Меню

Можно ли брать омовение через носки



Можно ли совершать масх поверх обычных носков?

Вопрос: С этим вопросом я сталкиваюсь очень часто. И слышу противоречивые утверждения. Поэтому хотелось бы получить окончательный и достоверный ответ. Можно ли совершать протирание (масх) поверх обычных носков при малом омовении?

Ответ:

Протирание (масх) предусмотрено для облегчения малого омовения (вуду), и для совершения этой процедуры существуют условия: ичиги (носки) (хуффы( 1 ) или масх) должны отвечать определённым требованиям и находиться на ноге определённое время.

Учёный-факих имам ар-Рамли в книге «Нихая аль-Мухтадж», перечисляя условия масх, утверждает:

ويشترط في الخف كونه قويا بحيث ( يمكن ) لقوته ( تتابع المشي فيه لتردد مسافر لحاجاته ) عند الحط والترحال وغيرهما مما جرت العادة به ، وإن كان لابسه مقعدا في مدة ثلاثة أيام ولياليها إن كان مسافرا سفر قصر، ولحاجة يوم وليلة إن كان مقيما (ج1 ص204)

«Из условий дозволенности протирания (масх) является такая их прочность, чтобы путник мог ходить в них по своим повседневным нуждам (собирать дрова, и т.д), даже если он будет неподвижен в течение трёх суток в случае сафара далее 81 км. А если он муким (т.е. тот, кто не в сафаре), то они должны быть пригодны для ходьбы в течение суток». (См.: «Нихая аль-Мухтадж», т.1, с. 204).

Учёный ханафитского мазхаба аль-Касани в книге «Бадаи’у ас-Санаи’» отмечает:

وأما المسح على الجوربين، فإن كانا مجلدين، أو منعلين، يجزيه بلا خلاف عند أصحابنا وإن لم يكونا مجلدين، ولا منعلين،

«Что касается протирания мокрыми ладонями (масх) поверхности носков вместо мытья ног, то это, по мнению учёных нашего (ханафитского) мазхаба, допустимо, если они (носки) из кожи или у них кожаная подошва».

فإن كانا رقيقين يشفان الماء، لا يجوز المسح عليهما بالإجماع، وإن كانا ثخينين لا يجوز عند أبي حنيفة وعند أبي يوسف، ومحمد يجوز .

«Если же они не такие, а тонкие и пропускающие воду, то, по единогласному мнению учёных, протирание (масх) поверх них совершать нельзя.

Абу Ханифа считал недопустимым протирание поверхности носков, даже если они плотные.

Абу Юсуф и Мухаммад считали, что можно совершать масх поверх плотных носков».

وروي عن أبي حنيفة أنه رجع إلى قولهما في آخر عمره، وذلك أنه مسح على جوربيه في مرضه، ثم قال لعواده: «فعلت ما كنت أمنع الناس عنه« فاستدلوا به على رجوعهبدائع الصنائع« ) ج 1 ص141 (

«Сообщается, что Абу Ханифа согласился с их мнением перед смертью, и об этом свидетельствует тот факт, что, заболев, он совершал масх поверх носков и говорил тем, кто его навещал: «Я стал совершать то, что запрещал людям». И они сделали вывод, что он согласился с мнением своих учеников (Абу Юсуфа и Мухаммада), что дозволено совершать масх поверх плотных носков, не пропускающие воду». (См.: «Бада’иассана’и», т. 1, с.141).

Учёный маликитского мазхаба Абу Абдуллах аль-Усмани в книге «Шифа’ аль-алиль» пишет:

(رخص مسح جورب جلد ظاهره وباطنه) قوله (جلد ظاهره وباطنه)أي: أعلاه وأسفله من خارج، فهو كقوله في « المدونة «: إلا أن يكون فوقهما وتحتهما جلد مخروز. « شفاء الغليل « (ج1 ص 152)

«Дозволено совершать масх поверх носков, подошва и верхняя часть которых из кожи, т.е. верхняя и нижняя части внешней стороны должны быть из кожи, и, как сказано в книге «Мудаввана», не дозволено совершать масх как сверху, так и снизу (носков), если только они не будут обшиты кожей сверху и снизу». (См.: «Шифа’ аль-Алил», т. 1, с. 152).

Учёный ханбалитского мазхаба аль-Бухути в книге «Кашшаф аль-кина’» утверждает:

(و) يصح المسح أيضا على (جورب صفيق من صوف أو غيره) …(وإن كان) الجورب (غير مجلد أو) منعل (أو كان) الجورب (من خرق)

وأمكنت متابعة المشي فيه . « كشاف القناع« (ج 1 ص111)

«Также дозволяется совершать масх поверх плотных носков из шерсти или другого материала, даже если эти носки не из кожи, не имеют кожаной подошвы и сделаны из материала, который позволяет (человеку) ходить в них беспрерывно продолжительное время». (См.: «Кашшаф аль-Кина’», т. 1, с.111).

Заключение:

1. Не разрешается совершать протирание (масх) поверх обычных хлопчатобумажных, шерстяных или нейлоновых носков, которые носят в наши дни.

2. Можно совершать протирание (масх) поверх носков, пусть даже не кожаных, если они плотные настолько, что позволяли бы путнику ходить в них по своим нуждам, при этом они должны закрывать ноги, включая щиколотки, быть водонепроницаемы и надеты в состоянии омовения.

( 1 ) Выражение «хуффы» в арабском языке применимо только к носкам из кожи.

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник

Протирание (масх) в случаях затруднения мытья ног

В основе данного вопроса лежит хадис от аль-Мугийра ибн Шу‘ба, в котором говорится, что иногда при омовении «пророк Мухаммад протирал [ноги влажными руками] поверх «джаврабейн»[1]»[2]. Все ученые согласны с тем, что такая практика допустима.

Условия, оговариваемые исламскими учеными в случае «протирания (масх) поверх «джаврабейн» вместо мытья ног», связаны с характеристикой того, что подразумевается под «джаврабейн».

Богословы едины во мнении о разрешенности протирания носков в том случае, если они имеют кожаную подошву (или полностью кожаные)[3]. Что касается обычных носков, то применение к ним «масх» также допустимо, если они плотные, не просвечиваются и самостоятельно держатся на ногах[4].

Оговариваемое в некоторых теологических трудах условие о «возможности прохождения человеком в них [носках] порядка 2250 метров с тем, что носки сохранят при этом свою целостность», и о том, «чтобы они не пропускали воду», достаточно далеко от Сунны и нерационально в сегодняшней практике[5].

Что важно знать

1. Протирание (масх) совершается тремя влажными средними пальцами руки, начиная с пальцев ноги и вверх к щиколотке[6].

2. Плотные носки или кожаные сапоги для последующего их протирания надеваются лишь после того, как совершено обычное омовение ступней ног, включая щиколотки.

3. Снятие плотных носков или сапог после того, как было совершено омовение с протиранием их, делает это омовение недействительным.

4. Как бы ни нарушалось состояние ритуальной чистоты, протирание (масх) действительно в течение 24 часов, а для путника (мусафира) – в течение 72 часов. Исключением является только случай, когда человеку необходимо совершить полное омовение (гусль).

Думаю, нужно отметить, что, оставаясь убежденными в неизменности Закона Божьего до Конца Света, но принимая во внимание гибкость Его установлений, важно использовать канонические нормы, направленные на облегчение жизни верующего. Например, если человек в рабочее или иное время не имеет должных условий для совершения омовения, наиболее сложным элементом которого является промывание ног, то он, исходя из Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) и принимая во внимание толкования исламских ученых, может протирать ноги поверх носков (учитывая их плотность). Данное каноническое облегчение особенно применимо в тех странах и местностях, где крайне мало мечетей и мест для совершения омовения (как на рабочих предприятиях, так и в общественных местах). В то же время не нужно злоупотреблять этой нормой, помня о том, что чистоплотность является неотъемлемой частью жизни и веры мусульманина.

Читайте также:  Юбка с узким ремнем

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1]В тексте хадиса употреблено слово «джаврабейн», которое обозначает все то, что надевается на ноги (кроме кожаных сапог) высотой выше щиколотки. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 169; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 497.

[2]См.: Своды хадисов Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и ат-Тахави. Ат-Тирмизи, например, говорил о достоверности данного хадиса («хасан, сахих»). См.: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 1. С. 141.

[3]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 497.

[4]См.: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 141, 142; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 498.

[5] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 215.

[6]В дополнение к этому богословы-шафииты считают желательным протирание подошвы. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11т. Т. 1. С. 476.

Источник

Можно ли брать омовение через носки

● ДОВОДЫ НА ЗАКОННОСТЬ ЭТОГО ДЕЙСТВИЯ

Хаммам ан-Наха’и, да будет доволен им Аллах, сказал: «Джарир ибн ’АбдуЛлах справил малую нужду, затем совершил омовение и обтер кожаные носки. Его спросили: «Ты делаешь это после того, как справил малую нужду?» Он сказал: «(Да), я видел как посланник Аллаха ﷺ справил малую нужду, затем совершил омовение и обтер свои кожаные носки».
Показать полностью. Ибрахим сказал: «Они были удивлены этим хадисом, потому что Джарир принял ислам в 10 году после ниспослания аята об омовении из суры “аль-Маида”, который обязывает мыть ноги». (Этот хадис передали Ахмад 4/358, аль-Бухари 387, Муслим 272, Абу Дауд 154, ат-Тирмизи 93, ан-Насаи 1/81, Ибн Маджах 543)

Этот хадис разъясняет, что смысл аята обязывает мыть ноги тех, кто не носит кожаные (или обычные) носки. А тот, кто носит кожаные носки, может просто обтереть их. Итак, Сунна объясняет аят.

Передают, что аль-Муѓира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
«Однажды ночью, во время одного из походов, я наливал воду Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда он совершал омовение. Он вымыл свое лицо и руки и протер голову. Я захотел снять его носки, но он сказал: «Оставь их, поскольку я надел их на чистые ноги [т. е в состоянии омовения] и он (только) обтер их»». (Этот хадис передали Aхмад 4/251, аль-Бухари 206 и Муслим 274)

Ан-Навави сказал: «Все ученые едины во мнении (иджма’), что разрешается обтирать по кожаным носкам, будь то в поездке или дома, по необходимости или без него. Таким образом, могут поступать даже женщина у себя дома или инвалид, который не может передвигаться».

● УСЛОВИЯ ОБТИРАНИЯ НОСКОВ

Нужно надеть носки (или то, что используется для защиты ног, например, портянки и т.п.) в состоянии омовения.

Передают, что аль-Муѓира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
«Однажды ночью, во время одного из походов, я наливал воду Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда он совершал омовение. Он вымыл свое лицо и руки и протер голову. Я захотел снять его носки, но он сказал: «Оставь их, ПОСКОЛЬКУ Я НАДЕЛ ИХ НА (РИТУАЛЬНО) ЧИСТЫЕ НОГИ [т. е в состоянии омовения] и он (только) обтер их»». (Этот хадис передали Aхмад 4/251, аль-Бухари 206 и Муслим 274)

Аль-Хумайди передал в своем «Муснаде», что аль- Муѓира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы сказали: O посланник Аллаха, можем ли мы обтереть наши кожаные носки? Он сказал: «Да, если надели их будучи чистыми».

● МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ МАСХ НА ОБЫЧНЫЕ НОСКИ?

Да можно, поскольку об этом было передано от многих сподвижников. При условии- что эти носки закрывают ноги и они не просвечивающие.

Передают, что Аль-Муѓира ибн Шу’ба рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение и обтер носки и сандалии». (Этот хадис передали Ахмад 4/252, Абу Дауд 159 и другие. Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 143)
Показать полностью.

Примечание для сестер: капроновые носки, которые просвечивают, протирать нельзя, ибо они не закрывают ноги как положено.

Шейх ‘Абдуль‘азиз Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Человек не может протирать чулки или подобное, если они не удовлетворяют условиям Шариата. Среди этих условий то, что носки должны прикрывать место, которое обязательно нужно (мыть при омовении)…» (Маджму‘ аль-фатауа Ибн Баз. Т. 10. С. 114).

Итак, чулки, упомянутые в вопросе, не являются носками, которые можно протирать во время омовения, так как они не прикрывают ту часть ноги, которую необходимо мыть по Шариату.

Если больной нуждается в ношении этих чулок, и ему тяжело снимать их при каждом омовении, то он может надеть их в состоянии малого омовения, а сверху них надеть носки, скрывающие всю ступню от кончиков пальцев до щиколоток. При каждом омовении в этом случае он сможет протирать ноги поверх верхних носков, пока не снимет их, или пока не закончится срок, когда он может протирать их. В этом случае это допустимо, и нет никаких сложностей.

Носки разрешается обтирать, даже если на них имеются дырки или если они рванные, пока они пригодны для ношения.

Ас-Саури сказал: «Кожаные носки мухаджиров и ансаров (сподвижников Пророка ﷺ) не были без дырок или отверстий, также как и у других людей (вообще). Если бы это имело какое-то значение, об этом было бы упомянуто и передано ими».

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Кожаные носки (хуфф) и подобное можно протирать, если они закрывают обязательное место (,которое нужно мыть при омовении). Если что-либо будет оставаться открытым, то их протирать нельзя» (Аль-мугни. Т. 1. С. 183).

Читайте также:  Вязать короткие носки спицами мужские

Источник

Масх на кожаные носки в исламе во время омовения

На снисходительность и лёгкость шариата указывает предписание протирать (масх) носки вместо мытья ног во время омовения.

Носком (хуфф) именуется вид обуви, полностью покрывающий стопу и щиколотки. Если обычные носки являются плотными, они приравниваются к кожаным. (Хуфф — в наше время, как правило, вид обуви из тонкой кожи, надеваемый поверх обычных носок. Далее в тексте хуфф — кожаные носки)

Протирание носков во время омовения

О протирании кожаных носков говорится во многих хадисах, в которых приводятся слова Пророка или сообщается о его поступках.

Количество этих хадисов столь велико, что их можно отнести к категориям «мутаватир» и «машхур». К их числу относится хадис, который передал аль-Мугира бин Шу’ба, да будет доволен им Аллах. В нём сообщается, что как-то раз Пророк вышел, чтобы удовлетворить нужду, а аль Мугира последовал за ним, держа в руках сосуд с водой. Когда Пророк удовлетворил свою нужду, аль-Мугира стал сливать для него воду, он же совершил омовение и протёр свои кожаные носки (Аль-Бухари).

Передают, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, (как-то раз) услышал от Са’да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк протирал влажными руками кожаные носки (в конце омовения перед молитвой). А потом ‘Абдуллах бин ‘Умар спросил об этом ‘Умара, и тот сказал: «Да, (он делал это), но если Са’д рассказал что-нибудь о Пророке , то тебе уже не следует спрашивать об этом никого другого!».

Один из улемов упоминал, что хадисы, в которых сообщается о том, что Пророк протирал кожаные носки, передавались со слов около сорока сподвижников. Если соблюдены все необходимые условия действительности омовения, протирание кожаных носков заменяет мытьё стоп.

Протирать кожаные носки нельзя тому, кто должен совершить полное омовение. Так, если человек совершил частичное омовение (вуду) и надел кожаные носки, а потом впал в состояние большого осквернения, он не может омыть все части тела и протереть кожаные носки, поскольку в подобных случаях необходимо снять носки и омыть стопы.

Указанием на это служит хадис, передаваемый со слов Сафвана бин ‘Ассаля, да будет доволен им Аллах, который сказал:

«Когда мы находились в пути, Посланник Аллаха говорил нам, что в течение трёх суток следует снимать кожаные носки только в случае большого осквернения и не обязательно делать это после удовлетворения естественных потребностей или сна» (Ан-Наса’и; ат-Тирмизи).

Протирание кожаных носков было узаконено для облегчения. В этом нуждаются многие люди, особенно те, кому трудно снимать носки перед каждым омовением, например, жители холодных стран, путники, солдаты и прочие. Разрешение протирать кожаные носки было названо разрешением отмены, поскольку человек, надевший кожаные носки, не обязан мыть ноги.

Условия протирание носков при омовении

1. Надевать кожаные носки следует в состоянии полной чистоты после совершения омовения (вуду). Если же человек наденет их после очищения песком (таямум), а потом найдёт воду, то протирать носки нельзя, омовение же надо будет совершить полностью.

Сообщается, что аль-Мугира бин Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) находясь вместе с Пророком в пути, я нагнулся, чтобы снять с него кожаные носки, однако он сказал: «Оставь, ибо я надел их на чистые ноги», после чего протёр их» (Аль-Бухари).

Сообщается, что Сафван бин ‘Ассаль, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха велел нам протирать кожаные носки в течение трёх суток, когда мы находились в пути, и в течение одних суток, когда мы находились у себя дома, если мы надевали их в состоянии ритуальной чистоты» (Ибн Хузайма).

2. Кожаные носки, которые человек хочет протереть, как и всё, что к ним приравнивается, должны полностью покрывать стопу и подниматься выше щиколоток.

3. В таких носках человек должен иметь возможность пройти по меньшей мере один фарсах (фарсах — мера длины, равная 5760 метрам) за сутки или же ходить полтора часа, не испытывая затруднений, поскольку обычно людям не надо ходить больше, чтобы сделать всё, что им нужно.

4. На носке не должно быть больших дыр. Если общая площадь мелких дыр такова, что их можно прикрыть тремя наименьшими пальцами, протирать носок нельзя, в противном же случае это делать можно, поскольку Пророк велел своим сподвижникам протирать носки, а на их носках, как правило, были дыры. Даже если на носке имеются дыры спереди, его можно протирать при том условии, что носок можно укрепить на голени с помощью шнурка или пуговиц.

5. Носок должен препятствовать попаданию на стопу воды, которая используется для протирания.

6. Если у человека, который хочет протереть носок, отсутствует передняя часть стопы, протирание оставшейся части будет недействительным. Это допускается только в том случае, когда по размеру эта часть равна трём наименьшим пальцам руки или превосходит её, поскольку обязательно протирать поверхность именно такой площади. В случае отсутствия передней части стопы носок протирать не следует даже при наличии пятки. Если же нога ампутирована выше щиколотки, кожаный носок на второй ноге протирать можно.

Способ протирания

Человек, который совершает омовение, должен возложить смоченные водой растопыренные пальцы рук на переднюю часть носка (правая рука возлагается на правый носок, а левая — на левый), а потом протереть ими верхнюю часть стопы по направлению к голени. Достаточно протереть участок размером в три наименьших пальца руки. Заменой этому не может служить протирание внутренней поверхности, пятки, боковых поверхностей носков или голени.

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Если бы религия основывалась на самостоятельном суждении, то протирать нижнюю часть кожаного носка, конечно, было бы предпочтительнее, чем верхнюю, однако я видел, как Посланник Аллаха протирал верхнюю часть своих кожаных носков» (Абу Дауд).

Сообщается, что аль-Мугира бин Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я видел, как Посланник Аллаха (отошёл, чтобы) помочиться, а потом вернулся, совершил омовение и протёр свои кожаные носки. Он возложил правую руку на правый носок, а левую — на левый, а потом один раз провёл руками поверх носков, и я видел пальцы Посланника Аллаха на поверхности его носков» (Ибн Абу Шайба; аль-Байхаки).

Достаточно протереть носки один раз, повторение же этого сунне не соответствует. Если протереть носки не вдоль, а поперёк, или двигаться не от носка к голени, а от голени к носку, протирание будет действительным, хотя это и противоречит Сунне.

Читайте также:  Как правильно укладывать футболки

Срок действительности протирания

Для человека, постоянно живущего (мукым) где-либо, срок действительности протирания равен одним суткам, а для путника (мусафир) — трём.

Срок действительности протирания исчисляется со времени первого осквернения после надевания кожаных носков.

Сообщается, что Сафван бин ‘Ассаль, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда мы находились в пути, Посланник Аллаха говорил нам, что в течение трёх суток следует снимать кожаные носки только в случае большого осквернения…» (Ан-Наса’и; ат-Тирмизи).

Передают со слов Абу Бакры, да будет доволен им Аллах, что Пророк позволял путнику протирать (кожаные носки, не снимая их), в течение трёх суток, а постоянно живущему на одном месте — в течение одних суток, если человек надел свои кожаные носки в состоянии ритуальной чистоты (Ад-Даракутни; аль-Хаким).

Передают со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что Пророк определил, что время действительности протирания кожаных носков для путника составляет трое суток, а для живущего на одном месте — одни сутки (Ибн Хиббан)

Сообщается, что Шурайх бин Хани’ сказал:

«(В своё время) я пришёл к ‘Аише, чтобы спросить её о протирании кожаных носков. Она сказала: «Тебе следует обратиться к (‘Али) Ибн Абу Талибу. Спроси его, ибо ему приходилось бывать в пути вместе с Посланником Аллаха ». Мы задали ему этот вопрос, и он сказал: «Посланник Аллаха установил для путника срок в трое суток, а для живущего на одном месте — в одни» (Муслим).

Срок действительности протирания исчисляется со времени первого осквернения после надевания кожаных носков. Например, если человек, находящийся у себя дома, совершил омовение (вуду) в шесть часов утра, потом надел кожаные носки, а осквернился в десять часов, он может протирать свои кожаные носки до десяти часов следующего утра.

Если человек протрёт кожаные носки у себя дома, а потом отправится в путь до истечения срока действительности протирания, он может протирать кожаные носки как путник, то есть в течение трёх суток. Если же путник обоснуется на одном месте до завершения суток, он может протирать носки в течение суток, поскольку суждение об этом зависит от состояния человека, протирающего носки, на последнем отрезке периода времени, в течение которого протирание является действительным.

Протирание обычных носков

Можно протирать и обычные носки (джавраб), но при том условии, что они будут такими же, как и носки, которые протирали наши праведные предшественники (саляф). Имеется в виду, что носки должны быть настолько плотными, чтобы сквозь них не было видно тело, чтобы в них можно было пройти без обуви фарсах или более того и чтобы они препятствовали доступу влаги к телу (однако носки, которые делают в наше время, редко отвечают всем этим условиям).

Раньше обычные носки делались либо из кожи, либо из кручёной шерстяной пряжи. Обычные носки, которые делались из кожи, отличались по форме от кожаных носков, именующихся «хуфф». Они надевались на ступню и доходили до голени. Носки, которые делались из кручёной шерстяной пряжи, надевались на ступню и закрывали щиколотки.

Имамы придерживались единого мнения относительно недопустимости протирания тонких и просвечивающих носков.

Указанием на дозволенность протирания обычных носков служит хадис, в котором сообщается, что аль-Мугира бин Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха совершил омовение и протёр (обычные) носки и сандалии» (Ат-Тирмизи).

Сообщается, что обычные носки и сандалии часто протирал ‘Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах.

Действия, нарушающие протирание кожаных носков

1. Протирание кожаных носков делает недействительным (приходится заново делать) всё, что делает недействительным омовение. Протирание заменяет мытьё ног, а это значит, что его делает недействительным всё то, что делает недействительным омовение.

2. Завершение срока действительности протирания. В подобном случае человеку следует снять кожаные носки и омыть ноги. Если срок действительности протирания истёк, но человек опасается причинить непоправимый вред ногам из-за сильного холода, он может снова протереть носки, не снимая их с ног, однако в подобном случае следует протереть носки полностью, как протирают лубки, наложенные на место перелома. Если срок действительности протирания истёк во время совершения молитвы, а воды у человека нет, ему следует продолжить молиться. В связи с отсутствием воды в данном случае снимать носки бесполезно, поскольку это делается для мытья ног.

3. Снятие хотя бы одного носка, а также извлечение большей части стопы до голенища носка. Объясняется это тем, что недействительность омовения неделима, и в результате снятия носка с ноги прежнее осквернение распространится на неё. Кожаный носок препятствует распространению действия осквернения, но не удаляет его, вследствие чего человеку, который протёр кожаные носки, следует совершать молитву в этих носках. Однако, если носки будут нечисты, молитва окажется недействительной, и поэтому необходимо следить за их чистотой. Если же во время ходьбы человек коснётся пяткой голенища носка, это ему не повредит.

4. Смачивание большей части стопы водой. В подобном случае необходимо снять носки и омыть ноги, чтобы избежать соединения омовения с протиранием.

5. Если во время надевания с кожаным носком случится нечто такое, что сделает его протирание непозволительным, оно будет недействительным. Примером могут служить такой случай, когда носок рвётся и на нём образуются большие дыры или когда в силу каких-либо причин в этом носке невозможно ходить.

6. Если тот, кто заслуживает оправдания в случае невозможности устранения причины осквернения, протрёт кожаные носки, протирание станет недействительным, когда этот человек выйдет из состояния ритуальной чистоты после истечения периода времени, отведённого для совершения данной молитвы, во время которого он совершил омовение. Речь идёт о таком случае, когда он надел кожаные носки в тот период, когда заслуживал оправдания. Если же он надел их после завершения этого периода, то срок действительности протирания будет таким же, как и для человека, который оправдания не заслуживает. Следует помнить, что в том случае, когда недействительным является протирание, но не омовение в целом, достаточно только омыть ноги.

Непозволительно протирать ни головной убор (например, чалму или шапку), ни чадру, ни перчатки.

(из книги ‘Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз «Ханафитский фикх»)

Источник