Меню

Против чего желтые жилеты во франции



Кто такие «желтые жилеты», протестующие во Франции

Во Франции проходят многотысячные протесты против повышения цен на бензин, организованные движением «желтые жилеты». DW рассказывает о том, кто эти люди и каковы их шансы на успех.

Многодневные протесты, проходящие с применением силы, или затяжные всеобщие забастовки во Франции не редкость. Решение общественных или политических конфликтов часто переносится на улицы, и это средство общественного давления бывает эффективным. Часто протестующие блокируют или полностью оккупируют улицы.

В конце прошлой недели Францию захлестнула новая волна массовых протестов, организованных движением «желтых жилетов». В отличие от других демонстраций, инициаторами которых, как правило, оказываются профсоюзы или оппозиционные партии, это протестное движение мобилизовало себя самостоятельно — в основном через социальные сети.

В результате всего за несколько недель «желтые жилеты» объединили несколько тысяч французов, выступающих против повышения цен на бензин и дизельное топливо. Для чиновников движение, которое в отличие от профсоюзов и партий не имеет официальных представителей, организующих протесты, представляет проблему — в первую очередь в силу своей непредсказуемости. Поскольку ни об одной из его демонстраций не было объявлено заблаговременно, французским службам безопасности оказалось сложно оценить, где, когда и в каком количестве митингующие выйдут на улицы.

Политические партии остаются в стороне

Сдержанное поведение политических партий во время протестов «желтых жилетов» — это результат прошлогодних президентских выборов, считает эксперт Германо-французского института в Людвигсбурге Айлин Келлер (Eileen Keller). Победа президента Эмманюэля Макрона и его партии «Республика на марше» перемешала весь партийный ландшафт в стране.

Францию захлестнула волна многотысячных протестов против роста цен на топливо

В результате традиционные политические партии оказались в процессе поиска себя, объяснила Келлер в интервью DW: «Они все еще слишком заняты собой. Внутри партий есть конфликтные линии и различные представления о том, какого курса придерживаться». Поэтому вместо того, чтобы заниматься вопросами, беспокоящими население, и организовывать протесты, оппозиция, похоже, занимается прежде всего собственными проблемами, резюмирует эксперт.

Дитер Рухт (Dieter Rucht) из берлинского Института исследования протестов и движений согласен, что рост цен на бензин — это не тема для профсоюзов или конкретной политической партии. Для того чтобы разгорелись протесты, «достаточно было лишь маленькой искры, поскольку недовольство охватило широкие массы населения», констатирует Рухт.

Кто такие «желтые жилеты»

Одна из самых известных представительниц движения «желтые жилеты» и один из инициаторов протестов — 51-летняя Жаклин Мурад. Еще 18 октября она опубликовала в Facebook видео, в котором раскритиковала введенный в 2013 экологический налог на выбросы углекислого газа, который с тех пор регулярно повышается, приводя к росту цен на топливо. Мурад, которая зарабатывает на жизнь гипнотерапией, также назвала повышение цен на бензин и дизель «травлей автоводителей».

Демонстрации «желтых жилетов» — это протесты «маленького человека», объясняет Айлин Келлер. Речь идет о французах, проживающих в регионах и чувствующих себя не у дел. Поскольку их доходы выше прожиточного минимума, они считаются слишком обеспеченными для того, чтобы получать от государства материальную помощь. Но в то же время они не обладают достаточными средствами, чтобы вести финансово благополучную жизнь.

Активистка «желтых жилетов» Жаклин Мурад

Однако, как показывают крупные демонстрации в Париже, это протестное движение уже вышло за рамки конкретных общественных слоев, добавляет Келлер. «Думаю, оно охватывает широкий срез французского населения», — подчеркивает она. О том же свидетельствуют и опросы общественного мнения, согласно которым три четверти французов считают протесты «желтых жилетов» легитимными.

Есть ли у «желтых жилетов» шансы на успех?

После первых протестов, которые состоялись 17 и 18 ноября, премьер-министр Франции Эдуар Филипп заявил в телеинтервью, что власти услышали население, однако не откажутся от повышения цен на топливо. Президент Макрон, в свою очередь, признал, что французам непросто менять свои привычки, но пообещал, что в стране будут развиваться альтернативные формы передвижения, а власти будут поддерживать тех, кто хочет сменить средства передвижения на менее вредные для окружающей среды.

Источник

Движение «Желтые жилеты» во Франции: тайная стратегия Макрона

Весь мир сегодня наблюдает за событиями, происходящими во Франции. На фоне протестной волны «Желтых жилетов» непопулярные французские власти уже готовы ввести режим чрезвычайного положения.

Однако за газетными заголовками и лежащими на поверхности оценками следует искать более глубокие, фундаментальные факты, которые лежат в основе этого неожиданного протестного движения.

Непосредственные причины кризиса «Желтых жилетов»

Непосредственной причиной гнева, который привел к возникновению движению «Желтые жилеты», послужила плеяда особенно суровых мер против автомобилистов в 2018 году:

  • — ограничение скорости движения на всех дорогах страны до 80 км/ч под предлогом безопасности дорожного движения (несмотря на очень то, что исследования показывают обратный эффект) и резкий рост количества штрафов за превышение скорости
  • — радикальное ужесточения требований на техосмотре на пригодность к эксплуатации (обязательно каждые 2 года), что неизбежно заставит многих владельцев относительно старых транспортных средств отказаться от них
  • — усиление мер по борьбе с загрязнением, которые запрещают использовать «устаревшие» транспортные средства в крупных агломерациях
  • — резкое повышение цен на топливо во имя экологии, особенно дизельного топлива, хотя традиционно во Франции дизель был намного дешевле бензина, а техническое оборудование для дизельных автомобилей довольно широко распространено.
Читайте также:  Выбрать мужской халат фирмы

Но чтобы лучше понять феномен «Желтых жилетов», необходимо правильно проанализировать социологические факторы во Франции, связанные с реформами.

Французские средние классы, оказавшиеся под ударом: понимание французской географии

В то время как французское население растет чрезвычайно быстро на фоне процесса «замещения» французов неевропейскими иммигрантами, любопытно отметить, что среди «Желтых жилетов» в основном белые люди. Почему?

Необходимо понимать серьезную эволюцию французского общества и экономики. В течение последних десятилетий Франция столкнулась с развалом промышленного сектора, в то время как рабочие места в третичном секторе (сфере услуг) увеличили свою долю. Промышленная работа чаще всего гармонично распределена по всей территории государства, а работники третичного сектора, как правило, живут в крупных мегаполисах.

Поэтому феномен глобализации человечества, свойственный всему миру, особенно быстро прижился во Франции из-за краха французской промышленности. Впрочем, наибольший размах это обрело в Германии.

Это приводит к интересному географическому распределению следующих групп населения:

  • — самые экономически состоятельные категории имеют средства для проживания в городских центрах крупных городов
  • — пригороды мегаполисов все чаще населяются неевропейскими мигрантами, а часть коренных жителей покидает эти районы (это явление известно как white flight)
  • — средний класс и коренные жители вынуждены проживать в 20, 30, 40 км и более от своего места работы, которое в основном находится в больших городах, и часто вынуждены ехать туда на автомобиле (в связи с недоступностью или небезопасностью общественного транспорта). Поэтому эти категории в первую очередь зависят от прямых и косвенных налогов на автомобили.

Еще одно глобальное явление: приватизация французского национального наследия

Франция столкнулась с еще одним глобальным явлением, особенно знакомым посткоммунистическим странам: приватизация (если не назвать это грабежом) национального наследия. В этом вина принципов свободной конкуренции, которые поощряются либеральной логикой Европейского Союза. Во Франции этот феномен развит сильнее, чем в других западноевропейских странах, поскольку Франция имеет давние традиции государственного экономического интервенционизма в стратегических секторах.

В последние годы были приватизированы огромные части национального наследия (еще выгодные), такие как сеть автомагистралей Франции, одна из лучших в мире. Поскольку они были приватизированы в середине 2000-х годов, когда на автомобильных дорогах наблюдался значительный рост автолюбителей, прибыль увеличивалась.

За последние годы крупнейшие французские компании были полностью или частично выкуплены иностранными компаниями, такие как Alstom (которая производит поезда TGV).

Эммануэль Макрон не является инициатором этого явления, но поддерживает его: как пример, продажа аэропортов или дамб иностранным инвесторам.

Даже если люди не всегда понимают все эти сложные сложные явления, у них есть смутное, но ощутимое понимание развала того, что когда-то сделало Францию экономически мощной, и осознание либеральной логики «приватизации прибыли и коллективизация долгов».

Что же с оппозиционными политическими партиями?

Почему ситуация со взлетом автомобильных налогов не была предотвращена оппозиционной политической партией или союзом?

Чтобы понять это, следует иметь в виду, что выборы Эммануэля Макрона в качестве президента Республики в 2017 году значительно изменили (по крайней мере, публичную) французскую политическую игру.

Действительно, в течение полувека французская политическая жизнь прерывалась регулярным чередованием «левых» (воплощенных с 1971 года в Социалистической партии, которая постепенно преуспела в доминировании над коммунистической партией) и «правых» (два его течения иногда конкурируют, но работают вместе: правоцентризм, воплощенный президентом «Союза за французскую демократию» (UDF) Валери Жискар д’Эстеном и правым «Объединением в поддержку республики» (RPR) Жака Ширака, RPR затем стал «Союзом за народное движение» (UMP) и «Республиканцами» (LR) Саркози).

По факту постепенно «левые» и «правые» перестали быть истинными «левыми» (с полным принятием экономического либерализма, отказом от битвы за социальные права и новой борьбой за миграцию и ЛГБТ) и истинными «правыми» (за принятие массовой иммиграции, отказ от моральной и социальной борьбы, отказ от национального суверенитета).

Столкнувшись с постепенным ослаблением двух основных партий «левых» и «правых», в 2017 году Эммануэль Макрон (при большом содействии СМИ) выиграл, собрав в первом раунде «псевдо-левых» и «псевдо-правых», то есть настоящих центристских либералов. Во втором раунде оппозиционный фронт в лице Марин Ле Пен (которая проиграла президентские дебаты против Макрона) позволил Эммануэлю Макрону спокойно переизбраться с 66% голосов.

Читайте также:  Пример футболки с надписями

Последствием избрания Эммануэля Макрона было сильное ослабление двух традиционных партий, которые вели политическую жизнь на протяжении полувека:

  • — Партия социалистов почти исчезла, и едва ли наберет 5% в грядущих общеевропейских выборах
  • — Республиканцы также были ослаблены после фиаско своего кандидата Франсуа Фийона на президентских выборах 2017 года, и их электорат теперь состоит в основном из пенсионеров (по опросам общественного мнения, только 2% их избирателей моложе 30 лет).

Эта ситуация усиливает две «крайние» оппозиционные партии, с радикальным левым крылом Жан-Люка Меланшона и «Национальным объединением» (бывшим «Национальным фронтом») Марин Ле Пен. Однако, несмотря на высокие результаты выборов, они остаются в стороне и сегодня не могут собрать 50% избирателей во втором туре президентских выборов.

Что касается профсоюзов, то они уже давно едва ли представляют трудящихся (очень мало рабочих официально состоят в профсоюзах), и в целом их репрезентативность очень ограничена, особенно в частном секторе (необходимо помнить, что во Франции государственный сектор является важной частью национальной экономики). Восставшие «Желтые жилеты», как правило, считают профсоюзы слишком связанными с властью и недостаточно репрезентативными (в начале движения большинство профсоюзов даже воспринимали «Желтые жилеты» враждебно, поскольку протестная волна оказалась им неподконтрольной).

Эта общая ситуация означает, что разгневанный средний класс не идентифицирует себя с оппозиционными политическими партиями или профсоюзами, это и объясняет спонтанный и довольно хаотический характер этого движения.

Какие последствия для французской и европейской политики?

Пока трудно определить политические последствия движения «Желтых жилетов». На данный момент Эммануэль Макрон говорит, что не собирается уступать требованиям протестующих и говорит, что намерен сохранить свой план по увеличению налогов на топливо. Он только «выступил с осуждением» протестов, а официальный представитель правительства Бенжамен Гриво цинично высказался о людях, которые не нашли своего места в Евросоюзе и европейской истории и в процессе глобализации.

Следует помнить, что внутриполитическая ситуация при Эммануэле Макроне значительно ослабела за последние месяцы. Люди не могут оправиться и от таких шагов первого лица государства, как приглашение в июне 2018 года в Елисейский дворец группы черных транссексуалов-певцов по случаю музыкального фестиваля.

Впрочем, то, что серьезно ослабило позиции Макрона, это дело Александра Беналла июля 2018 года. Этот скандал с телохранителем президента Республики, который в мае 2018 года применил насилие в отношении «левых» демонстрантов. Этот случай был растиражирован в прессе в июле 2018 года сразу после победы Франции на чемпионате мира по футболу, что в принципе могло быть сыграть в пользу Макрона. С июля по сентябрь 2018 года СМИ (до тех пор очень благоволившие Макрону) только и говорили что о «деле Беналла». Если отложить в сторону анекдоты и размышления по «делу Беналла», реальный вопрос, который остается сегодня без ответа, заключается в следующем: почему внезапно основные французские СМИ решили атаковать Эммануэля Макрона, которого прежде поддерживали?

Некоторые аналитики утверждают, что французская власть допустила относительный хаос и насилие в демонстрациях, чтобы впоследствии дискредитировать движение «Желтых жилетов». Французское правительство уже винит в основном «крайне правых» в происходящих беспорядках (что, очевидно, является намеренным упрощением сложной картины, поскольку состав протестующих крайне разнороден).

Если этот анализ верен, почему бы власти не оставить все как есть? Возможно, стратегия состоит в том, чтобы попробовать медийно дискредитировать протест, чтобы сплотить вокруг правительства лагерь «прогрессивных либералов» и подпустить ближе «Национальное объединение» Ле Пен, а затем повторить сценарий 2017 года: «Либо мы, либо хаос крайне правых».

Если стратегия власти действительно такова, трудно сказать, сработает ли она, учитывая нелюбовь к Эммануэлю Макрону: сегодня он еще менее популярен, чем предшественник Франсуа Олланд, который в свое время считался «самым непопулярным президентом 5-го Французской Республики» и в этой связи даже не пытался баллотироваться на пост президента в 2017 году (неслыханно для французской политики!).

Более того, это ослабление Эммануэля Макрона на внутриполитической арене Франции происходит одновременно с проблемами Ангелы Меркель в Германии. Ослабление двух основных игроков Европейского союза (на фоне «Брексит») может благоприятствовать укреплению других полюсов в ЕС, особенно «бунтарских» стран Центральной Европы, которые уверенно полагаются на большинство, в отличие от правительств Франции или Германии.

Читайте также:  Схема вязания юбки для ребенка спицами

Источник

СПИСОК ТРЕБОВАНИЙ «ЖЕЛТЫХ ЖИЛЕТОВ» К ФРАНЦУЗСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ

На прошлой неделе мы уже рассказывали Вам о том, что произошло во Франции.

Ну так история имеет своё логичное продолжение: протестующие, прозванные «Желтыми жилетами» (протестующие вышли на улицу в желтых дорожных жилетах), выдвинули свои требования к Правительству Франции.

1. Экономика и труд.
Созыв всенародного собрания для реформы налогообложения. Законодательный запрет на налоги превышающие 25% состояния гражданина.

2. Немедленное повышение на 40% минимальной зарплаты, пенсий и прожиточного минимума.

3. Немедленно создать новые рабочие места в сфере здравоохранения, образования, общественного транспорта, правопорядка и т.д., чтобы обеспечить должное функционирование всех инфраструктур.

4. Немедленно приступить к строительству 5 миллионов единиц доступного жилья, тем самым обеспечив снижение аренды, ипотеки и создание рабочих мест в сфере строительства. Строго карать мэрии и обладминистрации оставляющие бездомных под открытым небом.

5. Уменьшить размеры банков и разбить банковские монополии, тем самым защитить финансовый сектор от кризиса. Запретить банкам с вкладчиками заниматься биржевыми спекуляциями. Запретить «спасать» неликвидные банки деньгами налогоплательщиков.

6. Аннулировать внутренний долг как фикцию. Такого долга не существует, он был уже выплачен много раз подряд.

7. При народной поддержке переписать Конституцию в интересах полновластия народа. Узаконить общие референдумы по народной инициативе.

8. Запретить лоббирование и схемы влияния. Запретить лицам с судимостью пожизненно занимать выборные должности. Запретить занимать несколько выборных должностей по совместительству.

9. Фрекзит. Выйти из ЕС, вернуть наш политический, финансовый и экономический суверенитет (такова была воля народа в референдуме 2005г.). Возобновить циркуляцию собственной валюты, выйдя из Лиссабонского договора. Даже эта одна мера уже сэкономит нам 50 миллиардов евро в год.

10. Прекратить практику бегства от налогов. Вернуть 80 миллиардов евро, которые крупнейшие 40 компаний должны государству, которое не торопится их востребовать.

11. Немедленно прекратить дальнейшую приватизацию и вернуть в собственность государству уже приватизированное имущество: аэропорты, железные дороги и автострады, парковки.

12. Немедленно убрать с дорог радары и стоп-камеры. Они бесполезны в предотвращении дорожных происшествий и являются ничем иным как завуалированным налогом.

13. Национальная система образования — исключить идеологию из образования и критически пересмотреть деструктивные и дискредитированные методики обучения.

14. В сфере юстиции — увеличить бюджет в четыре раза. Прописать в законах максимальное разрешённое время ожидания для юридических процедур. Упростить судебную систему. Сделать правосудие бесплатным и общедоступным.

15. СМИ. Разбить медийные монополии, искоренить кумовство между СМИ и политиками. Сделать СМИ общедоступными и гарантировать разнообразие мнения. Запретить редакторскую пропаганду. Прекратить субсидии СМИ — 2 миллиарда в год. Прекратить налоговые поблажки журналистам.

16. Гарантировать гражданские свободы. Прописать в Конституции полный запрет на вмешательство государства в дела образования, здравоохранения и института семьи.

17. Окружающая среда и здоровье.
Законом обязать производителей техники продлить срок годности до 10 лет минимум. Обязать их иметь в наличии запчасти.

18. Так скоро, как только возможно, запретить производство и обращение пластиковой тары и прочей упаковки засоряющей окружающую среду.

19. Ограничить влияние фармацевтических компаний на систему здравоохранения. Провести всенародный съезд по реформе здравоохранения.

20. Сельское хозяйство. Запретить ГМО, пестициды подозреваемые в развитии раковых заболеваний и патологии эндокринной системы. Запретить использование сельскохозяйственных угодий без ротации посевов.

21. Заново провести индустриализацию страны, с целью отказа от импорта, как причиняющего наибольший вред экологии.

22. Внешняя политика. Немедленно выйти из НАТО. Законодательно запретить использование французских войск в войнах агрессии.

23. Отношения Франции и Африки. Прекратить политику грабежа, прекратить военное и политическое вмешательство. Отдать деньги и собственность диктаторов, нажитые нечестным путём, народу Африки. Немедленно вернуть домой французские войска.
Покончить с системой франк КФА [прим. — колониальная система обязывает африканские страны держать валютные запасы — и платить за это «удовольствие» в центробанке Франции] системой, которая удерживает Африку в нищете. Вести переговоры как равные с равными.

24. Прекратить поток иммигрантов, — поток, который у нас нет средств ни принять, ни интегрировать, и который вверг нашу страну в глубочайший кризис, который подвергает опасности наше выживание.

25. Во внешней политике — исключительное уважение к международному праву и подписанным соглашениям.

Пусть эти 25 мер не поменяют нашу повседневную жизнь мгновенно. Но даже пункты 9 и 10 принесут 130 миллиардов в казну. Франция — страна богатая отважными и трудолюбивыми людьми. Мы не заслуживаем жить в нищете.

Согласитесь, требования достаточно адекватные. Возможно, нам есть чему поучиться у них.

Источник