Меню

Много шерстяных носков или носок



Правописание «носок» и «носков»: верная форма и её образование, правило

Слово «носков» пишется, если их два и более, и оттого следует что-то ещё, т.е. во множественном числе родительного падежа: «отложите мне пять пар тёплых носков»; «один из носков порвался»; «с носков рей потянулись огни святого Эльма» (коронные разряды в атмосфере, признак надвигающейся бури).

Писать «носок» вместо «носков» нельзя. Это будет серьёзной синтаксической ошибкой, т.е. употреблением слова в форме, неподходящей к общему смыслу высказывания (его контексту).

Пояснение правил

Викисловарь написание «носок» вместо «носков» полагает допустимым, хотя основным считает всё же последнее, на «-ов». Но такое допущение всего лишь выдаёт некомпетентность и/или формально-поверхностный подход к вопросу авторов данного источника.

В отличие от других парных предметов человеческого убранства (ботинок, варежек, галош, перчаток, сапог, серёг (серёжек), туфель, чулок, и т.п.) слово «носок» во множественном числе не имеет форм, оканчивающихся на «-ок», «-ек» или без падежного окончания, и в речевом обиходе таковые фактически отсутствуют. Даже в просторечии выражения вроде «пара носок»; «внукам носок навязала» встречаются лишь изредка, да и то в суржике – смеси русского с языками сопредельных славянских стран.

Откуда «-ок»/«-ек»?

У предметов одежды и украшений, оканчивающихся во множественном числе родительного падежа на «-ок»/«-ек», или теряющих окончание («галоша» – «галоши» – «пара галош»), есть общий признак: они зеркально симметричны. То есть, надевать их, путая левый с правым, нельзя.

Каким образом подобные обстоятельства влияют на грамматику и синтаксис слов, вопрос довольно-таки тёмный. Застёжки и пуговицы могут сами по себе быть любого типа симметрии или асимметричны, но – застёжек, пуговиц. Валенки валяются без различия правого с левым, но – пара валенок. Правый рукав не перешьёшь на левую сторону, и наоборот, однако – рукавов. Чулки, к слову, вписываются в «классификацию по симметрии»; в старину дамские повседневные (не бальные) чулки шились, плелись или вязались зеркально симметричными.

Тем не менее, носки, во-первых составляют пару только по количеству. Надеть их, даже заношенные, растянутые, нестираные, один взамен другого – ничего страшного, разве что наружные рисунки обратятся вовнутрь. Можно вообще натянуть один носок красный, а другой зелёный – с ногами, опять, же, ничего не случится.

Во-вторых, носок может являться частью единичного предмета, к одеянию отношения не имеющего. И даже быть точным техническим термином, см. далее.

Поэтому считать допустимой замену «носков»«носок» никак нельзя.

Грамматика

Слово «носок» – неодушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения. Состоит из корня «нос-» и уменьшительного суффикса «-ок» (или «-к» в падежных формах). Постановка ударения и разделение переносами но-со́к или нос-о́к. Склоняется таким образом:

  • Именительный: носо́к (ед. ч.); носки́ (мн. ч.).
  • Родительный: носка́́ (ед. ч.); носко́в (мн. ч.).
  • Дательный: носку́́ (ед. ч.); носка́м (мн. ч.).
  • Винительный носо́к (ед. ч.); носки́ (мн. ч.).
  • Творительный: носко́м (ед. ч.); носка́ми (мн. ч.).
  • Предложный: носке́ (ед. ч.); носка́х (мн. ч.).

Источник

«Носок» или «носков» ℹ️ как правильно пишется в родительном падеже?

Методика запоминания из 2000-х

Существительное «носки» во множественном числе и родительном падеже всегда вызывало ряд вопросов. Ведь кажется, что обе формы слова звучат довольно правильно и могут быть употреблены на письме. Однако еще несколько лет назад (а если точнее, до 2002 года) так не считали. Учителя даже разработали собственную методику, которая позволяла запомнить правила написания за считаные минуты. Жаль лишь только то, что на сегодняшний день она уже не является в полной мере актуальной. Хотя кое-какую информацию из нее все-таки можно получить, дабы больше никогда не ошибаться в написании этих слов.

Так вышло, что существительное в именительном падеже «носки» всегда было связано с другим похожим словом — «чулки». Обе вещи имеют практически одно и то же значение и во многом похожи — у них идентичные корни и ударение падает на последнюю букву. Кроме того, при необходимости поставить существительное в родительный падеж оно тут же вызывало ряд вопросов. Однако, чтобы не ошибиться, учителя советовали запомнить одну методику:

  • носки — короткая вещь, значит при склонении необходимо использовать длинное слово — «носков», а не «носок»;
  • чулки — длинная вещь, поэтому при постановке в родительный падеж используется короткое — «чулок», а не «чулков».

Само собой, в эту группу существительных можно отнести и другие слова, которые могут вызывать вопросы, однако, как показывает практика, именно в этих двух ученики совершают больше всего ошибок. Кроме того, следует понимать, что если существительное стоит в единственном числе, то оно не будет вызывать вообще никаких вопросов: «Я не нашла второго чулка, поэтому решила не одевать их вовсе», «У меня не было времени на то, чтобы заштопать носок, поэтому мне пришлось прикупить в магазине новую пару».

Современные словари

До 2002 года, пока на свет не был выпущен академический «Русский орфографический словарь» (В.В. Лопатина) и «Толковый словарь русского языка» (Н.Ю. Шведова), большинство писателей и копирайтеров использовало исключительно форму слова «носков», поскольку она считалась единственно верной. Однако как только были выпущены эти книги, вопрос о том, как правильно, «носков» или «носок», отпал сам собой. Ведь в толковом и орфографическом словаре было четко сказано, что можно употреблять обе формы этого слова. Зачем было введено такое правило — не совсем понятно. Однако теперь любой преподаватель не имеет права считать за ошибку, если ученик напишет: «Я увидел дырявую пару носок».

Читайте также:  Конструирование конических юбок 6 класс

Однако не стоит забывать, что данное изменение затронуло исключительно существительное в родительном падеже и во множественном числе. Теперь любой человек может сказать:

И все эти формы будут абсолютно верными. Однако это правило не распространяется на существительное «чулок». Ведь если сказать: «Я купил себе пару чулков», то сразу же появляется ощущение, что слово употреблено неправильно. Так что использовать суффикс «ов» в слове нельзя. Хотя нельзя и отрицать тот факт, что через некоторое время все может измениться. Ведь всего каких-то 17 лет назад люди также думали и том, что употреблять «носок» — неправильно, а учителя учили этому детей в школе.

Пример употребления в предложениях

Многие вместо того, чтобы лишний раз взглянуть в орфографический словарь, просто предпочитают заменить слово, вызывающее сомнения, синонимом. Однако чтобы запомнить правило «носок» или «носков», достаточно просто почаще читать предложения, в которых они употреблены. Ведь это позволит выработать интуицию и следовать правописанию даже в том случае, если выписка из правил будет забыта. Вот небольшая подборка предложений, прочитав которые несколько раз, получится все запомнить:

  1. «Всего один-единственный раз я купила себе пару чулок, а на меня уже смотрели так, будто бы я потратила все скопленные сбережения».
  2. «О происхождении слова „носков“ известно достаточно мало, однако я точно знаю, что его можно употреблять в разной форме — „носков“ и „носок“.
  3. „Мне пришлось появиться на публике как раз в тот момент, когда у меня был порван один чулок, однако никто даже этого не заметил, как оказалось“.
  4. „Чулок“ — именно так должно писаться слово в родительном падеже во множественном числе — запомните это, дети, и никогда не ошибайтесь».
  5. «Разве этот носок может называться хорошим, если всего через пару недель передо мной стоял выбор: выбросить его или начинать штопать».

Нетрудно заметить, что в этих предложениях присутствуют слова не только в единственном числе, но и во множественном. Это сделано специально для того, чтобы выработать интуитивное чувство при прочтении тот или иного образца. Ведь со временем средство для проверки правильного написания существительного непременно забудется. Однако если перед глазами будет часто присутствовать именно правильное употребление слов, то мозг запомнит это и будет посылать интуитивные сигналы. В результате человек даже не будет задумываться над тем, как правильно. Он просто не сможет допустить ошибки в предложении.

Морфемный разбор

Чтобы лучше запомнить, как правильно употреблять слово «носков» или «чулок» в тексте, рекомендуется разобрать их по составу, чтобы знать, как образовывается та или иная форма. Для этого необходимо сперва выписать интересующую конструкцию на бумагу, после чего «вооружиться» карандашом и начать подбирать однокоренные существительные, дабы следить за изменением конструкции в целом. В итоге перед глазами предстанет следующая картина:

  • Корень — «нос». Многие люди забывают о том, что существительное было образовано от глагола «носить», поэтому начинают изменять лишь окончание. Однако такие действия являются ошибочными и могут приводить к неверному выделению частей.
  • Суффикс — «ов» или «ок». Как уже говорилось ранее, в этом слове их можно использовать оба. Однако благодаря именно морфемному разбору, можно запомнить это лучше. Главное, не перепутать данную часть с окончанием, особенно задание — провести морфемный разбор.
  • Окончание — нулевое. Поэтому основой будет являться все слово. Именно из-за этого многие думают, что корень слова — «носок» (если употреблено в «новой» форме). Однако стоит помнить, что основа — это далеко не всегда только корень.

Дабы не терять знания понапрасну, рекомендуется также провести морфемный разбор слова «чулок». Оно является наиболее интересным, поскольку его корень имеет чередование и может быть легко спутан с суффиксом.

  • Корень слова — «чулок». Можно подумать, что раз в слове «носок» присутствует суффикс «ок», то это значит, что и в этом примере будет наблюдаться похожая ситуация. Однако важно помнить, что для проверки правильности выделения корня достаточно просто подобрать несколько однокоренных существительных и взглянуть на изменения.
  • Суффикс — отсутствует. Поскольку корнем слова является «чулок», каких-либо суффиксов здесь не может присутствовать. Однако довольно многие выделяют «о» или «ок», поскольку при изменении существительного, например, «чулка», наблюдается исчезновение гласной. Хотя это просто чередование, которое встречается в русском языке довольно часто.
  • Окончание — нулевое. А вот эта часть здесь точно такая же, как и в предыдущем случае, поскольку основа остается неизменной, а лишь выпадает гласная из корня, но это никак не отражается на окончании. Поэтому при морфемном разборе следует оставлять пустой квадратик.
Читайте также:  Жилетка для девочки спицами 10 лет с подробным описанием

Зачем вообще проводить морфемный разбор? Многие учителя считают, что чем подробнее ученик разберется в том слове, которое его интересует, тем меньше ему придется совершать ошибок в будущем. И это действительно работает.

Ведь при таком способе обучения появляется не только интуитивный подход, но и знания, которые говорят о том, что, к примеру, суффикса «ов» в существительном «чулок» не бывает.

«Носок» или «носков»

Известно, что никакое проверочное слово «носки» для «носков» или «носок» не позволит определить, какая из форм является более правильной, ведь обе они разрешены для употребления. Поэтому можно выбирать, какое слово больше ему приходится по вкусу. Если учитель или редактор исправит форму «носок» на «носков» и посчитает это за ошибку, то автор имеет полное право оспорить это решение и будет прав. Однако стоит понимать, что редактор иногда может менять то или иное слово, подходящее под стилистику текста. Чтобы не допустить развития различных разногласий, рекомендуется следовать кое-каким рекомендациям.

«Носков» является разговорным словом и чаще всего употребляется в речи. Если кто-то услышит от другого человека фразу: «Я прикупил себе пару носок», то это будет как минимум непривычно слышать. Поэтому в любом письменном тексте, где информация преподносится в художественном или информационном стиле, лучше все-таки употреблять «носков», поскольку эта форма является для большинства людей более привычной. А вот в научных статьях (если таковые найдутся) лучше все-таки использовать слово «носок», поскольку оно является более подходящим для данного стиля. Хотя автор имеет полное право вносить в своей текст корректировки и эти рекомендации не являются правилом.

Кроме того, форму «носок» можно использовать еще и для того, чтобы похвастаться своими знаниями русского языка перед учителем или преподавателем в университете. Ведь текст, в котором употреблено большое количество сложных слов и конструкций, выглядит более профессиональным, нежели тот, где используется разговорный стиль и обороты.

Кроме того, если у писателя есть желание начать с кем-то жаркий спор, то он может также употребить слово «носок». Однако не стоит забывать, что если человек не знает о том, какая форма является правильной, не страшно, ведь это правило было введено в русский язык сравнительно недавно.

Алгоритм для самопроверки

Если интуитивный подход к делу не помогает, а проверить правописание слова все-таки нужно, рекомендуется запомнить определённый алгоритм действий и проводить по нему проверку. Вот небольшая инструкция, согласно которой следует действовать (какой-то из пунктов явно натолкнет на мысль о том, что следует написать так, а не иначе):

  • Выписать слово на листок бумаги и провести морфемный разбор.
  • Посмотреть на то, нет ли в корне чередования гласных и согласных.
  • Вспомнить негласные правила, по которым обучали в школе.
  • Прислушаться к интуиции и посмотреть, какой вариант является более привычным.
  • Обратиться к орфографическому словарю, если тот есть под рукой.

Таким образом, оба слова («носков» и «носок») являются правильными, но лишь с недавних пор. Тем не менее это не говорит о том, что похожая конструкция «чулок» может также использовать суффикс «ов». Кроме того, большинство людей привыкло к разговорной форме — «носков», поэтому предпочтительнее использовать в тексте именно ее. Хотя далеко не факт, что так будет оставаться всегда, ведь правила могут меняться, как и сам русский язык.

Источник

“Носок” или “носков” – ставим точку в дискуссии

Сегодня активно ведутся дискуссии, как правильно писать — «носок» или «носков». Путаницу вносит похожее слово «чулок», которое в родительном падеже употребляется в сокращенной форме. Если посмотреть в орфографический словарь Лопаткина В.В., в нем указана возможность применения обеих форм. Но большая часть лингвистов сходится во мнении, что правильнее писать «носков». Именно от этого необходимо отталкиваться при построении предложения.

Как правильно пишется

В родительном падеже

По правилам русского языка парные предметы обуви или одежды, надеваемые на ноги, употребляются в родительном падеже и множественном числе. Окончание не используется. Примеры: «сапоги — без сапог», «туфли — без туфель», ботинки — без ботинок» и т.д. В ситуации со словом «носки» в родительном падеже применяется длинная форма слова — «без носков», а не «без носок». Аналогичный подход подходит для гольфов.

Можете сходу ответить, какой из вариантов написания слова верный – “некорректно” или “не корректно”? Если нет, то рекомендуем изучить следующую статью нашего сайта.

Какое правило применяется

Указанное выше правило не должно путать, ведь в русском языке много ситуаций, когда одинаковые по форме слова имеют при склонении разную структуру окончания. Рассматриваемый предмет одежды «носок» стоит во множественном числе и родительном падеже получает окончание «ов». Получается, что при выборе между пара «носок» или «носков» правильным является второй вариант. Иные способы употребления не применяются.

Примеры предложений

Для закрепления материала приведем несколько предложений с использованием рассматриваемого слова и в разных вариантах:

  1. «Илья Владимирович никак не мог найти штопанные носки, недавно «восстановленные» любимой супругой».
  2. «Анна вышла на улицу без носков и поняла ошибочность шага, ведь из-за мороза ноги быстро замерзли. Пришлось быстро возвращаться домой и принимать теплую ванну».
  3. «В ассортименте магазина много носков, поэтому посетителям было нетрудно подобрать подходящий вариант и уйти домой с покупкой».
  4. «У Сергея Анатольевича была всего одна пара носков, поэтому ему пришлось идти в магазин за обновкой».

Как видно из приведенных выше примеров, слово «носки» в родительном падеже всегда используется с окончанием «ов». Если запомнить приведенное выше правило про короткие и длинные элементы одежды или обуви для ног, путаницы быть не должно.

Читайте также:  Парные футболки для дня святого валентина

Как неправильно писать

С учетом рассмотренных выше нюансов можно подвести итог, как неправильно писать рассматриваемое слово. Единственно ошибочный вариант — использование формы «носок». К примеру, «две пары носок» писать нельзя. Именно этой нормы придерживаются многие составители словарей и практикующие лингвисты. Для чулок, наоборот, ошибочной будет форма «нет чулков».

“Неинтересно” или “не интересно” – как правильно писать наречие? Ответ можно узнать здесь.

Итоги

Запомните простое правило. Чем короче предмет, надеваемый на ногу, тем длиннее его окончание в родительном падеже. Знание этой особенности исключает ошибки при написании. Если имеются сомнения, всегда можно заглянуть в словарь и закрепить полученную информацию.

Источник

Чулок или чулков, носок или носков? Разбираемся с родительным падежом множественного

Добрый день всем читателям и гостям канала! После статьи о тапках и кроссовках я решил продолжить обсуждение родительного падежа множественного числа. Много чулок или чулков, пять солдат или солдатов, нет носков или носок — это и многое другое в сегодняшней публикации.

Начну с известной загадки-шутки из книги «Слово о словах» Льва Успенского, которая отражает тему сегодняшней статьи:

«Как правильнее сказать:
у рыбОВ нет зубОВ,
у рыбЕЙ нет зубЕЙ
или у рыб нет зуб?»

Как обычно, использовал орфографический словарь РАН, на который постоянно ссылаюсь, толковые словари последних лет. Рядом с нормативным написанием привожу ещё устаревшее, чтобы была понятна общая тенденция. Архаичные (устаревшие нормы) указываются в словарях Н. А. Еськовой, Л. И. Скворцова и К. С. Горбачевича.

В конце статьи — объяснение, что с этим всем происходит. Прочтите его тоже. 🙂

Амперы — 10 ампер.

Басня — сборник ба́сен Крылова. Устаревшее — ба́сней.

Вафли — коробка вафель; съесть килограмм вафель.

Волосы — много воло́с. Устаревшее — волосо́в.

Вольты — 220 вольт.

Гектары — 100 гектаров.

Зубы — нет зубо́в. Устаревшее — (нет) зуб.

Макароны — 500 грамм(ов) макарон, пачка макарон. Устаревшее — макаро́нов.

Носки — купить две пары носко́в . Однако вариант «носок» уже начинает считаться допустимым. Подробнее — чуть ниже.

Сапоги — много сапог. Устаревшее — сапого́в.

Свечи — свечей. Устаревшее — свеч. Сохраняется в поговорке «Игра не стоит свеч».

Славяне — много славя́н. Устаревшее — славя́нов.

Сокровище — сокро́вищ. Устаревшее — сокро́вищей.

Солдаты — много солдат , рота солдат , сто солдат . Устаревшее — солда́тов.

Солнце — много солнц. Устаревшее — со́лнцев.

Чулки — нет чуло́к. Устаревшее — чулко́в.

Яблоки — много яблок. Устаревшее — я́блоков.

Какие закономерности выделяются?

На протяжении всей истории русского языка окончание родительного падежа множественного у существительных менялось. Мы видим, что нулевое окончание во многих случаях побеждает, но кое-где оно уступает позиции. Как же сориентироваться в этом беспорядке? Паниковать не нужно, поскольку некоторые закономерности можно выделить.

1. Названия большинства физических величин — с нулевым окончанием. ампер, вольт, ом, микрон, герц, рентген, аршин . Но: джоуль — джоулей; кулон — кулонов, ньютон — ньютонов; (кило)грамм и (кило)граммов; гектаров.

2. Названия многих национальностей на «н» и «р» — с нулевым окончанием. Много армян, славян, грузин, осетин, башкир, татар, румын, турок, цыган, лезгин ; последний из могикан.
Но: бурят (предпочтительно) и бурятов (спорно, её только Орфографический словарь РАН фиксирует); туркмен и туркменов ; калмыков, киргизов, монголов, тунгусов, таджиков, узбеков, якутов.

3. Названия многих фруктов и овощей — с окончанием «-ов». Три килограмма апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов, абрикосов. Но: яблок, слив, груш и допустимо разговорное « баклажан».

4. Наименования предметов, которые употребляются парами — с нулевым окончанием. Две пары ботинок, валенок, сапог, погон, чулок, чувяк. Исключение — носков.

Что происходит с носками и чулками?

Мнемоническое правило: Чулки длинные, а окончание у них короткое: нет чулок . А вот носки, наоборот, короткие, зато окончание у них длинное: нет носков.

Почему? Потому что слова «чулки» и «сапоги» когда-то лишились окончания -ов , которое было им присуще в XIX в. А вот «носки» всё пытаются от него избавиться, но не получается.
В Орфографическом словаре РАН форма род. падежа «носок» уже считается допустимой. Большой толковый словарь Л. И. Скворцова фиксирует её как сниженную.

О существительных женского рода подробнее поговорим в одной из следующих статей. Ещё на канале есть публикация о слове «кочерга» .

А вы часто затрудняетесь при выборе нужной формы родительного падежа существительных? Есть ли варианты, которые вас удивили?

Источник