Меню

Хиджаб не для казашек



Интервью первого муфтия Казахстана: Нужен ли хиджаб казашкам

Нужен ли хиджаб казашкам, и кто в бывшем СССР открывал больше всего мечетей, правильно ли спрашивать друг у друга, какого человек роду-племени, об этом в эксклюзивном интервью «Каравану» рассказал первый муфтий суверенного Казахстана Ратбек кажы Нысанбаев.

Интересно порой судьба складывается. Закручивает так, что впору снимать фильмы и писать книги. Впрочем, собеседник этим и занимается, даже переводил Коран на казахский язык.

Начиналось все вполне светски. Уроженец Южно-Казахстанской области Ратбек Нысанбаев поступил на исторический факультет Бухарского пединститута. Почему Бухара? А потому, что там находилось медресе «Мири Араб», ведущее свою историю чуть ли не с середины XVI века. Откуда у казахского парнишки тяга к духовности? Наверное, потому, что люди, первыми принесшие ислам на землю кочевого народа, по многим версиям, оседали на юге казахских территорий. И неудивительно, что юноша с младых ногтей впитал его каноны.

Институт окончен. Будущий муфтий работает сначала учителем в родном районе, а потом решает продолжить образование в Ливии. Там же получает степень доктора наук. И после этого начинается карьера на религиозном поприще.

Знание 7 языков, ученая степень выделяют Нысанбаева среди других, и вскоре он становится казием в Казахской ССР.

А надо сказать, что тогда не было отдельного духовного управления мусульман в стране. Став руководителем, Ратбек кажы все силы направил на отделение от Ташкента. Сделать это удалось в 1990-м. С того времени и по 2000 год он являлся главным муфтием Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК).

Однако период его руководства не был безоблачным. Наоборот.

Постоянно возникали скандалы, во время одного из них митингующие проникли в мечеть и сломали муфтию руку.

Было ли то стихийным выступлением или хорошо организованной акцией? В это Ратбек кажы сегодня с высоты прожитых лет и жизненного опыта вникать не хочет.

Сейчас он ведет прием людей в центральной мечети города Есика близ Алматы, выстроенной им самим. Философское отношение к происходящему отличает его нынешнего, однако говорить со мной он пожелал на казахском языке, несмотря на то, что прекрасно владеет и русским.

Наш разговор происходит в присутствии его сына. И во время беседы мне не раз вспоминаются слова моего педагога, доктора исторических наук Владислава Григорьева о том, что Ратбек кажы – один из самых образованных и умных религиозных деятелей на постсоветском пространстве.

«Это все советские граждане»

Одним из своих основных достижений на посту муфтия Нысынбаев считает строительство мечетей:

– Еще во время СССР мне это удавалось, и в итоге у нас их стало 93.

– Советская власть вам так спокойно разрешала?

– Однажды у меня спросили: «Почему вы так много открываете мечетей?» Этот вопрос задавали в разных учреждениях, в том числе и в организации, название которой не было принято говорить вслух. Я ответил: «Когда я открывал мечети, из-под земли, с неба люди не спускались – это все советские граждане, они сами приходят. А это для вас полезно даже, для контроля». С этим согласились. Кстати, мечети из всех 15 союзных республик возводили только мы, казахи.

А уж после получения суверенитета их нам помогали строить наши братья по духу. Например, в Шымкенте и Алматинской области есть мечети, построенные арабами. Три мечети в Алматинской области построили турки.

– Хорошо, но вот уже и СССР распался. Как вы нашли общий язык с Назарбаевым, почему вас оставили муфтием?

– Во-первых, меня никто не оставлял. Меня избрали. Во-вторых, наверное, потому, что знали к тому времени в мире. Замечу, что меня принимали президенты свыше 30 стран, то есть правители, говоря прежним казахским языком.

Почему становятся салафитами?

– Сегодня казахи уходят от традиционного ислама. Появляются сторонники различных течений. Чем это объяснить? Недостатком у людей знаний или просветительской работы?

– Перед тем, как рухнуло советское государство, в 1989–1991 годах к нам начали приезжать миссионеры. В иные дни я, к примеру, принимал по три группы. Вначале мы беседовали, но после завершения разговора я обычно просил показать документы. Не все могли это сделать. А поскольку я был знаком со многими религиозными деятелями мира, обращался к ним с просьбой проверить данные того или иного человека. После такой проверки эти миссионеры, как правило, быстро уезжали из Казахстана. Знаю, что многие из них оседали в Таджикистане, Чечне, Кыргызстане и даже Узбекистане. И мы все знаем, какие события там происходили. Иначе говоря, мы не дали лжемиссионерам развернуться у нас.

– Но сегодня казахи, движимые якобы религиозными мотивами, уезжают, например, воевать в Сирию. Как вы на это смотрите?

– Сейчас есть люди, которые, прикрываясь чапаном религии, занимаются политикой. Их нельзя назвать верующими. Человек едет под видом мусульманина, но это политика.

– Что надо делать, чтобы наши юноши и девушки не поддавались вот этой пропаганде?

– Чтобы этого не происходило, у нас должна быть открытая пропаганда, агитация. К примеру, у нас нет права ехать в другую страну и защищать ее. Мы не знаем, что там происходит. Поэтому мы должны объяснять нашим ребятам, что нельзя в это вмешиваться. «Если ты кого-то не знаешь, не следуй за ним. Ты с ним не знаком, если не знаешь, кто он, то не иди за ним», – сказано в Коране.

Читайте также:  Исчезающие носки новогодние обещания

Зачем они едут туда, не зная ничего? Кто с кем воюет? Откуда им знать, что творится там, где осуществляется политика нескольких государств?

Поэтому я не считаю духовными (верующими) тех людей, которые едут туда. А настоящая духовность – это справедливость, защита своей родины, защита своей земли.

– То, что вы говорите, все верно. Но какие меры должны принимать ДУМК и государство, чтобы такого не было?

– Одно ДУМК с этим не справится. Для этого государство должно предоставить нам одну программу на телевидении. И тогда с самого начала надо будет все досконально объяснять, вести разъяснительную работу в духовном смысле и с позиции патриотизма, и в понимании, что такое Родина.

Нужно придерживаться единой линии и в политике, и в религии. Это означает, что надо правильно воспитывать нашу молодежь. Посредством хороших телепрограмм можно многое объяснять молодежи. Считаю также, что воспитание следует начинать с родителей. Не получивший должного воспитания человек не сможет найти свою дорогу в жизни, помочь родным.

– Можно ли говорить о том, что невежество толкает людей на ложный путь?

– Конечно, невежество имеет место. Увы, мы можем говорить и о проявлении фанатизма. Те, кто уходит в секты, зачастую имеют стойкие убеждения.

Кукловоды, стоящие за этими сектами, умных ребят не привлекают, потому что боятся, что те узнают истинную их цель. А берут глупцов и, кидая им подачки, приручают, чтобы они за ними бегали, как собаки.

Встречаются и случаи, когда в салафиты идут люди, у которых нет жилья, работы. Их привлекает возможность заработать большие деньги. При этом они даже не понимают, кто такие салафиты.

Хиджаб – не казахская одежда

– Сегодня появилось немало деятелей из числа казахских мужчин, требующих, чтобы женщины носили одежду, полностью закрывающую их. Что скажете об этом?

– Это хиджаб (смеется). Арабское слово, означающее «покрывало». Там и мужчины кутаются, и женщины. Еще до ислама арабы так ходили. После они стали мусульманами, но продолжали носить ту же одежду. Эта одежда не имеет никакого отношения к исламу, а связана с климатом, погодой, чтобы лица не обгорели на солнце. Что касается никаба, паранджи, они защищают женщин от сглаза. И к религии это тоже не имеет отношения.

– Но Мухамеджан Тазабек и прочие требуют, чтобы наши девочки, женщины закрывали лица и так далее.

– Погоди. Мы же не арабы, мы ведь казахи! У нас и одежда, и пища другие. Мясо, которое мы употребляем в пищу, они не могут есть. Наши традиции связаны с погодой, с нашей землей. И если говорить о воспитании, нужно вспомнить, что мы с дочерями, сестрами обращались очень хорошо. Они росли свободными. Вспомним, что у казахов есть игра «кыз-куу», когда всадник должен догнать девушку на коне. Если он этого не сумеет сделать, она может отхлестать его плеткой.

Наши девушки росли вольно, потому и отличались воинским духом.

А вспомните Маншук Маметову, Алию Молдагулову, Хиуаз Доспанову. Одна – пулеметчица, другая – снайпер, третья – летчица. Среди других мусульманок в СССР не было ни одной такой.

О трайбализме

– Не могу не спросить об одной заразе наших дней. Не секрет, что сегодня многие сразу интересуются, кто ты, какого роду-племени… Нужно ли нам такое деление?

– Нам такое не нужно. Мы три брата: Алаш, от Алаша – Казах, от Казаха – Жуман, от Жумана – Ак-Арыс, Бек-Арыс, Жан-Арыс. Мы трое являемся родными. И как мы можем это делить? Я считаю, что это – Триада. Три брата – это Триада. Как сказал Ахмет Байтурсынов:

«Мне не страшны тюремные стены,

Мне не тяжело от того,

Что повесят, расстреляют.

Тяжелее всего, когда меня предают ребята

Из моего собственного аула».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Хиджаб никогда не был традиционной одеждой казахских девушек – эксперты

Эксперты в области национальной культуры, религии и истории рассказали, что хиджаб никогда не был традиционной одеждой казахских девушек, передает корреспондент Today.kz. По мнению ученых, его ношение является подменой истинных понятий о традиционной национальной атрибутике.

«Вообще слова «хиджаб» нет в казахском языке. И по сравнению с национальной одеждой у него есть значительные различия. Да, правда, что казахские девушки носили длинную одежду, но они не носили широкие платья, как те, кто носят хиджаб сейчас. Также одевали камзол, и это не считалось непристойным. Казашки не закутывали шею и голову. Также они не носили платки до замужества. Да, в Коране прописано, что нужно закрывать участки тела, но казахский народ сделал это по-своему, но о хиджабе речь никогда не шла», – рассказала директор научно-исследовательского и аналитического центра Министерства по делам религий и гражданского общества РК Айнур Абдирасилкызы.

Читайте также:  Халат для психов как называется

Эту точку зрения поддержала и директор ТОО «Центр анализа и развития межконфессиональных отношений Павлодарской области» Гульназ Раздыкова. Она считает, что самое важное — быть чистыми внутренне. Также, по мнению эксперта, многие называют хиджаб кимешеком (казахский женский головной убор), что не является правильным и противоречит национальным устоям.

«По исламу самый главный хиджаб в наших сердцах — это внутренняя перегородка, то есть мы должны охранять наше сердце и только потом должны проявляться внешние признаки религиозности. Некоторые носители хиджаба говорят, что это кимешек. Но кимешек надевали женщины статусные, имеющие детей, молодые незамужние девушки не надевали хиджаб, они могли носить тюбетейки. Поэтому мы не должны носить хиджаб, находясь на поводу этих деструктивных течений, а также менять и переписывать историю нашей страны», – поделилась Раздыкова.

Доцент кафедры философии Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Гульнар Адаева рассказала о традиционной одежде казахских девушек и о ее явных различиях с хиджабом.

«Наши девушки не носили хиджаб. Платки были атрибутом замужества. Казахским девушкам можно было показывать волосы, им можно было надевать красивые головные уборы. В понимании нашего народа, девушка – это символ красоты. Религиозные течения не поддерживают подчеркивание фигуры девушек. А в казахской эстетике не так. Но при этом все было закрыто: ноги, руки, грудь, шея – наши девушки были прекрасны и внутренне, и внешне», – резюмировала Гульнар Адаева.

Источник

Хиджаб не для казашек, или в чём отличие казахской и арабской исламских культур?

В управлении по делам религий города Алматы рассказали, какие различия есть между исламом Казахстана и арабских стран.

В каждой стране религия приобретает те или иные национальные особенности. «Земля Казахстана издревле была местом пересечения цивилизаций, – отмечает теолог Елнар Берикбаев. – На территории Казахстана обнаружены следы распространения буддизма, зороастризма и несторианства – одного из раннехристианских религиозных течений. Наши предки исповедовали культ Тенгри, Умай, верили в жизненную силу Кут, почитали умерших предков – аруахов. И так как доисламские верования стали частью национальной культуры, они были признаны исламом».

Самая толерантная школа права в исламе

Поэтому, по словам эксперта, здесь прижился только ханафитский мазхаб как самая толерантная правовая школа в исламе. Точно так же распространялся ислам в Турции , в Африке, на Балканах – с учётом национальных особенностей, климата, жизненного уклада. Везде, где распространялся ислам, он приобретал местный национальный колорит, становясь частью этнической и гражданской идентичности.

Ислам и традиции не исключают друг друга

«Религия и национальная культура не обязательно должны совпадать, достаточно лишь того, чтобы национальные традиции не оскорбляли религиозные догматы и наоборот, – говорит Елнар Берикбаев. – Главная особенность ислама, утвердившегося в Казахстане , заключается в его гармоничном взаимодействии с местными традициями и культурой».

Веротерпимость, а не фанатизм

Испокон веков религиозные чувства жителей степи отличались веротерпимостью. Им был чужд религиозный фанатизм. В современном Казахстане , провозгласившем себя светским государством, в мире и согласии проживают представители более 100 этносов и 18 конфессий. Для дальнейшего развития важно сохранить межконфессиональное и межнациональное согласие.

Хиджаб – нетрадиционная для Казахстана одежда

В частности, вопрос о том, должны ли казашки носить хиджаб, уже несколько лет муссируется в прессе. Однако ответ специалистов однозначен: хиджаб никогда не был традиционной одеждой для женщин Казахстана . Без сомнения, во всех четырёх мазхабах ислама говорится о том, что женщины должны закрывать определённые части тела от посторонних взглядов. Но в казахском языке нет даже слова «хиджаб», есть совершенно другая народная одежда, которая является традиционной и при этом не противоречит религиозным убеждениям.

Где наша история, а где – нет?

Информация, которая приходит к нам из арабских стран, не всегда достоверна. Достаточно вспомнить, что ислам в Казахстане укрепился исключительно мирным путем, чего нельзя сказать о других восточных странах. Казахи приняли течение ислама ханафитского мазхаба (ханафизм исповедуют около 80% мусульман мира).

В отличие от арабов казахи, как и в домусульманские времена, продолжают свято чтить духов своих предков – аруахов, духовная связь стала примером преемственности поколений. И она никогда не противоречила столпам ислама.

Современная молодёжь, которая получила образование в сомнительных зарубежных теологических учебных заведениях, возвращаясь в Казахстан начинает насаждать чуждые нам элементы радикального ислама. Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев неоднократно говорил в своих выступлениях, что «короткие штаны и бороды – это не наша история».

Сейчас в Казахстане , который является светским, а не теократическим государством, признано верховенство Закона, а не религиозных догматов.

Религия и государство отделены друг от друга

Казахи сохранили свои традиции, которые никак не противоречат религиозным убеждениям. Ошибочно считать, что уважение к старшим, соблюдение принципа «семи колен» как-то нарушает столпы ислама.

Сегодня мы часто слышим о том, что в Казахстане неправильный ислам, а чистым он является только в арабских странах. Однако это не так. Принятие мусульманства не оказало какого-то кардинального влияния на государственное устройство казахов, духовенство просто заняло свою нишу, не вмешиваясь в управление страной и судебные процессы.

Читайте также:  Как правильно ухаживать за носками

Примечательно, что принятие ислама никак не отразилось на… кулинарных пристрастиях казахов. Они по-прежнему пьют кумыс и едят конину.

Нужно сохранить национальную идентичность

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что есть масса отличий между казахской и арабской культурами, и мы должны сохранять свою национальную идентичность, а не поддаваться течениям радикального толка. Казахи признали великого пророка Мухаммада последним посланником Аллаха, казахи признали хадисы, при этом не забыв про свои традиции и обычаи, не сделав их противоречащими религии. У ислама в Казахстане есть ряд особенностей, но называть его неправильным не может никто.

Источник

Хиджаб не для казашек, или в чём отличие казахской и арабской исламских культур?

В управлении по делам религий города Алматы рассказали, какие различия есть между исламом Казахстана и арабских стран.

В каждой стране религия приобретает те или иные национальные особенности. «Земля Казахстана издревле была местом пересечения цивилизаций, – отмечает теолог Елнар Берикбаев. – На территории Казахстана обнаружены следы распространения буддизма, зороастризма и несторианства – одного из раннехристианских религиозных течений. Наши предки исповедовали культ Тенгри, Умай, верили в жизненную силу Кут, почитали умерших предков – аруахов. И так как доисламские верования стали частью национальной культуры, они были признаны исламом».

Самая толерантная школа права в исламе

Поэтому, по словам эксперта, здесь прижился только ханафитский мазхаб как самая толерантная правовая школа в исламе. Точно так же распространялся ислам в Турции, в Африке, на Балканах – с учётом национальных особенностей, климата, жизненного уклада. Везде, где распространялся ислам, он приобретал местный национальный колорит, становясь частью этнической и гражданской идентичности.

Ислам и традиции не исключают друг друга

«Религия и национальная культура не обязательно должны совпадать, достаточно лишь того, чтобы национальные традиции не оскорбляли религиозные догматы и наоборот, – говорит Елнар Берикбаев. – Главная особенность ислама, утвердившегося в Казахстане, заключается в его гармоничном взаимодействии с местными традициями и культурой».

Веротерпимость, а не фанатизм

Испокон веков религиозные чувства жителей степи отличались веротерпимостью. Им был чужд религиозный фанатизм. В современном Казахстане, провозгласившем себя светским государством, в мире и согласии проживают представители более 100 этносов и 18 конфессий. Для дальнейшего развития важно сохранить межконфессиональное и межнациональное согласие.

Хиджаб – нетрадиционная для Казахстана одежда

В частности, вопрос о том, должны ли казашки носить хиджаб, уже несколько лет муссируется в прессе. Однако ответ специалистов однозначен: хиджаб никогда не был традиционной одеждой для женщин Казахстана. Без сомнения, во всех четырёх мазхабах ислама говорится о том, что женщины должны закрывать определённые части тела от посторонних взглядов. Но в казахском языке нет даже слова «хиджаб», есть совершенно другая народная одежда, которая является традиционной и при этом не противоречит религиозным убеждениям.

Где наша история, а где – нет?

Информация, которая приходит к нам из арабских стран, не всегда достоверна. Достаточно вспомнить, что ислам в Казахстане укрепился исключительно мирным путем, чего нельзя сказать о других восточных странах. Казахи приняли течение ислама ханафитского мазхаба (ханафизм исповедуют около 80% мусульман мира).

В отличие от арабов казахи, как и в домусульманские времена, продолжают свято чтить духов своих предков – аруахов, духовная связь стала примером преемственности поколений. И она никогда не противоречила столпам ислама.

Современная молодёжь, которая получила образование в сомнительных зарубежных теологических учебных заведениях, возвращаясь в Казахстан начинает насаждать чуждые нам элементы радикального ислама. Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаевнеоднократно говорил в своих выступлениях, что «короткие штаны и бороды – это не наша история».

Сейчас в Казахстане, который является светским, а не теократическим государством, признано верховенство Закона, а не религиозных догматов.

Религия и государство отделены друг от друга

Казахи сохранили свои традиции, которые никак не противоречат религиозным убеждениям. Ошибочно считать, что уважение к старшим, соблюдение принципа «семи колен» как-то нарушает столпы ислама.

Сегодня мы часто слышим о том, что в Казахстане неправильный ислам, а чистым он является только в арабских странах. Однако это не так. Принятие мусульманства не оказало какого-то кардинального влияния на государственное устройство казахов, духовенство просто заняло свою нишу, не вмешиваясь в управление страной и судебные процессы.

Примечательно, что принятие ислама никак не отразилось на… кулинарных пристрастиях казахов. Они по-прежнему пьют кумыс и едят конину.

Нужно сохранить национальную идентичность

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что есть масса отличий между казахской и арабской культурами, и мы должны сохранять свою национальную идентичность, а не поддаваться течениям радикального толка. Казахи признали великого пророка Мухаммада последним посланником Аллаха, казахи признали хадисы, при этом не забыв про свои традиции и обычаи, не сделав их противоречащими религии. У ислама в Казахстане есть ряд особенностей, но называть его неправильным не может никто.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook

Источник