Меню

Желтый халат с драконом китайского императора



Традиционная китайская одежда: секреты драконьих одеяний

Старая китайская пословица гласит, что царствование каждого императора начинается, как только он надевает свою новую мантию. Императорские одежды последней династии Цин (1644–1911 гг.) придают этой пословице легитимность.

Широкой публике не разрешалось носить или даже иметь такую одежду, хотя им разрешалось продавать её. Любой, кто нарушал это правило, подлежал суровому наказанию, вплоть до смертной казни.

Изогнутые рукава и отдельные, тяжёлые воротники

Династия Цин зародилась, когда маньчжурские кочевники с северо-востока завоевали Китайскую империю династии Мин в 1644 году. Однако, с точки зрения культуры, традиций, обычаев и науки, маньчжурам было чему поучиться у высокоразвитых китайцев.

Они приняли не только передовую систему управления, но и китайские идеограммы, ритуалы, обычаи и даже идеологию и религию. Поэтому после завоевания маньчжуры, восхищаясь китайской культурой, сохранили гордость за свои собственные корни.

До введения оседлой жизни дорожная одежда была самым важным достоянием маньчжуров. Её делали в основном из шкур животных, при этом максимально использовали сырьё.

Императорский гардероб обязан своими подковообразными рукавами и отдельными тяжёлыми воротниками маньчжурским традициям. Поскольку маньчжуры зарабатывали на жизнь охотой в северо-восточных районах, им приходилось защищаться от холода. Они носили длинные изогнутые рукава, а тяжёлый съёмный воротник должен был защищать охотников от холода во время длительных поездок.

Однако длинные рукава оказались помехой в повседневной жизни императорского двора. Придворные чиновники большую часть времени держали их свёрнутыми, и только когда нужно было поприветствовать кого-то, рукава разворачивали.

Эта привычка императора и его чиновников, в конце концов, была подхвачена всеми. Таким образом, для китайского народа стало ритуалом закатывать рукава вверх и вниз, приветствуя незнакомца.

Самые изысканные одеяния

Прежде чем китайский император династии Цин надевал новое одеяние, требовалось не менее двух с половиной лет ручной работы для придворных портных. Во дворце была специальная портняжная мастерская, предназначенная исключительно для пошива одежды.

Образцы и крой одежды разрабатывались там и должны были быть одобрены императором и высшими имперскими чиновниками. Затем образцы передавали производителям шёлка. Когда ткань была готова, её раскраивал другой ремесленник и передавал третьему для пошива и вышивки.

Для вышивания использовались только тонкие нити, некоторые были изготовлены из настоящего золота. Император нанял 500 ремесленников для шитья и ещё 40 для золотого шитья.

Халат на все случаи жизни

Императорский гардероб времён династии Цин включал в себя одеяния и мантии всех видов. Здесь были халаты для торжеств, специальные халаты для торжественных церемоний, дорожная одежда и одежда для плохой погоды, снега и дождя, а также одежда для повседневного использования в домах и на открытых площадках.

В зависимости от погодных условий они были либо на подкладке, либо без подкладки, из шёлка, кожи или хлопка. Цвета были подобраны так, чтобы идеально подходить к императорскому гардеробу. Цвета, предназначенные для императора, это ярко-жёлтый, красный, синий и светло-голубой.

Жёлтый был зарезервирован главным образом, как цвет для торжеств. Остальные три цвета носили во время церемониальных жертвоприношений в трёх главных храмах. Император носил синий в Храме Неба, красный в Храме Солнца и светло-голубой в храме Луны. К каждой мантии император также подбирал соответствующий пояс и шляпу.

На широко известных драконьих одеждах вышиты золотые драконы. Это были одеяния для особых торжеств, и император надевал их только в благоприятные праздничные дни.
Жёлтый цвет носили по праздникам, в то время как остальные три цвета носили в дни жертвоприношений.

Простой церемониальный халат надевался во всех других торжественных случаях, таких как свадьбы, дни жертвоприношений и Новый год.

12 узоров драконьих одежд

Одежда императора была украшена искусными орнаментами со скрытой символикой удачи, и изображение дракона доминировало в каждом императорском костюме. Будучи важным элементом конфуцианства, дракон символизировал власть императора.

Драконья мантия содержала девять драконов, по одному на каждом плече, по одному на спине и груди верхней и нижней одежды; четыре дракона украшали нижнюю часть императорских одежд.

Драконья мантия предназначалась не только для императора, но и чтобы приносить удачу людям. Помимо драконов есть 11 других символов для удачи: 日 (rì) — Солнце, 月 (yuè) — Луна, и 星辰 (xīngchén) — звёзды, как символ трёх светящихся источников света; 群山 (qúnshān) — гора, символизирующая защиту императора со всех четырёх сторон; 華虫 (huàchóng) — насекомое, представляет мудрость императора; 宗彝 (zōngyí) — кубок вина, означает честность, верность и благочестие; 藻 (zăo) — водные травы, означают чистоту; 火 (huŏ) — огонь, символизирующий его честность; 粉米 (fĕnmĭ) — рис символизирует богатство; 黼 (fŭ) — специальная чёрно-белая вышивка, символизирует решительность и смелость императора; и 黻 (fú) — чёрно-золотая вышивка, тоже символ честности.

Читайте также:  Юбка шестиклинка с запахом

Ещё одним символом на мантии императора была красная летучая мышь, означающая «настоящий поток удачи».

На нижнем белье изображали океаны и горные хребты мира, потому что в китайской традиции император считался «сыном Неба», который правит всем миром.

Больше интересной информации — на сайте Yuanming . Мы собираем самые лучшие материалы для вас, о которых стоит рассказать друзьям. Мы с вами!

Источник

Желтый император Хуан-ди (黃帝, huángdì)

Желтый император Хуан-ди (黃帝, huángdì)

На нынешних землях Китая в третьем тысячелетии до нашей эры не было государственности. Земли были разрознены, а люди подчинялись правящим кланам и их старейшинам. Первый император Хуан-ди, спустившийся с небес со своими сподвижниками, дал людям божественные знания, принесенные с других планет. Люди их называли «Сынами неба» и поклонялись своим учителям еще долго после смерти.

Загадки Востока: первый император Хуан-ди

По легендам божества спустились с небес на железной колеснице. Их было семеро, необычных: с большим количеством рук и глаз, с железными головами и трезубцами вместо ушей. Первый император Хуан-ди вышел из тела желтого дракона. Он смог объединить земли и создать первое объединенное «китайское» государство. Его сподвижники обладали большими знаниями в области астрономии. Они подарили людям календарь, умения составлять звездные карты, лечить людей, строить лодки, копать колодцы и многое другое. Изобретение многих, ныне привычных вещей, таких как, например, компас, приписывается Хуан-ди. Свою науку первый император доносил людям в храме Солнца, являвшемся святыней у китайцев.

Отправляясь в путешествие по Азии, туристы не только много слышат о таинственным и всемогущем Хуан-ди, но и видят вещественные доказательства его присутствия на земле. Эзотерики уверены, что именно этот правитель был основоположником даосизма. Он мог предсказывать будущее, опираясь на знаниях, которые хранились в четырехметровой треноге. Чтобы набраться энергии, император иногда исчезал на большой колеснице, а затем вновь появлялся. По земле он передвигался на горных повозках с гусеничным ходом.

Прародитель Поднебесной

Есть одно «но». Если Первый Император считается прародителем китайской нации, тогда как же китайцы могли наблюдать его прилет с неба? Скорее всего, истинным прародителем является богиня Нюйва, а Хуан-ди объединителем земель. Легенда гласит, что божественный император правил 100 лет с 2692 по 2592 года до нашей эры. Он написал множество трудов по медицине, а также стихи Иньфуцзин, ставшие основой даосизма. Свидетельств смерти правителя нет, но все свято верят в то, что он, выпив пилюлю бессмертия, умчался на железной колеснице на родину, прихватив с собой коней, наложниц и слуг.

Тем не менее, существует мавзолей Хуан-ди. Его можно отнести к категории, интересные места Китая. Это строение является охраняемым объектом, как культурное наследие страны. Внутри мавзолей разделен на две части: храм и основной зал. Поскольку тела великого правителя не осталось, служителями храма свято хранятся плащ и шляпа. В храме производятся молитвы. Многие правители, когда-либо приходившие к власти в Китае, посещали мавзолей Хуан-ди, отдавая ему свое почтение.

В предыдущей статье автор писал про:
Серфинг пляжи, куда поехать?

Источник

Желтый халат с драконом китайского императора

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

лунпао — одежда китайского императора

любое повествование о китайском костюме, даже двадцатого века стоило бы начинать именно с этого артефакта: лунпао или «драконового халата» («long»- дракон, «pao» — платье, одеяние, халат), так как именно это одеяние навсегда ушло из гардероба вместе с Синьхайской революцией. лунпао носил только Император Поднебесной.

императорское облачение всегда создавалась строго по канонам и нормам, особенно отличалось строгостью и сложностью одеяние императоров последней, маньчжурской династии Цин. во-первых, одеяние императора выражало собой режим и систему правления династии. во-вторых, все в нем имело глубочайшее значение: цвет, фасон и вышивка, символы. основная идея передавала традиционные китайские верования о единстве трех мировых начал: Неба, Земли и Человека (Императора). таким образом император, облачаясь в официальный парадный костюм (например, лунпао) включался в космологическую систему и становился связующей Осью мира между Небом и Землей. эта идея центра подчеркивалась цветом: только император мог носить желтые одежды. как вспоминал последний император Пу И: «Каждый раз при воспоминаниях о детстве перед моими глазами всплывает сплошной желтый туман: глазурованная черепица на крыше жёлтая, паланкин — жёлтый, подстилки на стульях — жёлтые, подкладки на одежде и шапке, кушак, фарфоровая посуда, ватные чехлы для кастрюль, обёртки для них, занавески, стёкла — всё жёлтого цвета. Этот существующий на правах личной собственности так называемый «блестящий жёлтый» цвет с детства заронил в мою душу чувство собственной исключительности».

Читайте также:  Носят пончо с юбками


лунпао (конец XIX века, династия Цин (1644-1911), Oklahoma History Centre)

подол такого платья украшался символическими изображениями мировых вод (лишуй) и волн (пиншуй), в которых плавают драгоценности, символизировавшие благие желания. в центре подола изображались трехглавые горы (boshan), символизировавшие ориентацию по сторонам света. основным элементом, давшим название всему халату, выступал дракон с пятью когтями, парящий в облаках — этот символ изображался на груди, на спине и на плечах, по одному дракону в анфас, на подоле же как сзади, так и спереди изображались два обращенных друг к другу дракона в профиль. таким образом на платье помещались все девять драконов. при взгляде спереди ли, или со спины, одновременно должны были быть видны пять драконов, поскольку в традиционном Китае числа пять и девять ассоциировались с престолом правителя.

дракон стал символом императора согласно легенде, по которой он был сыном женщины и дракона. в китайской мифологии дракон являлся покровителем центра, а значит правомерно символизировал институт государственной власти, столицу и самого монарха. эта идея хорошо передавалось китайской пословицей: «пусть актер наденет лунпао, он не станет императором» (xizi chuanshang longpao, chengbuliao huangdi). обычай вышивать драконов на императорской одежде уходит своими корнями в глубокую древность, ко временам правления династии Чжоу (XI век — 256 г. до н.з.).
часто дракона изображают с шаром или жемчужиной, символизирующей в даосизме и буддизме духовную суть вселенной, светоч и мудрость. отсюда одно из значений иероглифа «дракон» как выдающаяся личность, гений. обладающий талантом и мудростью.
в облака помимо драконов были вплетены другие символов: солнце, луна и звёзды (олицетворяя свет, исходящий от престола), горы (как синоним стабильности и прочности правления), птицы (выражающие красоту и изящество), речной тростник (который представлял собой чистоту и безупречность), и огонь (символ света).

вообще одеяние цинских императоров подразделялось на несколько видов:
* лифу (礼服, парадная церемониальная одежда, куда входило и лунпао)
* чаофу (朝服, красное парадное платье)
* цзифу (旗服, знаменная, праздничная одежда)
* чанфу (常服, повседневная гражданская одежда)
* бяньфу (弁, повседневная, чаще военная одежда)
* синфу (дорожная одежда)
* юйфу (雨服, одежда от дождя).

в отличии от лунпао, праздничное одеяние цзифу носил не только император, но и члены императорской фамилии. поверх цзифу одевали однотонную кофту, на которой также нашивались знаки различия, точно обозначавшие ранг носителя (например, князь первого или второго ранга). изображения дракона мог носить только император.


цзифу (конец XIX века — начало XX века, Honolulu Academy of Arts)

в Запретном городе фасонами императорской одежды занималось целое ведомство илибу. порой процесс занимал весьма продолжительное время (около двух лет): cначала художники рисовали гунбихуа (традиционный живописный орнамент) согласно выдвинутой императором теме, потом старший евнух передавал рисунки императору (или регенту) на рассмотрение, иногда фасон прямо разрабатывался Департаментом двора. в конце концов изготовление императорского одеяния производилось тремя текстильными отделениями, находящимся в разных городах: Нанкине, Сучжоу и Ханчжоу. что касается денег, то ограничений никаких не существовало, и каждый такой наряд подчас стоил целого состояния. как вспоминал Пу И: «Для императрицы и наложниц на одежду выделялись определенные ассигнования, а у императора никаких ограничений не было. Шили одежду круглый год, а что шили, я и сам не знал. Во всяким случае, я всегда надевал что-нибудь новое. У меня под руками имеется счет, на котором написано: «Стоимость материала на верхнюю одежду, сшитую в период с 6-го числа десятого месяца по 5-е число одиннадцатого месяца». Год на счете не указан. Согласно записям, в этот месяц мне сшили одиннадцать халатов на меху, шесть парадных халатов, две меховых жилетки и тридцать пар теплых курток и брюк».

за день император переодевался не один раз, однако эти переодевания совершались по определенному распорядку. один только обычный халат император менял двадцать восемь раз. для хранения одежды существовал отдел шанъицзянь, где хранилась одежда императора, а также специальный отдел, который занимался управлением повседневным гардеробом императора. кроме того, во дворцах было множество евнухов, которые помогали императору переодеваться.


лунпао (период правления императора Цяньлуна (1736-1799), династия Цин).


лунпао (период правления императора Юнчжэна (1723-1735), династия Цин).

Источник

Секрет одеяний с драконами

Культура Китая

Читайте также:

Старинная китайская пословица гласит, что правление императора начинается с мантии его одежды. О том, насколько точно соответствует эта пословица истине, свидетельствует находка императорских одеяний последней династии Цин (1644-1911).

Читайте также:  Жилет мужской классический с чем носить

На протяжении многих династий в Китае одежда являлась отражением статуса, маркой, по которой можно было определить социальное положение человека. Так, мех чернобурой лисы и желтый цвет имели право носить лишь высшие сановники и члены императорской семьи. Простой гражданин имел право лишь продавать подобную одежду. Нарушение этого правила влекло за собой тяжелые наказания, вплоть до смерти.

Подковообразные рукава и воротники-накидки

Династия Цин зародилась в результате захвата Китая маньчжурами в 1644 г. Маньчжуры были кочевым народом с северо-востока Китая, которые с конца династии Мин начали захватывать тогдашнюю китайскую империю. Однако маньчжуры мало что могли противопоставить науке, обычаям, традициям и культуре высокоразвитого китайского народа. Они позаимствовали не только прогрессивную систему государственного аппарата, но и китайский литературный язык, ритуалы и обычаи, вплоть до мировоззрения. Маньчжуры с одной стороны восхищались выдающейся китайской культурой, которую они открыли для себя после захвата страны, с другой — гордились своими собственными корнями.

До того, как маньчжуры начали вести оседлый образ жизни, наиболее важное значение для них играла одежда для верховой езды. Она преимущественно изготавливалась из шкур животных, причем линия кроя повторяла форму убитой дичи, чтобы гарантировать оптимальное использование материала. Маньчжурское влияние на императорский гардероб проявилось в подковообразных рукавах и воротниках накидок. Поскольку первоначально маньчжуры жили на северо-востоке Китая и промышляли охотой, наиболее важной являлась защита от холода. Длинные рукава подковообразной формы служили защитой от холода. Воротники-накидки также согревали во время длительной охоты.

Однако длинные рукава подобного кроя при императорском дворе сочли как неподходящие для повседневной жизни. Поэтому их стали засучивать и отворачивать лишь при приветствии. Эта привычка императора и его приближенных перешла в народ и превратилась в ритуал.

Самый роскошный наряд в Поднебесной

Прежде чем наряд мог коснуться кожи императора, придворный портной работал над его пошивом в течение 2 лет. При дворце существовала собственная швейная мастерская. Вначале разрабатывался покрой, который должен был одобрен императором и высшими сановниками. Затем на фабрике по производству шелка заказывались образцы материала. Готовые материалы раскраивались в другой мастерской, вышивались — в третьей и, наконец, сшивались вместе. Для вышивки использовалась самая дорогая пряжа, в том числе и нити из настоящего золота. Только для одного вышивания у императора было 500 портных плюс еще 40 мастеров по вышиванию золотом.

Для каждого случая соответствующее одеяние

Императорский гардероб династии Цинн включал самую разнообразную одежду: праздничные одежды, церемониальные одеяния, одежда для верховой езды, одежда для дождливой погоды или во время снега, а также повседневная одежда. В зависимости от погодных условий одежду шили из шелка, кожи или хлопка.

Цвета также играли роль в императорских нарядах. Среди цветов, которые мог носить только император, помимо желтого, был также красный, синий и голубой. Желтый, в основном, надевался во время праздников. Остальные три цвета надевались во время церемониальных жертвоприношений в трех главных храмах: в Храме Неба император одевался в синий цвет, в Храме Солнца — в красный и в Храме Луны — в голубой. К каждому наряду был также соответствующий пояс и головной убор.

Широко известное одеяние, вышитое золотыми драконами одевалось только по особым праздникам. Во все остальные праздники, такие как свадьбы, дни жертвоприношений и Новый год, одевался обычный праздничный наряд.

12 моделей одежд с драконами

Императорская одежда была покрыта искусными орнаментами и символами удачи, на всех императорских одеждах доминировал дракон. Будучи важнейшим символом конфуцианства, он символизировал власть и самого императора. На наряде изображалось девять драконов: на обеих плечах, на спине, два на груди, оставшиеся четыре дракона умещались на подоле.

Цель одежды с драконами была не только украшать императора, но и приносить удачу народу. Помимо дракона существовало еще другие символы удачи: солнце (жи), луна (юэ), звезда (син чень) — символ с тремя лучами, гора (цунь шань) — защита императорского правления во всех четырех сторонах света, насекомое (хуа чун) — мудрость императора, водоросль (цзао) — его порядочность, огонь (хуо) — его праведность, рис (фень) — богатство, черно-белый орнамент с топором (фу) — знак решимости и смелости императора.

Среди других символов на императорской одежде была красная летучая мышь, поскольку на китайском языке ее произношение идентично выражению «безмерное счастье». На нижней юкке также изображались мировые океаны и горы, так как китайцы традиционно считали императора не только правителем Китая, но «сыном Неба», правящим всем миром.

Источник