Меню

Зипун что это такое при разине



Поход за зипунами

Практика казачьих походов «за зипунами», то есть за добычей, была широко распространённым явлением среди казаков. Особенности положения казаков — профессионального военного сословия (оборона пограничных земель от крымцев, ногайцев и прочих врагов) обусловливал основной их род деятельности — военная служба. Ведь современные «главные хлеборобы» нынешней России и Украины, казаки, стали пахать землю сравнительно поздно. Ещё в XVIII веке казаки сами не занимались земледелием, так как существовало правило: «Кто из казаков станет землю пахать и хлеб сеять, того казака бить и грабить» [1] .

Такой специфический род деятельности, как военный, часто вынуждал казаков поддерживать партнёрские отношения с такими государственными центрами, как Речь Посполитая и Царство Русское, которые обеспечивали их хлебным жалованьем и прочим материальным довольстием.

Однако, поскольку царское и королевское жалованье часто платилось с задержкой (иногда — в несколько лет), а иногда и не платилось вовсе (да и выплаченное жалованье не покрывало всех нужд и расходов казачества), походы «за зипунами» были основной статьей материального снабжения казачьего войска.

Подобные походы были делом всего казачества — донского, терского, яицкого, запорожского.

Часто это шло вразрез с государственной политикой того и другого государства, что, естественно, вызывало противодействие казакам и их ответные волнения и выступления.

«Походы за зипунами» также способствовали снижению социальной напряженности в казачьих областях, связанной с положением малообеспеченных (голутвенных) слоев казачества (нереестрового казачества на Украине). Но не одна нужда и жажда наживы тянули казака в эти походы. Важным было и стремление к столь необходимой для воина славе, приобретение необходимых воинских навыков. В походах также происходило сплочение молодых казаков и казаков-новичков, осознание ими своего места в рядах казачьего сообщества.

Зачастую в этих походах объединялись (иногда случайно) отряды из различных казачьих войск.

География подобных походов была самой разнообразной: на Волгу и Урал, в Крым, Турцию и даже Персию.

Наиболее известным в истории является «поход за зипунами» Степана Разина 1667—1669 гг., который вылился в крестьянскую войну 1670—1671 гг. под предводительством Степана Разина.

Источник

Московское государство

Сайт является сборником научных статей и книг по истории Московского государства в XV-XVII веках.

Зипун

Зипун – это старинная одежда, появившаяся в России приблизительно на рубеже XV века. Использовали ее местные жители вплоть до XX столетия. Даль, Ушаков, Ефремова определяют его как русский кафтан с отсутствующим воротником. Ряд историков считает, что крой был позаимствован у восточных соседей. Считается, что само слово произошло от арабского «zabun – куртка.

Первое письменное упоминание костюма встречается в сборнике правил, наставлений начала XVI века: «Домострое». Носить такое облачение было принято в будние и праздничные дни любого времени года.

Постепенно костюм существенно трансформировался. Если изначально зипун носили все сословия, со временем такое платье стало деталью только крестьянской одежды. Плюс с XVII по XIX века донские казаки использовали его как обязательный элемент обмундирования. У них термин приобрел такую популярность, что использовался для обозначения похода за добычей, проще говоря, для разбоя. «Добывать зипуна» ходили разбойники под предводительством Степана Разина, простые казачьи отряды времен Петра I, когда подолгу задерживали жалование.

Как и с чем носили

Платье любого человека, неважно будь он крестьянин или горожанин, должно было состоять из трех частей по «Домострою»:

  • Исподнее. Включало сорочку. Представители сильного пола надевали порты.
  • Комнатное. Комплект полагался для ношения дома, во дворе. У мужчин это: зипун, плюс дополнительные штаны, у женщин: сарафан, верхняя рубаха.
  • Уличное. Представляло собой кафтан или однорядку, в которые облачались перед выходом на улицу.

Хотя правила предписывали иметь три вида облачений, не каждый мог себе его позволить. Поэтому зипун для многих селян, небогатых горожан в XV – XVII веках – это единственная верхняя одежда.

Что представлял собой

В городах и селах шили зипун, как правило, до колена. Редкие модники носили до середины бедра. Воротника не предусматривалось вовсе или в виде невысокой стойки. Некоторые эту деталь пристегивали, меняя по мере загрязнения. Тогда ее называли ожерельем.

Материал использовался различный, выбирался просто по достатку. Стоимость подклада не превышала цены верхней основы. Брали для него легкие ткани. Например, верх был шелковым, а подклад к нему – тафта. Крестьянская часть населения, обычно, шила из грубого разноцветного сукна.

Для производства использовался распашной крой. Получалось полуприлегающее двубортное платье с расширенным книзу силуэтом, с длинными рукавами, которые не всегда были одного цвета с основной частью. Например, кафтан – синий, а рукава у него – серые.

У мужчин запахивалось справа налево. Наряд со временем стал элементом гардероба представительниц слабого пола. Для них запах предусматривался слева направо.

Застегивали на крючки или пуговицы, изготовленные из кожи. Петли тоже были кожаными. Иногда использовали новшество – втышные пуговицы. Их крепили, продевая в прорези.

Подпоясывали на талии кушаком: узел делали спереди, концы заправляли за него же справа, слева.

Редко встречались теплые варианты, изготавливаемые в виде полушубков и телогрей.

Источник

Пиратология: Походы «за зипунами» Стеньки Разина

Всем доброго времени суток! Прежде всего, начнем с пояснения, что же такое походы «за зипунами». Дело в том, что в 17-18 веках казачество не занималось земледелием. Их обязанность состояла в военной службе. Но хлебное довольствие в то время выплачивалось не особо регулярно, иногда даже с годовыми задержками. Казакам ничего не оставалось делать, как совершать набеги на своих соседей.

Отсюда и пошло название — поход «за зипунами». Зипун был частью казацкой или крестьянской одежды и, возможно, был одной из желанных частей добычи. Но отнять его можно было у таких же представителей небогатого сословия. Поэтому рассказы про грабежи богатых купеческих караванов весьма сомнительны.

Перед тем, как продолжить рассказ, хочу напомнить, что по словам иностранных очевидцев, которые упоминаются в статье » Степан Разин: мифы, легенды и заблуждения » говорится, что Разин ставновился тираном, когда выпьет, также он пресекал в своих рядах блуд и казнил так же часто, как и щадил, в том числе и бояр. Казнил он методом голосования, прислушиваясь к народу. Иностранным очевидцам не было дела до разногласий на Руси. А вот отечественным историкам как раз было, как и царским. Поэтому небылиц может быть уйма. А чему верить, решать уже Вам.

Начало похода состоялось в мае 1667 года. К этому времени основной костяк Разина уже сформировался. Численность его войска варьируется между 400-1000 человек. Первыми жертвами стали суда, торговые пути которые проходили по Дону. Следующая цель была Волга.

Читайте также:  Чехлы накидки для кресел автомобиля

Первая стоянка новоиспеченного атамана была на высоких холмах около городка Паншина, который служил приютом для казачьих воровских ватаг. Все попытки царских воевод вернуть на путь истинный Разина оканчивались безрезультатно. В стан к Разину пробраться никто не мог.

Дальше по речке Камышинке отряд Разина перебрался на Волгу, к этому моменту его отряд уже был многочисленным. И благодаря сильной дисциплине воровские вылазки были весьма успешными.

Первой волжской добычей стал караван, идущий от Нижнего Новгорода в Астрахань. Струг (русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка), XI — XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов) со ссыльными казаки не тронули, а вот струг гостя Шорина с казенным хлебом был обчищен. Начальник отряда сопровождения был изрублен, целовальники подвергнуты пыткам, приказчик купца повешен. Также и хозяева других судов были повешены и брошены в воду. Повезло казначею, он был полностью раздет и оставлен на береговом песке.

В конце мая ватага Разина подошла к Черному яру. Кровопролития не было, казаки и ратники заключили безмолвное перемирие. Дальше Разин двинулся к Бузану. Здесь тоже была попытка вразумить вольного казака, но закончилось все ранением воеводы Семена Беклемишева.

Уже где-то в окрестностях у города Яик произошел разлад в войске Разина. Некоторые вновь примкнувшие стрельцы отделились и пошли на Астрахань, позже они и были зарублены и сброшены в воду.

Ближе к осени ватага переместилась в устье реки, в урочище Емансуга. Здесь путь отмечен разгромом местных татар, захватом женщин и детей в полон. Хотя это возможно и миф, так как ватага Разина была дисциплинирована, а из записок Стрейса говорится, что Разин пресекал блуд. Дальше Разин отправился в Яик на зимовку.

Холода вольные люди пережили благодаря дружбе с калмыками. Также там была и попытка захватить стан Разина. В наказание за попытку раздора и привлечения калмыков к захвату разинской стоянки заговорщики были казнены.

Зимнее затишье закончилось в марте 1668 года. Поход «за зипунами» был продолжен, но уже переместился на морские просторы. Все, что известно об этом, мы можем только прочитать из записей очевидцев, так как в этот период в летописях и отечественной истории ничего не сказано.

На то время прибрежные территории нельзя было назвать дружественными. Переход в мусульманскую веру, захват в рабство, торговля рабами, грабежи торговых судов были для них нормой.

Первый удар пришелся на Дагестан. Не сумев взять город Тарки, Разин направился к Дербенту. За год налетов часть Дербента, Баку, Шарбан превратились в развалины, при этом потери со стороны Разина были минимальные. Любое сопротивление заканчивалось плачевно для жителей этих городов.

Далее по истории будет у Разина персидский период: битва у Свиного острова, разгром персов и взятие в жены персидской княжны, которую потом Разин утопит в Волге. После чего в 1670 году Разин станет национальным героем и, считай, первым революционером в истории.

На этом все, всем спасибо за внимание и до скорой встречи!

Источник

Откуда пошло выражение «зипуна добывать»?

Выражение «зипуна добывать» появилось еще в царской России. Слово «зипун» — пришло к нам из греческого языка и означает полукафтан. Такую верхнюю одежду носили и мужчины и женщины. Зипуны были добротной одеждой и на каждый и на праздники. Шили их из крепкого плотного сукна. В начале 18 века зипун становится частью одежды донского казака.

Первоначально фраза «добывать зипуна» не имела в в виду банальный грабеж с большой дороги. Казаки и беглый люд подавались на Волгу, на Азов, на Крым и в другие места, чтобы останавливать иноземцев в дорогих жупанах (или в зипунах) для получения от них выкупа. На те деньги выкупали русских пленных.

Позднее в походы «за зипунами», т. е. в рейды и вылазки по добыче денег и продуктов отправлялись казаки. Петр I обязал казаков служить воинскому делу. До этого казаки сами пахали землю и кормили свои семьи. Находясь на царской службе, они должны были получать жалование. Но как водится, денег в государственной казне вечно не хватало. Порою воинским людям не платили по нескольку лет. Приходилось жить по принципу «Кто смел, тот и съел».

Чтобы прокормить себя и свои семьи казаки волжские, уральские, донские, запорожские отправлялись в «походы за зипунами» — за добычей, промышляя грабежом. Пешком и на стругах шли на Дон, на Волгу-Матушку, в Крым, иногда в польские и белорусские земли, и даже в Персию (нынешний Иран).

Самые знаменитые рейды «за зипунами» совершали казаки под руководством атамана Степана Разина. К атаману бежали и от побоев и непосильной работы крепостные крестьяне. Постепенно у Разина была целая армия. Его вылазки постепенно обернулись известным печальным событием — Крестьянской войной (1670 -1671).

Народ тянулся к нему. Совместные вылазки в азербайджанские, астраханские и другие земли Средней Азии сулили богатую добычу. А невыносимая жизнь беглых, бывших холопов, спасавшихся от боярского кнута, заставляла людей по всей России идти «зипуна добывать», подаваться в разбойники.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ:

Источник

Поход за зипунами Степана Разина

Сведения о событиях в допетровской Руси можно почерпнуть только из сохранившихся летописей и устного народного творчества. Но летописи содержат лишь хронологию событий и краткие описания, которые часто зависели от взгляда власть имущих на происходящее. Народный эпос не всегда достоверно окружает некоторых участников событий только ореолом справедливости, отваги, героизма. Также преподносятся в нем и события восстания Степана Разина. В частности предшествовавший ему поход за зипунами.

Все доступные сегодня сведения, которые содержатся в официальных источниках о истории создания Русского государства, собраны по крупицам именно из летописей и народных преданий. Наиболее полное отражение периода походов и восстаний вольного казачества можно найти в исследованиях историка Н. И. Костомарова.

Толковать приведенные в его исследованиях факты можно различно. Как положительных высказываний о воровских походах, так и отрицательных, в книгах предостаточно. И так, посмотрим, так ли безобиден и необходим был поход за добычей в 1667-1669 годах.

Что такое походы за зипунами

Казачество в 17-18 веках не занималось земледелием. Их обязанностью была военная служба. Естественно за вознаграждение. Но хлебное довольствие в то время выплачивалось не только не регулярно, но иногда с годовыми задержками. Казаки и беглая крестьянская голыдьба, скопившая на Дону, нашли такой источник в добыче от набегов на соседей.

Читайте также:  Худи как у леди дианы

Почему вынужденный разбой стали называть походом за зипунами? Зипун был частью казацкой или крестьянской одежды и возможно был одной из желанных составляющих добычи. Но отнять его можно было только у представителей такого же весьма небогатого сословия. Поэтому рассказы, что грабились только богатые купеческие караваны, весьма сомнительны.

Первая часть похода

Началом похода называется май 1667 года. Но к этому времени основной костяк отряда Степана Разина был уже сформирован. В различных источниках его численность указывается от 400 до 1000 человек. Первыми жертвами грабежей стали суда, торговые пути которых проходили по Дону. Следующей целью разинской ватаги была Волга.

Первую стоянку отряд выбрал на высоких холмах около городка Паншина, который, как и Рада, уже давно служил приютом для казачьих воровских ватаг. Попытки вернуть на путь истинный новоиспеченного атамана вольного войска со стороны царского воеводы и духовных особ закончились безрезультатно. В стан к Разину пробраться никто не смог.

Далее, вероятно по речке Камышинке, разинский отряд перебрался на Волгу. К этому времени он был уже достаточно многочисленным. Как и полагается в казацком войске, отряд делился на сотни, десятки, со строгим подчинением начальству. Благодаря такой дисциплине воровские вылазки были достаточно успешными.

Весенний караван, плывший из Нижнего в Астрахань, стал первой волжской добычей. Струг со ссыльными казаки не тронули, а вот струг гостя Шорина с казенным хлебом был обчищен.

Начальник отряда сопровождения был изрублен, целовальники подвергнуты пыткам, приказчик купца повешен. Не менее страшная участь постигла и хозяев других судов. Они были повешены, заколоты или брошены в воду. Самое малое наказание получил казначей. Его просто оставили раздетым на береговом песке.

Сегодня это нам кажется крайне жестоким. Но в то время видимо было обычной пиратской практикой. Большая часть, а возможно все ссыльные стрельцы и ярыжники с захваченных судов перешли в отряд к Степану Разину.

В конце мая, начале июня уже тридцать стругов с отрядом Разина подошли к Черному Яру. Ожидаемого кровопролития не произошло. Казаки и ратники в городе заключили безмолвное перемирие. Далее путь разинских соратников лежал вниз по реке к Бузану. Здесь тоже была предпринята попытка вразумить вольного казака. Результатом стало ранение воеводы Семена Беклемишева. После его рассказов о мучительных пытках с подвешиванием на мачте попытки вернуть в родное лоно жестоких разбойников закончились.

Как все события восстания Степана Разина, так и этот поход показали, что в воинской смекалке, знании тактики, стратегии противника атаману не откажешь. До городка Красный Яр у места впадения Волги в Каспийское море отряд добрался по небольшому протоку Бузани. Далее тоже по одному из многочисленных рукавов, в город Яик. О грабежах или погромах в городе не известно. Но его стрелецкого голову Ивана Яцына атаман приказал казнить за неудачную попытку захвата части ватаги.

Здесь упоминается о первом разладе в казалось бы уже сплоченном войске. Некоторые вновь примкнувшие стрельцы отделились и пошли на Астрахань. После безрезультатных уговоров о возврате большая часть их была зарублена и сброшена в воду. Кстати сказать, все уверения в доброй воле новых кандидатов на вступление в отряд заканчивались одинаково. Добрая воля на деле была похожа на принуждение под угрозой смерти.

Уже ближе к осени ватага переместилась в самое устье реки, в урочище Емансуга. Здесь ее путь отмечен разгромом местных татар, захватом женщин и детей в полон. Порезвившись в степях, Степан Разин с командой отправился в Яик на зимовку.

Холода вольные люди пережили благодаря неожиданной дружбе с калмыками, разбившими свой стан неподалеку. Удачной торговле между ними не смогли помешать даже попытки привлечь калмыков к захвату разинской стоянки. В наказание за попытку раздора были казнены переговорщики, отправленные воеводой в стан врага.

Вторая часть похода

Зимнее затишье закончилось в марте 1668 года. Поход за зипунами был продолжен, но переместился уже на морские просторы. В летописях за целый год нет ни одного точного упоминания о промысле отряда Разина на Каспии.

Все, что известно об этом периоде, взято из устных повествований. Насколько они правдивы, не известно.

В то время прибережные территории нельзя было назвать дружественными. Принуждение к переходу в мусульманскую веру, захват в рабство, торговля рабами, грабежи торговых судов там были нормой.

Первый удар участников похода за зипунами пришелся на Дагестан. Не сумев занять город Тарки, казаки направились к Дербенту. Естественно этот поход сопровождался грабежами и насилием.

Часть Дербента, Шабран, Баку более, чем за год постоянных налетов постепенно превращались в развалины. При этом потери казаков были минимальны. Сопротивление, которое оказывали жители городов, преодолевалось без труда. Наказание было жестоким. Грабились все без разбора, от купцов, до беднейших крестьян. Разрушенные дома, забитый скот, уведенные в плен женщины и дети. Все это казацкий поход на Каспий.

Персидский период

Разорив северную часть побережья, отряд Разина, в котором к тому периоду насчитывалось больше шести тысяч казаков, двинулся к персидским берегам.

Здесь проявилась хитрость предводителя казачьего войска, о которой упоминают почти все его современники. Оценив превосходство сил, которые ждут подхода отряда к городу Раша, Разин предложил переговоры.

Трудно сказать почему иранские правители на них согласились. Не может быть, чтобы слухи о казачьих набегах на Дербент и Баку не достигли этих берегов. Но факт остается фактом, переговоры состоялись. Только результат их был не таким, как ожидали городские правители. Захват в заложники хана Будара дал возможность обосноваться на пристани и даже получать ежедневное денежное довольствие.

Можно было ожидать, что идиллия долго продолжаться не сможет. Пьянство до добра не доводит. И по одной из версий оно стало причиной бегства казаков из Раши. Пьяные вояки стали легкой добычей городских жителей. Избитые до полусмерти они ретировались на свои суда, а позже и совсем из города. Есть упоминания, что после первой победы над казаками персы осмелели и сделали несколько удачных морских вылазок для вытеснения их судов с окрестных вод.

Следующая пристань казачьего войска, порт Фарабат был не столь гостеприимен. Результатом сопротивления явился настоящий погром. Разрушенные и сожженные здания, многочисленные пленники, убитые. По другой версии часть жителей ушла в горы, но поверив «правдивым» заверениям послов из войска Разина вернулась. Такая же страшная участь ждала их уже через несколько дней.

Читайте также:  Как связать носки крючком для начинающих пошагово с носка

Единственные жители, которых Разин приказал не трогать, это христиане. Их точное происхождение не известно. Скорее всего они были потомками привезенных в Персию пленников.

Зимовка казаков прошла в Фарабате, вернее на одном из окрестных островков. Здесь была сделана попытка создать поселение из пленников христиан. Почти все обмененные на заложников христиане верили в освободительную миссию казаков и пополняли ряды вольного отряда.

К этому же периоду относятся попытки осесть на Каспии легально. Послы во многих городах, в том числе и в городе Испагани, рассказывали привычную сказку о тиране московском правителе, от которого сбежали все казаки, приплывшие с Разиным на Каспий.

Не всегда заверения в мире и добрых намерениях принимались на веру. Слухи о событиях в Раше, и даже в Дербенте уже достигли ушей всех жителей окрестных территорий. В это же время подоспело и официальное известие от московского правителя о настоящих целях беглых казаков.

Подготовить боеспособный флот для зимней атаки на незваных чужеземцев в Персии не успели. Казаки с началом весны направились в сторону Трухменских земель, где и продолжили список своих «побед».

Финал похода Разина за зипунами

Опустошив прибережные улусы, казаки направились обратно, к своей базе в Фарабате. Здесь их уже ждали подготовленные за зиму-весну войска и черкесские наемники. Впрочем, даже финал похода, переросшего в начало цепочки событий восстания Степана Разина, можно считать достаточно успешным.

Из семидесяти судов под предводительством Менеды-хана, были потоплены почти все. Во всяком случае, как утверждают предания, только три судна с ханом на борту одного из них спаслись бегством. По одной из версий возможность одержать легкую победу дала ошибка персов. Пытаясь окружить казаков, они сцепили свои суда прочной цепью. Подбитые суденышки тянули за собой на дно сразу нескольких соседей.

Добыча была более, чем шикарной. Кроме персидских тканей, золота, драгоценностей, в руках казаков оказались сын персидского Менеды-хана и его сестра. Именно о ней поется в песне о Стеньке Разине. Говорят, что атаман, взяв ее в наложницы, действительно привязался к прекрасной персиянке. В песне красавицу атаман бросает за борт, как было на самом деле не известно.

Но вся эпопея с походом закономерно подходила к ожидаемому концу. Большие потери в боях с ханскими войсками и при набегах на улусы, гибель двух верных соратников заставили атамана задуматься о возвращении на родину.

К потерям прибавились новые невзгоды. После победы над ханским флотом прекратилась любая поддержка по стороны местных жителей. А это постоянное отсутствия хлеба и другого продовольствия, пресной воды.

Скорее всего, первоначальной целью Разина было достижение славы, но не на чужбине, а в родном отечестве. Поход за зипунами всего лишь средство получения желаемого богатства, которое нужно для привлечения огромного количества соратников. Поэтому решение о возврате не было спонтанным и вынужденным.

Не ожидая подготовки новых сил для обороны персидских берегов, казаки направились в обратный путь. Маршрут был известен, через Волгу. О том, как проходило возвращение домой можно только догадываться. Для добывания провизии и воды был только один путь, это набеги на прибережные поселения.

Возвращение в Астрахань было обставлено с подобающей разгульным казакам помпезностью. Разбрасывание золота, подарки, гуляния продолжались не один день.

После переговоров с главой Астрахани казаки получали возможность выдвинуться на Дон, отдав при этом вооружение, часть добычи и всех пленников. Но Разин остался верен себе, проигнорировав обещание.

Благородный рыцарь или обычный пират?

Определенный образ благородного разбойника, созданный в песнях и преданиях, меркнет при ближайшем рассмотрении. Во всяком случае, поход за зипунами нельзя назвать вынужденной добычей пропитания. Нет нигде упоминаний о том, что добыча, доставшаяся казакам при набегах, раздавалась нуждающимся. Нет даже фактов, что казаки, участвовавшие в походе, возвращались к семьям и приносили им трофеи. Есть только сведения о том, что местом приюта вольных казаков перед основным восстанием стал Кагальницкий городок.

То, что каждый из набегов, особенно при выходе отряда на морской промысел, сопровождался насилием, тоже есть немало фактов. Сожженные и разрушенные города это только часть айсберга. Подлинно не известно количество убитых и плененных, так же как и дальнейшая судьба пленников.

Как во время похода, так и во время основных событий восстания Степана Разина, попытки уйти из войска или отказы в него вступить сопровождались угрозами и убийствами.

Никаких целей для улучшения жизни казачьего сословия на этом этапе восстания не ставилось. Каждый из участников воровских ватаг действовал только в собственных интересах.

Да и самого атамана нельзя было назвать остро нуждающимся в срочном пополнении запасов провианта. Родился он в семье зажиточного казака Тимофея Рази. Некоторые называют причиной агрессивности Степана в зрелом возрасте убийство брата, самовольно покинувшего службу. Эту же причину называл и сам Степан на допросах в суде перед казнью.

Но, тем не менее, этот агрессивный нрав или жажда мести никак не проявлялись до 35 лет. И только в зрелом возрасте Степан Разин подался в поход за зипунами. Скорее всего, это была обдуманная подготовка к основному восстанию и проверка боеспособности казачьего войска.

К тому времени он уже имел большой опыт в ведении переговоров от лица Донского казачества, участвовал в боевых действиях против Османской империи, в походах на Крымское ханство. Поэтому его предводительство в походе казачьей голытьбы по какой-то иной причине логически не объяснимо.

Первый же результат похода, блокировка торговых путей на Волге негативно сказался на развитии сразу нескольких городов Руси и отношениях с другими странами. О негативных последствиях разбойных гулянок казаков в Каспийском море история умалчивает. Но вряд ли этот вклад был позитивным.

Но песни о благородстве Стеньки Разина поют до сих пор. И возможно до сих пор многие считают его благородным рыцарем своей эпохи.

Кто знает истину? Все летописи или иные письменные источники тех времен отражают точку зрения власть имущих. А народному эпосу чужды точная хронология или объективная подача причин и следствий поступков воспеваемых героев.

Источник