Меню

Никаб это обязательно или нет



Никаб

Никаб или никяб — это мусульманская женская одежда, закрывающая полностью тело женщины включая лицо, за исключением глаз и кистей рук. Также никабом будет является полное сокрытие глаз за вуалью и сокрытие кистей рук перчатками.

Одежда девушки в никабе по исламу должна полностью соответствовать шариатским требованиям: быть закрытой, не облегающей женскую фигуру, не просвечивающейся, не привлекающей внимание посторонних мужчин узорами или какими-либо украшениями, от одежды не должен исходить запах благовоний или духов.

Цвет никаба не обязательно должен быть черным, а может быть любых расцветок, не привлекающих внимания, не ярких и броских.

Элементы никаба

Никаб состоит из просторного широкого платья до пола и головного убора с прорезью для глаз, закрывающего полностью голову женщины до шеи или же более правильнее головной убор должен быть ниже груди. Лицо и кисти рук девушки в никябе должны быть закрыты. Головной убор должен быть широкого кроя, просторным и не обтягивающим формы женской головы.

Также прорезь для глаз головного убора может быть закрыта сеточкой.

Зачем носят никаб?

Никаб является традиционной мусульманской женской одеждой призванной сохранить целомудрие в обществе при пересечении посторонних мужчин и женщин вне дома. Никаб — это древняя культура мусульманских народов, а традиция покрытия головы восходит не только к мусульманскому, но и к христианскому укладу жизни. Во времена Пророка Мухаммада ﷺ жены сподвижников и сами жены Пророка ﷺ покрывали свое тело полностью.

Никаб для женщины является защитой от взглядов на ее тело и неким внутренним личным пространством, благодаря которому женщина сохраняет свою честь и целомудрие.

Никаб является очень важным фактором в сдерживании взглядов посторонних мужчин на незнакомую женщину, на девушек в парандже в мусульманском обществе не обратит внимание посторонний мужчина так, как если бы эти девушки были в обычном хиджабе или вообще без хиджаба в обтягивающей или нескромной одежде.

Где носят никаб?

Ношение никаба практикуется в арабских странах, странах Северной Африки, а также Центральной Азии и странах Юго-Восточной Азии. Фактически всегда девушек в никабе можно встретить в Саудовской Аравии, ОАЭ, Катаре, Бахрейне, Кувейте, Омане, Йемене, Ираке, Иране, Палестине, Сомали, Судане. Большинство мусульманок Афганистана одевают никаб, имеющий название паранаджа.

Часто женщин в никабах можно встретить в Сирии, Иордании, Египте, Ливане, Ливии, Марокко, Тунисе, Алжире, Мавритании, Пакистане, Малайзии и Индонезии и ряде других мусульманских стран.

Никаб не является редкостью в традиционно исламских странах, лишь на постсоветском пространстве никаб только недавно стал носиться некоторыми мусульманками.

В каких случаях допускается открытие лица мусульманке сняв никаб?

Существует ряд случаев и ситуаций, в которых мусульманкам разрешается Шариатом, по необходимости, лицо открывать.

Как отмечают правоведы Ислама, женщина может открыть свое лицо в особых ситуациях даже при посторонних мужчинах, если такая необходимость имеется. Мужчина же может посмотреть в лицо женщины, но при условии, что за рамки необходимости это выходить не будет, а излишества в ситуации необходимости не допускается.

Речь идет о ситуациях, подобных этим:

  • Если происходит сватовство, то женщина может открывать руки и лицо перед тем, кто к ней сватается, поскольку этот человек должен иметь возможность на нее посмотреть. Но прикасаться к ней и уединяться с ней он не имеет права. Уродство или красоту можно определить по лицу, а полноту или худобу – по открытым частям рук.
  • В ситуации деловых отношений женщина может открыть руки и лицо, если это необходимо, если совершается сделка продажи или покупки. При передачи проданного женщине, которая покупает, либо при сообщении цены, мужчина может посмотреть в лицо женщине, если его действия не способны привести к искушению. Если же такие действия приводят к искушению, то подобное запрещено.
  • В процессе лечения женщина может открыть на своем теле больное место, даже если оно находится на лице. В такой ситуации женщина может открыть лицо с целью лечения, но при этом должен обязательно присутствовать либо ее муж, либо человек, который является для нее махрамом. Но это допускается только в том случае, если женщина не может найти врача того же пола и специалиста, обращаться к мужчине врачу можно только в крайнем случае. При выборе мужчины врача безусловное предпочтение должно отдаваться доктору-мусульманину, к мужчине доктору немусульманину женщина-мусульманка должна обращаться только в крайнем случае, если нет другого выбора. При посещении такого врача женщине предписывается раскрывать только ту часть тела, которая поражена болезнью.
  • Еще одна ситуация, при которой женщине позволяется открыть свое лицо, это ситуация, когда необходимо свидетельство женщины в суде. В таком случае открыть лицо необходимо, поскольку судья должен увидеть его, чтобы знать точно, кем она является – в таких случаях это необходимо для того, чтобы были защищены права всех сторон, принимающих участие в судебном разбирательстве. Разрешение раскрыть свое лицо также относится к ситуации, когда сама женщина участвует в судебном процессе в качестве одной из сторон и по ее поводу принимается решение.
  • Позволяется женщине также открывать свое лицо перед различающим мальчиком, которые еще не имеет полового влечения. Этого мнения придерживаются не все, но часть мусульманских ученых считает, что такому мальчику, как и своему махраму, женщина может открыть свое лицо. То же самое касается мужчины, у которого полового влечения нет: перед таким мужчиной женщина свое лицо может открыть. Потребности к женщинам такой мужчина не испытывает, поэтому и не обращает внимания на них. Таким мужчинам смотреть на женщин разрешается.
  • Подобная же ситуация складывается относительно женщин преклонных лет, которые в силу своего возраста уже не вызывают у мужчины полового влечения. Такой женщине разрешается и открывать свое лицо, и другие части тела, который видно обычно, и делать это и при посторонних мужчинах, если потребуется, но лучше, если она все-таки будет прикрывать и тело, и лицо.
  • Еще одна ситуация, в которой женщине разрешается открывать лицо, это ситуация, когда женщину принуждают к этому. В ряде государств правящие режимы вводят такие законы и постановления, которые противоречат религии Ислама, тем самым противореча и заветам Аллаха. Этими законами предписывается мусульманкам хиджабы не носить, и в ряде государств местная власть доходит до того, что срывают с женщин хиджабы насильственно, всячески устрашают женщин и применяют против них насильственные меры. В ситуациях, когда женщине угрожает какая-то опасность в случае, если она не откроет свое лицо, она может его открыть, это разрешается.

Относительно того, стоит ли открывать женщине лицо перед женщинами неверующими или перед теми, кто не является мусульманкой, ученые не пришли к единому мнению.

Запрет на никаб

Существует прямой запрет на то, чтобы женщина закрывала лицо и руки, надевая перчатки, когда она облачается в одежду для умры и хаджа. В этой связи вспоминают слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что женщине, если она надевает ихрам, надевать перчатки и закрывать свое лицо запрещено. Если же поблизости от такой женщины проходят мужчины, или же если женщина красива настолько, что невольно приковывает к себе мужские взгляды, то она должна спустить одеяние с головы на лицо. Об этом говорится в хадисе Аиши: «Мимо нас проходили всадники, когда мы были в ихраме вмести с посланником Аллаха, ﷺ, и когда они сравнялись с нами, каждая из нас опускали свой хиджаб на лицо. А когда они проходили, открывали лицо».

Источник

Почему никаб был обязателен для жен Пророка?

Ва алейкуму ссалям ва рахматуллахи ва баракятух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Если женщина-мусульманка решает носить никаб (вуаль на лицо), никто не должен винить ее за это. Она также не должна винить других женщин, которые предпочитают носить только хиджаб.

Что касается жен Пророка, в некоторых случаях для них действуют особые предписания, которые не имеют отношения к другим мусульманкам.

Читайте также:  Кожаная юбка годе с чем носить

На Ваш вопрос отвечает шейх Ахмад Кутти:

«Если бы никаб был обязателен для женщин, это было бы четко указано Всевышним Аллахом и Его Посланником (да благословит его Аллах и приветствует). Но таких доказательств нет.

С другой стороны, у нас имеются многочисленные примеры женщин, которые ходили без никаба во времена Пророка и после его смерти. Согласно одному сообщению, когда Пророк был в прощальном хадже, его молодой кузен Фадл ибн Аббас ехал за ним на верблюде. Когда они проезжали мимо группы молодых девушек, юноша Фадл смотрел на них, а они посмотрели на него; Пророк отвернул его лицо, но когда он убрал руки, Фадл все равно продолжал смотреть. Если бы никаб был обязателен, Пророк приказал бы девушкам соблюдать это требование.

Далее, Аиша сообщила, что Асма бинт Аби Бакр пришла не в подобающе скромной одежде. Пророк отвел глаза от нее и сказал:

«Асма, когда девушка достигает половой зрелости, ничто из ее тела не должно быть видно (посторонним), кроме лица и кистей рук» (Абу Дауд, Аль-Альбани классифицировал его как «хасан»).

Это только два случая, но есть много других, которые ясно свидетельствуют о том, что никаб не является обязательным.

Кроме того, вывод, что женщины не обязаны закрывать лицо, можно сделать непосредственно из Священного Корана; Аллах говорит:

«Скажи верующим, чтобы не поднимали они взора своего на женщин и держали в целомудрии лоно свое… И скажи женам верующим, чтобы не поднимали они своза своего на мужчин и держали в целомудрии лоно свое… » (Коран, 24: 30-31).

Если бы женщины должны были закрывать лицо, зачем им нужно было бы опускать взор?

Что касается жен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), некоторые из законов, применимых к другим, к ним не применяются. Так, они не могут выйти замуж после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Но это не относится к другим женщинам».

Источник

Обязана ли мусульманка покрывать лицо никабом?

Обязана ли мусульманка покрывать лицо никабом?

Ва алейкуму ссалям ва рахматуллах ва баракатух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогая сестра Анжела, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Существует мнение, что никаб – это бид’а (нововведение – прим. переводчика), проникшее в мусульманское общество во времена глубокого упадка, чуждое мусульманам и не имеющее ничего общего с религией ислама. Однако это мнение необъективно и ненаучно. Оно слишком упрощает эту проблему, тем самым уводя людей от ее тщательного исследования. Любой, кто знаком с источниками знаний и мнениями ученых, не будет спорить по вопросу, по которому отсутствует единогласие среди ученых. Я подразумеваю здесь вопрос о допустимости открытия лица женщины или обязательности сокрытия и лица, и кистей рук. Мусульманские ученые прошлого, в том числе правоведы, толкователи Корана и хадисоведы, разошлись во мнениях по этому вопросу. Это расхождение обусловлено разницей в их подходе к трактовке религиозных текстов по этому вопросу, и особенно отсутствием конкретного и четкого текста об этом. Если бы он был, то ученые бы не разошлись во мнениях по этому вопросу. Среди текстов Корана, в толковании которых они расходились, и такой простой аят:

«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны; пусть они прикрывают [головными] покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы [мужчинам], кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своим женщинам , или своим невольникам, или слугам из мужчин, у которых нет вожделения , или детям, которые не ведают о женской наготе; пусть они не выставляют свои ноги, чтобы стали видны скрываемые красоты. Обратитесь, все верующие, к Аллаху с мольбой о прощении,- быть может, вы будете счастливы» (Коран, 24:31).

Вот как прокомментировал его Ибн Масуд: ««за исключением тех, которые видны» подразумевает одежду и плащи (которые носят женщины)». То есть это означает внешние предметы одежды, которые не могут быть скрыты. А Ибн Аббас прокомментировал его так: ««за исключением тех, которые видны» относится к сурьме и кольцам». Точно так же считали Анас ибн Малик и Аиша. Иногда Ибн Аббас добавлял к «сурьме и кольцам» «хну, которой окрашены руки, браслеты, серьги, и ожерелья». Говоря о «лице и кистях рук», он тем самым относил к зина даже те места, на которых носят украшения. Точно так же считали Саид ибн Джубайр, Атта и другие. Некоторые ученые также включали часть руки женщины в то, в чем сказано «за исключением тех, которые видны». Кроме того, Ибн `Аттия объяснил эти слова так, что они относятся к частям тела женщины, которые неумышленно открываются дуновением ветра и т.п. (См. толкование аята в объяснении Ибн Джарира, Ибн Касира и Аль-Куртуби. Так же см. объяснение в книге «Ад-дур аль-мансур», том 5, стр. 41-42.)

Ученые также разошлись во мнениях по поводу смысла слов «туго затягивали свои покрывала» в аяте:

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они туго затягивали свои покрывала. Так их будут лучше отличать [от других женщин] и не подвергнут оскорблениям. Аллах — прощающий, милосердный» (Коран, 33:59).

Ибн Аббас высказал в комментарии к этому аяту мнение, противоположное высказанному им в комментарии к предыдущему аяту. А Убайда Ас-Салмани, один из табиунов (сподвижников), объяснил, что «туго затягивали свои покрывала» означает прикрытие головы и лица и открытие только левого глаза. Точно так же считали Мухаммад ибн Ка`б Аль-Карзи. Но `Икрима, слуга Ибн Аббаса, разошелся с ним во мнении, утверждая, что «женщина должна покрывать открытую часть своей груди плащом, который она надевает на себя». Са`ид ибн Джубайр утверждал: «Мусульманке запрещено, чтобы ее видел мужчина, который может на ней жениться, если она не наденет покрывало, закрывающее лицо, вдобавок к хиджабу, ниспадающему с ее головы на грудь». (См. книгу «Ад-дур аль-мансур», том 5, стр. 221-222, а также источники, упомянутые выше для объяснения предыдущего аята). Что касается моей точки зрения по этому вопросу, то лицо и кисти рук женщины не являются ауратом (т.е. частями тела, которые нельзя выставлять на обозрение), и, следовательно, ей не обязательно их покрывать.

Я также полагаю, что свидетельства в пользу этого мнения более весомы, чем свидетельства в пользу противоположного. В этом вопросе со мной соглашаются многие современные ученые, например, Насир Ад-Дин Аль-Албани (как видно из его книги «Хиджаб аль-мара аль-муслима фи аль-китаб ва ас-сунна), большинство ученых из университета Аль-Азхар в Египте, ученые из университетов Аз-Зайтуна в Тунисе и Аль-Каравиин в Марокко, многие пакистанские, индийские и турецкие ученые и др. Однако не следует считать, что современные ученые единогласны в том, что мусульманке разрешено не покрывать лицо и кисти рук, поскольку многие ученые в Египте, Саудовской Аравии, других стран Залива, Пакистане и Индии считают их сокрытие обязательным. Среди них – покойный известный саудовский ученый шейх ‘Aбдуль-‘ Aзиз ибн Баз и покойный известный пакистанский ученый Абу А`ля Аль-Маудуди (как это видно из его книги «Аль-хиджаб»). К современным ученым, которые также полагают обязательным сокрытие лица, относится известный сирийский писатель д-р Мухаммад Са`ид Рамадан Аль-Буты, который опубликовал письмо по этому поводу, озаглавленное «Каждой молодой женщине, которая верит во Всемогущего Аллаха».

Есть также другие публикуемые время от времени письма и фатвы, которые порицают женщин, открывающих свои лица, и молят их именем религии и веры, чтобы они носили никаб и не слушали современных ученых, которые хотят подчинить религию влияниям модернизма. Приверженцы этого мнения даже порой называют меня таким «модернизированным» ученым! Но даже если я считаю, что мусульманке обязательно покрывать все свое тело кроме лица и кистей рук, я не желаю переубеждать тех женщин, которые придерживаются другого мнения и считают, что обязательно покрывать лицо и запрещено его показывать. Я обвиняю приверженцев последнего мнения лишь в том, что они пытаются навязать его сторонникам первого и называют их грешниками лишь потому, что те его придерживаются. Ведь все согласны с тем, что в вопросах, являющихся спорными среди ученых, на приверженцах того или иного мнения нет никакой вины.

Читайте также:  Для чего нужна юбка поршня

В свою очередь, сторонники моего мнения и я сам не имеем никакого права осуждать сторонников противоположного мнения за то, что они считают обязательным ношение женщиной никаба. Поскольку, во-первых, это противоположное мнение является научным и не выходит за рамки исламского права, и, во-вторых, критикуя их, мы совершим ошибку, против которой сами протестуем, а именно, отрицание права других на несогласие с нами. Кроме того, есть женщины, которые считают, что ношение никаба не обязательно, а, скорее, желательно, поскольку это приближает их к богобоязненности и набожности. В таком мнении нет ничего плохого, и никто не имеет права обвинить его сторонников за то, что они его придерживаются, если это не вредит другим и не противоречит общественным или личным интересам. Ни один мусульманский ученый из числа предшественников и современных ученых не расценивал ношение никаба как что-либо запретное, кроме как в случае ихрама. Ученые спорят о никабе лишь по поводу того, является ли он обязательным, желательным или разрешенным. Поэтому мусульманский ученый не может считать ношение никаба запрещенным или даже нежелательным в исламе. Следовательно, я был глубоко потрясен, узнав, что писатель Баха’ опубликовал мнение, якобы высказанное учеными университета Аль-Азхар, что покрытие женского лица влечет запрещение того, что разрешил Всевышний Аллах. На самом деле, сторонники этого мнения не имеют глубоких знаний Корана, Сунны или фикха. Предположим, что ношение никаба просто разрешено (как считаю я сам), а не обязательно или желательно. Но даже в таком случае его может носить любая мусульманка, и никто не вправе препятствовать ей в этом. Это ее личное право, и это не идет в ущерб ни ее обязанностям, ни интересам других. Ведь даже придуманные людьми законы и конвенции прав человека – и те защищают личные права людей. По-иронии, свобода в одежде предоставляется тем, кто не покрывает свое тело, и никто им в этом не препятствует, тогда как женщины, носящие никаб, подвергаются осуждению, хотя они считают это учением своей религии и не могут этим пренебречь!

Источник

Паранджа (никаб) в Исламе

В моем городе, как, может быть, и в других, я иногда вижу девушек с никабом на лице, с перчатками на руках и зимой и летом. Честно говоря, я испытываю к ним чувство неприязни. И наверное, другие испытывают то же самое. Я понимаю, что ношение никаба разрешено, но не лучше ли носить красивые платки с открытым лицом и тем самым показывать окружающим красоту женского одеяния по канонам Ислама? И может быть, с благословения Всевышнего, некоторые женщины (в том числе этнические мусульманки, не соблюдающие религиозные нормы) задумаются о покрытии себя. Никаб же здравомыслящего человека в Ислам не привлечет да и самих этнических мусульман оттолкнет. Быть может, в женщинах, которые носят никаб, вера намного сильнее моей, но я был бы рад видеть на улице стильно одетых женщин в платках и гордиться тем, что наша религия лишь украшает жизнь, а не превращает ее в траурную процессию. А., 25 лет. Казахстан.

Вопрос об использовании никаба[1] не однозначен. Причиной разногласий среди ученых послужило отсутствие в Священном Коране и в Сунне ясных указаний относительно данного вопроса[2], что, в свою очередь, позволило богословам при научном анализе (иджтихаде) исходить из тех или иных намеков, косвенных аргументов, содержащихся в коранических аятах и хадисах. В каждом конкретном случае мусульманская экзегетика оставляет возможность для ограничительного или расширительного толкования канонического текста. В то же время необходимо помнить, что при изучении подобного рода второстепенных религиозно-правовых вопросов ученые — как высказывающие ошибочное суждение (менее верное), так и более верное мнение — будут вознаграждены за старания свои и искренность намерений пред Творцом, о чем свидетельствует одно из высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует)[3].

Очень важно отметить, что, согласно нормам шариата, ношение никаба не является обязательным (ваджиб), и для женщины-мусульманки допустимо (джаиз) открытие лица и кистей рук перед чужими мужчинами. Это общеизвестно в мусульманском богословии и таково заключение подавляющего большинства ученых со времен сподвижников Пророка[4].

Мнение 4-х мазхабов о никабе

Обратимся к мнениям авторитетных богословов-муджтахидов всех четырех мазхабов.

Ученые-ханафиты считают, что «запрещается смотреть на оголенные части тела чужой женщины, за исключением ее лица и кистей рук». Имам Абу Ханифа добавляет, что «исключением являются также ступни[5], ибо постоянно прикрывать их крайне затруднительно».

Также в книгах ученых ханафитского мазхаба оговаривается, что «если взгляд на лицо и кисти рук посторонней женщины приводит к сладостному наслаждению (шахва), то смотреть на них запрещено. Что касается того, можно ли дотрагиваться до кожи лица и рук посторонней женщины, то это непозволительно, даже если и не возникнет при этом ощущения сладостного наслаждения. Исключением из последнего являются пожилые люди[6] и маленькие дети»[7].

Теологи маликитского мазхаба пишут: «‘Ауратом (то есть частями тела, которые, согласно каноническим предписаниям, должны быть обязательно прикрыты) женщины перед взором чужого для нее мужчины (то есть человека, за которого она может выйти замуж по причине отсутствия кровного родства) является все ее тело, за исключением лица и кистей рук. Они (эти части тела) не являются ‘ауратом»[8]. С таким мнением согласны также ученые шафиитского мазхаба[9] и ханбалитского[10].

Известный богослов маликитского мазхаба ас-Сави комментирует: «На эти две части тела — лицо и кисти рук — разрешается смотреть при условии отсутствия сладостного наслаждения у смотрящего. В противном случае такой взгляд запретен (харам)»[11]. Обращу ваше внимание на то, что это касается как случая, когда мужчина смотрит на постороннюю женщину, так и когда женщина смотрит на постороннего мужчину.

А потому упомянутое богословское заключение («смотреть на женщину с вожделением и страстью запрещено») не говорит о необходимости закрытия женщиной лица от взоров посторонних мужчин, а указывает лишь на то, что мужчины обязаны не заглядываться на чужих женщин. В противном случае (если обязывать женщину закрывать лицо от взоров мужчин под предлогом того, что она красива и это их соблазняет) придется и мужчин обязать закрывать свое лицо, да и многие другие части тела, которые пробуждают в посторонних женщинах чувство сексуального желания. Канонически нет разницы между тем, когда мужчина с вожделением разглядывает постороннюю для него женщину, и тем, когда женщина любуется посторонним ей мужчиной.

А потому исходить из логики симпатии противоположных полов друг к другу в установлении того, что они должны прикрывать, а что нет, не представляется возможным (мужчине, тем более красивому и с хорошим атлетическим телосложением, также придется надеть паранджу), но требует прямого и однозначного аргумента из Корана или Сунны.

Возвращаясь к вышеупомянутым заключениям богословов-муджтахидов. Основанием для них является аят: «…и чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно» (см. Св. Коран, 24:31). Подавляющее большинство сподвижников пророка Мухаммада (среди них Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, ‘Аиша), а также богословы первых веков утверждали, что в последних словах аята подразумеваются «лицо и кисти рук»[12], некоторые добавляли «одежда»[13], а также «то, что женщина вынуждена[14] оголить»[15]. Учитывая смысл аята, замечу: лицо, кисти рук и одежда относятся к красоте женщины, это говорит и о том, что она должна быть одета симпатично и со вкусом, а не в черный мешок, отпугивающий прохожих.

При описании совершения молитвы-намаза женщиной в достоверном хадисе сказано о покрытии головы, но ничего не сказано о покрытии лица[16]. А из достоверного хадиса от Ибн ‘Умара мы знаем, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) «запретил женщинам-мусульманкам, совершающим паломничество, надевать никаб и перчатки»[17]. Приведенные хадисы доказывают, что лицо и кисти рук не являются ‘ауратом. Да, в редких случаях некоторые женщины во времена Пророка практиковали прикрытие лица и кистей рук, но ни аяты, ни хадисы не указывают на каноническую необходимость этого. Наоборот, из аятов[18] и хадисов, а также из описаний отдельных событий времен Пророка мы видим, что женщины-мусульманки не прикрывали лица никабом[19].

Читайте также:  Материал футболок для тренировок

Хадисы о никабе

В дополнение к изложенному приведу два хадиса, касающиеся данной темы.

Пророк Мухаммад сказал: «Если девушка достигает совершеннолетия (у нее появляется менструация) и она при этом верует в Аллаха (Бога, Господа) и Судный День [неотвратимость и истинность его наступления], тогда недопустимым для нее является выставление напоказ каких-либо частей тела, кроме лица и рук до сюда», — тут Пророк обхватил кистью свою другую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата»[20]. Известный ученый имам ан-Навави на основе данного хадиса заявил: «Не являются ‘ауратом кисти рук вместе с запястьем».

«Асма’, дочь Абу Бакра, однажды зашла в жилище пророка Мухаммада. На ней была одежда из тонкой просвечивающейся ткани. Увидев ее, Пророк сразу отвернулся и сказал: «Асма’! Когда девушка достигает совершеннолетия, ей недопустимо выставлять напоказ какую-либо часть тела, кроме этого и этого», — тут он указал на лицо и кисти рук»[21].

Из всего вышесказанного следует, что канонической обязательности и необходимости в использовании никаба нет.

В условиях современных государств, особенно там, где мусульмане составляют конфессиональное меньшинство, крайне важно быть олицетворением ценностей и свобод своей религии; важно не подстраиваться под других, а наводить мосты взаимопонимания, участвовать в здоровом обмене мнениями, взглядами, причем не только теоретически, но и на деле показывая, как религия помогает тебе стать и оставаться быть счастливым в этой жизни, собранным, обретая при этом и вечное благополучие. Живя в таком ритме, более правильным для социально активных женщин-мусульманок, способных что-то делать не только для семьи, но и для общества, а также будущих поколений, будет ношение соответствующей канонам одежды без использования никаба. Однако замечу, что если женщина отдает предпочтение никабу и видит в этом форму проявления своей веры и скромности, то это ее личный выбор, который должен быть поддержан современными демократическими свободами и ценностями.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Никаб (араб.) — один из атрибутов мусульманской женской одежды, представляющий собой тонкую ткань с прорезью для глаз, прикрывающую лицо женщины. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 486.

[2] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 1. С. 482.

[3] Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если ученый оказался прав [пред Господом], делая иджтихад (усердно и квалифицированно изучая вопрос, а после вынося решение, богословское заключение), он получает [за свои старания и верность богословского заключения] две степени вознаграждения; если же богослов выполнил все от него зависящее (в вопросе иджтихада и сделанного по его результату вывода), но ошибся, то он получает [пред Господом] одну степень вознаграждения [за свои старания]».

Хадис от ‘Амру ибн аль-‘Аса, Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2292, хадис № 7352; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 393, хадис № 7352; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 40, хадис № 565, «сахих»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 257; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 418.

[4] См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 482; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 2. С. 313.

[5] Такого же мнения были и другие ученые, например ас-Саури.

[6] Известно, что Абу Бакр иногда здоровался за руку с пожилыми женщинами.

[7] См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 5 т. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 4. С. 156, 157.

[8] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 747.

[9] См., например: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 353, 354; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 74; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 749, 750.

[10] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 753.

[11] См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 314, 315.

[12] Учитывая нижеследующий достоверный хадис от ‘Аиши, многие относили к этому и запястье.

[13] См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152.

[14] Аяты и достоверные хадисы легли в основу следующих богословских правил:

(1) «затруднительность ситуации влечет за собой соответствующие послабления»;

(2) «сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»;

(3) «вынужденность определяется сложностью обстоятельств».

См.: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. Рияд: Адва’ ас-саляф, 2002. С. 71–73 и 74, 75; ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 270, 271.

[15] См., например: аль-Куртуби М. Аль-джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 12. С. 152; Ибн аль-‘Араби (468–543 по хиджре). Ахкям аль-кур’ан. В 4 т. Бейрут: аль-Джиль, [б. г.]. Т. 3. С. 1368, 1369; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 355; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 744.

[16] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 92, хадис № 641, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 612, хадис № 1711, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 68, хадис № 525 и пояснение к нему.

[17] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 545, хадис № 1838; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 64, хадис № 1838 и пояснение к нему; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 313.

[18] Например, Св. Коран, 24:30, 31.

[19] Ряд достоверных хадисов по этому поводу приведен в подробном исследовании имама Юсуфа аль-Кардави о никабе. См.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 2. С. 312–336.

[20] См.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152.

[21] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 448, хадис № 4104, «сахих»; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 12. С. 152.

Источник