам — 7, герцогиням — 3.

Но самый внушительный шлейф был у коронационного платья Екатерины II — длиной 70 метров и шириной 7 метров , его несли 50 пажей.

В XVI веке, когда лидерство в моде переходит к Испании, шлейф предается забвению. Амбиции знатных дам нашли себе выражение в необъятной ширине юбок, которые располагались в несколько ярусов или набивались конским волосом. Юбки стали настолько тяжелыми, что женщины не могли их носить. И тогда придумали для юбок каркас из обручей. Обруч по-испански «вердуго» (verdugo), поэтому юбки на каркасе получили название «вердугадо» (verdugado). Обтянутые парчой, украшенные драгоценностями, такие юбки были очень дороги. Юбка тех времен — это целое сооружение: установив ее на полу, в нее просто «входили», а потом пристегивали к корсету. Французы, тоже одевшие своих дам в такие юбки, назвали их вертюгарданами (vertugardan), что в переводе на русский язык означает «охраняющая добродетель».

Попав в Италию и Францию, вертюгарданы стали несколько легче и приобрели округлые формы. Эффект необъятности бедер — очень важное по тем временам качество — создавался специальной набедренной подушкой в виде ватного кренделя.

Горячей почитательницей новой французской юбки стала английская королева Елизавета; она много времени уделяла своему гардеробу, как-то восполняя этим недостаток внешних данных. Никто, кроме нее, не смел надеть такую юбку, и запрет этот был отменен лишь со смертью Елизаветы.

Испанские юбки тем временем еще больше расширились, при желании на них можно было возлежать.

Но с севера задули новые ветры. Под ними увяла испанская мода. В XVII веке пришла пора одежды удобной, свободной, доступной. Роль законодателей моды перехватили французы.

Читайте также:  1965 год мини юбки

Французские женщины и три века назад отличались характером динамичным, эмоциональным. Тяжелые негнущиеся испанские наряды были им не по вкусу. Придворные портные, задавая тон моде, искали новых решений. Им, например, понравилось, как поступают со своими юбками прачки: во время работы те, не церемонясь, поднимали подол юбки и затыкали за пояс. Юбка прачки устраивала и принцесс, и гризеток. Теперь не было грехом показывать ножки, а заодно уж и красивые нижние юбки и подкладку. И снова мода проявила крутой нрав: даже летом надевали по нескольку юбок, зимой число их доходило до дюжины. Мир наполнился шуршанием юбок, украшенных многочисленными вышивками, кружевами, воланами.

К XVIII веку дамская мода совершила очередной виток — вернулась к юбке в виде купола. Законодательницами стали актрисы, хотя при первом появлении в таких юбках на театральных подмостках они были жестоко освистаны. Но именно поэтому — таков закон моды! — куполообразные юбки получили широкую известность. Опять сооружаются каркасы, натягиваются на них ткани. В дамском обиходе надолго утверждается корзинка (по-французски — panier — «панье»). Носить ее было непросто: походка должна была вызывать покачивание юбки: при этом совсем неожиданно появлялся подол нижней юбки и, конечно, открывались ножки чуть выше щиколотки.

Зрительный эффект от покачивающейся юбки дополнялся шумовым. Многочисленные металлические или деревянные планки каркаса, соединенные клеенкой, издавали при ходьбе интригующий шорох — причина, почему эту юбку называли «крикуньей».

Церковь усмотрела в этом падение нравов, ее отцы обрушили на новую юбку неистовые поношения. Ни одна прихожанка не смела явиться в такой юбке в церковь. Непослушание строго каралось: юбку принародно заставляли снять и также принародно сжигали.

Но известно, что запретный плод сладок. И уже никакими стараниями нельзя было заставить модниц изменить широкой юбке.

Чтобы расширить и поднять бока юбки, придумали специальный каркас из китового уса (или даже проволоки)-фижмы (китовый ус по-немецки Fischbein). Спрос на фижмы резко возрос, и это привело к еще большему, прямо-таки хищническому развитию китобойного промысла. В 1722 году возникло даже — первое в мире — акционерное общество китобоев.

Все прихотливые превращения юбки были, в общем-то, закономерны, если иметь в виду, что именно в это время в европейском искусстве воцарился стиль рококо (французское слово «rococo» производное от rocai — так назывался декоративный мотив, подсказанный раковиной). Стиль рококо стремился к грациозности, прихотливой орнаменталистике, изысканности, красоте, передаваемой асимметричными декоративными образами. А в целом за этим скрывался уход от действительности в мир фантазии, мифов, эротики. В этих условиях неимоверно возрос престиж модных портных. Молодая модистка Роза Бертен становится личной портнихой Марии Антуанетты, в 1793 году казненной вслед за своим мужем, Людовиком XVI. Роза входила в покои королевы без доклада. Платили ей больше, чем первому министру короля. Современники прозвали ее министром моды.

К 80-м годам XVIII века юбка приобретает еще более причудливый вид. Сзади ниже пояса подвязывают ватную подушку. И юбку парижские остряки стали называть Cul de Paris, что в буквальном переводе звучит если не ругательством, то откровенной и грубой насмешкой.

Ширины юбок стала необъятной. В них лишь с трудом можно было жить, двигаться, менять положение, проходить в дверь, наконец.

Нашелся изобретатель, принесший спасение: он придумал для юбок складной каркас — двери, кресла, экипажи перестали быть препятствием для модниц.

Женщины «третьего» сословия поступили с юбкой иначе: они сократили число обручей своих юбок. Ниже колен ткань ниспадала свободным воланом.

К семидесятым годам XVIII века снова популярным становится шлейф — на время танцев было принято отстегивать его или закладывать в огромные карманы в складках юбок.

Трудно сказать, куда завела бы юбку безрассудная мода, если бы не вмешательство врача-гигиениста Тронкини. Этот швейцарский ученый настоятельно рекомендовал дамам длительные прогулки, уверяя, что нет лучшего средства, чтобы сохранить фигуру и хорошее самочувствие. Каркас, мешавший таким прогулкам, был удален, а подол юбки подобрали.

Во Франции громоздкие юбки на каркасе продержались до конца XVIII века, затем их вытеснили одежды древнеримского образца — мода давно начала тяготеть к классицизму, утвердившемуся в искусстве с XVII века. Правда, сам классицизм к этому времени несколько обуржуазился. К тому же модницы высшего общества и их последовательницы из третьего сословия довольно быстро довели классические образцы до крайности, следуя девизу «одеваюсь, как хочу». Так называемые мервейез (merveilleuses — «чудесницы», как именовали сами французы модниц-кокеток) отказались и от корсета, и от рубашек в пользу туник из прозрачной ткани, перехваченных поясом под самой грудью.

При Наполеоне мода была поставлена на службу императорскому престижу. Чрезвычайная занятость Бонапарта не мешала ему лично следить за костюмом придворных — блеску французского двора он придавал международное политическое значение. Поэтому выдающиеся художники Давид и Изабе получили задание создать модели роскошных нарядов.

В период Реставрации (1815-1830) дамская мода окончательно уступает претенциозности (напомним, были две реставрации власти династии Бурбонов во Франции: первая была, как известно, прервана знаменитыми «Ста днями» Наполеона, конец второй положила Июльская революция 1830 года). Впервые дамские туалеты стали делиться на дневные и вечерние. Постепенно дамский торс снова заковывают в корсет, юбка возвращается к металлическому каркасу, который к середине прошлого века сменяется кринолином: колокол юбки удерживался льняным чехлом, проплетенным конским волосом, от которых и получила свое название новая юбка: crin — «конский волос» и line — «лен».

Вскоре от конского волоса в кринолине осталось одно название: его с успехом заменили нижние юбки, державшиеся на костяных обручах, а позднее на проволочном каркасе.

Это было третье по счету рождение юбки с обручами. На сей раз возврат к моде XVI века был прихотью модельера Шарля Фредерика Борта, англичанина по происхождению, законодателя парижской и мировой моды середины прошлого века. Но если раньше вертюгардан была доступна в основном аристократам, то теперь она стала юбкой для всех. Проволочные кринолины выпускали десятками миллионов. На их изготовление ежегодно уходили сотни километров проволоки.

Но привычный уклад жизни и моды изменили франко-прусская война 1870-1871 годов, падение монархии и Парижская коммуна. Быт уже не мог вернуться в прежнее русло. «Исчезла красота старых времен, когда женщина напоминала кеглю, а ее плечи — бутылку шампанского», — вздыхал по ушедшему художник Дега. Не удивительно, что Борт, попытавшийся было воскресить кринолины, потерпел неудачу.

Новая реформа юбки назревала за океаном. Американки, переселявшиеся в прошлом веке на запад своей страны, путешествовали в повозках, испытывая трудности полукочевого бытия. Корсет и кринолин были не для них. Некто Амалия Блюмер из штата Огайо еще в 1840-х годах прошлого века почла за благо надеть на женщин шаровары, прикрыв их короткой, свободной юбкой до колен. Лет через двадцать у Блюмер объявилась единомышленница — Мэри Джонс. Ее модель тоже состояла из шаровар, но с гарибальдийской подпоясанной блузой.

Однако такая реформа была не по вкусу чопорным ревнителям «чистоты нравов», и пришлось согласиться на компромисс: прикрыть шаровары кринолином. Европейские дамы, которым были чужды заботы американских переселенок, делали в это время все возможное, чтобы изменить силуэт фигуры. К 1870-м годам они обзавелись турнюром (от французского tournure, что среди прочего означает сложение, осанку, манеры) — валиком, который подкладывали под юбку ниже талии со стороны спины. Кто-то из мебельщиков воспользовался модой на турнюр, чтобы замаскировать под юбкой легкий складной стульчик: на него можно было присесть, устав от ходьбы. А к 1880-м годам возрождается фасон столетней давности Cul de Paris. Выходные туалеты отягощаются шлейфами.

Читайте также:  Женские футболки с наклейкой

Юбка не только и не столько была украшением женщины, большей частью она была еще и пыткой — вспомним обручи каркаса, тяжесть дюжины нижних юбок. Между 1910-1914 годами женщины обзавелись еще и «хромающей» юбкой, как ее называли немцы. Она была настолько стянута у лодыжек, что передвигаться в ней можно было только прихрамывая.

Начало XX века запомнилось многим роскошеством дамских туалетов. Дамы с достатком не надевали дважды одного и того же платья для визитов. Платье с необходимыми дополнениями в Германии, например, стоило 2000 марок.

В судьбе юбки прослеживается влияние танцев. В XVIII и XIX веках это был вальс, поначалу шокировавший благонамеренную публику, в начале нашего века — танго, в 1920-е годы — чарльстон, а в 1960-е — рок-н-ролл. Для танго, например, изобрели юбки с разрезом, в который были видны ноги, совершавшие южноамериканские па.

Заметный след в истории одежды оставила плиссированная юбка, украшенная всего лишь тщательными складками, которые в пору расцвета плиссе стала делать машина.

Перед мировой войной снова бушуют страсти вокруг «нагой моды», одевавшей женщин в прозрачные ткани и едва прикрывавшей грудь; разрез на юбке открывал ноги. Ревнители нравственности забили тревогу. Церковь грозила страшным судом, портные отказывались брать заказы на прозрачные или декольтированные платья; в США, в штате Иллинойс, власти пытались запретить юбки, подол которых был выше пятнадцати сантиметров от земли; короткие рукава и декольте исключались. Женщины, верные моде, были готовы к неприятностям и денежным штрафам.

Юбка, о которой мы рассказали, — изобретение городское. В русской деревне юбки стали носить не раньше середины XIX века. Поначалу шили их как привычные в деревне сарафаны — на лифе, который был из более легкой ткани и заменял собой нижнюю сорочку. Корсажи, косточки и прочие приспособления были лишними в крестьянском обиходе, и деревенская юбка легко без них обходилась. Было принято верхние юбки шить из батиста или ситца — голубые, розовые, кубовые, стальные, синие. В семьях с достатком могли себе позволить городские покупные ткани — бархат, бенгалин, репс, кашемир. Но такие юбки были дороги и надевали их только по праздникам и в церковь.

Деревенская мода пыталась угнаться за городской. В 1860-х годах в пригородных деревнях и вблизи ярмарок попробовали было надеть вошедшие в моду «карнолины» (кринолины). Широченные сарафаны надевали на кринолины, сплетенные из ивняка. Но вскоре разочаровались в этой чудной одежде. Проще было пышность юбок поддерживать исподними ватными юбками — деревенские модницы носили их даже летом.

Девушки на выданье надевали в праздники по нескольку юбок, «чтобы толще казаться» — полнота для них была все равно что красота. Ведь деревенская мода всегда соответствовала укладу крестьянской жизни. И та же полнота означала для крестьянской девушки здоровье, а здоровье — это и дети, и работа до седьмого пота.

Худобу на Руси издревле относили к большим изъянам женской внешности. «Тело» обретали своеобразно: женщину укладывали на несколько дней в постель, потчевали хлебной водкой, заботливо кормили, строго наказывали не выходить.

Полным хватало двух-трех нижних юбок; отличавшиеся худобой натягивали по четыре-пять юбок сразу. Зимой для тепла обязательно надевали стеганую на вате «споднюю» юбку.

Будничные нижние юбки шили из холста, а в семьях побогаче — из миткаля, ситца. А то поддевали старые верхние юбки. Другое дело — праздничные нижние юбки. Их шили из голубого, розового или красного ситца, мадаполама.

Крестьянские нравы коротких юбок не допускали: девичья юбка открывала только ступни, бабья была обязательно до пят.

По числу юбок мерился достаток. У донских казачек бывало по пятнадцать-двадцать юбок, к ним для пары полагалась кофта того же цвета. Только к черной юбке никогда не надевали черную кофту.

На Кубани юбку начинали носить с пятнадцати лет. Среди сестер была очередность: младшим надо было ждать, когда просватают старшую, тогда только наступал их черед носить юбку: «чтобы не посадить под корыто старшую сестру».

Древнее юбки была на Руси понева. Это то же, что юбка, только полы, как правило, были не сшиты. Такую, несшитую спереди, поневу называли растополкой, то есть распашной. Держалась понева на гашнике (ремне, веревке, шнуре, тесьме). Изготовленные из клетчатой домотканой шерсти, они были «добрые», «хожалые», «посвятные» и «последние». А еще поневы делились на синятки (однотонные синие) и краснятки с браным узором.

С XVIII века появились глухие поневы, у которых спереди было вшито однотонное полотенце — прошва. Понева вполне представляла свою хозяйку, откуда она родом, замужняя или вдова и почему надела она поневу.

Деревенские портнихи были очень изобретательны в отделке понев. Они додумались даже до «плиссированных» понев: сшитую поневу складывали по клеткам («глазкам») в «ласки», «гранки», и, перевязав веревочкой, клали под горячий деревенский каравай. Получалось «плиссе», складки которого долго не расходились.

Придумали себе русские крестьянки и нечто вроде модного тогда в городе турнюра. Они подтыкали поневу сбоку за пояс, чтобы сзади получался кулек. Отправляясь же в церковь или в город, поневу распускали — этого требовали деревенские приличия.

Молодая после венца надевала поневу с «хвостом» из красного сукна с разноцветными шелковыми лентами, позументом, бархотками и рядом пуговиц. Такую поневу носили до тех пор, пока не приходила пора стать свекровью или тещей. Или пока не наступала старушечья пора.

В иных местах поневу украшали кумачом, лентами и ткаными нашивками. В Тульской губернии были поневы с бубенцами — при ходьбе их было слышно издалека. Самые разукрашенные поневы носили замужние женщины до рождения первенца. На праздничных поневах от украшений не оставалось живого места, и носить такую тяжесть было нелегко — были поневы, весившие по пять-шесть килограммов.

Понева была бабьей одеждой. Девичий наряд, как правило, состоял из рубахи с шерстяным поясом, а поверх — фартук или армяк. В канун совершеннолетия, на именины девушки или в праздник на нее при всех родных подруги надевали поневу. Девушку, надевшую поневу, можно было сватать и собирать ей приданое.

В последний раз, теперь уже окончательно, поневу на девушку надевали во время свадьбы. Поневу поддевали на кнут, поднимали выше головы и, опуская на невесту, приговаривали: «Вот тебе гроза и воля, и вся твоя судьба». Невеста с громким плачем отвечала: «На что девичью красу снимаете, бабью сухоту надеваете».

Источник