Меню

Множ число род падеж носки чулки



НОСОК или НОСКОВ, ЧУЛОК или ЧУЛКОВ, как правильно?

Правильно (пара) носков и чулок. Морфологической нор­мой рус­ско­го язы­ка явля­ют­ся фор­мы суще­стви­тель­ных роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла — нет чулок, нет нос­ков.

В живой раз­го­вор­ной речи часто суще­ству­ет пута­ни­ца. Как пра­виль­но гово­рить и писать:

  • «нос­ков» или «носок»,
  • «чул­ков» или «чулок»?

Разберемся в этом, опре­де­лив падеж­ную фор­му суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла «носок» и «чулок».

Формы родительного падежа существительных «носков» и «чулок»

Слова «носок» и «чулок» обра­зу­ют фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла:

В рус­ском язы­ке в наиме­но­ва­ни­ях пар­ных пред­ме­тов, наде­ва­е­мых на ноги, чаще исполь­зу­ют­ся фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла с нуле­вым окон­ча­ни­ем, напри­мер:

  • сапо­ги -несколь­ко сапог ;
  • туфли — пара туфель ;
  • тап­ки — нет тапок ;
  • ботин­ки — мно­го боти­нок ;
  • вален­ки — без вале­нок ;
  • чул­ки — нет чулок .

Вместе с тем суще­ству­ют и фор­мы суще­стви­тель­ных роди­тель­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем -ов:

  • нос­ки — нет нос­ков;
  • голь­фы — нет гольфов.

В сти­раль­ной машине,
Как стая трес­ки,
Кружились раз­лич­ных
Размеров нос­ки.
А после, доста­точ­но
Быстро и лов­ко,
Повешены были
Мы все на верёв­ку.
И тут начал­ся
Сумасшедший скан­дал:
Никто нико­го
Из нос­ков не узнал.

Запомним пра­виль­ные фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла слов «нос­ки» и «чул­ки» по прин­ци­пу кон­тра­ста: чул­ки длин­ные, а назва­ние у них корот­кое — «нет чулок»; нос­ки — это корот­кие чулоч­ные изде­лия, зна­чит фор­ма роди­тель­но­го паде­жа у них, напро­тив, длин­ная, с окон­ча­ни­ем: «нет нос­ков».

Согласно мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка пра­виль­но гово­рим:

пара нос­ков, но пара чулок

Поупражняемся в исполь­зо­ва­нии этих нор­ма­тив­ных форм роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных, про­чи­тав сле­ду­ю­щие при­ме­ры пред­ло­же­ний.

Примеры

Положите в свой чемо­дан три-четыре пары нос­ков и чулок.

Несколько пар высти­ран­ных раз­но­цвет­ных нос­ков суши­лось на верев­ке.

В дли­тель­ную поезд­ку я взя­ла с собой пару туфель, нос­ков и чулок.

Сколько вам тре­бу­ет­ся дет­ских нос­ков?

К сожа­ле­нию, в про­да­же нет чулок с таким рисун­ком.

Источник

Чулок или чулков, носок или носков? Разбираемся с родительным падежом множественного

Добрый день всем читателям и гостям канала! После статьи о тапках и кроссовках я решил продолжить обсуждение родительного падежа множественного числа. Много чулок или чулков, пять солдат или солдатов, нет носков или носок — это и многое другое в сегодняшней публикации.

Начну с известной загадки-шутки из книги «Слово о словах» Льва Успенского, которая отражает тему сегодняшней статьи:

«Как правильнее сказать:
у рыбОВ нет зубОВ,
у рыбЕЙ нет зубЕЙ
или у рыб нет зуб?»

Как обычно, использовал орфографический словарь РАН, на который постоянно ссылаюсь, толковые словари последних лет. Рядом с нормативным написанием привожу ещё устаревшее, чтобы была понятна общая тенденция. Архаичные (устаревшие нормы) указываются в словарях Н. А. Еськовой, Л. И. Скворцова и К. С. Горбачевича.

В конце статьи — объяснение, что с этим всем происходит. Прочтите его тоже. 🙂

Амперы — 10 ампер.

Басня — сборник ба́сен Крылова. Устаревшее — ба́сней.

Вафли — коробка вафель; съесть килограмм вафель.

Волосы — много воло́с. Устаревшее — волосо́в.

Вольты — 220 вольт.

Гектары — 100 гектаров.

Зубы — нет зубо́в. Устаревшее — (нет) зуб.

Макароны — 500 грамм(ов) макарон, пачка макарон. Устаревшее — макаро́нов.

Носки — купить две пары носко́в . Однако вариант «носок» уже начинает считаться допустимым. Подробнее — чуть ниже.

Сапоги — много сапог. Устаревшее — сапого́в.

Свечи — свечей. Устаревшее — свеч. Сохраняется в поговорке «Игра не стоит свеч».

Славяне — много славя́н. Устаревшее — славя́нов.

Сокровище — сокро́вищ. Устаревшее — сокро́вищей.

Солдаты — много солдат , рота солдат , сто солдат . Устаревшее — солда́тов.

Солнце — много солнц. Устаревшее — со́лнцев.

Чулки — нет чуло́к. Устаревшее — чулко́в.

Яблоки — много яблок. Устаревшее — я́блоков.

Какие закономерности выделяются?

На протяжении всей истории русского языка окончание родительного падежа множественного у существительных менялось. Мы видим, что нулевое окончание во многих случаях побеждает, но кое-где оно уступает позиции. Как же сориентироваться в этом беспорядке? Паниковать не нужно, поскольку некоторые закономерности можно выделить.

Читайте также:  Вязание спицами для женщин носки детские

1. Названия большинства физических величин — с нулевым окончанием. ампер, вольт, ом, микрон, герц, рентген, аршин . Но: джоуль — джоулей; кулон — кулонов, ньютон — ньютонов; (кило)грамм и (кило)граммов; гектаров.

2. Названия многих национальностей на «н» и «р» — с нулевым окончанием. Много армян, славян, грузин, осетин, башкир, татар, румын, турок, цыган, лезгин ; последний из могикан.
Но: бурят (предпочтительно) и бурятов (спорно, её только Орфографический словарь РАН фиксирует); туркмен и туркменов ; калмыков, киргизов, монголов, тунгусов, таджиков, узбеков, якутов.

3. Названия многих фруктов и овощей — с окончанием «-ов». Три килограмма апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов, абрикосов. Но: яблок, слив, груш и допустимо разговорное « баклажан».

4. Наименования предметов, которые употребляются парами — с нулевым окончанием. Две пары ботинок, валенок, сапог, погон, чулок, чувяк. Исключение — носков.

Что происходит с носками и чулками?

Мнемоническое правило: Чулки длинные, а окончание у них короткое: нет чулок . А вот носки, наоборот, короткие, зато окончание у них длинное: нет носков.

Почему? Потому что слова «чулки» и «сапоги» когда-то лишились окончания -ов , которое было им присуще в XIX в. А вот «носки» всё пытаются от него избавиться, но не получается.
В Орфографическом словаре РАН форма род. падежа «носок» уже считается допустимой. Большой толковый словарь Л. И. Скворцова фиксирует её как сниженную.

О существительных женского рода подробнее поговорим в одной из следующих статей. Ещё на канале есть публикация о слове «кочерга» .

А вы часто затрудняетесь при выборе нужной формы родительного падежа существительных? Есть ли варианты, которые вас удивили?

Источник

«Носок» или «носков», «чулок» или «чулков», как правильно?

Udarnik.online — переходите по ссылке!!

Правильно (пара) носк ов и чулок . Морфологической нормой русского языка являются формы существительных родительного падежа множественного числа — нет чулок , нет носков .

В живой разговорной речи часто существует путаница. Как правильно говорить и писать:

Разберемся в этом, определив падежную форму существительных мужского рода единственного числа «носок» и «чулок» .

Формы родительного падежа существительных «носков» и «чулок»

Слова «носок» и «чулок» образуют формы именительного падежа множественного числа:

В русском языке в наименованиях парных предметов, надеваемых на ноги, чаще используются формы родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием , например:

Вместе с тем существуют и формы существительных родительного падежа с окончанием -ов :

В стиральной машине,
Как стая трески,
Кружились различных
Размеров носки.
А после, достаточно
Быстро и ловко,
Повешены были
Мы все на верёвку.
И тут начался
Сумасшедший скандал:
Никто никого
Из носков не узнал.И. Провкова

Запомним правильные формы родительного падежа множественного числа слов «носки» и «чулки» по принципу контраста: чулки длинные, а название у них короткое — «нет чулок» ; носки — это короткие чулочные изделия, значит форма родительного падежа у них, напротив, длинная, с окончанием: «нет носков» .

Согласно морфологической норме современного русского литературного языка правильно говорим:

пара носков, но пара чулок

Поупражняемся в использовании этих нормативных форм родительного падежа множественного числа существительных, прочитав следующие примеры предложений.

Примеры

Положите в свой чемодан три-четыре пары носков и чулок.

Несколько пар выстиранных разноцветных носков сушилось на веревке.

В длительную поездку я взяла с собой пару туфель, носков и чулок.

Сколько вам требуется детских носков?

К сожалению, в продаже нет чулок с таким рисунком.

Источник

Чулок, носков и туфель: разбираемся с трудностями множественного числа

Запоминаем, как правильно склонять «ясли», «оладьи» и «угги»

1. Граммы/килограммы. Самый болезненный вопрос, связанный с множественным числом. В журналистском коллективе вас обязательно поправят, если услышат форму «грамм»: «Правильно «граммов»!» Однако на самом деле формы с нулевым окончанием — грамм и килограмм — уже давно (как и кофе среднего рода) допустимы в разговорной речи. В академической «Грамматике русского языка» 1952 (!) года форма «грамм/килограмм» вообще указывается в качестве единственной формы. Так что грамм сто колбаски можете просить смело. Правда, если вы выступаете с публичной речью, пишете официальный документ или журналистский текст, то лучше выбрать полную, более литературную, форму.

Читайте также:  Как связать окончание носка мысок

Но вот в выражении «фронтовые сто грамм» ни при каких обстоятельствах менять ничего не надо — это устойчивое сочетание.

2. Грузины, осетины, турки. Запомните, что существительные, обозначающие некоторые национальности, в родительном падеже множественного числа не имеют окончания. Правильно будет «грузин», а не «грузинов», «осетин», а не «осетинов», «цыган», а не «цыганов».
Запомните и вариант «турок». «Нет турков» — неправильно.

В рубрике «Вспомнить все» объясняем правила русского языка так, чтобы стало понятно

3. Носки/чулки. Если вам никак не удается запомнить «чулок» или «чулков» и с носками вы тоже вечно путаетесь, обратитесь к мнемоническому правилу. Чулки длинные, а окончание у них короткое: нет чулок. А вот носки, наоборот, короткие, а окончание имеют длинное: нет носков. Это самый простой для запоминания вариант.

4. Оладьи. Если вы запнулись, пытаясь сообщить родственникам, что напекли оладий/оладьев, конечно, лучше всего сказать «оладушков». Но как быть тем, кто не переносит уменьшительные формы? Запомнить верный вариант: оладий.

5. Помидоры/апельсины/макароны. С наименованиями еды вообще много проблем. Положить макаронов или макарон? Нарезать апельсин или апельсинов? Кинуть тухлых помидоров или помидор?

С макаронами все просто: их надо укоротить, чтобы было удобнее. Правильный вариант: макарон. Окончания нет.

С помидорами и апельсинами (а также, например, абрикосами) немного сложнее. Верным вариантом считается полный: апельсинов, помидоров. Но в разговорной речи допустима и форма с нулевым окончанием. Так что на рынке и в магазине можно взять «пакет апельсин». Но помните, что литературная норма все-таки полная!

Кстати, есть названия овощей и фруктов, у которых нулевое окончание считается недопустимым даже в устной речи. Нельзя, например, «взвесить полкило банан», но вот «пару кило баклажан» — можно.

6. Туфли и ясли. Вопрос «туфлей или туфель» и где там ставить ударение возникает довольно часто. Литературная норма — «нет тУфель», с ударением на первый слог. Вариант «нет туфлЕй» почти все словари помечают как недопустимый. Хотя некоторые — как допустимый в разговорной речи.

Справочная служба портала «Грамота.ру» рекомендует использовать только один вариант: тУфель. Единственное число — тУфля.

А вот у слова «ясли», наоборот, правилен вариант на «-ей»: Яслей. Ударение падает на первый слог.
Запомните фразу: «Ушел без тУфель из Яслей» — и вам все станет ясно.

7. Солдаты/погоны. Помните младшего лейтенанта из песни Ирины Аллегровой? «Только две звезды упали на его погон…» А вот если бы они упали не НА, а С? С погон или с погонов?

Тут надо вспомнить «принцип национальности», он тут работает точно так же. Грузин — осетин — погон.

Кстати, то же правило распространяется и на слово «солдаты». Верный вариант: «нет солдат».

8. Рельсы. Если случается железнодорожная катастрофа, то журналисты все время путаются: одни говорят, что поезд сошел «с рельс», а другие — что «с рельсов». А вот тут уже надо вспомнить «правило овощей». Верный вариант тот, который более полный: «Поезд сошел с рельсов».

Запомните фразу: «Поезд вез тонну помидоров и сошел с рельсов».

Правда, в разговорной речи вариант «сошел с рельс» допустим.

9. Караты. Когда речь идет о драгоценностях, словари допускают послабления. Можно и «карат», и «каратов». Носите на здоровье!

10. Донья, простыни, кочерги. Последний пункт посвятим особо трудным случаям. Думаю, вы не раз пытались просто ради развлечения образовать множественное число (родительный падеж) от слова «кочерга». В быту умение изменять слово «кочерга» вряд ли пригодится, но все же знать не помешает. Правильно — кочерёг.

Читайте также:  Модели прямых юбок эскизы

Что касается слова «дно», то тут верным вариантом будет форма «доньев».

Простыня — простЫнь.

Вот вам совет: «Не простынь без простынь». Эта фраза поможет вам запомнить еще и ударение.

Вопрос без ответа

Совершенно непонятно, что же делать с современной обувью народов мира — уггами. Как правильно: угг или уггов? И то и другое звучит ужасно коряво. Скорее всего, более правилен вариант «уггов». Но если вы все-таки хотите избежать этого нелегкого выбора, скажите, что в магазине много «уггочек». Да, противно, а что делать?

Источник

Без носков или носок? Запомните навсегда!

У некоторых русских слов родительный падеж множественного числа ( без чего? нет чего? ) образуется неочевидным для носителей способом. Так, многие сомневаются, как правильно сказать — без носков или без носок ? То же происходит со словами чулки, тапки, сапоги, рельсы, солдаты, помидоры, апельсины, бананы и некоторыми другими.

Я объединю эти слова в группы и предложу вам ассоциации , с помощью которых можно запомнить правильные варианты.

Парные предметы

Чулки, тапки, носки, сапоги, ботинки, рельсы — эти слова можно было бы объединить в группу. Однако здесь есть сложность: не все они склоняются по одному и тому же принципу. Правильно будет так:

  • Чулки — без чулок
  • Тапки — без тапок
  • Сапоги — без сапог
  • Ботинки — без ботинок
  • Носки — без носков
  • Рельсы — без рельсов

И вот как это запомнить? Предлагаю так:

  • Чулок и так длинный, поэтому без чулок .
  • Носки же, наоборот, короткие, поэтому их надо удлинить: без носков .
  • Сапоги, ботинки, тапки — всё это обувь. Нет ног без сапог, нет блондинок без ботинок и лапок без тапок . Или так: слышен хлопок — это удар сапог о потолок . На поединок идут без ботинок . Перед сном ложатся набок без тапок .

Рифмы помогают легче запоминать, но самое важное — это ярко, во всех деталях воображать себе ситуацию . Причем чем страннее и забавнее она будет, тем лучше запомнится .

Солдаты и другие собирательные названия людей

Солдаты, кадеты, партизаны и другие подобные существительные склоняются по определённому правилу:

Если речь идёт о совокупности людей, подчеркивается их множество , то верно будет сказать рота солдат, училище кадет, отряд партизан . Такое употребление будет верным в подавляющем большинстве случаев.

В разговорной речи иногда подчеркивается вклад конкретных людей и тогда можно сказать: наградим этих трех солдатов/кадетов/партизанов . Однако предпочтительным остается употребление солдат/кадет/партизан, особенно в письменной форме.

Поэтому предлагаю запомнить так: если речь о родах/видах войск, то без солдат, кадет, партизан не обойтись . Или отряд солдат, одет кадет, пармезан для партизан .

Овощи-фрукты

Когда мы взвешиваем в магазине фрукты-овощи, то часто говорим, что взяли пять килограмм(ов) чего?

  • Помидоров
  • Апельсинов
  • Мандаринов
  • Бананов
  • Абрикосов
  • Баклажанов (баклажан только разговорное)
  • Консервов

Выходит, со всеми фруктами-овощами верное окончание -ов. Можно запомнить и отдельно по словам:

  • Б оров объелся помид оров .
  • Ищем хозяина апельс инов и мандар инов .
  • Не уйдем от (наших друзей) двух Ив анов без бан анов и баклаж анов . (Представьте себе двух Иванов, пригласивших вас к себе на дачу, где они выращивают бананы и баклажаны.)
  • Отведайте кок осов ых абри косов. (Представьте себе абрикосы, обсыпанные кокосовой стружкой.)
  • Из-за твоих н ервов у нас не осталось конс ервов !

Надеюсь, теперь вы лучше запомните родительный падеж множественного числа у этих существительных.

Скоро на моем канале тест : проверьте себя, насколько хорошо у вас запомнились эти ассоциации!

Спасибо , что читаете мои статьи! Лайк, комментарии, репост, подписка очень приветствуются!

Источник