Меню

Урок технологии конструирование юбок



§ 9. Конструирование юбок

Покрой — тип конструкции отдельных видов изделий. Определяется конструктивными особенностями деталей швейного изделия, их формой и количеством.

Форма — это наружный вид швейного изделия или отдельной его детали.

По конструкции различают три основных покроя юбок: конические, клиньевые и прямые (рис. 28).

Конические юбки (рис. 28, а) — самые простые по конструкции. Их чертежи можно строить прямо на ткани, без лекал. Коническая юбка, как правило, не имеет вытачек и состоит из одной или двух деталей.

Клиньевые юбки (рис. 28, б) состоят из нескольких одинаковых клиньев, расширяющихся книзу. Число клиньев может быть любым, но лучше четным. В этом случае застежка юбки располагается в боковом шве. При нечетном количестве клиньев шов с застежкой находится сзади, посередине спинки. Такая юбка плотно облегает фигуру от талии до бедер. Ниже линии бедер образуются равномерные фалды (мягкие продольные складки), так как долевая нить в таких юбках чаще всего проходит вдоль оси клина.

Прямые юбки (рис. 28, в), как правило, состоят из двух деталей: переднего и заднего полотнищ (заднее полотнище может быть цельнокроеное или со швом посередине), нити основы в которых проходят почти всегда вдоль деталей. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру, хотя при моделировании ее можно сделать и совсем узкой, и довольно широкой. Прямые юбки могут иметь разрезы, различные складки или сборки, кокетки, карманы и т. д.

Рис. 28. Внешний вид и чертежи юбок различных конструкций:
а — коническая; б — клиньевая; в— прямая

Построение чертежа конической юбки

По конструкции конические юбки могут быть одношов-ными или двухшовными, в зависимости от ширины используемой ткани и модели. Чертеж конической юбки представляет собой часть круга, в котором линии талии, бедер и низа — это дуги окружностей с общим центром в точке О (см. рис. 28, а).

Величина радиуса окружности, дуга которой является линией талии, рассчитывается по формуле:

где К — коэффициент для различных видов конических юбок. Его значения приведены в таблице 10.

Таблица 10.
Значения коэффициента К

Вид конической юбки

Коэффициент К

Большой клеш

Малый колокол

Средний колокол

Большой колокол

Полусолнце

Познакомимся с последовательностью построения чертежа конической юбки на примере нескольких моделей: большой клеш (табл. 11), двухшовная коническая (табл. 12), солнце (рис.29).

Таблица 11.
Одношовная юбка большой клеш

Последовательность построения чертежа и расчет

Графическое изображение

1. Из точки 0 провести вниз вертикальную линию и отложить на ней радиус дуги окружности для построения линии талии (точка Т):
ОТ = (Ст + Пт) х К = (33 + 1) х 1,2 = 40,8 см.
Из центра 0 радиусом, равным ОТ, провести вправо дугу ТТ1, длина которой по кривой равна:
TT1 = (Ст + Пт) х 2 = (33 + 1) х 2 = 68 см.
Расчет по своим меркам:
ОТ = (. + 1 ) х 2 = . см

2. От точки Т отложить вниз длину юбки Ди.
Обозначить полученную точку Н.
ОН = ОТ + Ди = 40,8 + 50,0 = 90,8 см.
Радиусом ОН провести вправо вторую дугу, точку пересечения которой с продолжением прямой OT1 обозначить H1.
Дуга HH1 — линия низа юбки.
Расчет по своим меркам:
ОН = . + . = . см

3. Провести на чертеже дугу ББ1 радиусом ОБ для получения линии бедер:
ОБ = ОТ + Дтс : 2 = 40,8 + 35,0 : 2 = 58,3 см.
Чтобы юбка не была узка в бедрах, длина дуги BBi должна быть не меньше, чем полуобхват бедер с прибавкой на свободу облегания:
ББ1 > (Сб + П6) = 43 + 3 = 46,0 см.
Обвести контур чертежа TT1H1H сплошной основной линией.
Расчет по своим меркам:
ОБ = . + . 2 = . см;
Сб + Пб = . + 3 = . см

4. При построении чертежей юбок моделей клеш или большой клеш длина дуги ББ1 может оказаться меньше величины (Сб+ Пб).
В этом случае чертеж необходимо изменить следующим образом:
продлить вправо дугу ББ1 до величины
б + Пб)= 43 + 3 = 46,0 см
и обозначить полученную точку Б2

5. Из центра 0 через точку Б2 провести прямую, точки пересечения которой с продолжением линии талии TT1 и линии низа HH1 обозначить соответственно Т2 и Н2.
Получившийся в результате построения излишек ширины по линии талии Т1Т2 убирают в вытачки или припосаживают

В других моделях конических юбок (колокол, полусолнце и т. п.) ширину по линии бедер можно не проверять, а линию бедер не строить.

Единственный шов конической юбки обычно располагают сзади посередине спины и в нем же делают застежку. В двухшовной конической юбке застежка располагается в одном из боковых швов, а сами боковые швы для улучшения внешнего вида юбки смещают немного назад, увеличивая ширину переднего полотнища за счет заднего на 1-1,5 см. В соответствии с этим немного изменяется порядок построения чертежа (табл. 12).

Таблица 12.
Двухшовная коническая юбка

Последовательность построения чертежа и расчет

Графическое изображение

1. По аналогии с чертежом одношовной юбки построить чертеж переднего полотнища двухшовной юбки, учитывая, что радиусы дуг линии талии и линии низа равны соответственно:
ОТ= (Ст + Пт+1) х К = (33 + 1 + 1) х 1,2 = 42,0 см.
ОН = ОТ + Ди = 42 + 50 = 92,0 см.
Длина дуги TT1 равна:
TT1 = Ст + Пт = 33 + 1 = 34 см.
Расчет по своим меркам:
ОТ = (. + 1 + 1) = . см;
ОН = . + . = . см

2. На этом же чертеже построить чертеж заднего полотнища:
из центра О радиусом, равным ОТ3, провести дугу до пересечения ее с линией OH1.
ОТ3 = (Ст + Пт — 1) х К = (33 + 1 — 1) х 1,2 = 39,6 см;
из центра 0 радиусом, равным ОН3, провести дугу до пересечения ее с линией ОН3.
ОН3 = ОТ3 + Ди = 39,6 + 50 = 89,6 см.
Расчет по своим меркам:
ОТ3 = (. + 1- 1) = . см;
ОН3 = . + . = . см.
Надписать на чертеже названия основных конструктивных линий

Читайте также:  Накидка для сиденья от грязных ног ребенка

Юбка солнце

Чертеж двухшовной конической юбки покроя солнце, представляющей собой полный круг, состоит из двух полукругов: для переднего и заднего полотнищ (рис. 29).

Радиус ОТ для построения линии талии переднего полотнища равен:

ОТ — (Ст + Пт + 1) х 0,32 = (33 + 1 + 1) х 0,32 = 11,2 см;

для заднего полотнища:

ОТ2 = (Ст + Пт — 1) х 0,32 = (33 + 1 — 1) x 0,32 = 10,5 см.

Прибавив к этим радиусам длину юбки Ди, можно построить линии низа переднего HH1 и заднего Н2Н3 полотнищ юбки:

ОН = ОТ + Ди= 11,2 + 50 = 61,2 см,
ОН2 = ОТ2 + Ди = 10,5 + 50 = 60,5 см.

Расчет по своим меркам:

ОТ = (. + 1 + 1) х 0,32 =. см;
ОТ2 = (. + 1 — 1) х 0,32 = . см;
ОН = . + . = . см;
ОН2 = . + . = . см.

Рис. 29. Чертеж юбки солнце

Можно построить чертеж юбки солнце, состоящей из нескольких полукругов. Для этого радиус для получения линии талии каждого полукруга рассчитывают по формуле:

где N — количество полукругов.

Построение чертежа клиньевой юбки

Распределение фалд на конической юбке происходит неравномерно. Более ровными получаются фалды у клиньевой юбки, так как в ней все клинья одинаковы и долевая нить проходит посередине каждого клина. Кроме того, раскладка клиньевой юбки на ткани более экономична, чем конической, а конструкция клиньевой юбки обеспечивает большие возможности для моделирования.

Для построения чертежа клиньевой юбки необходимы те же мерки, что и для конической: Ст, Сб, Ди, Дтс. Перед началом построения нужно определить количество клиньев N в зависимости от ширины и свойств ткани и выбранной модели. Рассмотрим способ построения чертежа одного клина шсстиклинной юбки (табл. 13).

Таблица 13.
Клиньевая юбка

Последовательность построения чертежа и расчет

Графическое изображение

1. Из точки Т провести вниз вертикальную линию и отложить на ней расстояние до линии бедер
ТБ и длину юбки ТН:
ТБ = ДТС: 2 = 35: 2= 17,5см,
ТН = Ди = 50,0 см.
Расчет по своим меркам:
ТБ = . 2 = . см,
ТН = Ди = . см

2. Через точку Т провести горизонтальную линию и отложить на ней симметрично вправо и влево половину ширины клина по линии талии:
TT1 = ТТ2 = (Ст + Пт):
N = (33 + 1) : 6 = 5,7 см (N = 6 — число клиньев юбки).
Расчет по своим меркам: TT1 = ТТ2 = (. + 1) : 6 = . см

3. Провести через точку Б горизонтальную линию и отложить на ней вправо и влево половину ширины клина по линии бедер:
ББ1 = ББ2 = (Сб + Пб) : N = (43 + 3) : б = 7,7 см.
Расчет по своим меркам:
ББ1 = ББ2 = (. + 3): 6 = . см

4. Для получения ширины клина по линии низа провести прямые через точки T1 и Б1, а также через Т2 и Б2 и продолжить их вниз до пересечения с горизонтальной линией, проведенной через точку Н.
Точки пересечения обозначить H1 и Н2. Длина отрезка Н1Н2 — ширина клина по линии низа

5. От точек Т и Н отложить вниз по 0,5 см. Обвести контур чертежа сплошной основной линией, оформляя линию талии и линию низа плавными кривыми

Построение чертежа прямой юбки

Для построения чертежа прямой юбки основными мерками являются полуобхват талии Ст, полуобхват бедер Сб, длина изделия Ди и длина спины до талии Дтс. Для лучшей посадки прямой юбки на фигуре необходимо более точно определять уровень талии. Для этого измеряют расстояние от линии талии до пола спереди Дсп, от линии талии до пола сбоку Дсб и от линии талии до пола сзади Дсз. Переднюю и заднюю половинки юбки строят одновременно на одной сетке чертежа (табл. 14).

Таблица 14.
Прямая юбка

Последовательность построения чертежа и расчет

Графическое изображение

1. Построить прямой угол с вершиной в точке Т. Отложить расстояние до линии бедер: ТБ = Дтс : 2 = 35 : 2 = 17,5 см. Отложить длину юбки: ТН = Ди = 50 см. Через точки Б и Н провести горизонтальные линии бедер и низа юбки. Расчет по своим меркам: ТБ = . 2 = . см, ТН =. см

2. Отложить ширину юбки по линии бедер: ББ1 = Сб + Пб = 43,0 + 3,0 = 46,0 см. Через точку Б1 провести вертикальную линию, точку пересечения которой с линией талии обозначить Т1 а с линией низа — Н1. Расчет по своим меркам: ББ1 = . + 3,0 = . см

3. Отложить ширину заднего полотнища: ББ2 = Сб : 2 = 43,0 : 2 = 21,5 см. Провести вертикаль через точку Б2. Точку пересечения ее с линией талии обозначить Т2, а с линией низа — Н2. Расчет по своим меркам: ББ2 — . 2 = . см

4. Определить новое положение линии талии: Н2О = Н2Т2 + Дсб — Дсп = Н2Т2 + 1,0 = 50,0 + 1,0 = 51,0 см. (Разность Дсб — Дсп учитывает выпуклость бедер в длине боковой линии и обычно равна 1,0—1,5 см.) Начертить новое положение линии талии, соединив точки Т, О и Т1. Расчет по своим меркам: Н2О = . + 1,0 = . см

Читайте также:  Какие футболки бывают с рисунками

5. Рассчитать сумму вытачек — разность между шириной юбки по линии бедер и по линии талии: S = (Сб + Пб) — (Ст + Пт) = (43 + 3 ) — (33 + 1 ) = 12,0 см. Раствор боковой вытачки, равный T3T4 = S : 2 = 12, 0 : 2 = 6,0cm, отложить на линии талии симметрично вправо и влево от линии бока. Нижний конец боковой вытачки Б5 находится на 1 см выше линии бедер. Соединить точки раствора вытачки с ее концом Б5, уравнивая стороны вытачки по большей стороне Расчет по своим меркам: S = (. +3) — (. + 1) = . см, Т3Т4 = . : 2 = . см

6. Определить положение осевых линий вытачек на заднем и переднем полотнищах: ББ3 = Б1Б4 = 0,2 х Сб = 0,2 х 43,0 = 8,6 см Провести вертикальные осевые линии вытачек через точки Б3 и Б4

7. Рассчитать величину задней и передней вытачек: T5T6 = S : 3 = 12 : 3 = 4,0 cm; T7T8 = S : 6 = 12 : 6 = 2,0 см. Отложить их по линии талии симметрично вправо и влево от осевых линий вытачек. Нижний конец задней вытачки Бб находится на 2 см выше линии бедер, а передней — на 4 см (точка Б7). Соединить прямыми линиями точки растворов вытачек с их концами, уравнивая стороны вытачек по большей стороне для задней вытачки и по меньшей стороне — для передней. Расчет по своим меркам: Т5Тб = . : 3 = . см; Т7Т8 = . : 6 = . см

8. Рассчитать величину подъема осевых линий вытачек. Боковой: Т3Т4 : 8 = 6,0 : 8 = 0,75 см; задней: Т5Т6 : 8 = 4,0 : 8 = 0,5 см; передней: Т7Т8 : 8 = 2,0 : 8 = 0,25 см. Отложить величину подъема от линии талии по осевым линиям вытачек (точки а, Ь, с). Расчет по своим меркам: Т3Т4 = . : 8 = . см; Т5Т6 = . : 8 = . см; Т7Т8 = . : 8 = . см

9. Оформить линию талии плавными кривыми линиями, проходящими через точки раствора вытачек и точки подъема осевых линий вытачек. При этом в точках Т и Т1 должен быть прямой угол

10. Оформить стороны вытачек плавными кривыми линиями с прогибом 0,2—0,5 см. Обвести контур чертежа сплошной основной линией

Теперь ты знаешь, как построить чертежи разных типов юбок. Надеемся, что ты сможешь выбрать свой, подходящий твой фигуре стиль юбки. Если тебе больше нравятся короткие прямые юбки, знай, что их не следует путать с мини-юбкой. Мини-юбка выше коленей на 17-20 см, тогда как короткая юбка либо закрывает часть коленей, либо кончается над ними. Однако твой выбор должен быть взвешенным. Помни: одеваться нужно исходя из особенностей твоей внешности: фигуры, роста, цвета волос и глаз. Чтобы выглядеть привлекательно, нужно найти свою линию в стиле одежды.

Практическая работа № 9

Материалы и инструменты: линейка закройщика (М 1 : 4), угольник, карандаш, ластик, учебник, рабочая тетрадь.

  1. Выполни в рабочей тетради расчет и построение чертежа юбки выбранной модели по своим меркам в масштабе 1 : 4.
  2. Выполни построение чертежа юбки в натуральную величину.

Новые слова и понятия

Покрой, форма, юбки конические, клиньевые, прямые.

Источник

Конструирование и моделирование юбки.
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Урок технологии в 6 классе в разделе конструирование и моделирование швейшых изделий.

Скачать:

Вложение Размер
modelirovanie_yubki_6_klass.doc 132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Моделирование и конструирование юбки».

  1. обучающая: продолжить знакомство учащихся с процессом моделирования, научить на любой основе выполнять различные модели юбок, подбору деталей; обучение анализу первоначальных идей и выбору лучшей, формирование умения ставить цель, делать выводы, отстаивать свою точку зрения;
  2. развивающая: формирование у учащихся пространственного, логического мышления, творческого воображения, познавательного интереса;
  3. воспитывающая: формирование у учащихся навыков культурного межличностного общения, эстетического вкуса, аккуратности в работе, уважения к народным традициям, умения работать в команде, слушать и слышать друг друга.

Вопрос простой как три копейки
И в тоже время сложен он:
Какой покрой быть должен юбки?
Ведь в этом весь её резон!

Сто лет назад носили юбки
Длиннее чем до самых пят
И ведь никто не возмущался
На столь причудливый наряд.

Но жизнь на месте не стояла,
А вместе с ней шагал прогресс
Модель у юбки изменялась
От ниже пят и до небес!

Вопрос простой как три копейки
И всем тематика ясна…
Урок мы юбке посвящаем,

Она для женщин всех важна!

Тема урока « Моделирование и конструирование юбки».

У вас на столах лежат рабочие материалы, с которыми мы будем работать на уроке. Давайте откроем их и запишем тему.

Сегодня на уроке мы с вами побываем в роли учеников, практикантов в творческой мастерской художника – конструктора, научимся строить выкройку клиньевой юбки и, изменяя её конструкцию, научимся создавать новые модели.

Для этого нам надо вспомнить изученный материал. Один человек работает у доски, остальные по индивидуальным карточкам, которые в конце урока будут оценены.

Какие мерки необходимо снимать для построения юбки?

  1. Полуобхват талии

Для определения длины пояса

  1. Полуобхват бедер

Для определения ширины чертежа юбки

  1. Длина спины до талии

Для определения линии бедер

Для определения длины юбки

– А знаете ли вы, что изготовление одежды – одно из самых древних ремесел. Столетия оно существовало как кустарное производство. Все операции выполнялись одним мастером – портным. В середине 19 столетия на смену кустарному производству пришло массовое, возникшее во Франции. Поэтому процесс создания любого швейного изделия укладывается в такую схему-цепочку:

– Сегодня на уроке мы с вами выступаем в роли художника-конструктора. Художник-конструктор воплощает замысел художника-модельера в чертеже. Он должен иметь пространственное воображение, хорошо чувствовать силуэт, линии, пропорции в одежде.

А что такое «конструирование»?

Конструирование – это составная часть проектирования одежды, которая включает в себя измерение фигуры человека, расчет основных параметров и построение чертежа основы швейного изделия.

Как вы считаете, от какого слова произошел термин “моделирование”?

Термин “моделирование” происходит от слова “модель”, то есть образец, создаваемый художниками модельерами.

Моделирование одежды — это творческий процесс создания новых моделей. Различают два вида моделирования — художественное и техническое.

Давайте впишем эти понятия в наши рабочие материалы.

Итак, на первом этапе работы в нашей мастерской мы с вами ученики и будем учиться строить чертеж классической клиньевой юбки.

Для этого нам потребуется линейка закройщика, простой карандаш, лекало, цветной карандаш. От заказчика нам поступили его мерки и количество клиньев юбки.

Работать продолжаем в рабочих материалах, где записаны необходимые мерки типовой фигуры, указано количество клиньев и прибавки для свободного облегания изделия по фигуре.

Также есть инструкционная карта построения клиньевой юбки и лист для построения чертежа.

Приступаем к выполнению заказа.

Инструкционная карта построения клиньевой юбки .

Название отрезков и точек

Обозначение на чертеже

Ширина клина по линии талии

Боковые стороны клина

Через Т1Б1 до линии низа

Оформить линию талии

Оформление линии низа

Построение чертежа начинается с прокладывания прямой вертикальной линии, вверху которой ставится точка Т.

Строим отрезок ТН=Ди (50)

Находим положение линии бедер отрезок ТБ=Дтс/2 (17,5)

Через точки Т, Б, Н проводим горизонтальные линии. Это линия талии, линия бедер, линия низа.

Откладываем ширину клина по линии талии. ТТ1=ТТ2=Ст+Пт/n=5,7

Строим ширину клина по линии бедер. ББ1=ББ2=(Сб+Пб)/2=7,7

Откладывает от точку Б вправо и влево это расстояние.

Для получения ширины клина по линии низа провести прямые через точки Т1, Б1 и Т2, Б2, продолжая их вниз до пересечения с горизонтальной линией, проведенной через точку Н. Точки пересечения обозначить Н1 и Н2.

От точек Т и Н отложить вниз по 0,5 см и соединить точки Т1 и Т2, Н1 и Н2 плавной линией через эти вспомогательные точки.

Берем в руки цветной карандаш и обводим готовую выкройку Т1 Т2 (по плавной линии) вниз до Н2 влево до Н1 по плавной линии и вверх до Т1.

Вот так выглядит основной чертеж одного клина клиньевой юбки.

В клиньевых юбках всегда используется четное количество клиньев — от 4 до 12. Несмотря на такое разнообразие вариантов, принцип конструирования остается одним и тем же, меняются лишь результаты расчетов.

Итак, с первой задачей мы справились.

Мы получили выкройку клина классической клиньевой юбки.

А теперь на практике в мастерской мы закрепим наши знания и выступим в роли практикантов, получим новую выкройку по эскизу.

В нашу мастерскую поступило два заказа.

Наши клиенты знают, что юбки, состоящие из клиньев, относятся к классическому типу и всегда популярны. В этом нет ничего удивительного: ведь такие юбки удачно вписываются в любой гардероб и за счет продольных швов позволяют выглядеть стройнее.

Кроме того, на основе такой модели можно сшить как вариант для повседневной носки, торжественных случаев, для занятия спортом. Этот вариант подходит для всех случаев и женщин всех возрастов. Все зависит от назначения юбки, ткани, длины изделия и, конечно же, количества разрезов между клиньями!

Итак, получите ваши первые заказы. Летняя юбка для девочки 10-12 лет и вечерняя юбка для женщины.

Ваша задача изменить форму клина так, чтобы по новой выкройке можно было сшить заказанную модель. Для работы вам понадобятся клей и ножницы. Не забываем о технике безопасности при работе с ножницами.

Учащиеся работают в группах.

Работа над изменением выкройки закончилась. Теперь представьте полученный результат, зачитав полученный заказ.

Защита продукта. (займите свои места)

Молодцы, с заказом вы справились. И теперь давайте закрепим полученные знания. В этом нам поможет «Волна». На последней странице рабочих материалов у вас луч, поделенный на отрезки.

Отвечая на вопросы на экране на ответ “да” над номером вопроса ставится дуга сверху, если ответ “нет” – дуга ставится снизу.

  1. Мерка ДТС необходима для определения линии бедер? (Да)
  2. Длина изделия измеряется от линии бедер до желаемой длины? (Нет)
  3. Чем больше клиньев в юбке, тем клинья шире? (Нет)
  4. Результат измерения нужно разделить пополам при записи мерок Ст, Сб? (Да)
  5. Длина клина определяется по мерке Сб ? (Нет)
  6. К ассортименту поясной одежды относится юбка, шорты брюки? (Да)
  7. Мерка Ст определяет ширину юбки? (Нет)
  8. Масштаб 1:1 используется при построении чертежа изделия в натуральную величину? (Да)
  9. Моделирование — это творческий процесс создания новых моделей? (Да)
  10. Конструирование – это исправление дефектов в одежде? (Нет).

Теперь обменяемся с соседом по парте рабочими материалами и проверим друг друга (взаимопроверка работы). Нет ошибок – «5», одна ошибка – «4», три-четыре ошибки – «3».

Пока вы работали над созданием новой выкройки, я проверила ваши карточки и вот результаты (озвучивание оценок)

Итак, сегодня, работая в нашей творческой мастерской, вы были учениками – научились строить выкройку, практикантами – изготовили новую выкройку по эскизу и вы готовы стать мастерами и разрабатывать свои эскизы и выкройки к ним.

Вопрос простой как три копейки
И в тоже время сложен он:
Какой покрой быть должен юбки?
Ведь в этом весь её резон!

Разработать эскиз юбки на выбор:

Построить выкройку клина по своим меркам.

Внести в него изменения согласно своей модели.

У вас на столах лежат клинья юбки трех цветов: синий, желтый, зеленый.

Источник