Меню

Ефод священника что это



Ефод священника что это

[евр. , греч. ἐφούδ, ἐφώδ], одна из наиболее важных деталей облачения первосвященника в ВЗ. Встречается в Библии 49 раз (грамматические варианты слова — Исх 28. 8; 39. 5 и Ис 30. 22 — см.: Meyers. 1997. P. 550). В переводе LXX евр. слово переведено как ἐπωμίς (Исх 25. 7; 28. 4, 6-8, 12, 15, 29; 29. 5; 35. 9, 27; 36. 9, 11, 14-15, 25-29), ἐφώδ (Суд 17. 5; 18. 14, 18, 20), ἐφούδ или εφουδ (Суд 8. 27; 17. 5; 18. 14, 17-18, 20; 1 Цар 2. 18, 28; 14. 3, 18; 22. 18; 23. 6, 9; 30. 7), ποδήρης (Исх 28. 31), στολή (2 Цар 6. 14; 1 Пар 15. 27), ἱερατεία (Ос 3. 4), εφοθ (Суд 8. 27) (см.: K ö hler L. H., Baumgartner W. Lexicon in Veteris Testamenti libros. Leiden, 19852. P. 76; Liddell H. G. et al. A Greek-English Lexicon. Oxf., 1996. P. 679).

В кн. Исход (Исх 28; 39) даются наиболее подробные сведения относительно того, что представлял собой Е. первосвященника (в LXX — ἐπωμίς). По всей видимости, это было наплечное одеяние из 2 частей дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона (тонкого крученого льна разных цветов) и шерсти, голубого, пурпурного и червленого (темно-красного) цветов. На Е. крепилось 2 ониксовых камня с именами колен Израилевых. Слово «шерсть» при описании Е. (Исх 28. 6 сл.) не упоминается ни в МТ, ни в переводе LXX, ни в Вульгате и вставлено для пояснения в синодальном переводе. Е., как правило, был золотым, т. к. золотая нить стоит 1-й в списке перечисленных материалов для изготовления Е. (Исх 28. 8; 39. 2) и должна была быть соединена со всеми нитями разноцветного льна (Исх 39. 3). Основным материалом для изготовления Е. служило золото, и он выделялся из облачения первосвященника по весу и форме.

Золотой Е. имел особый статус среди ветхозаветного облачения: он являлся одним из 4 предметов облачения, к-рые предназначались только для ношения первосвященником. 2 из них были непосредственно связаны с Е.: на него прикреплялся нагрудник, в к-рый были вставлены камни урим и туммим (Исх 28. 30), и специально к нему делалась «верхняя риза» ( ) (Исх 28. 30). Помимо основного богослужебного использования в ВЗ с Е. были связаны др. функции: в нек-рых повествованиях Е. представлен в качестве инструмента для дивинаций (см., напр.: 1 Цар 14. 3, 18; 23. 9; 3 Цар 2. 26). Так, гонимый Саулом Давид использовал Е. для «вопрошания» Бога о своих дальнейших военных действиях (1 Цар 30. 7-8; ср.: Суд 18. 5).

В неск. древних ассир. клинописных табличках из Каппадокии сообщается о богатой одежде, называемой к-рую носили преимущественно женщины (The Assyrian Dictionary of the Oriental Inst. of the Univ. of Chicago. 1956. Vol. 4. P. 183); в угаритских текстах XV в. говорится о священных одеждах богини Анат, названных ( Dietrich. KATU. S. 4-5; Albright. 1941). В Месопотамии статуи божеств имели «золотые одежды» ( Oppenheim. 1949). В религ. практике Др. Востока эти священные облачения символизировали присутствие божества. В Др. Израиле золотое облачение, по мнению К. Майерс, имело то же назначение. Поскольку Бог Израиля Яхве, облаченный в одежды, не мог быть ни под каким видом изображен (тем более в виде статуи), то одежды первосвященника, и особенно Е., символизировали собой присутствие Бога (см.: Meyers. 1997. P. 550).

В ВЗ упоминается т. н. льняной Е. ( букв.- ефод изо льна), который носили царские особы: Самуил (ἐφοϋδ βαρ — 1 Цар 2. 18), Давид (στολή -2 Цар 6. 14; 1 Пар 15. 27), а также обычные священники (ἐφουδ — 1 Цар 22. 18). Льняной Е., так же как и первосвященнический, использовался за богослужением.

В нек-рых местах ВЗ слово «Е.» упоминается наряду с домашними идолами (терафимами). Так, Гедеон сделал из золота Е. «в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» (Суд 8. 27). «Некто на горе Ефремовой, именем Миха» устроил «дом Божий», в к-ром находились истукан и литой кумир, а также вылитые по заказу его матери и сделанные им Е. и терафим (Суд 17. 3-5). Большинство совр. комментаторов в этих стихах под Е. понимают или одежду для статуй божеств, или же самих идолов (возможно, речь идет о золотой статуе Яхве — ср.: 1 Цар 21. 9; см.: Davies H. G. Ephod // IDB. Vol. 2. P. 118). Последнее предположение делается на основании Ис 30. 22: «Тогда вы будете считать скверною оклад ( ) идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего. » В Книге прор. Осии говорится, что Господь за отступление Израиля от истинного богопочитания лишает его Е. и терафима (Ос 3. 4).

В святоотеческой экзегезе под словом «Е.» в этих стихах понималась только священническая одежда. Так, напр., в письме Марцелле «О словах «ефод» и «терафим»» блж. Иероним Стридонский пишет: «Узнаю ошибку почти всеобщую у латинян, думающих, что упоминаемые далее ефод и терафин были вылиты из того серебра, которое Миха дал матери. »; на основании текста ВЗ блж. Иероним доказывает, что Е. никак не мог быть изваянием, а только священнической одеждой ( Hieron. Ep. 29. 3: Ad eamdem Marcellam // PL. 22. Col. 437d). Также и в толковании на Ос 3. 4 он утверждает, что «нужно знать, что ефод, как мы часто говорили, означает одеяние священническое. » ( Idem. In Os. I 3. 4-5 // PL. 25. Col. 844c). Блж. Феодорит Кирский в толковании на Суд 17. 5 пишет: «Неоднократно говорил я об ефоде, что это священническая тканая риза, посредством которой Бог открывал, что должно делать» ( Theodoret. Quaest. in Iud. 24). Этой же т. зр. придерживались и рус. библеисты XIX в. Так, Г. Попович писал, что «чрезвычайно невероятною представляется самая мысль о том, что св. писатели пользовались для обозначения двух совершенно различных предметов — св. одежды и кумира — одним термином. Самое большее, что можно вывести из содержания Суд 17 и 18. это то, что ефод и терафим были принадлежностями и, возможно вполне различными, святилища Михи» ( Попович. 1914. С. 183).

Читайте также:  Жилеты женские кому за 50 лет

В 1 Цар 14. 18 евр. — «кивот Божий» в Септуагинте переводится как «Е.» (ἐφουδ), на основании чего Р. Куглер считает, что Е. и ковчег завета были взаимосвязаны. Предполагается, что слово «Е.» выступало в роли синонима слова «ковчег», представляя собой миниатюрный храм ( Kugler R. Ephod // New IDB. 2007. Vol. 2. P. 279). Однако, по мнению Х. Дейвиса, ковчег завета не был средством для получения предсказаний, а значит, Е. нельзя идентифицировать с «кивотом Божиим» ( Davies H. G. Ephod // IDB. Vol. 2. P. 119).

В лит-ре межзаветного периода Е. встречается в списке первосвященнических облачений (Сир 45. 10; Мишна. Йома 7. 5) и в 2 подробных описаниях у Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. III 7. 5). В текстах Кумрана (4QShirShabf 23. 2. 5) это слово, возможно, обозначает одеяние небесных духов ( Jenson P. // NIDOTTE. Vol. 1. P. 476-477).

Источник

Ефод священника что это

а) ( Чис. XXXIV, 23 ) – отец Ханниила, бывшего у манассиян князем во время раздела Обетованной Земли;

б) ( Исх. XXVIII:6, XXXIX:2 ; IЦар. II, 28 ; Ос. III, 4 и др.) – верхняя одежда, которую носили еврейские первосвященники. Она состояла из двух кусков дорогой материи, сотканной из золота, виссона и шерсти гиацинтового, пурпурового и червленного цвета, соединенных вверху на плечах двумя нарамниками, на которых сияли в 12 камнях имена колен Израилевых. Внизу концы ефода связывались, вероятно, шнурами или лентами. Вообще он очень походил на саккос настоящего архиерейского облачения, только без рукавов.

Ефод носили единственно первосвященники. Но употреблялся еще другого рода ефод, чисто льняной без всяких украшений – его надевали простые священники ( I Цар. XXII, 18 ), равно как и другие лица, не состоявшие в свящ. сане, но прислуживавшие при Скинии, во время отправления своей должности. Отрок же Самуил, говорится в I кн. Царств ( I Цар.II, 18 ), служил пред Господом, надевая льняной ефод. И Давид, при перенесении Ковчега из дома Аведдара в Иерусалим, был одет в льняной ефод ( II Цар. VI, 14 ).

Близкое отношение ефода к наперснику судному было причиной употребления ефода в языческом идолослужении во времена Судей ( Суд.VIII:27, XVII:5, XVIII:14 ). Гедеон сделал ефод, положенный им в г. Офре. И был он, говорит свящ. писатель кн. Судей, сетью Гедеону и всему дому его. И был у Михи, говорит он в другом месте, дом Божий. И сделал он ефод и терафим. В этом же доме его стоял истукан и литой кумир ( Суд.VIII:27, XVII:3, 4, XVIII:14 ).

Источник: Иллюстрированная Библейская энциклопедия / архимандрит Никифор (Бажанов). – Москва: Эксмо, 2016. – 640 с. ISBN 978-5-699-87789-8

Вам может быть интересно:

  1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Дезидерий – профессор Александр Павлович Лопухин
  2. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Петр, Архиепископ Российский – митрополит Евгений (Болховитинов)

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Ефод священника что это

1) часть облачения первосвященника, надеваемого при богослужении. Е. изготовляли из двух полотнищ дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона (тонкого крученого льна) и шерсти голубого, пурпурного и червленого цветов. Он покрывал только грудь и спину. Переднее и заднее полотнища соединялись на плечах двумя нарамниками, на каждом из которых крепился оправленный в золото камень оникс с именами колен Израилевых ( Исх. 28:6–14 ; Исх. 39:2–7 ). На Е. золотыми цепочками крепился ⇒ наперсник, в котором находились урим и туммим ( Исх. 28:30 ) – два камня, с помощью которых испрашивали волю Господа. По-видимому, именно в этой связи упоминается Е. в 1Цар. 23:6–23 ; 1Цар 30 и след. (⇒ Урим и туммим);

2) простой льняной Е. (эфод бад), который принадлежал к облачению прочих священников ( 1Цар. 22:18 ). Такой Е. носил юный Самуил ( 1Цар. 2:18 ). В Е. был облачен и ⇒ Давид, когда перевозил ковчег завета в Иерусалим ( 4Цар. 6:14 );

3) на ассир. клинописных табличках XIX в. до Р.Х. и в угаритских текстах XV в. до Р.Х. упоминается эпаду – одежда, которую носили преимущ. женщины;

4) в некоторых местах Библии Е. упоминается в сочетании с домашними идолами (терафимами) – Суд. 17:5 ; Суд. 18:14.17–31 ; Ос. 3:4 . В этих случаях речь может идти об одеянии идола и, возможно, о самом идоле ( Суд. 8:27 );

5) отец Ханниила, князя из колена Манассии ( Числ. 34:23 ).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. — М.: Российское Библейское Общество, 1999. — 1120 с.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Символика ветхозаветных священнических облачений

Образная символика ветхозаветных священнических одеяний глубока и многообразна. Она заключает в себе целый пласт представлений о служении священника и, по сути, освещает для понимающего человека все грани этого многообразного и первостепенно-важного для всего народа израильского священнического предстояния.
Язык образов и символов одежды священника раскрывается здесь во всей своей красоте и достигает поистине небесных высот. Каждая деталь находится на своем предназначенном месте, каждая ниточка и каждый уголок здесь не просто так. Все наполнено таинственным смыслом, все занимает определенное место, которое нельзя поменять, ибо в случае такой подмены, подменяется и смысл предмета, находящийся в полной символической гармонии со всем комплексом, или даже ансамблем, звучащим в унисон. Можно сказать, что вся одежда священника и, в первую очередь, первосвященника, звучит как симфония, как некая мелодия, говорящая о предназначении и священном долге человека, его носящего.
Итак, Господь сказал Моисею: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сыновей его с ним из среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне: Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сыновей Аарона» (Исх.28:1). И далее Сам Бог описывает очень подробно из чего именно должно состоять это одеяние.
Одеяние составляется из семи основных частей, шесть из которых описаны в Исх. 28:4: «Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс». Седьмая часть описана в Исх. 28:36-38: «И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежи на ней, как вырезают на печати: «Святыня Господняя», и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару так, чтобы она была на передней стороне кидара. И будет она на челе Аарона, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господа к ним», т.е. седьмая часть была золотой дощечкой с именем Господа.
Описание ефода следующее: «и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти] и из крученого виссона искусной работы. У него должны быть на обоих концах его два связывающих нарамника, чтобы он был связан.» (Исх.28:6,7). Слово «ефод» происходит от древнееврейского «афад», что буквально можно перевести как «окружать, опоясывать». Эта часть одеяния покрывала верхнюю часть туловища и символизировала охрану Божью, которая облекает и поддерживает священника со всех сторон.
Ефод состоял из четырех видов материала: первый из них крученый виссон белого цвета, символизирующий повсеместное присутствие Бога как Царя вселенной, и белый цвет как начало всех цветов, т.е. начало бытия красок, символически – на Бога как начало всякого бытия.
Второй материал — голубая шерсть, цвет небесного предела, положенного глазам человека и напоминающего о небесной тайне, направляющего наш дух за пределы видимого мира.
Пурпуровая шерсть – третий материал ефода. Ее красный цвет напоминал о крови, как носительнице телесной жизни. Древнееврейское название этой шерсти «араг», буквально ткать, символизировал живое служение Богу, состоящее из разнообразных мыслей, слов и дел, как бы «сотканных воедино» во славу Всевышнего.
Четвертый материал – червленая шерсть темно-красного цвета напоминала пролитую, густеющую кровь и символизировала готовностью истинного служителя пожертвовать собственной жизнью во имя Небесного Отца, принести всего себя на алтарь служения Единому Истинному Богу.
Кроме перечисленных материалов в состав ефода входили тонкие золотые нити, так называемая «золотая проволока». Это делало ефод твердым и напоминающим кольчугу воина. Возможно, ту самую «броню праведности», упоминаемую апостолом Павлом в Послании к Ефесянам 6:14. Потому как священник есть воин Божий, охраняющий вверенный ему народ от воздействия злых сил (Еф. 6:12).

Читайте также:  Футболка с надписью про мужа

Словом «пояс», которым препоясывали чресла, переведено еврейское слово «хэшев» — повязка. Как и ефод, пояс содержал разноцветные нити, и также золотую нить, которая укрепляла его, делая частью «брони» для духовной брани. Чресла, т.е. бедра, символизируют животную природу человека, которую необходимо связывать, препоясывать. Другими словами сдерживать, контролировать свои низменные желания.

С ефодом, обе части которого при помощи завязок и специальной «рамки» крепились на «раменах», т.е. на плечах, соединялся наперсник. Наперсник, находящийся «на персях», т.е. на груди, это перевод древнееврейского слова «хошен» — «сияющий, излучающий, светоносный», возможно, «пребывающий в лучах». Это особый предмет, сшитый из тех же нитей, что и ефод, соединявшийся с ним при помощи золотых цепочек. Он символизировал светлые сердечные помышления и составлял одно целое с ефодом. В наперсник вставлялись 12-ть драгоценных камней, оправленные золотом. Камни символизировали 12-ть колен Израилевых. Каждому колену соответствовал свой камень, связанный с одним из 12-ти знаков Зодиака, с одним из 12-ти месяцев года и т.д.
Наперсник назывался «судным», поскольку в нем хранились урим и туммим, некие таинственные устройства, с помощью которых священник узнавал «суд Божий». Урим означал «свет», а туммим – «совершенство». Это устройство подробно в Библии не описано, но оно неким образом давало священнику возможность вопрошать Бога о Его воле.

Следующая деталь одежды – верхняя риза. В синодальном переводе иногда называется «подир», от греческого «подэрос» — «достигающий ног», «длинный». Она надевалась поверх нижнего хитона, покрывающего тело.

Кидар – головной убор священника по всей видимости представлял из себя что-то вроде чалмы. Он был льняной, ослепительно белый и указывал на чистоту помыслов носившего его. К кидару прикреплялась золотая пластина, возможно, имевшая форму цветка. По древнееврейски ее название звучит как «циц», что буквально означает «цветок». Пластина символизировала разум священника, который должен пристально всматриваться в волю Божию. На пластине было начертано «Святыня Господня», возможно, «посвящено для Господа» или «свято для Господа».

Хитон – разновидность халата. Он был белым, льняным, что символизировало святость и чистоту мыслей, чувств, слов и дел.

Читайте также:  Синяя юбка годе с чем носить

Вся одежда в совокупности должна была указывать на истинную духовную жизнь, полностью посвященную служению Богу. Отсутствие хотя бы одной части могло привести к духовной, и как следствие, физической смерти недостойного служителя.

Таким образом, мы видим в этом облачении не было ничего случайного. Каждая деталь имеет глубокий духовный и теологический смысл, каждая ниточка восполняет образ, в совокупности представляющий нам верного слугу Божьего, поставленного на служение, которое нельзя назвать просто работой. Это образ жизни, образ мыслей и образ действий, направленный к одной цели: служению Богу и для защиты вверенного священнику народа.

Источник

Ефод священника что это

Ефод (ивр. אֵפוֹד ‎, эфод) — существует несколько значений данного слова:

  1. Часть облачения первосвященника, надеваемого при богослужении. Ефод изготовляли из двух полотнищ дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона (тонкого крученого льна) и шерсти голубого, пурпурного и червленого цветов. Он покрывал только грудь и спину. Переднее и заднее полотнища соединялись на плечах двумя нарамниками, на каждом из которых крепился оправленный в золото камень оникс с именами колен Израилевых (Исх.28:6-14; 39:2-7). На Ефоде золотыми цепочками крепился наперсник, в котором находились урим и туммим (Исх 28:30) — два камня, с помощью которых испрашивали волю Господа. По-видимому, именно в этой связи упоминается Ефод в 1Цар.23:6-23; 30:7.
  2. Простой льняной Ефод (эфод бад), который принадлежал к облачению прочих священников (1Цар.22:18). Такой Ефод носил юный Самуил (1Цар.2:18). В Ефод был облачен и Давид, когда перевозил ковчег завета в Иерусалим (4Цар.6:14). Согласно Маймониду, льняной эфод являлся отличительным знаком человека, наделенного пророческим даром [источник не указан 203 дня] .
  3. На ассирийских клинописных табличках XIX в. до н. э. и в угаритских текстах XV в. до н. э. упоминается эпаду — одежда, которую носили преимущественно женщины.
  4. В некоторых местах Библии Ефод упоминается в сочетании с домашними идолами (терафимами) — Суд.17:5; 18:14,17 и след.; Ос.3:4. В этих случаях речь может идти об одеянии идола и, возможно, о самом идоле (Суд.8:27).
  5. Отец Ханниила, князя из колена Манассии (Чис.34:23).

Cм. также

  • Хошен
  • Фофудья
Иерусалимский Храм
Структуры Скиния·Первый Храм / Храм Соломона·Второй Храм / Храм Ездры / Храм Ирода·Третий Храм / Храм Иезекииля
Элементы Ворота Уоррена · Жертвенник · Западный камень ·Боаз и Яхин· Калал ·Камень Основания· Капорет ·Ковчег завета·Менора· Море литое · Портик Соломона ·Святая святых·Святилище·Стена плача· Хануйот · Шекина
Жречество Пояс · Верхняя риза к ефоду · Ефод·Жертвоприношения в иудаизме· Кетонет · Миро для священного помазания · Михнасайим · Мицнефет ·Наперсник·Первосвященник· Распределение священников ·Урим и Туммим· Шемен Афарсимон · Циц ·Предсказания
История Восстание Бар-Кохбы·Девятое Ава· Монеты Judaea Capta ·Осада Иерусалима
Храмовая гора Ворота ·Гора Сион·Город Давида· Раскопки
См. также Копии Еврейского Храма · Отрицание Храма ·Пуп Земли

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Ефод» в других словарях:

ЕФОД — Ефут. Нарамник у еврейских священников. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ЕФОД, ЕФУД (евр.) Одежда ветхозаветных еврейских священников. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

Ефод — (евр. Эфод): 1) часть облачения первосвященника, надеваемого при богослужении. Е. изготовляли из двух полотнищ дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона (тонкого крученого льна) и шерсти голубого, пурпурного и червленого цветов. Он… … Библейская энциклопедия Брокгауза

ефод — (Эфод) Верхнее облачение еврейских первосвященников и прислуживающих при Скинии. Состоял из двух кусков дорогих тканей (преимущественно красных тонов – точнее материалом для Е. Служили нити голубой, пурпурной и червленой пряжи, виссон (лен) … Словарь иконописца

Ефод — (наплечие): а) (Чис.34:23 ) отец Ханниила, бывшего у Манассиян князем во время раздела Обетованной земли. б) (Исх.28:6 , Исх.39:2 , 1Цар.2:28 , Ос.3:4 и др.) верхняя одежда, которую носили Еврейские первосвященники. Она состояла из двух кусков… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

ЕФОД — [евр. , греч. ἐφούδ, ἐφώδ], одна из наиболее важных деталей облачения первосвященника в ВЗ. Встречается в Библии 49 раз (грамматические варианты слова Исх 28. 8; 39. 5 и Ис 30. 22 см.: Meyers. 1997. P. 550). В переводе LXX евр. слово переведено… … Православная энциклопедия

Ефод — верхняя одежда первосвященника. Она очень походила на саккос египетского облачения, только без рукавов, и состояла из двух кусков дорогой материи, сотканной из золота, виссона и шерсти, голубого, пурпурового и червленого цвета; эти куски… … Словарь библейских имен

ефод — еф’од (Исх.25:7 ; Исх.28:4 ,6,8,12,15,27,28,31; Исх.29:5 ; Исх.39:2 ,5,7,18,22; Лев.8:7 ; Суд.8:27 ; Суд.17:5 ; Суд.18:14 ,17,18,20; 1Цар.2:18 ,28; 1Цар.14:3 ; 1Цар.21:9 ; 1Цар.22:18 ; 1Цар.23:6 ,9; 1Цар.30:7 ; 2Цар.6:14 ; Ос.3:4 ) верхняя одежда … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

ефод — еф’од (Исх.25:7 ; Исх.28:4 ,6,8,12,15,27,28,31; Исх.29:5 ; Исх.39:2 ,5,7,18,22; Лев.8:7 ; Суд.8:27 ; Суд.17:5 ; Суд.18:14 ,17,18,20; 1Цар.2:18 ,28; 1Цар.14:3 ; 1Цар.21:9 ; 1Цар.22:18 ; 1Цар.23:6 ,9; 1Цар.30:7 ; 2Цар.6:14 ; Ос.3:4 ) верхняя одежда … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Ефод — Облачение первосвященников. В еврейской традиции, согласно Иосифу, ефод символизирует вселенную, состоящую из четырех элементов. Нагрудник в центре ефода олицетворяет космический центр … Словарь символов

Ефод — Еф’од (покрытие) (Чис.34:23 ) отец (предок) Ханниила (см. Ханниил,а) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Источник