Меню

При аварийной посадке самолета необходимо надеть спасательный жилет



Действия пассажиров при аварийной посадке самолета

Аварийная посадка самолета несет большой риск для пассажиров. Но его можно существенно снизить, если знать и следовать несложным правилам. Они касаются подготовки к полету, поведения пассажира во время вынужденной посадки и после нее. Важно доверять экипажу — они постараются сделать все, чтобы избежать травм и потерь.

Что делать при аварийной посадке

Подготовка к полету должна начаться еще с выбора одежды — надевайте рубашки или кофты с длинными рукавами из натуральных материалов, длинные брюки. Обувь стоит выбирать закрытую на низком каблуке. Также внимательно слушайте инструктаж бортпроводников перед полетом.

Во время

Пассажирам при аварийной посадке самолета нужно действовать по указаниям экипажа. Если лайнер снижается быстро, а пилот предупредил об экстренном приземлении, необходимо сделать следующее:

  1. поставить спинку кресла вертикально, закрыть столик на спинке переднего сиденья, все вещи убрать под кресло;
  2. не загромождать проходы;
  3. снять очки, наушники, заколки для волос, зубные протезы — все предметы, о которые можно пораниться;
  4. снять галстук, цепочки, другие украшения;
  5. затянуть шнурки на обуви;
  6. как можно туже затянуть ремень безопасности, мягкие вещи положить на колени;
  7. по команде о посадке наклонить корпус вперед, прикрыть голову руками;
  8. оставаться в таком положении до полной остановки.

Только после указаний бортпроводников нужно организованно пройти к ближайшему аварийному выходу.

Выход из самолета

Не надо вскакивать со своего места и выбегать в проход — толкучка не ускорит, а только замедлит выход.

К каждой двери крепится надувной трап, который надувается автоматически при приземлении на сушу. Как только предыдущий пассажир съехал по трапу и отошел в сторону, нужно не задерживаясь покинуть авиалайнер.

На трап нельзя вставать ногами и садиться на корточки — нужно вытянуть ноги вперед и съезжать так, как дети едут с горки. После спуска отойдите в сторону, чтобы освободить место для следующего человека.

Для тех случаев, когда трап не раскрылся или не достает до земли, в каждой двери есть толстый канат с навязанными узлами, по которому можно спуститься вниз. По возможности предлагайте свою помощь тем, кто плохо себя чувствует.

После

Выбравшись из самолета, следует немедленно отойти от него на расстояние 100-200 метров, пока не пройдет угроза возгорания и пожара. После этого через громкоговорители экипаж позовет пассажиров обратно к лайнеру. Лучше оставаться рядом с ним, поскольку спасатели будут ориентироваться по радиомаяку бортовой системы.

Необходимо выполнять все распоряжения командира авиалайнера и бортпроводников — они направлены на выживание и скорейшее спасение пассажиров.

Посадка на воду

В случае посадки на воду, даже если корпус самолета не поврежден, он начнет тонуть приблизительно через полчаса. Этого достаточно, чтобы организованно и без паники покинуть кабину.

Перед посадкой нужно надеть спасательный жилет, который находится под каждым пассажирским сиденьем. Надувать его можно только после выхода из лайнера — в противном случае жилет будет мешать пройти в дверь. В салоне на полках рядом с выходами лежат спасательные плоты. Они сами надуваются при попадании в воду.

Если на каком-то плоту нет свободных мест, команда направит пассажира к другому выходу. Когда все займут свои места на плоту, нужно отплыть от самолета на расстояние 50-100 метров, чтобы не попасть в водоворот от тонущего лайнера.

Надувные лодки следует сцепить вместе и не покидать место крушения. Исключение может быть только одно — если берег находится совсем близко и нет большого прибоя.

Общие правила безопасности

Основное правило полета — поясной ремень должен быть застегнут все время полета, пока пассажир находится в кресле. Это защитит при попадании самолета в зону турбулентности, когда начинается сильная тряска.

При разгерметизации

В случае разгерметизации салона авиалайнера давление воздуха в нем падает и кислорода становится недостаточно для нормального дыхания. В такой ситуации срабатывает автоматическая система безопасности — перед каждым креслом выпадает кислородная маска. Чтобы не потерять сознание ее нужно немедленно надеть, зафиксировав резинкой на затылке.

Не следует держать маску рукой — при толчке она может выпасть. Запомните, что сначала ее нужно надеть на себя и только потом помочь детям и соседям.

Кислород подается в маску в течение 15 минут. За это время пилот успеет снизиться до высоты, на которой можно свободно дышать.

При пожаре

Во время инструктажа перед полетом обратите внимание, где находится ближайший аварийный выход. Посчитайте, через какое количество рядов от выбранного сиденья он находится. Это поможет пройти к аварийному выходу, даже если салон будет задымлен, а освещение откажет.

При появлении дыма автоматика также выбрасывает из потолочных люков кислородные маски, которые каждому нужно немедленно надеть.

Необходимо снять с себя всю синтетическую одежу, потому что она легко загорается. Если с собой есть верхняя одежда — наденьте ее, плотно застегнитесь. Волосы прикройте капюшоном или шапкой.

Чтобы снизить риск отравления продуктами горения, при выходе из самолета нужно смочить кусок ткани водой и дышать через него. Если задымление слишком сильное, опуститесь на четвереньки и в таком положении двигайтесь к ближайшему аварийному выходу.

Нельзя самостоятельно открывать двери — это может увеличить тягу и пожар разгорится сильнее. Поэтому всегда следуйте указаниям команды. После выхода из самолета необходимо быстро отойти от него на безопасное расстояние до окончания пожара.

Аварийная посадка всегда вызывает страх. Однако, если следовать перечисленным рекомендациям, шанс сохранить жизнь и здоровье значительно возрастает. Главное — не поддаваться панике и слушать то, что говорит экипаж. Только организованные и продуманные действия пассажиров при аварийной посадке самолета минимизируют риск травмирования и других последствий.

Источник

При аварийной посадке самолета необходимо надеть спасательный жилет

Авиационное происшествие — событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений.

Авиационное происшествие — событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений.

Авиационные происшествия подразделяют на летные и наземные.

Под летным происшествием понимают событие, связанное с выполнением экипажем полетного задания и повлекшее за собой последствия различной степени тяжести для находившихся на борту воздушного судна людей (травмирование или гибель) или самого воздушного судна (повреждение или разрушение).

Наземным происшествием считается авиационное происшествие, имевшее место до или после полета.

В зависимости от последствий для пассажиров, экипажа и воздушного судна летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.

Поломка — авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

Авария — авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически и экономически невозможно нецелесообразно,

Катастрофа авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 сут с момента происшествия.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.

Читайте также:  Выбираем фату под платье

Действия пассажиров в случае аварии при взлете и посадке:

  • Спинку кресла приведите в вертикальное положение;
  • Снимите очки, обувь на высоких каблуках, ослабьте галстук, расстегните воротник, выньте из карманов острые предметы;
  • Положите на колени мягкие вещи, подгоните ремень безопасности и застегните его;
  • Наклониться вперед, голову опустить вниз, руками упереться в спинку впереди стоящего кресла (при его отсутствии, руками обхватить колени и положить на них голову).

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации. Перед прыжком снять очки, обувь на высоких каблуках.

При декомпрессии , т.е. разряжении воздуха в салоне самолета в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике.

Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Действия авиапассажиров при пожаре:

  • Слушайте и выполняйте команды членов экипажа;
  • Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы т.д.;
  • Пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках;
  • Если проход блокирован, передвигайтесь поверх опущенных спинок самолетных кресел;
  • Оказавшись вне самолета, отойдите от него как можно дальше.

При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

Для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери, а также аварийные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжи. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной системы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках).

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше. Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут находиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

В одном случае самолет может коснуться водной поверхности очень плавно, в другом развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо четко действовать по команде командира экипажа или бортпроводницы.

Действия авиапассажиров при вынужденной (аварийной) посадке на воду:

  • Наденьте спасательный жилет и слегка надуйте его;
  • Возьмите с собой или наденьте теплую одежду;
  • Займите место на спасательном плоту.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные плоты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин. летом и 3 мин. зимой.

Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места погружения самолета. После этого расправить и бросить за борт плавучий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

Пожарная часть (профилактическая)

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение

«Пожарно-спасательный отряд имени князя А.Д. Львова

противопожарной службы СПб по Петродворцовому району СПб»

Источник

Что необходимо при аварийной посадке самолета

Авиакатастрофы случаются не очень часто. Шансы выжить при этом сильно зависят от причины, ее вызвавшей. Если действия экипажа координированы и четко следуют тому, чему их обучали, то тогда шансы резко повышаются. Многое зависит и от вас самих. Паниковать и плакать будет уже поздно. Нужно выполнять инструкции экипажа и постараться сохранять спокойствие.

В 1974 году самолет американской авиакомпании Pan American не смог сесть в аэропорту Паго Паго, на Самоа, из-за плохих погодных условий. Самолет рухнул в джунглях и на борту начался пожар. Выжить смогли только 5 человек. Они выполняли указания стюардесс, поэтому и остались в живых. Это подчеркивает важность знания своих действий при экстренной посадке самолета.

Общие действия

Самое простое — слушать внимательно перед полетом информацию, которую рассказывают стюардессы. Пассажиры обычно занимаются посторонними делами, когда они показывают, как пользоваться кислородными масками и спасательными жилетами. Это неправильно. В случае аварийной посадки самолета на воду или на землю эти сведения могут спасти вам жизнь.

Обязательно ознакомьтесь с инструкциями, которые вкладывают в каждый кармашек кресла пассажиров. Это не займет много времени, но поможет понять, как вести себя в случае катастрофы.

Статистика доказывает, что шансов выжить больше у тех пассажиров, кто выбирает большие самолеты, не маленькие. Согласитесь, что лучше лететь на Боинге, чем на стареньком кукурузнике.

Информация, которую рассказывают стюардессы перед полетом, может спасти вам жизнь!

Выбор места внутри салона тоже влияет на ваши шансы на выживание. Если самолет терпит крушение, то, в большинстве случаев, сначала разрушается передний отсек, а затем задний. Такое может случится и с хвостом, и с крылом. Самое главное — чтобы ваше кресло находилось в 5 рядах от аварийного выхода. Тогда вы сможете быстро выбраться из салона, если самолет совершил аварийную посадку.

80% всех катастроф проходит в первые три минуты после взлета и последние 8 минут перед посадкой. В эти периоды надо пристегнуть ремень и не спать. Если вы любите снимать обувь на время полета, то обязательно наденьте ее обратно.

Теперь рассмотрим, что нужно делать при разгерметизации салона/пожаре на борту/посадке на воду или на землю.

При декомпрессии

Первое, что вы услышите при разгерметизации кабины, это оглушительный рев. По салону начнут летать незакрепленные вещи. Все вокруг будет, как в тумане. Вы почувствуете боль и шум в ушах. Может заболеть живот.

Сразу одевайте кислородную маску, которая автоматически выпадет сверху. Даже если это кажется вам эгоистичным, но вначале вам нужно ее одеть, а потом уже помогать одевать их своим близким, даже детям. Нехватка кислорода — это очень опасно. Вы можете очень быстро потерять сознание. Поэтому лучше позаботиться о себе, а потом уже помогать окружающим.

Разгерметизация очень опасна, так как вызывает нехватку кислорода.

Вторым вашим действием должно быть закрепление ремня безопасности. Экипаж будет направлять терпящий бедствие самолет на посадку. Если катастрофа очень серьезная, то он будет попросту падать. Чтобы не выпасть из кресла, нужно застегнуть ремень.

При пожаре в салоне

Практически каждая пятая авиакатастрофа сопровождается пожаром на борту. Если такое произойдет, то снимите синтетическую одежду (колготки и т.д.). Она легко плавится. Вещи из материалов, которые плохо горят, лучше наоборот надеть.

Накиньте сверху плед или одеяло, если они есть под рукой. Дыхательные пути рекомендуется защитить с помощью смоченной в какой-либо жидкости тряпкой. Передвигаться по салону лучше на четвереньках.

Ползите через разбросанные по полу предметы или через кресла. Если за аварийным люком виден огонь или идет дым, то не открывайте их. Не теряйте надежду! И старайтесь выбраться из самолета. Помогайте другим людям.

При посадке на воду или землю

Если посмотреть видео аварийных посадок пассажирских самолетов, то можно заметить, что именно паника и путаные действия губят пассажиров.

Внимательно слушайте инструкции экипажа и выполняйте их. Пристегните ремни и опустите голову на уровень колен. Закройте ее ладонями или сцепленными сверху руками. Под живот подложите плед или сумку. Колени уприте в спинку кресла, расположенного впереди.

Снимите все металлические предметы с себя. Иначе медикам потом придется выковыривать их из вашего тела. Шарфы или платки тоже лучше снять. Зацепившись за что-нибудь, они могут вас задушить.

Читайте также:  Семейные наборы махровых халатов

При аварийной посадке самолета необходимо оставаться на своем месте, пока он не остановится.

Все люди устремятся к выходам, через которые и входили. Не торопитесь идти за ними. В давке вы можете получить серьезные травмы.

При аварийной посадке самолета постарайтесь не паниковать, а действовать, согласно указаниям экипажа.

В самолете предусмотрены надувные трапы, по которым пассажиры съезжают вниз. Есть еще канаты с узлами.

Надувной трап — это два баллона с натянутым между ними дном. Один его конец крепится внутри салона, а другой упирается в землю. Не держитесь за боковые шнуры, когда будете спускаться. Женщинам лучше снять туфли на высоких каблуках, чтобы не испортить трап. Спустившись, сразу отходите, чтобы не мешать другим пассажирам.

При посадке на воду наденьте спасательный жилет. Он находится под креслом, надевается через голову. Специальными ремнями он надежно крепится.

В салоне есть специальные плоты. Их нужно спустить на воду и сесть в них. Чтобы привлечь внимание спасателей, надо воспользоваться свистком или фонарем.

Источник

Что необходимо при аварийной посадке самолёта (видео)

Авиатранспорт считается самым безопасным, и большинство перелётов завершается удачно. Но иногда технические неполадки и другие причины приводят к аварийным ситуациям. Есть рекомендации для пассажиров, увеличивающие шансы на выживание в таких случаях.

Как происходит посадка

Для обычного пассажира полезно знать, как управляется это транспортное средство. Основным устройством вождения является штурвал. С помощью его можно произвести следующие действия:

  1. Если нужно поднять нос машины вверх, его тянут на себя.
  2. Когда действие имеет обратный ход, нос опускается. Именно это движение штурвалом важно при посадке самолета.
  3. Если повернуть устройство управления влево или вправо, соответственно, самолет накренится в соответствующую сторону.
  4. При нажатии на педали будет происходить поворот в одну или другую сторону. Это происходит благодаря тому, что изменяется положение закрылков.
  5. Педали как раз активно используются во время приземления, а также на взлете.

За скорость самолета при посадке и взлете, которая составляет около 250 километров в час, отвечают рычаги управления, с помощью которых регулируют параметры двигателей, направляя их в нужное русло.

В управлении воздушным транспортом в качестве основного используется именно штурвал.

Но вот в некоторых моделях Airbus (320, 321) штурвал заменяет специальный рычаг, расположенный с правой стороны кресла основного пилота и второго пилота. Такая схема позволяет более продуктивно и быстро использовать возможности по управлению машиной.

Помимо основных рычагов управления, в кабине летчиков также расположены очень важные для полета приборы:

  • Дисплей навигации.
  • Главный пилотажный прибор.
  • Управление автопилотом.
  • Управление траекторией движения самолета (глиссада).

Даже если возникают ситуации, когда, как говорится, страшно становится, эти устройства помогают разобраться и принять верное решение. Они именно и способствуют тому, чтобы даже в необычных ситуациях можно было оперативно найти выход.

О требованиях к аварийно-спасательному обеспечению

Анализ происшествий с гражданскими самолетами показывает, что 80% аварий и катастроф происходят на этапе взлета и посадки. Исследования динамики разрушения самолетов при авариях свидетельствуют о том, что к жертвам при авиационных происшествиях являются силы, действующие при ударе о землю, и пожар.

Поэтому с одной стороны при конструировании и создании воздушных судов (ВС) предусматриваются меры по безопасности их конструкции и для этого существуют различные нормы годности ВС, а с другой на аэродроме должны быть организованы соответствующие меры по аварийно-спасательному обеспечению.

Эффективность борьбы с авиационным пожаром и спасение людей, находящихся на борту, зависят от того, насколько быстро начнется массированная атака огня. Это обусловлено скоротечностью развития пожара на самолете и высокой температурой в зоне горения. Так, при пожаре разлитого топлива под фюзеляжем самолета уже через 2-3 минуты устоявшегося горения, а зачастую и раньше, происходит прогорание обшивки фюзеляжа и распространение пожара внутрь пассажирского салона, кабины экипажа и других помещений самолета. Анализ происшествий и огневые испытания, которые проводились во времена СССР, показали, что уже через 2-3 мин после возникновения открытого пламени внутри пассажирского салона содержание кислорода в салоне снижается до 5-6%, а концентрация токсичных веществ достигает смертельно опасных уровней, что является смертельным для человека.

Именно по этой причине нормами годности самолетов установлено требование, согласно которому все люди должны эвакуироваться из самолета по аварийным надувным трапам и другим бортовым средствам спасения через выходы только по одному борту за время не более 90 с.

Экспертами ИКАО еще в 80-х годах был проведен анализ и установлено, что из всех происшествий, происходящих при взлете или посадке, примерно половина происходит на ВПП, около 30 % на удаление до 1000 м от торца полосы и не более 30 м от ее осевой линии. Остальные 20% на удалении до 150 м. от осевой линии ВПП.

Поэтому и ИКАО и в СССР всегда было требование, чтобы время развертывания пожарно-спасательных расчетов на конце каждой ВПП не превышало 3-4 минут.

Суть всех требований к аварийно-спасательному обеспечению сводится к тому, чтобы на каждом аэродроме в зависимости от размеров и частоты движений ВС был обеспечен нормативный запас огнетушащих веществ, который должны быть доставлен на пожарных автомобилях к месту авиационного происшествия и применен для тушения пожара с надлежащей интенсивностью в установленное время.

То есть, чем больше самолет садится или взлетает с аэродрома, тем больше на нем топлива и значит больше должно быть огнетушащих веществ и с большей интенсивностью их нужно подавать в очаг пожара.

Что делать при аварийной посадке

Подготовка к полету должна начаться еще с выбора одежды — надевайте рубашки или кофты с длинными рукавами из натуральных материалов, длинные брюки. Обувь стоит выбирать закрытую на низком каблуке. Также внимательно слушайте инструктаж бортпроводников перед полетом.

Во время

Пассажирам при аварийной посадке самолета нужно действовать по указаниям экипажа. Если лайнер снижается быстро, а пилот предупредил об экстренном приземлении, необходимо сделать следующее:

  1. поставить спинку кресла вертикально, закрыть столик на спинке переднего сиденья, все вещи убрать под кресло;
  2. не загромождать проходы;
  3. снять очки, наушники, заколки для волос, зубные протезы — все предметы, о которые можно пораниться;
  4. снять галстук, цепочки, другие украшения;
  5. затянуть шнурки на обуви;
  6. как можно туже затянуть ремень безопасности, мягкие вещи положить на колени;
  7. по команде о посадке наклонить корпус вперед, прикрыть голову руками;
  8. оставаться в таком положении до полной остановки.

Только после указаний бортпроводников нужно организованно пройти к ближайшему аварийному выходу.

Выход из самолета

Не надо вскакивать со своего места и выбегать в проход — толкучка не ускорит, а только замедлит выход.

К каждой двери крепится надувной трап, который надувается автоматически при приземлении на сушу. Как только предыдущий пассажир съехал по трапу и отошел в сторону, нужно не задерживаясь покинуть авиалайнер.

На трап нельзя вставать ногами и садиться на корточки — нужно вытянуть ноги вперед и съезжать так, как дети едут с горки. После спуска отойдите в сторону, чтобы освободить место для следующего человека.

Для тех случаев, когда трап не раскрылся или не достает до земли, в каждой двери есть толстый канат с навязанными узлами, по которому можно спуститься вниз. По возможности предлагайте свою помощь тем, кто плохо себя чувствует.

После

Выбравшись из самолета, следует немедленно отойти от него на расстояние 100-200 метров, пока не пройдет угроза возгорания и пожара. После этого через громкоговорители экипаж позовет пассажиров обратно к лайнеру. Лучше оставаться рядом с ним, поскольку спасатели будут ориентироваться по радиомаяку бортовой системы.

Читайте также:  Какие бывают юбки трапеции

Необходимо выполнять все распоряжения командира авиалайнера и бортпроводников — они направлены на выживание и скорейшее спасение пассажиров.

Почему этим занимается не МЧС России

Не смотря на то, что по телевизору почти всегда все, что связано со спасением пассажиров и экипажей самолетов ассоциируется с МЧС, есть несколько причин, почему этим занимается не МЧС России.

На первом месте организационо-финансовые причины

МЧС России это государственная структура, которая финансируется из бюджетов всех уровней. Основная задача государственной противопожарной службы МЧС России — тушение пожаров и спасение людей в зданиях и сооружениях. Эксплуатант аэродрома — это коммерческая структура, которая осуществляет коммерческую деятельность и должна самостоятельно обеспечивать безопасность своих процессов. Государством (Минтрансом России) установлено, что аэропорты для обеспечения основных своих видов деятельности взимают плату – сборы за взлет-посадку ВС, и эта плата идет в том числе на аварийно-спасательное обеспечение. Так как аэропорты почти всегда являются монополиями, эту ставку для них утверждает ФАС России, но как распоряжаться этими средствами решает оператор аэродрома. В любом случае – каждый пассажир, покупая билет и оплачивая аэропортовые сборы, платит в том числе и за свое спасение в случае аварии.

Вторая причина – техническая

Несмотря на то, что пожарные спасатели аэропорта внешне похожи на пожарных МЧС России, а пожарные машины внешне мало чем отличаются, это принципиально разные машины. У МЧС России машины должны позволять передвигаться по городским улицам, размещаться во дворах и основная задача пожарных найти источник воды и обеспечить ее непрерывную подачу к пожару. Действия пожарных направлены на поиск очага пожара, а также на поиск и спасение людей из горящих зданий.

На аэродроме при авиационном происшествии очаг пожара искать не нужно,а нужно молниеносно его подавить. Аэродромные пожарные автомобили должны обладать иными характеристиками, такими как проходимость и возможность везти большое количество воды с большой скоростью. Современные иностранные аэродромные пожарные машины уже не похожи на городские, это скоростные вездеходы, которые имеют габариты больше, чем разрешено использовать на дорогах общего пользования.

И третья причина – это мировая практика

Требования ИКАО предписывают именно администрациям аэропортов обеспечивать на аэродроме службы спасения и борьбы с пожаром, а государственные службы привлекать в качестве вспомогательных.

Аварийная посадка самолета

Бывают ситуации, когда самолет терпит бедствие и вынужден делать аварийную посадку, чтобы избежать катастрофы. Надо быть готовым к этому и перед полетом внимательно слушать, что говорит бортпроводник, когда показывает, как надевать спасательный жилет или кислородную маску.

Как вести себя при аварийной посадке

При выборе места надо быть как можно ближе к аварийному выходу, не менее чем за пять рядов. И следует знать, как себя вести в различных аварийных ситуациях.

  1. При разгерметизации воздушного судна, когда воздушные потоки устремляются в салон, первым делом необходимо надеть маску, а затем помогать окружающим. В ином случае может наступить кислородное голодание и потеря сознания. Тогда уж точно помощи никому не окажешь. И обязательно пристегнуть ремень к креслу.
  2. Во время пожара в салоне, который нередко возникает при аварийной посадке, происходит задымление. Надо накинуть на себя плед, прижать к носу платок, смоченный в воде и на четвереньках пробираться к аварийному люку.
  3. При посадке на ходу надо надеть надувной жилет и следовать к аварийному выходу. Самолет сохраняет плавучесть, а выход осуществляется с помощью специальных надувных трапов. В салоне также есть надувные плоты, которые спускаются на воду.

При посадке на воду или землю

Если посмотреть видео аварийных посадок пассажирских самолетов, то можно заметить, что именно паника и путаные действия губят пассажиров.

Внимательно слушайте инструкции экипажа и выполняйте их. Пристегните ремни и опустите голову на уровень колен. Закройте ее ладонями или сцепленными сверху руками. Под живот подложите плед или сумку. Колени уприте в спинку кресла, расположенного впереди.

Снимите все металлические предметы с себя. Иначе медикам потом придется выковыривать их из вашего тела. Шарфы или платки тоже лучше снять. Зацепившись за что-нибудь, они могут вас задушить.

При аварийной посадке самолета необходимо оставаться на своем месте, пока он не остановится.

Все люди устремятся к выходам, через которые и входили. Не торопитесь идти за ними. В давке вы можете получить серьезные травмы.

При аварийной посадке самолета постарайтесь не паниковать, а действовать, согласно указаниям экипажа.

В самолете предусмотрены надувные трапы, по которым пассажиры съезжают вниз. Есть еще канаты с узлами.

Надувной трап — это два баллона с натянутым между ними дном. Один его конец крепится внутри салона, а другой упирается в землю. Не держитесь за боковые шнуры, когда будете спускаться. Женщинам лучше снять туфли на высоких каблуках, чтобы не испортить трап. Спустившись, сразу отходите, чтобы не мешать другим пассажирам.

При посадке на воду наденьте спасательный жилет. Он находится под креслом, надевается через голову. Специальными ремнями он надежно крепится.

В салоне есть специальные плоты. Их нужно спустить на воду и сесть в них. Чтобы привлечь внимание спасателей, надо воспользоваться свистком или фонарем.

Требования нормативной базы

Проблемным вопросом является тот факт, что нормативная база, которая устанавливает требования к аварийно-спасательному обеспечению, была разработана и утверждена еще во времена СССР. И не смотря на то, что эта база содержит такие фундаментальные требования, как время развертывания 3 минуты или нормативные запасы огнетушащих составов в зависимости от категории аэродрома, в ней практически полностью отсутствуют сопутствующие требования, которые дополняют ключевые и призваны обеспечить их соблюдение. К таким требованиям относится обеспечение доступа в зоны за пределами торцов ВПП (те самые 1000 метров за ВПП), требования к пожарным автомобилям, к подготовке персонала, к учениям и тренировкам и наверное самое важное – к общей организации действий аэропортов в чрезвычайных ситуациях. Что дальше делать с людьми, которых вывели из аварийного самолета, как быть с погибшими, как поступать с родственниками пострадавших, встречающими или провожающими, которые прибывают в аэропорт сразу после аварии или находятся там. Эти вопросы сейчас в нормативных документах сейчас полностью отсутствуют.

Комитет по чрезвычайным ситуациям в аэропортах гражданской авиации ставит перед собой задачу восполнить имеющиеся пробелы и разработать требования к Организации действий аэропортов в случае аварийной ситуации

Особенности аварийной посадки

В любой аварийной ситуации всегда есть возможность благополучно завершить полет. Многое зависит от погодных условий и мастерства пилотов, ведь решения надо принимать быстро, в считаные секунды. При посадке на воду пилотам важно учитывать следующие обстоятельства:

  1. Заходить на посадку параллельно волнам, уже с 600-метровой высоты можно визуально определить их направление.
  2. Приводнение осуществляется на малой скорости.
  3. Нельзя допускать задирание носа.
  4. Опускаться на воду следует с убранными шасси и закрытыми закрылками.

Надо помнить о том, что после касания воды лайнер становится неуправляемым. Шансы на успешное приводнение выше у больших самолетов. А также многое зависит от прочности фюзеляжа.

В ночное время на высоте 150 м включаются фары, чтобы пилоты лучше могли оценить обстановку и направление волн. После приводнения командир оценивает ситуацию и определяет, какие аварийные люки необходимо открыть для эвакуации. Открываются те из них, что находятся над поверхностью воды, чтобы не допустить проникновение ее внутрь салона.

Есть случаи успешной посадки самолета в ситуации, когда не вышло по каким-то причинам шасси, самолет сажают на «брюхо», и он касается посадочной полосы аэродрома.

Источник