Меню

Рубаха с юбкой поневой



Понёва — это элемент русского народного костюма, женская юбка из нескольких кусков ткани

Поневой называется предмет русского народного гардероба (юбка). Ее носили в основном замужние женщины. Народный костюм понева изготавливался из кусков различной материи, но чаще всего из шерсти с расцветкой в клетку. Носить его можно было также просватанным девушкам и при достижении зрелости.

Так что означает это слово? Оно с древнего славянского переводится как «кусок ткани» или «полотенце». Понева была очень популярна на юге Руси и в Беларуси. Ученые считают, что первые такие наряды возникли в девятнадцатом веке в деревнях. До этого момента женщины носили рубаху с удобным сарафаном.

Юбка-понева носилась с кичкой. Девочки до 15-16 лет носили рубахи до надевания поневы. Эти рубахи опоясывали поясами, изготовленными из шерсти. Обряд по надеванию юбки-поневы проводился при взрослении девочек. В нем обязательно участвовала мать. При этом обряде девушка практически «вскакивала» в эту юбку. С этого момента к ней можно было уже свободно посылать сватов.

В основном женщина, которая надела поневу, ее не снимала уже в течение своей жизни. Но с возрастом покрой менялся, а именно число ярг (кусочков ткани). В те времена у рядовой крестьянки было около 10-15 понев. Все они имели собственное предназначение (Рождество, Пасха, поездки, похороны и прочие поводы).

Ткань

Ткань изготавливалась на специальном станке, имевшем ширину около 35 см. Следовательно, в основном состояла понева из трех полотнищ. Надевать ее нужно было поверх рубахи, после чего следовало обернуть вокруг бедер гашником – шнуром из шерсти. Таким образом юбка укреплялась. Интересно, что то, как носили юбку, существенно отличалось в разных регионах. Иногда на нее надевали передник или фартук. Понева в зависимости от кроя могла быть «глухой» или «открытой». Первые – не распахивались, в то время как вторые делали это легко.

Как уже говорилось, русская понева имела несколько видов. Одним из них считалась юбка с прошвой – добавочный кусок, но уже остальных по ширине. Его нашивали с передней или боковой стороны. Прошва могла быть изначальной деталью, при этом она отличалась в любом случае по узору или ткани. Хотя понева с таким элементом гораздо позднее появилась. Между прочим, по прошве также можно было определить какие-то детали. Она являлась неким опознавательным знаком. Так, белая прошва с тонкой вышивкой говорила о том, что женщина горюет из-за чьей-то смерти.

Несшитая понева изготавливалась из 4 частей. При этом 3 были клетчатой расцветки, а из одноцветной шерсти изготавливалась прошва. Детали с помощью шнура-вздержки соединяли. Место, в котором была прошва, оформляли тканью с орнаментом или вышивкой.

Важна была также расцветка поневы. В основном она зависела от региона. Хотя теперь принадлежность сложно четко установить.

Что в себе таила юбка-понева?

Как уже выяснилось выше, понева – это юбка. По цветам и орнаментам ее можно было выяснить, сколько лет ее хозяйке, сколько у нее есть детей, какой имеет достаток и прочее. Эти юбки носили женщины до ХХ века. Длина поневы достигала середины голеней, реже доходила до щиколоток. Также это зависело от места проживания.

При этом если юбка во время работы мешала, ее можно было подворачивать или прятать за пояс. Это делали на работе и на различных праздниках. Таким образом женщина хвасталась искусно расшитым подолом. Изначально, как только данная одежда появилась, между собой составные части не сшивали. Они держались только при помощи пояса.

Виды понев

Юбки были двух видов: праздничные и повседневные. Последние изготавливались из грубой шерсти. Модели были достаточно короткими и имели немного украшений и узоров. Первые же являлись целым искусством! Для них брали качественную, дорогую шерсть. Для различных праздников она была длинной, обшитой тесьмой или кружевами, шнурами, усыпанной блестками.

При этом все эти элементы располагались не хаотично. Они размещались по вертикали и горизонтали строгими полосками (в местах стыков ткани). У молоденьких женщин юбки были самые яркие и расшитые. Ну и, соответственно, если возникает вопрос «что надевали поверх поневы?», то ответ на него один – ничего! Юбка сама являлась украшением для женщин.

Понева не была обычной одеждой. Целым обрядом сопровождалось одно ее надевание! А какие узоры, цвета, украшения, особенности ткани! В свое время понева была «опознавательным» знаком: по ней определяли, стала ли девочка взрослой, она сосватана или замужем уже. В то время женщины отличались огромной скромностью, чтобы говорить открыто о своем желании найти мужа.

Чем еще интересна понева?

Поклонники фильмов об истории Европы и исторических романов знают о «килте» – национальном наряде шотландских мужчин, кроме того, о том, что раньше определяли по характеру и цвету клеток килты, к какому клану принадлежал человек.

Но при этом мало кто знает, что и в нашей стране в начале двадцатого века по клеткам поневы можно было выявить уезд, губернию, а также деревню, откуда родом женщина.

Читайте также:  Длинный жилет пальто выкройка

Археологические находки подтверждают и данные этнографов. Данная традиция идет из глубины веков. Например, женщины племени вятичей, которое когда-то занимало Орловскую, Калужскую, Тамбовскую и Рязанскую области, предпочитали клетчатые синие поневы. А вот западнее клетки ее были уже красными.

На границе Тульской и Рязанской губерний понева – это юбка красного цвета. По ней пропущены чёрные и белые нити.

На севере Рязанской губернии понева – это юбка тёмно-синих или чёрных оттенков с клетками из белых и цветных нитей.

А около Касимова были актуальны красные юбки в клетку синего цвета.

Число же украшений, цвет вышивки и узор на наряде всегда говорили о достатке, детях хозяйки, а также о ее возрасте. То есть просто посмотрел на наряд, и сразу стало понятно, какой человек перед тобой стоит. Это отличительная черта русской одежды.

Развитие

Есть мнение, что древнейшие виды этих юбок представляли собой 3 несшитых полотнища. Как уже говорилось выше, ширина станка была 35 см, поэтому и полотнищ было несколько. Потом полотнища начали сшивать, оставляя только один разрез – на боку или спереди. В этом виде тёплые, удобные и нарядные поневы дожили в некоторых деревнях и до прошлого столетия.

Описание

Понева – это юбка, такая же по длине, как и простая рубаха – до щиколоток или икр. Это зависело от традиций определенной местности. В каких-то местах ее спускали ниже талии, или, напротив, старались поднять повыше. Для удобства во время работы углы юбки прятали. Называлось это – носить ее «кульком». Также поневы подворачивали на праздниках для демонстрации вышитого подола рубахи, о чем уже говорилось в статье выше.

Основные различия

Юбки различаются по расцветке и крою. По покрою выделяют распашные поневы, сбоку или спереди открытые и глухие, с прошвой.

Оба типа характерны областям юга России. Например, среди распашных понев в Смоленской губернии выделяется растополка. У нее одно полотнище находится спереди, а 2 сзади, поэтому открытыми оказываются сразу два бока. Также была разнополка, которая состояла из трех полотнищ различной длины. Из них короткое находилось справа, а 1/3 первого и третьего носили, отворачивая и потом перекидывая через пояс.

Интересно, что в Пензенской, Рязанской, Орловской, Калужской, Воронежской, Курской, Тамбовской губерниях юбка была спереди открыта; её носили, подтыкая за пояс углы. Вариантом была понева-плахта с небольшим разрезом спереди, которая была в Трубчевском и Севском уездах Орловской губернии. Она состояла из двух полотнищ, сшитых наполовину. В Орловской и Рязанской губерниях также носили гофрированную юбку.

Распашные поневы

Распашные поневы в народе называли «растополками» или «разнополками». Были и «глухие», сшитые полностью наподобие юбки. К трем традиционным полотнищам в этом случае добавлялось 4-е – «прошва». Делали его из другой материи, при этом оно было короче, и его надставляли снизу «подподольником» из части ткани, из которой делали остальные. Получалось внешне что-то вроде передничка.

Прошву украшали вышивкой, характер которой зависел от лет женщины – конечно, самые нарядные носили молодицы и незамужние девушки, пожилые же ограничивались полоской яркой тесьмы, расположенной по крайней части подола. При этом белая с черной вышивкой прошва была признаком траурного, «горемычного» наряда.

Поневы с прошвой — это, видимо, явление более позднее. Крестьянки, собираясь в город, распашную поневу распускали, поскольку было зазорным в городе ходить в подоткнутой юбке.

Источник

Понёва – традиционный элемент женской одежды на Руси

Понёва – юбка из шерсти, состоящая из 3 и более тканевых кусков. Характеризуется богатой расцветкой, украшенным подолом. Юбка закреплялась на талии посредством шерстяного шнурка (гашника) и оборачивалась вокруг бедер. Понёва носилась женщинами, достигшими замужнего возраста. Нередко она выступала в качестве элемента свадебного наряда.

«ПОНЁВА. Домотканая шерстяная юбка старая национальная одежда белорусских и южнорусских крестьянок». (Толковый словарь Ожегова).

Что означает слово «понёва»?

Правильное название этого элемента – «понёва». В некоторых источниках встречаются и другие версии произношения: «панева», «понява» и т.д. В различных губерниях буква «ё» могла произноситься по-разному, отсюда и такое разнообразие названий.

Изначально исследователи считали, что слово «понёва» имеет следующие значения:

Согласно одной из версий считалось, что такое название имел не сам элемент одежды для женщины, а материал, то есть шерстяная ткань, украшенная клетчатым рисунком.

Большинство историков и этнографов сходятся во мнении, что это слово все же обозначает набедренную одежду.

Отличие поневы от другой одежды

Понева – одежда, которая похожа на юбку, но имеет свои уникальные отличительные черты. Она изготавливалась из лоскутов ткани, которая изготавливалась на ткацком станке. Его ширина превышала 35 сантиметров, поэтому не удивительно, что для одной юбки требовалось сразу нескольких полотен.

Главным элементом народного костюма выступала рубаха. Ее носили, и молодые девушки, и женщины в возрасте. Поверх рубахи надевались другие элементы. На юге Руси таким предметом одежды и была понёва. Существовал даже обряд – когда женщина выходила замуж, то надевала шерстяную юбку. В дополнение к ней шла особая нагрудная, а также плечевая одежда, головной убор. Этот комплект назывался понёвный.

«. наряд составляют: белая рубашка, клетчатая тёмно-синяя шерстяная понёва, с синею прошвою напереди, с обшивкою из красного кумача и позумента вокруг подола и с 2 продольными полосками сзади…» (Н.И. Второв)

Лоскуты ткани могли сшиваться не полностью. Некоторые юбки имели разрез сбоку или спереди. Длина юбки поневы соответствовала рубахе и могла достигать щиколоток, икр. Зависело это от традиций в конкретном регионе. Юбку поднимали до груди или опускали ниже линии талии. В процессе работы подол подворачивали и засовывали за пояс. Этот прием использовали и на праздничных мероприятиях. Таким образом, женщина могла продемонстрировать, как красиво была вышита ее рубаха.

Читайте также:  Образ с розовой мини юбкой

Делали юбку поневу обычно дома, хотя можно было заказать ее у других мастериц, купить на рынке. Выкройка для юбки не требовалась, так как для изготовления нужны были только обычные прямоугольные полотна. Единственная хитрость заключалась во вставке гашника.

Ткань для поневы ткали из крапивы, конопли и шерсти. Допускалось использовать холщовую подкладку. Пояски делали из льняных, либо крученых шерстяных ниток. Обычно они имели вид шнура, но некоторые мастерицы изготавливали гашники с тонкой тесьмой, украшая их кистями.

Юбка понева в разных губерниях

Юбка понева в 20 столетии позволяла определить принадлежность к конкретной деревни, уезду или губернии. Знающему человеку хватало одного взгляда, чтобы узнать, приехала женщина из Москвы или Тульской губернии.

В каждом регионе был свой подход к оформлению юбок:

  1. В Тульской и Рязанской губерниях основу вышивали красными нитками, по которым пропускались линии из черных и белых ниток.
  2. В северных районах Рязанской Губернии предпочитали понёвы черного, либо темно-синего цвета с клетками, оформленными цветными и белыми нитями.
  3. В Калужской губернии женщины носили юбки с ткаными узорами.

Указанные данные подтверждаются многочисленными археологическими находками и этнографическими экспедициями.

Шерстяная юбка понева отражала достаток семьи, позволяла определить возраст и количество детей. На это указывал цвет вышивки, количество и сложность узоров, наличие дополнительных украшений.

Варианты кроя женской поневы

Отличалась женская понева не только по расцветке, но и крою. Выделяют следующие варианты юбок:

  • распашные – были открыты сбоку, либо же спереди;
  • глухие, с прошвой.

Оба варианта встречались в южной части России. Распашные поневы подразделялись на растополку и разнополку. Первый вариант шерстяной женской поневы имел три полотна – одно находилось спереди, а остальные – сзади. Растополка предполагает сразу два открытых бока.

Разнополка также представлена 3 полотнами, но уже разной длины. Самое короткое находилось справа. Трети остальных отворачивали, после чего закидывали за пояс. Такой способ ношения назывался подтыком.

В Курской, Пензенской, Тамбовской и некоторых других губерниях понёва носилась с открытым полотнищем спереди, при этом углы затыкали за пояс.

Полностью глухие поневы были больше всего похожи на традиционные юбки. Они включали четвертое тканевое полотнище. Оно называлось прошвой. Делали его из отличающихся видов ткани. Прошва имела меньшую длину и была похожа на передничек. Прошва украшалась разными видами вышивки. Узоры и цвет зависели от возраста женщины. Самые нарядные были у еще незамужних девушек, молодых жен. Если в семье был траур, то надевалась юбка с белой прошвой и аналогичного цвета вышивкой. В зависимости от региона, значение цвета могло отличаться.

Понева с прошвой появилась вначале 20 века. Ее одевали крестьянки, которые направлялись в город. Носить подотканную юбку в городе было зазорно.

Варианты украшения понёвы

Женская понева подразделялась на праздничную и будничную. Будничная была максимально простой, практически не украшалась. Исключение составляла тесьма, которой пришивали по подолу. Праздничные юбки были ярче и разнообразней. Количество и тип украшений говорил о богатстве семьи, а также таланте мастерицы. На юбку пришивали разноцветные пуговицы, нашивки, делали вышивки. Украшали русскую понёву и бубенчиками, блестками. Самые «богатые» юбки были у замужних женщин. Понева могла быть абсолютно разной, но обязательно включала полосы красного, черного и белого цветов. Это основные цвета, особо почитаемые среди славян.

В некоторых регионах Рязанской губернии делали гофрированные юбки поневы. Для этого готовую вещь складывали по клеточкам и прочно перевязывали веревкой. Затем ее укладывали под хлеб, который только достали из печи. В итоге получались естественные складки, которые не расходились со временем.

Русская понева – смена моды

Изначально поневу носили женщины из разных сословий, но в 20 столетии пришла новая мода. Из городской одежды эта юбка стала атрибутом крестьянского быта. Если дворовая девушка попадала в немилость, то она должна была носить поневу.

Несмотря на новые тенденции в моде, русская понева заняла свое место в истории, как один из самых красивых компонентов традиционного народного костюма. Это была очень практичная и удобная вещь. Сегодня элементы народных костюмов снова набирают популярность. Понева – это одна из тех вещей, которую можно легко сделать на современный лад и использовать в повседневной жизни.

Читайте также:  Как сшить юбку самой тюльпан

Источник

Традиционный русский сарафан

Говорят, люди, не знающие своей истории, не имеют будущего. Чтобы этого не допустить – перенесемся эдак лет на 200 назад.

Наряд женщины считался ее «паспортом». На Руси в каждой губернии был свой национальный костюм. Безусловно, сарафан – его важнейшая часть. Но хотелось бы изучить комплекс в целом.

Единого костюма не существовало. Но характерные общие черты были – это яркость тканей, многосоставность комплекса, декоративность отделки, техника орнаментации. Как в том или ином селе облачались женщины зависело от географии, климата, исторических процессов, бытового уклада, ну и конечно, развития производств этой местности.

Основной одеждой и для мужчин, и для женщин являлась рубаха. Шили ее из конопли, льна или шерсти. В целом она представляла собой туникообразный силуэт разной длины – в зависимости от повода одевания этого элемента (праздничные варианты были длиннее).

Женская одежда отличалась бОльшим разнообразием. В основу комплекса входил традиционный сарафан. Подробнее о истории русского традиционного сарафана Иванка рассказывала в этой публикации.

Женские рубахи и сарафаны дополнялись такими деталями как понева и плахта. Плахта представляла собой прямоугольный кусок ткани, обертываемый вокруг талии – тем самым заменяя юбку (обычно короче рубахи). Понева имела более сложную конструкцию и более походила на юбку. Понева имела варианты пошива – распашной (спереди оставляли открытой часть рубахи), понева-юбка (4-5 клиньев), понева с прошвой (дополнялась клином из темной ткани другой фактуры).

Одежда являлась неким социальным показателем. К примеру, возраста: девочки до 14 лет (ориентировочно) носили только рубаху. Становясь постарше – дополняли гардероб юбкой «подол». До замужества девушкам позволялось ходить. Красавицы украшали себя вышитыми полосками и «накосниками».

Важный элемент традиционного русского костюма – это кокошник! Он имел разнообразные формы и варианты украшения. Кокошники был основным женским головным убором, в независимости от сословия.

Особое, даже символическое, место в русском образе имеет пояс. Он был не просто украшением, а обязательной деталью. Ведь быть неподпоясанным считалось крайне неприличным. На художественных работах тех времен без пояса изображались только нищие и казненные.

Молодые женщины предпочитали яркие цвета в одежде и аксессуарах, а пожилые – темные и приглушенные. Общая тенденция выглядела так – туникообразный, распашной силуэт сарафанов, простота и красота орнамента и массивность, прогрессирующая книзу.

Иванка утверждает, что вопреки сложившемуся образу бедной, убогой, забитой русской женщины – у каждой должно было быть не менее 30 нарядов. Были свойственны особые костюмы, которые надевались по случаю.

  • Линейку особых костюмов представляют – «костюм годовой». После венчания девушку одевали в этот костюм, и он являлся праздничным. Она надевала его только по большим праздникам или к свекрови в гости. Украшался «годовой костюм» самой древней вышивкой – черно-белыми нитями, люди богаче – золотой и красной.
    Самое популярное украшение — янтарные бусы, которые обладали и лечебным свойством и служили как некий оберег. Одновременно девушка могла надеть от 1 до 6 нитей янтаря.
    Странное правило, но без бус на люди могла показаться только вдова.

  • Костюм невесты, свадебный костюм. В этом костюме девушка, приходя из церкви, проходила обряд повивания – с нее снимали девичий головной убор, расплетали косу, и заплетали в две косы, укладывая вокруг головы. После надевали свадебный головной убор – «сороку». В этом головном уборе девушка могла ходить только молодухой, т.е. до рождения первого ребенка.
    С XVII до конца XIX века в свадебной и праздничной одежде встречались женские рубахи-долгорукавки (до 2 метров), в которые еще могли вставлять клинья.

  • Но, приходили будни, и девушкам нужно было работать (будничная одежда). Они облачались в покосную рубаху с красивой вышивкой. Надевали понёву – распашную или глухую по своему крою. В образе присутствовали разнообразные головные украшения из бисера, стекляруса, речного жемчуга.

  • Существовал «горевой костюм», т.е. похоронный. В таких костюмах ходили хоронить ближайших родственников.

Девушки в русских платьях прекрасны, но они все равно прибегали к разным хитростям, чтобы сделать свои достоинства визуально пышнее:

— у кого маленькая грудь, делали складочки/защипы на фартуке в области груди;

— надевали до 11 нижних юбок;

— обматывали голени портянками и обувались в лапти или чуни, тем самым делая ноги толще.

Строгое многолетнее соблюдение регламента в одежде и помогло сформировать традиционный русский наряд, особо благодаря крестьянству, на которое европеизация и петровские реформы не смогли повлиять в полной мере.

P . S .: Сегодня мы рассмотрели только женскую половину русского традиционного костюма. На днях вы увидите публикацию и мужском наряде, ведь та же косоворотка — древнейший элемент славянского народного костюма. Хотя нет, именно элемент русского мужского костюма, ведь косоворотка как одежда белорусам и украинцам неизвестна.

Источник