Меню

Халат обломова как художественная деталь



Образа халата у Пушкина, Гоголя, Вяземского, Языкова, Гончарова

Описание домашнего халата

В романе Гончарова именно халат играет роль символа, олицетворяющего праздность и бессмысленную жизнь. Об этой вещи сказано, что она старая и поношенная, при этом автор называет её шлафроком. В переводе с немецкого schlafrock означает «спальный халат» — это говорящая деталь, которая обозначает главную черту личности. По мере развития сюжета внешний вид одежды изменяется, и читателям кажется, будто вещь разделяет с героем его судьбу.

В самом начале истории приводится описание халата Обломова. Спальный атрибут выглядит роскошно, он ещё сохранил прочность ткани и яркость расцветок. Вещь настолько мягкая и гибкая, что повторяет малейшее движение тела, при этом складки перенимают беспечность, запечатлённую на лице человека. Тело почти не ощущает эту одежду, и кажется, будто халат и Илья Ильич — двойники. Как на лице героя, так и на ткани появились первые признаки «поношенности», а естественный лоск местами сменился тем, который бывает от долгого использования.

Гончаров подчёркивает, что Обломов и его одежда похожи не только внешне: автор наделяет бытовой предмет чертами, присущими человеку. Вот как он описывает характер Ильи:

Таким же предстаёт перед читателем и неодушевлённый объект — халат, хотя по отношению к нему Иван Александрович не использует этих эпитетов. Образ одежды вырисовывается благодаря описанию складок, модного фасона и необъятного размера: обладатель шлафрока мог бы спокойно завернуться в него дважды.

Как и барин, халат был ненавязчивым, незаметным и уютным. Гончаров подчёркивает, что Илья укутан не только снаружи — вся душа его как бы спрятана в невидимое одеяние, в котором ей хорошо и спокойно.

Кто такой Обломов

Обломов – главный герой одноименного романа Гончарова. Читатель наблюдает его жизнь с малолетства до зрелого возраста, почти до сорока лет. Его образ уходит корнями в характеры таких литературных героев, как гоголевские Подколесин, старостветские помещики, Манилов и Тентетников. Однако основные свои черты Обломов взял у Гончарова. Только автор, в отличие от своего персонажа, отличался талантом и трудолюбием.
Фамилия у героя говорящая. Обломов – от «обломиться», «ломаться». Илья Ильич сломлен жизнью, подавлен ею, отступил перед лицом накативших проблем и неприятностей. Ему проще забиться в своем доме в угол дивана и лежать до бесконечности.

В связи с этим в романе возникают основные атрибуты лени этого героя: диван, халат и домашние туфли. Особую значимость имеет образ-символ халата. Его корни восходят к стихотворению Языкова «К халату».

Халат – любимое и главное одеяние главного героя гончаровского романа. В нем-то читатель как раз и видит Илью Ильича посреди его кабинета. Халат «восточный, … весьма поместительный, так что наш герой мог дважды завернуться в него», — такова характеристика главной детали, становящейся приметой обломовской лени. Гончаров акцентирует внимание читателей на деталях с целью более глубокого раскрытия образа героя. Для Обломова его халат — символ защищенности от внешнего мира с его бесконечными проблемами.

Символика одежды в образе Ильи

Каждый новый день барина был похож на предыдущий. Обломов бездействовал, предпочитая строить планы, но ничего не делать для их реализации. Его фантазия рисовала прекрасные картины, а в жизни этот человек ходил в одной и той же одежде, в которой телу было комфортно. Внешний вид Ильи Ильича показывал, что этот человек не придаёт значения моде и красоте, главное — удобство.

Роль халата в жизни Обломова можно назвать первостепенной. Вещь, хоть и дорогая, но без каких-либо украшений, отлично дополняет образ героя, ведь Илья тоже лишён примечательных черт внешности. Кроме шлафрока, у Обломова был и другой любимый предмет туалета, вернее, целых два: мягкие и широкие туфли, настолько длинные, что утром, спустив ноги с кровати, герой безошибочно попадал ступнями в предназначенное для них место.

Отсутствие в гардеробе галстука и жилета тоже красноречиво свидетельствует о стремлении к простору и уюту. Таким образом, вещи в романе «Обломов» помогают раскрыть характер человека, но это только на первый взгляд. При вдумчивом прочтении читатель заметит, что с помощью одежды и обуви герой стремится создать маленький мирок, где всё напоминало бы родную Обломовку. Там всё вертелось вокруг Ильи и его желаний. Гончаров сумел показать типичного барина из провинции, в личности которого преобладают такие черты:

  • отрешённость;
  • уход в иллюзии;
  • нежелание сталкиваться с реальными сложностями;
  • апатичность;
  • стремление к постоянству и размеренности.

Когда автору нужно показать переход Ильи от «обломовщины» к активной жизни, он снова использует вещественный символ — обувь. Молодому барину приходится носить сапоги, в которых ногам тяжело и неудобно, они «так и зудят».

Непривычная обувь символизирует городскую жизнь. Вынужденная активность и смена образа были обусловлены тем, что Обломов полюбил Ольгу Ильинскую. Ему пришлось собраться с силами и на некоторое время попрощаться с привычным укладом. Но сразу после расставания с возлюбленной барин вновь погружается в трясину «обломовщины», и теперь уже окончательно, поскольку он разочаровался в реальной жизни. Почему отношения не сложились, можно понять по такой цитате: «Жизнь есть жизнь, долг, обязанность, а обязанность бывает тяжела». Илья никак не может этого принять. В его понимании жизнь — череда телесных удовольствий.

Впервые роман был опубликован в 1859 году. Когда он приобрёл популярность, в обиход вошло слово «обломовщина», которым стали называть стремление к бездействию. В широком значении термин подразумевает несколько связанных между собой явлений:

  • отсутствие жизненной позиции;
  • застой в делах;
  • нежелание развиваться;
  • страх перед переменами;
  • лень, праздность;
  • душевная пустота;
  • старинный патриархально-поместный уклад.

В произведении термин впервые употребляется во 2 части, а олицетворяет обломовщину главный герой. Халат Обломова как символ эпохи вводится в произведение с первых страниц.

Литература, 10 класс

Старый домашний халат Ильи Ильича Обломова является очень важной деталью в романе Гончарова «Обломов». Халат Обломова в романе называется шлафроком (в пер. с немец. «schlafrock» — «спальный халат»). Старый, поношенный халат является по сути отдельным персонажем романом. Эта вещь живет своей жизнью и проходит определенные этапы, как и сам Обломов. Халат Обломова — это символ «обломовщины», скучной, пустой и ленивой жизни. Снять этот халат для Обломова значит радикально переменить жизнь: «…сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара и Тарантьева…» Автор подробно описывает халат Обломова, как будто это — живое существо: «…На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него…» Халат Обломова — это по сути двойник героя. Уютный, домашний халат Обломова олицетворяет уютный, спокойный, тихий характер героя. Обломов любит свой халат за то, что он мягкий, гибкий, незаметный и ненавязчивый. Сам Обломов очень похож на свой халат, будучи мягким, незаметным, ласковым человеком. : «…Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…» Беспечность Обломова передается его халату (шлафроку): «…С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока…» Обломов носит халат не только снаружи. Его душа и ум тоже укутаны в «невидимый» халат: «…Идти вперед – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума…» Халат Обломова переживает несколько «жизненных» этапов в романе так же, как и сам Обломов. История халата Обломова начинается на Гороховой улице, в квартире Обломова. Илья Ильич Обломов носит свой халат очень давно. Его гости замечают, что такие халаты уже давно не носят. Обломов переживает романтические отношения с Ольгой Ильинской. В этот период Обломов обретает смысл жизни в лице Ольге. Благодаря любви к Ольге ленивый Обломов оживает и просыпается от своей долгой спячки. В этот период он забывает о своем старом халате: «…Встает он в семь часов, читает, носит куда‑то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки […] Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами…» После разрыва с Ольгой Ильинской Обломов продолжает жить в доме Агафьи Пшеницыной. Хозяйственная Пшеницына достает из чулана старый халат Обломова, чтобы починить его: «…Еще я халат ваш достала из чулана, – продолжала она, – его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит…» До конца своих дней Илья Обломов так и не расстается с любимым халатом, как и со своей ленью и апатией: – …что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах! – Привычка, Андрей; жаль расстаться» Таким образом, уютный и удобный халат сопровождает Обломова долгие годы и становится печальным символом «обломовщины». (462 сл.) если много, то можно первые абзацы убрать и оставить со слов история… Вариант 2 (сокращенный) Старый домашний халат Ильи Ильича Обломова является очень важной деталью в романе Гончарова «Обломов». Халат Обломова — это символ «обломовщины», скучной, пустой и ленивой жизни. Снять этот халат для Обломова значит радикально переменить жизнь: «…сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара и Тарантьева…» Халат Обломова — это по сути двойник героя. Уютный, домашний халат Обломова олицетворяет уютный, спокойный, тихий характер героя История халата Обломова начинается на Гороховой улице, в квартире Обломова. Илья Ильич Обломов носит свой халат очень давно. Его гости замечают, что такие халаты уже давно не носят. Обломов переживает романтические отношения с Ольгой Ильинской. В этот период Обломов обретает смысл жизни в лице Ольге. Благодаря любви к Ольге ленивый Обломов оживает и просыпается от своей долгой спячки. В этот период он забывает о своем старом халате: «…Встает он в семь часов, читает, носит куда‑то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки […] Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами…» После разрыва с Ольгой Ильинской Обломов продолжает жить в доме Агафьи Пшеницыной. Хозяйственная Пшеницына достает из чулана старый халат Обломова, чтобы починить его: «…Еще я халат ваш достала из чулана, – продолжала она, – его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит…» До конца своих дней Илья Обломов так и не расстается с любимым халатом, как и со своей ленью и апатией: – …что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах! – Привычка, Андрей; жаль расстаться» Таким образом, уютный и удобный халат сопровождает Обломова долгие годы и становится печальным символом «обломовщины». (267 сл.)

Олицетворение личностного застоя

Текст художественного произведения был написан Гончаровым незадолго до отмены крепостного права. Автор и его современники ощущали перемену настроений в умах людей, принадлежавших к разным классам. Активная борьба только зарождалась, и пережитки крепостничества были ещё довольно сильны.

Россия была технически отсталой, деревни жили преимущественно натуральным хозяйством. Помещики не хотели и слышать об увеличении производительности труда, обороте капиталов и любых действиях, которые сопровождались тратами. Покупка любого инструмента или приспособления, необходимого в хозяйстве, вызывала у помещиков «стоны, вопли и брань».

Единственным способом производить продукцию была грубая эксплуатация крестьян. Отчасти ситуация компенсировалась тем, что в стране было много природных богатств, в то время ещё не растраченных. Используя халат Обломова в качестве одного из центральных символов романа, Гончаров показывает пережитки эпохи и всё отрицательное, что было присуще не только Илье Ильичу, но и другим представителям высших сословий:

  • примитивность отношений;
  • умственную косность;
  • классовый паразитизм;
  • социально-экономическую отсталость.

Отсутствие смысла жизни

До Ивана Александровича Гончарова в прозе и поэзии уже фигурировали «лишние люди». Но если раньше герои изображались мятежными, не разделяющими ценности общества и талантливыми натурами, то теперь стало ясно, что за пустыми разговорами ничего нет. Прекрасные одежды оказались старым халатом, пьедестал почёта — диваном, а нежелание следовать общепринятым моральным устоям — стремлением обеспечить себе максимально комфортное существование.

То, как проводит свои дни Обломов, нельзя назвать полноценной жизнью. Но если вспомнить «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени», окажется, что главные герои этих произведений тоже не горели желанием приносить пользу обществу и трудиться для чьего-то блага, хотя бы и для своего. Разница — в отношении общества, которое за несколько десятков лет значительно изменилось.

Автору удалось передать неприязненное отношение к знати, у которой главными задачами в жизни были еда, питьё, отдых и развлечения. Во многом это получилось благодаря выразительному символу — домашнему халату, который подчёркивает неопрятный внешний вид, изнеженность и вялость, охватившую не только тело, но также душу и ум молодого барина.

Источник

Халат Обломова в романе «Обломов» Гончарова: описание, роль и история

Обломов и Штольц.
Художник М. М. Морозов

Старый домашний халат Ильи Ильича Обломова является очень важной деталью в романе «Обломов».

В этой статье представлено описание халата Обломова в романе «Обломов» Гончарова, история этой вещи и ее роль в жизни героя.

Халат Обломова в романе «Обломов» Гончарова

Халат Обломова в романе называется шлафроком (в пер. с немец. «schlafrock» — «спальный халат»). Старый, поношенный халат является по сути отдельным персонажем романом. Эта вещь живет своей жизнью и проходит определенные этапы, как и сам Обломов.


Халат Обломова как символ «обломовщины»

Халат Обломова — это символ «обломовщины», скучной, пустой и ленивой жизни. Снять этот халат для Обломова значит радикально переменить жизнь:

«. сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара и Тарантьева. «

«. На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него.

Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. «

Халат Обломова как двойник героя

Халат Обломова — это по сути двойник героя. Уютный, домашний халат Обломова олицетворяет уютный, спокойный, тихий характер героя.

Читайте также:  Халат махровый с кружевом натали

Обломов любит свой халат за то, что он мягкий, гибкий, незаметный и ненавязчивый. Сам Обломов очень похож на свой халат, будучи мягким, незаметным, ласковым человеком. :

«. Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. «

«. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. «

«. Идти вперед – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума. «

Халат Обломова в романе «Обломов»: этапы жизни

1. Халат Обломова на Гороховой улице

История халата Обломова начинается на Гороховой улице, в квартире Обломова. Илья Ильич Обломов носит свой халат очень давно. Его гости замечают, что такие халаты уже давно не носят:

«. Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить, – стыдил он Обломова.
– Это не шлафрок, а халат, – сказал Обломов, с любовью кутаясь в широкие полы халата. «

Как известно, Обломов не любит перемены. Он привык к своему халату и не готов с ним растаться и замениться на что-то новое.

2. Халат Обломова и отношения с Ольгой Ильинской

Обломов переживает романтические отношения с Ольгой Ильинской. В этот период Обломов обретает смысл жизни в лице Ольге.

«. Встает он в семь часов, читает, носит куда‑то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки [. ] Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами. «

«. И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима. «

«. С халатом он простился давно и велел его спрятать в шкаф. «

«. Еще я халат ваш достала из чулана, – продолжала она, – его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит. «

«. Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, – сказал Захар. «

«. Скиньте да дайте скорее, я выведу и замою: завтра ничего не будет. «

«. расстилались эти одеяла и халат Ильи Ильича [. ] Агафья Матвеевна собственноручно кроила, подкладывала ватой и простегивала их. «

– . что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах!
– Привычка, Андрей; жаль расстаться.

Таким образом уютный и удобный халат сопровождает Обломова долгие годы и становится печальным символом «обломовщины».

Такова история халата Ильи Обломова в романе «Обломов»: описание и роль халата в жизни Обломова.

Источник

Халата обломова в романе “обломов” гончарова: описание, роль и история

Роль детали в произведении И А Гончарова Обломов

Роль детали в произведении И. А. Гончарова «Обломов» . 900 igr. net Презентация Мурзиной Екатерины 10 «А» класса.

1. 2. 3. 4. 5. 6. Определение художественной детали Роль деталей у Гончарова Детали портрета Детали интерьера Детали сюжета Связь детали с идеей произведения

Определение художественной детали. Художественная деталь – это выразительная подробность, характерная черта какого-нибудь предмета, части быта, пейзажа или интерьера, несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку, не только характеризующую весь предмет, частью которого она является, но и определяющая отношение читателя к происходящему. В роли детали могут выступать: форма, цвет, свет, звук, запах и т. д.

Роль деталей у И. А. Гончарова В романе Гончарова «Обломов» деталь играет большую роль в сюжете, описании портрета, интерьера и в создании хронотопа. С помощью неё создаётся целостная картина мира. И. А. Гончаров

Детали портрета «Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. » «Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу…» «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. »

Портрет И. И. Обломова Внешность приятная, выражение беспечности на лице Халат – символ неподвижности и лени Мысль редко посещала Обломова Усталость, мягкость черт, изнеженность, лень, апатия

Детали интерьера «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шёлковою материею, красивые ширмы…» «Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на всё, что тут было, прочёл бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий…» «Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. »

Интерьер Диван – символ бездеятельности, лени и апатии Накуплено много всего, но ради приличия «Сонный» интерьер. Запущенность и небрежность. Обломовский интерьер похож на интерьер Манилова

Детали сюжета «Она молчала, сорвала ветку сирени и нюхала её…» «Она рванула мимоходом ветку с дерева, оторвала губами один листок и потом тотчас же бросила и ветку и листок на дорожку. » Цитаты из письма Обломова Ольге: «Вы меня не любите и не можете любить. » «Любовь появилась в виде лёгкого, улыбающегося видения, звучала в Casta diva, носилась в запахе сиреневой ветки…» «Любовь – это душевный антонов огонь. » «Мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь. »

Как только мечта столкнулась с реальностью, чувства стали сразу разрушаться Любовь Из-за лени Обломов не может сделать Ольге предложение Испытание любовью Обломов не прошёл Благоухающая ветка сирени воплощает расцвет чувства и его поэтический аромат

Обломов породил ёмкое понятие «обломовщина» . О её исключительной типичности написал Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина? » Он писал, что «новое слово общественного развития – это обломовщина» Главные черты обломовского характера заключаются «в совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему. Причина апатии заключается в образе умственного и нравственного развития. » И. А. Гончаров

Роль художественной детали в романе Обломов

Художественная деталь – это крайне важный прием изобразительности и иносказания в творчестве И. А. Гончарова, создавшего роман “Обломов”. Для автора этот прием становится принципиально важным, т. к. в своих художественных изысканиях он придерживался принципов натурализма, т. е.

направления, наиболее правдиво описывающего человеческую жизнь со всеми ее красивыми и не очень приглядными сторонами. Выбирая какую-либо деталь из художественного мира, в котором живут герои, Гончаров обозначает в ней некий важный поворот сюжета, судьбоносный этап на жизненном пути героев.

Одну из деталей мы можем найти уже прямо на первой странице книги, где рассказывается о местонахождении Обломова, его месте жительства. Речь идет о Гороховой улице: это название очень обманчиво.

Для всех тех, кто не является жителем Санкт-Петербурга, может показаться, что название улицы намеренно сделанно неособенно благозвучным. Однако, учитывая реалии времени, в которые мог жить настоящий Обломов, становится ясно, что Гороховая улица – это место, где жили представители высшей знати.

Зная плачевное положение дел Обломова, это становится странным, что он жил там, ведь большого состояния ни у него, ни у его семьи не было, ведь они жили только на доходы, которые поступали от продажи сельско-хозяйственной продукции, которую изготавливали крепостные в деревне Обломовке.

Автор намеренно “селит” Обломова в столь престижное место, чтобы напомнить читателям, что Обломов может быть лучше, чем он является – он просто пока что не стремится быть лучше.

Еще одна деталь – это песня Casta Diva, ее поет Ольга Ильинская, Штольц и Обломов становятся невольными слушателями. Пение Ольги окончательно забирает сердце Обломова, он влюбляется в нее и неудивительно, что он потом в своих мыслях называет ее красоту “лунной”, ведь Casta Diva – это как раз “лунная песня”.

По мере развития отношений Ольги и Обломова возникает еще одна художественная деталь, ветка сирени. На языке цветов это растение привычно обозначать как “признак первой настоящей любви”. В сцене в саду автор невербально предупреждает читателей о действительно серьезном повороте событий.

Еще одна значимая деталь – это мосты, которые регулярно разводят на Неве. Обломов в то время жил у Агафьи на Васильевском острове и не мог ездить к Ольге просто потому, что разводили мосты. Гончаров снова дает намек на то, что контакты между персонажами закрываются навсегда.

Таким образом, художественная деталь у Гончарова всегда имеет принципиальное значение: это средство общения с читателем.

(1 votes, average: 5.00

Символические образы и детали в романе И. А. Гончарова «Обломов»

В мировой литературе и культуре наиболее долгая жизнь выпадает на долю тех произведений, чьи герои стали символами определенной эпохи, человеческих типов, характеров, воплощением стремлений человечества.

Среди таких героев человеколюб Прометей, вечный рыцарь Дон Кихот, философ Гамлет, великан Гулливер и многие другие.

Чем шире, многозначнее символическое значение образа, тем ближе он разным людям, тем более популярен и живуч созданный фантазией автора персонаж.

Таков и герой романа И. А. Гончарова Обломов, давший не только название произведению, но и собственное имя многим понятиям.

Обломов — это и тип характера человека, распространенный и узнаваемый, и образ жизни, который до сих пор искушает человека, и национальная беда России, и одновременно лучшая сторона ее души.

Родовое имение героя «Обломовка» — тоже символ особого мира, в котором и поныне живут люди, «не смущая себя туманными умственными и нравственными вопросами», а заботясь о пище и здоровом сне.

Обломову в романе противопоставлен Штольц. Немец по рождению и воспитанию, Штольц воплощает другой тип человека: деятельный, рассудительный, не лишенный при этом порядочности и доброты. Всем хорош друг Обломова, но не под силу ему оказалось изменить образ жизни Ильи Ильича, передать ему свое самолюбие, свою энергию и свое понимание смысла жизни.

Слуга Обломова, Захар, тоже своеобразный символ повторения обломовского образа жизни на более низком уровне, лишенном философии и духовности Ильи Ильича.

Кроме символичных образов, в романе множество символичных деталей. Навечно срослись с Обломовым его любимый диван и халат. Они — главные вехи на пути Ильи Ильича к новой жизни. К середине романа герой встает с дивана и сбрасывает наконец халат.

Но сделав попытку изменить себя и свою жизнь, он снова возвращается к ней, как только появляются на его пути знакомые вещи: диван и халат в доме вдовы Пшеницыной снова поманили его к прежней жизни. Они оказались более цепкими и более долговечными, чем ветка сирени в руках Ольги Ильинской.

«Жизнь, жизнь опять отворяется мне, — говорил он как в бреду, — вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке, в Casta diva… всё здесь…» Но «сирени отошли», не состоялась любовь, не состоялась новая жизнь. Материал с сайта //iEssay.ru

«Повалил густыми хлопьями снег» в конце третьей части романа.

«Все засыпал», — шепнул отчаянно Обломов, «лег в постель и заснул свинцовым безотрадным сном…» И читатель с грустью понимает, что «не проснуться» уже Илье Ильичу, хотя впереди еще четверть книги.

Герой еще очнется от свалившей его «горячки», но никогда уже не вернется к прежним мечтам и планам. «Вечный покой, вечная тишина и ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни».

Образ, созданный Гончаровым, пережил уже десяток поколений. И через полтора века читатель может повторить слова Добролюбова: «…мы еще по-прежнему Обломовы».

На этой странице материал по темам:

  • детали в романе обломов
  • что символизирует диван обломова
  • символические образы и детали обломова
  • слова-символы в обломове
  • роман обломов слова символы

Халат Обломова

В воображаемом музее литературных предметов, — где в читательской памяти хранятся три карты Германна и дуэльный пистолет Онегина, шинель Башмачкина и дорожная шкатулка Чичикова, топор Раскольникова и ланцет Базарова, полковое знамя Болконского и линзы Безухова, галоши Беликова и удочка Тригорина, набоковская коллекция бабочек и несгораемая рукопись булгаковского романа, — обломовский халат занимает почетное видное место.

Гончаров написал и другие замечательные книги (“Обыкновенная история”, “Фрегат “Паллада””, “Слуги”, “Мильон терзаний”), воспоминания, очерки и этюды, но его “Обломов” — особь статья, потому что это великая книга, затрагивающая самые глубинные проблемы человеческой экзистенции, проникающая на ее базовый, “нулевой”, исходный уровень, где звучит один-единственный вопрос: быть или не быть? Или так: зачем? Поэтому это не история о русском барине-лежебоке и никакой не социально-психологический роман (как упомянутая “Обыкновенная история”), но антропологическая притча. И не карта Российской империи могла бы послужить материалом для просторного обломовского халата, но карта звездного неба, как ни пафосно это звучит (не случайно Гончаров порой вынужден призывать на помощь то русского богатыря, обломовского тезку, то самих Гомера и Платона). Удивительное дело: роман очень неровно написан, местами просто провально, но это не имеет существенного значения, потому что писатель попал в жилу — в самый нерв чего-то, что и наименованию-то поддается с большим трудом.

Но попробуем разобраться по порядку.

Автор как зеркало для героя

У Ивана Александровича Гончарова общего с Обломовым не много, но все же достаточно.

Читайте также:  Как сделать красиво футболку длинную

Во-первых, они представители разных социальных слоев, но, оказывается, по-настоящему богатые волжские купцы умели баловать своих детей не хуже столбовых дворян, и детство Гончарова — такой же утраченный безмятежный рай, как ранние годы Гоголя или Редьярда Киплинга до их отправки в закрытые учебные заведения.

Гончаров, подобно Обломову, пережил утрату позже и легче, поскольку после потери отца заботу об их семье взял на себя их состоятельный жилец и отставной моряк, откуда протянулись сразу две ниточки в биографии и творчестве — что называется импринтинг, “впечатывание” в матрицу поведения.

Одна, благодаря связям покровителя, привела будущего писателя на государственную службу в столицу Российской империи (“Обыкновенная история”) и, в силу счастливого стечения обстоятельств, на борт фрегата “Паллада”.

Другая определила судьбу Обломова, заставив того переселиться из центра Санкт-Петербурга в слободку на Выборгской стороне и находить утеху в совместной жизни со вдовой и ее малыми детьми, а впоследствии и самого бессемейного Гончарова на закате жизни подвигнула поступить аналогичным образом, когда умер много лет исправно служивший ему камердинер, оставив семью без кормильца.

Университетское образование получили они оба, но Обломов имел достаточно крепостных душ, чтобы очень скоро отказаться от чиновничьей карьеры, а Гончарову пришлось дослужиться до высоких чинов и постов, что не могло не отразиться на его письме.

Конкурировавший с Гончаровым на литературном поприще барственный и состоятельный Тургенев не случайно за глаза окрестил его “чиновником”, что не помешало ему позаимствовать у доверчивого и медлительного конкурента несколько носившихся в воздухе литературных идей и персонажей.

Гончаров едва не помешался на почве плагиата, дело дошло до третейского суда, и не было дыма совсем без огня, Тургеневу пришлось в одном случае согласиться и вычеркнуть главу, но основные тургеневские романы появились удивительно вовремя, — а дорогá ложка к обеду, — чего нельзя сказать о запоздалом “Обрыве”, третьем романе Гончарова, название которого, как заговоренное, начинается все с того же “Об…”.

Тем не менее “чиновник” Гончаров решился на то, на что ни за что в жизни не отважился бы его герой, — отправиться в полукругосветное путешествие на парусном фрегате (без малого через сорок лет по тому же маршруту, примерно, — только в прямо противоположном направлении, по часовой стрелке, — отправится еще не родившийся Чехов, что будет иметь исключительное значение для обоих писателей, их миропонимания и творчества, — сыграет ту же роль, что Кавказ и Крымская война для Толстого или арест, эшафот и каторга для Достоевского). Без подобного опыта, придавшего новый масштаб мышлению и письму, вряд ли получилось бы у Гончарова написать такого “Обломова”. Десятилетием ранее, еще до плавания на “Палладе”, был написан и опубликован “Сон Обломова” — на таком уровне, сатирической идиллии, ему бы и остаться без предпринятой Гончаровым “гулливеровской” экспедиции. Лично Обломову от нее досталось только пристрастие к чтению книг о путешествиях (что, кстати, очень характерно для второй половины XIX века и особенно для обитателей “глубинки”, откуда, по выражению Гоголя, хоть три года скачи, ни до какого другого государства не доскачешь, — своего рода “географический гомосексуализм”, страдающий бытовой ксенофобией).

Что еще роднит автора с его героем — это отношение к страстям, и в первую очередь к сильнейшей из них, любовной. Оба убежденные холостяки, обжегшиеся в молодости “на молоке” (Обломов, судя по беглому упоминанию о некоей содержанке, дважды) и впоследствии “дувшие на воду”.

Оба склонны к простудам (см. воспоминания А.Ф. Кони и обломовское многократное: “Не подходи, не подходи! Ты с холоду”, — это первого-то мая!).

С той только разницей, что Гончаров в охотку поправляет здоровье на водах в Европе и на Рижском взморье по многу месяцев в году (имея для этого возможности и средства, служа в цензуре и в официальной печати, за что его все больнее клюют набирающие силу народники всех мастей).

Если читатель обратится к гончаровскому очерку “Слуги старого времени”, то увидит, как и из кого писатель сконструировал для Обломова его слугу Захара.

И здесь невозможно не упомянуть о поразительно проникновенной адабашьяновско-михалковской экранизации гончаровского романа, где Захара (а не “себя в предлагаемых обстоятельствах”) сыграл изумительный актер дореволюционной по духу русской театральной школы Андрей Петров, а Обломова и Штольца — Табаков и покойный Богатырев (по признанию Табакова, как бы поменявшись ролями: практичный “Штольц” в роли Обломова, а неприкаянный “Обломов” в роли Штольца, — что и придало образам неожиданную глубину), и ни один из эпитетов в превосходной степени не кажется мне здесь лишним.

Как известно, начиная с Петра Россия в целом и русская культура в особенности ускоренным образом наверстывали свое отставание и преодолевали разрыв с большинством европейских народов, что имело неисчислимые последствия и определило своеобразие русского мира.

В частности, все русские романы XIX века, которые не были эпигонскими, были “неправильными”, не соответствующими западноевропейским образцам и требованиям жанра (роман в стихах Пушкина, поэма в прозе Гоголя, цикл повестей Лермонтова, метафизические триллеры Достоевского, эпопеи Толстого), но именно этим и ценными. И Гончаров здесь не исключение, точнее — его химерический “Обломов”. Разностильность этого романа многосоставная, как у скелета ископаемого ящера, — от классицистического хвоста (с риторикой о долге и нравственных нормах) через истлевший романтизм (со всеми его клише) до длинной реалистической шеи, увенчанной тесным вместилищем рассудка. И тем не менее повествование захватывает, потому что в книге говорится о главном. Максимально упрощая: зачем трудиться и беспокоиться, если все в итоге стремятся к одному — к довольству и покою? Зачем война, а не мир?

Об этом первая часть романа, вполне классицистическая. Первомайским утром Обломова навещают и силятся оторвать от дивана – вынуть из халата! — беспокойные посетители, целый парад шустрых представителей “ярмарки тщеславия”.

Вертопрах Волков, карьерист Судьбинский, журналюга Пенкин, человек без лица и энергетический ноль Алексеев, готовый за компанию и повеситься, театральный грубиян “от сознания бесполезной силы в себе” и негодяй Тарантьев, озабоченный и корыстолюбивый доктор.

Кто-то из них бывший сослуживец, кто-то земляк, кто-то просто знакомый, и все они забегают в гости просто “почесаться”, исполняя социальный ритуал.

Ничего личного нет в их отношении к Обломову, поэтому даже слышать они не хотят о каких-то его неприятностях, которые самому Обломову представляются грандиозными, будучи, по существу, почти комичными в силу своей тривиальности. Всех визитеров Обломов жалеет, как русская баба: несчастные, как же они суетятся! Когда же жить? Так проживут свой век, и даже не пошевелится в них столь многое…

Но вот на пороге возникает вернувшийся из-за границы друг детства Обломова и совершенный его антипод с виду Штольц. И это уже не трение, а сцепление и конфликт — начинается действие романа.

ВЫХОД ИЗ ХАЛАТА

Но никакому Штольцу не вынуть бы Обломова из халата – дружба, сердечная приязнь, все это дело прошлое.

Для такого нужна женщина, и благодаря Штольцу она появляется — Ольга Ильинская, то есть уже по самому звучанию фамилии “суженая” Ильи Обломова, и принимается лентяя, какого свет не видывал и мировая литература не знала, “обламывать”.

Это интереснейший языковой поворот, зафиксированный Далем в его словаре: есть “обломки старины” и т. п.; но существует и другое, отглагольное значение — жестко обучать, объезжать, как лошадей, или дрессировать, как рабочих слонов, и даже кнут в шутку звался тогда “обломайка”.

Впрочем, шуткам не место в данном случае. Любовная история Обломова и Ольги — очень старомодная и несколько наивная, но лучшая часть романа. Стоит отказаться на время от современных взглядов, представлений и эстетических пристрастий, чтобы ощутить всю прелесть, глубину и безысходный трагизм этой истории.

Вся проблема в том, что Обломов не только барин par excellence — воплощение барства как свойства, особая порода или даже биологический вид, искореняемый, искореняемый, да неистребимый на протяжении тысячелетий, по крайней мере.

Как существует физическая красота, как существуют монашество, поэзия, музыка, так существует и эталон праздности, без доли которой счастье невозможно (так считал, в частности, пожизненный труженик Чехов), — и он необходим, чтобы люди не перебесились от непрестанного преследования пользы и выгоды, и бесполезен, как Обломов, этот трагикомичный Дон Кихот служения идеалу покоя, неомраченного мира и недеяния (как называли это свойство на Востоке). Совершенно не случайно Гончаров в одном месте сравнивает своего героя с православными старцами, спавшими в гробу и копавшими себе при жизни могилу, а сам герой признается, что ему давно уже совестно жить на свете (при том, что в романе почти совершенно отсутствует религиозно-церковная сторона русской жизни, сведенная здесь к одной максиме: “надо Богу молиться и ни о чем не думать”). Конечно же, в периоды модернизации Обломов (а с ним заодно и целая вереница исторически обреченных персонажей) однозначно оценивался как социальное зло и тормоз развития, а “обломовщина” (термин Штольца/Гончарова, подхваченный социал-дарвинистами) — как болезнь (по выражению Добролюбова, результат “бездельничества, дармоедства и совершеннейшей ненужности на свете”). К этому нам придется еще вернуться.

Проблема в том еще, что у Обломова… женское сердце! Вот обо что обломались Ильинская с Штольцем. А поскольку встретились три… сироты — треугольник образовался тот еще!

Ильинская весьма прозрачно позиционируется Гончаровым как пушкинская Татьяна и шекспировская Корделия, не лишенная однако специфического, биологически запрограммированного женского двоемыслия (с элементами “лукавства”, “честолюбия” и “корысти”, как ни старался писатель не употреблять подобных слов, выписывая сконструированный им идеал). Естественно, она устраивает предполагаемому спутнику жизни испытание и проверку на способность быть мужем и отцом (аналогичное испытание прошел Пушкин в 1830 году и сумел добыть себе желанную жену). Проблема, однако, в том, что Ольга желает быть ведомой, а ее избранник желает быть… нянчимым. Поэтому после лета томительно бесплодной любви все заканчивается болезненным для обоих фиаско, и Обломов молит о пощаде: “Разве любовь не служба. Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего…”.

Но Ольга беспощадна: это не любовь. “Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен…

голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю.

Ты добр, умен, благороден… и гибнешь… Кто проклял тебя, Илья. Ты умер. ”. Посмотрим чуть позже, чего нужно ей.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ХАЛАТ

Вся наружная жизнь Обломова — это “утробное бегство”, фиксация, по Фрейду, на какой-то из ранних стадий психического развития, непобедимое желание вернуться в безмятежный мир материнской заботы (отсюда желание быть накормленным прежде всего и приласканным).

При этом его внутренняя жизнь достаточно интенсивна (“Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня…

”, — нападает он на Штольца), а его сердце безошибочно и способно понять несравненно больше, чем самый трудолюбивый ум (редкий у мужчин талант, за который Пушкин так любил и ценил своего друга и сибарита Нащокина).

Обломов бежал от света жизни — каким явилась для него Ольга Ильинская — к ее теплу — каким стала для него вдовушка из предместий Петербурга.

Агафья Матвеевна (комбинация из имени невесты в “Женитьбе” Гоголя с отчеством матери самого Гончарова; в классицистическом, по замыслу и драматургии повествовании все типы сконструированы и большинство имен значимо: от Штольца — по-немецки “гордый”, до имен негодяев — Тарантьев, Мухояров, Затертый, — не говоря уж об Обломове, Пшеницыной и др.). Трудно не вспомнить здесь пассаж о булгаковском Мастере: он не заслужил света, он заслужил покой.

И всё в покое хорошо, кабы не скука. Для Обломова покой ассоциировался с отсутствием тревог и “тихим весельем”, тогда как труд — исключительно со скукой. Но, как показал опыт Обломова и Штольца, оба этих состояния равно заканчиваются тоской — а это монета более крупного достоинства. Рассмотрим ее реверс.

Та часть романа, где повествуется об отношениях и браке Ольги со Штольцем, является самой слабой и, более того, — фальшивой.

Не потому, что счастье невозможно или не требует слов (Лис у Сент-Экзюпери нашел же слова для этого), не потому, что Ольга с Андреем его заболтали, как у какого-нибудь Чернышевского (что было общим рассудочным помешательством того времени, поразившим даже Обломова), а потому, что оно оказалось бессодержательным в гораздо большей степени, чем полурастительное счастье Обломова с бесконечно тупой и чистой сердцем вдовушкой в жалком подобии Обломовки на Выборгской стороне.

Склонный к прямым и эффективным решениям Штольц, “утопив страсть в женитьбе”, неожиданно упирается в тупик: “Все найдено, нечего искать, некуда идти больше”. Ему вторит всем удовлетворенная и успевшая стать матерью Ольга: “Вдруг как будто найдет на меня что-нибудь, какая-то хандра… мне жизнь покажется…

как будто не все в ней есть…”. И созревшее у четы Штольцев намерение переселить в свое имение Обломова или хотя бы взять на воспитание его ребенка так похоже на стремление обрести и вернуть себе живую душу, бог весть где и как оброненную.

Потому что тупой активизм, сколь бы искренним он ни был или не хотел таковым казаться, не доводит до добра.

Да и сам холостой Гончаров не очень-то верит в нарисованную им картину, и перо его теряет силу и завирается все больше.

“Кругом сияла вечная красота” — это все, что писатель может сказать о Швейцарии; “блещущая красота” — это уже о Крыме, где он поселил придуманную им счастливую семью (похожим образом Толстой в “Анне Карениной”, чтобы не мучать перо, просто опускает путешествие Анны с Вронским в Италию).

Читайте также:  Учитель поднял мне юбку

“Верный и глубокий наблюдатель явлений жизни” и их “истолкователь” — это о Штольце, являвшем собой в начале романа живой и полнокровный образ незаурядного русского немца.

С Ольгой и того хуже, она “обливает его лучами взгляда” и “довоспиталась до строгого понимания жизни; два существования, ее и Андрея, слились в одно русло… все было у них гармония и тишина”.

Так не о том же ли мечтал и не к тому ли стремился Илья Ильич Обломов?! Или Пушкин, писавший “Пора, мой друг, пора” и “щей горшок — да сам большой”? “Обломову” предшествовали “Старосветские помещики” и “Женитьба”, за ним появились “Ионыч”, “Душечка”, “Дядя Ваня”, “Вишневый сад” – да и весь парадный ряд русской литературы бесконечно пытался разрешить неразрешимую квадратуру круга, чему не предвидится конца, даже если великая литература уже почила в бозе.

Мандельштам эту мечту определил как сугубо славянскую (что не так) мечту о прекращении истории: вот История закончится — и будем просто жить (Толстой, Фукуяма… несть утопистам числа). Потому и коммунизм неискореним в принципе, поскольку всякое нормальное (да и не очень) детство, по существу, коммунистично.

Гончаров в предельно гипертрофированной форме поставил/изобразил проблему борьбы и единства противоположностей (прости, читатель, за формулировку), где каждая сторона если не уродлива, то недостаточна, иначе говоря — нежизнеспособна.

Бердяев некогда писал о “вечно бабьей” сущности России, когда на улицах уже гуляли человеки с ружьем и жестокие комиссары в кожанках, — куда подевались? Коловращение продолжается.

Но остался роман, который говорит нечто предельно важное о жизни вообще. Не только русской.

Урок литературы по теме «Роль художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов»

  • Темы сочинений На «3» Комическое в романе «Обломов», 27.59kb.
  • Штольц как антипод обломова в романе и. А. Гончарова “обломов” Произведения И. А. Гончарова, 20.12kb.
  • Комическое и трагическое в романе И. Гончарова «Обломов», 30.25kb.
  • Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История русской литературы и искусства», 13.42kb.
  • И. А. Гончарова (Роман И. А. Гончарова «Обломов» роман о любви) Тароватова В. Н., учитель, 76.32kb.
  • Задачи: Выявить особенности русского национального характера и обсудить вопросы предназначение, 373.31kb.
  • Контрольная работа №1 10 класс Иван Александрович Гончаров Роман «Обломов», 28.45kb.
  • Проблематика романа И. Гончарова “ Обломов, 58.73kb.
  • Тест по роману «Обломов» И. А. Гончарова., 55.06kb.
  • Роман И. А. Гончарова «Обломов», 25.51kb.

МОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №1 –

Урок литературы по теме «Роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов».

учитель русского языка,

первой квалификационной категории

Урок литературы по теме «Роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов». 10 класс.

Место в программе: завершающий урок по роману И.А.Гончарова «Обломов».

Цель урока: выявить роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов»

Образовательная: выявление понятия «художественная деталь», функций художественной детали, развитие представления о сложном характере героя, отношение к нему автора. Развивающая: формирование вдумчивого читателя, совершенствование навыков анализа, исследовательских навыков, развитие образного мышления. Воспитательная: формирование нравственных ценностей, совершенствование работы в группах, навыков делового общения.

Тип урока: изучение художественного произведения.

Методы исследования: исключение, опрос, анализ, сравнение, обобщение.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, карточки-задания, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.

Ожидаемый результат: определена роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов».

Деятельность педагога Деятельность учащихся Используемые исследовательские методы
Приветствие учащихся. Предлагает просмотреть иллюстративный ряд (герои и детали в романе Гончарова «Обломов»). На что особо обратили внимание при просмотре? Н. А. Добролюбов отмечает: «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят наконец какое-то обаяние».О чем говорит эта цитата. Определите тему урока. Какова цель урока? Просмотр презентации.Ответы учащихся.Ответы учащихся. Наблюдение
Работа с понятием «художественная деталь». Слово деталь широко используется в нашем повседневном обиходе. Что же такое деталь? Как прокомментируете значение слова? (Мелкая составная часть чего-либо, подробность, частность – из франц.) Художественное произведение – это тоже система, единство, а художественная деталь – часть этой системы, часть того художественного мира, который показывает автор. Роман И.А.Гончарова «Обломов» вместил себя всю жизнь главного героя: от рождения и до смерти. В жизни любого человека масса подробностей, деталей. Выдвижение гипотезы. Какую роль может играть художественная деталь? Зачитывают определение из словаря Ожегова. Проводят опрос у присутствующих.Предложения учащихся. Опрос, анализ
Работа в группах. Необходимо поработать с художественной деталью (халат, ветка сирени, книга, пыль, Casta Diva): -выявить с помощью словаря этимологию слова, -выписать цитаты, где упоминается деталь, -опросить присутствующих, с чем ассоциируется предмет, -сделать вывод: какова роль художественной детали. Работа в группах Анализ, наблюдение, опрос, обобщение, сравнение
Заслушивание результатов работы групп. Халат. Заимств. из тюрк. яз. (ср. турецк. χilat «кафтан»), в которых оно является арабизмом. Исходное значение — «почетная одежда». Халат в глазах Обломова имеет массу неоспоримых достоинств, т.к. вполне соответствует роду занятий его владельца – «лежанию». Во время романа с Ольгой халат становится символом постыдного безделья и заброшен Ильей Ильичем. Заброшен, но не выброшен и починен Агафьей Матвеевной. Обломов снова надел халат в день окончательного разрыва с Ольгой. Итак, деталь отмеривает, скрепляет этапы жизни героя. Деталь вырастает до символа и помогает увидеть глубинную суть характера героя. В конце повествования Гончаров дает описание истасканного. Поношенного халата. Описание халата позволяет почувствовать отношение автора к своему герою: ирония 1 части сменяется сложной гаммой чувств, выраженной в последнем описании, среди которых доминирует сожаление. Пыль. Общеслав. Суф. производное от того же звукоподражания (пы), что пыхать, пух. Обломов ведет войну с пылью и проигрывает ее. Странным кажется, что в период «духовного пробуждения» героя пыль все равно остается подробностью его быта. У читателя появляется предчувствие, что Обломов не устоит перед соблазном возвращения к прежней, спокойной жизни. Так и случилось. Деталь снова становится символом. Книга характеризует не только бытовую сторону жизни, но и связь с внешним миром, интеллектуальную работу или ее отсутствие. Чтение книги требует напряжения, труда мысли. Во время общения Обломова с Ольгой Ильинской возрождается его интерес к общественной жизни, но, оказавшись оторванным от Ольги, он перестает читать. Ольга особенно замечает отношение своего возлюбленного к книге, видит в этом предзнаменование печального конца их любовной истории. Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым. Обломов поднял ее и явился с сиренью на следующее свидание. Сирень является для героев поэтичным символом их чувства. После разрыва воспоминание о ветке сирени становится для героя мучительным укором. В эпилоге упоминание о ветках сирени, посаженных дружеской рукой, заставляет задуматься о глубинной общности таких противоположных натур, как Штольц и Обломов, Обломов и Ольга, показывает отношение автора к герою. «Casta Diva», Каватина Нормы — ария из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831). Одна из наиболее знаменитых и сложных для исполнения итальянских арий для сопрано. В покоренной римлянами Галлии друиды готовят восстание против иноземного владычества. Верховная жрица и прорицательница Норма обращается к богам за поддержкой и, получив их благословение, предсказывает падение римского владычества и освобождение родины.’Каста Дива‘, что в переводе с итальянского означает ‘чистая помыслами и телом дева’.Ольга пела Casta diva, чем, наверное, и покорила окончательно Обломова. Он увидел в ней ту самую непорочную богиню. И действительно, слова эти — «непорочная богиня» — в какой-то мере характеризуют Ольгу в глазах Обломова и Штольца. Представляют результаты работы, делают краткую запись в тетрадях. Обобщение
Комментируя искусство художественной детали, критики предлагают такую классификацию: сюжетные, описательные и психологические детали. Оцените с этой точки зрения детали у Гончарова. (Сюжетные– письма, книги; описательные – пыль, халат; психологические – сирень.) Вернемся к гипотезе. Смогли мы ее подтвердить. Вывод: Детали Гончарова не единичные, а повторяющиеся подробности. Поэтому рассматриваемый объект наполняется глубоким содержанием. Отбор деталей позволяет художнику повернуть предмет нужной стороной, раскрыть глубинную сущность характера героя, подсказать дальнейшую логику развития характера. Одна только деталь через возникающие ассоциации способна воспроизвести весь предмет в его целостности. Деталь у Гончарова становится символом, обобщением, лейтмотивом. Ответы учащихсяОтветы учащихся, формулируют выводы. Обобщение
Заканчивая разговор о романе Гончарова «Обломов», определите, чья точка зрения вам ближе: – Идеальное будущее Земли – это “мир”, который видится русскими глазами. А значит, символ этого мира – тот самый боярский кафтан, который не позволяет работать. В нем рецепт спасения Земли, которая уже давно изнемогает от трудолюбия японцев и голландцев. Именно лености требует от человечества планета. ОБЛОМОВ – ЭТО ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ ВЕСЬ МИР Федор ГРИГОРЬЕВ, профессор Новосибирского ГУ -Я старался показать в “Обломове”, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства. И.А. Гончаров Размышление учащихся
Домашнее задание на выбор: -стихотворение о халате (хвала, сожаление), -хвала еде, -репортаж с места событий (из Обломовки) Запись домашнего задания

Внешность и портрет Обломова в романе «Обломов» Гончарова » Сочинение на EraInfo.ru

Портрет Обломова Ильи Ильича позволяет уловить основные черты характера героя: внутреннюю мягкость, покладистость, лень, полное спокойствие и даже некое равнодушие персонажа по отношению к окружающему миру, формирующие сложную и многогранную личность.

На глубину характера Обломова указывает и сам Гончаров в начале произведения: «поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: “Добряк должен быть, простота!” Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой».

Символика одежды в образе Обломова

Проводя все дни в безделье и всевозможных мечтах, строя несбыточные планы и рисуя в воображении множество картин желанного будущего, Обломов не следил за своим внешним видом, предпочитая ходить в любимой домашней одежде, которая словно дополняла его спокойные черты лица и изнеженное тело.

На нем был старый восточный халат с большими широкими рукавами, сшитый из персидской материи, в который Илья Ильич мог дважды завернуться. Халат был лишен каких-либо декоративных элементов – кистей, бархата, пояса – эта простота, возможно, и нравилась более всего в данном элементе гардероба Обломову.

По халату было видно, что герой носит его давно – он «утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным», хотя и «все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани». Илье Ильичу нравилось, что халат был мягок, гибок и удобен – «тело не чувствует его на себе».

Вторым обязательным элементом домашнего туалета героя были мягкие, широкие и длинные туфли «когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу». Жилет или галстук Илья Ильич дома не носил, так как любил приволье и простор.

Описание внешности Обломова в его домашнем убранстве рисует перед читателями образ провинциального барина, которому не нужно никуда спешить, ведь за него все сделают слуги и который все дни тем и занимается, что нежится на постели. Да и сами вещи скорее похожи на верных слуг Ильи Ильича: халат, «как послушный раб» покоряется любому его движению, а туфли не нужно было искать или долго надевать – они всегда были к его услугам.

Обломов словно воссоздает тихую, размеренную, «домашнюю» атмосферу родной Обломовки, где все было только для него, и выполнялся любой его каприз. Халат и туфли в романе – символы «обломовщины», указывающие на внутреннее состояние героя, его апатичность, отрешенность от мира, уход в иллюзии.

Символом реальной, «некомфортной» для Ильи Ильича жизни становятся сапоги: «целые дни, – ворчал Обломов, надевая халат, – не снимаешь сапог: ноги так и зудят! Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь».

Однако сапоги – это еще и символ выхода из-под власти «обломовщины»: влюбившись в Ольгу, герой сам забрасывает подальше любимый халат и туфли, сменив их на светский костюм и такие нелюбимые ему сапоги.

После расставания с Ильинской Илья Ильич полностью разочаровывается в реальном мире, поэтому снова достает старенький халат и окончательно погружается в болото «обломовщины».

Внешность Обломова и Штольца в романе Гончарова

Андрей Иванович Штольц является по сюжету произведения лучшим другом Обломова и его полным антиподом как по характеру, так и внешне.

Штольц был «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», «то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости».

В отличие от Ильи Ильича, Андрей Иванович худощав, со смугловатым ровным цветом лица, зеленоватыми выразительными глазами и скупой мимикой, которую употреблял ровно столько, сколько было нужно.

В Штольце не было той внешней мягкости, которая являлась основной чертой его друга, ему была присуща твердость и спокойствие, без лишней суетливости и спешки. Все в его движениях было слаженно и отконтролировано: «Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой».

Казалось бы, оба героя – и Обломов, и Штольц отличались внешним спокойствием, однако природа этого спокойствия у мужчин была различна.

Вся внутренняя буря переживаний Ильи Ильича терялась в его чрезмерной мягкости, беспечности и инфантильности.

Для Штольца же сильные переживания были чужды: он контролировал не только весь мир вокруг и свои движения, но и свои чувства, не давая им даже зарождаться в душе как чему-то иррациональному и неподдающемуся его контролю.

Выводы

В «Обломове» Гончаров, как искусный художник, смог через портрет героев показать всю глубину их внутреннего мира, «прорисовав» особенности характеров действующих лиц, изобразив, с одной стороны, два типичных для того времени социальных персонажа, а с другой, очертив два сложных и трагичных образа, интересных своей многогранностью и современному читателю.

Источник