Меню

Халат с бранденбурами что это



Словари

сущ., кол-во синонимов: 3

бранденбур, брандербур, шнур

БРАНДЕБУР а, м. обычно мн. brandebourg m.

1. Галуны, которыми украшаются петли и места около пуговиц. Михельсон 1877. У некоторых платьев на груди брандебурги, делающие вид отворотов. МТ 1830 6 Прибавление 108. Это был Меценатин. Он был в атласном голубом полукафтанье опушенном дорогими соболями. На груди его красовались толстые, шолковые, изящно-свитые брандебуры, нацепленные на драгоценныя бриллиантовые запонки, которыя пристегнуты в три ряда вместо обыкновенных пуговиц. 1854. Небольсин Меценатин. // Н. Рассказы проезжего 36. Между изящными мантилиями очень мил и оригинален следующий: эта мантилья с тальей <дается рисунок>, которая застегивается спереди на капот и убрана ярким кружевом в виде брандебуров. БДЧ 1850 103 7 13. Некоторые из фантастических корсажей украшаются бранденбургами и вышиваются толстым шнуром, расположенным бантами и кругами. Это так называемый нами, парижанами, русский вкус (le genre moscovite), который пользуется у нас огромным успехом. Мода 1856 23 84. // Кирсанова 1995 27. Его домашний сюртук из термоламы с кистями, его венгерка с бранденбурами для гуляния .. так мастерски обтягивали его талию. Панаев Литерат. тля. Помещик был румяненький, Осанистый, присадистый .. Ухватки молодецкие, Венгерка с бранденбурами, Широкие штаны. Некрасов Кому на Руси. Торчал перед Аришею, забегал в кухню, чтобы повар Василий и кучер Петр видели .. ибо жаждал, чтобы кто-нибудь восхищался моими «бранденбурами». 19. 11. 1886. Чайк. — М. И. Чайковскому. // Ч. ПСС 13 251. На одном из них <евреев> кепи велосипедиста, сюртук и краги, на другом кепи поменьше и куртка с брандебурами. Бабель Беня Крик. // Кр. Новь 1926 6 33. На груди пиджака вились толстые шелковые шнуры, так называемые брандебуры. Дудинцев Белые одежды. // Нева 1987 3 70. || перен. Украшения. Признаюсь, люблю и мелкие штучки-безделицы, в которых есть много канифоли, когда оные понять хорошенько и одеть в гармонический пальто: но самый простой, с простыми пуговицами без брандебуров. 1856. К. А. Булгаков. // М. Глинка ППС 2б 343.

2. Платье с длинными рукавами. СИС 1907. Плащ с рукавами, на пуговицах. Киреева Ист. костюма 164.

Источник

Словари

сущ., кол-во синонимов: 3

бранденбур, брандербур, шнур

БРАНДЕБУР а, м. обычно мн. brandebourg m.

1. Галуны, которыми украшаются петли и места около пуговиц. Михельсон 1877. У некоторых платьев на груди брандебурги, делающие вид отворотов. МТ 1830 6 Прибавление 108. Это был Меценатин. Он был в атласном голубом полукафтанье опушенном дорогими соболями. На груди его красовались толстые, шолковые, изящно-свитые брандебуры, нацепленные на драгоценныя бриллиантовые запонки, которыя пристегнуты в три ряда вместо обыкновенных пуговиц. 1854. Небольсин Меценатин. // Н. Рассказы проезжего 36. Между изящными мантилиями очень мил и оригинален следующий: эта мантилья с тальей <дается рисунок>, которая застегивается спереди на капот и убрана ярким кружевом в виде брандебуров. БДЧ 1850 103 7 13. Некоторые из фантастических корсажей украшаются бранденбургами и вышиваются толстым шнуром, расположенным бантами и кругами. Это так называемый нами, парижанами, русский вкус (le genre moscovite), который пользуется у нас огромным успехом. Мода 1856 23 84. // Кирсанова 1995 27. Его домашний сюртук из термоламы с кистями, его венгерка с бранденбурами для гуляния .. так мастерски обтягивали его талию. Панаев Литерат. тля. Помещик был румяненький, Осанистый, присадистый .. Ухватки молодецкие, Венгерка с бранденбурами, Широкие штаны. Некрасов Кому на Руси. Торчал перед Аришею, забегал в кухню, чтобы повар Василий и кучер Петр видели .. ибо жаждал, чтобы кто-нибудь восхищался моими «бранденбурами». 19. 11. 1886. Чайк. — М. И. Чайковскому. // Ч. ПСС 13 251. На одном из них <евреев> кепи велосипедиста, сюртук и краги, на другом кепи поменьше и куртка с брандебурами. Бабель Беня Крик. // Кр. Новь 1926 6 33. На груди пиджака вились толстые шелковые шнуры, так называемые брандебуры. Дудинцев Белые одежды. // Нева 1987 3 70. || перен. Украшения. Признаюсь, люблю и мелкие штучки-безделицы, в которых есть много канифоли, когда оные понять хорошенько и одеть в гармонический пальто: но самый простой, с простыми пуговицами без брандебуров. 1856. К. А. Булгаков. // М. Глинка ППС 2б 343.

2. Платье с длинными рукавами. СИС 1907. Плащ с рукавами, на пуговицах. Киреева Ист. костюма 164.

БРАНДЕБУРГИ (франц. brandebourg). Шнуры, галуны, которыми украшаются петли и места около пуговиц, на платьях.

Бранденбур — и БРАНДЕБУ/Р, а, м.

Блестящий шнур на одежде.

Помещик был румяненький. Осанистый, присадистый. Ухватки молодецкие. Венгерка с бранденбурами. Широкие штаны. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //

сущ., кол-во синонимов: 2

(Brandenburg), земля на востоке Германии. 29,5 тыс. км 2 . Население 2,5 млн. человек (1995). Административный центр — Потсдам. В центре Бранденбурга находится столица Германии Берлин, выделенный в отдельную административную единицу на правах земли. В средневековой Германии Бранденбург — княжество (маркграфство) на завоёванных германскими феодалами землях полабских славян, с 1356 курфюршество (с 1415 правили Гогенцоллерны; их резиденция с 1486 — Берлин); в 1618 объединилось с герцогством Пруссия в Бранденбургско-прусское государство (см. Пруссия). После 2-й мировой войны основная часть областей Бранденбурга вошла в советскую оккупационную зону, в 1949 — в ГДР. После присоединения в 1990 ГДР к ФРГ Бранденбург в составе объединённой Германии.

город в Германии, земля Бранденбург, порт на р. Хафель. Свыше 95 тыс. жителей. Металлургия, лёгкая, пищевкусовая промышленность, машиностроение. Основан около 1170. Постройки XIII-XV вв.

БРАНДЕНБУРГ — город в Германии, земля Бранденбург, порт на р. Хафель. 95 тыс. жителей (1988). Металлургия, легкая, пищевкусовая промышленность, машиностроение. Основан ок. 1170. Постройки 13-15 вв.

сущ., кол-во синонимов: 2

— Земля в Германии.

— Какой немецкий город раньше называли Бранибор?

— Основное историческое ядро Пруссии.

— Город в Германии.

БРАНДЕНБУРГ (Brandenburg) — земля на востоке Германии. 28 тыс. км&sup2. Население 2,5 млн. человек (1992). Адм. ц. — Потсдам. В центре Бранденбурга находится столица Германии Берлин, выделенный в отдельную административную единицу на правах земли. В средневековой Германии Бранденбург — княжество (марк-графство) на завоеванных германскими феодалами землях полабских славян, с 1356 курфюршество (с 1415 правили Гогенцоллерны; их резиденция с 1486 — Берлин); в 1618 объединилось с герцогством Пруссия в Бранденбургско-прусское государство (см. Пруссия). После 2-й мировой войны основная часть областей Бранденбурга вошла в советскую оккупационную зону, в 1949 — в Германскую Демократическую Республику. После присоединения в 1990 Германской Демократической Республики к Федеративной Республике Германия Бранденбург в составе объединенной Германии.

БРАНДЕНБУРГ (город) — БРА́НДЕНБУРГ, город в Германии, земля Бранденбург (см. БРАНДЕНБУРГ (земля)), порт на реке Хафель (см. ХАФЕЛЬ). Население 74,5 тыс человек (2004).

Транспортный узел. Крупный индустриальный центр. Металлургия, электротехническая, легкая, пищевкусовая промышленность, машиностроение.

В 948 Оттон I (см. ОТТОН I Великий) основал здесь Бранденбургское епископство. Сам город основан в 1170 Альбрехтом Медведем (см. АЛЬБРЕХТ I МЕДВЕДЬ). До 1486 — столица маркграфства Бранденбург (с 1356 — курфюршества). В 1949-1990 входил в состав ГДР (см. ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА).

Главная достопримечательность города — кафедральный собор Свв. Петра и Павла (построен в нач. 13 в. как позднероманская трехнефная базилика, перестроен в 15 в. в готическом стиле), расположенный на соборном острове (Dominsel). В крипте 1235 расположен мемориал, установленный в память о казненных фашистами священнослужителях. Среди других архитектурных памятников: готическая церковь Св. Екатерины (Katharienenkirche, 14-15 вв.), ратуша старого города (Altstaedtisches Rathaus, 15 в.), перед которой расположена шестиметровая статуя Роланда (см. РОЛАНД) (1474); ратуша нового города (Neustaedtisches Rathaus, 15 в., перестроена в 1720).

БРАНДЕНБУРГ (земля) — БРА́НДЕНБУРГ (Brandenburg), федеральная земля на востоке Германии. Площадь 29,5 тыс км 2 . Население 2,6 млн человек (2004). Административный центр — Потсдам (см. ПОТСДАМ).

В центре Бранденбурга находится столица Германии Берлин (см. БЕРЛИН (город)), выделенный в отдельную федеральную землю Берлин. На севере Бранденбург граничит с Мекленбургом — Передней Померанией, на западе — с Нижней Саксонией и Саксонией-Анхальт, на юге — с Саксонией, на востоке — с Польшей.

Бранденбург — важная сельскохозяйственная и лесоводческая область Германии. Леса занимают 35% территории земли. Основные сельскохозяйственные культуры — пшеница, сахарная свекла, картофель, овощи, фрукты. Основные промышленные центры — города Айзенхюттенштадт (см. АЙЗЕНХЮТТЕНШТАДТ) (сталелитейная промышленность), Котбус (см. КОТБУС) (добыча бурого угля), Людвигсфельде (производство грузовиков «Мерседес-Бенц»), Франкфурт-на-Одере (см. ФРАНКФУРТ-НА-ОДЕРЕ) (приборостроение).

В средневековой Германии Бранденбург — немецкое княжество (маркграфство) на завоеванных германскими феодалами землях полабских славян, главным образом лютичей (в наши дни на территории Бранденбурга, в районе Котбуса, проживают лужичане (см. ЛУЖИЧАНЕ), говорящие на нижнелужицком языке). В середине 12 в. Альбрехт Медведь (см. АЛЬБРЕХТ I МЕДВЕДЬ) завоевал центр племени гаволян Бранибор (Бранденбург) и стал называть себя «маркграфом Бранденбургским». До 1320 правили немецкие маркграфы из рода Асканиев, они проводили здесь германизаторскую политику. С 1356 курфюршество (см. КУРФЮРСТЫ) (с 1415 правили Гогенцоллерны (см. ГОГЕНЦОЛЛЕРНЫ); их резиденция с 1486 — Берлин, в 1473 была установлена неделимость бранденбургских земель); в 1618 к Бранденбургу присоединена Пруссия, также значительные территории отошли к Бранденбургу по Вестфальскому миру 1648 (см. ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР), в 1701 Бранденбургское курфюршество стало Бранденбургско-прусским королевством (см. Пруссия (см. ПРУССИЯ)). В 1815-1945 — прусская провинция, затем земля с центром в Потсдаме (см. ПОТСДАМ). В 1945-1949 основная часть областей Бранденбурга входила в советскую зону оккупации, в 1949-1990 — в состав ГДР.

Исторические и архитектурные памятники сосредоточены в Потсдаме, Бранденбурге, Франкфурте-на-Одере, Бранице.

Бранденбу́рг Николай Ефимович (1839-1903), российский историк, археолог, музейный деятель; генерал-лейтенант (1896). С 1872 заведующий Артиллерийским музеем в Санкт-Петербурге, систематизировал его собрание, составил «Исторический каталог» (ч. 1-3, 1877-89). В 1878-1902 вёл археологические раскопки в Приладожье, обследовал крепость в Старой Ладоге (1885). Труды по истории артиллерии («Материалы для истории артиллерийского управления в России», 1876; «500-летие русской артиллерии», 1889) и археологии.

бранденбу́ргский (от Бра́нденбу́рг)

бранденбу́ржец, -жца, твор. п. -жцем

бранденбу́ржцы, -ев, ед. ч. -жец, -жца, твор. п. -жцем

БРАНДЕНБУРКА и, ж. brandenbourg m. Бранденбурка, епанча с рукавами; а бранденбургкою по тому названа, что такия епанчи прежде всех мест в Бранденбургии носить начали. ЛВ-1 1 303. Бранденбурка — казакин с шнурками, бывший в моде при Людовике XIV. Булгаков Худ. энц. См. также Брандебур 2. — Лекс. Сл. 18: бранденбурка (- ргка) 1755.

1. Судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами для поджигания неприятельских судов или мостов (во времена парусного флота).

2. Судно, затапливаемое в гавани или в бухте для преграждения входа и выхода (в XIX — начале XX вв.).

БРА́НДЕР, брандера, муж. (нем. Brander) (мор.).

1. Прежде — до появления миноносок — судно, нагруженное горючим материалом, зажигаемое и направляемое на неприятельские суда.

2. Теперь — судно, затопляемое для заграждения у входа в порт.

• Запустить или подпустить брандер или (чаще) брандера (разг. фам.) — перен. сказать что-нибудь, чтобы вызвать ссору.

БРА́НДЕР -а; м. [нем. Brander] Мор.

1. Во времена парусного флота: судно с горючими и взрывчатыми веществами для поджигания неприятельских судов, мостов.

2. Во флоте с 19 в.: судно, затопленное у входа в гавань, бухту для заграждения входа или выхода из неё.

Бра́ндерный, -ая, -ое. Б-ые снаряды.

бра́ндер (нем. Brander), судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое поджигали и пускали по ветру или течению на неприятельские корабли. В XIX — середине XX вв. брандерами назывались старые суда, затоплявшиеся у входа в гавань противника с целью заграждения.

БРАНДЕР — БРА́НДЕР (нем. Brander), судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое поджигали и пускали по ветру или течению на неприятельские корабли. В 19 — сер. 20 вв. брандерами называли старые суда, затоплявшиеся у входа в гавань противника с целью заграждения.

БРАНДЕР (нем. Brander) — судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое поджигали и пускали по ветру или течению на неприятельские корабли. В 19 — сер. 20 вв. брандерами называли старые суда, затоплявшиеся у входа в гавань противника с целью заграждения.

1. Судно, нагруженное взрывчатыми и легковоспламеняющимися веществами, предназначавшееся в старину для поджигания неприятельских судов.

2. Судно, затоплявшееся у входа в гавань, бухту для заграждения входа или выхода из нее.

бра́ндер, бра́ндеры, бра́ндера, бра́ндеров, бра́ндеру, бра́ндерам, бра́ндером, бра́ндерами, бра́ндере, бра́ндерах

сущ., кол-во синонимов: 3

«судно, используемое для поджога или преграждения доступа неприятельским кораблям», с 1704 г.; см. Христиани 40. Из голл., нем. brander — то же; см. Мёлен 46; Христиани, там же; Смирнов 65.

БРАНДЕР (нем. Brander, от brannen — жечь). Военное судно, наполненное горючими веществами, предназначенными для поджигания неприятельских кораблей; ныне судно, служащее для сжигания и затопления входа в порт. 2) запускать брандер (погов.). Говорить что-либо для возбуждения гнева или ссоры — поджигать словами.

— Судно, нагруженное взрывчатыми веществами и направляемое в подожженом виде на неприятельские корабли.

— Судно, затапливаемое с целью заграждения.

брандера пустить (иноск.) — предварительные наступательные приемы, чтоб огорошить, ошеломить (намек на голл. брандер — зажигательное, пожарное судно, наполненное горючими вещами и направленное к неприятельскому судну)

Ср. Здесь водится такой обычай, что перед тем, как духовенство хочет идти со святыней, по дачам посылают «брандера», чтобы не получать отказа, а заблаговременно узнать, кто примет, а кто не примет? Мифим пошел «брандером».

Лесков. Рассказы кстати. 2, 7.

Ср. (В прямом смысле). И мне, смиренному (в Чесменской битве), удалось в то время, — прикрывая брандеры, — в темноте, с корабля Януария, лично бросить в врага первый каленый брандскугель. От брандскугеля, попавшего в пороховую камеру, вспыхнул и взлетел на воздух адмиральский турецкий корабль, а от наспевших брандеров загорелся и весь неприятельский флот.

Читайте также:  Свадебное платье с отстегивающейся юбкой свадебное платье трансформер

Данилевский. Княжна Тараканова. 1, 1.

сущ., кол-во синонимов: 2

соотн. с сущ. брандер, связанный с ним

бра́ндерный, бра́ндерная, бра́ндерное, бра́ндерные, бра́ндерного, бра́ндерной, бра́ндерных, бра́ндерному, бра́ндерным, бра́ндерную, бра́ндерною, бра́ндерными, бра́ндерном, бра́ндерен, бра́ндерна, бра́ндерно, бра́ндерны, бра́ндернее, побра́ндернее, бра́ндерней, побра́ндерней

БРАНДЕС (Brandes) Георг (1842-1927) — датский литературный критик. В нач. 70-х гг. возглавил в Дании т. н. движение прорыва, направленное против романтизма, боролся за правдивость и реализм литературы. Фундаментальный труд «Главные течения в европейской литературе XIX века» (т. 1-6, 1872-90).

Бра́ндес Георг (Brandes) (1842-1927), литературный критик; в начале 70-х гг. возглавил в Дании так называемое движение прорыва, направленное против романтизма. Отстаивал реализм в литературе. Фундаментальный труд «Главные течения в европейской литературе XIX века» (т. 1-6, 1872-90).

БРАНДЕС Георг — БРА́НДЕС (Brandes) Георг (1842-1927), датский литературный критик. В начале 1970-х гг. возглавил в Дании т. н. движение прорыва, направленное против романтизма, боролся за правдивость и реализм литературы. Фундаментальный труд «Главные течения в европейской литературе XIX века» (т. 1-6, 1872-90).

БРАНДЕС, ГЕОРГ МОРРИС КОХЕН (Brandes, Georg Morris Cohen)

(1842-1927), датский литературный критик. Родился 4 февраля 1842 в Копенгагене. После непродолжительного изучения права обратился к эстетике и философии. Уже первые книги, О дуализме в нашей новейшей философии (Om dualismen i vor nyeste filosofi, 1866) и Эстетические этюды (stetiske studier, 1868), обнаружили его проницательность как критика и восхищение современной французской литературой. В 1870 он посетил Париж, Рим и Лондон. Вернувшись в Копенгаген, Брандес в 1871 приступил к чтению университетского курса лекций, опубликованных в 1872-1890 под названием Главные течения в европейской литературе 19 в. (Hovedstrninger i det nittende aarhundredes litteratur), которые явились откровенным вызовом царившему тогда интеллектуальному консерватизму и застою. В 1875 он опубликовал датский перевод книги Дж.С.Милля Угнетение женщины. Жил в Германии, где написал работы Датские поэты (Danske digtere, 1877), Эсайас Тегнер (Esaias Tegner, 1878), Бенджамин Дизраэли (Benjamin Disraеli, 1878), Писатели и произведения новой европейской литературы (Mennesker og vrker i nyere europeisk litteratur, 1883), Людвиг Хольберг (Ludvig Holberg, 1885) и другие значительные критические и литературоведческие труды. Во всех своих работах Брандес проявил себя непоколебимым поборником реализма и противником общепризнанных авторитетов и догм. Среди главных работ Брандеса — монография Уильям Шекспир (William Shakespeare, 1895-1896) и Хенрик Ибсен (Henrik Ibsen, 1898). В течение двух последних десятилетий своей жизни им были созданы такие значительные биографические произведения, как Вольфганг Гете (Wolfgang Goethe, 1914-1915), Вольтер (Voltaire, 1916-1917), Гай Юлий Цезарь (Cajus Julius Caesar, 1918) и Микеланджело Буонаротти (Michelangelo Buonarotti, 1921). Умер Брандес в Копенгагене 19 февраля 1927.

Брандес Г. Собрание сочинений, 2 изд., тт. 1-20. СПб, 1906-1914

Источник

Энциклопедия моды
Статьи на букву «Б»

Статьи на букву «Б»

БАБУШИ

БАБУШИ — кожаные туфли без задников, обычно из тисненого сафьяна. Один из видов национальной обуви в Марокко, распространены в странах на северо-западе Африки.

БАВОЛЕ

БАВОЛЕ — франц. — в 19 в. маленькая косынка из ткани, отделанная по низу кружевом, которой заканчивался сзади женский головной убор типа наколки.

БАГДАДИ

БАГДАДИ — деталь грузинского женского головного убора: гладкая, обычно темная, со скромным узором косынка (или платок); вместе с лечаки закреплялась на чихте, ниспадая на плечи и спину.

БА-ДЕ-БОТТ

БА-ДЕ-БОТТ — франц. — в 20-х годах 17 в. полотняные чулки, которые заканчивались кружевом, красиво заполнявшим раструб сапога.

БА-ДЕ-ШОСС

БА-ДЕ-ШОСС — франц. — в начале 16 в. чулки, которые изготавливались из ткани, скроенной по «косой нитке», обычно из тонкого сукна.

БАДЖУ

БАДЖУ (малайск.) — традиционная мужская и женская длинная прямая кофта с длинными рукавами у народов Юго-Восточной Азии.

БАЙКА

БАЙКА (голл. < стар.-франц.) — мягкая, рыхлая, тяжелая хлопчатобумажная ткань с густым двусторонним начесанным ворсом, применяется при шитье белья, детской и женской одежды; кроме того, так называется плотная, тяжелая грубосуконная ткань с начесанным ворсом на лицевой стороне, которая применяется при шитье пальто, изготовлении одеял.

БАК (англ.) — в 18 в. в Англии — денди, щеголь, костюм которого отличала продуманная небрежность. Презирая утонченные развлечения макарони, баки отдавали предпочтение боксу и петушиным боям; пресытясь, могли «развлекаться» на улице, нарядившись разбойниками (см. Мохок).

БАКЕНБАРДЫ

БАКЕНБАРДЫ (нем.) — полоска волос от виска ко рту; бакенбарды вошли в моду в 18 в. в Англии. Было два типа бакенбардов: один — когда они подстриженные, сливались с прической (так их носили, например, французские бонапартисты); другой — когда волосы в бакенбардах оставались длинными и на концах отставали от щек (так называемый английский вариант).

Бакенбарды а-ля Франц Иосиф широкие бакенбарды, сливающиеся с усами, подбородок при этом, как правило, брили; если же оставляли бороду, то придавали ей форму латинской буквы W. Были модными во второй половине 19 в.

Бакенбарды сенаторские — пышные бакенбарды от виска до конца щеки; борода и усы выбриты.

БАЛАК

БАЛАК — традиционная женская одежда у туркмен: длинные, узкие внизу штаны.

БАЛАКЛАВА

БАЛАКЛАВА — вязаный шлем, закрывающий голову, шею, плечи; его носят солдаты, альпинисты, лыжники. Назван по г. Балаклаве, месту боя во время Крымской войны (1853-1856).

БАЛАНТИН

БАЛАНТИН — франц. — нарядная матерчатая сумочка, принадлежность дамского туалета времен Директории; носилась на очень длинной ленте, так что могла слегка волочиться по полу (название произошло от французского слова, обозначающего «уженье рыбы»).

БАЛАХОН

БАЛАХОН — широкое прямое верхнее платье. Так назывались: национальная одежда татар, черемисов и др.; крестьянское платье из простого сукна рабочая одежда солдат, матросов и пр.; домашнее женское платье; ночная рубашка — спальный балахон.

БАЛБРИГГАН

БАЛБРИГГАН — гладкий хлопчатобумажный трикотаж; нижнее белье из этой ткани. Первоначально производился в Балбриггане (Ирландия).

БАЛЕТНЫЕ ТУФЛИ

БАЛЕТНЫЙ СТИЛЬ

БАЛМОРАЛ

БАЛМОРАЛ — традиционная шотландская шапочка без полей; грубый башмак на шнуровке; пестротканая шерстяная юбка. Названы по замку Балморал в шотландском графстве Абердиншир.

БАЛЬЗО

БАЛЬЗО (итал.) — в эпоху Ренессанса, в начале 16 в. — женский головной убор: жесткая разновидность тюрбана. Каркас делался из жесткой кожи или металла, и обтягивался пестрой, обычно шелковой материей.

БАЛЬЦО

БАЛЬЦО (итал.) — в эпоху Ренессанса, в начале 16 в. — женский головной убор: жесткая разновидность тюрбана. Каркас делался из жесткой кожи или металла, и обтягивался пестрой, обычно шелковой материей.

БАНДАНА

БАНДАНА (хинди) — большой пестрый головной платок (или косынка) обычно шелковый или хлопчатобумажный, завязывается на затылке; род ситца с вытравным рисунком в виде гороха.

БАНДО

БАНДО — франц. — женская прическа, простая и строгая: расчесанные на прямой пробор пряди волос спускались вдоль щек, а сзади собирались в пучок. Прическа украшалась цветами, обручами, драгоценностями. Была модной в Испании в 16 в.

БАНДО-Д’АМУР

БАНДО-Д’АМУР — франц. — в моде 17 в. дамский парик из зачесанных высоко вверх волос, переплетенных с лентами.

БАРБ (франц., букв. «борода») — украшение в виде лент и кружев, обрамляющих лицо и шею. В 18-19 вв. носилось на прическах и чепцах, во времена кринолинов — и на шляпках.

БАРБЕТ

БАРБЕТ — франц. — женский головной убор 13-14 вв. из белого полотна, покрывающий часть груди, шею, уши, подбородок, и окружающий лицо белизной.

БАРБЕТТ

БАРБЕТТ — франц. — женский головной убор 13-14 вв. из белого полотна, покрывающий часть груди, шею, уши, подбородок, и окружающий лицо белизной.

БАРДОТКА

БАРДОТКА — франц. — блузка, уменьшенная до размеров бюстгальтера. Названа по имени Брижитт Бардо, которая появилась в такой блузке на экране.

БАРЕТ

БАРЕТ — франц. — головной убор священнослужителей эпохи средневековья в виде небольшой четырехугольной или треугольной (первоначально круглой) шапочки, красной — у кардиналов, черной — у духовных лиц низшего ранга церковной иерархии. В светской мужской моде появились в 16 в.: вначале в виде маленькой четырехугольной шапочки, затем к ней добавились поля (маленькие, отогнутые книзу) и барет стал расти вверх. Самый распространенный вариант барета — большой круг ткани, присборенный по краю и нашитый на жесткий бортик, соединенный с небольшими полями (их можно было поднимать и опускать). Поля украшались драгоценными пряжками, шнурами из жемчуга, страусовым пером.

БАРМИЦА

БАРМИЦА — на Руси в 10-13 вв. — кольчужная сетка, прикрепленная к шлему изнутри, спадающая на спину и плечи, застегивающаяся под подбородком.

БАРМЫ

БАРМЫ — на Руси в 15-17 вв. — круглый широкий воротник (оплечье, ожерелье) с застежкой сзади, расшитый жемчугом, каменьями; надевался на платно.

БАРРЕТ

франц. — головной убор священнослужителей эпохи средневековья в виде небольшой четырехугольной или треугольной (первоначально круглой) шапочки, красной — у кардиналов, черной — у духовных лиц низшего ранга церковной иерархии. В светской мужской моде появились в 16 в.: вначале в виде маленькой четырехугольной шапочки, затем к ней добавились поля (маленькие, отогнутые книзу) и барет стал расти вверх. Самый распространенный вариант барета — большой круг ткани, присборенный по краю и нашитый на жесткий бортик, соединенный с небольшими полями (их можно было поднимать и опускать). Поля украшались драгоценными пряжками, шнурами из жемчуга, страусовым пером.

БАРРЕТИНА

БАРРЕТИНА — традиционный мужской головной убор у каталонцев: красная или фиолетовая шапочка в виде колпака с широким концом, откидывающимся вперед или вбок.

БАРХАТ

БАРХАТ — шелковая или полушелковая ворсовая ткань со сплошным или узорным коротким ворсом на лицевой стороне. Предположительно, родина его — Италия; в 1247 г. в Венеции была учреждена гильдия ткачей бархата. В эпоху поздней готики и Ренессанса огромной популярностью пользовался узорный бархат, особенно рисунок граната с большим раппортом, темно-красного или золотого цвета, подчас с золотыми петлями. Рисунок для бархата часто создавался известными художниками. В эпоху барокко появляется многоцветный бархат. В 17 в. на смену шелковому бархату приходит шерстяной, изготовление которого обходилось дешевле, а позднее — и хлопчатобумажный. Бархат используется для изготовления женских платьев, отделки одежды, для декоративных целей.

Бархат золотный — в старину — паволок, шитый золотыми нитками.

Бархат рытый — в старину — паволок с тисненым рисунком.

БАРХОТКА

БАРХОТКА — бархатная ленточка черного цвета, которую женщины носили на шее, чтобы оттенять ее белизну. Вошла в моду в первой половине 18 в. во Франции.

БАСКА

БАСКА — франц. — полоска ткани, выкроенная по «косой нитке» и пришитая по линии талии: к короткой (до талии) курточке, в качестве ее завершения, или на женское платье — в качестве украшения.

БАСКИН

БАСКИН — франц. — в 16 в. во Франции — жесткий лиф, стягивающий тело до талии, чтобы создать пирамидальную форму одежды.

БАСКИНЫ

БАСКИНЫ (англ. < стар.-франц.) — в истории Англии высокие (могли быть до колена) кожаные башмаки со шнуровкой, на толстой подошве, формой напоминающие эндромиды.

БАСКИНЬЯ

БАСКИНЬЯ (исп.) — в испанской моде 16 в. — нижняя юбка, покрывающая каркас женского платья, или само платье на каркасе.

БАСКСКАЯ ШАПОЧКА

БАСОН

БАСОН — франц. — плетенные на особых станках из пряжи любого вида детали украшения одежды, драпировок и т.п.: тесьма, бахрома, кисти, шнуры, галуны и др. Басон с тонкой нитью из сплавов цветных металлов называется галуном.

БАТИК

БАТИК — нанесение рисунка на ткань с помощью узлов — одна из древнейших форм ручной отделки текстиля, широко распространенная у восточных народов; вид многоцветной ткани: каждый цвет наносят на ткань, освобождая ее для этого от слоя воска, — производство батика особенно развито у народов Индонезии.

БАТИСТ

БАТИСТ — франц. — тонкая, легкая, полупрозрачная хлопчатобумажная или льняная ткань полотняного переплетения. Имеет шелковистый блеск, гладкую поверхность, мягкая на ощупь. Родина батиста — Индия. Ткань используется при шитье женского белья, блузок, рубашек и т.п.

БАХИЛЫ

БАХИЛЫ — название употреблялось на Руси для разного вида обуви, например: обувь рыбаков — сапоги с голенищами на помочах, по бедра; в Сибири — яловой кожи чулки или голенища, надеваемые на онучи, под лапти и т.п.; женская обувь, похожая на полусапожки или коты, но без красной оторочки, с подбоем гвоздей.

БАХРОМА

БАХРОМА — гладкая тесьма с висящими с одной стороны нитями, служит украшением к занавесям, одежде, мебели и пр.

БАХТАРМА

БАХТАРМА (тюрк.) — нижняя поверхность выдубленной кожи.

БАЧКОН

БАЧКОН — традиционная мужская распашная одежда пиджачного типа в Армении.

БАШЛЫК

БАШЛЫК (тюрк.) — традиционный мужской головной убор (главным образом, у народов Кавказа): шерстяной капюшон с длинными концами — лопастями.

БЕГУИН

БЕГУИН — франц. — мужской чепец, сшитый из белой ткани, надевался под верхние головные уборы; появился в 13 в.

БЕЙКА

БЕЙКА — ткань, нарезанная по косой линии; используется для подшивки и отделки платьев, блузок и т.п.

БЕКЕША

БЕКЕША (венгр.) — верхняя мужская одежда, в талию, со сборами и разрезом сзади, спереди отделывалась шнурами. Шилась на меху или на вате с меховым или бархатным воротником. Названа по имени венгерского полководца 16 в. Каспара Бекеша, предводителя венгерской пехоты. Вошла в моду в 50-х годах 19 в.

БЕЛДЕМЧИ

БЕЛДЕМЧИ — деталь национального женского киргизского костюма распашная юбка на широком поясе, надеваемая поверх платья или халата. Подобные юбки издавна носили во многих азиатских странах, на Украине, в Молдавии, в Прибалтике. В Киргизии женщина надевала ее после рождения первого ребенка. Шилась из бархата или ярких полушелковых тканей, украшалась вышивкой. Полы либо сходились спереди, либо расходились на 15 см. Края зачастую обшивали полосками меха. Были также юбки, целиком сделанные из овчины.

БЕЛЧЕР

БЕЛЧЕР — синий шейный или носовой платок в белый горошек. Назван по имени известного боксера Джима Белчера (1781-1811).

Читайте также:  Шаблоны юбок для рисования

БЕЛЬЕВОЙ СТИЛЬ

БЕРБЕРРИ

БЕРБЕРРИ (англ.) — фирменное название высококачественного габардина английской одноименной фирмы в Лондоне; мужской дорогой элегантный плащ, производимый этой фирмой.

БЕРЕТ

БЕРЕТ (лат.) — мягкий плоский головной убор различной величины, круглый или квадратный. Получил распространение в мужской и женской моде 15-16 вв. Часто делался из бархата и богато украшался (перьями, вышивкой и т.п.) В эпоху романтизма пользовался огромной популярностью среди представителей искусства. В настоящее время распространен среди женщин различного возраста. Является традиционной деталью костюма жителей Беарна, альпийских стрелков и др.

БЕРМУДСКИЕ ШОРТЫ

БЕРМУДСКИЕ ШОРТЫ — Бермуды

легкие короткие (до колена) брюки, довольно широкие, обычно из пестротканой шерстяной материи.

БЕРМУДЫ

БЕРМУДЫ — легкие короткие (до колена) брюки, довольно широкие, обычно из пестротканой шерстяной материи.

БЕРТ — франц. — кайма по декольте дамского наряда в виде воротника (1830-1860); широкий круглый воротник.

БЕШМЕТ

БЕШМЕТ (тюрк.) — традиционная верхняя мужская распашная одежда типа архалука у ряда народов Сев. Кавказа, Сибири. Средней Азии и др. В талии собирается в складки и подпоясывается.

БИГУДИ

БИГУДИ — франц. — металлические, пластмассовые и др. трубочки, на которые накручивают пряди волос для завивки. На Руси для этого раньше использовали коклюшки.

БИЖУТЕРИЯ

БИЖУТЕРИЯ — франц. — женские украшения (кольца, брошки и т.п.), сделанные не из драгоценных камней и металлов, в отличие от ювелирных изделий, а из недорогих или искусственных материалов.

Бижутерия стеклянная — достоверно неизвестно, где и когда изобрели стекло, но в третьем тысячелетии до нашей эры в Египте уже была известна стеклянная глазурь. С началом производства стекла началось и изготовление стеклянных бус. Во времена владычества Римской империи Александрия была главным производителем бус; бусы делали в Византии, в римских колониях: бусины имели разную окраску, отделывались вплавленными в них нитями. Постепенно производство стеклянных украшений достигло Центральной и Северной Европы. В 14 в. в Богемии появляются стеклянные имитации драгоценных камней; в 16 в. бусы и ожерелья стали делать в Германии, в конце 17 в. — во Франции. В 18 в. Венеция прославилась изготовлением украшений из стекла, и основной свой доход получала именно за счет экспорта изделий из стекла.

Бусы в то время делали полые, сплошные, позже появились рубленые (стеклярус).

БИКИНИ

БИКИНИ — женский купальный костюм: бюстгальтер и очень короткие трусики, позднее добавлен короткий широкий халатик. Назван по атоллу Бикини, в 1946 г. «оголенному» из-за испытаний американской атомной бомбы.

БИСЕР

БИСЕР — мелкие разноцветные стеклянные или металлические зерна различной формы со сквозными отверстиями; используется для вышивания, украшения женских нарядов и т.п. Стеклянный бисер изготавливался уже в 10 в. в Венеции. На Руси так назывались мелкие стеклянные бусы или мелкие пронизи для уборов (кокошник, сорока), украшений (поднизи, рясна, ожерелья), для различных женских работ.

БИСЕРНИК

БИСЕРНИК — русская девичья головная повязка, поднизь: любая вещь, снизанная из бисера.

БИССУС

БИССУС — вуаль, тонкая прозрачная ткань, в которую египтяне укутывали мумии в эпоху фараонов. Ее носили и египетские женщины, поверх нижней одежды.

БЛАЙЗЕР

(англ.) — современный пиджак, выступающий во многих вариантах; первоначально мужской спортивный клубный пиджак в Англии, позднее он появился в английских женских школах: приталенный, спортивного покроя, часто форменный, из шерстяной фланели, с гербом спортивного клуба, школы или колледжа на нагрудном кармане. В конце 60-х годов 20 в. — крик моды у мужчин и женщин самого разного возраста.

БЛЕЙЗЕР

БЛЕЙЗЕР (англ.) — современный пиджак, выступающий во многих вариантах; первоначально мужской спортивный клубный пиджак в Англии, позднее он появился в английских женских школах: приталенный, спортивного покроя, часто форменный, из шерстяной фланели, с гербом спортивного клуба, школы или колледжа на нагрудном кармане. В конце 60-х годов 20 в. — крик моды у мужчин и женщин самого разного возраста.

БЛЕСОВКА

БЛЕСОВКА — на Руси нитка жемчуга, иногда других бус, кораллов, стекляруса. Использовалась для украшения.

БЛЕСОТЬ

БЛЕСОТЬ — в 15 в. на Руси жемчуг россыпью, ненанизанный, использовался для украшения.

БЛЕСТКА

БЛЕСТКА — разноцветная блестящая, обычно круглой формы, сплющенная пронизь, которая используется для украшения при золотошвейных работах.

БЛИО — франц. — женская одежда с боковыми шнуровками, узкими рукавами, которые заканчивались длинными свисающими манжетами (11-12 вв.); верхняя мужская одежда типа кольчуги, обычно подпоясанная (10-11 вв.); верхняя женская одежда, сходная по покрою с далматикой, все края отделывались каймой с вышивкой (10-11 вв.).

БЛОХОЛ0ВКА

БЛОХОЛ0ВКА — в 16 в. во Франции изящная драгоценная коробочка с небольшим отверстием, в которую капали мед, рассчитывая, что блохи, привлеченные его запахом, заберутся туда.

БЛОШИНАЯ ШКУРКА

БЛОШИНАЯ ШКУРКА — аксессуар, который женщины носили в руке в соответствии с модой 16 в.: хвост или целая шкурка маленького зверька, часто с головой. Предполагалось, что она притянет к себе всех блох, а потом их можно из нее вытряхнуть.

БЛУЗА

БЛУЗА — франц. — современная блузка своими корнями уходит в средневековую одежду блио; женская одежда разделилась на две части — лиф и юбку, лиф постепенно превратился в блузку. В период бидермейера женщины носили сильно приталенные, богато украшенные рюшечками оборками и т.п. блузки с очень широкими рукавами. В эпоху модерна появляются блузки с высокими воротниками-стойками, перед которых отделывался кружевом, воланами и т.п. В 20-е годы 20 в. модной считалась женщина с детской фигурой, поэтому юбки укорачиваются, а блузки удлиняются, их начинают носить поверх юбок, они напоминают современные блузоны. В 30-е годы наблюдается обратный процесс: удлиняются юбки, блузки укорачиваются и становятся похожими на мужские рубашки. В 50-е годы Коко Шанель разрабатывает очень простую модель блузки, которая завоевывает мир: белая шелковая блузка с воротником бантом. В последующие годы меняются фасоны, ткани, отделки, но блузка из моды не выходит.

БЛУЗКА

БЛУЗКА — франц. — современная блузка своими корнями уходит в средневековую одежду блио; женская одежда разделилась на две части — лиф и юбку, лиф постепенно превратился в блузку. В период бидермейера женщины носили сильно приталенные, богато украшенные рюшечками оборками и т.п. блузки с очень широкими рукавами. В эпоху модерна появляются блузки с высокими воротниками-стойками, перед которых отделывался кружевом, воланами и т.п. В 20-е годы 20 в. модной считалась женщина с детской фигурой, поэтому юбки укорачиваются, а блузки удлиняются, их начинают носить поверх юбок, они напоминают современные блузоны. В 30-е годы наблюдается обратный процесс: удлиняются юбки, блузки укорачиваются и становятся похожими на мужские рубашки. В 50-е годы Коко Шанель разрабатывает очень простую модель блузки, которая завоевывает мир: белая шелковая блузка с воротником бантом. В последующие годы меняются фасоны, ткани, отделки, но блузка из моды не выходит.

БЛУЗОН

БЛУЗОН — франц. — современная блузка своими корнями уходит в средневековую одежду блио; женская одежда разделилась на две части — лиф и юбку, лиф постепенно превратился в блузку. В период бидермейера женщины носили сильно приталенные, богато украшенные рюшечками оборками и т.п. блузки с очень широкими рукавами. В эпоху модерна появляются блузки с высокими воротниками-стойками, перед которых отделывался кружевом, воланами и т.п. В 20-е годы 20 в. модной считалась женщина с детской фигурой, поэтому юбки укорачиваются, а блузки удлиняются, их начинают носить поверх юбок, они напоминают современные блузоны. В 30-е годы наблюдается обратный процесс: удлиняются юбки, блузки укорачиваются и становятся похожими на мужские рубашки. В 50-е годы Коко Шанель разрабатывает очень простую модель блузки, которая завоевывает мир: белая шелковая блузка с воротником бантом. В последующие годы меняются фасоны, ткани, отделки, но блузка из моды не выходит.

БЛУМЕРСЫ

БЛУМЕРСЫ (англ.) — гимнастические штаны типа шаровар до колен (главным образом, для девочек); женское трико с резинкой женские брюки с резинкой у щиколотки. Названы по имени американки А. Блумер, разработавшей в середине 19 в. модель женского брючного костюма.

БЛУМЕРЫ

БЛУМЕРЫ (англ.) — гимнастические штаны типа шаровар до колен (главным образом, для девочек); женское трико с резинкой женские брюки с резинкой у щиколотки. Названы по имени американки А. Блумер, разработавшей в середине 19 в. модель женского брючного костюма.

БЛЮХЕРОВСКИЕ САПОГИ

БЛЮХЕРОВСКИЕ САПОГИ — короткие сапоги из толстой кожи; высокие мужские ботинки на шнуровке, с отворотом на передке. Обувь 19 в. Названа по имени прусского фельдмаршала Г. Л. Блюхера (1742-1819).

БЛЮХЕРЫ

БЛЮХЕРЫ — короткие сапоги из толстой кожи; высокие мужские ботинки на шнуровке, с отворотом на передке. Обувь 19 в. Названа по имени прусского фельдмаршала Г. Л. Блюхера (1742-1819).

БОА (франц. < лат.) — женский шарф из меха или перьев, например, страусовых. Был в моде в период романтизма, название получил от королевских удавов.

БОБРИК

БОБРИК — тяжелая шерстяная ткань толщиной больше 4 мм, с начесанным стоячим ворсом на лицевой стороне. Используется для шитья верхней одежды.

БОДИ (англ.) — современный силуэт или фасон одежды, подчеркивающий фигуру; одежда, не скрывающая фигуру, обычно очень открытая (маечки, платья на тонких бретелях или без них).

БОДИ-ШОРТ

БОДИ-ШОРТ (англ.) — облегающая блузка, батник; батник с трусами типа купальника с застежкой внизу на ластовице, надевается через голову.

БОЛВАНКА

БОЛВАНКА — модель головы в натуральную величину для изготовления париков и головных уборов. Болванки вырезали из мягкого дерева (ясеня, липы) или набивали опилками оболочку из плотной ткани.

БОЛЕРО

БОЛЕРО (исп.) — первоначально короткий открытый жилет испанских тореадоров; деталь народного испанского костюма. Вошел в дамскую моду вместе со шляпкой того же названия.

БОЛИВАР

БОЛИВАР — мужская шляпа с сильно расширенной вверху тульей и довольно широкими полями, модная в 1815-1830 гг. Названа в честь освободителя Колумбии С. Боливара (1783-1830).

БОЛОНЬЯ

БОЛОНЬЯ (итал.) — капроновая плащевая ткань с односторонним водонепроницаемым покрытием; плащ из такой ткани. Названа в честь итальянского города Болоньи, где впервые изготовили эту ткань.

БОМБА

БОМБА — на Руси старинная шерстяная ткань, род камлота.

БОМБИЛАТКА

БОМБИЛАТКА — в старину украшение на чепцах из различных материалов: стекла, стеклянных шариков, цепочек, олова и т.п.

БОНБОНЬЕРКА

БОНБОНЬЕРКА — франц. — в старину изящная небольшая коробка для конфет, которую можно было носить с собой.

БОННЭ

БОННЭ — франц. — в конце 15 в. высокий мужской головной убор без полей или женский головной убор в виде чепчика.

БОРДЮР

БОРДЮР — франц. — цветная полоса по краю ткани.

БОРОДА И УСЫ

БОРОДА И УСЫ — элементы мужской прически. Мы часто сталкиваемся с некоторой снисходительностью в отношении к женским прическам разных эпох, но мы представить себе не можем, что творили мужчины тех же времен с растительностью на своем лице. В эпоху Нового царства, например фараоны гладко брили лицо для того, чтобы надеть накладную бороду, заплетенную в косичку; ее соединяли с париком две подвязки. Иногда, правда, фараон оставлял себе короткую квадратную бородку. Мода на бороду и усы, как и все остальное, обычно «спускалась сверху»: всем хотелось походить на первое лицо, поэтому и появлялись моды на усы, названные именами королей, — например, а-ля Генрих IV или а-ля Руа (т.е. в стиле короля). Согласно изменчивой моде, щеки то брили, то отращивали бакенбарды разных размеров и видов, усы то лихо закручивали вверх, то завивали, то сбривали вовсе. Существовали даже так называемые «наусники», которые надевали на ночь, чтобы во сне не испортить «прическу усов». В России же до начала 18 в. вообще не брили бороду и усы. Мода на усы и бороды уходит и возвращается вновь. В Европе в 70-е годы 20 в. после полувекового перерыва появились специализированные товары для усачей: гребешки, щеточки, ножнички, пинцетики, бигуди с электроподогревом и даже кофейные чашки с предохранительной планкой чтобы не намочить и не обесформить лелеемую красу. Для тех же, у кого усы растут плохо или вообще не растут, были предложены искусственные усы всех видов и расцветок. А в болгарской деревне Говеджа был даже организован «Союз усатых»: носители усов самой разной длины, формы и окраски устраивали праздники усачей и гордо проходили парадом по деревенской улице.

Борода с усами — свободно растущие волосы на лице носили еще в глубокой древности; в России борода и усы «от виска до виска» считались обязательными, их не брили до указа Петра I, изданного в начале 18 в. Однако, даже после указа многие откупались от бритья бороды, — за это приходилось платить налог в царскую казну.

Бородка а-ля Генрих IV — маленькая острая, так называемая «козлиная» бородка и обязательные, закрученные вверх над верхней губой усы Бородка названа по имени французского короля Генриха IV (1553-1610).

Бородка и усы а-ля Руа — узенькая полоска бороды под нижней губой и две полоски усов по краям губ. Названа в честь Людовика XIV (1638-1715).

Бородка и усы а-ля Руаяль — бородка, представляющая собой маленький кустик волос (эспаньолка), при этом усы завиты кверху. Мода была введена французским королем Людовиком XIII (1601-1643), который собственноручно обрил офицеров своего полка.

БОРУК

БОРУК — традиционный женский головной убор, до сих пор сохранившийся в некоторых районах Туркмении: высокий, цилиндрической формы, украшается серебряными подвесками, прикрывается платком.

БОТИН

БОТИН — франц. — в 18 в. охотничьи мягкие сапоги до середины икры.

БОТТ — франц. — в 12 веке обувь горожан: сапожки с короткими голенищами позднее они стали закрывать ногу до колен. Видоизменяясь, сохранились до 19 в.

Читайте также:  Жилет с символикой россии

БОТФОРТЫ

БОТФОРТЫ — франц. — сапоги с отворотами; высокие сапоги для верховой езды. В старину — нарядные сапоги со стоячими голенищами выше колен, с раструбами и подколенными вырезками, употреблялись в тяжелой коннице.

БОТЫ — на Руси широкие сапоги; чеботы; ботинки; сибирская обувь — упаки и бахилы, т.е. сапоги чулком. В настоящее время так, в основном, называют калоши.

БОЭМИО

БОЭМИО (исп.) — то же, что Мантлик.

БРАГЕТТ

БРАГЕТТ — франц. — в 14-15 вв. откидной клапан в виде мешочка, пришитый к шоссам.

БРАКА

БРАКА — короткие штаны у древних галлов и др.

БРАНДЕБУР

БРАНДЕБУР (франц. < нем.) — мужской плащ с короткими рукавами, застегивающийся на пуговицы. Появился в моде во второй половине 17 в.

БРАНДЕНБУРГЕРЫ

БРАНДЕНБУРГИ

БРАНДЕНБУРЫ

БРАНДЕНБУРЫ (франц. < нем.), или Бранденбурги, бранденбургеры (нем.) — двойные петли (и, соответственно, двойные пуговицы) заимствованные из венгерской одежды; их делали из шнура или позумента. Вошли в моду в 17 в. и названы по имени герцога Бранденбургского, носившего одежду с такой застежкой. Со временем стали украшением как мужского, так и женского костюма.

БРАСЛЕТ

БРАСЛЕТ — франц. — украшение, обычно носимое на запястье, либо в виде цельного большого кольца из металла, кости и т.п., либо в виде отдельных, соединенных между собой частей.

Был известен уже в глубокой древности, изготавливался из самых разных материалов, имел самые разнообразные формы. Был популярен во времена античности, в эпоху же средневековья, когда руки перестали оголять, исчез из моды, сохранившись разве что в Италии, следовавшей античным образцам.

Мода на браслеты вернулась в эпоху Возрождения: в Северной Европе золотые ободки стали носить поверх рукава, на юге золотые и жемчужные браслеты украшают оголенную руку.

В середине 16 в. браслеты становятся особенно популярными, их усыпают драгоценными камнями и жемчужинами, украшают эмалью.

В 17 в., когда были модны рукава рюшем и узкие манжеты, о браслете забывают; изредка появляются скромные браслеты из жемчуга, или золотые, украшенные изнутри эмалью. Не вспоминали о нем особо и в эпоху рококо: тогда было модно носить на руке жемчужную нить в несколько рядов, или черную ленту с портретным медальоном.

В конце 18 в. появились золотые ободки, на руке носили от одного до трех таких украшений.

В эпоху классицизма популярными становятся браслеты с камеями, во времена романтизма — отделанные филигранью или сплетенные из волос.

В 30-40-х гг. 19 в. появилась мода на парные браслеты с драгоценными камнями в оправе, отделанной филигранью.

Исключительно элегантные образцы этого вида украшений создаются в эпоху модерна, когда оригинальность формы соперничала с изяществом дорогой отделки.

Браслеты из кожи дерева, кости, пластмассы и многого другого в сочетании с разнообразными брелоками стали непременной составной частью и нашей сегодняшней жизни.

БРАСЬЕР

БРАСЬЕР — франц. — в 17 в. во Франции мужская свободная курточка с маленькой баской. Рукава были короткие — либо цельные, либо составленные из отдельных, скрепленных выше локтя лент. Из-под рукавов брасьера выступали рукава рубашки, перехваченные в нескольких местах лентами. В полочки брасьера вшивали картон, для того чтобы они держали форму. Носили с ним воротник раба. Брасьер пришел на смену пурпуэну.

Существовал брасьер и в женской моде, особенно в курортных местах, это был небольшой корсаж с баской и рукавами. Его шили из муара или специальной шелковой ткани с маленькими разрезами правильной формы.

БРЕГЕТ

БРЕГЕТ — франц. — карманные часы, изготавливавшиеся во Франции в мастерской Бреге (1747-1823). Отличались высокой точностью, отбивали часы, доли часов, показывали числа месяца.

БРЕЗЕНТ

БРЕЗЕНТ (голл.) — грубая, плотная, льняная или хлопчатобумажная ткань. пропитанная водоупорными и противогнилостными составами. Применяется для шитья спецодежды, чехлов и т.п.

БРЕЛОК

БРЕЛОК — франц. — небольшое украшение: подвеска на часовой цепочке. браслете и т.п. Были в моде в 18 в. и во второй половине 19 в. Брелоки делали из драгоценного металла, слоновой кости, украшали эмалью, каменьями, им придавали самые разнообразные формы. В эпоху рококо высоко ценилось искусство обращения с брелоками: кавалер должен был уметь изящно позвякивать ими, что считалось признаком элегантности.

БРЕТЕЛЬ

БРЕТЕЛЬ — франц. — украшение из лент или тесьмы, которое было модно в мужской одежде 18 в., когда к брюкам носили короткие жилеты, лямки на сорочках, сарафанах и пр.

БРИДЖИ

БРИДЖИ (англ.) — брюки, плотно охватывающие икры ног до колен; их носят обычно с высокими сапогами (например, при верховой езде).

БРИЛИАНТИН

БРИЛИАНТИН — в старину шерстяная ткань с атласным лоском.

БРИЛЛИАНТ

БРИЛЛИАНТ — франц. — искусственно ограненный алмаз.

БРИФЫ

БРИФЫ (англ.) — во второй половине 20 в. мужские или женские короткие нижние трусики, обычно трикотажные.

БРИЧЕС

БРИЧЕС (англ.) — в середине 16 в. в Англии, Испании короткие, до середины бедра, штанишки в виде двух шаров, набитых паклей, с нашитыми на них выстроченными полосками ткани.

БРИЧЗЫ

БРИЧЗЫ (англ.) — в середине 16 в. в Англии, Испании короткие, до середины бедра, штанишки в виде двух шаров, набитых паклей, с нашитыми на них выстроченными полосками ткани.

БРОКАТЕЛЬ

БРОКАТЕЛЬ — франц. — легкая и изящная шелковая ткань с небольшими золотыми или серебряными букетами, оттененными иногда цветными нитками. Была модна в конце 17 в., из нее шили летние платья.

БРОУГИ

БРОУГИ (англ.) — в Англии мужские или женские уличные ботинки, часто украшенные накладками из кожи с декоративными дырочками и насечками; грубые рабочие башмаки из недубленой кожи.

БРОШЬ

БРОШЬ (франц. < кельт.) — украшение, прикалываемое к одежде. Брошь в современном понимании слова, появилась в 17 в. Введение брошей приписывают мадам де Севинье (1626-1696). Эта застежка отличается от своих предшественниц — фибул и аграфов — как богатством оформления, так и местом прикрепления. С помощью броши можно было не только скрепить ворот или прикрыть вырез, но и подчеркнуть декольте, обнаженную шею.

В 18 в. были модны броши, усыпанные бриллиантами, в виде букетов, лент сплетенных ветвей; к концу века появляются круглые или овальные броши-портреты в золотой оправе с жемчужной каймой. 18-19 вв. — это миниатюры, геммы мозаика, веджвудские пластинки (бело-голубые рельефы) в скромной оправе. В эпоху ампир особенно модны были броши с камеями.

Своего расцвета броши достигли в эпоху бидермейер: ими скрепляли столь любимые тогда воротнички и шейные платки.

В эпоху романтизма появились броши, в которых можно было хранить что либо на память.

В первую половину 19 в. броши украшаются филигранью и зернью с драгоценными камнями.

Во времена второго рококо броши стали делать из прессованного золотого листа с цветной перегородчатой эмалью, или с камнями.

В 60-х гг. начали применять платину, и появились бриллиантовые броши в платиновой ажурной оправе.

То появляясь, то исчезая из моды, броши дожили до наших дней. К числу материалов для их изготовления добавились дерево, кожа, пластмассы и многое другое.

БРЫЖЖИ

БРЫЖЖИ — на Руси оборка в складках, присобранная; манжеты, воротник или жабо такого вида.

БРЫЖИ

БРЫЖИ — на Руси оборка в складках, присобранная; манжеты, воротник или жабо такого вида.

БРЫЗЖИ

БРЫЗЖИ — на Руси оборка в складках, присобранная; манжеты, воротник или жабо такого вида.

БРЫЛЬ

БРЫЛЬ — соломенная широкополая шляпа у белорусов и украинцев.

БРЭ — франц. — то же, что Брака; в 12 в. во Франции нижняя одежда, штаны поверх которых надевали шоссы.

БРЮКИ

БРЮКИ — в России это слово появилось в Петровскую эпоху вместе с голландскими матросами и первоначально означало матросские штаны. Брюки как таковые, вошли в мужскую моду около середины 19 в. Это та самая деталь мужской одежды, за возможность носить которую женщины боролись долгие годы 20 в. В начале 20 в., когда был изобретен велосипед, элегантные дамы, несмотря на скандальные ситуации, стали ездить на нем в пышных брючках до колен. В 1911 г. парижские дома моделей предложили модели юбки-брюк: они были длинными и широкими и скорее напоминали юбку, но появление женщин в этом наряде на улице вызывало шквал негодования. Популяризации брюк способствовала кинозвезда Марлен Дитрих. Однако, несмотря на то, что женщина включилась в активную жизнь и в работе и в спорте, брюки на ней в течение всего нашего века были поводом для скандалов. В 70-е годы в Лос-Анджелесе возникла женская мода на джинсы, и они завоевали весь мир; брюки превратились в модный элемент женской одежды, хотя боролись с ними долго и страстно. Сегодня в моде брюки различной длины, всевозможных силуэтов и покроев.

Брюки-гольф — короткие, чуть ниже колен брюки, чаще всего клетчатые, с притачными манжетами, застегнутыми на пуговицы. В 20-30-х годах 20 в. были распространены как одежда для игр и туризма.

Брюки-клеш — первоначально матросские брюки с раструбом, стали элементом мужской и женской моды во второй половине 20 в.

Брюки (или штаны) оксфордские — очень широкие брюки обычно из серой шерстяной фланели. Пользовались популярностью в 20-е годы в Англии. Названы по г. Оксфорду, известному своим университетом.

Брюки тренировочные — появились в 30-е гг. 20 в. — сначала в виде широких брюк, потом, с появлением эластичных материалов, они приобрели «стройную форму».

БУБИКОПФ

короткая дамская стрижка «под мальчика», появилась около 1920 г. Стиль послевоенной моды.

БУБУ — традиционная мужская длинная широкая рубаха типа туники у народов Западной Африки (главным образом, в Судане); современная пляжная одежда: прямоугольное полотнище махровой ткани, сложенное пополам, с отверстием для головы, с кулиской для шнурка по талии.

БУГАЙ

БУГАЙ — на Руси в 15-17 вв. то же, что Шугай, но без рукавов.

БУКЛЕ

БУКЛЕ — франц. — ткань из фасонной пряжи, внешний вид которой характеризуется наличием утолщений и узелков, в результате чего образуется волнистая шишковатая поверхность. Тонкое букле идет на изготовление платьев, толстое — на пальто, кепи.

БУЛЕВАР

БУЛЕВАР — франц. — в 16 в. узкий валик, в который превратились трусы. Характерен для одежды, созданной французским королем Генрихом III (1551-1589), имевшим пристрастие к женской одежде.

БУЛЛА

БУЛЛА (лат.) — амулет в виде шарика или кружка (часто золотого), который носили на шее до совершеннолетия дети полноправных граждан Др. Рима.

БУЛЬОНЕ

БУЛЬОНЕ — франц. — в 20-е годы 19 в. отделка дамского платья: полоса буфов из легкой ткани типа газа.

БУЛЬСА

БУЛЬСА — традиционная деталь мужского костюма — сумочка — у апайо на Филлипинах.

БУМАЗЕЯ

БУМАЗЕЯ (итал.) — хлопчатобумажная (первоначально называлась бумажная) тяжелая ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начесанным ворсом на изнанке. Ткань обладает рыхлостью, пушистостью и мягкостью. Из нее шьют нательное белье, детские вещи.

БУНАД

БУНАД — традиционные комплекты мужской и женской одежды у норвежцев (в старину — у зажиточного крестьянства), из лучшей ткани, с вышивками серебром, с украшениями из серебра — пуговицами, брошами и т.д.

БУРГУНДЕР

БУРГУНДЕР — традиционный мужской наряд у швейцарцев — синяя полотняная блуза с круглым воротом и застежкой на одном плече.

БУРКА

БУРКА — традиционный войлочный безрукавный плащ, распространенный на Кавказе; бывает двух видов: бурка всадника — длинная, ворсистая, со швами образующими плечевые выступы; бурка пешего — короткая, гладкая, без швов. Кроме того, так называется традиционная одежда в виде балахона, закрывающего тело с головой, с сеткой для глаз, у женщин-мусульманок в Кашмире.

БУРКУА

БУРКУА — в Египте — сетка, прикрывающая лицо женщины наподобие чачвана: длинный узкий кусок черной материи, сотканной из конского волоса, в котором сделана прорезь для глаз; полоска на лбу соединена с нижней частью маски с помощью нанизанных одно на другое блестящих колечек.

БУРМЕТ

БУРМЕТ (перс.) — в старину грубая хлопчатобумажная ткань, бязь.

БУРНУС

БУРНУС (араб. ) — традиционная верхняя мужская одежда у арабов Ближнего Востока и Северной Африки: плащ из плотной шерстяной материи, обычно белого цвета, с капюшоном, в старину просторное женское платье с широкими рукавами; в начале 19 в. мужское пальто со шнурами и узкими рукавами.

БУРС (греч.) — в старину во Франции кошелек для денег или сумочка для туалетных принадлежностей; около 1730 г. — сетка на волосы в виде кошелька.

БУРСА

БУРСА — на Руси шелковый персидский паволок.

БУТОНЬЕРКА

БУТОНЬЕРКА — франц. — букетик цветов, вдеваемый в петлицу или прикалываемый к одежде; сосуд в виде пробирки для цветка или букетика, прикалываемый к платью.

БУТСЫ

БУТСЫ (англ.) — ботинки, первоначально футбольные: без каблуков, с твердыми носками и задниками, на шипах или с поперечными планками на подошве.

БУТ-ХОУЗ

БУТ-ХОУЗ (англ.) — в 16 в. в Англии короткие (до колен) шелковые чулки украшенные вышивкой.

БУТЧ (англ.) — современная мужская или женская короткая стрижка.

БУФЫ — франц. — пышные складки, сборки на рукавах, юбках.

БХОТО

БХОТО — традиционная мужская рубаха у народов Непала: приталенная, с глубоко запахивающимися полами, с особой системой завязок.

БЭРН — франц. — верхняя женская одежда, подобная марлоту.

БЮСК — франц. — деталь дамской одежды, появившаяся в 70-х годах 17 в.: две металлические пластины, вставленные в корсет спереди и сзади. Благодаря этому грудь перестала быть сплющенной, и приняла красивую округлую форму.

БЯЗЬ — прочная, плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Широкая бязь называется полотно. Идет, в основном, на изготовление постельного белья. В старину на Руси — азиатская, персидская или бухарская ткань, бумажный холст. Была двух сортов: шиля — простая, и ханагаи -качеством выше.

Источник