Меню

Кожаные носки масхи что это



Положение о кожаных носках

Протирание (масх) предусмотрено для облегчения малого омовения – «вуду», и для совершения этой процедуры существуют условия: ичиги (носки) («хуффы[1]» или «масх») должны отвечать определённым требованиям и находиться на ноге определённое время.

Ученый факих имам Ар-Рамли в своей книге «Нихая аль-Мухтаж», перечисляя условия масху, пишет:

ويشترط في الخف كونه قويا بحيث ( يمكن ) لقوته ( تتابع المشي فيه لتردد مسافر لحاجاته ) عند الحط والترحال وغيرهما مما جرت العادة به ، وإن كان لابسه مقعدا في مدة ثلاثة أيام ولياليها إن كان مسافرا سفر قصر ، ولحاجة يوم وليلة إن كان مقيما …

«Из условий дозволенности протирания (масх) является такая их прочность, чтобы путник мог ходить в них по своим повседневным нуждам (собирать дрова, и т.д), даже если он будет неподвижен в течение трех суток в случае сафара далее 81 км. А если он муким (т.е. тот, кто не в сафаре), то они должны быть пригодны для ходьбы в течение суток»

[См.: «Нихая аль-Мухтаж», т.1, с. 204].

Также ученый мазхаба Абу Ханифы Аль-Касани в своей книге «Бадаи’у ас-Санаи’» пишет:

وأما المسح على الجوربين، فإن كانا مجلدين، أو منعلين، يجزيه بلا خلاف عند أصحابنا وإن لم يكونا مجلدين، ولا منعلين،

«Что касается протирания мокрыми ладонями (масху) поверхности носков вместо мытья ног, то это, по мнению ученых нашего (ханафитского) мазхаба, допустимо, если они (носки) из кожи или у них кожаная подошва».

فإن كانا رقيقين يشفان الماء، لا يجوز المسح عليهما بالإجماع، وإن كانا ثخينين لا يجوز عند أبي حنيفة وعند أبي يوسف، ومحمد يجوز

Если же они не такие, а тонкие и пропускающие воду, то, по единогласному мнению ученых, протирание (масху) на них делать нельзя.

Абу Ханифа считал недопустимым протирание поверхности носков, даже если они плотные.

Абу Юсуф и Мухаммад считали, что можно делать масху поверх плотных насков».

وروي عن أبي حنيفة أنه رجع إلى قولهما في آخر عمره، وذلك أنه مسح على جوربيه في مرضه، ثم قال لعواده: » فعلت ما كنت أمنع الناس عنه » فاستدلوا به على رجوعه.»بدائع الصنائع «

«Сообщается, что Абу Ханифа согласился с их мнением перед смертью, и об этом свидетельствует тот факт, что, заболев, он делал масху на носки и говорил тем, кто его навещал:

«Я стал совершать то, что запрещал людям», и они сделали вывод, что он согласился с мнением своих учеников (Абу Юсуфа и Мухаммада), что делать масху на плотные носки, не пропускающие воду, можно»

[См.: Бада’иассана’и, т. 1, с.141].

Ученый мазхаба имама Малика Абу Абдуллах Аль-Усмани в своей книге «Шифа’ аль-алил» сказал:

( رخص… مسح جورب جلد ظاهره وباطنه )

قوله (جلد ظاهره وباطنه)أي: أعلاه وأسفله من خارج، فهو كقوله في » المدونة «: إلا أن يكون فوقهما وتحتهما جلد مخروز

«Разрешено делать масху на носки, подошва и верхняя часть которых из кожи, т.е. верхняя и нижняя части внешней стороны должны быть из кожи, и, как сказано в книге” Мудаввана”, не разрешено делать масху как сверху, так и снизу (носков), если только они не будут обшиты кожей сверху и снизу»

[См.: Шифа’ аль-Алил, т. 1, с. 152].

Ученый мазхаба имама Ахмада Аль-Бухути в своей книге «Кашшаф аль-кина’» сказал:

( و يصح المسح أيضا على (جورب صفيق من صوف أو غيره) …(وإن كان) الجورب (غير مجلد أو) منعل (أو كان) الجورب (من خرق وأمكنت متابعة المشي فيه

«Также разрешается делать масху на плотные носки из шерсти или другого материала, даже если эти носки не из кожи, не имеют кожаной подошвы и сделаны из материала, который позволяет (человеку) ходить в них беспрерывно продолжительное время»

[См.: Кашшаф аль-Кина’, т. 1, с.111].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Не разрешается протирание (масх) обычных хлопчатобумажных, шерстяных или нейлоновых носков, которые носят в наши дни.

• Можно протирать носки, пусть даже не кожаные, если они плотные настолько, что позволяли бы путнику ходить в них по своим нуждам, при этом они должны закрывать ноги, включая щиколотки, быть водонепроницаемы и надеты в состоянии омовения.

Отдел фетв, Муфтият РД

[1] Выражение «хуффы» в арабском языке применимо только к носкам из кожи.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Использование специальных носков (хуффайн)

Хуффайн (ар. خفين ) – это специальные прочные и водонепроницаемые носки, которые некоторые называют кожаными носками, хотя лучше использовать само слово хуффайн, ибо они бывают сделаны не только из кожи.

Протирание кожаных носков (хуффайн) является шариатским облегчением. Это облегчение распространяется как на мужчин, так и на женщин, как на больных, так и на здоровых людей, как в холодное время года, так и в теплое, дома или в пути.

Если на ногу надеть кожаные носки (хуффайн), соблюдая нижеприведённые условия, то для совершения омовения бывает достаточным лишь обтирание этих кожаных носков, вместо омовения ног. Правой рукой проводят по правой ноге, левой – по левой. Обтирать хуффайн разрешается только для малого омовения (вудуъ), но не для полного (гусль).

Подобное действие разрешается лишь в тех случаях, когда выполнены все нижеследующие условия, позволяющие обтирать ичиги, когда они надеты. Если же какое-нибудь из условий нарушено, то кожаные носки необходимо снять и помыть ноги, как обычно:

1. Надевание кожаных носков после совершения полноценного омовения. Если человек омоет одну ногу, наденет на него кожаный носок, а потом помоет другую и наденет на неё носок, то такое надевание является недействительным. Ему следует снять надетый вначале кожаный носок и надеть его снова, т.е. сначала помыть обе ноги, а затем надевать хуффайн.

2. Чтобы кожаные носки прикрывали щиколотки и всю стопу, которую моют при омовении. Прикрывать ногу они должны со всех сторон, кроме верха. Следовательно, если голень кожаных носков широкая и из неё будет видна стопа, то такими хуффайн можно пользоваться.

3. Хуффайн должны быть сшиты из чистого материала. Если они сшиты из кожи мертвечины до дубления или из любого другого нечистого материала, то протирание (масху) из них не принимается.

4. Хуффайн должны быть прочными и в то же время удобными, то есть такими, что возможно было бы ходить в них. Следовательно, не разрешается делать носки из стекла, дерева и железа. Также не допустимо, чтобы носки были слишком тонкими, которые порвутся, если в них ходить по нуждам путника прежних веков. Например, если путник прежних времён останавливался в пути на привал, то он снимал с животного багаж, уходил по нужде, собирал дрова, сухую траву, разжигал костёр и т. д. Если кожаные носки будут такими, что в них невозможно было бы сделать всё перечисленное из-за их неудобства, или они порвались бы из-за того, что тонкие, то масху на такие хуффайн делать запрещается.

Не допускаются сшитые из шерсти или других материалов носки, которые не защищают ноги от проникновения внутрь воды или влаги.

Разрешается использование хуффайн со шнурками, если вышеперечисленные условия соблюдены, например, использование борцовок или боксёрок, которые не противоречат вышеперечисленным условиям.

Фарзы протирания кожаных носков

Достаточно протереть хотя бы маленькую часть кожаных носков с верхней стороны. Хватит и того, чтобы просто поставить на хуффайн палец, даже если не сдвинуть его с места. Протирание только лишь боков либо только нижней части является недостаточным.

Сунна протирания кожаных носков

Желательно класть левую руку снизу на пятку, а правую на кончики пальцев ног. Так, с раздвинутыми пальцами руки проводят в направлении друг против друга – правую руку к голени, а левую – в сторону пальцев ног.

Нежелательно промывать кожаные носки, протирать их несколько раз или целиком.

Протирание кожаных носков нарушается в следующих случаях:

Когда нарушается омовение, то достаточно совершить омовение и, не снимая носки, протереть их. Но использование хуффайн аннулируется при следующих случаях:

1. Если кожаные носки снимутся с ноги или порвутся (или продырявятся) в любой области стопы вместе с щиколоткой.

2. Если истечёт срок носки. Кожаные носки можно носить только одни сутки тому, кто не в пути, и трое суток подряд тому, кто в пути. Время отсчёта начинается с того момента, как нарушится омовение после их надевания.

Читайте также:  Макси юбки с широкими поясами

3. Если тот, кто надел кожаные носки станет (джунубом) т.е. будет должен совершить обязательное купание (жинабат), то право на масху отменяется. Ему следует снять хуффайн и надеть их только после полноценного ритуального очищения.

Если, например, находясь дома, надеть утром кожаные носки, а омовение испортится в обед, и до истечения суток, к примеру, вечером, выйти в сафар, то срок их носки завершается с истечением одних суток с того момента, с которого они начались дома, то есть в обед следующего дня.

Если путник прибыл домой через сутки, то он должен сразу снять их, а если прошло менее суток, то он может не снимать их до истечения одних суток. А если он прибудет домой после двух дней пути, то ему необходимо сразу же снять хуффайн. Совершённые в пути масху во вторые сутки не нужно возмещать.

Если человек совершил омовение с протиранием хуфффайн, а потом он снял их, или у него закончился срок масху, то он обязан промыть стопы, иначе его омовение будет считаться неполноценным.

Ахмад Магомедов

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Масх (обтирание) в исламе

Для понимания справедливости законов шариата нужно принимать во внимание определенную гибкость каждого из них. Один из таких гибкостей в Исламе – это Масх (с арабского — обтирание). Важно использовать эти канонические нормы при необходимости, так как благодаря этому мы получим облегчение в следовании повелениям Аллаха.

Масх – (в Исламе) это обтирание влажными руками над кожаными носками (Хуффы), чалмой, женским покрывалом и другими материалами в случае затруднения мытья какого-либо органа. Это облегчение для рабов Аллаха ради избегания стеснений и трудностей в следовании Его воли. Сказал имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах: «В моем сердце нет ничего, касательно Масха». И в этом [вопросе] сорок хадисов от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Смысл его слов: «В моем сердце нет даже из малейшего сомнения в его дозволенности».

Рассмотрим четыре вида Масха: над хуффами (кожаными или шерстяными носками), джабирой (подобие гипса при травме), чалмой и химаром женщин (женским покрывалом).

Масх над хуффами (кожаными или шерстяными носками)

Хуффы – это носки (или то, что одевают на ноги) из кожи или подобного ей материала и из шерсти и подобного ей материала, сквозь которые не видны стопы. Масх над хуффами дозволен по единогласному мнению исламских ученых.

Сказал аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах: «Рассказали мне семьдесят [человек] из сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что он совершал Масх над хуффами».

Мнения ученых также сошлись в том, что Масх над хуффами разрешен не только во время путешествия (сафар), но и даже во время нахождения в постоянном месте проживания, независимо была ли в этом нужда или нет.

Существуют следующие условия Масха над хуфами:

  1. Носки должны быть одеты только на чистые ноги (будучи с малым омовением) согласно хадису переданной аль-Мугирой: «Я был вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует)в путешествии, и нагнулся, чтобы снять с него кожаные носки, а он сказал: «Оставь, ибо я надел их на чистые ноги», и после этого совершил Масх над ними».
  2. Места, которые должны быть омыты при малом омовении (стопы до щиколоток) обязательно должны быть закрытыми хуффами.
  3. Хуффы должны быть приобретены или получены только дозволенным в Исламе способом (халяль). Также нельзя мужчинам протирать носки из шелка – так как они харам (запретны) для мужчин.
  4. Носки должны быть сделаны из чистого материала. Например, запрещены носки из кожи осла, свиньи, собаки и т.д.
  5. Есть определенные рамки времени, установленные шариатом: для путников – 3 дня и 3 ночи, а для оседлых — 1 день и 1 ночь.

Эти условия вывели ученые из текстов пришедшие от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и принятых в исламе научных правил. Они обязательно должны быть соблюдены при совершении Масх.

Как правильно совершить Масх над хуффами

Следует протереть [водой — то есть влажными руками] большую верхнюю часть хуффов, согласно хадису аль-Мугъира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, в котором он разъяснил как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал Масх над своими хуффами:

«Я видел [как] Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) протирает (т.е. совершает Масх) над обоими своими хуффами — [и он протирает] над внешней их стороной».

Не позволительно протирать нижнюю часть ступни и пятки, и это не является сунной, согласно словам Али ибн аби-Талиба:

«Если бы религия была посредством разума, то достовернее было бы протирать (совершая Масх) не верхнюю часть хуффов а нижнюю, [но] я видел [как] Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) протирает верхнюю часть своих хуффов».

Если же объединить между протиранием сверху и снизу, то Масх действителен с нежелательностью.

Масх нарушается из-за следующих причин:

  1. При большом осквернении (то есть, то, что обязывает совершить большое омовение). Сафуана ибн ‘Ассаля, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказывал нам, когда мы были путниками, чтобы мы не снимали наши хуффы три дня и три ночи, кроме того, кто находится в большом осквернении».
  2. Когда место, которое должно мыть омыто при малом омовении открывается (ступня до щиколоток).
  3. При снятии одного или обоих хуффов. Большинство ученых не видят в этом разницы.
  4. При окончании времени, в котором разрешено совершать Масх. Как было указано выше — 1 день для оседлых, 3 дня для путников.

Масх над джабирой

Джабира — это шина из дерева или подобного ему, как гипс, которой обвязывают, фиксируют и закрепляют перелом для вправления, срастания и заживления. Над ней совершается Масх так же, как и в случае с хуффами. К этому направлению можно отнести и Масх над пластырем, повязкой, бинтом, которые накладываются над ранами. Это следует выполнять только при необходимости. Если необходимость пройдет, и придет время снять джабиру, то в дальнейшем совершать Масх над этим местом не разрешается.

Масх над джабирой отличается от Масха над хуффами тем, что он разрешен и при большом осквернении. Так как Масх над джабирой является вынужденностью, ученые считают, что нет разницы между большим и малым осквернением в этом случае. Он разрешен до тех пор, пока не исцелится то, что под ней.

Масх над чалмой

Чалма – это то, чем заворачивается или охватывается голова. Следующие хадисы является доказательством допустимости в Исламе Масха над чалмой. Аль-Мугира ибн Шу’ба сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) протер (сделал Масх) над своей чалмой и над челкой и двумя хуффами». Он также передал хадис: «Что он (да благословит его Аллах и приветствует) протер над двумя хуффами и химаром»), то есть чалму». (Химар — это то, чем покрывают голову, например чалма и подобные вещи).

Для этого Масха не установлены какие-либо границы. Но было бы правильно проявлять предосторожность и протирать голову только после того, как было совершено малое омовение. Еще желательно ограничивать тем промежутком времени, в котором разрешено находиться в Масхе над хуффами.

Масх над химаром женщин (женским покрывалом)

Совершение Масха над женским покрывалом (головы) не разрешается кроме тех случаев, когда есть затруднения и преграды в его снятии. И это мнение является наиболее достоверной. Масх также разрешено совершать и в том случае, если голова женщины покрыта (покрашена) хной и другими видами красок для волос. Подтверждением этого разрешения является действия Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Для ритуального очищения головы в Исламе есть много облегчений для мусульманской уммы (общины), начиная протиранием во время малого омовения и заканчивая различными видами Масха.

Источник

Протирание (масх) в случаях затруднения мытья ног

В основе данного вопроса лежит хадис от аль-Мугийра ибн Шу‘ба, в котором говорится, что иногда при омовении «пророк Мухаммад протирал [ноги влажными руками] поверх «джаврабейн»[1]»[2]. Все ученые согласны с тем, что такая практика допустима.

Читайте также:  Жилеты попоны для добермана

Условия, оговариваемые исламскими учеными в случае «протирания (масх) поверх «джаврабейн» вместо мытья ног», связаны с характеристикой того, что подразумевается под «джаврабейн».

Богословы едины во мнении о разрешенности протирания носков в том случае, если они имеют кожаную подошву (или полностью кожаные)[3]. Что касается обычных носков, то применение к ним «масх» также допустимо, если они плотные, не просвечиваются и самостоятельно держатся на ногах[4].

Оговариваемое в некоторых теологических трудах условие о «возможности прохождения человеком в них [носках] порядка 2250 метров с тем, что носки сохранят при этом свою целостность», и о том, «чтобы они не пропускали воду», достаточно далеко от Сунны и нерационально в сегодняшней практике[5].

Что важно знать

1. Протирание (масх) совершается тремя влажными средними пальцами руки, начиная с пальцев ноги и вверх к щиколотке[6].

2. Плотные носки или кожаные сапоги для последующего их протирания надеваются лишь после того, как совершено обычное омовение ступней ног, включая щиколотки.

3. Снятие плотных носков или сапог после того, как было совершено омовение с протиранием их, делает это омовение недействительным.

4. Как бы ни нарушалось состояние ритуальной чистоты, протирание (масх) действительно в течение 24 часов, а для путника (мусафира) – в течение 72 часов. Исключением является только случай, когда человеку необходимо совершить полное омовение (гусль).

Думаю, нужно отметить, что, оставаясь убежденными в неизменности Закона Божьего до Конца Света, но принимая во внимание гибкость Его установлений, важно использовать канонические нормы, направленные на облегчение жизни верующего. Например, если человек в рабочее или иное время не имеет должных условий для совершения омовения, наиболее сложным элементом которого является промывание ног, то он, исходя из Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) и принимая во внимание толкования исламских ученых, может протирать ноги поверх носков (учитывая их плотность). Данное каноническое облегчение особенно применимо в тех странах и местностях, где крайне мало мечетей и мест для совершения омовения (как на рабочих предприятиях, так и в общественных местах). В то же время не нужно злоупотреблять этой нормой, помня о том, что чистоплотность является неотъемлемой частью жизни и веры мусульманина.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1]В тексте хадиса употреблено слово «джаврабейн», которое обозначает все то, что надевается на ноги (кроме кожаных сапог) высотой выше щиколотки. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 169; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 497.

[2]См.: Своды хадисов Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и ат-Тахави. Ат-Тирмизи, например, говорил о достоверности данного хадиса («хасан, сахих»). См.: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 1. С. 141.

[3]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 497.

[4]См.: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 141, 142; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 498.

[5] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 215.

[6]В дополнение к этому богословы-шафииты считают желательным протирание подошвы. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11т. Т. 1. С. 476.

Источник

Масх на кожаные носки в исламе во время омовения

На снисходительность и лёгкость шариата указывает предписание протирать (масх) носки вместо мытья ног во время омовения.

Носком (хуфф) именуется вид обуви, полностью покрывающий стопу и щиколотки. Если обычные носки являются плотными, они приравниваются к кожаным. (Хуфф — в наше время, как правило, вид обуви из тонкой кожи, надеваемый поверх обычных носок. Далее в тексте хуфф — кожаные носки)

Протирание носков во время омовения

О протирании кожаных носков говорится во многих хадисах, в которых приводятся слова Пророка или сообщается о его поступках.

Количество этих хадисов столь велико, что их можно отнести к категориям «мутаватир» и «машхур». К их числу относится хадис, который передал аль-Мугира бин Шу’ба, да будет доволен им Аллах. В нём сообщается, что как-то раз Пророк вышел, чтобы удовлетворить нужду, а аль Мугира последовал за ним, держа в руках сосуд с водой. Когда Пророк удовлетворил свою нужду, аль-Мугира стал сливать для него воду, он же совершил омовение и протёр свои кожаные носки (Аль-Бухари).

Передают, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, (как-то раз) услышал от Са’да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк протирал влажными руками кожаные носки (в конце омовения перед молитвой). А потом ‘Абдуллах бин ‘Умар спросил об этом ‘Умара, и тот сказал: «Да, (он делал это), но если Са’д рассказал что-нибудь о Пророке , то тебе уже не следует спрашивать об этом никого другого!».

Один из улемов упоминал, что хадисы, в которых сообщается о том, что Пророк протирал кожаные носки, передавались со слов около сорока сподвижников. Если соблюдены все необходимые условия действительности омовения, протирание кожаных носков заменяет мытьё стоп.

Протирать кожаные носки нельзя тому, кто должен совершить полное омовение. Так, если человек совершил частичное омовение (вуду) и надел кожаные носки, а потом впал в состояние большого осквернения, он не может омыть все части тела и протереть кожаные носки, поскольку в подобных случаях необходимо снять носки и омыть стопы.

Указанием на это служит хадис, передаваемый со слов Сафвана бин ‘Ассаля, да будет доволен им Аллах, который сказал:

«Когда мы находились в пути, Посланник Аллаха говорил нам, что в течение трёх суток следует снимать кожаные носки только в случае большого осквернения и не обязательно делать это после удовлетворения естественных потребностей или сна» (Ан-Наса’и; ат-Тирмизи).

Протирание кожаных носков было узаконено для облегчения. В этом нуждаются многие люди, особенно те, кому трудно снимать носки перед каждым омовением, например, жители холодных стран, путники, солдаты и прочие. Разрешение протирать кожаные носки было названо разрешением отмены, поскольку человек, надевший кожаные носки, не обязан мыть ноги.

Условия протирание носков при омовении

1. Надевать кожаные носки следует в состоянии полной чистоты после совершения омовения (вуду). Если же человек наденет их после очищения песком (таямум), а потом найдёт воду, то протирать носки нельзя, омовение же надо будет совершить полностью.

Сообщается, что аль-Мугира бин Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) находясь вместе с Пророком в пути, я нагнулся, чтобы снять с него кожаные носки, однако он сказал: «Оставь, ибо я надел их на чистые ноги», после чего протёр их» (Аль-Бухари).

Сообщается, что Сафван бин ‘Ассаль, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха велел нам протирать кожаные носки в течение трёх суток, когда мы находились в пути, и в течение одних суток, когда мы находились у себя дома, если мы надевали их в состоянии ритуальной чистоты» (Ибн Хузайма).

2. Кожаные носки, которые человек хочет протереть, как и всё, что к ним приравнивается, должны полностью покрывать стопу и подниматься выше щиколоток.

3. В таких носках человек должен иметь возможность пройти по меньшей мере один фарсах (фарсах — мера длины, равная 5760 метрам) за сутки или же ходить полтора часа, не испытывая затруднений, поскольку обычно людям не надо ходить больше, чтобы сделать всё, что им нужно.

4. На носке не должно быть больших дыр. Если общая площадь мелких дыр такова, что их можно прикрыть тремя наименьшими пальцами, протирать носок нельзя, в противном же случае это делать можно, поскольку Пророк велел своим сподвижникам протирать носки, а на их носках, как правило, были дыры. Даже если на носке имеются дыры спереди, его можно протирать при том условии, что носок можно укрепить на голени с помощью шнурка или пуговиц.

Читайте также:  Срок носки нарощенных волос

5. Носок должен препятствовать попаданию на стопу воды, которая используется для протирания.

6. Если у человека, который хочет протереть носок, отсутствует передняя часть стопы, протирание оставшейся части будет недействительным. Это допускается только в том случае, когда по размеру эта часть равна трём наименьшим пальцам руки или превосходит её, поскольку обязательно протирать поверхность именно такой площади. В случае отсутствия передней части стопы носок протирать не следует даже при наличии пятки. Если же нога ампутирована выше щиколотки, кожаный носок на второй ноге протирать можно.

Способ протирания

Человек, который совершает омовение, должен возложить смоченные водой растопыренные пальцы рук на переднюю часть носка (правая рука возлагается на правый носок, а левая — на левый), а потом протереть ими верхнюю часть стопы по направлению к голени. Достаточно протереть участок размером в три наименьших пальца руки. Заменой этому не может служить протирание внутренней поверхности, пятки, боковых поверхностей носков или голени.

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Если бы религия основывалась на самостоятельном суждении, то протирать нижнюю часть кожаного носка, конечно, было бы предпочтительнее, чем верхнюю, однако я видел, как Посланник Аллаха протирал верхнюю часть своих кожаных носков» (Абу Дауд).

Сообщается, что аль-Мугира бин Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я видел, как Посланник Аллаха (отошёл, чтобы) помочиться, а потом вернулся, совершил омовение и протёр свои кожаные носки. Он возложил правую руку на правый носок, а левую — на левый, а потом один раз провёл руками поверх носков, и я видел пальцы Посланника Аллаха на поверхности его носков» (Ибн Абу Шайба; аль-Байхаки).

Достаточно протереть носки один раз, повторение же этого сунне не соответствует. Если протереть носки не вдоль, а поперёк, или двигаться не от носка к голени, а от голени к носку, протирание будет действительным, хотя это и противоречит Сунне.

Срок действительности протирания

Для человека, постоянно живущего (мукым) где-либо, срок действительности протирания равен одним суткам, а для путника (мусафир) — трём.

Срок действительности протирания исчисляется со времени первого осквернения после надевания кожаных носков.

Сообщается, что Сафван бин ‘Ассаль, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда мы находились в пути, Посланник Аллаха говорил нам, что в течение трёх суток следует снимать кожаные носки только в случае большого осквернения…» (Ан-Наса’и; ат-Тирмизи).

Передают со слов Абу Бакры, да будет доволен им Аллах, что Пророк позволял путнику протирать (кожаные носки, не снимая их), в течение трёх суток, а постоянно живущему на одном месте — в течение одних суток, если человек надел свои кожаные носки в состоянии ритуальной чистоты (Ад-Даракутни; аль-Хаким).

Передают со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что Пророк определил, что время действительности протирания кожаных носков для путника составляет трое суток, а для живущего на одном месте — одни сутки (Ибн Хиббан)

Сообщается, что Шурайх бин Хани’ сказал:

«(В своё время) я пришёл к ‘Аише, чтобы спросить её о протирании кожаных носков. Она сказала: «Тебе следует обратиться к (‘Али) Ибн Абу Талибу. Спроси его, ибо ему приходилось бывать в пути вместе с Посланником Аллаха ». Мы задали ему этот вопрос, и он сказал: «Посланник Аллаха установил для путника срок в трое суток, а для живущего на одном месте — в одни» (Муслим).

Срок действительности протирания исчисляется со времени первого осквернения после надевания кожаных носков. Например, если человек, находящийся у себя дома, совершил омовение (вуду) в шесть часов утра, потом надел кожаные носки, а осквернился в десять часов, он может протирать свои кожаные носки до десяти часов следующего утра.

Если человек протрёт кожаные носки у себя дома, а потом отправится в путь до истечения срока действительности протирания, он может протирать кожаные носки как путник, то есть в течение трёх суток. Если же путник обоснуется на одном месте до завершения суток, он может протирать носки в течение суток, поскольку суждение об этом зависит от состояния человека, протирающего носки, на последнем отрезке периода времени, в течение которого протирание является действительным.

Протирание обычных носков

Можно протирать и обычные носки (джавраб), но при том условии, что они будут такими же, как и носки, которые протирали наши праведные предшественники (саляф). Имеется в виду, что носки должны быть настолько плотными, чтобы сквозь них не было видно тело, чтобы в них можно было пройти без обуви фарсах или более того и чтобы они препятствовали доступу влаги к телу (однако носки, которые делают в наше время, редко отвечают всем этим условиям).

Раньше обычные носки делались либо из кожи, либо из кручёной шерстяной пряжи. Обычные носки, которые делались из кожи, отличались по форме от кожаных носков, именующихся «хуфф». Они надевались на ступню и доходили до голени. Носки, которые делались из кручёной шерстяной пряжи, надевались на ступню и закрывали щиколотки.

Имамы придерживались единого мнения относительно недопустимости протирания тонких и просвечивающих носков.

Указанием на дозволенность протирания обычных носков служит хадис, в котором сообщается, что аль-Мугира бин Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха совершил омовение и протёр (обычные) носки и сандалии» (Ат-Тирмизи).

Сообщается, что обычные носки и сандалии часто протирал ‘Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах.

Действия, нарушающие протирание кожаных носков

1. Протирание кожаных носков делает недействительным (приходится заново делать) всё, что делает недействительным омовение. Протирание заменяет мытьё ног, а это значит, что его делает недействительным всё то, что делает недействительным омовение.

2. Завершение срока действительности протирания. В подобном случае человеку следует снять кожаные носки и омыть ноги. Если срок действительности протирания истёк, но человек опасается причинить непоправимый вред ногам из-за сильного холода, он может снова протереть носки, не снимая их с ног, однако в подобном случае следует протереть носки полностью, как протирают лубки, наложенные на место перелома. Если срок действительности протирания истёк во время совершения молитвы, а воды у человека нет, ему следует продолжить молиться. В связи с отсутствием воды в данном случае снимать носки бесполезно, поскольку это делается для мытья ног.

3. Снятие хотя бы одного носка, а также извлечение большей части стопы до голенища носка. Объясняется это тем, что недействительность омовения неделима, и в результате снятия носка с ноги прежнее осквернение распространится на неё. Кожаный носок препятствует распространению действия осквернения, но не удаляет его, вследствие чего человеку, который протёр кожаные носки, следует совершать молитву в этих носках. Однако, если носки будут нечисты, молитва окажется недействительной, и поэтому необходимо следить за их чистотой. Если же во время ходьбы человек коснётся пяткой голенища носка, это ему не повредит.

4. Смачивание большей части стопы водой. В подобном случае необходимо снять носки и омыть ноги, чтобы избежать соединения омовения с протиранием.

5. Если во время надевания с кожаным носком случится нечто такое, что сделает его протирание непозволительным, оно будет недействительным. Примером могут служить такой случай, когда носок рвётся и на нём образуются большие дыры или когда в силу каких-либо причин в этом носке невозможно ходить.

6. Если тот, кто заслуживает оправдания в случае невозможности устранения причины осквернения, протрёт кожаные носки, протирание станет недействительным, когда этот человек выйдет из состояния ритуальной чистоты после истечения периода времени, отведённого для совершения данной молитвы, во время которого он совершил омовение. Речь идёт о таком случае, когда он надел кожаные носки в тот период, когда заслуживал оправдания. Если же он надел их после завершения этого периода, то срок действительности протирания будет таким же, как и для человека, который оправдания не заслуживает. Следует помнить, что в том случае, когда недействительным является протирание, но не омовение в целом, достаточно только омыть ноги.

Непозволительно протирать ни головной убор (например, чалму или шапку), ни чадру, ни перчатки.

(из книги ‘Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз «Ханафитский фикх»)

Источник