Меню

Кто сказал мусульманкам носить хиджаб



Хиджаб – самый популярный головной убор!

Смысл слова «хиджаб» в наше время понятен практически всем людям, причём независимо от вероисповедания и конфессиональной принадлежности. Отчасти в этом заслуга СМИ, публикаций в различных мировых изданиях, где это слово всё чаще появляется в разном контексте.

С каждым днём мир всё больше узнаёт об Исламе, и в наши дни уже никого не удивит, а тем более не отпугнёт девушка в хиджабе, ведь все мы привыкли видеть стильно одетых мусульманок, которые умеют красиво повязать платок.

Мы часто видим в новостях спортсменок в хиджабе, что также уже никого не удивляет. Но самая главная причина популярности и интереса к этому головному убору – это, конечно же, неуклонный рост числа мусульман.

Уже именитые мировые дизайнеры, такие как «Dolce & Gabbana», «Burberry», «Nike» и многие другие, создают свои коллекции, учитывая предпочтения мусульманок. И с каждым днём все больше и больше женщин начинают проявлять интерес к хиджабу.

Известный историк моды Александр Васильев в одном из своих интервью сказал: «Мы все свидетели того, как Ислам влияет на тенденции в моде. Юбки в пол, платья оверсайз, широкая одежда… Всё это тому подтверждение».

Почему мусульманки носят хиджаб?

Хиджаб — это не только головной убор, хиджабом называют одежду мусульманки, скрывающую все её тело, кроме лица и кистей рук. Это обязанность и один из важных аспектов жизни каждой женщины, покорной Создателю.

Те, кто мало знаком с Исламом, но почему-то считает себя вправе высказываться негативно о мусульманах, ошибочно полагают, что ношение хиджаба – это показатель того, что мусульманки угнетены и бесправны. Как девушка, пришедшая в Ислам и добровольно надевшая хиджаб, ответственно заявляю: ЭТО НЕ ТАК! Абсолютно любая женщина согласится с тем, что она чувствует себя гораздо комфортнее в длинном широком платье, чем в облегающих джинсах, согласится, что даже просто накинув платок на голову, она чувствует себя более женственно. И хотя ношение хиджаба – это обязанность, на самом деле в этом заключается забота о женщинах и большое благо.

Хиджаб в Коране

Женское покрывало, хиджаб, защищает женщину от непристойного отношения, а также подчёркивает её достоинство и скромность. Всевышний Аллах в Коране сказал:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاء الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ

(смысл): «О Пророк! Скажи своим жёнам, своим дочерям и остальным верующим женщинам, чтобы они опускали на себя широкие покрывала (которые скрывают их). Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ахзаб: 59)

То есть хиджаб нужен для того, чтобы мусульманкам не наносили вред, путая с грешницами и блудницами. Ни в одной другой идеологии, религии или культуре права женщин не защищают и не оберегают так, как в Исламе.

Есть такое слово в русском языке – «опростоволоситься». Оно означает оказаться в глупом, казусном положении. Дословно же оно означает показать свою голову «простой», то есть непокрытой. На Руси это считалось позором для женщины. Со временем, к сожалению, западная мода внесла свои коррективы в нравы и вытеснила эти традиции.

Впервые надев хиджаб, я в полной мере ощутила эту защиту и заботу! Оказывается, всё это время я испытывала жуткий диссонанс между своим внутренним состоянием и внешним видом… И вот всё встало на свои места. Уже 15 лет, хвала Всевышнему, я одета в счастье! Говорю так, потому что это на самом деле потрясающее чувство радости и комфорта, знакомое каждой из моих сестёр по вере!

Как мы уже сказали, помимо очевидных достоинств хиджаба, его ношение является обязанностью для мусульманки. Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا

(смысл): «И скажи, о Пророк, верующим женщинам, пусть они опускают свои взоры и берегут свои органы (от того, что запретил Аллах, и пусть не показывают их другим), и пусть не показывают мужчинам свою красоту, кроме того, что видно (лицо и кисти рук)». («Сафват ат-тафасир», сура Ан-Нур: 31)

Мы видим в этом аяте повеление Господа, которое требует, чтобы женщины закрывали своё тело от посторонних.

Хадисы про хиджаб

1. От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что однажды Асмаъ бинт Абу Бакр зашла к Посланнику Аллаха ﷺ , надев на себя одежду из тонкой ткани, и Посланник Аллаха ﷺ отвернулся от неё и сказал:

يَا أَسْمَاءُ إِنَّ الْمَرْأَةَ إِذَا بَلَغَتِ الْمَحِيضَ لَمْ تَصْلُحْ أَنْ يُرَى مِنْهَا إِلاَّ هَذَا وَهَذَا وَأَشَارَ إِلَى وَجْهِهِ وَكَفَّيْهِ

«“O Асмаъ, поистине, когда женщина достигает возраста половой зрелости, у неё не должно быть видно ничего, кроме этого и этого”, – и он показал на своё лицо и кисти рук». (Абу Дауд, 4104)

2. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا كَانَ الفُحْشُ فِي شَيْءٍ إِلَّا شَانَهُ، وَمَا كَانَ الحَيَاءُ فِي شَيْءٍ إِلَّا زَانَهُ

«Непристойность всегда чернит собой всё, к чему бы ни примешивалась, а стыдливость всегда украшает». (Ибн Маджах, 4185; Ибн Хиббан, 551; Тирмизи 1974)

3. От Я‘ля (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إن الله عزَّ وجلَّ حَييٌّ سِتِّيرٌ، يحب الحياءَ والسَّترَ، فإذا اغتسلَ أحدُكم فليَسْتَتِرْ

«Поистине, Всевышний Аллах – стыдливый и укрывающий. Он любит, когда люди стыдливы и укрываются от других. Пусть же каждый из вас, когда купается, укрывается от чужих взоров». (Абу Дауд, 4012)

Как мы видим из благородных хадисов Посланника Аллаха ﷺ , хиджаб очень важен для мусульманки, и счастлива та женщина, у которой внешний вид и внутреннее состояние находятся в гармонии!

Условия хиджаба:

1) одежда должна закрывать всё тело, кроме лица и кистей рук;

2) одежда не должна служить украшением, привлекающим внимание мужчин, также стоит избегать кричаще ярких цветов;

3) не разрешается прозрачная ткань;

4) не дозволяется облегающая одежда;

5) одежда не должна иметь запаха парфюмерии;

6) также запрещена одежда, походящая на мужскую.

Важно отметить, что все эти требования к одежде женщины должны соблюдаться перед посторонними людьми, а наедине с супругом мусульманка может позволить себе самые экстравагантные наряды, причёски и макияж. Всё это даже поощряется в случае, когда это усиливает любовь и укрепляет отношения в семье.

Виды хиджаба

Обычно упускается из виду тот факт, что хиджаб – это гораздо большее, чем просто одежда. Существует не только внешний хиджаб, но и внутренний – нрав, поведение, манера говорить, скромность и т. д.

Внутренний хиджаб

В наш век технологий, интернета и соцсетей все убеждаются, что мусульманки успешны во всех сферах деятельности. Наши сёстры из самых разных уголков планеты показывают на своём примере, что хиджаб никак не мешает им получать образование, находить себя в политике и спорте, открывать свой бизнес и т. д.

Человек, ослеплённый предрассудками, не может заметить этого, но женщина в хиджабе ангельски красива, она полна уверенности в себе, является носительницей идей чистоты и истинной красоты.

Однако разумный человек понимает: если девушка закрытая, значит, она скромная. Ведь одним из лучших качеств является скромность, и выходит, что девушка, которая надевает закрытую одежду, претендует на то, чтобы быть лучшей среди открытых женщин, а следовательно, вызывает большее доверие.

Одеяние богобоязненности является лучшим, поскольку упоминается в Священном Коране.

Верхнее одеяние не всегда служит защитой от греха. И мы не говорим, что все покрытые мусульманки идеальны. Девушка, которая надела хиджаб, не является той, которая выполнила все предписания религии, и не убережена от ошибок.

Читайте также:  Серая юбка с ботинками

Но всё же как верно то, что количество переходит в качество, так верно и то, что девушка, скрывая свои волосы и тело, становится духовно чище и лучше. Она не позволит себе ничего из того, что совершают иногда женщины, которые не соблюдают этих норм в своей одежде.

Вот почему в дополнение к внешнему хиджабу необходим и внутренний, в котором присутствует чувство богобоязненности и трепет перед Господом, что и удерживает от совершения проступков.

Проблемы, с которыми может столкнуться девушка, которая решила надеть хиджаб

К сожалению, бывает и такое. Проблем может быть несколько. В основном это зависит от того, в какой семье девушка росла, готово ли ближайшее окружение принять её такой, какой она стала.

Бывает, что круг общения может не одобрить её выбор, и тогда, естественно, это станет для неё проблемой, или родители могут быть против её решения. С одной стороны, она хочет быть со своими подругами и общаться на равных, с другой – хочет соответствовать тем убеждениям, которые в ней укрепились.

Особое внимание тут нужно обратить на то, что большую часть своей жизни она не носила хиджаб. С решением надеть его кардинально меняется жизнь. Здесь необходимо обрести гармонию и мир внутри себя. А целеполагающим является её мотив: почему она сделала этот шаг? Если это внутреннее желание, ей легче будет преодолеть проблемы. А если это требование со стороны отца, брата или мужа, то здесь будет сложнее.

Другая проблема, с которой она столкнётся, это перемены в самой себе. Возникает вопрос, как девушка к себе относится? Ответ обычно подразделяется на две категории: а) нравится, б) не нравится.

Среди мужчин бытует заблуждение, что девушка украшает себя для других мужчин, на самом деле это миф – девушка наряжается для другой девушки, и это ясный факт, поскольку ей важно, как её воспринимают представительницы её же пола.

Она может оценить себя более объективно, и когда она сталкивается с такой проблемой, появляются сомнения: «Что теперь обо мне будут думать?», – и некоторые этого не выдерживают.

Есть масса случаев, когда девушке кто-то объясняет, доносит до неё, что хиджаб – это обязанность, возложенная на неё Всевышним, и она под впечатлением от этих слов покрывается. Но иногда этот переход от внешних изменений к внутренним может не произойти. Поэтому мы, хоть и довольно редко, наблюдаем, как девушка снимает хиджаб.

Те, кто знаком с этой темой, знают, что в последнее время эти случаи активно обсуждались, в частности, в соцсети Instagram. Проблема здесь в несоответствии внешнего вида и духовного состояния девушки, она не до конца понимает, зачем это нужно, общество и окружение давит, что и влечёт за собой душевный конфликт.

В западных странах врачи-мусульманки в медицинских учреждениях без препятствий надевают хиджаб. Мусульманки работают в полиции и желают соответствовать нормам шариата – пожалуйста, для них разработана специальная полицейская форма, и никто от них ничего не требует.

Надеемся, что и в нашей стране у наших сестёр совсем скоро будет такая возможность, хотя и сейчас эти проблемы при желании можно легко уладить. Хиджаб – это выбор каждой девушки, который она должна сделать сама, ибо нет принуждения в нашей прекрасной религии!

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Амина Евпатова

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Почему мусульманки носят платки?

Согласно священному Корану и Сунне Пророка ﷺ , женщина не должна демонстрировать посторонним свою красоту. В Коране сказано (смыл): «Пусть они (верующие женщины) не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны (т.е. овал лица и кистей рук), и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди . » (сура «ан-Нур» 31). Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что однажды Асма, дочь Абу Бакра, пришла к Посланнику Аллаха ﷺ в тонкой одежде. Пророк ﷺ отвернулся от неё и сказал: «О Асма! Женщина, которая достигла совершеннолетия, не должна открывать места, кроме этих мест», – показывая на лицо и кисти рук». Согласно этому мусульманкам предписано полностью покрывать свою голову вместе с шеей за исключениям лица. Всевышний создал мужчин и женщин влекущими к друг другу, а открытость женщины толкает мужчину на запретные действия приводящие к плохим последствиям. Одетая согласно предписанию девушка обережена от взора посторонних мужчин и подчеркивает своё целомудрие.

Платок – это и есть хиджаб?

Не всегда платок можно назвать хиджабом. Так как хиджаб означает скрыть всё женское тело кроме овала лица и кистей рук, одеждой не прозрачной не облегающей не привлекающий внимание противоположного пола. Если же одеть любой платок так чтобы закрывалась голова и шея кроме овала лица, то он тоже становиться частью её хиджаба. Иногда же платок не соответствует условиям хиджаба так как некоторые мусульманки завязывают его таким образом, что видна часть головы, волосы и шея. Это не соответствует канонам ислама и если её видят посторонние мужчины она попадает под грех.

Каким должен быть головной убор мусульманки?

Можно сказать, что ответ на этот вопрос уже стал ясным из предыдущих ответов. Однако хочу добавить, что надевая платок девушки должны понимать, что платок не должен быть из ярко выраженных цветов привлекающее внимание посторонних мужчин, как и её остальная одежда, из-под платка не должны просвечиваться её волосы или оголенные части тела. Мусульманка должна понимать, что платок покрывающий всю голову – это не только стиль её одежды, но и жизненная позиция, проявление её веры. Именно веры, так как девушка покрываясь выполняет то, что ей предписано Всевышним Аллахом. И многие девушки признают, что ношение хиджаба придаёт им чувство защищенности и уверенности, делает её красоту скромной и достойной, охраняя и оберегая её.

Всегда ли мусульманка должна покрывать голову?

Женщина обязана покрывать голову от посторонних мужчин не относящихся к категории «махрам». Она может не покрывать голову перед женщинами, близкими родственниками их числа мужчин (махрам) и мужем. Но если в гости придёт посторонний мужчина не относящихся к числу махрам, то даже в присутствии мужа, брата, или отца, она обязана покрыть свое тело кроме лица и кистей рук.

К мужчинам из числа махрам относятся те мужчины, которые не имеет права по Исламу вступить с ней в брак по следующим причинам:

1) Кровного родства, (отец, дед, сын, внук, правнук, дядя по отцовской и материнской линиям, ее родные братья и сыновья родных братьев и сестер).

2) Молочного родства ( молочный брат или муж ее молочной матери).

3) Брачного родства (тесть или отец тестя, муж её матери (отчим) или его отец, а также сын или внук ее мужа).

Когда мусульманка должна носить платок, хиджаб с детства?

Что касается конкретного возраста, с которого следует приучать девочку носить хиджаб, то учёные-богословы рекомендуют с семи лет, опираясь на хадис: «Велите вашим детям молиться, когда им исполнится семь лет, и наказывайте их, если они не делают этого, когда им исполниться десять лет. И разделяйте их в разных кроватях» (Абу Дауд). Сюда относятся все предписания Ислама, а не только совершение намаза.

В грех за не ношения хиджаба девочка попадает с совершеннолетия. К признакам совершеннолетия девушки относятся такие как: появление волос на половом органе, появление поллюций или первой крови (месячных).

Читайте также:  Футболка для любимого с 23 февраля

Источник

Жизнь«Снимите это немедленно»: Всё, что вы хотели знать
о хиджабе

Почему головной убор вызывает столько споров и что об этом думают сами мусульманки

Вряд ли существует предмет гардероба, который вызывает более яростные споры, чем головной убор мусульманок. Хиджаб никогда не был «просто платком», а глобализация и вовсе превратила кусок ткани в культурный, религиозный и политический символ, который олицетворяет мусульманский мир и прежде всего представления европейцев о нём. В России о разрешении и запрете на платок неистово спорят федеральный министр образования и глава Чечни — а родители учениц оспаривают право на ношение хиджаба в суде, во Франции только-только утихли скандалы вокруг запрета буркини, из-за которого представителей власти обвинили в исламофобии, а буквально на днях в Австрии решили запретить бурки и никабы, закрывающие лицо.

Пока одни призывают «освободить женщин Востока», сорвав с них покрывала, другие выступают за право выбора для каждой, независимо от того, хочет женщина загорать топлес или прятать своё тело от любопытных взглядов. У части светских европейцев хиджаб (например, в школе) вызывает аллергию уже сам по себе, как напоминание о чужой религиозности, а радикальные правые просто убеждены, что полная ассимиляция — это правило общежития, которое не оспаривается.

При этом рынок мусульманской моды растёт так стремительно, что не считаться с ним уже невозможно: мусульмане-миллениалы имеют огромное влияние на современную культуру, где традиции плавятся в одном котле, но вопрос о гуманности и символической ценности хиджаба возникает снова и снова.

Разбираемся, что значит хиджаб сегодня и какие точки зрения существуют среди исследователей и самих верующих.

Не просто платок

Хиджаб в переводе с арабского значит «преграда» или «покрывало», и часто так называют сам платок, которым мусульманки покрывают голову. Однако на самом деле значение термина гораздо шире: хиджаб — это не только головной убор, но и вся одежда, соответствующая мусульманским представлениям о том, как выглядит достойная женщина (то есть любое непрозрачное одеяние, открывающее только лицо и кисти рук и не облегающее фигуру). Существует и «внутренний хиджаб» — под этим подразумевают душевные качества, например целомудрие и уважение к богу, но «внутренний хиджаб», в отличие от покрытой головы, в глаза не бросается, поэтому и вопросов не вызывает.

Основные принципы мусульманского дресс-кода содержатся в Коране и довольно однозначно интерпретируются богословами. В аяте 24:31 сказано, что мусульманкам стоит «оберегать свои половые органы», «прикрывать покрывалами вырез на груди» и не показывать свою красоту никому, кроме мужа и других близких, относящихся к категории махрам — так называются все родственники, за которых женщина по закону не может выйти замуж. В аяте 24:60 уточняется, что пожилые женщины, которые уже не собираются замуж, могут не так строго следовать предписаниям о хиджабе, но всё-таки лучше от них не отклоняться. И наконец в аяте 33:59 есть требование о головном уборе: мусульманкам советуют «сближать на себе свои покрывала», чтобы другие люди их не приняли за «рабынь или блудниц», то есть относились с уважением. Девочки обязаны носить хиджаб с начала пубертата — первой менструации.

В большинстве нынешних мусульманских стран традиция покрывать голову существовала задолго до ислама, который появился лишь в VII веке

В Коране нет описания конкретных видов скромной одежды, поэтому и цвет хиджаба, и фасоны сильно отличаются от региона к региону. Например, в ОАЭ и Саудовской Аравии и мужчины, и женщины одеваются похоже и покрывают голову, но традиционный цвет женского платья — чёрный, а мужской — более подходящий к местному климату белый. Существует любопытная версия, связывающая такое распределение с военной историей: якобы сражения между арабскими племенами часто происходили ночью, и женщина, одетая в чёрное, могла незаметно скрыться, а мужчины специально одевались так, чтобы их было видно издалека.

В большинстве нынешних мусульманских стран традиция покрывать голову существовала задолго до ислама, который появился в VII веке. Привычное платье лишь адаптировалось к требованиям новой религии, не растворяясь в них окончательно, что породило множество разновидностей национального мусульманского костюма. В арабских странах женщин чаще всего можно увидеть в чёрных абайях с вышивкой, в Индии мусульманки носят яркие сари или сальвар-камизы (комплекты из широких брюк, длинной туники и шарфа или платка), а иранки из деревень вокруг Персидского залива прикрывают лицо расшитыми бисером или металлическими масками, напоминающими накладные усы.

«Хиджаб, никаб, паранджа и так далее — это всё местные традиции: как принято в регионе и как разрешает муж. Разрешит муж ходить с открытым лицом — можно, разрешит ходить в платке и джинсах — можно, — объясняет доцент Центра изучения религий РГГУ Светлана Бабкина. — Всё зависит от либерализма страны и либерализма мужа в пределах либерализма страны».

Хиджаб

В узком смысле слова — обычно четырёхугольный платок или комбинация из пары платков, которые прикрывают голову и шею, но оставляют открытым лицо. Это самая «светская» форма мусульманского платья, которую вы наверняка часто видите на улице. Молодые мусульманки носят хиджаб даже с джинсами и трениками.

Чадра (чадор)

Длинная накидка, обычно чёрного или белого цвета. Закрывает всё тело с головы до ног, кроме лица, и запахивается спереди, носится преимущественно вне дома. Чадру часто закалывают под подбородком или держат руками, чтобы она не упала во время ходьбы. Чаще всего встречается в Иране и Афганистане, но есть и в других странах Ближнего Востока.

Никаб

Покрывало с прорезью для глаз, полностью закрывающее практически всё тело с головы до ног. Больше всего распространён в странах Персидского залива, но всё чаще встречается и в западных странах, где такой вид мусульманской одежды не приветствуется (никаб запретили в нескольких странах, последней это сделала Австрия).

Паранджа (бурка)

Самое строгое из всех мусульманских одеяний, которое широко распространено лишь в Афганистане и Пакистане. Паранджа закрывает абсолютно всё тело, включая лицо и глаза: они прикрыты сеткой так, что разглядеть их снаружи невозможно. Такое одеяние было обязательно для всех женщин во время правления талибов, из-за чего стало символом рабского положения афганских женщин.

Буркини

Удобный купальный костюм, который изобрела австралийка ливанского происхождения Ахида Занетти и подхватили светские бренды вроде Marks & Spencer. Ещё одно нововведение последних лет — спортивные хиджабы, в которых спортсменки-мусульманки впервые участвовали в Олимпиаде-2016: именно в Рио был сделан исторический кадр с египетской и немецкой волейболистками.

Символ угнетения или феминистский жест

Хиджаб тянет за собой огромный багаж негативных ассоциаций: неудивительно, что эмансипированный Запад считает покрытую голову символом бесправия, в котором до сих пор живут миллионы женщин. В той же Саудовской Аравии гражданки не могут водить автомобиль и появляться на публике без сопровождающего-мужчины, а в Афганистане можно и вовсе поплатиться жизнью, отправившись за продуктами в одиночестве. Западным политикам, приезжающим на переговоры в мусульманские страны, приходится выбирать между данью уважения местным традициям (Валентина Матвиенко, например, для визита в Саудовскую Аравию обзавелась зелёным хиджабом) или наглядной демонстрацией европейских ценностей: покрывать голову даже для встречи с королевскими особами отказываются Ангела Меркель и её министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен, и, конечно, так же поступает французская представительница ультраправых Марин Ле Пен.

Выступления европейских политиков против мусульманского дресс-кода вряд ли можно назвать смелыми: одно дело, когда ты руководишь мировой державой и приехала в консервативную страну с дипломатическим визитом, и совсем другое — когда ты выросла в этой культуре и выступаешь против системы, реально рискуя свободой и жизнью. Тем не менее в странах, где отсутствие хиджаба карается по закону, появляются протестные группы, выступающие за право на выбор: например, сторонницы иранского движения My Stealthy Freedom публикуют в социальных сетях свои фотографии с непокрытой головой, в джинсах и с макияжем. Мужчины-профеминисты, наоборот, надевают хиджаб, чтобы поддержать своих жён и подруг.

Читайте также:  Кожаный пиджак с юбкой плиссе

Ещё один пример — сирийки, побывавшие в плену у боевиков ИГИЛ (организация признана террористической, её деятельность на территории РФ запрещена. — Прим. ред.): оказавшись на свободе, женщины демонстративно сжигают чёрные бурки, которые на них надели террористы-фундаменталисты. Трудно тут не вспомнить западных феминисток, которым приписывают сжигание лифчиков в знак протеста против патриархата — но, как и любая яркая медийная картинка, этот пример не отражает сложную действительность.

На русскоязычных мусульманских ресурсах часто осуждают девушек, у которых из-под платка видны волосы или нижняя часть подбородка: богословы считают, что эта область не является частью лица, а значит, должна быть закрыта, как и шея. «Правильный» хиджаб полностью закрывает всё, кроме лица, из-под него может торчать специальная облегающая шапочка, но волосы должны оставаться внутри. Например, ресурс «Ислам.ру» сообщает, что девушки, у которых видна шея, волосы и часть головы, «попадают под грех», если их видят посторонние мужчины. Вообще, на мусульманских форумах можно найти ответ на любой волнующий вопрос, в том числе из сферы бьюти: например, можно ли мусульманке красить ногти или нет (правильный ответ — нельзя, иначе омовение перед намазом не засчитывается).

Запрет или разрешение

Обозревательница DW Сабине Фабер уверена, что тотальный запрет паранджи, которую считают символом угнетения даже прогрессивные мусульманки, не решит проблему, а только усугубит её: когда такой закон вступает в силу, религиозные мужья просто запрещают жёнам выходить на улицу, и консервативное мусульманское сообщество ещё больше замыкается в себе. Та же ситуация с хиджабами в школах: запрещая девочкам приходить на уроки в платке, власти, по сути, лишают их возможности получить светское образование и сделать осознанный выбор. И если запрет на головные уборы, полностью или частично закрывающие лицо, ещё можно объяснить заботой о безопасности, то боязнь хиджаба, прикрывающего только волосы и шею, больше похожа на проявление нетерпимости, чем на борьбу с террористической угрозой.

Большинство демократических стран вынуждены постоянно балансировать между светскостью и свободой вероисповедания — и тут всё не совсем очевидно. Французские власти пошли дальше других, отвергая любую религиозную атрибутику, поэтому в школах платки запрещены, а право находиться на пляже в буркини мусульманкам удалось отстоять только через Верховный суд. В России такой запрет действует не везде: после недавнего скандала в сельской школе в Мордовии, где учителям запретили носить платки, парламент Чечни принял специальную поправку к закону об образовании, разрешающую школьницам приходить на занятия в хиджабе. Впрочем, ношение хиджаба в республике практически обязательно, а сам вопрос о платке для руководства Чечни — ещё и вопрос политического влияния.

Большинство россиян относятся к хиджабам спокойно: в этом году 50 % респондентов опроса ВЦИОМ сказали, что нужно отменить запрет на ношение головных уборов, чтобы девочки-мусульманки могли спокойно учиться. Практика показывает, что запрет хиджаба порождает множество бытовых проблем — например, до официального разрешения фотографироваться на документы в головном уборе многие мусульманки в Татарстане просто отказывались получать паспорт.

Хотя в религиозных семьях хиджаб воспринимают как обязанность, многие женщины принимают решение «покрыться» самостоятельно — для них хиджаб становится своеобразным манифестом самостоятельности, идентичности и верности принципам. Для молодых мусульманок, живущих в западных странах, это и вовсе становится делом чести. После теракта 11 сентября и последовавшего за ним расцвета исламофобии в любой девушке в платке по умолчанию усматривают террористку — мусульманки считают своим долгом разрушить этот опасный стереотип.

В мире, где женское тело воспринимают как товар, желание скрыть свою красоту от посторонних кажется радикальным

У прогрессивных молодых мусульман, которых Шелина Джанмохамед окрестила «поколением М», есть свои ролевые модели — люди, которые разрушают стереотипы, не отказываясь от своей культуры: например, фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад, которая первой среди американок выступила на Олимпиаде в хиджабе, или лауреатка Нобелевской премии Малала Юсуфзай. У мусульманского комьюнити есть свои мемы, паблики и каналы на YouTube, свои марки одежды и халяльные стартапы, музыка и модные клипы в духе «хиджаб-свэга»: например, певица Мона в своём зажигательном треке заявляет, что плевать хотела на хейтеров и не собирается ни перед кем отчитываться за свой хиджаб.

Исламская мода давно вышла за пределы тусовки «мипстеров» и укрепляет свои позиции во всём мире: Marks & Spencer взялись за буркини, DKNY, Uniqlo, Mango и Tommy Hilfiger выпускают капсульные коллекции к Рамадану, Dolce & Gabbana делают специально для мусульманских стран линию абай, а «курс на скромность» взяли на подиумах в Милане, Париже и Нью-Йорке.

Если телевидение скорее демонизирует ислам, то социальные сети делают мусульманскую культуру ближе и понятнее: например, на видеоблог Айдан Мамедовой, которая с юмором отвечает на вопросы о своей религии, тестирует косметику и делится рассуждениями о жизни, подписано почти 150 тысяч человек, и далеко не все они мусульмане. Хиджаб-активистки предлагают женщинам примерить платок, чтобы почувствовать себя на месте мусульманок: как правило, девушки, впервые покрывшие голову, чувствуют себя на удивление комфортно.

Как бы парадоксально это ни звучало, хиджаб может быть и феминистским жестом: в своём популярном обращении Ханна Юсуф объясняет, что представление об «угнетённых восточных женщинах» — продукт снисходительного колониализма, а хиджаб может быть не только религиозным символом, но и способом выступить против культуры насилия. Желание скрыть свою красоту от посторонних — своеобразный ответ миру, где женское тело сексуализируют и воспринимают как товар. И все же радикальные феминистки считают привязанность к хиджабу проявлением стокгольмского синдрома. А умеренные просто поддерживают право женщин носить то, что им нравится — будь то брюки, крошечное бикини или чёрное покрывало. «Нет ничего освобождающего в том, чтобы покрываться, как и в том, чтобы показывать любые части своего тела. Настоящая свобода — в возможности выбирать», — резюмирует Юсуф.

Нурия

Я выросла в Уфе в семье хирурга и гинеколога, в школе училась в физмат-классе, слушала панк и хардкор, выросла на американских фильмах, европейских книгах. О религии, о национальности тогда даже не задумывалась. Потом поступила в НИУ ВШЭ на факультет социологии, и в

Москве мне постепенно дали понять, что я «не русская». Только тут я поняла, что татарка. Наверно, в этот момент я могла «обрусеть», сменить имя, слиться с большинством, но так получилось, что я, наоборот, начала интересоваться своими корнями, историей и религией народов Поволжья.

Начав изучать Коран, я была в шоке: там написано, что наша Вселенная расширяется, что наши небо (атмосфера) и земля изначально были единым «облаком», а потом были разделены, там описан процесс появления зародыша и ещё много всего. Тогда я почувствовала и поверила, что это учение не может быть творением человека, что это нечто несравнимо большее. Так я обрела веру, произнесла Шахаду, стала мусульманкой, начала читать намаз. Вопрос о хиджабе я восприняла как заботу Творца обо мне. Начала молиться, чтобы Всевышний помог мне покрыться так, чтобы это стало благом для моей нынешней жизни и следующей после смерти.

Сперва я надела тюрбан и начала носить закрытую одежду, потом постепенно закрыла шею платком. Тогда я ещё училась и жила в общежитии. Я там со всеми хорошо общалась, и моё решение «покрыться» восприняли нормально. Я рада, что училась именно во ВШЭ, там учатся и работают люди с большим кругозором. Понимают, что образ жизни человека необязательно должен совпадать с их собственным.

Источник