Меню

Характеристика обломова по его халату



Внешность и портрет Обломова в романе «Обломов»

Введение

Роман Гончарова «Обломов» является социально-психологическим произведением русской литературы середины 19 века, в котором автор затрагивает ряд «вечных» тем, актуальных и для современно читателя. Одним из ведущих литературных приемов, используемых Гончаровым, является портретная характеристика героев. Через детальное описание внешности персонажей раскрывается не только их характер, но и подчеркиваются индивидуальные особенности, схожесть и различия действующих лиц. Особое место в повествовании занимает портрет Обломова в романе «Обломов». Именно с описания внешности Ильи Ильича автор начинает произведение, особое внимание уделяя мелким деталям и нюансам облика персонажа.

Портрет Ильи Ильича Обломова

Илья Ильич изображается мужчиной тридцати двух лет, среднего роста с темно-серыми глазами. Он достаточно привлекателен внешне, но «обрюзгший не по летам». Основной чертой наружности героя была мягкость – в выражении лица, в движениях и линиях тела. Обломов не производил впечатление человека, живущего великими целями либо непрерывно что-то обдумывающего – в чертах его лица читалось отсутствие всякой определенной идеи и сосредоточенности, «мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».

Портрет Обломова Ильи Ильича позволяет уловить основные черты характера героя: внутреннюю мягкость, покладистость, лень, полное спокойствие и даже некое равнодушие персонажа по отношению к окружающему миру, формирующие сложную и многогранную личность. На глубину характера Обломова указывает и сам Гончаров в начале произведения: «поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: “Добряк должен быть, простота!

Символика одежды в образе Обломова

Проводя все дни в безделье и всевозможных мечтах, строя несбыточные планы и рисуя в воображении множество картин желанного будущего, Обломов не следил за своим внешним видом, предпочитая ходить в любимой домашней одежде, которая словно дополняла его спокойные черты лица и изнеженное тело. На нем был старый восточный халат с большими широкими рукавами, сшитый из персидской материи, в который Илья Ильич мог дважды завернуться. Халат был лишен каких-либо декоративных элементов – кистей, бархата, пояса – эта простота, возможно, и нравилась более всего в данном элементе гардероба Обломову. По халату было видно, что герой носит его давно – он «утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным», хотя и «все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани». Илье Ильичу нравилось, что халат был мягок, гибок и удобен – «тело не чувствует его на себе». Вторым обязательным элементом домашнего туалета героя были мягкие, широкие и длинные туфли «когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу». Жилет или галстук Илья Ильич дома не носил, так как любил приволье и простор.

Описание внешности Обломова в его домашнем убранстве рисует перед читателями образ провинциального барина, которому не нужно никуда спешить, ведь за него все сделают слуги и который все дни тем и занимается, что нежится на постели. Да и сами вещи скорее похожи на верных слуг Ильи Ильича: халат, «как послушный раб» покоряется любому его движению, а туфли не нужно было искать или долго надевать – они всегда были к его услугам.

Обломов словно воссоздает тихую, размеренную, «домашнюю» атмосферу родной Обломовки, где все было только для него, и выполнялся любой его каприз. Халат и туфли в романе – символы «обломовщины», указывающие на внутреннее состояние героя, его апатичность, отрешенность от мира, уход в иллюзии. Символом реальной, «некомфортной» для Ильи Ильича жизни становятся сапоги: «целые дни, – ворчал Обломов, надевая халат, – не снимаешь сапог: ноги так и зудят! Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь». Однако сапоги – это еще и символ выхода из-под власти «обломовщины»: влюбившись в Ольгу, герой сам забрасывает подальше любимый халат и туфли, сменив их на светский костюм и такие нелюбимые ему сапоги. После расставания с Ильинской Илья Ильич полностью разочаровывается в реальном мире, поэтому снова достает старенький халат и окончательно погружается в болото «обломовщины».

Внешность Обломова и Штольца в романе Гончарова

Андрей Иванович Штольц является по сюжету произведения лучшим другом Обломова и его полным антиподом как по характеру, так и внешне. Штольц был «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», «то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости». В отличие от Ильи Ильича, Андрей Иванович худощав, со смугловатым ровным цветом лица, зеленоватыми выразительными глазами и скупой мимикой, которую употреблял ровно столько, сколько было нужно. В Штольце не было той внешней мягкости, которая являлась основной чертой его друга, ему была присуща твердость и спокойствие, без лишней суетливости и спешки. Все в его движениях было слаженно и отконтролировано: «Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой».

Казалось бы, оба героя – и Обломов, и Штольц отличались внешним спокойствием, однако природа этого спокойствия у мужчин была различна. Вся внутренняя буря переживаний Ильи Ильича терялась в его чрезмерной мягкости, беспечности и инфантильности. Для Штольца же сильные переживания были чужды: он контролировал не только весь мир вокруг и свои движения, но и свои чувства, не давая им даже зарождаться в душе как чему-то иррациональному и неподдающемуся его контролю.

Читайте также:  Схема жилета крючком для куклы

Выводы

В «Обломове» Гончаров, как искусный художник, смог через портрет героев показать всю глубину их внутреннего мира, «прорисовав» особенности характеров действующих лиц, изобразив, с одной стороны, два типичных для того времени социальных персонажа, а с другой, очертив два сложных и трагичных образа, интересных своей многогранностью и современному читателю.

Источник

Образа халата у Пушкина, Гоголя, Вяземского, Языкова, Гончарова

Описание домашнего халата

В романе Гончарова именно халат играет роль символа, олицетворяющего праздность и бессмысленную жизнь. Об этой вещи сказано, что она старая и поношенная, при этом автор называет её шлафроком. В переводе с немецкого schlafrock означает «спальный халат» — это говорящая деталь, которая обозначает главную черту личности. По мере развития сюжета внешний вид одежды изменяется, и читателям кажется, будто вещь разделяет с героем его судьбу.

В самом начале истории приводится описание халата Обломова. Спальный атрибут выглядит роскошно, он ещё сохранил прочность ткани и яркость расцветок. Вещь настолько мягкая и гибкая, что повторяет малейшее движение тела, при этом складки перенимают беспечность, запечатлённую на лице человека. Тело почти не ощущает эту одежду, и кажется, будто халат и Илья Ильич — двойники. Как на лице героя, так и на ткани появились первые признаки «поношенности», а естественный лоск местами сменился тем, который бывает от долгого использования.

Гончаров подчёркивает, что Обломов и его одежда похожи не только внешне: автор наделяет бытовой предмет чертами, присущими человеку. Вот как он описывает характер Ильи:

Таким же предстаёт перед читателем и неодушевлённый объект — халат, хотя по отношению к нему Иван Александрович не использует этих эпитетов. Образ одежды вырисовывается благодаря описанию складок, модного фасона и необъятного размера: обладатель шлафрока мог бы спокойно завернуться в него дважды.

Как и барин, халат был ненавязчивым, незаметным и уютным. Гончаров подчёркивает, что Илья укутан не только снаружи — вся душа его как бы спрятана в невидимое одеяние, в котором ей хорошо и спокойно.

Кто такой Обломов

Обломов – главный герой одноименного романа Гончарова. Читатель наблюдает его жизнь с малолетства до зрелого возраста, почти до сорока лет. Его образ уходит корнями в характеры таких литературных героев, как гоголевские Подколесин, старостветские помещики, Манилов и Тентетников. Однако основные свои черты Обломов взял у Гончарова. Только автор, в отличие от своего персонажа, отличался талантом и трудолюбием.
Фамилия у героя говорящая. Обломов – от «обломиться», «ломаться». Илья Ильич сломлен жизнью, подавлен ею, отступил перед лицом накативших проблем и неприятностей. Ему проще забиться в своем доме в угол дивана и лежать до бесконечности.

В связи с этим в романе возникают основные атрибуты лени этого героя: диван, халат и домашние туфли. Особую значимость имеет образ-символ халата. Его корни восходят к стихотворению Языкова «К халату».

Халат – любимое и главное одеяние главного героя гончаровского романа. В нем-то читатель как раз и видит Илью Ильича посреди его кабинета. Халат «восточный, … весьма поместительный, так что наш герой мог дважды завернуться в него», — такова характеристика главной детали, становящейся приметой обломовской лени. Гончаров акцентирует внимание читателей на деталях с целью более глубокого раскрытия образа героя. Для Обломова его халат — символ защищенности от внешнего мира с его бесконечными проблемами.

Символика одежды в образе Ильи

Каждый новый день барина был похож на предыдущий. Обломов бездействовал, предпочитая строить планы, но ничего не делать для их реализации. Его фантазия рисовала прекрасные картины, а в жизни этот человек ходил в одной и той же одежде, в которой телу было комфортно. Внешний вид Ильи Ильича показывал, что этот человек не придаёт значения моде и красоте, главное — удобство.

Роль халата в жизни Обломова можно назвать первостепенной. Вещь, хоть и дорогая, но без каких-либо украшений, отлично дополняет образ героя, ведь Илья тоже лишён примечательных черт внешности. Кроме шлафрока, у Обломова был и другой любимый предмет туалета, вернее, целых два: мягкие и широкие туфли, настолько длинные, что утром, спустив ноги с кровати, герой безошибочно попадал ступнями в предназначенное для них место.

Отсутствие в гардеробе галстука и жилета тоже красноречиво свидетельствует о стремлении к простору и уюту. Таким образом, вещи в романе «Обломов» помогают раскрыть характер человека, но это только на первый взгляд. При вдумчивом прочтении читатель заметит, что с помощью одежды и обуви герой стремится создать маленький мирок, где всё напоминало бы родную Обломовку. Там всё вертелось вокруг Ильи и его желаний. Гончаров сумел показать типичного барина из провинции, в личности которого преобладают такие черты:

  • отрешённость;
  • уход в иллюзии;
  • нежелание сталкиваться с реальными сложностями;
  • апатичность;
  • стремление к постоянству и размеренности.

Когда автору нужно показать переход Ильи от «обломовщины» к активной жизни, он снова использует вещественный символ — обувь. Молодому барину приходится носить сапоги, в которых ногам тяжело и неудобно, они «так и зудят».

Непривычная обувь символизирует городскую жизнь. Вынужденная активность и смена образа были обусловлены тем, что Обломов полюбил Ольгу Ильинскую. Ему пришлось собраться с силами и на некоторое время попрощаться с привычным укладом. Но сразу после расставания с возлюбленной барин вновь погружается в трясину «обломовщины», и теперь уже окончательно, поскольку он разочаровался в реальной жизни. Почему отношения не сложились, можно понять по такой цитате: «Жизнь есть жизнь, долг, обязанность, а обязанность бывает тяжела». Илья никак не может этого принять. В его понимании жизнь — череда телесных удовольствий.

Читайте также:  Можно ли носить жилетки женщинам

Впервые роман был опубликован в 1859 году. Когда он приобрёл популярность, в обиход вошло слово «обломовщина», которым стали называть стремление к бездействию. В широком значении термин подразумевает несколько связанных между собой явлений:

  • отсутствие жизненной позиции;
  • застой в делах;
  • нежелание развиваться;
  • страх перед переменами;
  • лень, праздность;
  • душевная пустота;
  • старинный патриархально-поместный уклад.

В произведении термин впервые употребляется во 2 части, а олицетворяет обломовщину главный герой. Халат Обломова как символ эпохи вводится в произведение с первых страниц.

Литература, 10 класс

Старый домашний халат Ильи Ильича Обломова является очень важной деталью в романе Гончарова «Обломов». Халат Обломова в романе называется шлафроком (в пер. с немец. «schlafrock» — «спальный халат»). Старый, поношенный халат является по сути отдельным персонажем романом. Эта вещь живет своей жизнью и проходит определенные этапы, как и сам Обломов. Халат Обломова — это символ «обломовщины», скучной, пустой и ленивой жизни. Снять этот халат для Обломова значит радикально переменить жизнь: «…сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара и Тарантьева…» Автор подробно описывает халат Обломова, как будто это — живое существо: «…На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него…» Халат Обломова — это по сути двойник героя. Уютный, домашний халат Обломова олицетворяет уютный, спокойный, тихий характер героя. Обломов любит свой халат за то, что он мягкий, гибкий, незаметный и ненавязчивый. Сам Обломов очень похож на свой халат, будучи мягким, незаметным, ласковым человеком. : «…Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…» Беспечность Обломова передается его халату (шлафроку): «…С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока…» Обломов носит халат не только снаружи. Его душа и ум тоже укутаны в «невидимый» халат: «…Идти вперед – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума…» Халат Обломова переживает несколько «жизненных» этапов в романе так же, как и сам Обломов. История халата Обломова начинается на Гороховой улице, в квартире Обломова. Илья Ильич Обломов носит свой халат очень давно. Его гости замечают, что такие халаты уже давно не носят. Обломов переживает романтические отношения с Ольгой Ильинской. В этот период Обломов обретает смысл жизни в лице Ольге. Благодаря любви к Ольге ленивый Обломов оживает и просыпается от своей долгой спячки. В этот период он забывает о своем старом халате: «…Встает он в семь часов, читает, носит куда‑то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки […] Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами…» После разрыва с Ольгой Ильинской Обломов продолжает жить в доме Агафьи Пшеницыной. Хозяйственная Пшеницына достает из чулана старый халат Обломова, чтобы починить его: «…Еще я халат ваш достала из чулана, – продолжала она, – его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит…» До конца своих дней Илья Обломов так и не расстается с любимым халатом, как и со своей ленью и апатией: – …что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах! – Привычка, Андрей; жаль расстаться» Таким образом, уютный и удобный халат сопровождает Обломова долгие годы и становится печальным символом «обломовщины». (462 сл.) если много, то можно первые абзацы убрать и оставить со слов история… Вариант 2 (сокращенный) Старый домашний халат Ильи Ильича Обломова является очень важной деталью в романе Гончарова «Обломов». Халат Обломова — это символ «обломовщины», скучной, пустой и ленивой жизни. Снять этот халат для Обломова значит радикально переменить жизнь: «…сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара и Тарантьева…» Халат Обломова — это по сути двойник героя. Уютный, домашний халат Обломова олицетворяет уютный, спокойный, тихий характер героя История халата Обломова начинается на Гороховой улице, в квартире Обломова. Илья Ильич Обломов носит свой халат очень давно. Его гости замечают, что такие халаты уже давно не носят. Обломов переживает романтические отношения с Ольгой Ильинской. В этот период Обломов обретает смысл жизни в лице Ольге. Благодаря любви к Ольге ленивый Обломов оживает и просыпается от своей долгой спячки. В этот период он забывает о своем старом халате: «…Встает он в семь часов, читает, носит куда‑то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки […] Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами…» После разрыва с Ольгой Ильинской Обломов продолжает жить в доме Агафьи Пшеницыной. Хозяйственная Пшеницына достает из чулана старый халат Обломова, чтобы починить его: «…Еще я халат ваш достала из чулана, – продолжала она, – его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит…» До конца своих дней Илья Обломов так и не расстается с любимым халатом, как и со своей ленью и апатией: – …что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах! – Привычка, Андрей; жаль расстаться» Таким образом, уютный и удобный халат сопровождает Обломова долгие годы и становится печальным символом «обломовщины». (267 сл.)

Читайте также:  Футболка the mountain white

Олицетворение личностного застоя

Текст художественного произведения был написан Гончаровым незадолго до отмены крепостного права. Автор и его современники ощущали перемену настроений в умах людей, принадлежавших к разным классам. Активная борьба только зарождалась, и пережитки крепостничества были ещё довольно сильны.

Россия была технически отсталой, деревни жили преимущественно натуральным хозяйством. Помещики не хотели и слышать об увеличении производительности труда, обороте капиталов и любых действиях, которые сопровождались тратами. Покупка любого инструмента или приспособления, необходимого в хозяйстве, вызывала у помещиков «стоны, вопли и брань».

Единственным способом производить продукцию была грубая эксплуатация крестьян. Отчасти ситуация компенсировалась тем, что в стране было много природных богатств, в то время ещё не растраченных. Используя халат Обломова в качестве одного из центральных символов романа, Гончаров показывает пережитки эпохи и всё отрицательное, что было присуще не только Илье Ильичу, но и другим представителям высших сословий:

  • примитивность отношений;
  • умственную косность;
  • классовый паразитизм;
  • социально-экономическую отсталость.

Отсутствие смысла жизни

До Ивана Александровича Гончарова в прозе и поэзии уже фигурировали «лишние люди». Но если раньше герои изображались мятежными, не разделяющими ценности общества и талантливыми натурами, то теперь стало ясно, что за пустыми разговорами ничего нет. Прекрасные одежды оказались старым халатом, пьедестал почёта — диваном, а нежелание следовать общепринятым моральным устоям — стремлением обеспечить себе максимально комфортное существование.

То, как проводит свои дни Обломов, нельзя назвать полноценной жизнью. Но если вспомнить «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени», окажется, что главные герои этих произведений тоже не горели желанием приносить пользу обществу и трудиться для чьего-то блага, хотя бы и для своего. Разница — в отношении общества, которое за несколько десятков лет значительно изменилось.

Автору удалось передать неприязненное отношение к знати, у которой главными задачами в жизни были еда, питьё, отдых и развлечения. Во многом это получилось благодаря выразительному символу — домашнему халату, который подчёркивает неопрятный внешний вид, изнеженность и вялость, охватившую не только тело, но также душу и ум молодого барина.

Источник

Одежда Обломова в романе «Обломов» Гончарова в цитатах: домашняя и парадная одежда

Обломов и Агафья Пшеницына.
Художник П. Н. Пинкесевич

Одежда Ильи Ильича Обломова является важной деталью в характеристике этого персонажа.

Одежда Обломова — это отражение его личности, характера и душевного состояния.

Ниже представлены цитаты с описанием одежды Обломова в романе «Обломов» Гончарова: домашняя и парадная одежда героя.

Смотрите:
— Все статьи об Обломове
— Все материалы по роману «Обломов»

Домашняя одежда Обломова

Очевидно, что домашний и тихий Обломов предпочитает домашнюю одежду. В такой одежде ему уютно, просторно и легко. Обломову не очень нравятся сюртуки и фраки: они стесняют его движения и не дают принять удобную позу.

Обломов ценит удобство и простор. Дома он ходит без галстука и жилета:

«. Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. «

«. Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат. «

«. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу. «

«. на мне были вчера надеты чулки разные или рубашка наизнанку. «

Парадная одежда Обломова

Ленивый и апатичный Обломов редко выходит в свет, поэтому его парадная одежда пылится в шкафах.

Состоятельный барин Обломов может себе позволить одеваться у известного портного и заказывать рубашки во французском магазине:

«. Даже самолюбие – на что оно тратилось? Чтоб заказывать платье у известного портного. «

– А вы где заказали рубашки? Кто вам шьет? – живо спросила хозяйка.

«. на шее надета легкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе. «

«. Обломов с необычайной быстротой надел галстук, жилет, сапоги и кликнул Захара. «

«. Дай сюда мой черный фрак! – приказывал Илья Ильич. «

«. Вскоре и вечера надоели ему: надо надевать фрак, каждый день бриться. «

«. Пусть прежде они принесут назад жилет да нашу рубашку: пятый месяц гостит там. Взяли вот этак же на именины, да и поминай как звали; жилет то бархатный, а рубашка тонкая, голландская: двадцать пять рублев стоит. Не дам фрака. «

«. На другой день Обломов встал и надел свой дикий* сюртучок, что носил на даче. « (*дикий это светло-серый цвет)

«. сказал он, схватил фуражку, тросточку, выбежал в калитку. «

Источник