Меню

Каркасы для юбок старинных платьев



В древние века не было гендерных различий в одежде. Мужчины и женщины имели подобные вещи в своем гардеробе. Это касалось и юбки.

Прототип современной юбки – набедренная повязка первобытных людей. Использовалась она исключительно с целью защиты тела. Ее носили и женщины и мужчины. Особого кроя не было. Шкуру животного просто оборачивали вокруг бедер. Позже набедренная повязка появляется в костюме древних египтян. Она атрибут мужского гардероба. Повязка-юбка (схенти) изготавливалась из льна, имела строгую геометричную форму, полученную за счет драпировки. Схенти по талии закрепляли шнуром или поясом. Особое значение имела длина. Чем длиннее юбка, тем знатнее ее обладатель.

По длине определяли, выражаясь современным языком, социальный статус человека и в костюмах Древней Греции и Рима. Женщины, наоборот, в отличие от представителей сильного пола, часто обходились без юбок. Основным видом одежды было платье.

Сегодня юбка стала предметом именно дамского гардероба. Исключение составляет лишь шотландский килт. Без нее не обходится ни одна современная женщина. Юбка наряду с рядом других видов одежды входит в состав так называемого «золотого фонда». Это те вещи, которые на протяжении ни одного столетия закрепили свою значимость и прочно «осели» в наших шкафах. Юбка позволяет подчеркнуть женственность, изящество, грацию женской фигуры. Она в зависимости от кроя, ткани, отделки может использоваться для повседневной носки, является предметом дресс кода, а также отличным вечерним вариантом в комплекте с блузой или топом.

Как и на любой другой вид одежды, особое влияние на юбку оказывало время, особенности культуры, быта, этническая принадлежность, архитектура, климат. Не всегда юбка была такой демократичной, как в настоящее время. Она претерпевала множество изменений.

Сам термин «юбка» в русский язык пришел из польского, а в польский из немецкого. Как таковая она появилась в качестве самостоятельного вида поясной одежды в 15 веке. Ее называли «готической юбкой». Именно с этого времени юбку носят отдельно от лифа. Длина была в пол, этого требовало само время. В средневековой одежде не допускалось открытых частей тела. Для того, чтобы внешне показать степень своей знатности, к юбкам пришивали шлейфы. Их длина напрямую зависела от сословия. Так, например, длина шлейфа королевы была в 11 локтей, у герцогинь в 3 локтя.

В 16 веке мода на шлейфы прошла. В то время законодателем мод была Испания. Именно в этой стране появилась юбка «вердугадо», названная так потому, что она была на обручах (на испанском языке обруч – вердуго).

Обручи значительно позволили уменьшить вес юбки, которая ранее имела несколько слоев и подбивалась конским волосом. Эта была вынужденная мера, направленная на получение модной, на тот период, объемной формы юбки. Чтобы надеть такую юбку, ее сначала ставили на пол, женщина входила внутрь, а потом юбку закрепляли на талии. Без посторонней помощи было не обойтись.

Ряд испанских исследователей связывают появление юбки «вердугадо» с именем королевы Кастилии и Леоны Жуане Португальской, которая скрывала с ее помощью свою беременность. Очень часты в истории моды подобные факты. Фантазия одного человека задает модный тон всем остальным.

К концу 16 века из-за изменения канонов красоты и пропорциональных соотношений в костюме изменили и форму юбку. Она стала еще более широкой в нижней части.

17 век «раскрепостил» дам. Юбки стали более удобными, не стало жестких конструкций. Однако, поскольку в моде остался силуэт с узкой талией и широкими будрами, стали надевать сразу несколько юбок. Зимой их количество достигало 12. Следует отметить, что нижняя юбка была всего одна. В этом столетии уже не было моветоном слегка обнажить щиколотку.

В 18 веке снова в моду вошли каркасы, задающие силуэт юбки. Каркасы изготавливали из деревянных планок, соединяли клеенкой, поэтому при ходьбе юбка издавала шорох. Такие юбки называли «крикуньями». В них было запрещено посещать храмы. У тех, кто не слушал запрета, юбку забирали и публично сжигали.

К 80-м годам 18 века чтобы еще больше расширить юбку изобрели каркас из китового уса – фижмы. Сзади ниже спины еще привязывали валик или подушку. Юбка стала огромных размеров, в ней уже невозможно было входить в дверной проем. Поэтому появился складной каркас.

Читайте также:  Лезвия жилет макс 3

В начале 19 столетия силуэт стал менее широким. Нижнюю юбку снова стали подбивать конским волосом для жесткости и придания колоколообразной формы. Уже сверху надевали несколько юбок. Их общее число достигало 6. Моветоном было носить цветные юбки. Только белые.

В середине 19 века в моде кринолин – чехол из льна, который переплетали конским волосом. Позже кринолин был заменен костяными обручами, а затем и проволочным каркасом. Кринолины стали настолько громадными, что появилось немало карикатур на дамский «туалет».

К концу 19 века вводится турнюр – специальный валик, который подкладывали сзади, тем самым создавая ультрамодный S-образный изгиб фигуры. Карикатуристы не обошли вниманием и этот писк моды.

Демократизация общества в 20 веке, борьба женщин за эмансипацию, появление класса работающих женщин внесли лепту и в форму юбки. Она стала более похожа на современную классическую юбку. Юбка была прямой, длинной и уже без корсета.

В начале века примерно в 10-14 годах появилась «хромающая» юбка. Она была длинной и очень узкой, перехваченной у щиколотки, так что передвигаться в ней было весьма проблематично. Распространению в массы она обязана актрисе Цецилии Сорель, которой согласно роли необходимо было длительное время стоять у колонны, а затем «отделиться» от нее. «Хромая юбка», разработанная домом Пакен, для этого была самая подходящая. Именно тогда после представления многие дамы захотели иметь такую вещь. Как известно «мода требует жертв». Именно такими жертвами и стали дамы в «хромой юбке».

Во многом на образ юбки повлиял театр, а еще больше танцы. В 18-19 веках приоритет был у вальса, в начале 20 века – танго, затем чарльстон, а позже рок-н-ролл. Поэтому юбки стали видоизменяться, их длина динамично стала подниматься вверх. Самыми изящными и сексуальными были юбки для чарльстона с высоким разрезом, приоткрывающим изящные женские ножки. Такой «фасон» многими был воспринят в штыки. Например, в США в штате Иллинойс законодательно хотели запретить носить юбки выше 15 сантиметров от уровня пола.

Вообще, в 20 веке юбка, впрочем, как и многие иные виды одежды, менялась почти каждое десятилетие. В первую очередь менялась длина. Знаменитая Коко Шанель прогнозировала, что юбка «остановится» на линии середины колен, но она ошиблась. Появились мини-юбки, которые достигли своего апогея в 70-х годах. Оптимальной считалась длина на уровне опущенных вниз рук. Мэри Куант – создатель мини-юбки за ее популяризацию в 60-х годах получила орден за заслуги в британском экспорте.

После мини длина снова дошла до макси, но продержалась она недолго. Помимо длины менялся и силуэт. От прямой типа «футляр» юбки до трапециевидной формы в стиле «new look».

Помимо вариации по длине, силуэту, в 20 веке менялась и конструкция юбки, средства ее формообразования. Так, появляются юбки-тюльпаны, юбка-карандаш, «американка» (petticoat), юбка-баллон, юбка-брюки (jupe culotte), юбка с запахом (wickelrock), туту, саронг и ряд других.

Сегодня нет строгих канонов по длине и форме юбки. Дизайнеры, конечно, акцентируют внимание на этих аспектах, но каждая современная модница вправе сама выбирать понравившуюся модель. Уместны юбки разных стилей и направлений. Особое внимание уделено крою, тканям и сочетанию разных по структуре и текстуре материалов. Все это способствует появлению нового образа для давно зарекомендовавшего вида одежды.

Юбку вправе можно назвать центральной вещью дамского гардероба. С ней возможны любые комбинации, была бы фантазия. Длинные в пол, короткие или сдержанной длины до середины колен юбки незаменимы в различных ситуациях. Они удобны, практичны, а главное женственны. Именно поэтому, несмотря на активный ритм жизни, женщина всегда хочет оставаться женщиной и в этом ей помогает именно юбка. Она всегда на пике популярности, главное уловить модные тренды.

Автор:

О себе:
Творчество — для меня дело интересное и увлекательное. Рисую, вышиваю, шью. Хобби — коллекционирование декоративных наперстков

Источник

Секреты дамского платья
Кринолин, турнюр, панье, фижмы своими руками

Иллюстрированное руководство по шитью, мастер-класс

Для того, чтобы создать бальное платье, дамское платье другой эпохи (например, костюм исторического персонажа), пышное платье принцессы, фрейлины или королевы, потребуется нижняя юбка, придающая платью необходимую форму. Предлагаемая статья поможет сшить такую юбку самостоятельно. Работа потребует времени, но даже начинающая швея справится с этой задачей, если будет следовать прилагаемым инструкциям.

Читайте также:  Приспособление для надевания носков для инвалидов сделать своими руками

Прежде чем приступить к пошиву, необходимо определиться, какой силуэт требуется воссоздать и какой формы должна быть нижняя юбка.

1. Силуэт «с локотками».
В разрезе юбка имеет овальное сечение, у боков она сильно расширяется, спереди и сзади выглядит плоской.

Пример костюма
с таким силуэтом:

2. Силуэт «рококо».
В разрезе юбка имеет круглое сечение, спереди и сзади выглядит одинаково пышно.

Примеры костюма
с таким силуэтом:

3. Силуэт «необарокко».
Спереди юбка выглядит широкой, но не пышной. В профиль она похожа на «стульчик».

Примеры костюма
с таким силуэтом:

4. Силуэт «ампир».
Расширяющаяся книзу юбка, линия талии сильно завышена. Для такого платья дополнительная нижняя юбка не используется.

Пример костюма
с таким силуэтом:

Для придания юбкам изысканных форм в разные века модницы использовали специальные приспособления. На них остановимся чуть более подробно. Итак:

Турню́р (от фр. tournure — «осанка, манера держаться») — элемент одежды, съемное приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье чуть ниже талии. Турнюр привязывался к талии при помощи ленты.

Панье́ (фр. panier — «корзина») — каркас из ивовых или металлических прутьев, надевался как отдельный элемент под платье, но поверх нижней (исподней) юбки.

Фи́жмы (от нем. Fischbein — «рыбья кость, китовый ус») — то же, что и панье, каркас из китового уса. Это название было распространено в России и Германии.

Криноли́н (crinis+flax, волос+лён), — изначально так называлась жёсткая льняная или хлопковая ткань с основой из конских волос, затем так стали называть жесткую конструкцию, необходимую для придания юбке требуемой формы, аналогичную панье, но гораздо более объемную.

Теперь рассмотрим способы изготовления этих элементов костюма.

Для работы понадобится: фатин или любая другая легкая ткань, регилин, синтепон, лоскут хлопчатобумажной ткани.

ПАНЬЕ
Шаг 1.
Выкроить из фатина детали юбки А и Б. Форма этих деталей изображена на схемах ниже, это либо прямоугольник, либо трапеция. Юбка будет сильно присбориваться на талии. Пунктиром обозначено место, где выполняется присборивание. Размеры деталей зависят от желаемой длины юбки (высота детали) и желаемой пышности сборок (ширина детали).

Шаг 2.
К деталям юбки притачать регилин. Места притачивания показаны на схемах. Регилин должен заканчиваться примерно в двух сантиметрах от швов стачивания деталей, т.к. он не прихватывается в шов.

Шаг 3.
Детали стачать между собой. Верх юбки (на талии) присобрать, придавая юбке желаемую форму.

Шаг 4.
Из хлопчатобумажной ткани выкроить пояс, притачать к юбке. В пояс вставить резинку. Юбка должна достаточно прочно держаться я на талии. Панье готово!

Рассмотрим формы панье, используемые для различных силуэтов.

Панье для силуэта «с локотками».

Показаны виды спереди и сбоку.

Деталь А — прямоугольник. Выкраиваются две детали: передняя и задняя. Обе практически не присбориваются.

Деталь Б — трапеция. Выкраиваются две детали: на левый и правый бок. Обе сильно присбориваются в области талии.

Панье для силуэта «рококо».

Показаны виды сбоку и готовая юбка.

Деталь А — прямоугольник. Выкраивается одна деталь. Юбка шьется по принципу «татьянки», при этом она сильно присборивается на талии.

Панье для силуэта «необарокко».

Показан вид сбоку и готовая юбка.

Деталь А — прямоугольник. Выкраивается одна деталь для переда юбки.
Ширина детали А составляет 1/4 ширины юбки. Она сильно присборивается.

Деталь Б — трапеция. Выкраивается одна деталь: левый бок, задняя часть, правый бок.
Ширина детали Б составляет 3/4 ширины юбки. Деталь сильно присборивается в области талии.

ТУРНЮР
Шаг 1.
Выкроить из любой ткани детали юбки А (1 шт.) и Б (2 шт.). Форма этих деталей изображена на схемах, деталь А — «долька», деталь Б — полумесяц либо полуовал.

Шаг 2.
Детали сложить изнаночными сторонами. Стачать между собой, в шве оставить незакрытым небольшой участок. Изделие вывернуть.

Шаг 3.
Турнюр наполнить синтепоном (или синтепухом, или любым другим наполнителем). Открытый участок шва зашить вручную.

Шаг 4.
К изделию пришить ленту (завязки). Турнюр готов!

Рассмотрим формы турнюров, используемые для различных силуэтов.

Турнюр для силуэта «с локотками».

Показан вид сбоку, вид спереди, а также вид готового изделия.

Деталь А — долька, ее ширина равна примерно 3 см, длина равна половине обхвата талии минус 2 см.

Читайте также:  Футболка с бабочкой для ребенка

Деталь Б — полумесяц, его ширина равна половине обхвата талии, высота от 10 до 15 см, в зависимости от вашего желания.
Выкраиваются две детали А и четыре детали Б. Шьются два турнюра на левый и правый бок. Завязка общая.

Турнюр для силуэта «рококо».

Показан вид сбоку, вид спереди и вид готового изделия.

Деталь А — долька, ее ширина равна примерно 3 см, длина равна 3/4 обхвата талии минус 2 см.

Деталь Б — полуовал, его ширина равна 3/4 обхвата талии, высота от 15 до 20 см, в зависимости от вашего желания.

Выкраиваются две детали Б и одна деталь А. Шьtтся один турнюр с завязкой.

Турнюр для силуэта «необарокко».

Показан вид сбоку, вид спереди и вид готового изделия.

Деталь А — долька, ее ширина равна примерно 3 см, длина равна 3/4 обхвата талии минус 2 см.

Деталь Б — полумесяц, его ширина равна 3/4 обхвата талии, высота от 10 до 15 см, в зависимости от вашего желания.

Выкраиваются две детали Б и одна деталь А. Шьется один турнюр с завязкой.

КРИНОЛИН
Шаг 1.
Выкроить из фатина юбку полусолнце (или 3/4 солнце, но таком случае получится очень объемная юбка) в зависимости от того, насколько пышную юбку требуется получить. О построении выкройки юбки-солнце подробнее см. здесь.

Шаг 2.
Разметить линии, делящие высоту подола юбки на 3 части (на рисунке линии 1, 2 и 3). По этим линиям притачивается регилин и пришиваются оборки. Если требуется очень пышная и жесткая юбка, необходимо вычертить дополнительные линии (на рисунке пунктирные линии).


Шаг 3.
По намеченным линиям притачать регилин, не доходя 2 см до среза.

Шаг 4.
Из фатина или подкладочной ткани выкроить прямоугольники желаемой длины (зависимости от пышности оборки) и шириной, равной расстоянию между вычерченными линиями на юбке, умноженной на 2.

Шаг 5.
На прямоугольнике прочертить линию на две трети высоты (см. рисунок) и проложить строчку с шириной стежка, равной 5 мм. Присобрать. Сложить вдоль по линии строчки.

Шаг 6.
Оборки притачать к юбке, наложив так, чтобы более длинная часть оборки была снизу. На рисунке показаны юбки с тремя и шестью оборками.


Шаг 7.
Из хлопчатобумажной ткани выкроить пояс, притачать к юбке. В пояс вставить резинку. Юбка должна достаточно прочно держаться на талии. Кринолин готов!

Рассмотрим формы кринолина, используемые для различных силуэтов.

Кринолин для силуэта «с локотками».

Показан вид спереди.

Оборки пришиваются в два яруса по бокам, занимая 1/4 ширины юбки права и 1/4 ширины юбки слева.

Кринолин для силуэта «рококо».

Показан вид спереди, сбоку кринолин выглядит точно так же.

Пришиваются 3 или 6 ярусов оборок в зависимости от желания.

Кринолин для силуэта «необарокко».

Показаны виды сбоку и спереди.

Оборки пришиваются сзади, занимая либо 3/4, либо 2/3 ширины юбки.

Таким образом, мы рассмотрели возможность создания силуэтов тремя различными способами. Изготовление турнюра является самым быстрым и самым экономичным. Более сложно изготовить панье. Кринолин — самый трудоемкий и самый затратный вариант. Какой из вариантов использовать — решать вам. В любом случае желаем вам успехов и радости творчества!

Атор текста, рисунов, схем: Людмила Орлова,
специально для детского портала «Солнышко».
Опубликовано 23 мая 2013 года.

Комментарии к статье
Секреты дамского платья
30.05.2013, 12:35
надежда

Полезная статья! Благодарю! 15.10.2013, 09:00
Надежда

Спасибо! Обязательно воспользуюсь! 13.09.2014, 20:45
Светлана

просто здорово! Все понятно и просто. 25.10.2014, 05:19
Людмила

Спасибо за ваши советы. Очень полезная статья 08.01.2015, 18:13
Юлия

Здорово. 02.02.2015, 07:30
Ольга

Всё понятно и доступно!Мне пригодилось! Ваш труд не напрасен! Спасибо! 07.02.2015, 01:02
Диана

Спасибо за статью, сейас как раз собираюсь шить кринолин «рококо» подскажите сколько нужно купить регилина,фатина,хб для 6 колец? 25.02.2015, 16:31
Людмила Орлова (соавтор каталога)

Диана, ничего конкретного не могу подсказать, слишком много факторов надо учитывать: на какой рост шьется кринолин, насколько объемным хотите получить.
Самый верный способ — проконсультироваться в магазине тканей. Продавцы наверняка подскажут более точно. 19.05.2015, 14:46
алиска

я своей доче делала в стиле ампир. 13.04.2016, 18:37
Татьяна

Спасибо большое. Очень познавательно, интересно и полезно.

Источник