Меню

Одежда древних римлян плащ тога накидка бурка



Костюм в Древнем Риме

Рим — это мира единство:
В республике древней —
Свободы строгий языческий дух
Объединял племена…
Д. С. Мережковский

Древний Рим, как и Древняя Греция, — античная средиземноморская цивилизация, охватывавшая первоначально только Апеннинский полуостров, а затем огромные территории на Западе и Востоке, в том числе и Грецию, ставшую ее культурной провинцией — Ахайей. Именно у Греции позаимствовал молодой Рим мифологию, перенял многое в культуре, искусстве, манере ношения одежды. Даже прически римлян первоначально напоминали греческие.

Рим многое взял от греческой культуры, но обогатил и развил ее основы; многое римляне изобрели сами. Для римской архитектуры характерен практицизм. Римляне развили саму систему построения архитектурных сооружений, изобрели арки и своды, придумали ротонды.

Римский скульптурный портрет — это не идеализация героя, а образ характерный, реальный, иногда несколько приземленный. Расцвет скульптурного портрета приходится на II в. н. э.

Несмотря на практическое мировоззрение римляне создали такие шедевры архитектуры, как Алтарь мира, Пантеон, Колизей и др.

Рис. II.53. Тога периода Республики. Рис. 11.54. Мужская туника колобиум. Рис. 11.55. Плащ полудаментум

Шедеврами изобразительного искусства являются прекрасные образцы римской скульптуры и росписи Помпеи, памятники материальной культуры.
Периоды развития:
I. Период Республики (III — I вв. до н. э.).
II. Период Империи (I—V вв.).

Идеал красоты. Римский идеал красоты отличается от греческого, подобно тому как мировоззрение римлян во многом контрастирует с греческим. Захватническая политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима способствовали выработке такого идеала мужчины: суровый, выносливый, крепкого телосложения. Женщина считалась красивой, если имела величавую осанку, плавную походку, широкие бедра, узкие плечи и маленькую грудь.

Виды и формы одежды. Текстиль. Римская одежда была накладной (туника, пенула) и драпирующейся (тога, палла, хламида, лацерна, полудаментум). Она несколько напоминала греческую, однако была более изящной, изысканно-торжественной. «Греческим рококо» называют римскую одежду. Способы ношения ее, особенно тоги, не позволяли передвигаться быстро и придавали походке величавую медлительность. Парадным цветом одежды был белый. Распространенный в те времена текстиль — шерсть, лен. Популярные цвета в одежде — желтый, охра, коричневый, различные оттенки пурпурного. Безукоризненность драпировки и некоторая театральность в движениях считались верхом изящества. Орнаменты, которыми отделывали одежду, напоминали греческие растительные, меандр и критскую волну (цв. вкл., рис. 17).

В позднем Риме под влиянием христианства распространилась накладная одежда в виде длинного платья: у женщин — широкая стола, у мужчин — длинный далматик (далматика). Тяжелые плотные крупноузорчатые и легкие тонкие шелка с Востока сменили традиционные лен и шерсть. Использовали также полушелк. Восточный шелк был дорогим, поэтому привозной шелк распускали и из его нитей в сочетании с льняными или шерстяными ткали полушелк.

Рис. 17. Орнаменты, применявшиеся в костюме и быту. Рис. 18. Костюм полководца: короткая туника, сверху кожаный дуплет и лорика (панцирь), вокруг торса пурпурный плащ. Рис. 19. Женский костюм: стола с оборкой по низу — инститой, накидка палла.

Мужская одежда. В период Республики мужская одежда состояла из льняной туники и шерстяной тоги. Сначала тога представляла собой прямоугольный или полукруглый кусок ткани, драпировавшийся наподобие греческого гиматия (рис. 11.53). Туника — переродившийся греческий хитон — обычно имела короткие рукава и длину до колена. Она называлась колобиум (рис. П.54).

В богатом, пресыщенном Риме классовые противоречия были резко выражены и проявились в одежде и даже в обуви. Знать носила тунику таларис с длинными узкими рукавами. А туника сенатора, например, имела на груди и спине широкую пурпурную полосу, туника всадника — две узких.

Полководец-победитель носил тунику, вышитую золотыми пальмовыми ветвями, а поверх нее пурпурный плащ полудаментум (рис. 11.55). Это была исключительно дорогая, даже драгоценная одежда (цв. вкл., рис. 18), так как краситель пурпур и шелк с одноименным названием были необычайно дорогими, продавались на вес золота. Они имели очень богатую гамму оттенков; наиболее красивым считался фиолетово-красный. Нижняя, нательная туника-интима не имела знаков различия.

Верхней одеждой была тога (рис. 11.56; см. рис. 11.53). После завоевания Греции в Риме стали носить также и гиматий. Однако тога была излюбленным одеянием римлян. Способы ее драпирования были строго канонизированы, хотя и многообразны, а кусок ткани был не прямоугольным, а эллипсовидным или овальным, что и способствовало образованию каскада изысканных, плавных, полукруглых, ниспадающих складок. Конец тоги перебрасывался через левую руку и висел отвесно.

Рис. II.56. Варианты драпирования тоги

Красиво задрапированная, белоснежная тога придавала царственность ее владельцу. Она превратилась в национальную одежду римлян, приобрела церемониальный характер, придавала мужскому облику торжественность, символизировала зрелость. Молодой человек надевал ее в торжественной обстановке, и это означало, что он получил права римского гражданина.

Размеры тоги были различными. В период Империи чаще всего ткали тогу размером 5,6 х 2 м. Тога была не сшивной, а ткалась цельным куском.
Иностранцы, изгнанники и рабы не имели права носить тогу. В отделке тоги были знаки социального различия. Например, высокие должностные лица носили тогу с пурпурной полосой. Драпировать тогу было очень трудно. Обычно римлянину помогали это делать раб или жена. При классическом варианте драпированной тоги получались две красивые овальные повторяющие друг друга драпировки — синус и расположенная выше умбо (рис. 11.57).

Рис. 11.57. Классический способ драпирования тоги. Рис. 11.58. Далматик и пенула. Рис. 11.59. Туника и палла

Другими видами верхней мужской одежды были плащи из прямоугольных и полукруглых кусков ткани. Наиболее популярными из них считались полудаментум — широкий, длинный, полукруглый плащ и хламида из небольшого прямоугольного куска ткани, который скреплялся не на плече, как у греков, а на середине груди под шеей (и лишь иногда на плече). Носили также лацерну — плащ типа хламиды, но из более дорогой ткани, затканной золотом и серебром.

В позднем Риме тунику сменил далматик (далматика) из тяжелого плотного шелка или другой ткани — длинное глухое полуоблегающее платье с длинными цельнокроеными рукавами, а вместо тоги стали носить различные варианты пенулы (рис. 11.58) — накидки косого кроя с отверстием для головы, с капюшоном или без него. Пенула издавна существовала в Риме как одежда пастухов. Ее надевали также, отправляясь в путешествие. В позднем Риме пенула стала популярной верхней одеждой широких слоев населения. Носили ее обычно неподпоясанной.

Читайте также:  Иван сергеевич носков врач

Женская одежда. Женщины носили на теле тунику-интиму, на которую надевали тунику с плиссированной или сборчатой оборкой инститой по краю подола. Такая верхняя туника называлась стола (цв. вкл., рис. 19). Она была без рукавов либо имела короткие рукава в том случае, когда интима имела длинные рукава. Если надевалась интима без рукавов, то стола была с длинными рукавами. Сверху надевалась накидка палла из прямоугольного куска ткани, несшая такие же функции, как тога у мужчин, однако имевшая меньшие размеры и драпировавшаяся по-другому. Общим было то, что, как и в тоге, край паллы набрасывался на голову (рис. 11.59).

Римлянки носили также такой вид белья, как строфиум, маммиларе (род бюстгальтера), с помощью которого как бы уплощали грудь, так как маленькая грудь считалась красивой.

В позднем Риме стола стала свободной и глухой, с широкими рукавами и без оборки по низу. Под нее надевалась более узкая туника с узкими длинными рукавами, а поверх — пенула с капюшоном, сменившая паллу, либо мафорий (покрывало, платок).

Дорогие и очень декоративные шелка, обилие украшений и драгоценностей, обязательное ношение обуви — все это говорило о богатстве и пресыщенности Рима.

Рис. 11.60. Обувь Древнего Рима

Обувь. Ношение обуви в Риме было распространено. Она, как и одежда, отражала социальное положение ее владельца. Существовала обувь консулов (рис. 11.60, а), сенаторов (рис. 11.60, б), обувь для посещения сената (рис. 11.60, в), обувь для воинов (рис. 11.60, г) — каллига, а также различные варианты сандалий (рис. 11.60, Д).

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Основные типы головных уборов были позаимствованы римлянами у греков. Так же как и греки, римляне редко надевали их. Это были шляпы и шапки из фетра, кожи, соломы, волокон растений. Жрецы полностью покрывали головы. Довольно часто женщины набрасывали на голову край паллы (см. рис. 11.59), так же как и мужчины накрывали голову краем тоги (рис. 11.61). Головы победителей украшали венками из дуба, лавра (рис. 11.62), мирта, плюща, фиалок и искусственных цветов, а также из золота. Воины носили шлемы из кожи или металла.

Мужские прически представляли собой стрижки из недлинных и легко подвитых волос с челкой на лбу (рис. 11.63; см. рис. 11.61). До зрелого возраста мужчины брили лица. В период Империи прически делались из завитых волос. Примером может служить прическа Каракаллы (рис. 11.64). Рабы — тонсорес — выполняли разные прически, в том числе горячую завивку и холодную укладку.

Рис. II.61. Toгa, наброшенная на голову. Рис. П.62. Венок на голове победителя. Рис. 11.63. Прическа из недлинных слегка завитых волос. Рис. П.64. Прическа Каракаллы. Рис, П.65. Прическа с диадемой и валиком на каркасе. Рис. 11.66. Прическа с завивкой волнами. Рис, П.67. Прическа с нодусом. Рис. 11.68. Разновидность прически с валиком. Рис. 11.69. Высокие прически на каркасе

Женские прически выполнялись из длинных волос и первоначально напоминали греческие. Лента витта на голове означала, что женщина — матрона, хозяйка дома. Гетеры не имели права носить витту.

Было два вида женских причесок: с плетениями из кос (рис. П.65) и с завивкой волнами (рис. 11.66). Прическа Ливии (жены Августа) имела валик надо лбом — нодус (рис. 11.67). Были и другие прически с валиком (рис. 11.68). Прически постепенно увеличивались в высоту, при этом использовались проволочные каркасы (рис. 11.69, см. рис. 11.65) и накладные волосы. Очень ценились светлые волосы.

В богатых римских домах любили украшения. Мужчин украшали перстни, пряжки, детей аристократов — круглые медальоны-буллы. Богатые римлянки носили много украшений, особенно на голове. Это были сеточки из золотых нитей, булавки, гребни, шпильки из золота, серебра и ценных пород дерева с инкрустацией из полудрагоценных камней, диадемы с чеканкой и др. (цв. вкл., рис. 20). Кольца носили по нескольку на каждом пальце.
Бани — термы — были местом, где римлян обслуживали рабы (тонсорос и косметы), которые делали массаж, втирали в кожу различные ароматические масла. Каждая богатая патрицианка имела ларец «женский мир» с полным набором косметики. Женщины белились и румянились (с помощью охры и дрожжей), подводили глаза и брови сажей, пользовались средствами от морщин, а также пахучими мазями, например телиумом из цедры апельсина и оливкового масла.

Связь костюма с архитектурой. Для костюма и архитектуры характерна общность подхода к трактовке образа: пышность, роскошь, помпезность, церемониальность. Пышность одежды соответствует роскоши, торжественности, парадности архитектурных сооружений. Это было созвучно мировоззрению и характеру людей, живших в пресыщенном и богатом Риме.

Источник

«Гай, мне нечего надеть» или женская мода Древнего Рима

Современная мода предлагает самые разные виды одежды и варианты её ношения. Но как с этим обстояло две тысячи лет назад? И во что же одевались римлянки в то время?

Начать стоит с оговорки: римляне всегда старались удивить сограждан своим внешним видом. В свое время Луций Сенека жаловался, что мужчины позволяют себе одеваться в женские одежды, даже непристойные. Пройдемся по ним подробнее.

Начать стоит с самого простого, а именно— Strophium и Subligaculum. Сублигакулум — вид нижнего белья в древнем Риме, своего рода набедренная повязка. Эта повязка делалась из кожи и на одной из сторон закреплялась завязками, другая сторона была сшита. Сублигакулум больше всего похож на современные бикини. Грудь и бёдра римлянки бинтовали, а, занимаясь спортом, надевали кожаные набедренные и нагрудные повязки — строфиум и мамилларе , прототипы современного бюстгальтера.

Нагрудная повязка была обычным, если не обязательным, предметом в женском нижнем белье. В принципе, это была адаптированная римлянами греческая льняная лента — аподесма . Римляне считали чрезмерно большие размеры груди комичными или характерными для стареющих и непривлекательных женщин. Поэтому строфиум не просто закрывал женские прелести, но и сдавливал их. Таким образом, женщины скрывали слишком большие или отвисшие груди.

Исследования артефактов и эксперименты показывают, что полосы приходилось несколько раз обматывать вокруг груди, в основном, чтобы сгладить большую и увеличить маленькую грудь. Иногда даже в самых откровенных римских фресках грудь покрыта строфиумом . Разумеется, трудно понять, почему автор предпочел такое изображение. Что странно, подобного рода фрески встречаются в лупанариях (публичных домах). Другие примитивные аналоги бюстгальтера встречаются ранее на настенных росписях, сохранившихся в печально известных Помпеях.

Читайте также:  Жилеты вязаные крючком оригинальные для женщин

Еще один интересный факт связан с Феодорой, византийской императрицей VI века, прежде бывшей актрисой. Современники сообщают, что та выступала в похожем белье, прежде чем завладеть сердцем императора Юстиниана I.

Теперь давайте рассмотрим тунику . Куда же в Рим, да без туники, мы же не варвары? Но рассмотрим мы именно женскую версию. Вообще, рубахоподобная tunica (аналог греческого хитона ) использовалась римлянами как домашняя одежда на каждый день. Тунику шили из двух полотнищ так, чтобы она закрывала оба плеча. Надевали ее через голову, просовывая руки в боковые проймы — рукавов у туники поначалу не было. Позднее, когда рукава таки появились, их долго считали признаком щегольства и изнеженности.

Как и любая античная одежда туника не имела воротника. Для удобства ношения длинных туник (до колена) их подпоясывали. Эта одежда в среде римского общества имела некоторый символизм. Длина, наличие полос, а также их ширина и орнамент — всё это указывало на статус носителя. Римские сенаторы, например, использовали Laticlavus с широкими фиолетовыми полосами, в то время как эквиты (сословие всадников) — Angusticlavia , с более узкими полосами.

Хотя туника не предназначалась для женщин, она была частью их римского костюма. Это была основная одежда, которая носилась под столой, паллой или тогой. Впрочем, носить её можно было и без них. Кроме того, дама могла носить или не носить какую-то форму нижнего белья под ней.

Изначально туника была шерстяной и продолжала бы быть шерстяной для тех, кто не мог позволить себе более роскошные волокна. Римская туника была перенята от греков в 3 веке до н.э. Носить её могли как граждане, так и неграждане. В целом, это была по-настоящему народная одежда.

Перейдем к более статусным вещам — Stola . Стола была длинным плиссированным платьем, надетым на нижнее белье, называемое tunica intima . Хотя стола была без рукавов, ее версии могли иметь короткие или длинные рукава. Эти рукава могут принадлежать самой столе или быть частью туники. Традиционная безрукавная стола закреплялась застежками на плечах, называемыми фибулами.

Стола, как правило, была покрыта лентами и имела 2 пояса. Первый носили чуть ниже груди, создавая множество складок. Второй и более широкий пояс носили вокруг талии. Столы, как правило, делались из льняных или шерстяных тканей. Более богатые женщины носили столу из шелка.

Состоятельная дама могла добавить к своей столе limbus . Он представлял собой отдельный кусок ткани со множеством складок, который вшивался в подол столы, создавая видимость нижнего платья. Такое украшение создавало иллюзию многослойности, демонстрируя богатство и статус уважаемой римской матроны, хранительницы семейного очага.

Цвета римляне разделяли на «мужские» и «женские». Наиболее подходящими для женщин считались различные оттенки коричневого , жёлтого , и зелёного цветов. Напротив, если мужчина одевался в желтое или зелёное, это давало повод окружающим заподозрить его в гомосексуальных наклонностях.

Столы окрашивали в различные цвета: красный, желтый и синий. Декольте и подол старались украсить. Для простолюдинок это была простая цветная полоса или рисунок. Более богатые гражданки Рима дополняли одежду различными деталями и украшениями.

Впрочем, всё тот же римский философ Луций Сенека считал, что стола не должна сильно выделяться: « матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины » (Sen. nat. quaest. VII. 31).

Хотя стола это римская одежда, её корни также уходят в Древнюю Грецию. Она была одним из главных образцов моды в Древнем Риме, начиная с раннего Res Publica Romana и заканчивая Римской и Византийской империями, вплоть до 1-го тысячелетия.

Еще один интересный факт: ныне самым известным носителем столы является статуя Свободы в Нью-Йорке.

Ну и последняя у нас на очереди — Palla . Палла представляла собой плетеный прямоугольник из шерсти, который римская матрона надевала на Столу, когда выходила на улицу. То была традиционная древнеримская мантия, скрепленная брошами, которую носили женщины. В сущности, палла — это единый кусок материи, накинутый через плечи и обернутый вокруг тела или головы.

У мужчин примерным аналогом такой одежды выступал паллий. И если он пришел на смену тоге, то женская палла пришла на смену столе, примерно во II веке н.э. Популярность её объясняется простотой ношения, ведь это не тога, для надевания которой вам нужны рабы.

Если приводить аналоги из современности, то она схожа с шалью. Палла могла иметь разные цвета, в том числе синий, зеленый и желтый, обрамляться золотом и украшениями. Палла, как и тога ткалась целиком, а не сшивалась.

Изначально женщины тоже носили тоги. Однако после II века до н. э. тога стала одеждой исключительно для мужчин, и римлянкам стало носить её неприлично: ношение мужской одежды женщинами ассоциировалось с проституцией и прелюбодеянием.

Лучшие друзья девушек — это margaritae.

Что касается украшений, то с ними у римлян все было строго, но неоднозначно. Мало того, что роскошь осуждалась моралистами, вводились целые законы против оной! Но римских дам это не сильно смущало. Не удивительно, ведь это самый простой способ продемонстрировать статус свой и мужа.

Женщины использовали самые разные виды украшений из серебра, золота, бронзы и даже стекла: диадемы , кольца , золоченые ленты , вплетавшиеся в волосы. Привычные ныне серьги временами вдевали по несколько штук сразу.

В ходу были и ожерелья с кулонами или без, браслеты, в том числе и надевавшиеся на плечо ( spintera ). Плиний упоминает так же цепочки на бёдра. Кроме того, застежки для одежды могли сами по себе являться украшениями.

Не обходилось и без драгоценных камней: изумрудов, сапфиров, гранатов и алмазов (бриллиантов в Древнем Риме не знали). А в правление императора Августа в моду вошел и жемчуг (margaritae), который в больших количествах привозился с Римского Востока. Жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой состоятельной женщины. И говоря о любви к украшениям, стоит заметить, что даже рабыни носили имитации драгоценных камней (например, изумрудов) или украшения из дешёвого цветного стекла.

Читайте также:  Юбка переднего бампера фф3

Такой был мир античной моды. Даже в древности окружение диктовало всё новые правила не самой экстравагантной римской моде, с историей которой интересно знакомиться и в наше время.

Источник

Одежда древнего Рима

Содержание:

Древний Рим, Римская империя – один из интереснейших периодов античной истории, да и в целом истории, ведь именно Рим во многом повлиял на дальнейшее развитие общеевропейской культуры и цивилизации. Поэтому особенно интересно исследовать о том, какой была жизнь в древнем Риме, и в частности, какую одежды носили римские граждане. Этой интересной теме и посвящена наша статья.

Прежде всего, нужно заметить, что за несколько веков существования древнеримского общества менялась и стилистика римской одежды и ее величество мода. Ведь было бы наивно думать, что на протяжении нескольких веков римские модники пользовались одной и той же одеждой, мы ведь не носим платья наших бабушек, хотя, разумеется, какие-то элементы древнеримской одежды оставались неизменными на протяжении веков. Изначально на крой и стилистику римской одежды оказала влияние мода древней Греции, но позднее римская одежда значительно трансформировалась и приобрела иной облик. На эту трансформацию повлияли и военизированный характер римского государства, и тесное соприкосновение с другими народами, к примеру, теми же кельтами.

Одежда римлян в древнем Риме изготавливалась из овечьей шерсти, льна, шелка, который привозили по шелковому пути из далекого Китая. Благодаря этим материалам для одежды создавались туники и тоги, напоминающие греческие, драпированные, с множеством складок. Позднее большую популярность приобрели плотные ткани, изменявшие силуэт и крой одежды. Менялись и цвета одежды, часто принято изображать римлян в туниках и тогах белого цвета, и он был действительно популярный в ранний период римской истории, но со временем в повседневной жизни римлян все больше стали преобладать яркие и сочные цвета. Белый цвет же стал торжественным, и облачались в него лишь по праздникам.

Интересный факт: в поздний римский период большой популярностью стала пользоваться одежда с разнообразными вышивками со сложными геометрическими узорами, правда позволить такую одежду могли лишь состоятельные люди.

Верхняя одежда в древнем Риме

Именно верхняя одежда в ту далекую эпоху много могла рассказать о своем владельце, о его социальном статусе и этнической принадлежности. Повседневной верхней одеждой римских мужчин была тога из овечьей шерсти, но носить ее имели право лишь граждане Рима. Тога пурпурного цвета символизировала победу, тога серого или черного цвета была знаком траура. Особые тоги существовали для священнослужителей, кандидатов на государственные должности и для несовершеннолетних юношей.

Что же представляет собой римская тога. Это кусок материи полукруглой формы, которая оборачивается вокруг тела через левое плечо. Для ежедневного ношения тога была не совсем удобной, поэтому со временем ее стали одевать лишь для разных торжественных событий (допускаем, что для некоторых римских мужчин тога была столь же нелюбимой как костюм с галстуком для некоторых мужчин современных).

В повседневной жизни римские мужчины вместо тоги с большей охотой носили теплый плащ из плотной ткани, который одевался через голову, этот плащ называли пенулой. Любопытно, что часто пенула обладала и капюшоном, которым в случае непогоды можно было прикрыть голову. В частности это была любимая одежда у римских солдат.

Интересный факт: у соседей-кельтов римские мужчины приобрели обычай носить штаны, в которых (в отличие от туник и тог) было удобно ездить на коне, да и вообще было удобно (как видим, штаны в качестве элемента одежды не утратили своей популярности и по сегодняшний день). Хотя штаны не сразу вошли в обиход в римском обществе, так как считались варварской одеждой, поначалу их носили лишь римские легионеры, оценившие большое их удобство.

Что же касается римских женщин, то они в качестве верхней одежды носили плащ палла, который спускался до самых лодыжек. Причем спускалась, как свободно, так и закреплялась поясом на талии.

Мужская одежда в древнем Риме

Одежда мужчин в древнем Риме состояла из туник различных покроев. Туники эти сильно напоминали греческие, изготавливались они изо льна либо шерсти. По длине они доходили до колен. Одевались туники через голову и своим видом представляли просторные рубахи, которые подпоясывались на талии.

Облик и цвет туники зависел от социального положения владельца. У крестьян, простолюдинов они были простые, черного или коричневого цвета. В то время как знатные римские патриции облачались в туники белого цвета, которые дополнительно украшали вышивками, драгоценными застежками, инкрустировали драгоценными камнями. По виду туники можно было сказать, кто стоит перед тобой, полководец или сенатор, рядовой солдат или жрец.

Также мужские туники делались без рукавов, которые считались признаком изнеженности. А некоторые римские юноши, желая шокировать публику своими эпатажными выходками порой появлялись на улице в женском варианте туники с рукавами.

Женская одежда в древнем Риме

Сперва ежедневной женской одеждой римлянок была более длинная женская туника с рукавами. Затем ей на замену пришла более широкая туника с множеством складок и короткими рукавами. Доходила такая туника до ступней, на талии же она скреплялась поясом. К слову вполне возможно что такой привычные в наше время женский халат появился тоже благодаря римской тунике.

Основу женской одежды римлянок составляли изящные драпировки, спускавшиеся вниз. Одежда женщин в древнем Риме имела разнообразную цветовую гамму, которая отличалась яркостью и насыщенностью. К примеру, одежда римской невесты представляла собой длинную тунику ярко-красного цвета, на голову дополнительно одевалось оранжевое покрывало. В повседневной жизни женщины носили туники золотистых, голубых, зеленых и серых цветов.

В качестве нижнего белья использовалась нижняя туника с набедренной повязкой, на нее уже одевалась верхняя туника, а затем плащ палла.

Обувь в древнем Риме

Главной обувью римлян были сандалии и башмаки из мягкой кожи. Порой они украшались вышивкой и металлическими деталями.

Какой была одежда в древнем Риме, что носили римские мужчины и женщины. Ответы на эти вопросы читайте в нашей статье.

Источник